Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 18:00
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Реферат | 12.08.2014, 20:25

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

План контрольной работы


Введение                                                                                                        3

§1. Регулирование деятельности профессиональных союзов 
Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ                                                       4

§2. Иные нормативные правые акты, регламентирующие
деятельность профсоюзов современной России                                                  7

Заключение

Список использованных источников

I. Международные правовые акты                                                 14
II. Внутригосударственные правовые акты                                  14
III. Литературные источники                                                         15
 
Введение

Актуальность темы. Как верно пишет Ю.А. Балыбердин «Профсоюзное движение в России зародилось в конце XIX в., но широкий размах получило только в период первой российской революции. В это время в стране появились профсоюзы инженеров (5 декабря 1904 г.), на-родных учителей (12 марта 1905 г.), адвокатов (28-30 марта 1905 г.), журналистов, затем возникли союзы профессоров, фармацевтов, лесоводов и статистов, конторщиков, врачей и медицинского персонала, агрономов, писателей, а также союзы – крестьянский, земских и городских деятелей и много других» . 
Сегодня опыт правового регулирования того времени практически не сохранен и соответственно важно придавать особое значении именно проблемам правового обеспечения деятельности профсоюзов. 
Современные нормы, регулирующие деятельность профсоюзов, содержаться в различных источниках права, как внутригосударственного значения, так и международного. Это с одной стороны обеспечивает всеобъемлющую правовую защиту деятельности профессиональных союзов, а с другой осложняет саму структуру данных норм.
Все вышеизложенное и подтверждает актуальность написания кон-трольной работы на заявленную тему.
Целью контрольной работы является рассмотрение основных источников права для профсоюзов как субъектов в сфере защиты интересов работников.
Структура работы. Настоящая контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

§1. Регулирование деятельности профессиональных союзов Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ

 

Профессиональный союз (профсоюз) – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Право работников на объединение в профсоюзы гарантируется Конституцией РФ (действующей сегодня в ред. от 30.12.2008)[1], ст. 30 которой предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено также ст. 30 Конституции РФ. Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Предусмотренное этой статьей право означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. Оно создает основы для формирования гражданского общества, необходимого для существования демократических институтов и самого демократического общества в целом.

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности.

Важным источником правового регулирования взаимоотношений профсоюзов с работодателем закреплено в главе 58 Трудового кодекса РФ[2] от 30.12.2001 № 197-ФЗ (действующий сегодня в ред. от 30.12.2008)[3].

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции[4].

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете, границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Следует отметить, что включение гл. 58 в ТК РФ является традиционным и обеспечивает определенную преемственность между нормами ТК РФ и ранее действовавшим законодательством, что является положительным моментом.

Вместе с тем, в литературе[5] отмечается, что некоторые положения данной главы сформулированы некорректно, противоречат другим статьям ТК РФ и нуждаются в изменении.

Так, статья 375 ТК РФ предусматривает, что работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в данной организации. В случае отказа работника от предложенной работы трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 статьи 77 ТК РФ.

Представляется, что при разработке данной нормы законодателем допущена ошибка. В том случае, когда работник переходит на выборную работу в профсоюзный орган данной организации с освобождением от основной работы, трудовой договор с ним расторгается по п. 5 статьи 77 ТК РФ. То есть лицо, избранное для работы в профсоюзном органе, перестает быть работником данной организации.

 

§2. Иные нормативные правые акты, регламентирующие деятельность профсоюзов современной России

 

Помимо Конституции РФ и ТК РФ правовое положение профессиональных союзов закреплено в целом ряде специальных законов.

Это, например, Гражданский кодекс РФ[6] (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2009)[7], который определяет место общественных объединений в системе юридических лиц, действующих в гражданском обороте, устанавливает правовой режим имущества общественной организации, определяет условия и порядок участия таких организаций в гражданском обороте.

Все же базовым нормативным правовым актом в сфере осуществления деятельности профессиональными союзами своих функций и задач по представительству и защите интересов работников и развитию социально – экономических отношений является Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[8], т.к. именно он закрепляет правовые основы осуществления именно профсоюзной деятельности, как на уровне организации, так и на отраслевом, территориальном и общенациональном уровнях. Данным законом предусматривается, что законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Т.е. законодатель допускает, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственное законодательство, касающееся профессиональных союзов.

Это закон является первым российским законодательным актом, в котором подробно регламентированы все вопросы создания, деятельности, регистрации профессиональных союзов, закреплен правовой статус их имущества. Детально урегулированы права профессиональных союзов в различных сферах социально - трудовых отношений, а также закреплены гарантии реализации предоставленных прав.

Иными словами, рассматриваемый Закон определяет правовое положение профессиональных союзов, определяемое нормами конституционного, гражданского и трудового законодательства.

Кроме того, нельзя забывать, что профессиональные союзы являются участниками социального партнерства как системы взаимоотношений между субъектами социально-трудовых отношений. Профессиональные союзы содействуют договорным процессам в обществе, осуществляют поиск разумного компромисса между работниками и работодателями, стремятся к достижению и поддержанию социального мира.

В странах с развитой рыночной экономикой, а также в наиболее развитых и демократических из развивающихся стран профсоюзы являются агентом, влияющим на состояние и развитие рынка труда. Во-первых, они оказывают значительное влияние на такие параметры рынка труда, как цена рабочей силы и ряд других существенных условий труда, через систему коллективно-договорного регулирования на разных уровнях (микровоздействие). Во-вторых, они выступают в качестве группы давления при принятии политических решений (макровоздействие), в том числе касающихся тех или иных вариантов нормативного регулирования в сфере труда, и др.

