СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Глава 1. Теоретические аспекты изучения опыта использования методик образования, для устойчивого развития в средней школе
1.1. Понятие «устойчивое развитие» в средней школе
Школьное образование сталкивается в наше время с серьезными проблемами, для решения которых недостаточно традиций и прежнего опыта. Этот вывод сейчас очевиден для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к образованию – прямое или опосредованное.
Весьма показательны итоги международных исследований образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assesment, PISA), проводившиеся в различных странах мира для определения уровня знаний школьников и степени их готовности к активному включению в общественную жизнь. Данная программа проводилась с 2000 по 2006 годы по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (Organization of Economic Cooperation and Development, OECD).
В 2000 году в исследовании PISA приняло участие 30 стран, оно было посвящено чтению. Россия заняла 27-е место; в 2003 – посвящено математике, участвовало 40 стран, Россия на 33 месте; в 2006 – посвящено естественным наукам, Россия на 29 месте. Цифры достаточно красноречивы. Стоит еще упомянуть что, например, школьники, участвовавшие в математическом исследовании решили всего 10 % задач повышенной сложности, при этом 42% из них заявили в анкетах, что считают себя сильными математиками [12].
Основные итоги международного тестирования свидетельствуют о том, что российские школьники, как правило, не умеют самостоятельно ставить перед собой цели работы, составлять план, выполнять эту работу в отведенное время и анализировать свою деятельность; ориентироваться в проблемной ситуации и гибко менять способы своих действий в зависимости от того, как складываются обстоятельства. При этом российские школьники приучены запоминать большие массивы бесполезной, с точки зрения поставленной задачи, информации. Они успешно выполняют шаблонные задания, не понимая, как это может быть связано с имеющейся проблемой, не умеют анализировать текст в поисках скрытой информации, читать графики, диаграммы, таблицы.
Таким образом, у наших школьников при хороших предметных знаниях низкая функциональная грамотность. Это связано, в том числе, с тем, что знания даются ученикам в готовом виде, они не обсуждаются, а заучиваются. Российская школа, в духе советских традиций, обрушивает на своих учеников горы информации. А умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагируя на новые вводные, российских школьников практически не учат.
Очевидно, что школа отстает от жизни – учится становится не только неинтересно, но зачастую и бессмысленно. Стремительно развивающаяся наука приводит к моментальному устареванию теоретических знаний. Главное, чему стоит учить – умению адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, развивать способность к совершенствованию своих знаний и опыта.
Эта идея отражена в концепции устойчивого развития, оформившейся в последние десятилетия и изменившей наше представление о будущем человечества.
Парадигма устойчивого развития (УР) вызревала достаточно долго – в течение, по крайней мере, последних 60 лет, то есть с момента основания Организации Объединенных Наций. Для того чтобы не допустить третьей мировой войны, ООН должна была с самого начала своего существования своевременно выявлять предпосылки осложнения международных отношений и пытаться заблаговременно решить назревающие проблемы. Поэтому большое внимание было уделено с самого начала не только политическим и военным вопросам, но и таким как, развитие сельского хозяйства и обеспечение продовольствием, сохранение биологических ресурсов на ничейных просторах Мирового океана, обуздание опасных испытаний атомного оружия и пр. [10].
Термин «устойчивое развитие» широко распространился после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 году специально созданной в 1983 году Международной комиссией по окружающей среде и развитию. На русский язык английский термин «sustainable development» переведен как «устойчивое развитие», хотя в англо-русских словарях имеются и другие его значения: поддерживаемое, длительное, непрерывное, подкрепляемое, самоподдерживаемое, защищаемое.
В апреле 1996 года была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в которой под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Далее оно конкретизируется: «Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых не приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям» [17].
Большинство стран мира приняли к исполнению документы конференций ООН по окружающей среде и развитию (Рио–де–Жанейро, 1992г. и Йоханнесбург, 2002г.). Устойчивое развитие как новая форма развития, ориентированная на будущее, на сохранение человечества и биосферы, кардинальным образом изменит все сферы деятельности людей, в том числе и образование.
Для реализации этих идей образование рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития, направленный на формирование понимания законов природы и последствий их нарушения. Именно поэтому естествознание, биология, физика, химия и другие учебные предметы, изучающие эти законы, представляют особую важность. Качество окружающей среды в значительной мере зависит от изменений состава воздуха, воды, почвы, в том числе вследствие внесения в них ксенобиотических веществ, что определяет особую роль естественных дисциплин в образовании для устойчивого развития.
Концепция УР знаменует исторический переход от простого решения назревших проблем, что характерно для примитивного развития общества и культуры, к прогнозированию будущих противоречий и планированию действий, направленных на их предотвращение или хотя бы ослабление, что требует специальных интеллектуальных, организационных, научных, финансовых и пр. усилий [11].
Устойчивое развитие – это не цель, а стиль организации жизни, это не будущее, а настоящее.
Чем больше проблем у государства, тем важнее для него политика УР как метод или технология ускоренного решения своих проблем. Если государство все силы тратит лишь на «тушение пожаров» и не уделяет внимания выявлению новых потенциальных «очагов пожара», то его развитие (или состояние) будет оставаться неустойчивым неограниченно долго.
Быстрое развитие, столь характерное для современного человечества, чревато диспропорциями и усилениями противоречий, которые необходимо заранее предвидеть и заблаговременно предотвращать. Любые формы неравенства: экономического, расового, гендерного, возрастного, образовательного и пр. являются потенциальными источниками разбалансировки развития и поэтому непременно должны постоянно оставаться в фокусе внимания международной общественности.
1.2. Концепция «устойчивого развития» в современной средней школе
Образование как передача знаний и культуры от прошлых поколений к настоящему оказалось неспособным удовлетворить потребности современной жизни. Практически все образовательные учреждения и системы не ориентированы на будущее, на создание такой ситуации, которая обеспечит выживание человеческого рода, выход из кризисного состояния цивилизации. Ныне существующая система образования не «устраивает» ни общество, ни природу, она углубляет системный кризис цивилизации.
Одна из главных задач образования – научить каждого не отставать от жизни и в то же время достаточно глубоко и разносторонне воспринимать передаваемый от поколения к поколению жизненный опыт. Обсуждаемые в настоящее время проблемы школьного образования, выражающиеся с одной стороны в перегрузке учащихся все возрастающим объемом сведений, а с другой стороны в поверхностности усвоения знаний позволяют понять, что система образования не готова к решению подобной задачи. Главная причина снижающейся эффективности всеобщего образования - явное ослабление у школьников стремления к базовым знаниям и глубине постижения передаваемого опыта. Большая часть передаваемых знаний не имеет применения в повседневной жизни школьника, что порождает подсознательное сопротивление, а то и отторжение насаждаемому переизбытку информации. Дети просто не успевают воспользоваться полученными знаниями, т.к. на это не хватает времени в школьных программах. Главное противоречие современного образования выражается в несоответствии между возрастающим количеством знаний, необходимых для культурного человека, и сокращением возможности применить их на практике. Эта дилемма в свою очередь порождает формализм в восприятии информации, снижение глубины и многосторонности понимания закономерностей природных и социальных процессов, что, в конечном счете, увеличивает дистанцию между интеллектуальной верхушкой социума и основной массой населения, не способной понять суть обсуждаемых проблем и планов развития страны или же всего человечества [11].
Новая парадигма цивилизованного развития оказывается вместе с тем стратегией становления информационного общества, а значит, общества, построенного на знаниях и «общества образования», становления сфер духовной культуры, способных к футуризации своего содержания. В связи с этими трансформациями ожидается появление «опережающего образования».
Будущая модель образования XXI века включает в себя по меньшей мере два «опережающих фактора». Во-первых, это опережающее развитие самого образования (ориентированного на цели устойчивого развития) по сравнению с другими сферами деятельности (экономической, политической и др.). Во-вторых, это опережающий механизм в самом образовательном процессе, его ориентация на будущее и формирование модели «устойчивого общества».
Экологическая доктрина Российской Федерации предусматривает создание в стране системы образования для устойчивого развития. Период с 2005 по 2015 г.г. объявлен десятилетием образования для устойчивого развития.
Всемирное десятилетие образования для устойчивого развития согласно международным документам призвано [20]:
- содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии;
- предоставлять критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и комплексным решениям социальных, экономических, экологических проблем;
- демонстрировать возможности развития экономики при сохранении окружающей природной среды;
- повышать значимость экологических традиций и экологически целесообразных приемов хозяйствования разных народов для воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию;
- способствовать личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации учащихся;
- предоставлять возможности для становления бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям; воспитания активной гражданской позиции; формирования ценностной ориентации и эколого-гуманистической картины мира, основанных на этике ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
Научно-методической основой образования для устойчивого развития служат:
- метод приоритета нравственных ценностей, призванный обеспечить готовность к моральному выбору с экологически и социально обоснованных позиций как предпосылку социальной трансформации;
- обучение через опыт и сотрудничество;
- проблемное обучение;
- индивидуализация обучения;
- развитие навыков стратегического и индикативного планирования, стратегического маркетинга (как метода учета разнородных потребностей всех секторов общества, различных социальных групп);
- получение опыта проектной деятельности – социально-значимой, практически ориентированной, технологичной (легко воспроизводимой), ставящей целью достижение измеримых положительных изменений состояния социо-природно-экономических систем.
Образованию отведена ведущая роль в формировании предпосылок устойчивого развития, ослаблению противоречий, подготовки молодежи к условиям жизни в быстро меняющемся мире. Поэтому противоречия и проблемы самого образования, с анализа которых я начал свою статью, сейчас представляются далеко не частными сложностями отдельной отрасли человеческой деятельности, а теми «подводными рифами» на которых может разбиться или, по крайней мере, получить серьезные пробоины «корабль человечества». Учитывая это, становится понятным, почему дальнейшее развитие образования рассматривается в качестве приоритетной международной задачи.
Суть стратегии состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур.
Перестройка системы образования должна способствовать развитию у населения навыков критического и творческого мышления, в сочетании с воспитанием взаимного уважения к инакомыслящим, толерантности, глубинного понимания демократических форм принятия согласованных решений и выполнения намеченных планов. Предполагается ввести в учебный процесс целый ряд нетрадиционных тем, подходов и методов, а также усилить междисциплинарность обучения для того, чтобы научиться ставить задачи и решать комплексные социальные и экологические проблемы.
Образование в интересах устойчивого развития требует переориентации основного внимания с акта «обеспечения знаний» на обучение детей «проработке проблем и поиску возможных решений». Таким образом, в образовании следует сохранять традиционный акцент на преподавание отдельных предметов, и в то же время открыть возможности для многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций, возникающих в реальной жизни. Все это может повлиять на структуру учебных программ и методы преподавания, требуя от педагогов отказа от роли исключительно передаточного звена, а от учащихся - от роли только получателей информации путем осуществления совместных действий.
Чем быстрее меняется мир, тем сложнее обществу и каждому человеку адаптироваться к жизни. Это явление еще требует пристального изучения, но уже и сейчас можно с уверенностью утверждать, что отставание населения в освоении новых знаний, технологий, идей грозит не только снижением темпа экономического развития, но и опасными социальными диспропорциями. Они могут быть обусловлены снижением авторитета старшего поколения на фоне усиливающегося лидерства недостаточно опытной молодежи, воспринимающей действительность весьма упрощенно, но в то же время способной быстро освоить любые новшества. Ускорение развития таит в себе также опасность снижения ценности фундаментальных знаний и базовых морально-этических норм перед преобладающим значением инноваций, открывающих молодежи путь самоутверждения и карьерного роста.
Своевременное получение 1) достоверной и точной информации и 2) адекватное восприятие новых сведений становятся с каждым десятилетием все более важными задачами организации мирового сообщества. Теперь уже недостаточно передать подрастающему поколению важнейшие знания, накопленные человечеством. Необходимо выработать навыки высокоэффективного самообразования, позволяющего не от случая к случаю, а постоянно отслеживать происходящие в мире изменения.
1.3. Формы, методы и приёмы, направленные на освоение содержания курса
В концепции устойчивого развития в средней школе базовая модель урока строится на основании использования трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут присутствовать как на всём уроке, так и на отдельных его частях [22].
1. Вызов. На этой стадии происходит выявление первоначального представления учащихся по теме обсуждения. Это побуждает их вспомнить, что они уже знают по теме обсуждения, привести имеющиеся знания в определённую систему. Кроме этого, происходит настрой учащихся на тему урока, развитие интереса к ней, что является своеобразным мотивационным моментом.
2. Осмысление. Эта стадия начинается вместе с вводом новой информации. Здесь учащихся знакомятся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Новая информация может быть представлена в виде текста или отдельных его частей: лекции учителя, видеофильма. На этом этапе происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся. Во время этой стадии урока учащиеся самостоятельно и активно участвуют в работе. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.
3. Рефлексия. Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, присвоение новой информации, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить стадией вызова к следующему уроку.
Каждая стадия предполагает использование специфических приемов обучения.
На стадии вызова: карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, составление списка известной информации, перепутанные логические цепочки, комментарии цитат, игра «верю - не верю», определение терминов и понятий, заполнение первой колонки таблиц («знаю, дополняю, исполняю», «знаю, узнал, хочу узнать больше»).
На стадии осмысления: чтение с остановками и пометками, «Зигзаги I и II», чтение и суммирование в парах, интерактивная лекция, просмотр фильма, прослушивание аудиозаписи, конспект-лекция, вопрос-лекция, заполнение второй колонки таблицы «знаю, узнал, хочу узнать больше » и второй и третьей колонок таблицы «знаю, исправляю, дополняю», опорный конспект (в виде схемы, тезисов, рисунка), карта познания, кластер, поиск ответов на вопросы, поставленных на стадии вызова, уточнение списка известной информации, исправление перепутанных логических цепочек, определение терминов, проверка утверждений.
На стадии рефлексии: кластер, карта познания, эссе, заполнение третьей колонки таблиц («знаю, узнал, хочу узнать больше» и «знаю, исправляю, дополняю»), поиск дискуссионного вопроса, проведение дискуссии, взаимоопрос и взаимопроверка, синквейн, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке.
В данной работе нами были использованы следующие 14 приемов [23]:
1. Карта познания. Это наглядно-графический способ обобщения знаний. Каждая карта упорядочена, индивидуальна и рациональна. Она развивает способность анализировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте могут использоваться знаки, символы, рисунки, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Составлять карты интересно и увлекательно.
2. Кластер (пучок, созвездие). Кластер, как и карта познания, позволяет установить связь ключевого слова (понятия), темы урока с другими понятиями или явлениями. Последовательность работы по составлению кластера следующая. В центре листа бумаги помещается ключевое слово или словосочетание. Учащимся предлагается назвать слова, отражающие идеи, факты, образы, связанные с «ключевым» словом или темой. Эти слова записываются на листе и соединяются с ключевым понятием прямыми линиями. Получив информацию от учащихся и выстроив «информационное поле» следует провести конкретизацию идей, фактов, образов, связанных с ключевым словом, найти как можно больше связей между понятиями и явлениями. В ходе работы учителю следует способствовать развитию воображения учащихся, записывать все, что предлагается детьми.
3. Мозговой штурм. Применяется для генерирования идей в свободной, раскованной атмосфере урока. Он позволяет за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленную задачу. К данному приёму прибегают для коллективного поиска решения проблемы, генерирования большого количества идей, вовлечения в работу как можно большего числа школьников.
4. Краткое эссе. Этот вид занятия может быть использован как в начале урока на стадии вызова (для выявления первоначальной осведомлённости детей по теме обсуждения), так и в конце, чтобы дать возможность школьникам подытожить свои знания, а учителю выяснить, насколько успешно прошло изучение темы.
5. Для работы с текстами может быть использован приём «Чтение с остановками». Для этого текст делится на смысловые части. Задачей учителя является найти оптимальные места для остановки. До начала чтения ученики должны пройти стадию вызова в любой форме. Но уже на основе названия текста, информации об авторе они могут получить некоторые сведения по теме обсуждения. Затем, читая первую часть текста, они уточняют свои первоначальные представления.
6. Поабзацевое чтение. Этот приём позволяет добиться более глубокого понимания учебного материала. Для поабзацевого чтения пригодны тексты, в которых в каждом абзаце отражается одна стержневая мысль. Работая в паре, школьники знакомятся с содержанием каждого абзаца, кратко записывают, о чём говорится в нём.
7. Конспект-лекция. Данный приём может быть использован для осмысления учебного материала. Учащиеся получают задание самостоятельно изучить новый материал и составляют по нему опорный конспект. Далее все конспекты помещаются на доску и происходит обсуждение представленных конспектов с параллельным изложением учебного материала учащимися. В конце урока можно выбрать лучшие конспекты совместно учителю с учениками. Критериями оценки их могут быть: полнота и логика изложения материала; наличие схем, таблиц; качество оформления; оригинальность; понятность и доступность изложения материала.
8. Обучение в малых группах сотрудничества. Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения в малых группах сотрудничества.
Выделяют следующие способы формирования групп:
1) Жребий. Учащиеся выбирают карточки с цифрами, геометрические фигуры, листочки разного цвета, фигурки. Затем формируют группы по подобию цифр, цвета, формы, фигурок.
2) Дорисуем. Учитель предлагает дорисовать любой рисунок или фигуру (например, остов корабля, круг, квадрат и т.д.) Затем определяются 3-5 критериев, по которым формируются группы. Например: паруса, вёсла, моряки (по отношению к остову корабля), лицо, цветок или другие критерии ( по отношению к кругу).
4) Мозаика. Учащимся раздается несколько видов печатных документов или рисунков. Каждый документ разрезается на несколько частей. Каждый учащийся получает только одну часть документа, фотографии, открытки, репродукции картины, фразы из знаменитого высказывания, поэтического произведения. Каждый ученик должен найти тех учеников, которые имеют другие недостающие части документа и объединяются в группы.
5) Объединяемся по понятиям. Каждый ученик получает тему или понятие. В группу объединяются те, чьи темы или понятия подходят по содержанию.
6) Играем роль. Предлагается набор ролей, которые могут выбрать школьники. В зависимости от выбранной роли они объединяются в группу (роли могут быть связаны либо с самооценкой, либо с определёнными интересами человека).
7) Группы образуются по определённой схожести: любимое время года, по месяцам рождения, по темпераменту, цвету глаз, стилю и цвету одежды, цвету волос и т.д.
8) Соседи. В группу объединяются соседи по партам( группа 4 человека- две парты), по рядам.
8.1. Одним из вариантов обучения в сотрудничестве является приём «Зигзаг». Сущность приёма «Зигзаг-1» состоит в следующем. Учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, а затем обсуждает его в группе. Далее учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнёра, делать записи. Разновидностью этого метода является «Зигзаг-2». Здесь вместо того, чтобы работать с фрагментом текста, все работают с одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, над которой работает наиболее тщательно и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией.
8.2. Одним из приёмов, основанных на парной и коллективной работе, является «Чтение и суммирование в парах». Каждая пара получает фрагмент текста, разделённый на две части. Учащиеся договариваются между собой, какую часть каждый из них будет читать. После чтения школьники пересказывают друг другу прочитанное. Далее они придумывают название фрагменту, записывают в тетрадь краткое его содержание, задают друг другу вопросы и готовятся к презентации. Причем каждый ученик представляет классу не тот отрывок, который он читал самостоятельно, а тот, который он услышал от партнёра. Во время презентации другие школьники записывают в тетрадь название фрагментов текста, фиксируют в тетради краткое их содержание, задают вопросы.
8.3. Определение понятий. Суть приёма состоит в том, что учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. Работая в группе, школьники находят в нём незнакомые им термины и понятия, записывают их в тетрадь и дают им определения. После этого группы по очереди задают вопросы друг другу на знание определений. Одна из групп может выступить в роли эксперта и оценить правильность ответов на вопросы. В конце урока учитель подводит итог и называет группу, которая дала наибольшее количество правильных ответов.
8.4. Приём «Аквариум». Данный приём может быть использован для обобщения учебного материала, а также поиска путей решения той или иной проблемы. Класс делится на две группы. Одна группа располагается внутри круга, другая с его внешней стороны. Для обсуждения выносится определённая тема или проблема. Школьники, находящиеся во внутреннем круге говорят, что им известно по теме обсуждения, во внешнем круге слушают и записывают. После этого учащиеся внешнего круга озвучивают то, что они услышали. Учитель на доске суммирует информацию. Далее учитель спрашивает у школьников, находящихся во внутреннем круге, всё ли верно записано с их слов, не была ли упущена какая-либо важная информация. Затем учащимся, которые находились во внешнем круге, предлагается высказаться, что они думают по теме обсуждения.
9. Дискуссионные формы работы. Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умения слышать и слушать, способности встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к собственной. Здесь не только происходит обмен мнениями, но и формирование собственной точки зрения на основе множества альтернативных точек зрения.
9.1. Перекрёстная дискуссия позволяет увидеть и осмыслить проблему в целом, избежать однозначной трактовки событий, явлений. Она еще интересна тем, что позволяет овладеть учащимся приёмами аргументации, научного доказательства, умения отстаивать собственную точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.
9.2. Дискуссия в форме диалога. Одной из форм учебной дискуссии может являться организация диалога, где учащиеся, работая с конкретным содержанием, переосмысливают полученные знания, осознают глубину обсуждаемой проблемы, а затем коллективно её обсуждают. Суть приёма состоит в следующем. Учащимся предлагается текст. В процессе чтения текста школьники выделяют цитаты из текста, над которыми хотелось бы поразмышлять. Учащиеся выписывают в тетрадь эти цитаты и собственные комментарии к ним. Для работы школьникам может быть предложена следующая таблица для заполнения, включающая три графы: «цитата», «мои комментарии» и «комментарии класса».
9.3. Сформулировать дискуссионный вопрос, вынести на коллективное обсуждение основную идею темы помогает приём «Совместный поиск». Проблемный вопрос для совместного поиска может быть предложен учителем, однако лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном. Когда вопрос сформулирован, каждый ученик обдумывает в течение заданного времени свой ответ на поставленный вопрос и записывает его тетрадь. После этого начинается дискуссия, в ходе которой школьники обмениваются мнениями. По ходу диалога желательно вести регистрационный журнал, в котором кратко фиксируются идеи и их авторы.
Таким образом, ориентация на личность ребенка предполагает построение учебного процесса таким образом, что в центре находится ученик, его познавательная, творческая деятельность. Роль учителя несколько иная, чем при традиционном обучении, и сводится к организации, координации учебного процесса. Ответственность за результат обучения берут на себя сами учащиеся. Для того чтобы школьники могли адекватно оценивать себя, необходимо сформировать систему ценностей, в соответствии с которой они бы сверяли свои знания, поступки, возможности. Этим целям соответствует портфель ученика.
Итак, отечественное среднее образование переживает кризис, связанный с тем, что его результаты не способствуют развитию личности ребенка, способной быстро адаптироваться в новых социальных условиях и решать различные политические и социально-экономические проблемы общества.
Это привело к развитию в образовании концепции устойчивого развития. Суть концепции - переход от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур.
Основными образовательными методами устойчивого развития являются: карта познания, кластер, мозговой штурм, краткое эссе, чтение с остановками, поабзацевое чтение, конспект-лекция, обучение в малых группах сотрудничества (.зигзаг, чтение и суммирование в парах, определение понятий, аквариум); дискуссионные формы работы (перекрёстная дискуссия, дискуссия в форме диалога, совместный поиск).
Эти методы применяются в зависимости от той или иной стадии урока (вызова, осмысления и рефлексии).
Глава 2. Анализ опыта использования методик образования для устойчивого развития в средней школе
2.1. Модель преподавания экологии в средней школе
Таким образом, приняв за аксиому то, что экологическое образование в интересах устойчивого развития на сегодняшний день необходимо, думаю, что рассматривать проблему изучения экологии в средней школе нужно, решая две основные задачи: как преподавать и что преподавать.
Эмпирическая часть исследования проводилась нами на базе средних школ Истринского района.
Анализ результатов применения различных учебных программ по экологии, использующихся в школах Истринского района позволил сделать следующие заключения о наиболее эффективном варианте сочетания курса Биологии с курсом Экологии:
Для средней школы, в 6 – 9 классах, удачной представляется следующая последовательность реализации программы по экологии:
Таблица 1
Модель сочетания учебных программ по Биологии и Экологии
для 6 – 9 классов средней школы
Класс Раздел Биологии, Название,
авторы учебников Раздел Экологии Название,
авторы учебника Основная тематика данного
курса Экологии
6 Пономарева, Корнилова, Кумченко. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс» Былова А.М.,
Шорина Н.И..
«Экология растений. 6 класс»
(34 часа,
1 раз в неделю) От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни. Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.
7 Константинов, Бабенко В.Г.,
Кумченко В.С. «Биология. Животные
7 класс» Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова С.П., Шубин А.О. «Экология животных.7 класс.»
(34 часа,
1 раз в неделю) Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Класс Раздел Биологии, Название,
авторы учебников Раздел Экологии Название,
авторы учебника Основная тематика данного
курса Экологии
8 Драгомилов А.Г.,
Маш Р.Д.
«Биология. Человек.
8 класс» Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина. «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс»
(34 часа,
1 раз в неделю) От общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов (абиотических, биотических, антропогенных) на организм человека в целом и отдельно на системы органов. Существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.
9 Пономарева, Корнилова, Чернова «Основы общей биологии. 9 класс» Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера и человечество. 9 класс» (34 часа,
1 раз в неделю) Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества
2.2. Описание практики использования методов устойчивого развития при преподавании экологии в средней школе
В данном параграфе нами будут рассмотрены примеры проведения занятий с использованием методов устойчивого развития на уроках экологии для 6-9 классов.
1. Методы «Мозговой штурм» и «Кластер».
Разработки уроков к курсу «Экология Растений» 6 класс, 34 часа.
Урок № 1 «Что изучает экология?»
Цель – формирование представлений учащихся о понятие «экология» и целей и задач курса «Экология растений».
Задачи:
- дать определение науки экологии, показать ее значение;
- рассмотреть с детьми экологические факторы среды и их влияние на растения;
- развить образное мышление и воображение.
Ход урока
Данный урок основан на обучении при помощи методики «кластер». Использование данного приёма позволяет узнать уровень информированности школьников. Активизировать их мышление и воображение. В процессе работы происходит обмен информацией детей друг с другом и учителем.
Во время урока учитель может использовать гербарный материал, определители, фотографии и рисунки растений.
Время Стадии Методы Реакция
§ 1. «Что изучает экология?»
10 мин I. Стадия вызова:
1. Работа со всем классом Метод «Мозговой штурм».
Дети отвечают на вопросы (устно):
1. «Что означает понятие «экология»?
2. «Что изучает наука экология?»
В конце блока учитель обсуждает вместе с учениками их определения, записанные на доске, и дает правильные трактовки понятий. Дети обсуждают данные ими определения: какие определения были даны верно, а в каких первоначально были допущены ошибки. Активизация мышления школьников, обучения технологии генерации большого идей
24 мин II. Стадия осмысления
1. Индивидуальная работа. Метод «Кластер»:
Учитель предлагает детям установить связь между понятием «экология» и другими понятиями: «биология», среда», «экосистема» и др. Развитие воображения, образно-логического мышления, умения четко излагать свои мысли
10 мин III. Стадия рефлексии
1. Коллективная работа. Конкретизация идей, фактов, образов, связанных с построением «информационного поля». Подведение итогов.
д\з
1 мин Индивидуальная работа. Прочитать §1 целиком, подготовится к устному опросу.
2. Методы «Мозговой штурм» и «Краткое эссе»
Разработки уроков к курсу «Экология Растений» 6 класс, 34 часа.
Урок. «Охрана растительного мира».
Цель – формирование представлений учащихся о воздействии человека на растительный мир и его охрану.
Задачи:
- рассмотреть воздействие человека на растительность в разные исторические эпохи;
- изучить обеднение видового разнообразия растений и редкие растения, занесенные в Красную книгу;
- дать определение охраняемым территориям и их значение;
- развить образное мышление, воображение, навыки письменной речи, умения выделять главное в тексте.
Ход урока
Данный урок основан на обучении при помощи методики «краткое эссе». Использование данного приёма позволяет ребенку обобщит материал, рассмотренный на уроке, активизирует их мышление и воображение.
Во время урока учитель может использовать гербарный материал, определители, фотографии и рисунки растений.
Время Стадии Методы Реакция
Тема. «Охрана растительного мира».
10 мин I. Стадия вызова:
1. Работа со всем классом Метод «Мозговой штурм».
Дети отвечают на вопросы (устно):
1. «В чем заключаются представления человека об охране растительного мира»
В конце блока учитель обсуждает вместе с учениками их определения, записанные на доске, и дает правильные трактовки понятий. Активизация мышления школьников, обучения технологии генерации большого идей
20 мин II. Стадия осмысления
1. Коллективная работа. Рассмотреть темы:
- воздействие человека на растительность в разные исторические эпохи;
- обеднение видового разнообразия растений и редкие растения, занесенные в Красную книгу;
- охраняемые территории и их значение.
14 мин III. Стадия рефлексии
1. Индивидуальная работа. Методика «Краткое эссе».
Подведение итогов урока, анализ объема материала, успешно освоенного каждым ребенком в классе. Развитие воображения, образно-логического мышления, умения четко излагать свои мысли на бумаге
д\з
1 мин Индивидуальная работа. Прочитать § целиком, подготовится к устному опросу.
3. Метод «Конспект-лекция»
Разработки уроков к курсу «Экология Животных» 7 класс, 34 часа.
Урок № 1 «Введение в экологию животных»
Цель – формирование представлений учащихся о целях и задачах курса «Экология животных».
Задачи:
- показать значение науки экологии животных;
- рассмотреть с детьми экологические факторы среды и их влияние на животных;
- развить образное и логическое мышление, воображение, умение обобщать материал и выделять главное в тексте, доступно излагать новый материал.
Ход урока
Данный урок основан на обучении при помощи методики «конспект-лекция». Использование данного приёма позволяет активизировать мышление ребенка в процессе индивидуальной, самостоятельной деятельности, способствует развитию воображения и навыкам доступного изложения материала. В процессе работы происходит обмен информацией детей друг с другом и учителем.
Время Стадии Методы Реакция
§ 1. «Введение в экологию животных»
10 мин I. Стадия вызова:
1. Работа со всем классом Обсуждение общих целей и задач курса «Экология животных», его значение в системе знаний ребенка об окружающей его среде.
Дети самостоятельно отвечают на вопрос о значении для них знаний по данному курсу.
Активизация мышления школьников, обучения технологии генерации большого идей
24 мин II. Стадия осмысления
1. Индивидуальная работа. Метод «Конспект-лекция»:
Учитель предлагает детям самостоятельно изучить новый материал и составить опорный конспект, который может быть отображен в виде таблицы, схемы, тезисов. Развитие воображения, образно-логического мышления, умения четко излагать свои мысли, доступно отображать материал, четко структурировать текст выступления.
10 мин III. Стадия рефлексии
1. Коллективная работа. В конце урока все конспекты лекции помещаются на доску и оцениваются по критериям: качество оформления, оригинальность, понятность и доступность изложения материала, возможность на основе конспекта воспроизвести материал параграфа. Подведение итогов.
д\з
1 мин Индивидуальная работа. Подготовится к устному опросу.
4. Методы «Перекрестная дискуссия» и «Карта познания»
Разработки уроков к курсу «Экология Животных» 7 класс, 34 часа.
Урок «Человек и животные»
Цель – ознакомление учащихся с историей взаимодействия человека и животного мира.
Задачи:
- рассказать об отрицательном влиянии негативных факторов деятельности человека на животный мир;
- развить представление учащихся о рациональном природопользовании;
- развить образное и логическое мышление, воображение, умение анализировать понятия и явления, находить между ними связь.
Ход урока
Данный урок основан на обучении при помощи методики «карта познания». Использование данного приёма позволяет активизировать мышление ребенка в процессе индивидуальной, самостоятельной деятельности, способствует развитию воображения и навыкам анализа понятий и явлений. В процессе работы происходит обмен информацией детей друг с другом и учителем.
Время Стадии Методы Реакция
«Человек и животные»
10 мин I. Стадия вызова:
1. Работа со всем классом Метод «Мозговой штурм».
Дети отвечают на вопрос (устно):
1. «Как влияет на человека животный мир»
В конце блока учитель обсуждает вместе с учениками положительные и отрицательные стороны влияния человека на мир животных. Активизация мышления школьников, обучения технологии генерации большого идей
20 мин II. Стадия осмысления
1. Коллективная работа. Метод «Перекрестная дискуссия»
Анализ негативных факторов влияния человека на животный мир.
Работа в группах по 4 человека, разбитых по способу «Мозаика».
Дети получают отдельные отрывки текста, в которых рассматривается та или иная проблема. После прочтения идет ее обсуждение сначала в мини-группах, а затем и во всей группе.
Умение ребенком увидеть и осмыслить проблему, избежать ее однозначной трактовки, овладение приемами аргументации.
14 мин III. Стадия рефлексии
1. Индивидуальная работа. Методика «Карта познания».
Подведение итогов урока, анализ объема материала, успешно освоенного каждым ребенком в классе. Развитие воображения, образно-логического мышления, умения четко излагать свои мысли на бумаге
д\з
1 мин Индивидуальная работа. Прочитать § целиком, подготовится к устному опросу.
5. Методы обучения в малых группах.
Метод «Чтение в парах».
Разработки уроков к курсу «Экология Животных» 7 класс, 34 часа.
Урок «Биология охраняемых видов животных»
Цель – научить детей давать биологическую характеристику охраняемых видов животных, пользуясь Красной книгой.
Задачи:
- познакомить со структурой Красной книги;
- развить умение учащихся давать характеристику особенностям внешнего строения животных, распространения по территории и т.д.;
- развить коммуникативные навыки, умение воспринимать и анализировать услышанную информацию, группировать ее в тематические блоки.
Ход урока
Данный урок основан на обучении при помощи методики «чтения в парах». Использование данного приёма позволяет активизировать коммуникативные навыки детей, мышление ребенка в процессе индивидуальной, самостоятельной т групповой работы. В процессе работы происходит обмен информацией детей друг с другом и учителем.
Время Стадии Методы Реакция
«Человек и животные»
10 мин I. Стадия вызова:
1. Работа со всем классом Знакомство со структурой Красной книги.
Учитель обсуждает вместе с учениками виды животных, занесенных в Красную книгу.
20 мин II. Стадия осмысления
1. Коллективная работа. Метод «Чтение в парах»
Дети разбиваются на пары с помощью метода «Жребий».
Детям дает фрагменты текста о каком-либо животном, занесенном в Красную книгу. Учащиеся читают текст, а затем пересказывают его друг другу. Затем совместно ими заполняется таблица, включающая в себя два столбца («признаки» и «характеристика животного») и 7 строк – признаков: особенности внешнего строения, распространение по территории региона, места обитания, численность, биологические особенности (сроки размножения, продолжительность жизни и т.д.); лимитирующие факторы, меры охраны.
Умение слушать друг друга, анализировать и группировать информацию
14 мин III. Стадия рефлексии
1. Индивидуальная работа. В конце занятия дети предоставляют информацию по каждому из животных. Получение информации по всей теме урока
д\з
1 мин Индивидуальная работа. Прочитать § целиком, подготовится к устному опросу.
6. Метод «Зигзаг 1».
Разработки уроков к курсу «Экология Растений» 6 класс, 34 часа.
Глава VII. Влияние растений друг на друга (1 час)
Урок № 19
Цель – формирование представлений учащихся о влиянии растений друг на друга.
Задачи:
познакомить учащихся с различными формами взаимодействия между растениями; прямом и опосредованном влиянии друг на друга;
дать понятие о конкуренции между растениями по отношению к различным экологическим факторам;
развить коммуникативные качества учащихся, умения слушать и слышать, культуры общения;
Ход урока
Данный урок основан на обучении школьников в группах. Использование данного приёма позволяет обработать большой объём информации, при этом каждый ученик выполняет часть работы. Далее происходит обмен информацией. Успех выполнение задания зависит от вклада каждого, и поэтому все учащиеся заинтересованы в результате работы.
Во время урока учитель может использовать гербарный материал, определители, фотографии и рисунки растений.
Время Стадии Методы Реакция
§ 35. Прямые влияния растений друг на друга.
6 мин I. Стадия вызова:
1. Коллективная работа Определение терминов и понятий
(устно):
Фотосинтез, побег, годичное кольцо древесины, луб, лиана, водоросли, мхи, лишайники, низшие растения.
Ученики обсуждают данные ими определения терминов: какие определения были даны верно, а в каких первоначально были допущены ошибки. Активация мышления школьников
7 мин II. Стадия осмысления
1. Индивидуальная работа. Метод «Зигзаг»:
Класс разбивается на 4 группы методом «соседи». текст параграфа разбивается на 4 блока, каждый ученик читает блок, доставшийся его группе, чертит таблицу и заполняет в ней строку, соответствующую прочитанному.
Определение, особенности примеры дополнение
лианы
эпифиты
Растения- полупаразиты
Растения-паразиты
10 мин III. Стадия рефлексии
1. Коллективная работа. Каждый член группы в качестве «эксперта» по данному вопросу обменивается информацией с членами других групп, возвращается в свою и обучает остальных всему новому, что узнал сам. В процессе работы выстраивается весь текст § целиком, заполняются все строки таблицы.
|