Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

огр
Курсовая | 22.09.2014, 14:23

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление
С
Введение    3
1. Общие положения ограничения свободы    5
2. Общая характеристика уголовного наказания в виде ареста    14
2.1 Понятие ареста как вида наказания    14
2.2. Исполнение наказания в виде ареста    15
Заключение    26
Библиографический список    28

 
Введение

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений УК  РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы» был принят Госдумой 16 декабря 2009 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года.
Теперь Федеральный закон, которым  с 10 января 2010 года вводится новый вид наказания – ограничение свободы, который по новому устанавливает понятие ограничения свободы.
Закон фактически вводит в российское уголовное законодательство новый вид наказания под тем же названием. Из текста новой редакции статьи об ограничении свободы исчезло упоминание об исправительных центрах. Отбывать наказания осужденные будут по месту жительства. Расширено понятие ограничения свободы. Помимо запрета покидать место проживание суд имеет право накладывать следующие ограничения прав и свобод: запрет пребывать в определенных местах, запрет выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы населенного пункта, запрет посещать места каких-либо мероприятий или участвовать в них, запрет изменять место жительства, работы и учебы без предварительного уведомления и согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор, явка в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор, для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Кроме того, этот перечень оставлен открытым, то есть суд имеет право накладывать иные ограничения, если сочтет это необходимым. 
Критики закона отмечают, что в подобном виде ограничение свободы трудно назвать полноценным уголовным наказанием, скорее принудительным воздействием во многим схожим с условным осуждением. Фактически, правовое положение осужденных к ограничению свободы не будет отличаться от правового положения условно осужденных лиц. Авторы законопроекта подчеркивают, что по своему характеру наказание в виде ограничения свободы, будет являться довольно серьезным, поскольку оно ограничивает права и свободы человека на его перемещение, посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, выбор места работы, учебы. При этом данные ограничения обеспечиваются угрозой замены ограничения свободы реальным лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день лишения свободы. 
Целью настоящей работы является рассмотрение ограничения свободы и ареста, проблемы назначения и исполнения наказания. 
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие ограничения свободы;
- Исследовать применение наказания в виде ограничения свободы;
- Показать понятие ареста как вида наказания;
- Раскрыть исполнение наказания в виде ареста. 
Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующие назначение и исполнения наказания в виде ареста и ограничения свободы. Объект исследования составляют правоотношения применения наказания в виде ареста и ограничения свободы.

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Общие положения ограничения свободы 