Именно поэтому четкая законодательная регламентация правового положения профессиональных союзов как агента рынка труда, участника системы социального партнерства, представителя и защитника интересов работников крайне важна в современных условиях.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях»[9] предусматривает, что граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Помимо перечисленных законодательных актов положения, непосредственно касающиеся правового положения профессиональных союзов, могут закрепляться и в подзаконных нормативных актах, например в Постановлении Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»[10].

Законодательство понимает под общественным объединением добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Крайне важным представляется то обстоятельство, что все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Также следует сказать, что объединения работодателей могут создаваться в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2008) «О некоммерческих организациях»[11] в форме некоммерческих партнерств. В частности данный правовой акт предусматривает, что каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Актуальным является положение о том, что профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов.

Данное право дает профессиональным союзам возможность представлять и защищать интересы своих членов не только на уровне конкретной организации, но и на отраслевом, региональном и общегосударственном уровнях, что делает их деятельность более эффективной и масштабной.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Здесь следует назвать ч. 1 ст. 22 «Международного пакта о гражданских и политических правах» (вместе с «Факультативным протоколом к международному пакту о гражданских и политических правах»), принятый 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН[12] и ст. 11 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (заключена в г. Риме 04.11.1950, с изм. и доп. от 11.05.1994)[13], которые предусматривают право каждого человека на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.

Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права. Часть 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц.

Независимость профсоюзов от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений является принципом осуществления профсоюзной деятельности, закрепленным в конвенциях МОТ.

Так, Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ)[14] определяет, что государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Организации трудящихся не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке (ст. 3, 4).

Основные положения данной Конвенции получили дальнейшее развитие в российском законодательстве, поскольку каждый член МОТ обязан претворять в жизнь основополагающие принципы, закрепленные документами Организации, касающиеся основополагающих прав, среди которых одним из первых может быть названо право на свободу объединения, в том числе и в профессиональные союзы.

Данные положения развиваются в Конвенции МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ)[15]. В ней, в частности, говорится о том, что организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организации и управление ими.

 

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итог всей работе, следует сделать некоторые выводы:

Право на объединение в профсоюзы гарантируется Конституцией РФ (в ред. от 30.12.2008), ст. 30 которой предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Важным источником правового регулирования взаимоотношений профсоюзов с работодателем закреплено в главе 58 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

Все же базовым нормативным правовым актом в сфере осуществления деятельности профессиональными союзами своих функций и задач по представительству и защите интересов работников и развитию социально – экономических отношений является Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», т.к. именно он закрепляет правовые основы осуществления именно профсоюзной деятельности, как на уровне организации, так и на отраслевом, территориальном и общенациональном уровнях.

Помимо перечисленных в основной части контрольной работы международных нормативных правовых актов следует назвать:

- Конвенцию № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971);

- Конвенцию № 144 «О трехсторонних консультациях» (1976);

- Конвенцию № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) и др.

 

Список использованных источников

 

I. Международные правовые акты

 

  1. «Международного пакта о гражданских и политических правах» (вместе с Факультативным протоколом к международному пакту о гражданских и политических правах), принятый 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. – М.: «БЕК», 1996. С. 483-485.
  2. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (заключена в г. Риме 04.11.1950, с изм. и доп. от 11.05.1994) // Дипломатический вестник. 1999. № 2. С. 27-35.
  3. Конвенции МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. – М., 1960. С. 292-297.
  4. Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: «Юридическая литература», 1990. С. 165-170. (Извлечение).

 

II. Внутригосударственные правовые акты

 

  1. Конституция РФ (действующая сегодня в ред. от 30.12.2008) // Парламентская газета, № 90, 31.12.2008.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2009) // Российская газета, № 267, 31.12.2008.
  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (действующий сегодня в ред. от 30.12.2008) // Российская газета, № 267, 31.12.2008.
  4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2008) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, № 30 (ч. 2), ст. 3617.
  5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета, № 267, 31.12.2008.
  6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616.
  7. Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» // Бюллетень Минтруда РФ, № 5, 1994.

 

III. Литературные источники

 

  1. Балыбердин Ю.А. Российское законодательство о профессиональных союзах и их деятельность в Вятско-камском регионе в период первой российской революции // История государства и права, 2006, № 8.
  2. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (постатейный) 7-е издание, переработанное и дополненное. / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: «Проспект», 2008.
  3. Коршунова Т.Ю. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами // Трудовое право, № 6, 2004.

 

 

 

[1] См.: Парламентская газета, № 90, 31.12.2008.

[2] Далее – ТК РФ.

[3] См.: Российская газета, № 267, 31.12.2008.

[4] См.: Комментарий к Трудовому кодексу РФ (постатейный) 7-е издание, переработанное и дополненное. / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: «Проспект», 2008.

[5] См.: Коршунова Т.Ю. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами // Трудовое право, № 6, 2004.

[6] Далее – ГК РФ.

[7] См.: Российская газета, № 267, 31.12.2008.

[8] См.: Российская газета, № 267, 31.12.2008.

[9] См.: Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616.

[10] См.: Бюллетень Минтруда РФ, № 5, 1994.

[11] См.: Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, № 30 (ч. 2), ст. 3617.

[12] См.: Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. – М.: «БЕК», 1996. С. 483-485.

[13] См.: Дипломатический вестник. 1999. № 2. С. 27-35.

[14] См.: Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: «Юридическая литература», 1990. С. 165-170. (Извлечение).

[15] См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. – М., 1960. С. 292-297.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 882
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba