Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей коммуникативной деятельности у детей с ринолалией
1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация
В учебном пособии Е.В. Шипилова «Основы логопсихологии» темин «ринолалия» (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) определяется как нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обуслов¬ленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата [31, С.57].
Основной характеристикой ринолалии являются нарушения артикуляции звуков.
Ринолалики, стесняясь своей речи, стараются говорить тише, в результате чего голос приобретает однотонный, слабый, при¬глушенный оттенок. Нарушения голоса при расщеплении нёба М. Зееман называет dysphonia palatina или palatophonia, в от¬личие от артикуляционных расстройств, т. е. palatolalia. Автор указывает на две причины палатофонии: ларингеальная гиперфун¬кция и неправильный голосовой резонанс. «Голос возникает при сильном экспираторном давлении на голосовую щель и усилен¬ном напряжении голосовых связок. При этом гортань сильно поднимается и сокращается надставная трубка... Голос образу¬ется примитивно и сдавленно...» [8, С.144-145]. Изменение тембра гласных М. Зееман связывает с рядом анатомических и резонаторных причин, а также с неправильным движением языка и гортани. Причем чем старше ребенок, тем палатофония заметнее и не¬приятнее.
Метод рентгенокинематографии подтвердил предположение А. Митринович-Моджеевска, что при ринолалии функция го¬лосовых складок характеризуется асимметричностью и асинхронностью. Также наблюдаются функциональные расстройства ды¬хательных мышц и особенно диафрагмы — их вялость, неско-ординированность с фонацией и артикуляцией. Звучание гласных изменяется сравнительно мало, больше всего искажаются щеле¬вые и смычно-щелевые согласные. Высота и интенсивность час¬тот, составляющих спектр данного звука, меняется при ринола¬лии: звук понижается, интенсивность его уменьшается. Даже после удачной операции и фониатрического лечения голос этих больных отличается «вокальной неполноценностью..., они не спо¬собны производить голосовые усилия» [17, С.285].
Логопед Т. Н. Воронцова отмечает нарушение высоты, силы и тембра голоса при ринолалии. Голос глухой, с резко гнусавым оттенком, монотонный, немодулированный, слабый. При опреде¬лении степени гнусавости автор пользуется следующими терми¬нами: резко назализованная речь и речь с легкой назализацией.
Исследуя голосовую функцию у этих больных с помощью метода спектрального анализа, Т.Н. Воронцова выявила резкое пони¬жение огибающей спектра в пределах 2000— 3000 гц. Все формантные области, кроме основного тона, выражены нечетко [4].
Расстройство голоса в значительной степени определяет функциональное нарушение дыхательной функции при ринола¬лии. Для этих больных характерен короткий поверхностный вдох, небольшой объем вдыхаемого воздуха и большая потеря выды¬хаемого воздуха через носовые ходы.
В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии [14].
1. Открытая ринолалия. При открытой форме ринолалии ротовые звуки при¬обретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая по¬лость больше всего сужена. Наименьший назальный от¬тенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении со¬гласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б,д,т,к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой по¬лости. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образова-ния звука р.
Различают так называемую функционально открытую ринолалию. Данная фор¬ма ринолалии обусловлена разными причинами. Объяс¬няется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией [28].
Одна из функциональных форм — «привычная» откры¬тая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, после постдифтерий¬ного пареза. Возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба.
Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения глас¬ных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыка¬ние хорошее.
Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения уст¬раняются обычными методами, применяемыми и при других формах речевых нарушений.
Органические причины могут быть приобретенными или врожденными.
Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых из¬менениях, парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного, и блуждаю¬щего нервов, ранения, давление опухоли и др.
Наиболее частой причиной врожденной открытой ри¬нолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба [15].
Ринолалия, обусловленная врожденными расщелина¬ми губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она яв¬ляется предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневроло-гов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.
Частота рождения детей с расщелинами различна сре¬ди разных народов в разных странах и даже в разных областях каждой страны. А. А. Лимберг (1964), обобщая сведения из литературы, отмечал, что на 600-1000 ново¬рожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба.
Расщелина лица — это пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совмест¬ное действие в раннем периоде развития эмбриона (Нем¬чинова Е.М., 1970; Мессина В.М., 1971; Кручинский Г.В., 1974; Вернадский Ю.М. с соавт.), а также биологические (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эн¬докринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влия¬нии алкоголя и курения. Критическим периодом для по¬вреждения верхней губы и нёба является 7-8-я неделя эмбриогенеза [11].
Наличие врожденной расщелины губы или нёба яв¬ляется общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический ана¬лиз показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение име¬ет медико-генетическое консультирование семей в це¬лях диагностики и профилактики. В настоящее время у родителей выделены микропризнаки расщелины губы и нёба: борозда на нёбе или язычке (uvula) мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Каспарова Н.И., 1981).
У детей с врожденными расщелинами имеются серь¬езные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивля¬емость к различным заболеваниям. Они нуждаются в си¬стематическом врачебном наблюдении и лечении.
В настоящее время принята следующая классификация [9].
Врожденные расщелины верхней губы:
• скрытая расщелина, неполная расщелина (без дефор¬мации кожно-хрящевого отдела носа; с деформацией кожно-хрящевого отдела носа);
• полная расщелина (в раннем возрасте применяется хирургическое лечение и в случае необходимости ортодонтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи).
Врожденные расщелины нёба:
• расщелины мягкого нёба (скрытые — субмукозные, неполные, полные);
• расщелины мягкого и твердого нёба (скрытая, непол¬ная, полная);
• полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба (односторонняя, двусторонняя);
• полная расщелина альвеолярного отростка и передне¬го отдела твердого нёба (односторонняя, двустороння).
Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину. Для ее выяв¬ления следует обратить внимание на заднюю поверхность твердого нёба, которая при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску.
Нарушения нёба могут сочетаться с расщеплением губы. Частичные расщелины встречаются и несколько раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние (по данным М.Д. Дурова). Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, расщелины обычно соче¬таются с различными зубо-челюстными деформациями [5].
Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несра¬щение губы в зависимости от формы дефекта и состоя¬ния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции (хейлопластика) на нёбе, как правило, осуществляют до 6 лет. Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации нёба проводится в возрасте от 7 до 14 лет. Одного хирур¬гического лечения для полной реабилитации большин-ства (около 70%) детей с расщелиной губы и нёба недо¬статочно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов, ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов, офталь¬мологов и др.). Помощь им оказывается в рамках систе¬мы диспансерного наблюдения и лечения.
В зависимости от характера и тяжести патологии де¬тям рекомендуется амбулаторное наблюдение или стаци-онирование. Важным звеном является ортодонтическая помощь, которая оказывается с грудного возраста. В зависимости от патологии и возраста изготавливаются ап-параты механического, функционального и комбиниро¬ванного действия. Применяются защитные пластинки, формирующие мягкое нёбо после уранопластики (опера¬ции на нёбе), обтурирующие пластинки при остаточных дефектах и др.
2. Смешанная ринолалия. Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонан¬сом при произнесении носовых звуков и наличием на¬зального тембра (назализованного голоса). Причиной яв¬ляется сочетание непроходимости носа и недостаточности нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения [28].
Наиболее типичными являются сочетания укорочен¬ного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служа препятствием для утечки воздуха через носовые ходы в время произнесения оральных звуков.
Итак, ринолалия – это на¬рушение тембра голоса и звукопроизношения, обуслов¬ленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
При риналалии изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания (кольца) и недостаточной (закрытая ринолалия) или чрезмерной (открытая ринолалия) утечки аэродинамической струи воздуха через носовую полость при произношении звуков речи.
В коррекционной педагогике различают органическую и функциональную ринолалии.
Наиболее серьёзное влияние на развитие произносительной стороны речи детей оказывает ринолалия, обусловленная врождённым несращением губы и нёба.
1.2. Познавательные и коммуникативные особенности детей с ринолалией
По состоянию психического развития дети с расщели¬нами составляют весьма разнородную группу: дети с нор¬мальным психическим развитием; с задержкой умствен¬ного развития, с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микро-признаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложня¬ется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.
Характерным для детей с ринолалией является изме¬нение оральной чувствительности в ротовой полости. Зна¬чительные отклонения в стереогнозе у детей с расщели¬нами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварде (1973). Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловленных неполноценными усло¬виями вскармливания в грудном возрасте [13].
Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные откло¬нения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компо¬ненты речи.
В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лиша¬ется интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ре¬бенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается.
Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просо-дических элементов речи.
Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны [5].
В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изме¬нения уклада органов артикуляции при производстве звуков: высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиали¬зованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; чрез¬мерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры.
Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетиче¬ского оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных [17].
Помимо этого выявляется специфическая окраска некоторых согласных звуков (чаще задненёбных) за счет подключения гло¬точного резонатора. Фарингализация, т. е. дополнительная артику¬ляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компен¬саторное средство.
Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани (глоттолизация), что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук.
Особенности произношения детей с рино¬лалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их рече¬вом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования полноценного письма.
Вторично обусловленные особенности восприятия речевых зву¬ков являются основным препятствием к овладению правильным письмом.
Связь отклонений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к началу обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, умеет четко произ¬носить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако как только возникают у ребенка с ринолалией дополнитель¬ные препятствия для нормального речевого развития, ярко проявля¬ются специфические нарушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, без которой ребенок продолжает произносить малопонятные искаженные слова, отсут¬ствие должной речевой практики, в ряде случаев сниженная психи¬ческая активность влияют на всю его речевую деятельность.
Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.
М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравне¬нию с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуника¬тивных затруднений. Таким образом, механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим [18]:
- отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;
- изменением места и способа артикуляции большинства звуковпо причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика язы¬ка, губ, отодвиганием языка в глубь ротовой полости, высоким по¬ложением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.
Для детей школьного возраста с ринолалией, имеющих общее недоразвитие речи, характерна недостаточность в развитии лекси¬ки и грамматического строя.
Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее на¬чало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии.
Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтаксической соче¬таемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены, прежде всего, малым объемом речевой практики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов [27].
В письменной речи типичными являются случаи неправильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в письме. Распростра¬ненными оказываются замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений. Это можно объяснить неусвоением детьми правил правописания.
Чтение также отражает несформированность устной речи. Выявляется смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения. В разной степени страдает и понимание прочитанного на уровне недостаточного понимания зна¬чения отдельных слов; выявляются нарушения связи слов между фразами, между частями текста, нарушения понимания переносно¬го смысла.
Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.
Врожденные расщелины губ и нёба вызывают тяже¬лые расстройства коммуникативной функции речи, тем самым, нарушая возможность общения ребенка с окружа¬ющими. Эти недостатки приносят много огорчений как самому ребенку, так и его родным. В первую очередь пси-хическая травма наносится матери новорожденного, ког¬да она узнает, что у нее родился ребенок с таким поро¬ком. В 70% случаев у матери наблюдаются подавленность, отчаяние, угнетенное состояние, что свидетельствует о необходимости психотерапевтической работы с ней [21].
Заметные проявления психики появляются и у ребен¬ка, особенно с того момента, когда он попадает в новое для себя окружение, когда сверстники замечают недо¬статки его речи и внешности. Ощущение этих недостат¬ков, неудачные попытки замаскировать их обычно вы¬зывают у ребенка тяжелые переживания, различные эмо¬циональные сдвиги, появление чувства неполноценнос¬ти, что, естественно, отражается на психике.
Осознание своей неполноценности у большинства де¬тей с ринолалией наблюдается на 6-7-м году жизни, пе¬ред поступлением в школу. У дошкольников травмирую¬щие ситуации в большинстве случаев еще не носят по¬стоянного характера, так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений.
В младшем школьном и, особенно, подростковом воз¬расте поведение детей с ринолалией изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, зам¬кнутость, стеснительность, а позднее — снижение рече¬вой активности, своеобразные и мимические сопутствую¬щие движения.
Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профес¬сии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение и т.д. В этот период наразборчивая речь способствует изоляции человека, затрудняет со-циальную адаптацию, снижает уровень притязаний в об¬щественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихоло¬гических черт характера. Отсюда в работе с детьми, по¬ростками и взрослыми, страдающими ринолалией, воз¬никает необходимость предусмотреть не только коррекционные приемы, направленные на преодоление собствен¬ных речевых недостатков, но и ряд психотерапевтических мероприятий (Т.Н. Воронцова, 2000) [28].
Таким образом, подводя итоги теоретическому изучению особенностей коммуникативной деятельности у детей с ринолалией, мы можем сделать следующие выводы.
Ринолалия – это на¬рушение тембра голоса и звукопроизношения, обуслов¬ленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. В связи с нарушениями функции небно-глоточного смыкания (кольца) и недостаточной или чрезмерной утечки аэродинамической струи воздуха через носовую полость при произношении звуков речи, у ребенка с ринолалией изменяется голосовой резонанс, что влияет на его речь.
Исходя из специфики нарушения ринолалию разделяют на открытую, закрытую и смешанную.
Как показывают исследования детей с ринолалией, нарушения речи у этих детей влияет на устную и письменную речь ребенка, способность правильно произносить отдельные звуки и слова. Эта особенность влияет на формирование познавательных способностей ребенка и, особенно, на его коммуникативную деятельность.
Адаптация ребенка с ринолалией в общей группе детей затруднена и может развиваться на фоне формирования у ребенка таких психологических качеств: неуверенность в себе, высокий уровень тревожности, чувства неполноценности, незащищенности, проявления враждебности и агрессивности и др.
Данные особенности личности ребенка с ринолалией, характеризующие его коммуникативную деятельность, и будут изучены нами на примере диагностики старших дошкольников с данным дефектом речи.
Глава 2. Исследование особенностей
коммуникативной деятельности у детей с ринолалией
2.1. Организация и методы исследования
В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Первую группу испытуемых составили дошкольники с нормальным развитием (10 человек), а вторую – дети с диагнозом ринолалия открытой формы (10 испытуемых).
Цель исследования – изучение особенностей коммуникативной деятельности у детей с ринолалией.
Гипотеза исследования - у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются проблемы в общении в группе сверстников, выраженные в высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.
Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В процессе реализации констатирующего этапа эксперимента нами были использованы следующие методики:
1. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен. Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемым (детям 4-7 лет) предлагается выбрать предлагаемое лицо на рисунке – «грустное» или «веселое». Картинки делятся по половому признаку: для девочек – картинки с девочкой, для мальчиков – с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:
1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.
2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование.
3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.
4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т. д.).
В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.
Инструкция. «Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил личико - веселое или грустное?».
Ответы ребенка заносятся в бланк ответов. При этом используется любой вариант шифровки. Например: «+» - веселое, «-» - грустное или «1» - веселое, «2» - грустное и пр. Дети не обязаны объяснять, почему они выбирают то или иное лицо. Даже если ребенок выбирает веселое личико для картинки, на которой на мальчика (девочку) замахиваются стулом, - его вариант не оспаривается. Следует предупредить детей, что в задании нет правильных или неправильных ответов, и каждый решает так, как ему хочется. Авторы методики рекомендуют, чтобы другие дети не мешали ребенку подсказками. Экспериментатору не рекомендуют объяснять ребенку то, что происходит на картинке, ему нельзя «подводить» его к ответу. Можно лишь периодически просить ребенка, чтобы он внимательнее смотрел на то, что происходит на картинке.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии. Мы попытались использовать данную методику и в работе с детьми более раннего возраста, но ее применение оказалось целесообразным в редких случаях и чаще с детьми 3,5 лет и старше. Дети 3 лет и младше не понимали задания.
Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.
Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом).
Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него ребенка более старшего возраста).
Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).
Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет с ребенком более старшего возраста).
Рис. 6. Самостоятельное укладывание спать (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).
Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то)
Рис. 9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).
Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок собирают игрушки).
Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, оставляя его в одиночестве).
Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок сидит за столом, держа в руке стакан).
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для мальчика (на рисунках – мальчики).
Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу. По индексу тревожности дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на три группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);
в) низкий уровень тревожности (ИТ ото до 20 %).
Наряду с количественным, тестом предусматривается и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.
2. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».
Для изучения эмоционального состояния дошкольников мы использовали рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж. Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция для ребенка: «Нарисуй пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
Стимульный материал к методике и ключи для обработки данных в Приложении 1.
3. Диагностическая методика «Выбор в действии»
Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.
Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п.. В данном случае были использованы игрушки из «Киндер- сюрпризов». Каждый ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь игрушку, которая нравится тебе больше всего, на второе место – которая нравится чуть меньше, на третье – оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти игрушки. Самую понравившуюся игрушку ты должен отдать тому, кого ты любишь больше всех. Чуть менее понравившуюся тому, кто стоит у тебя на втором месте. А последнюю тому, кто из детей стоит у тебя на третьем месте».
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них игрушки товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько, и какие игрушки получил.
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребенка в группе при помощи следующей формулы:
С = К/n-1* 100%, где С – статус ребенка, в системе взаимоотношений со сверстниками; К – количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; n – количество детей в тестируемой группе.
Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребенком позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребенок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Основанием для выводов о статусе ребенка служат количественные данные, т.е. показатель С.
Оценка результатов: 10 баллов – показатель С ребенка равен 100%; 8-9 баллов – показатель С находится в пределах от 80 до 99%; 6-7 баллов – показатель С располагается в интервале от 60% до 79%; 4-5 баллов – показатель С находится в пределах от 40% до 59%; 2-3 балла – показатель С располагается в пределах от 20% до 39%; 0-1 балл – показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Выводы об уровне развития: 8-10 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 0-3 балла – низкий.
4. Методика «Эмоциональное состояние в группе».
Цель методики – изучение и оценка эмоционального состояния детей в группе. Каждому ребенку выдается бланк с изображением 4-х эмоциональных состояний человека – грусть, обида, равнодушие, радость. Ребенку предлагалось обвести то лицо, которое подходит для его настоящего настроения. Результаты выводились путем процентного соотношения.
Достоверность полученных данных (представленных в следующем параграфе) подтвердилась совокупностью используемых и описанных выше методик.
2.2. Анализ результатов исследования
Общие результаты диагностики детей отображены в Таблице 1.
Таблица 1
Общие результаты диагностики старших дошкольников по всем методикам исследования
Уровень оценки Результаты опроса
Первая группа (дети с нормальным развитием) Вторая группа (дети с ринолалией)
Кол.чел. 10 100 % Кол.чел. 10 100 %
Уровень тревожности
Высокий 41 40 - -
Средний 5 50 3 30
Низкий 1 10 7 70
Незащищенность
Высокий - - 6 60
Средний 5 50 4 40
Низкий 5 50 - -
Тревожность
Высокий 2 20 6 60
Средний 4 40 4 40
Низкий 4 40 - -
Недоверие к себе
Высокий - - 6 60
Средний 2 20 4 40
Низкий 8 80 - -
Чувство неполноценности
Высокий 1 10 6 60
Средний 3 30 4 40
Низкий 6 60 - -
Враждебность
Высокий 2 20 3 30
Средний 3 30 4 40
Низкий 5 50 3 30
Конфликтность (фрустрация)
Высокий 2 20 4 40
Средний 2 20 3 30
Низкий 6 60 3 30
Трудности общения
Высокий 2 20 7 70
Средний 2 20 3 30
Низкий 6 60 - -
Статус в группе сверстников
Высокий 4 40 - -
Средний 6 60 2 20
Низкий - - 8 80
Оценка эмоционального состояния в группе
Высокий 6 60 - -
Средний 4 40 2 20
Низкий - - 8 80
Проанализируем полученные результаты по каждой шкале отдельно.
По шкале «уровень тревожности» в группе детей с нормальным развитием низкие баллы получили 4 человек (40%), средние баллы получили по этому параметру 5 дошкольников (50%). Высокие оценки были получены в этой группе всего 1 ребенком (10%).
В группе ребят с ринолалией высокие уровень тревожности в группе сверстников показали 7 человек (70%), а средний – 3 (30%).
Сравнительные результаты данных опроса по шкале тревожности отображены на Диаграмме 1.
Диаграмма 1
Результаты опроса по шкале «уровень тревожности»
Итак, как мы видим, у дошкольников с ринолалией уровень проявления тревожности в группе сверстников намного выше, чем в группе детей с нормальным развитием.
По шкале «незащищенность» в группе детей с нормальным развитием по 5 человек (50%) набрали низкое и среднее количество баллов.
Дети с ринолалией показали по этой шкале более высокий результат. Максимальное количество баллов набрали 6 испытуемых (60%), а среднее 4 человека (40%) – Диаграмма 2.
Диаграмма 2
Результаты опроса по шкале «незащищенность»
Таким образом, и по этой шкале большая часть дошкольников показала высокий результат, что означает, что у детей с ринолалией в группе сверстников проявляется чувство незащищенности, дискомфорта.
По методике ДДЧ нами также было измерено чувство тревожности.
В группе детей с нормальным развитием по 4 ребенка (40%) получили средние и низкие оценки, а 2 детей (20%) показали высокий результат.
В группе старших дошкольников с ринолалией высокие баллы были поставлены 6 испытуемым (60%), а средние – 4 (40%) – Диаграмма 3.
Диаграмма 3
Результаты опроса по шкале «тревожность»
В целом, как мы видим, эти данные подтверждают результаты, полученные по шкале «уровень тревожности».
По параметру «недоверие к себе» дети с нормальным развитием набрали низкие (8 человек – 80%) и средние (2 детей – 20%) оценки.
У дошкольников с нарушениями речи, наоборот, большая часть детей имеет высокий уровень проявления недоверия к себе (6 испытуемых – 60%). Средние баллы набрали только 4 воспитанников (40%) – Диаграмма 4.
Диаграмма 4
Результаты опроса по шкале «недоверие к себе»
Итак, чувство недоверия к себе, которое характеризует низкую самооценку детей дошкольного возраста, в большей степени выраженным является у старших дошкольников с диагнозом «ринолалия».
По параметру «чувство неполноценности» в группе детей с нормальным развитием большая часть ребят (6 человек – 60%) получили низкое количество баллов. Средние оценки оказались выражены у 3 испытуемых (30%), а высокие – только у 1 ребенка (10%).
В группе детей с нарушениями в развитии речи, также как и по предыдущим шкалам, высокие оценки получили 6 испытуемых (60%), а средние – 4 (40%) воспитанников (Диаграмма 5).
Диаграмма 5
Результаты опроса по шкале «чувство неполноценности»
Данные по этой шкале в целом подтверждают результаты диагностики по предыдущим параметрам, у детей с высоким уровнем тревожности, незащищенности, недоверия к себе, проявляется и высокое чувство неполноценности. Ощущение собственной неполноценности, прежде всего, связано с внешним дефектом, который мешает адаптироваться ребятам с ринолалией в группе сверстников.
По параметру «враждебность» в группе детей с нормальным развитием высокие баллы получили 2 ребят (20%), средние – 3 (30%), а низкие – 5 (50%) воспитанников детского сада.
В группе детей с ринолалией уровень враждебности проявляется не сильно. по 3 респондентов (30%) получили высокие и низкие оценки, а 4 испытуемых (40%) получили среднее количество баллов (Диаграмма 6).
Диаграмма 6
Результаты опроса по шкале «враждебность»
Полученные результаты показывают, что при низкой самооценке, у детей с ринолалией практически не проявляется чувство враждебности к окружающим.
По параметру «конфликтность» в группе детей с нормальным речевым развитием по 2 ребят (20%) получили высокие и средние оценки, а низкие – 6 ребят (60%).
У дошкольников с ринолалией по 3 ребят (30%) проявили средний и низкий уровень конфликтности. Высокий результат был выявлен у 4 испытуемых (40%) – Диаграмма 7.
Диаграмма 7
Результаты опроса по шкале «конфликтность (фрустрация)»
Таким образом, и по данной шкале было выявлено, что детям с ринолалией практически не свойственно проявление в группе враждебности и конфликтности.
По параметру «трудности общения» дети без отклонения в развитии по ребят (20%) получили высокие и средние оценки, а 6 дошкольников (60%) получили низкую оценку.
Во второй группе большая часть детей (7 человек – 70%) показали высокий уровень трудностей в общении. Средние оценки здесь набрали только 3 ребят (30%) – Диаграмма 8.
Диаграмма 8
Результаты опроса по шкале «трудности общения»
Как мы видим, из Диаграммы 8, у детей с ринолалией проявление трудностей в общении гораздо ярче, ем у их сверстников с нормальным развитием.
По шкале «статус в группе сверстников» в первой группе высокий статус имеют 4 ребенка (40%), а средний 6 детей (60%).
Во второй группе у детей в основном выражен низкий статус (8 человек – 80%). Средний уровень здесь показали только 2 ребят (20%) – Диаграмма 9.
Диаграмма 9
Результаты опроса по шкале «статус в группе сверстников»
В целом, полученные результаты подтверждают данные по шкале изучения трудностей общения в группе сверстников. У детей с ринолалией с высоким уровнем проявления трудностей в общения был выявлен и низкий статус в группе.
И, наконец, по шкале «оценка эмоционального состояния в группе», дети с нормальным уровнем развития получили высокие (6 испытуемых – 60%) и средние (4 опрошенных ребенка – 40%) оценки.
У детей с ринолалией оценка эмоционального состояния в группе ниже. Низкое количество баллов набрали по этому параметру 8 ребят (80%), а средние – только 2 (20%) – Диаграмма 10.
Диаграмма 10
Результаты опроса по шкале «оценка эмоционального состояния в группе»
Итак, обобщая результаты эмпирического исследования, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются проблемы в общении в группе сверстников, выраженные в высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе, в основном подтвердилась.
Действительно у детей с ринолалией уровень развития коммуникативной деятельности практически не развит и характеризуется высоким уровнем тревожности, незащищенности, недоверия к себе, чувством неполноценности. У этих детей наблюдаются трудности в общении и низкий статус в группе сверстников. Оценка их эмоционального состояния носит резко негативный характер.
Тем не менее, как показали данные диагностики, уровень агрессивности и враждебности у этих детей не превышает норму и в целом совпадает с таким же показателями в группе дошкольников с нормальным развитием. Таким образом, мы можем говорить о том, что эти черты характера практически не оказывают влияние на положение ребенка в группе ровесников.
Основной причиной низкого уровня коммуникативной деятельности является, прежде всего, специфически выраженные нарушения речи, на фоне которых и развиваются отрицательные характеристики личности.
Заключение
Данные теоретического и эмпирического исследования особенностей коммуникативной деятельности у детей с ринолалией позволяют сделать следующие выводы.
Ринолалия - (от греч. rhinos - нос и lalia - речь)- это нарушение тембра голоса (назальность) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания и, при закрытой ринолалили недостаточной или, как при открытой форме заболевания, чрезмерной утечки аэродинамической струи воздуха через носовую полость при произношении звуков речи.
При ринолалии характерны задержка в развитии устной и письменной речи, познавательной сферы, коммуникативные барьеры в общении со взрослыми и, особенно, в группе сверстников. Осознание собственного дефекта негативно сказывается на развитие личности ребенка с ринолалией на различных этапах онтогенеза, начиная со старшего дошкольного возраста.
В процессе практического исследования изучаемой нами проблемы нами была исследована коммуникативная деятельность старших дошкольников с нормальным развитием и ринолалией. В каждую из групп тестируемых вошло 10 человек.
В исследовании нами были использованы следующие методики:
1. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
2. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».
3. Диагностическая методика «Выбор в действии»
4. Методика «Эмоциональное состояние в группе».
В ходе экспериментального исследования нами, в целом, была подтверждена наша гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются проблемы в общении в группе сверстников, выраженные в высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.
Как показало тестирование, общий уровень развития коммуникативной деятельности у детей с нормальным уровнем развития достаточно высок.
Так в этой группе детей по шкале «трудности общения» низкое количество баллов получили 6 ребят (60%), а по параметрам «статус в группе сверстников» и «оценка эмоционального состояния в группе» высокие оценки были выставлены 4 (40%) и 6 (60%) детям соответственно.
В группе детей с ринолалией уровень сформированности коммуникативной деятельности оказался низким. По шкале «трудности общения» высокое количество баллов получили 7 человек (70%). 8 детей (80%) набрали низкое количество баллов по параметрам «статус в группе сверстников» и «оценка эмоционального состояния в группе».
Анализ диагностики показывает, что в среднем у 6 человек (60%) с ринолалией наблюдается высокий уровень тревожности, переживания чувства незащищенности в группе, недоверия к себе, чувства неполноценности.
В тоже время результаты тестирования позволяют говорить нам о том, что чувства враждебности и агрессивности не являются доминирующими в этой группе. Так если в группе дошкольников с нормальным развитием высокий уровень враждебности и агрессивности был выявлен у 2 ребят (20%), то в группе с ринолалией таких детей было выявлено 3 (30%) и 4 (40%) соответственно.
В заключение следует отметить, что полученные нами данные исследования позволяют говорить о важности коррекции не только речевых нарушений у детей с ринолалией, но и коммуникативной, личностно-эмоциональной сферы. Только такая комплексная работа позволит помочь ребенку адаптироваться к условиям обучения в начальной школе.
|