Рост числа правонарушений склоняет государство реагировать на это ужесточением уголовной политики, расширяя прежде всего применение тюремного заключения все к большему числу лиц, нарушивших закон. Однако результаты не всегда оправдывают себя. В итоге такие меры приводят к увеличению численности заключенных, росту рецидивов, криминализации личности, разрыву социально полезных связей и др. По мнению психологов, длительное (свыше 5–6 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека. Впрочем, о губительном влиянии лишения свободы на психику и нравственность заключенных известно давно. Более того, в связи с неразвитостью в Российской Федерации системы ресоциализации осужденных такие лица становятся навсегда потерянными для общества. 
Начиная с 1970-х годов некоторые государства стали искать пути разрешения данной проблемы, в частности через распространение применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Совет Европы и ООН со своей стороны стали разрабатывать и принимать документы, направленные на внедрение подобной практики во всем мире. В 1981 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала участникам «заменять наказания в виде лишения свободы, предусматривающие непродолжительное содержание под стражей, другими мерами, которые были бы более эффективны и не противоречили принципу наказания». В 1985 г. на Седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями государства-участники приняли Резолюцию № 16, которая акцентировала внимание на сокращении численности заключенных, предпочтении альтернативных мер наказания и социальной реинтеграции правонарушителей. В 1986 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию под названием «Некоторые меры, альтернативные тюремному заключению», в которой также рекомендовал правительствам государств-участников вводить различные альтернативные наказания и рассмотреть возможности включения их в национальные уголовные кодексы.
На протяжении вот уже нескольких лет в Российской Федерации проводится политика либерализации и гуманизации уголовного законодательства: оценка деяния человека, новый подход к преступнику приводят к уменьшению численности осужденных в местах лишения свободы. Кроме того, стали чаще применяться альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. В результате значительное число лиц не попадает под влияние криминальной части осужденных, вследствие чего происходит сокращение профессиональной преступности. 
Наказание в виде ограничения свободы было введено в действие после вступления в силу с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. Таким образом, ранее ограничение свободы являлось основным видом наказания и заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы назначалось лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, на срок от одного года до трех лет; лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, на срок от одного года до пяти лет. Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных исправительных центрах, которые относятся к разряду учреждений открытого типа, не предусматривающих изоляцию осужденного от общества. Осужденные, отбывающие наказание в таких исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, заочно обучаться в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта Федерации по месту отбывания наказания. Вместе с тем содержание осужденных к ограничению свободы организовывается в условиях осуществления за ними строгого надзора. В этой связи осужденные обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительного центра; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать его без разрешения администрации; проживать в специально предназначенных для осужденных общежитиях; постоянно иметь при себе вместо паспорта документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
В соответствии со ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение свободы не назначается:
-  лицам, признанным инвалидами первой или второй группы;
-  беременным женщинам;
-  женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;
-  женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста;
-  мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста;
-  военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
27 декабря 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы». Поправки вступили в силу 10 января 2010 г. По мнению практиков права, принятие такого закона – положительное явление. При большей разновидности видов наказаний у судей появляется возможность использовать индивидуализацию наказания. Эта норма предусматривает ограничения для осужденного по перемещению, месту работы и учебы. Контроль за исполнением установленных ограничений возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.
Осужденный на ограничение свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия. Суд возлагает на него определенные обязанности: он должен будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор. 
Наказание в виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух до четырех месяцев в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести; а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного наказания за совершение некоторых тяжких и особо тяжких преступлений, в частности за посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства. При этом ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории России.
Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, может отменить частично или дополнить ранее установленные ограничения. За злостное нарушение обязанностей осужденным ограничение свободы может быть заменено на ее лишение из расчета один день лишения свободы за два дня ее ограничения. За хорошее поведение осужденный может получить благодарность и разрешение уезжать на выходные, праздники и в отпуск.
В Федеральной службе исполнения наказаний полагают, что этот вид наказания спасет от тюрьмы сотни тысяч человек. Ограничение свободы может быть назначено примерно 113 тысячам осужденных ежегодно. Сейчас ограничение свободы как основной вид наказания предусмотрено санкциями 66 статей Уголовного кодекса. Новый закон вводит ограничение свободы как основной вид наказания еще в 21 статью УК РФ и как дополнительный вид наказания в 22 статьи УК РФ. В частности, ограничение свободы может быть назначено за клевету, оскорбление, кражу, мошенничество, присвоение или растрату, за грабеж. За тяжкие преступления ограничение свободы может быть назначено как дополнительное наказание. Однако снижаться численность населения колоний будет постепенно: понадобится время, чтобы судьи стали в полной мере применять ограничение свободы в виде наказания. 
Таким образом, закон принят, введен в действие, осталось его исполнять. Каким же образом в России планируется его соблюдение? Специалисты отмечают, что исполнение ограничения свободы будет упираться в финансовый вопрос. Для надзора за осужденными предполагается использовать различные технические средства контроля, например электронные браслеты, а также аудиовизуальные средства контроля. Эксперимент по применению электронных браслетов в настоящее время проводится в Воронеже, в скором времени планируется распространения эксперимента и в других регионах РФ. Конкретный перечень технических средств контроля будет определен отдельным постановлением правительства. Кроме того, понадобится выделение дополнительного финансирования увеличенного штата сотрудников ФСИН.
Зарубежный опыт по обеспечению исполнения наказания в виде ограничения свободы полезен для России. Так, в США закон об электронном наблюдении был принят в 1968 г., однако электронные браслеты применяют с 1995 г. Они предназначены для контроля условно осужденных или находящихся под домашним арестом, а также отбывших срок за тяжкие преступления. В штате Калифорния вместо браслетов осужденным выдают пейджер, который они обязаны носить с собой.
2 сентября 2004 г. подобная система была введена в Великобритании. Специальные устройства носят осужденные, в том числе в воровстве, которые освобождены досрочно, осуждены условно или приговорены к исправительным работам.
Ограничение свободы как вид наказания в определенной мере был воспринят из зарубежного опыта. Представляется интересным рассмотрение применения ограничения свободы в различных странах, в частности в Великобритании, США, Франции. 
Первоначально пробация как вид наказания появилась в Англии в конце XIX в. С течением времени отдельные законодательные акты, посвященные пробации, были консолидированы в 1948 г., и начиная с этого времени она начинает широко применяться. Суть пробации состоит в установлении определенных ограничений, налагаемых на осужденного в целях его реабилитации, защиты общества от вреда, причиненного им, либо для предупреждения совершения им нового преступления в будущем. Этот вид наказания, применяемый весьма часто, не связан с лишением свободы и назначается лицу старше 16 лет сроком от шести месяцев до трех лет. Согласно ст. 6 Закона об уголовной юстиции Великобритании от 1991 г. единственным препятствием для назначения этого вида наказания (как и других наказаний, не связанных с лишением свободы) может стать убежденность суда, рассматривающего дело, что совершенное преступление настолько серьезно, что нельзя применять наказание, не связанное с лишением свободы. Отбывая этот вид наказания, осужденный находится под надзором специального чиновника службы пробации. Следует отметить, что эта мера пресечения может применяться судом только с согласия преступника.
Помимо мер, связанных с ограничением свободы, к несовершеннолетним и молодым преступникам суд может применить и другие меры, например издать приказ о надзоре. Осуществление надзора при этом возлагается на местный орган власти, чиновника пробации или иное лицо, которое должно давать советы, оказывать помощь или принимать дружеское участие в судьбе поднадзорного. В приказ о надзоре суд может включить требование, обязывающее осужденного подчиняться указаниям наблюдателя: например, жить в определенном месте в течение специально оговоренного периода; являться к нему в указанные дни; заниматься в определенный день деятельностью, упомянутой в приказе. Кроме того, поднадзорного можно обязать находиться дома с 6 часов вечера до 6 часов утра (так называемое «ночное ограничение») и т.д.
В США пробация впервые появилась в 1878 г. в городе Бостоне. К 1957 г. она была введена во всех штатах страны, а позже – и на федеральном уровне. Ранее пробация применялась очень широко; сейчас, в силу изменений в уголовной политике, реже. Как правило, эта мера уголовно-правового воздействия неприменима к лицам, совершившим тяжкие преступления, караемые смертной казнью, пожизненным или длительным лишением свободы. Но в разных юрисдикциях этот вопрос решается по-разному. Лицо, осужденное к пробации, обязано, под страхом ее отмены, соблюдать на свободе предписанные судом условия, которые, например, по федеральному законодательству подразделяются на обязательные и дискреционные. Однако перечень условий не является исчерпывающим. Другими словами, судьи вправе предписать соблюдение условий по своему усмотрению, а также видоизменить их перечень в любое время до истечения срока пробации. 
Начиная с 1982 г. в США стала широко практиковаться пробация с интенсивным надзором. Программы такой пробации различаются по содержанию. Одни, например, не включают работу с наркоманами или лицами, совершившими половые преступления; другие рассчитаны на работу с лицами, совершившими какое-то одно преступление. Но несмотря на различия, все они имеют общие характеристики: рассчитаны на небольшие группы лиц, включают надзор, который характеризуется как «более жесткий, чем рутинный», т.е. обычный, а также обязательство осужденного осуществить реституцию (возмещение ущерба) потерпевшему, оплатить стоимость контроля над ним, выполнение определенных общественных работ, периодическое прохождение тестирования на наркотики и др. Следует отметить, что законодательство некоторых штатов в качестве дополнительного условия пробации предусматривает возможность подвергнуть осужденного электронному мониторингу.
Во Франции наказание в виде запрещения местопребывания влечет запрещение появляться в некоторых местах, определенных судом. Помимо этого оно включает меры надзора и содействия. Перечень запрещенных мест, так же как и меры надзора и содействия, могут быть изменены судьей по исполнению наказаний при условиях, установленных УПК Франции. Запрещение местопребывания не может превышать 10 лет в случае осуждения за преступление и 5 лет в случае осуждения за проступок. Если запрещение местопребывания сопровождает лишение свободы без отсрочки, оно применяется с начала лишения свободы и его исполнение продолжается в течение срока, установленного приговором, начиная со дня, когда лишение свободы закончилось. С учетом положений ст. 763 УПК Франции запрещение местопребывания прекращается автоматически по достижении осужденным 65-летнего возраста. Стоит также отметить, что ограничение свободы как вид наказания предусмотрен уголовными кодексами Казахстана, Узбекистана и ряда других стран СНГ. 
Таким образом, можно отметить, что Россия действительно встала на путь гуманизации и либерализации уголовного законодательства. Расширенное применение наказания в виде ограничения свободы позволит не только разгрузить тюрьмы и СИЗО, но и внесет существенный вклад в декриминализацию общества. Ограничение свободы может активно применяться в отношении отдельных категорий лиц, например обвиняемых в совершении экономических преступлений и несовершеннолетних. Очевидно, что первая категория лиц не представляет физической опасности для окружающих, в то время как вторая (несовершеннолетние) требует более квалифицированного правосудия, с тем чтобы избежать полной криминализации личности.
Вместе с тем эксперты отмечают, что Россия пока не готова к таким изменениям. Это связано прежде всего с отсутствием четко прописанной процедуры и технологий.


 
2. Общая характеристика уголовного наказания в виде ареста 
2.1 Понятие ареста как вида наказания

Согласно ст. 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.
Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.
Наказание в виде ареста относится к числу основных наказаний и заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. При замене штрафа, обязательных и исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее месяца. 
Арест исполняется специализированными учреждениями - арестными домами - и отбывается по месту осуждения. В соответствии с ч. 2 ст. 69 УИК РФ в арестных домах устанавливаются условия содержания осужденных, как на общем режиме в тюрьме. Но в этой же норме предусмотрены ограничения прав осужденных, делающие условия отбывания наказания еще более строгими. Так, в арестных домах не разрешается получение посылок и передач, не разрешаются телефонные разговоры, не предоставляются свидания с родственниками (исключение установлено только для несовершеннолетних. Им предоставляется краткосрочное свидание один раз в месяц). В арестных домах не применяются такие средства исправления, как общественно полезный труд, общее образование, профессиональная подготовка.
Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. В отношении этой категории осужденных установлены специальные правоограничения, связанные с условиями прохождения военной службы. К их числу относятся следующие: время отбывания наказания не засчитывается в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения звания; осужденный не может быть представлен к присвоению очередного звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы или уволен (за исключением случаев признания негодным к военной службе по состоянию здоровья); денежное содержание ограничивается окладом по званию.
Учитывая строгость наказания в виде ареста, он не назначается беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а также лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста.

2.2. Исполнение наказания в виде ареста 

Арест как вид наказания известен Российскому уголовному праву довольно давно. Арест являет собой простое лишение свободы на самый непродолжительный срок.
Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет.
По Уголовному уложению о наказаниях 1845 года он разделялся по срокам содержания на четыре ступени: 1) от одного до трех дней; 2) от трех до семи дней; 3) от семи дней до трех недель; 4) от трех недель до трех месяцев. 
По Уголовному уложению о наказаниях 1903 года арест назначался от одного дня до шести месяцев, а в случаях, указанных в отдельных статьях, и до одного года.
Лица, осужденные к отбыванию данного вида наказания, должны содержаться в специально устроенных для ареста помещениях камерного типа (арестный дом), то есть в строгой изоляции от общества.
Арест является основным видом наказания и назначается, когда он прямо указан в санкции статьи Особенной части УК.
Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца (ч. 1 ст. 54 УК).
Арест может назначаться судом в качестве основного вида наказания и при отсутствии в санкции статьи Особенной части УК:
- в случае замены штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ст. 46 УК РФ);
- в случае замены обязательных работ или исправительных работ за злостное уклонение от их отбывания (ст. 49 и ст. 50 УК РФ);
- с учетом исключительных обстоятельств и данных о личности, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, суд может назначить как более мягкий вид наказания (ст. 64 УК РФ);
- при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ);
- как замена неотбытой части наказания в виде лишения свободы (ст. 80 УК РФ);
- кассационной или надзорной инстанцией вместо лишения свободы.
Законодатель установил срок ареста, который назначается от одного до шести месяцев.
Если суд придет к выводу о назначении наказания в виде ареста ниже низшего предела с применением ст. 64 УК РФ, то в этом случае минимальное наказание не может быть назначено ниже одного месяца. (Например, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 124 "Неоказание помощи больному". Санкция части данной статьи предусматривает основной вид наказания - арест на срок от двух до четырех месяцев.
Однако суд, установив наличие исключительных обстоятельств и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, применяя ст. 64 УК РФ, может назначить наказание ниже низшего предела, но не ниже одного месяца).
Законодатель установил минимальный срок назначения данного вида наказания, который определен не ниже одного месяца.
Вместе с тем наказание в виде ареста, в случае назначения взамен обязательных или исправительных работ, может быть определено на срок менее одного месяца. Это объясняется тем, что при замене обязательных работ или исправительных работ часть срока уже отбыта и при зачете наказаний оставшийся срок может быть менее одного месяца (второе предложение текста ч. 1 ст. 54 УК РФ).
Время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы или исправительные работы, учитывается при определении срока ареста из расчета восемь часов обязательных работ за один день ареста и два дня исправительных работ за один день ареста. 
В срок наказания засчитывается время содержания осужденного под стражей до судебного разбирательства из расчета один день содержания под стражей за один день ареста (ст. 72 УК РФ).
Сроки ареста исчисляются в месяцах и днях.
В части 2 ст. 54 УК установлен перечень лиц, которым арест не назначается. Новеллой является правило о том, что отныне арест не может быть назначен лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а не до 8 лет, как это было в прежней редакции данной уголовно-правовой нормы.
Арест назначается несовершеннолетним на срок от одного до четырех месяцев (см. ст. 88 УК РФ). Арест также не является препятствием к назначению данного вида наказания, если в момент совершения преступления виновный не достиг шестнадцати лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК РФ военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. Срок ареста не засчитывается в общий срок службы и выслугу лет. Кроме того, осужденному к аресту в период отбытия наказания не может быть присвоено очередное звание, он не может быть назначен на вышестоящую должность, уволиться со службы.
Порядок и условия отбывания ареста определены в гл. 10 УИК РФ. Осужденные к аресту должны весь срок наказания отбывать по месту осуждения, как правило, в одном арестном доме. Арестные дома пока не построены. Поэтому норма права о применении ареста в качестве уголовного наказания должна вводиться в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2006 г. 
Перевод осужденного из одного арестного дома в другой допускается только в случае его болезни либо для обеспечения его личной безопасности, а также при исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в арестном доме.
На осужденных к аресту распространяются условия содержания, установленные УИК для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме. Они должны содержаться в общих или одиночных камерах, изолированно от иных категорий лиц, содержащихся под стражей. Раздельно размещаются осужденные: мужчины, женщины, несовершеннолетние, ранее отбывавшие наказания в исправительных учреждениях и осужденные впервые. 
Осужденным, находящимся в условиях строгой изоляции, не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатом и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежды по сезону, передвижение без конвоя; не осуществляется их общее и профессиональное образование, профессиональная подготовка. Осужденные могут привлекаться к работам по хозяйственному обслуживанию арестного дома без оплаты продолжительностью не более четырех часов в неделю. Материально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных, находящихся в условиях строгой изоляции, такое же, как у осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьме на общем режиме.
Осужденные имеют право: на ежемесячное приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости на сумму, не превышающую 20% минимального размера оплаты труда; на ежедневную прогулку не менее одного часа, а несовершеннолетние - не менее полутора часов. Несовершеннолетним предоставляются краткосрочные свидания один раз в месяц продолжительностью до трех часов с родителями или лицами, их замещающими. При исключительных обстоятельствах осужденным к аресту может быть разрешен телефонный разговор с близкими.
Администрация арестного дома в соответствии со ст. 110 УИК РФ в процессе исполнения наказания в виде ареста обязана систематически проводить воспитательную работу с осужденными, создавать возможность для реализации осужденными прав и свобод, не допускать запретов и ограничений, которые не предусмотрены законодательством, и принимать иные меры, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством и иными нормативными правовыми актами, для достижения цели наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК РФ осужденные судом военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. Часть 12 ст. 16 УИК РФ гласит, что военнослужащие могут отбывать арест в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, но в настоящее время Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ такие отделения на гарнизонных гауптвахтах пока не предусмотрены. 
На военнослужащих, осужденных к наказанию в виде ареста, распространяется действие гл. 10 УИК РФ в части, относящейся к отбыванию этого вида наказания осужденными, достигшими 18-летнего возраста, кроме ст. ст. 70 и 72 УИК РФ (материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание и привлечение к труду, которое осуществляется по правилам, установленным для военнослужащих).
Сущность наказания в виде ареста в отношении военнослужащих. Ранее действовавшее уголовное законодательство предусматривало возможность замены военнослужащим исправительных работ без лишения свободы содержанием на гауптвахте на срок до двух месяцев (ч. 2 ст. 34 УК РСФСР). При этом содержание на гауптвахте по приговору суда рассматривалось как самостоятельное и специфическое наказание, а не как мера дисциплинарного воздействия. Условия отбывания данного наказания регламентировались Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР. В частности, устанавливалось раздельное содержание осужденных военнослужащих от подследственных, офицеров и прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин). В этих целях на гауптвахтах оборудовались отдельные камеры. Были предусмотрены и некоторые особенности режима содержания на гауптвахте как уголовного наказания в отличие содержания лиц, арестованных в дисциплинарном порядке. Вместе с тем данное специфическое наказание, применяемое к военнослужащим и являющееся по существу уголовным арестом, в прежнем законодательстве арестом не называлось.
В соответствии со ст. 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
Согласно ч. 3 ст. 54 УК РФ осужденные военнослужащие всех категорий отбывают арест только на гауптвахтах, которые выступают одновременно местом отбывания наказания и местом прохождения военной службы.
Правовые основы исполнения наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ареста в отношении военнослужащих осуществляется прежде всего нормами УИК РФ. К ним относятся нормы Общей части, предусматривающие общие положения для всех видов уголовных наказаний (задачи, принципы, средства исправления и т.д.). В Особенной части УИК РФ имеется глава 10, регулирующая порядок и условия исполнения ареста, а также специальная глава 19, посвященная особенностям его исполнения в отношении осужденных военнослужащих. 
Кроме этого, порядок и условия отбывания ареста регламентируются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. В частности, Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (раздел III), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 14 "О гауптвахте").
Место отбывания ареста осужденными военнослужащими. Военнослужащие, осужденные к аресту, должны отбывать наказание на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. По общему правилу осужденные отбывают весь срок наказания на одной гауптвахте по месту дислокации воинской части.
В случаях, предусмотренных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, могут создаваться войсковые (корабельные) гауптвахты (при отсутствии на гарнизонной гауптвахте достаточного количества мест) и отдельные комнаты для содержания временно задержанных военнослужащих в состоянии опьянения сроком до одних суток (в воинских частях, расположенных на значительном удалении от гарнизонной (войсковой) гауптвахты). Несмотря на то что эти гауптвахты (комнаты) оборудуются в соответствии с требованиями приложения N 14 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, содержание в них военнослужащих, осужденных к аресту, не допускается.
Направление осужденных военнослужащих на гауптвахту и порядок их приема. Осужденные военнослужащие, в отношении которых до суда не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, должны быть направлены под конвоем на гауптвахту для отбывания ареста в 10-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора. 
Осужденные, в отношении которых до суда была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем сразу после вынесения военным судом приговора.
Состав конвоя, его обязанности и порядок охраны определяются военным комендантом гарнизона (начальником штаба воинской части) в каждом случае отдельно.
Осужденные военнослужащие принимаются на гарнизонную гауптвахту начальником гауптвахты, а в его отсутствие - начальником караула.
Начальник гауптвахты при приеме арестованных солдат (матросов) и сержантов (старшин) проверяет наличие у них положенных вещей, производит личный досмотр, изымает для хранения поясные ремни, вещи и ценности, которые не положено иметь в камере, а также все служебные документы, записывает все данные, имеющиеся в копии приговора, определении военного суда, и другие необходимые сведения в именной список арестованных и в книгу арестованных. На изъятые у осужденных вещи, деньги и документы выдается расписка, сами они сдаются в кладовую на хранение. 
Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими (режим). Одним из режимных требований является раздельное содержание осужденных военнослужащих. Это положение закреплено в ст. 150 УИК РФ в целях дифференцированного подхода к осужденным с учетом интересов военной службы. В соответствии с данной статьей осужденные военнослужащие из числа лиц офицерского состава содержатся отдельно от других категорий осужденных военнослужащих. Осужденные военнослужащие, имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих рядового состава. Осужденные военнослужащие, проходящие службу по призыву, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту. Осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям.
К режиму относятся и ограничения в объеме статуса военнослужащих, отбывающих наказание в виде ареста, в частности:
- время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается;
- во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья;
- осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию;
- дополнительные денежные выплаты, установленные министром обороны Российской Федерации, не выплачиваются.
Режим отбывания наказания в виде ареста также включает в себя следующее.
Военнослужащим, осужденным к аресту, разрешается иметь в камерах свои книги, туалетные и письменные принадлежности. На время, отведенное для сна, им выдаются постельные принадлежности (одеяла, две простыни, подушка с верхней наволочкой и матрац).
Передвижение без конвоя осужденных к аресту не разрешается. Осужденные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа.
Начальник гауптвахты вправе привлекать осужденных к труду и к занятиям по военной подготовке не более четырех часов в день.
Осужденным не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости, продукты питания. 
Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных, содержащихся на гауптвахте, осуществляется по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих, в общем порядке, установленном военным законодательством.
Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим. Важным средством исправительного воздействия в отношении осужденных военнослужащих является применение к ним мер поощрения и взыскания.


 
Заключение

С нового года вступили в силу новые положения Уголовного, Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов РФ о возможности применения ограничения свободы в качестве основного или дополнительного наказания. 
Осужденный на ограничение свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия. Суд возлагает на него определенные обязанности: он должен будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.
Наказание в виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух до четырех месяцев в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести; а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного наказания за совершение некоторых тяжких и особо тяжких преступлений, в частности за посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства. При этом ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории России.
Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, может отменить частично или дополнить ранее установленные ограничения. За злостное нарушение обязанностей осужденным ограничение свободы может быть заменено на ее лишение из расчета один день лишения свободы за два дня ее ограничения. За хорошее поведение осужденный может получить благодарность и разрешение уезжать на выходные, праздники и в отпуск.
Наказание в виде ареста относится к числу основных наказаний и заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Арест назначается на срок от одного до шести месяцев (для лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - от одного до четырех месяцев). При замене штрафа, обязательных и исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее месяца.
Арест исполняется специализированными учреждениями - арестными домами - и отбывается по месту осуждения. В соответствии с ч. 2 ст. 69 УИК РФ в арестных домах устанавливаются условия содержания осужденных, как на общем режиме в тюрьме. Но в этой же норме предусмотрены ограничения прав осужденных, делающие условия отбывания наказания еще более строгими. Так, в арестных домах не разрешается получение посылок и передач, не разрешаются телефонные разговоры, не предоставляются свидания с родственниками (исключение установлено только для несовершеннолетних. Им предоставляется краткосрочное свидание один раз в месяц). В арестных домах не применяются такие средства исправления, как общественно полезный труд, общее образование, профессиональная подготовка.

 
Библиографический список 

Нормативные акты
1.    Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. N 25. Ст. 2954.

Научная литература:
2.    Гаухман Л.Д. Уголовное право - М., 2010. 
3.    Головко Л.В. Альтернатива лишению свободы - очередная химера? // ЭЖ-Юрист. 2010. N 3. С. 1, 10.
4.    Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Лебедева В.М. - М.: Юрайт-М, 2010.
5.    Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.К. Дуюнова - М.: Волтерс Клувер, 2010. 
6.    Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Рарога - М.: Проспект. 2009. 
7.    Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М., 2009. 
8.    Курс уголовного права. Том 1. / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова - М.: ИКД «Зерцало-М», 2010.
9.    Мельникова В.Е. Должностные преступления. М., 1985.
10.    Нарушения специальных видов военной службы: вопросы уголовной ответственности / Д.В. Дутов, А.Л. Иванов, Д.Н. Кожухарик и др. М.: Серия Право в Вооруженных Силах - консультант. За права военнослужащих, 2007. 208 с.
11.    Наумов А.В. Российское уголовное право. - М., 2003. 
12.    Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. Наумова А.В. - М.: Гардарика, 2003.
13.    Российское уголовное право / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. - М., 2009. 
14.    Светлов А.Я. Ответственность за должностные преступления. Киев, 2008.
15.    Уголовное право России. / Под ред. Б. В. Здравомыслова - М.: Проспект, 2009. 
16.    Уголовное право. / Под ред. А. Ф. Фомина – М.: Юрайт-Издат, 2009. 
17.    Уголовное право. / Под ред. В.Н. Кудрявцева – М.: Юридическая литература, 2009.
18.    Уголовное право. / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. - М., 2010. 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 298
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba