СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЯ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ПРОПОРЦИЙ И ВЛИЯНИЕ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ НА ИНФЛЯЦИЮ
1.1. Закон денежного обращения
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, которая представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.
Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство.
Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К.Марксом.[13, c.452]
Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг, а также уровню цен товаров и тарифов и обратно пропорциональна скорости обращения денег.
Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций (средства обращения и средства платежа) имеет следующую форму:
КД = (СЦ-К+П-ВП)/О
где КД - количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа;
СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;
К - сумма проданных товаров и услуг в кредит;
П – сумма платежей, по которым не наступил срок;
ВП - сумма взаимно погашающихся платежей;
О - среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения.
При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. В данном случае соотношение между массой товара и массой денег являлось достаточно точным, что обеспечивало устойчивость денежного обращения.
При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, необходимых для обращения. При таком положении стабильность денег не является постоянной, в данном случае могут наблюдаться удорожание и обесценивание денег.
В настоящее время, в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с. точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функций не только средств обращения и средства платежа, но и меры стоимости.[3, c.121]
Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене, а в процессе производства — товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через равенство его к множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.
Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.
В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения.
Согласно классической теории А. Маршалла И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:
МY=PQ
где М — масса денег;
Р — цена товара;
Y — скорость обращения денег;
Q — количество товаров, представленных на рынке.[5, c.43]
Из формулы следует, что количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно цене товара на количество товаров, представленных на рынке (валовому национальному доходу). Уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.
Таким образом, закон денежного обращения - обьективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства. Материальная основа накопления - превышение производства над потреблением.
Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор, возникающий с развитием кредитной системы. Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами, за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной центральным банком для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Центральный банк, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.
Скорость оборота денег – это второй фактор изменения денежной массы. Под «скоростью обращения денег» понимается среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:
V = U : M,
где V – скорость обращения денег;
U – номинальный объём ВНП;
M – масса денег в обращении. [6, c.78]
Для расчёта скорости обращения денег, т.е. их интенсивного движения при выполнении ими функций обращения и платежа, используются два показателя:
- скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов. Этот показатель свидетельствует о связи денежного обращения с процессами экономического развития;
- оборачиваемость денег в платёжном обороте. Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчётов.
Применяются и другие показатели скорости оборота денег.
На скорость обращения денег влияют:
- общеэкономические факторы — циклическое развитие производства; темпы его роста; движение цен;
- денежные (монетарные) факторы — структура платежного оборота (удельный вес наличных и безналичных денег); развитие кредитных операций и взаимных расчетов; уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке; использование электронных денег в расчетах.
Скорость обращения денег изменяется в зависимости от периодичности выплат доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.
Поскольку скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы, при том же объеме товаров и услуг, ведет к обесценению денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.
Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т.д.).
Ускорению обращения денег способствуют развитие системы взаимных расчетов, применение систем электронных платежей. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.
1.2. Товарно-денежное равновесие и причины его нарушения
Одним из необходимых условий обеспечения непрерывности процесса воспроизводства является соответствие между пропорциями, складывающимися в обороте общественного продукта в его материальной форме, и пропорциями, характеризующими оборот стоимости в форме создания, распределения и перераспределения различного вида доходов.
Движение продукта в материальной форме и кругооборот стоимости в форме доходов образуют единство, однако движением этих групп потоков управляют разные закономерности. Решение проблемы их согласования может быть достигнуто при соблюдении двух взаимосвязанных условий:
- все продукты и услуги создаются в таком ассортименте, объеме и качестве, которые отвечают действительным производственным и личным потребностям субъектов экономики;
- если все виды спроса подкреплены достаточными финансовыми (доходными) источниками.
Равенство между совокупным спросом и предложением, называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая сбалансированности экономики. Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.[4, c.17]
Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства в экономике. (Приложение 1). На рисунке приложения 1, в точке Е устанавливается долгосрочное устойчивое равновесие, которому соответствует полная занятость, зависящая от объема производства Y*, и устойчивый совокупный показатель инфляции, зависящий от уровня цен Р*. Как показывает практика, потенциальный объем выпуска Y* определяется сложившейся структурой национальной экономики. Фактически Y* - потенциал роста экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.
Обеспечение взаимного соответствия материально-вещественных и стоимостных пропорций лежит в плоскости отношений между экономическими субъектами, реализуемых посредством оборота денег, в результате которых формируются доходы и соответственно предопределяются расходы каждого из субъектов. Проблема соотношения материально-финансовых и стоимостных пропорций рассматривается в плоскости формирования платежеспособного спроса субъектов воспроизводства, достаточного для потребления созданного продукта (в том числе с учетом открытости экономики) и стимулирующего экономический рост. Платежеспособный спрос рассматривается как общая совокупность доходов, направляемых на потребление (общественное, производственное, личное) и накопление, и включает:
- спрос на сделки - денежные ресурсы, необходимые для осуществления текущей хозяйственной деятельности предприятий и организаций (приобретения оборотных активов, выплаты заработной платы), а также для текущего потребления населения (покупки в системе розничной торговли, в сфере услуг);
- спрос на материальные и нематериальные активы длительного жизненного цикла - недвижимость, образовательные услуги;
- инвестиционный спрос, связанный с расширенным воспроизводством деятельности экономических субъектов (производственное инвестирование или реальные инвестиции). Роль данного компонента спроса особенно актуальна в условиях формирующейся инновационной экономики, когда основные конкурентные преимущества формируются на основе активного использования знаний, информации, прогрессивных технологий;
- спрос на финансовые активы - денежные ресурсы, инвестируемые в такие финансовые активы, как ценные бумаги, банковские депозиты, банковские сертификаты, страховые полисы;
- спрос на услуги общественного сектора - здравоохранение, социальное обеспечение, государственное образование, другие услуги социальной сферы.
Представленная структура платежеспособного спроса, формирующаяся как результат финансовых пропорций экономики региона, не претендует на полноту, но доказывает, что такие пропорции зависимы от ряда факторов: уровня и динамики цен товаров и услуг; уровня денежных доходов населения; уровня прибыли и рентабельности реального сектора экономики; процентных ставок на кредитном рынке; общего уровня налоговой нагрузки; ставок доходности финансовых активов.[23, c.65]
Денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость — необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Длительное нарушение устойчивости денежного обращения негативно влияет на развитие экономики, затрагивая в той или иной степени практически все экономические процессы.
Устойчивость денежного обращения проявляется в относительной стабильности покупательной способности денег, что выражается в постоянстве или росте количества пользующихся спросом товаров и услуг, которые можно приобрести на денежную единицу.
Исходя из этого выделяют следующие необходимые условия стабильности покупательной способности денег:
- поддержание экономически обоснованного соотношения между денежной массой в обращении и массой реализуемых товаров, определяемого в соответствии с законами денежного обращения. Это означает, что объем обращающихся денег должен соответствовать действительной потребности общественного хозяйства в средствах обращения и средствах платежа, а имеющемуся денежному предложению должно соответствовать количество товаров, предложенных на рынке;
- обеспечение эластичности денежного обращения, то есть способности денежной массы расширяться и сокращаться в зависимости от потребностей товарного оборота, динамики развития экономики;
- обеспечение стабильности курса национальной валюты.
Для поддержания устойчивости денежной единицы очень важно правильно определить оптимальный объем денежной массы в обращении, то есть обеспечить соответствие денежного предложения обоснованной потребности экономики страны в денежных средствах. Динамика денежной массы прямо или косвенно влияет на достижение основных целей развития национальной экономики — экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности цен, сбалансированности платежного баланса и т.д.
Количество денег, необходимых для обращения, определяется общим законом денежного обращения, который действует в любых типах денежных систем и требует обязательного сбалансирования денежной и товарной масс. Большое значение имеет соблюдение основных воспроизводственных пропорций, к которым обычно относят соотношения между:
- сферой материального производства и непроизводственной сферой;
- I и II подразделениями общественного производства;
- фондом накопления и фондом потребления в национальном доходе;
- отдельными стадиями процесса воспроизводства — производством, распределением, обменом и потреблением;
- темпами роста производительности труда и средней заработной платы;
- темпами роста денежных доходов населения и производства предметов потребления и оказания услуг и т.д.
Так, недостаточное развитие непроизводственной сферы приводит к возникновению неудовлетворенного платежеспособного спроса на услуги, ухудшает воспроизводство рабочей силы, уменьшает возможности создания новых рабочих мест.
Несоблюдение экономически обоснованного соотношения между I и II подразделениями общественного производства препятствует полной реализации общественного продукта, в частности, затрудняет сбалансированный обмен между ними, а также удовлетворение потребностей отраслей непроизводственной сферы. [23, c.67]
Соотношение между фондом накопления и фондом потребления в национальном доходе оказывает значительное воздействие на экономику: от величины производственного накопления зависят темпы экономического роста и структура общественного воспроизводства. Однако и перенакопление сверх реальных потребностей производства, выражающееся в чрезмерных инвестициях, также нарушает товарно-денежную сбалансированность, ограничивает ресурсы потребления и, соответственно, платежеспособный спрос.
Таким образом, несоблюдение рассмотренных и других воспроизводственных пропорций ведет к нарушению соответствия между натурально-вещественной и денежной формами общественного продукта, а значит, создает возможность нарушения устойчивости денежного обращения.
Важное значение имеет соблюдение отраслевых пропорций, к которым относятся соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями, межотраслевые и внутриотраслевые пропорции. В качестве обеспечения денег могут выступать только товары, пользующиеся спросом, а отраслевые пропорции производства как раз и определяют структуру товарного предложения, ее соответствие или несоответствие потребностям общественного хозяйства и населения.
Необходимо также отметить влияние на устойчивость денежного обращения территориальных пропорций. Несбалансированность производства и потребления в разных регионах вызывает миграцию денег, которая может выступить дестабилизирующим фактором на региональных товарных и денежных рынках.
Система пропорций общественного производства постоянно изменяется под влиянием роста общественных потребностей и НТП, а также развития международного разделения труда и мировых товарных рынков. В современных условиях активное воздействие на структуру общественного воспроизводства оказывает государство, используя для этого государственные заказы, инвестиции из госбюджета, государственные закупки товаров, предоставление кредитов, субсидий, налоговых льгот, поддержку новых отраслей промышленности, систему ускоренной амортизации основного капитала и т.п.[16, c.229]
Пропорции общественного производства тесно взаимосвязаны, представляют собой единую систему. Их основу составляет взаимодействие производства и потребления товаров, рыночным выражением которого является соотношение платежеспособного спроса на товары и их предложения. В связи с этим нарушения пропорций общественного производства проявляются на рынке в форме диспропорции между спросом и предложением. Однако соотношение спроса и предложения стремится к состоянию равновесия, поэтому оно не только пассивно реагирует на возникающие дисбалансы, но и выступает как регулирующий фактор, способствующий пропорциональному развитию. Регулирующая функция спроса и предложения реализуется через воздействие их соотношения на уровень рыночных цен.
Спрос и предложение тесно связаны между собой, но они выступают как самостоятельные элементы рыночных отношений, обладают относительной независимостью развития. Предложение может некоторое время возрастать без увеличения спроса, а развитие спроса — опережать предложение или не совпадать с ним по направлению. В конечном счете, эти процессы могут сами по себе вызвать диспропорцию между спросом и предложением и привести к развитию инфляции.
Регулирование объема и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции, безработицы и поддержания устойчивого роста экономики.
1.3. Сущность инфляции и ее основные виды
Понятие «инфляция» (от лат. – «вздутие») впервые стало применяться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861 – 1865 гг. На тот момент инфляция рассматривалась как процесс, который приводил к увеличению денег в обороте страны. В экономической литературе этот термин появился в начале 20 века после перехода к массовому использованию бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С 20 в. инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.
Существуют различные определения «инфляции»:
- инфляция – переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей реальную прежнюю ценность или обесценившейся в меньшей степени;
- инфляции – дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен;
- инфляция – любое обесценение бумажных денег;
- инфляция – многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.
Современная экономическая энциклопедия дает следующее определение инфляции: « Инфляция (англ. inflation) – переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами сверх реальных потребностей народного хозяйства и их обесценивание, обусловленное нарушениями общественного производства. Инфляция представляет собой нарушение действий денежного обращения и проявляется в явном или скрытом росте цен». [8, c.154]
Если обобщить все выше перечисленные определения в одно, то получится, что инфляция – это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Данный вид проблемы возникает, в случае если предложение денег превышает спрос на деньги [11, c.75].
Основным источником инфляции выступает нарушение макроэкономического равновесия, разбалансированность эконо¬мических процессов. При этом кроме товарно-денежной разбалансированности отмечается также дисбаланс спроса и предложения. Разные экономические школы объясняют причины этого дисбаланса по-разному.
Кейнсианский подход заключается в том, что причина дисбалан¬са определяется чрезмерным спросом при полной занятости. Поэтому сторонники этого направления считают, что если уровень использования производственных мощностей низок, то повышение покупательной способности, которую наращивают с помощью бюджетного дефицита и вы-пуска денег, может быть приемлемым и не вести к инфляции.
Сторонники неоклассического подхода ищут источники инф¬ляции в чрезмерном росте производства, увеличении расходов или из¬держек производства.
То есть одни рассматривают инфляцию со стороны спроса, другие со стороны предложения. В современных экономических условиях делаются попытки синтезировать оба подхода, рассмотреть различные стороны этого процесса. Если проанализировать инфляцию с позиции макроэкономического равновесия, то ясно, что стабильное состояние экономики характеризуется равенством на определенный момент вре¬мени платежеспособности спроса и общей суммы стоимости всех това¬ров. Если растет только спрос, а ему противосто¬ит та же товарная масса (или она растет более медленными темпами), то сбалансированность рано или поздно нарушается. Ликвидировать это можно через рост цен, что ведет к снижению покупательной способности денежной единицы и потребности национальной экономики в дополнительной денежной массе.
Основные виды инфляции представлены в Приложении 2.
Таким образом, инфляция представляет собой процесс, довольно болезненно отражающийся на финансовой и денежной системе. Инфляция включает в себя не только низкую покупательную способность денег, она препятствует нормальному развитию хозяйства, сводятся на нет различные структурные преобразования, невозможно полное восстановление нарушаемых пропорций.
2. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ПРОПОРЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Причины инфляции в России
Выявление природы инфляции в России представляет собой ключевой вопрос, поскольку на его основе разрабатываются социально-экономические программы и рекомендации антиинфляционного характера.
Инфляция в России возникла не в начале 90-х годов. История ее появления простирается к далекой ретроспективе, когда только первые семь послевоенных лет (1947-1955) были безынфляционными. Но уже с 1955 г. инфляция наблюдалась постоянно, хотя и в скрытой форме. В бывшем СССР государственная политика была заведомо инфляционной. Пороки централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции.
Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны всегда были связаны с развитием и модернизацией добывающих отраслей - нефти и газа, что было абсолютно недопустимо, поскольку с позиций сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может быть перспективной ни с какой точки зрения.[2, c.55]
Специфика инфляции в российской экономике заключается в том, что помимо общих причин, присущих всем странам, имеются дополнительные факторы, углубившие инфляционные процессы:
- монопольная и в значительной мере нерыночная сущность
экономики, что препятствует ее позитивной структурной перестройке под
воздействием одних лишь макроэкономических монетаристских
антиинфляционных мер;
- развал прежней кредитно-денежной и финансовой системы страны,
- отсутствие системы, адекватной формирующейся рыночной экономике;
- отсутствие внутренней конвертируемости рубля, из-за чего появились благоприятные условия для вывоза за границу ресурсных и финансовых капиталов;
- доминирующее значение в возникновении инфляционных процессов спирали «цены сырья (прежде всего энергоресурсов) - общий уровень цен».
Исторически сложившееся превалирование средств производства и милитаризация промышленности, при крайне низком уровне выпуска потребительских товаров, породило диспропорциональность в структуре экономики и, как следствие, порождение инфляционных процессов.
Факторами, способствующими росту инфляции, являются монополизм практически во всех областях экономики, низкий уровень развития сельского хозяйства.
Главная причина инфляции в России - диспропорции в процессе общественного воспроизводства. Следствие инфляции - нарушение закона денежного обращения, что служит своеобразным сигналом о диспропорциях между сферами воспроизводства. Основной формой проявления инфляции стал рост цен и обесценение денег. [15, c.25]
2.2. Нарушение товарно-денежных пропорций и инфляция в современной России
Инфляция в России имеет сложный характер и подвержена влиянию многих факторов. Одни из них оказывают воздействие в долгосрочном периоде, другие — на коротком отрезке времени. Отдельные факторы носят эпизодический характер, но тоже оказывают сильное воздействие.
На протяжении всего постсоветского периода состав факторов, определяющих поведение ИПЦ и характер их влияния на инфляцию, постоянно менялся. Между тем результаты многих исследований свидетельствуют, что самым важным фактором, задающим тон в динамике инфляции на всем временном интервале, являются колебания денежной массы. [17, c.50]
При анализе динамики инфляции в постсоветский период традиционно выделяют три временных интервала: февраль 1992 — февраль 1995; март 1995—сентябрь 1998; октябрь 1998 — по настоящее время. В каждом из них цены формировались по своим законам. Структурные сдвиги, происходившие в экономике на рубеже этих временных интервалов, существенно повлияли на устойчивые взаимосвязи между основными макроэкономическими показателями. В 2005—2007 гг. наблюдается чистый приток частного капитала, который ежегодно увеличивается. Необходимо отметить, что в 1994— 2004 гг. происходил ежегодный отток капитала (в 2000 г. максимум —24,8 млрд. долл.). В государственном секторе в 1994—2004 гг., напротив, наблюдался ежегодный приток капитала (исключение — 2000 г.), что было вызвано ростом внешних заимствований. В 2005—2006 гг. тенденция изменилась в связи с отказом от новых внешних заимствований и досрочным погашением внешнего долга страны. Значительная финансовая «подушка», аккумулированная в Стабилизационном фонде, позволила России в 2005—2007 гг. досрочно погасить значительную часть государственного внешнего долга — свыше 4 5 млрд. долл.
В 2004 – 2007 гг. высокими остаются темпы роста денежного предложения, что вызвано, прежде всего, растущими ценами на товары российского экспорта (в первую очередь на энергоносители). Так, за 2004 г. прирост денежной базы составил 24,9%, за 2005 г. — 31,6 и за 2006 г. — 39,6% (в июле 2007 г. в среднегодовом исчислении прирост достиг 37,0%). За 2004 г. прирост денежной массы составил 35,8%, за 2005 г. — 38,6 и за 2006 г. — 48,8% (за 7 месяцев 2007 г. в среднегодовом исчислении прирост достиг 51,1%). Превышение темпов роста денежной массы над денежной базой обусловлено снижением доли наличных денег в обращении. Несмотря на значительный прирост денежных агрегатов в посткризисный период, наблюдается ежегодное снижение темпов инфляции. Если в 1999 г. она составила 36,5%, то в 2006 г. снизилась до 9% в основном вследствие жесткой бюджетной политики, проводимой правительством России. В последние годы значительная часть сверхдоходов от продажи нефти и газа аккумулирована в Стабфонде, поэтому удалось избежать вброса в экономику значительной части валютной выручки.
Многие экономисты считают, что основными факторами ускорения инфляции стали сверхвысокие темпы роста денежного предложения в России и значительный спекулятивный рост мировых цен на энергоресурсы, металлы, продовольственные товары вследствие агрессивного снижения ставок ФРС и последовавшего ослабления доллара. Дополнительным фактором инфляции является значительный рост бюджетных расходов – в 2007 г. их уровень увеличится до 20.4%, ВВП против 16% ВВП в 2006 г.. Антиинфляционные меры, принятые правительством: снижение импортных пошлин на молочную продукцию и повышение экспортных пошлин на зерновые, а также замораживание крупнейшими производителями и торговыми сетями цен на 6 наиболее социально значимых видов продовольственных товаров до конца января, слабо помогли в стабилизации цен.
По данным Банка России, объем денежной массы (М2) на 1 декабря 2009г. составил 14224,1 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 декабря 2008г. на 7,5%, по сравнению с 1 ноября 2009г. - на 2,5% при увеличении потребительских цен соответственно на 9,1% и 0,3%. Объем ВВП России за 2009г. составил в текущих ценах 39016,1 млрд.рублей. Его физический объем относительно 2008г. составил 92,1%. Индекс-дефлятор ВВП за 2009г. по отношению к ценам 2008г. составил 102,7%.
Рассмотрим динамику основных товарно-денежных пропорций и уровня инфляции в России в 2005-2009 гг. На рис.1 представим динамику годовых темпов роста следующих показателей: объема денежной массы, ВВП, индекса потребительских цен.
Рисунок 1 – Динамика основных показателей экономики России
По данным рис.1 можно сделать следующие выводы, что с увеличением денежной массы в 2007-2008 гг., произошло увеличение уровня инфляции. Так, в 2008 году по сравнению с 2007 годом ВВП увеличился на 5,7%, а денежная масса увеличилась на 47,5%, что вызвало рост потребительских цен на 14,1%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение ВВП на 7,9% и увеличение денежной массы на 1,7%, уровень инфляции за этот период составил 11,7%.
По данным Федеральной службы государственной статистики, за девять месяцев 2009 года потребительские цены повысились на 8,1%, что было меньше аналогичного показателя 2008 года на 2,5%. Прирост потребительских цен за январь-сентябрь по отношению к соответствующему периоду 2008 г. составил 12,5%.
Замедление инфляции по итогам девяти месяцев 2009 г. в значительной мере было связано с сокращением темпов роста цен на продовольственные товары, а также темпов удорожания платных услуг, не относящихся к категории административно регулируемых. Вместе с тем по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. отмечалось ускорение роста цен на продовольственные товары.
Базовая инфляция замедлилась за девять месяцев текущего года до 7,3% (против 10,1% за соответствующий период 2008 г.). Удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено, по оценке, 5,9 процентного пункта, или 73,3% уровня инфляции (в 2008 г. – 8,0 процентного пункта, или 75,7%). Динамика цен на потребительские товары и услуги представлена на рисунке 2 [19, c.69].
Рисунок 2 – Динамика цен на потребительские товары и услуги %
По итогам десяти месяцев 2009 г. цены на продовольственные товары без плодовоовощной продукции повысились на 6,3% (за январь-сентябрь 2008 г. – 12,9%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 2,1 процентного пункта, или 26,7% уровня инфляции (в аналогичном периоде 2008 г. – 4,5% и 43,0% соответственно). Прирост цен на основные виды товаров представлен в таблице 1.
Из продуктов питания за девять месяцев 2009 г. более всего подорожали сахар-песок – на 50,6% против 12,1% в соответствующем периоде 2008 г., а также рыба и морепродукты – 13,5% (7,5%). Темпы удорожания продукции переработки зерна, крупы и бобовых, мяса и птицы находились в интервале от 1,9 до 5,7%, что было существенно ниже аналогичных показателей за январь-сентябрь предыдущего года. Снизились цены на молоко и молочную продукцию, масло сливочное и растительное – на 0,1 – 18,2% (за январь-сентябрь прошлого года отмечалось удорожание этих видов продуктов питания).
Таблица 1 – Инфляция на потребительском рынке (%)
Основные показатели Прирост (сентябрь 2009 г. по отношению к декабрю 2008 г.) Прирост (сентябрь 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г.)
Цены на товары и услуги – всего
В том числе:
- на продовольственные товары
- на продовольственные товары без плодовоовощной продукции
- на непродовольственные товары
- на платные услуги населению 8,1
5,8
6,3
8,3
11,0
10,6
12,1
12,9
6,5
14,1
Цены на товары и услуги, входящие в расчет базовой инфляции 7,3 10,1
За девять месяцев 2009 г. темп прироста цен на непродовольственные товары составил 8,3% против 6,5% в сопоставимый период предыдущего года. Удорожанием непродовольственных товаров было обусловлено оценочно 3,1 процентного пункта, или 38,7% уровня инфляции. В наибольшей степени подорожали табачные изделия на 17,0%, медикаменты – на 16,2%, моющие и чистящие средства – на 11,9%. Цены на автомобильный бензин повысились на 10,5%, тогда как в предыдущем году аналогичный показатель был равен 18,6%.
Цены и тарифы на платные услуги населению за десять месяцев 2009 г. повысились на 11,0%. По оценкам, удорожание платных услуг за январь-сентябрь 2009 г. обусловило 2,8 процентного пункта, или 34,2% общего прироста потребительских цен (за январь-сентябрь 2008 г. эти показатели составили 3,5 процентного пункта и 33,1%).
Прирост регулируемых тарифов на платные услуги за январь-сентябрь 2009 г. составили оценочно 14,0%, что на 0,6 процентного пункта превысило аналогичный показатель в предыдущем году. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 18,6% против 15,5% за девять месяцев 2008 г. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 6,7% (в сопоставимый период 2008 г. – на 21,2%).
За девять месяцев 2009 г. замедлился рост цен на все основные виды услуг, которые учитываются при расчете базового индекса потребительских цен. В наибольшей степени это проявилось в отношении санаторно-оздоровительных услуг, услуг дошкольного воспитания, образования, бытовых услуг.
По оценкам, в сентябре 2009 г. отмечались заметные различия между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг. В частности, за сентябрь 2009 г. коэффициент региональных различий составил 42,4% по сравнению с 40,0% по состоянию на декабрь прошлого года. Динамика потребительский цен по федеральным округам отражена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Прирост потребительских цен по федеральным округам
Темп прироста цен на продовольственные товары в январе-сентябре 2009 г. обладал относительно небольшим разбросом по федеральным округам – от 4,8% до 7,7% (в 2008 г. – от 10,9 до 14,1%). Интервал изменения темпов прироста цен на товары непродовольственной группы составлял 7,5-9,6% (за январь-сентябрь 2008 г. – 6,0 – 7,9%). По итогам девяти месяцев 2009 г. во всех федеральных округах темпы удорожания тарифов на платные услуги снизились по сравнению с сопоставимым периодом предыдущего года.
Цены производителей промышленных товаров за январь-сентябрь 2009 г. повысились на 14,9%. Высокие темпы роста цен производителей были обусловлены главным образом ускорением их роста в добыче полезных ископаемых.
В июле-октябре Банк России продолжал снижать процентные ставки по своим операциям, основываясь на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимая во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов.
Несмотря на неустойчивость, в целом в январе-сентябре 2009 г. темпы роста спроса на деньги были ниже, чем в аналогичный период прошлого года, и в значительной мере определялись существенным снижением объема ВВП, темпа роста цен на активы и курсовой динамикой. Тем не менее, в 3 квартале 2009 года на фоне укрепления обменного курса рубля и снижения девальвационных ожиданий спрос на национальную валюту как средство сбережения стал постепенно увеличиваться. В то же время отрицательное влияние на темпы роста спроса на деньги в этот период по-прежнему оказывали снижение экономической активности и динамики цен на активы.
В 3 квартале 2009 года уровень кредитной активности оставался достаточно низким. Из всех компонентов кредитных агрегатов лишь задолженность по рублевым кредитам нефинансовым организациям увеличилась в абсолютном выражении по итогам квартала. Это может быть признаком определенной стабилизации ситуации на кредитных рынках, однако не является явным свидетельством кардинального изменения негативной тенденции. В октябре 2009 года годовой прирост задолженности по кредитам нефинансовым организация составил 5,7% (44,1% годом ранее), задолженность по кредитам физических лиц составила 9,9% (50,7%). Годовой темп прироста общей задолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению составил – 1,8% (45,7%) [14].
Таким образом, достаточно продолжительное снижение годовых темпов роста всех агрегатов денежной массы и темпов роста кредитов нефинансовому сектору экономики способствовало уменьшению давления со стороны денежных факторов на динамику инфляции в 2009 году.
Рассмотрим и выявим эффективные инструменты монетарной политики на примере того же первого полугодия 2009 года. В первом полугодии 2009 г. на фоне продолжающегося мирового финансового кризиса Банк России стремился поддерживать уровень ликвидности банковского сектора, достаточный для обеспечения его устойчивого функционирования. Реализация комплекса мер, направленных на решение этой задачи, позволила снизить неустойчивость процентных ставок на межбанковском рынке и нормализовать ситуацию с ликвидностью банковского сектора. В значительной степени этому способствовала стабилизация внутреннего валютного рынка.
В течение всего первого полугодия 2009 г. Банк России совершенствовал существующие инструменты рефинансирования и неоднократно корректировал процентные ставки по своим операциям.
В 2009 г. Банк России по-прежнему использовал в качестве инструментов рефинансирования операции по предоставлению кредитов без обеспечения, введенные в действие с октября 2008 года. За первое полугодие 2009 г. объем предоставленных кредитов без обеспечения на сроки от 5 недель до 1 года составил 2,23 трлн. рублей. Первый кредитный аукцион на срок 1 год был проведен 8.06.2009. По его итогам было предоставлено 47,7 млрд. рублей. Задолженность банковского сектора по беззалоговым кредитам за апрель—июнь сократилась на 59% и на 1.07.2009 составила 0,68 трлн. рублей.[5, c.46]
В целях смягчения последствий мирового финансового кризиса в январе 2009 г. Банком России было принято решение о переносе ранее установленных сроков поэтапного увеличения нормативов обязательных резервов с 1 февраля и 1 марта 2009 г. на 1 мая и 1 июня 2009 г. соответственно и о сохранении значений нормативов в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств до 1 мая 2009 года.
В апреле 2009 г. в целях снижения нагрузки на кредитные организации по отчислениям в обязательные резервы Банк России принял решение о повышении нормативов обязательных резервов в четыре этапа (а не в два, как предусматривалось ранее) — на 0,5 процентного пункта на каждом этапе. Нормативы были установлены по каждой категории резервируемых обязательств в следующем размере: с 1 мая 2009 г. — 1,0%, с 1 июня 2009 г. — 1,5%, с 1 июля 2009 г. — 2,0%, с 1 августа 2009 г. — 2,5%.
Макроэкономические успехи очевидны. Сильные инфляционные ожидания в начале года, связанные с девальвацией рубля, оказались завышены. По результатам августа прирост потребительских цен составил лишь 0,7%. Прогнозировался уровень инфляции в августе в размере 0,9 – 1,2%%, а большинство экспертов, в том числе МЭРТ, 1%-1,3%. Очевиден понижательный тренд инфляции.
Дальнейшее снижение инфляции при сохранении ревальвационного тренда по курсу рубля позволит Центробанку провести очередное снижение ставки рефинансирования. Многие эксперты утверждают, что данный инструмент не влияет на отечественную экономику. Но когда около 12% пассивов банковской системы формируется за счёт государственных финансовых инструментов (ЦБ, Минфин, госфонды), доходность по которым тем или иным образом зависит от ставки рефинансирования ЦБ, то это утверждение, мягко говоря, теряет актуальность. Кроме того, растёт популярность кредитов попадающих под программы государственного субсидирования процентной ставки, а это не маловажный макроэкономический фактор, который уже давно активно используется в сельском хозяйстве. И действительно если за счёт инфляции бюджет получает так называемый «инфляционный налог», то почему бы государству не субсидировать кредитную ставку, стимулируя экономическую активность не только в сельском хозяйстве и автомобилестроении, но и в строительстве, инвестиционной деятельности и т.д.
Так что экономика РФ заинтересована в как можно большем снижении ставки рефинансирования, которое, конечно же, должно быть обосновано соответствующим снижением инфляции.
2.3. Антиинфляционная политика на современном этапе
В ближайшие годы в России следует ожидать сохранение относительно высоких темпов роста (по сравнению с другими странами мира) инфляции, поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен. По прогнозам инфляция в России по итогам 2008 года составит 13%. Основные риски представляет собой "сырьевая" инфляция (рост мировых цен на энергоресурсы и продукты питания). Сохранится и высокая инфляция издержек – в частности, из-за одобренного ФСТ повышения внутренних тарифов на газ на 25% против 15% в 2007 г. Высокие темпы роста потребительского кредитования и сокращение склонности населения к сбережению поддерживают дисбаланс между спросом и предложением товаров и услуг, что также разгоняет инфляцию. В то же время в будущем году ситуация с инфляцией со стороны денежного предложения ожидается несколько лучше, чем в 2007 г. вследствие сокращения доступа к внешним заимствованиям и умеренного снижения внешнеторгового профицита. [18, c.43]
Результативность регулирующего процесса зависит не только от набора специальных антиинфляционных мер, применяемых государством в случае объективной необходимости, но и от того насколько совершенны используемые инструменты, насколько адекватны действия правительства в сложившейся финансово-экономической ситуации. По этой причине действия государства по преодолению инфляции должны укладываться в определённую систему.
Система антиинфляционного регулирования включает в себя антиинфляционную политику, стратегию и государственное управление. Антиинфляционная политика как основной элемент системы базируется на принципах оздоровления экономики, реализации государственной экономической стратегии, производственного накопления, реформирования денежной системы, развития единого рынка, безналичных расчётов, протекционизма.
Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимо, прежде всего, оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства. Для этого необходимо разработать и осуществить государственную экономическую стратегию, которая бы способствовала становлению конкурентоспособного, высокотехнологичного и наукоёмкого производства. При этом главной задачей государства является усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения. Для этого необходимо изменить структуру производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления, обеспечить стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков, усовершенствовать налоговую систему [20, c.57].
Важное место в процессе реализации антиинфляционной политики занимает вопрос о восстановлении государственных структур управления и контроле над доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен [21, c.37]. Всё это даёт возможность государству проводить реформирование денежной системы и управлять инфляцией, достигая при этом её желаемого уровня.
Реформирование денежной системы требует государственного управления, которое направлено на борьбу с высокой инфляцией и стабилизацией денежного обращения.
Реформирование денежной системы способствует формированию и развитию единого рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д. Его функционирование даёт более полное представление о специфике денежного обращения в стране и вызывает необходимость реализации антиинфляционной стратегии.
Главная задача антиинфляционной модели – это управление инфляционным процессом в интересах подъема национального производства и экономики в целом. Как свидетельствует мировой опыт, данное экономическое явление может быть вполне контролируемым и регулируемым.
Экономисты считают, что допустима небольшая инфляция в размере 2-3%, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост, при величине 5 – 10% можно сохранять относительно стабильные темпы роста экономики, пороговый параметр – 20 -30%. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать данное экономическое явление.
Современными экономистами и государственными чиновниками предлагаются разнообразные методы и даже программы борьбы с инфляцией, но она требует тщательного подхода к себе. Ведь несколько неверных шагов могут привести к ужасающим последствиям. Не зря, мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста. А она требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции.
1. Общеэкономические меры:
- завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений;
- смена целевой ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем;
- преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах;
- ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные.
2. Сдерживание финансовых факторов инфляции:
- оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:
а) неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;
б) нецелевое использование бюджетных средств;
в) финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;
г) слабый контроль за исполнением госбюджета.
- сокращение бюджетного дефицита. Не инфляционным источником его сокращения должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы;
- необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна затруднять бизнес. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. С 2001г властные органы страны и налоговые службы отменили прогрессивную шкалу налогообложения доходов состоятельных граждан, а ведь ее предназначение – социальное выравнивание бедных и богатых. Обоснованием служили рассуждения о необходимости вывода из тени предпринимательских доходов и их полного декларирования. Первые месяцы подтверждались эти ожидания, но потом все вернулось к старой практике. Хотя богатые многих стран платят налоги, например: США – 33%, Швеция – 72% своего годового дохода. Вероятно, если бы в России использовали опыт Швеции, Норвегии, Франции, США по налогообложению доходов состоятельных лиц и профилактическому воспитанию потенциальных нарушителей налогового законодательства, то страна смогла бы получить средства, необходимые для значительного увеличения заработной платы бюджетников и пенсий;
- преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому подъему. В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-расчетной системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.
3. Регулирование денежных факторов инфляции:
- регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. Однако аргентинская модель «валютного управления», поднятая некоторыми российскими экономистами во время резкого усиления инфляции под влиянием валютно-финансового кризиса в августе 1998 г., неприемлема в условиях России. Во-первых, нет надежды на пополнение резко сократившихся официальных золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита. Во-вторых, эмиссия денег только под прирост чистых международных резервов без учета потребностей реального хозяйственного оборота в соответствии с законом денежного обращения приведет к дефляционному сжатию денежной массы в обращении;
- совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов и т.д.;
- регулирование скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях;
- необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.
4. Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются.
5. Внешние факторы. Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его внешние факторы. Ведь поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику - это позволило усилить влияние внешних факторов инфляции. Например, снижение курса рубля к доллару стало толчком к инфляционному росту цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка в России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие иностранные валюты. Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.
Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии, стратегии внешних заимствований. В частности, целесообразно установить минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего развития.
6. Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для
|