Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 21:18
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Образ города в творчестве омских поэтов
Реферат | 12.08.2014, 20:13

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                                             Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Омские поэты о городе Омске…………………………………………..4
    1.1. Омск глазами Леонида Мартынова………………………………...4
    1.2. Тимофей Белозёров о городе на Иртыше………………………….11
    1.3. Город Омск в творчестве других омских поэтов………………….15
Заключение………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………19

 

                                                 Введение

У каждого человека присутствует насущная потребность осмыслить свое пребывание в том Месте, где он родился, где он живет, установить свою сопричастность данному Месту. Духовное осмысление бытия Места, формирование его целостного образа и трансляция этого образа в массовое общественное сознание горожан во многом задача творческой интеллигенции.
Никто так не может выразить образ города как художник слова, «ибо ему наиболее доступно целостное виденье города, которое может привести к уяснению его идеи. Художник-мыслитель может найти логос города и передать его в художественной форме» .
В данной работе мы рассмотрим образ города Омска через творчество таких омских поэтов, как Л. Мартынов, Т. Белозёров, В. Гришечко, М. Сильванович, В. Барыбов и др.
Цель работы – раскрыть творчество омских поэтов, раскрывающих образ города Омска.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) раскрыть образ г. Омска в творчестве Л. Мартынова;
2) рассмотреть творчество поэта Т. Белозёрова;
3) выявить образ г. Омска в творчестве других омских поэтов.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

  1. Омские поэты о городе Омске

 

1.1.  Омск глазами Леонида Мартынова

 

Сибирь начала ХХ века была богата поэтами, однако мало кто может оспорить первенство Л.Мартынова. Известный писатель и литературный деятель Сибири 20-30-х годов Вивиан Итин, один из первых редакторов «Сибирских огней», так отозвался о Леониде Мартынове: «Сибирские поэты, все стоящие близко к сибирской литературе, единогласно признают его поэтическое первенство». Леонид Николаевич Мартынов родился 9 (22) мая 1905 года в Омске. Его отец, Николай Мартынов, был инженером-строителем железных дорог, потомком мещан Мартыновых, ведущих начало от деда своего, владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина.  Мать поэта, Мария Збарская, привила сыну любовь к чтению, к искусству.  В 1921 году Мартынов становится активным сотрудником местных газет «Рабочий путь», «Сигнал», где публикует свои очерки, статьи, заметки, а позже и стихи, подписывая их псевдонимом «Александр Гинч». В 1923 году в журнале «Сибирские огни» было напечатано его стихотворение «Воздушные фрегаты».

Об Омске до Мартынова писали мало и вскользь. Просто город в то время еще не воспринимался поэтически. И лишь в 20-е годы возникла необходимость в художественном осмыслении тех перемен, которые произошли с нашим городом, оказавшимся в эпицентре гражданской войны. У истоков этой темы стоял Леонид Мартынов. В молодые годы Мартынов жадно впитывал разнообразные впечатления, полученные им на улицах и площадях степного города. Умея соединять реальное с воображаемым, Мартынов создавал свой особый мир. На его поэтической карте Омск был центром сказочного Лукоморья. Часто поэт называл родину «блаженной Гипербореей» - по примеру древних греков, считавших, что есть за Уралом утопическая страна, где все счастливы. С Омском связаны неповторимые моменты поэтической судьбы Мартынова[1]. Он одним из первых из сибирских поэтов воспел свой родной Омск, «город серых заборов и русских печей»:

Город, город!

Ты огромен

И как будто ты бескраен.

И всегда твои мы дети,

Где бы ни было на свете,

Узнаем друг друга сразу,

Лишь одну промолвишь фразу[2].

Леонид Мартынов был истинным патриотом Омска, он стал своеобразным летописцем города на Иртыше, который, по преданию, впадает в Ипокрену. Знаменательно образное выражение «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (кстати, именно так был назван первый в Сибири журнал, выходивший в Тобольске в ХVIII веке). Как известно, Гиппокрена (Иппокрена) – это водный ключ на горе Геликони в Беотии, обладающий чудесным свойством вдохновлять поэтов. В предании сказано, что этот ключ появился от удара копыта коня Пегаса, иначе говоря, Гиппокрена является символом источника поэтического вдохновения. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» в творчестве Мартынова становится не только источником творческого вдохновения, но и воплощает романтическое мироощущение автора. В первых стихотворениях Мартынов еще не называет Омска:  Выдвинутые подбородки,

Суковатые кулаки…

Это было в рабочей слободке

Над гранитным бортом реки…

Трудно узнать в этих строчках Омск, город еще прячется за невесть откуда взявшимся «гранитным бортом реки». Нелегко обнаружить омские приметы и в «Воздушных фрегатах» - первом стихотворении Мартынова, опубликованном в 1923 году «Сибирскими огнями». Над безымянным городом проплывают сказочные корабли. Но у стихотворения семнадцатилетнего поэта были и чисто омские корни. Сквозь романтические контуры «Воздушных фрегатов» явственно проступали черты реального Омска.

 В отличие от небольших стихотворений, более крупные произведения Л.Мартынова начала 20-х годов – «Старый Омск» и «Адмиралтейский час» - имели, безусловно, омскую прописку.«Старый Омск» появился в 1924 году. Позже в творчестве Мартынова появляется легендарная «Река Тишина» - о нашей Оми, об омичах, их судьбах после революции.

А как широка река Тишина?

Тебе известна ее ширина?

Правый берег виден едва-едва –

Неясная цепь огней…

А мы поедем на острова.

Ты знаешь – их два за ней.

А как длина река Тишина?

Тебе известна ее длина?

От полночных низин до полдневных высот

Семь тысяч и восемьсот

Километров – повсюду она

Глубочайшая Тишина[3]!

В тридцатые годы Мартынов создает целый ряд исторических поэм. Они стали явлением в русской поэзии, поражают своеобразием, близостью стиха к разговорному языку, виртуозной гибкостью. В любое время поэт находил своих героев, свой Омск, все равно, восемнадцатый ли это век – как в «Тобольском летописце», девятнадцатый ли – как в «Правдивой истории об Увенькае», или начало двадцатого – как в «Сестре». Работа над архивными источниками, краеведческом материалом, историческими книгами помогла Мартынову написать такие прозаические книги, как «Крепость на Оми», «Повесть о Тобольском воеводстве». Сибирская тема нашла отражение и в других произведениях писателя: «Пушкин и Ершов», «Алябьев за Уралом», «Инженер Михайловский», «Художник Знаменский», «Труд ямщика Черепанова», «Писатели нашего края».Конечно, Мартынов сознавал, что Омск – только малая часть России. Но это его родной город. Здесь каждая улица – его улица, каждый дом – его дом. Он слышал их голоса, они рассказывали ему о времени далеком и близком[4]:

Метет буран, но торг идет горячий на площади.

Шумит базар казачий.

В рядах мясном, молочном, рыбном, птичном

Идет хозяйка с видом безразличным.

И в лавочках свечных, мучных и хлебных

Не слушает она речей хвалебных,

Что произносят на степных наречьях

Торговцы в шубах козьих и овечьих

И в малахаях песьих, лисьих, волчьих.

Такой Омск – больше Омска, он может соединить народы. Леонид Мартынов упоминает об экзотике Омска, подчеркивая его расположение на границе русской Сибири и казахских степей.

А после – Омск. И пыльный май.

Киргиз трясется, желт и глянцев.

Его узорный малахай –

Экзотика для иностранцев.

В книге «Воздушные фрегаты» Л.Мартынов подробно исследует духовный ландшафт Омска. Л.Мартынов принадлежит к тому типу художников, у которых обостренно развито чувство времени, связанное с близким ощущением истории и движением жизни. Омск становится главным предметом авторского внимания. Об этом Мартынов заявляет в самой первой новелле цикла «Детские грезы»

А город – он точно огромный пустырь,

Заборы, заборы, заборы…

И в улицах снежных гуляет сама

Восточная злая пушная зима.

Все ходит, все бродит, все ищет…

***

Поздней ночью город пустынный

При бертолевых вспышках зимы.

***

И стынут на бульварах, оградах и заборах,

На складах, на амбарах, вокзалах и соборах

Промерзлые пласты звенящей пустоты.

***

Снега,

Тайга,

Вьюга.

И город не спит, погруженный в снега

Морозный, косой, деревянный.

Кстати, эти стихи Мартынов включит позднее в новеллу «История одной вражды». В ней он размышляет о том, как выглядел его город в прошлом. Вместе с поэтом по улицам старого Омска гуляет ветер. Мотив ветра присутствует во всех ранних стихах о городе: Это было еще до революции:

Вспоминаю город азиатский,

Этот северо-восточный ветер,

Проникавший через двойные рамы

В бани, в храмы, в церкви и в мечети

И в костел, в малюсенький костелик,

Созывавший дребезжащим звоном

Этих полек.

Город, таким образом, становится вдохновителем писателя, его музой. Кроме того, Омск открыл для Л. Мартынова центральную тему его творчества – тему Сибири. Весной 1932 года ОГПУ сфабриковало дело так называемой «сибирской бригады». В эту группу входили такие литераторы, как Н. Анов, П. Васильев, Е. Забелин, С. Марков, Л. Мартынов и Л. Черноморцев. Сам Мартынов позже писал: «Я был арестован секретно-политическим отделом ГПУ. Мне предъявили разные обвинения в антисоветской деятельности, вплоть до пропаганды идей… завоевания Индии для присоединения к СССР. Через 3 месяца я был освобожден, но в тот же день мне было предложено в административном порядке покинуть Москву, выбрав город для жительства. Я выбрал Вологду».

 Возвращение в Омск было долгожданным. Однако за время его отсутствия город изменился. Друзья юности давно покинули Омск. Город перестал быть центром художественной и литературной жизни Сибири, уступив пальму первенства новой сибирской столице – Новосибирску. Все менялось на глазах. С каждым годом в Омске и на его окраинах увеличивалось количество исправительно-трудовых лагерей и колоний. Родина поэта постепенно становилась островком СИБЛАГа. Не потому ли так печальны некоторые пейзажи Мартынов, что автор был свидетелем превращения Омска в один из филиалов необъятного ГУЛАГа[5].

Веет зимней глубочайшей грустью

Снежный ветер, заметая след.

Думаешь невольно: «Захолустье!

Ничего здесь не было и нет!»

В годы Великой Отечественной войны Л. Мартынов жил в Омске, публиковал патриотические стихи в газете «Омская правда», многие из которых вошли в сборник стихов «За Родину» (Омск, 1941). Активно участвовал в выпуске агитплакатов, проводил литературные консультации в областной газете, писал газетные очерки и репортажи о буднях тыла, принимал активное участие в выпусках «Омского альманаха».

После выхода в 1944 году поэтического сборника «Эрцинский лес» в местной прессе начинается травля поэта. В «Омской правде» появилась статья под названием «Жар-цвет» или Словесные выкрутасы Леонида Мартынова». Потом появились другие, написанные в том же духе: «В кривом зеркале», «В дебрях Эрцинского леса» и т.п.

Недавно было расшифровано постановление бюро обкома ВКП(б) «О работе областного гос.издательства», в котором говорилось, в частности: «Грубейшей политической ошибкой ОМГИЗа было предоставление литературной трибуны поэту Мартынову, который, пользуясь покровительством тт. Жданова и Курневой, создал ряд своих безыдейных, идеологических вредных и халтурных произведений».

 И Мартынов вынужденно замолчал. Он стал часто наведываться в Москву, а ранней весной 1946 года переезжает в Москву и, похоже, совсем отходит от омской темы. Но уже в начале 60-х годов в одном из стихотворений следует признание: «… нет! Воспоминаний не убить, только бы они не убивали!» И снова появляются стихи об Омске, которые звучат не как размышления историка, но как своеобразного философа, который многое помнит и многое понял о мире.

…Пусть

Десятки

Музыкальных судий

Разберутся, как скрипели доски

Старых тротуаров деревянных

В городе, где шлялись мы, подростки…

Это были первые подмостки…

Школа.

Разумеется и школа…

Он знал здесь каждый уголок, мог рассказывать о своем Омске часами, помнил такие подробности, которые и искушенному краеведу оказались бы в диковинку. Предваряя свой трехтомник, который собрал десятки его произведений об Омске, Леонид Мартынов обратил внимание на их взаимосвязь, взаимообусловленность – от первых стихотворений до новелл: «… по-моему, все ясно из текста. Разве не сказано в самих стихах, в каком году или даже месяце я родился. Где рос, как, у кого и чему учился … Если все это вместе – и лирические стихи мои, и исторические поэмы, и новеллы, если все это будет читаться как единое повествование, объединенной неким внутренним смыслом – я буду счастлив». Эти слова звучат сейчас для нас как завет, завещание Леонида Николаевича Мартынова.

 

1.2. Тимофей Белозёров о городе на Иртыше

 

Как невозможно представить омскую литературу без имен Л.Мартынова, П. Драверта, А.Сорокина, П.Васильева, так невозможно представить ее без имени Тимофея Максимовича Белозерова (1929-1986).

23 декабря 1999 года замечательному детскому поэту Тимофею Белозерову исполнилось бы 70 лет. Но даже в предновогодней суматохе никто не забыл об этом. Многие омские газеты откликнулись на это событие, посвященное жизни и творчеству Т.М.Белозерова. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 миллионов экземпляров.

Первый период творчества поэта внутренне неоднороден. Это время интенсивных исканий: от ученичества и подражания – к обретению собственной стилевой манеры, утверждение определенного круга жанровых и тематических предпочтений. Одну из своих любимых тем – «речную» - поэт определил для себя сразу, уже в первом сборнике «На нашей реке». С этой книги поэт начинает свою лирику природы.

Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к середине 60-х годов обретают поистине художественную «плоть» и «кровь», многообразие вариантов воплощения. Поэт освобождается от подражания признанным в детской поэзии авторитетам, что наблюдалось в раннем творчестве и порой приводило к откровенной дидактике. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай» (1962), «Таежный светофор» (1962), «Орешки» (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы. В лирике природы наблюдения поэта все больше проникаются бесконечным желанием приобщиться к ее вечным тайнам, постичь внутреннюю целесообразность всего сущего. Характерное для рубежа 50-60-х годов стихотворное повествование, эпически развернутое, благодаря внешней обстановке – вписать жизнь поля, реки, леса, неба в определенный сюжет производственной деятельности человека (строительство, освоение целины, космос) сменялись лаконичными пейзажными зарисовками[6].

Таким образом, к началу 70-х годов был определен тот жанрово-тематический диапазон, в котором наиболее полно отразилось своеобразие художественного мира Т.Белозерова.

И не случайно подлинный взлет поэзии Т.Белозерова приходится именно на 70-е годы, когда один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего» (1970), «Кладовая ветра» (1972), «Зимушка-зима» (1974), «Жаворонок» (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983). В многочисленных откликах на эти книги критики, словно сговорившись, писали о том, что поэт овладел какой-то поэтической тайной, что под обаяние его поэзии попадает читатель любого возраста. Помнится, как мама читала мне и брату в детстве стихи Белозерова. Они казались нам такими близкими и понятными, что думалось, и мы бы могли написать такие (а ведь именно в этом и заключается волшебство настоящей поэзии).

Большинство произведений Т.Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе, детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк – более твердым, поэтическое слово – емким и красочным.

В стихотворении «Город на Иртыше» рассказывается о том, как и с чего началось преобразование безлюдных просторов:

На пустынное место

Ступил человек.

Вытер лоб рукавом,

Сбросил легкую кладь.

Под руками – двуречье,

Простор! Благодать!

Застучал в сосняке

Головастый топор,

Опоясал избу

Островерхий забор.

И пошла по засекам

Упрямая весть:

Место городу есть!

Место крепости есть[7].

Здесь повторяются две метафоры - «город – крепость», «город на слиянии рек».

Коротая охотничьим промыслом век,

На пустынное место пришел человек.

Вытер лоб рукавом, сбросил легкую кладь,

Под руками двуречье, простор, благодать! …

И пошла по засекам упрямая весть:

Место крепости есть!

Место городу есть!...

Плыл размеренный век по ступеням крыльца,

Люди в узел двух рек завязали сердца!

 

С годами на месте «изб, опоясанных островерхими заборами», вырастали крупные села и города, которые даже спустя столетия приковывают взоры своей красотой. В стихотворении «По Иртышу» поэт скажет:

И вдруг, словно в сказке,

Заполнилось небо,

Зажглось куполами

Тобольских церквей

С просторами звонниц,

Широких и узких,

Со стрелами башен,

Зубцами Кремля –

С извечных времен

Для татар и для русских

Святые места и родная земля.

В освоении Сибири много значили тракты, т.е. улучшенные грунтовые дороги с верстовыми столбами. Еще в конце ХVI века прокладывали таковые от Верхотурья до Тюмени, а позднее и до Тобольска. К началу ХХ века тракты соединяли города и крупнейшие села на территории нынешней Омской области. С появлением новых дорог движение на старых или на их отдельных участках уменьшилось, а то совсем прекратилось. Об этом рассказано в стихотворении «Забытая дорога». Ею уже не пользуются, по ней «там и тут одуванчики цветут». А когда-то по этой дороге мчались тройки, шли со скарбом погорельцы, вели в острог каторжан. Стихи Т.Белозерова о Сибири – неотъемлемая и значительная часть его творчества.

15 февраля 1986 года перестало биться этого замечательного поэта. Прошли годы, а боль утраты не исчезла. Она так остра еще и потому, что светлые и жизнеутверждающие книги приходят к читателю, а самого Тимофея Максимовича нет. Но Омск не забыл своего выдающегося земляка.

 

 

1.3. Город Омск в творчестве других омских поэтов

 

Образы города Омска как особого Места, рисуемого омскими поэтами, можно условно разделить на две группы. Первые – рисуют город как таковой, город как особую природно-социальную и культурную среду. В этом случае авторы акцентируют внимание на особенностях урбанизированного, искусственно созданного человеком  для своих собственных нужд и потребностей ландшафта.

Такой образ города мы встречаем в стихотворении Владимира Гришечко «Гимн города Омска» читаем [9, 5,6]:

Вырастают жилые кварталы,

Рядом школы стоят, детсады,

Стадионы, бассейны, вокзалы,

Наших памятных будней следы

Красотой удивляют нежданно

Уникальных объектов черты

Хороводят с генплана фонтаны,

Корпуса, купола и мосты[8].

Сходные мотивы реализованы в другом его же стихотворении «Города». Данное произведение посвящено Омску (так как упоминаются и Омь и Иртышь), но основной мотив – специфика урбанизированного ландшафта.

Когда у брега Иртыша

Стоишь, любуясь чуть дыша

На вертикали этажей,

Да ленты новых витражей.

Как пара змей, автоармада

Спешит избавиться от чада,

Но великаны – светофоры

Хватают за руки шофера

А ленты улиц и фасады

Сверкать огнями снова рады[9].

Лиричное отношение к городу мы встречаем в стихотворении Михаила Сильвановича «Омские улицы»[10]. В данном произведении автор рисует уютный образ города.

Фонари, от снежинок мерцающих, жмурятся,

Каждый дом золотыми огнями горит.

Я люблю, я люблю наши омские улицы

В этот час, когда светят кругом фонари.

В стихотворении Вячеслава Барыбова «Городу Омску» образ города описан с помощью метафор, на равных звучат две метафоры: «город – крепость», город «над излучиной рек».

Начинал ты как крепость,

Как защита Руси…

Ты стоишь как картина

Над излучиной рек.

У тебя – исполина

Свой гигантский разбег[11].

Мотив города на слиянии рек повторяется в стихотворении Виктора Васильева «Омск»[12]:

Иртыш под руку Омку подхватив,

Лениво плыл под солнцем камышовым…

Валентин Берестов в своем стихотворении «Встреча с Иртышем» описывает характер Иртыша, его природно-ландшафтные характеристики:

С тайгою степь соединяя, задумчива и широка,

Течешь ты, рыжая, степная, неторопливая река.

Не отражая берег плоский, ты только на небо глядишь,

Пока сибирские березки не подбегут к тебе, Иртыш

В стихотворении Владимира Гришечко «У Иртыша»[13] мы встречаем иную характеристику береговой линии и характера реки.

На краю обрыва

У Иртыш – реки…

Еще один базовый образ нашего города, Омск – «город – сад», город парков и скверов, аллей и бульваров. В данном случае благодатный материал нам предоставляет творчество поэтов советского периода, когда идея города сада была чрезвычайно популярна[14]. В частности, в «Омском вальсе» В. Васильева звучат такие строки:

«Город-сад, ветви яблонь, акаций и кленов.

Город-сад, здесь весной расцветают пионы.

Город мой, здесь сады расцветали над рекой,

Над рекой, тополя стерегут твой покой»

Таким образом, можно констатировать, что в творчестве омских поэтов отражены как природная, так и собственно урбанистическая составляющие. В рамках первой Омск представлен как «город-сад» и «город на реке». В рамках второй компоненты за городом закрепляется образ «города – крепости», промышленного города с развитой инфраструктурой. При этом образ города являет себя в диалектическом единстве «вечного» и «исторического» (постоянно изменчивого) компонентов.

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение

 

 

В заключение необходимо отметить, что в работе рассмотрено творчество не всех омских поэтов, воспевавших город Омск.

Л. Мартынов одним из первых из сибирских поэтов воспел свой родной Омск, который предстал перед читателями как «город серых заборов и русских печей», город, который может соединять народы, город экзотики, так как расположен он на границе русской Сибири и казахских степей.

В творчестве Т. Белозёрова город Омск предстаёт, как «город – крепость», «город на слиянии рек».

В творчестве других омских поэтов описывается необыкновенная архитектура Омска, его красивый ландшафт, создаётся уютный образ города.

Рисуя образ города, поэты подчёркивают его основные характеристики: Омск – «город – сад», город парков и скверов, аллей и бульваров.

Таким образом, омские поэты описывали свой город с любовью, подчеркивая его особенности, характерные черты, отличающие его от других городов, подчеркивали его связь с сибирской природой, с народом Сибири, отмечали его величавость и красоту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список использованной литературы

 

1. Белозёров Т.М. По нашей реке. – Омск, 1957.

2. Васильев В.Н. Цветы запоздалые: Стихи и поэмы. - Омск, 2005. – С. 81.

3. Горелова Ю.Р. Культурное пространство города: социологический, ландшафтный и антропологический подходы к исследованию // Культурологические исследования в Сибири. - 2007. - № 1. – С. 46.

4. Гришечко В. Березовый май. Новая книга лирики. – Омск, 1999.

5. Макаров В. Т. Белозёров. // Сибирские огни. – 1987. - № 6. – С. 52-54.

6. Мартынов Л. Избранные произведения. В 2-х т. – М.: Художественная лит-ра, 1990.

7. Мгновения жизни. - Литературный альманах. - 2006. - № 15. – С. 4-5.

8. Песни нашей памяти: сборник. - Омск, 1995. – С. 167.

9. Прокушев Ю.Л. Дума о России. – М.: Проспект, 1988.

10. Рыженко В.Г. Приметы города – сада в советской песне // Сибирский сад – территория мечты: Сборник материалов научно-художественного проекта. Омск, 2004. – С. 155.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Прокушев Ю.Л. Дума о России. – М.: Проспект, 1988. – С. 162.

[2] Мартынов Л. Избранные произведения. В 2-х т. – М.: Художественная лит-ра, 1990. С. 211.

[3] Мартынов Л. Указ. соч. – С. 220.

[4] Прокушев Ю.Л. Указ. соч. – С. 163.

[5] Прокушев Ю.Л. Указ. соч. – С. 163-164.

[6] Макаров В. Т. Белозёров. // Сибирские огни. – 1987. - № 6. – С. 52-54.

[7] Белозёров Т.М. По нашей реке. – Омск, 1957. – С. 34.

[8] Гришечко В. Березовый май. Новая книга лирики. – Омск, 1999. – С. 5-6.

[9]Гришечко В. Указ. соч.  – С. 8.

[10] Песни нашей памяти: сборник. - Омск, 1995. – С. 167.

[11] Мгновения жизни. - Литературный альманах. - 2006. - № 15. – С. 4-5.

[12] Васильев В.Н. Цветы запоздалые: Стихи и поэмы. - Омск, 2005. – С. 81.

 

[13] Гришечко В. Указ. соч.  – С. 29.

[14] Рыженко В.Г. Приметы города – сада в советской песне // Сибирский сад – территория мечты: Сборник материалов научно-художественного проекта. Омск, 2004. – С. 155.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 2566
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba