Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

муз
Курсовая | 29.09.2014, 19:25

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление
Введение    3
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста    7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста    7
1.2. Методические аспекты музыкального воспитания детей среднего дошкольного возраста    13
1.3. Педагогические условия развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста    21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста    28
2.1. Цель, задачи и методы опытно-экспериментальной работы    28
2.2. Реализация педагогических условий развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста    34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы    41
Заключение    44
Список литературы    45

 
Введение
В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру. Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. 
Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, Н.А. Метлов, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, П.Н.Якобсон и др.). 
Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. 
Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. 
Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. 
Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана прежде всего с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения.
Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык интонаций народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают "интонационный словарь" (Б.В. Асафьев) произведений разных эпох и стилей.
Опыт же, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А.И. Еатинене, Т.С. Комарова, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова,  Т.Н. Таранова и др.).
Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. В ряде работ последних лет (Е.А. Дубровская, А.И. Катинене, О.П. Радынова, P.M. Чумичева, Л.Н. Школяр и др.) показана возможность музыкального развития детей на произведениях классического наследия разных стилей и эпох. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.
Анализ исследований, касающихся данной проблемы, дает нам основание утверждать, что реальное влияние воспитания на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей среднего дошкольного возраста остается одной из малоизученных педагогических проблем. Исследования по данной проблеме проводятся в основном в младших и старших группах детского сада.
Исходя из того, что недостаточно разработана методика развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста, мы считаем тему нашего исследования актуальной.
На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста?
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста (по программе «Из детство в отрочество»).
Объект исследования: эмоциональное отношение к музыке у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

    на занятиях по музыкальному воспитанию ставится задача по формированию эмоциональной отзывчивости детей;
    используется разнообразный репертуар;
    проводится совместная работа с родителями по музыкальному воспитанию.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1.    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.
2.    Раскрыть методические аспекты музыкального воспитания детей среднего дошкольного возраста.
3.    Определить педагогические условия развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста.
4.    Выявить уровень развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
5.    Организовать работу по реализации педагогических условий развития эмоционального отношения к музыке.
6.    Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая основа исследования базировалась на положениях: о роли искусства в формировании духовных ценностей человека (Б.В. Асафьев, Л.С.Выготский, М.С.Каган, Б.М.Теплов и др.); о закономерностях функционирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, П.М.Якобсон и др.); о роли эмоций в восприятии произведений музыкального искусства детьми (Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались различные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, обследование, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и педагогами. Основным методом являлся педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР № 453 г. Челябинска.
 
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Эмоциональная сфера ребенка играет важную роль в приобретении личного опыта, а также является важнейшим показателем его личностного развития.
В дошкольном возрасте, согласно представлениям А.В.Запорожца, Я.З.Неверович, происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, дети овладевают выражением эмоций, что оказывает существенное влияние на их поведение и деятельность. Задержка в развитии этого умения происходит у детей, находящихся в неблагоприятной среде, когда у ребенка формируются стабильные отрицательные эмоциональные переживания - тревога, чувство неполноценности [28, с.53].
В работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, А.В.Запорожца мы находим указание на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов поведения. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, сферу своей социальной жизни, эталоны, сопоставление с которыми определяет эмоциональное оценивание явлений как привлекательных или отталкивающих, как добрых или злых, как красивых или безобразных (Д.И.Фельдштейн) [3, с.11].
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.
Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т.д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.
Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет. 
Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Этот вопрос подробно изучен А.М.Щетининой (1984) на детях 4-5 и 6-7 лет. Ею были выявлены типы восприятия эмоций по экспрессии, которые могут рассматриваться и как уровни развития этого умения [3, с.239].
    Довербальный тип. Эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации («он, наверное, мультик смотрит»).
    Диффузно-аморфный тип. Дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко («веселый», «посмотрел и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона эмоции еще не дифференцированы.
    Диффузно-локальный тип. Воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).
    Аналитический тип. Эмоция опознается благодаря выделению элементов экспрессии. В подавляющем числе случаев дети опираются на выражение лица, а не позы.
    Синтетический тип. Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а целостное, обобщенное («злая она, потому что вся злая»).
    Аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у нее все лицо такое - глаза веселые и рот»).
Нужно отметить, что восприятие эмоциональных состояний детьми 4-5 лет происходило во многих случаях только после подсказки экспериментатором конкретной ситуации, породившей данную эмоцию. Собственный эмоциональный отклик (эмпатия) проявлялся детьми как 4-5 лет, так и 6-7 лет чаще всего при восприятии эмоций гнева, грусти и страха.
Для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение эмоций другого человека по его речи (Манеров, 1993). Задержка в развитии этого умения происходит у детей из неблагополучных семей, когда у ребенка формируются стабильные отрицательные эмоциональные переживания (тревога, чувство неполноценности). Очевидно, это приводит к снижению контактов в общении и, как следствие, к недостаточному опыту в восприятии эмоций других. У этих детей недостаточно развита и эмпатия.
В преддошкольном возрасте (по данным Л.Небжидовского), в 6-7 лет завязываются дружеские отношения между детьми, хотя ясного понимания дружбы еще нет; понятия доверительных отношений и взаимности для детей этого возраста слишком сложны. Тем не менее с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4- и 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются правил, соответствующих дружеским взаимоотношениям (Gottman, 1983).
Часто в дошкольном возрасте возникают различные эмоциональные нарушения. Г.М.Бреслав к эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте относит [3, с.5]:
    отсутствие эмоциональной децентрации - ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений;
    отсутствие эмоциональной синтонии - ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного;
    отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции - ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания («Это я сделал») и способностью эмоционально возвращаться в прошлое [21, с.52].
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Итак, ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: освоение социальных форм выражения эмоций; формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов.
Н.Ежкова, автор этой системы, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой - акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим [19, с.245].
Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:
1.    собственно-эмоциональное развитие;
2.    опосредованно-эмоциональное развитие.
Собственно-эмоциональное развитие - это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.
Собственно-эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование, представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.
Опосредованно-эмоциональное развитие - это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать прежде всего поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциогенные ситуации.
Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условиями для этого будут:
1.    Формирование ценностных представлений: 
    нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость); 
    интеллектуальных (истина, знание, творчество); 
    эстетических (красота, гармония); 
    социальных (семья, этнос, отечество); 
    валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон); 
    материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда). 
2.    Использование приемов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания. 
Существует и другой аспект проблемы эмоционального развития детей в системе образования детей дошкольного возраста, актуализирующий противоречие между теоретическими достижениями научных школ и их практическим воплощением.
Таким образом, к 6 годам завершается период дошкольного детства. Одна из основных задач родителей и педагогов - заложить помимо необходимых знаний и умений гуманное, человеческое начало в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети 6 лет: испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц; обладают устойчивым чувством «я», уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей; способны к сопереживанию; контактны и общительны.
 
1.2. Методические аспекты музыкального воспитания детей среднего дошкольного возраста
В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А. Ветлугиной, изданной в 1981году. Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. 
В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой), небольшими подгруппами и индивидуальные. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.
Репертуар по слушанию музыки в программе Н. А. Ветлугиной строится на произведениях советских композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д., но репертуар по слушанию не выписан и точно не определен.
Есть определенные недостатки, которые выявились в процессе реализации данной программы: нецелесообразность обучения абсолютной нотации, ограниченность музыкального репертуара для слушания музыки. Вероятно, поэтому данная программа в настоящее время используется мало, то ли считаясь «устаревшей», то ли под натиском новых более узко направленных современных программ [13]. 
В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, для педагогов существует возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей. 
В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «Росинка» (от 3 до 7 лет), «Красота - радость - творчество» (от 2 до 7 лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от 3-10 лет), «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире бального танца» (от 5 до 7 лет), «Путешествие в страну хореографию» (от 4 до 7 лет), «В мире музыкальной драматургии» (от 3 до 7 лет), «Волшебный мир театра» (от 5 до 7 лет), «Театр- творчество – дети».
Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей. К ним можно отнести такие программы, как «Оберег» (от 2 до 7лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10лет), «Горенка» (от 4-7лет). 
Отдельным видам детской музыкальной деятельности посвящены программы: «Элементарное музицирование с дошкольниками» (от 5 до 7 лет), «Играем в оркестре по слуху» (от 5 до 7 лет), «Оркестр в детском саду» (от 4 до 7лет), «Ритмическая мозаика» (от 3 до 9лет), «Топ-хлоп, малыши» (от 2 до 3 лет), «Музыкальные шедевры» (от 3 до 7лет).
В программе «Из детства в отрочество» основная задача - ввести ребенка в мир музыки, вызвать эмоциональный отклик на нее, способствовать развитию интереса к музыке, развитию музыкальных и творческих способностей, создавать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями создает благоприятные условия для развития творческой личности, эстетических эмоций, эстетического отношения к окружающему миру, к искусству.
В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Музыка - искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.
Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных дошкольников по программе «Из детства в отрочество» является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так складывается основополагающий принцип программы - принцип художественности [5]. 
Чтобы приобщение ребенка к музыке состоялось, взрослым (педагогам и родителям) необходимо знать:
    что такое музыкальность и как она проявляется в дошкольном детстве;
    как сформировать слушательские способности;
    как воспитать у детей любовь к музыкальной исполнительской деятельности: пению, движениям под музыку, музицированию на инструментах;
    как развить музыкально-творческие способности.
Музыкальность - сложное структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Эмоциональный компонент формируется от эмоционального отклика на звучание музыки у трех-четырехлетних детей до направленного интереса к музыке и музыкальной деятельности у семилетних детей. Интерес проявляется в эстетических оценках и суждениях, возрастающей познавательной и слушательской активности, глубине эмоциональных переживаний.
Слуховой компонент для удобства обозначим как три ведущие музыкальные способности: мелодический слух, чувство ритма и ладовое чувство. Мелодический слух проявляется в относительно точном запоминании попевок, мелодий, отдельных выразительных интонаций. Ладовое чувство характеризуется умением настроиться по вступлению, отдельному звуку, чувствовать начало и окончание музыкальных фраз. Чувство ритма проявляется в точных координированных действиях (хлопки в ладоши, движения под музыку), в реакциях на смену частей музыки (медленная - быстрая, танец - марш).
Развитию основных музыкальных способностей во многом способствует накопление музыкально-сенсорного опыта детей, т. е. способностей различать звуки по высоте, длительности, динамике и тембру.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребенка любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать ее содержание, развить фантазию и воображение. Решение этой задачи открывает большие возможности как для музыкального руководителя, так и для всего педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Программа раздела по музыкальному воспитанию построена по возрастному принципу и включает возрастные характеристики и задачи музыкального развития детей от 1 года до 7 лет в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Общие задачи программы условно могут быть сгруппированы следующим образом:
1.    Задачи нравственно-эстетического развития детей средствами музыкального искусства (накопление музыкального опыта и обогащение музыкальных впечатлений, овладение знаниями и представлениями о музыке как искусстве и средстве отображения явлений и предметов окружающего мира).
2.    Задачи, направленные на развитие у детей музыкальных способностей (воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие звуковысотных и музыкально-слуховых представлений, чувства ритма).
3.    Задачи, связанные с формированием различных видов музыкальной деятельности, а также с усвоением определенных способов действий, необходимых для успешного развития каждого из видов музыкальной деятельности.
4.    Задачи социально-личностного развития, связанные с развитием интереса к музыке, развитием музыкальных предпочтений, музыкального мышления, самореализацией в музыкально-творческой деятельности, развитием положительных личностных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в процессе этой деятельности.
Эти задачи конкретизируются и постепенно усложняются в соответствии с возрастными особенностями детей (таблица 1).
Таблица 1
Задачи музыкального развития детей пятого года жизни (программа «Из детства в отрочество»)
В семье    В ДОУ
    Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений; формировать восприятие музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театром; в условиях совместного восприятия музыки обсуждать содержание музыкального произведения, характерные особенности его звучания, воспитывать нравственно-эстетическое отношение детей к музыке. 
    Поощрять певческие проявления детей, вызывать желание самостоятельно и совместно со взрослыми исполнять знакомые песни, доступные по содержанию и музыкальному языку (несложные мелодии с простым ритмическим рисунком в удобном для детского голоса диапазоне); оберегать детский голос от неоправданных нагрузок (не предлагать петь «взрослые» песни с большим диапазоном мелодии), способствовать профилактике простудных заболеваний; формировать любовь к песне, к пению в процессе совместного исполнения песен в семейном кругу; создавать игровые ситуации для песенных импровизаций детей: звукоподражаний, импровизации имен, несложных фраз, знакомых стихотворных строчек. 
    Поддерживать интерес детей к движениям под музыку, создавать ситуации для танцевальных импровизаций, подвижных игр под инструментальную музыку и под пение взрослого; использовать музыку для выполнения физических упражнений (утренней гимнастики, лечебной физкультуры). 
    Обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и др.) и инструментах детского оркестра (металлофон, триола, треугольник и др.).    В восприятии музыки
    Способствовать формированию основ музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического отношения детей к музыке. 
    Накапливать музыкально-слушательский опыт, обогащая его восприятием доступных произведений русской и зарубежной классической, народной и современной музыки. 
    Формировать познавательные интересы в связи с восприятием музыки разного характера, настроения, видов, жанров. 
    Формировать элементарные представления о звуковысотности, средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры). 
    Учить сравнивать музыкальные произведения по контрасту, по сходству характера звучания, давать им собственную оценку. 
    В пении
    Поддерживать интерес к певческой деятельности, желание исполнять знакомые детские песни совместно со взрослым, со сверстниками и самостоятельно; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающему на основе содержания песен.
    Развивать певческий голос, постепенно расширять певческий диапазон; формировать элементарные певческие навыки (чистоту интонации, правильное дыхание, точную дикцию, правильное звукообразование) и навыки хорового пения; учить петь выразительно, передавая определенные чувства, соответствующие музыкально-образному настрою песни.
    В ритмике
    Учить двигаться под музыку четко, ритмично, согласуя свои движения с ее характерными особенностями, реагируя на изменение темпа, ритма, динамики, смену частей музыкального произведения; выразительно передавать музыкальный образ. 
    Учить различать жанры музыки (полька, плясовая, марш, колыбельная). 
    Способствовать овладению детьми навыками гимнастических, танцевальных и образно-игровых движений.
    Обучать лексике танцевальных движений (пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу), учить овладевать движениями с предметами (цветами, султанчиками и т. д.). 
    В игре на детских музыкальных инструментах 
    Расширять знания и представления детей об отдельных инструментах симфонического и народного оркестров. 
    Формировать навыки исполнительства на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра (бубен, барабан, треугольник, маракасы, тарелки, металлофон) и народного оркестра (ложки, трещотка, бубенцы).
    В творчестве 
    Развивать творческое воображение детей в процессе восприятия музыки, предлагая им передавать свои впечатления о музыке вербально (например, в сочинении маленьких сказок, рассказов), в рисунках, в движениях под музыку.
    Стимулировать певческие импровизации, предлагая творческие задания типа «музыкальные вопросы и ответы», сочинение колыбельной, плясовой для куклы и др.
На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально-слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично-веселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.
Словарный запас у детей пока невелик, вместе с тем они способны не только внешне эмоционально реагировать на музыку, но и вербально давать оценку ее звучанию, используя такие определения, как, например, музыка «веселая», «грустная», «нежная», «смешная», «тихая» и др. [11]
Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе особенно помогает применение разнообразных музыкально-дидактических игр и пособий. Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые проявляются в более активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре-си первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция.
Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. Двигаясь под музыку, они начинают более осознанно различать отдельные элементы музыкальной выразительности (изменения темпа, ритма, динамики), различают простейшую двух- и трехчастную форму, танцевальные жанры (плясовая, полька), начинают чувствовать развитие музыкального образа, характерными движениями передают некоторые особенности звучания. Овладевают запасом гимнастических движений, несложными танцевальными движениями, характерными для плясовой и польки. Активно проявляют себя в музыкальных играх, создавая образы птиц, зверей как по подражанию взрослому, так и самостоятельно. Вместе с тем точность, ритмичность, выразительность движений под музыку ограничены.
У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных плясках и, по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.
Растет интерес детей к такому виду деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. Дети уже знакомы со многими ударными инструментами и владеют простейшими способами игры на них. На пятом году жизни начинается систематическое обучение игре на мелодическом ударном инструменте - металлофоне. Кроме того, дети продолжают осваивать игру на таких инструментах, как кастаньеты, треугольники, а также на инструментах народного оркестра (ложки, трещотки, бубенцы и др.).
Итак, приоритетным направлением в музыкальном развитии современных дошкольников по программе «Из детства в отрочество» является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Так складывается основополагающий принцип программы - принцип художественности. 
 
1.3. Педагогические условия развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста
К педагогическим условиям развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста мы относим:
1. формирование эмоциональной отзывчивости детей;
2. использование разнообразного репертуара на занятиях;
3. совместная работа с родителями по музыкальному воспитанию.
Рассмотрим содержание данных педагогических условий.
1. Формирование эмоциональной отзывчивости детей
В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают:
    как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д. 
    как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие; 
    как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений. 
Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается:
    как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров; 
    как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; 
    как способность эмоционального сопереживания музыке;  
    как эмоциональный отклик на произведения искусства [18].
Эмоциональная отзывчивость выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности. Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека. 
Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Эстетическое воспитание направлено на развитие умений дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств воспитания является музыка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова). 
Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. «Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку [6]».
Н.А. Ветлугина отмечает, что эмоциональное переживание тесно связано с художественным образным мышлением [2].
В.П. Анисимов говорит, что «эмоциональная отзывчивость на музыку это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки…» [1, 5]. Он утверждает, что эмоциональное переживание человека предусматривает проявление:
    направленности переживания: позитивного или негативного;
    активности, т.е. степени выраженности состояния: слабо, умеренно, сильно;
    насыщенности, т.е. дифференцированности, детализации, разработанности оттенков, нюансов состояний, определяющих творческий характер мыслеобраза. 
З.Р. Гайлите, исследуя динамику психофизиологических реакций на музыку, установила, что одни слушатели переживают музыку на всем протяжении ее звучания, у других эмоциональный отклик во время звучания музыки приглушен и ее переживание наступает тогда, когда произведение уже отзвучало.
По данным Ю.А. Цагарелли (1981), эмоциональная отзывчивость музыкантов-исполнителей на музыку отрицательно связана с силой нервной системы (отзывчивость выше у лиц со слабой нервной системой) и положительно с лабильностью нервной системы.
В.И. Петрушин, развивая эту мысль, говорит о том, что «эффект, производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания, и как складывался его музыкальный опыт. Имеется много данных, говорящих о том, что эмоциональная отзывчивость на музыку и особая потребность в ней связана не только с наличием музыкальных способностей, но и с уровнем нейротизма» [4, 55].
В исследованиях П. Фресса и Ж. Пиаже отмечается, что «хорошими слушателями нередко оказываются те, у кого в личной сфере можно наблюдать разного рода конфликты» [7].
Первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова). С первых месяцев нормально развивающейся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.
Дети пятого года жизни имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
Б.М. Теплов считает, что эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения. 
Эмоциональная отзывчивость на музыку не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Как сказал Б.М. Теплов «она проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент музыкального слуха) и чувстве ритма (способность активно переживать музыку)» [6, 211]. 
Ладовое чувство – это способность эмоционально отзываться на общий характер произведения, смену настроений в нем, чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым). Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. 
Б.М. Теплов считает, что в процессе восприятия ладовое чувство может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте характерным проявлением ладового чувства являются любовь и интерес к музыке [6, 211]. 
Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания музыки, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), т.к. у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых, просьбах повторить произведение, наличие любимых произведений и т.д. В какой-то мере показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»). [6, 211]. 
Наряду со слушанием музыки музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляют основу эмоциональной отзывчивости на музыку. 
Поскольку восприятие музыки – это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т.д.). К показателям развитости чувства ритма относятся соответствие движений характеру и ритму музыки, выразительность движений. 
М.Л. Палавандишвили отмечает, что ритмически упорядоченные движения под музыку являются лучшим средством развития эмоционального отклика на воспринимаемую музыку и формируют чувство ритма [3].
Способность эмоционально отзываться на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.
Важно, чтобы содержание музыки было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Доступность содержания музыки понимается не только как использование близких детям программно-изобразительных средств и образов (природа, сказка, образы животных и т.д.), но, прежде всего – как соответствие чувствам, которые дети способны пережить в данный момент в том или ином возрасте.
2. Использование разнообразного репертуара на занятиях
Ведущим видом деятельности детей является слушание-восприятие музыкальных произведений. Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. Для этого следует частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального произведения. Эстетическое сознание детей формируется в соответствующих возрастных границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.
Сформировать интерес детей к исполнительской деятельности и способствовать осознанному и эмоционально-выразительному исполнению возможно только через саму музыку - народную и композиторскую. Известные педагоги-музыканты Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных произведений для детей:
    художественность;
    доступность;
    воспитательная направленность.
Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков - М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.
Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков - Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов - М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно-образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.
Чувства, воплощенные в музыке, «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). 
Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с действительностью, воспринять многообразие форм проявления и бытования музыкальной культуры.
3. Совместная работа с родителями по музыкальному воспитанию
Основной упор в программе «Из детства в отрочество», в отличие от многих уже существующих программ, сделан не столько на формировании у детей определенных музыкально-исполнительских навыков, сколько на развитии личности ребенка, обогащении его духовного мира. Большое значение уделяется развитию музыкальных и творческих способностей, эмоциональной отзывчивости детей в целом.
Реализация данного подхода требует поддержки со стороны родителей. Благодаря эмоционально-личностному общению педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей становится возможным не только понимание, но и большая помощь родителей в решении стоящих задач. Они в первую очередь заинтересованы в качественном и гармоничном воспитании детей, основанном не на муштре, а на четкой и научной организации целостной системы музыкального развития детей. Поэтому тот огромный опыт, который накоплен дошкольным образованием в области музыкального воспитания, в известной мере должен быть освоен родителями.
 
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи и методы опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР № 453 г. Челябинска. В исследовании приняли участие две средние группы. Количество детей – 20, по 10 в каждой группе.
Цель опытно-экспериментальной работы – проверить эффективность педагогических условий развития эмоционального отношения к музыке у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1.    выявить уровень музыкальных способностей дошкольников;
2.    провести работу по реализации педагогических условий;
3.    проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования: анализ документов, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы обработки данных.
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.
На первом этапе проводился констатирующий эксперимент. Его основной целью является диагностика уровня музыкальных способностей дошкольников. Метод исследования – наблюдение, тестирование.
Второй этап заключается в проведении формирующего эксперимента. На этом этапе проводилось исследование эффективности внесенных в образовательный процесс изменений.
Третий этап - контрольный эксперимент, обработка экспериментальных данных, обобщение и систематизация полученных результатов.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей - ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в ладовом чувстве и чувстве ритма. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Одним из показателей ладового чувства является любовь и интерес к слушанию музыки. Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлений (двигательных, мимических, пантомимических), просьба повторить произведение, наличие любимых произведений и т.д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений.
1. Музыкальное восприятие
Дается прослушать ребенку одно неизвестное ему классическое произведение (Моцарт, Шопен, Чайковский и др.). После слушания задаются три вопроса:
1.    Какие чувства в тебе вызвала эта музыка?
2.    Где в жизни могла бы звучать эта музыка?
3.    Что в звучании музыки позволило тебе прийти к таким выводам?
Оценивается по следующим параметрам:
3 балла - если ребенок отвечает на вопросы без помощи взрослого.
2 балла - ответы не совсем точные.
1 балл - не отвечает совсем.
2. Восприятие родственной музыки
Ребенку даются три фрагмента музыкальных произведений для прослушивания. Выбираются произведения следующим образом: берется два произведения сходные по характеру, настроению и образности; третье должно 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 939
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba