СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава из восьми статей (ст. 110—117), но ряд полномочий Правительства и норм, регламентирующих его правовое положение, закреплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Собрании). Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах («Об обороне», «О безопасности» и др.), а также в указах Президента РФ. Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности закреплены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Законом определяются принципы, состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.
Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ. Этим актом определяется планирование и организация работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.
Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятель-ность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Поэтому конституционно закрепить предметную компетенцию этого органа государственной власти в конституциях с исчерпывающей полнотой весьма затруднительно, вследствие чего она всегда устанавливается только в общей форме. Таково положение и в Российской Федерации. В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключение говорится, что оно осуществляет и «иные полномочия», возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим, да и сами вопросы, которые включены в него, выглядят скорее как самое общее обозначение основных обязанностей государства.
Однако нельзя забывать, что предметная компетенция Правительства РФ прямо вытекает из вопросов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Разумеется, Правительство РФ решает эти вопросы не единолично, а совместно с другими федеральными органами государственной власти (Президентом РФ, Федеральным Собранием) своими специфическими средствами и методами.
Компетенция Правительства РФ, установленная в ст. 114 Конституции РФ, конкретизирована в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».
1.2. Администрация Президента РФ и ее роль
в обеспечении деятельности Президента РФ
Впервые Администрация Президента была создана на основании Указа Президента РСФСР от 19 июля 1991 г. "Об Администрации Президента РСФСР". За время работы этого вспомогательного органа его устройство и состав много раз менялись. Решения по этим вопросам глава государства принимает самостоятельно.
Администрация Президента занимается обеспечением деятельности главы государства и создает условия для принятия и исполнения его реше-ний. Она наблюдает и проверяет исполнение и воплощение действующего законодательства и решений главы государства, а также представляет ему доклады по данным вопросам .
Существующее устройство вспомогательного органа при главе госу-дарства в Российской Федерации утверждено Указом от 25 марта 2004 г. N 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации" . Непосредственно направляет работу вспомогательного органа общей компетенции Руководитель Администрации, то есть существует должностное лицо, занимающее положение единственного прямого посредника между главой государства и теми, с кем Президент взаимодействует.
В соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ Администрация Президента РФ формируется Президентом РФ, является государственным органов, обеспечивающим деятельность Президента РФ. Положение об Администрации Президента РФ утверждается указом Президента РФ.
Администрация Президента РФ:
- организует подготовку законопроектов для их последующего внесения Президентом РФ;
- подготавливает проекты заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом чтении;
- подготавливает, согласовывает и представляет Президенту РФ проекты указов и иных актов Президента РФ;
- обеспечивает публикацию (обнародование) ратифицированных международных договоров РФ, подписанных Президентом РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и иных актов Президента;
- подготавливает проект ежегодного послания Президента РФ Феде-ральному Собранию РФ;
- подготавливает проекты обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ;
- представляет информационно-аналитические доклады Президенту РФ и прочее.
Администрацию Президента РФ возглавляет руководитель Администрации Президента РФ. Помимо него в состав Администрации Президента РФ входят заместители руководителя Администрации Президента РФ, помощники, советники и референты Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, а также полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ.
Самостоятельными подразделениями Администрации Президента РФ являются аппарат Совета Безопасности РФ, аппараты полномочных представителей и советников Президента РФ, Контрольное управление Президента РФ.
Администрация Президента РФ обеспечивает также деятельность ряда комиссий и советов при Президенте РФ, в частности Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, Геральдического совета.
В 2000 году в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации указом Президента РФ был учрежден Государственный совет РФ, утверждено Положение о Государственном совете РФ.
Государственный совет РФ – совещательный орган, содействующий реализации полномочий Президента РФ как главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Государственный совет РФ:
- обсуждает проблемы, имеющие особое государственное значение;
- вносит необходимые предложения Президенту РФ;
- по предложению Президента РФ рассматривает проекты федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
- обсуждает проект федерального закона о федеральном бюджете и информацию Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета.
Председателем Государственного совета РФ является Президент РФ, членами Государственного совета РФ по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, а также (по решению Президента РФ) лица, замещавшие указанные должности два и более сроков подряд. Из состава членов Государственного совета РФ Президентом РФ формируется президиум Государственного совета РФ, состоящий из 7 членов (подлежат ротации каждые полгода). Президиум Государственного совета РФ заседает ежемесячно, рассматривает план работы Государственного совета РФ и повестку дня его очередного заседания. Заседания Государственного совета РФ проводятся регулярно, не реже одного раза в 3 месяца, по решению Председателя Государственного совета РФ.
Решения Государственного совета РФ, принимаемые путем обсужде-ния, оформляются в виде протоколов и подписываются секретарем Государственного совета РФ, в случае необходимости принимаются соответствующие указы и распоряжения Президента РФ.
Обязанности секретаря Государственного совета РФ решением Президента РФ возлагаются на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента РФ.
Председатель, члены и секретарь Государственного совета РФ исполняют свои обязанности на общественных началах.
Распространена также практика назначения специальных представителей Президента РФ. Например, указом Президента РФ от 12 июля 2004 года назначен специальный представитель Президента РФ по вопросам развития интеграционного сотрудничества с государствами – участниками СНГ.
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
И АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1. Соотношение полномочий в сфере внутренней и внешней политики
Правительство РФ в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации. Правительство также осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг, формирует мобилизационный план экономики, обеспечивает функционирование обо-ронного производства Российской Федерации.
Администрация Президента РФ в свою очередь содействует Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства; разработке общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации.
Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Практически в каждой из этих областей действуют федеральные законы, устанавливающие конкретные полномочия Правительства РФ. Через Правительство осуществляется контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, осуществляются меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размера оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно также обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры к обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд, совершенствует систему социального обеспечения. Через Правительство определяются основные направления развития и совершенствования здравоохранения, народного образования, культуры, реализуются приоритетные национальные проекты. Данным многогранным аспектом своей деятельности Правительство РФ вносит значительный вклад в реализацию конституционного принципа социального государства.
Администрация Президента РФ в сфере социальной политики осуще-ствляет разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроль за их реализацией, т.е. по сути осуществляет контроль за осуществление социальной политики Правительством РФ.
Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Руководители ведущих министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но в то же время значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Правительство РФ организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям. Согласно закону Правительство обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности.
Самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ, которое играет важную роль в обеспечении безопасности страны является Совет Безопасности. Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.
Основными задачами Совета Безопасности, в частности, являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения безопасности; подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения национальной безопасности; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций; подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; разработка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих национальную безопасность. В соответствии с этими задачами строятся функции Совета Безопасности, которые весьма широки.
2.2. Соотношение полномочий в обеспечении прав и свобод граждан
В сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. На правительственном уровне решаются вопросы, связанные с финансированием и укреплением материально-технической базы правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводится анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что конституционная компетенция Правительства РФ носит самый общий характер. Принято много федеральных законов и указов Президента РФ, дополняющих, уточняющих и конкретизирующих эту компетенцию.
Ряд полномочий Правительства сформулирован в Федеральном кон-ституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Полномочия Правительства РФ тесно переплетаются со многими полномочиями Президента РФ, текстуально они никогда не могут быть доведены до абсолютной точности и конкретности. Даже беглый взгляд на структуру и наименования исполнительных органов дает представление о сложности и многообразии вопросов, входящих в компетенцию Правительства РФ. Кроме того, следует принимать во внимание, что государственное управление неизбежно требует многих оперативных и непредвиденных мер, которые, принципиально не выходя за пределы компетенции Правительства, часто не укладываются в общие законодательные формулировки обязанностей федеральной исполни-тельной власти.
Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент в своей деятельности опирается на Правительство РФ, которое в силу Конституции обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, а также на специализированные органы - федеральные суды, прокуратуру, правоохранительные органы, общественные объединения. Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, – эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.
Проанализируем правозащитную деятельность подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
Одним из первых следует рассмотреть Управление по работе с обра-щениями граждан. Именно данному подразделению Администрации приходится ежедневно рассматривать тысячи всевозможных жалоб, заявлений на нарушения прав и свобод человека и гражданина, именно в это подразделение поступают все обращения граждан на неправомерные действия и решения государственных чиновников и органов. Управление по работе с обращениями граждан действует на основе Положения, утвержденного Указом Президента № 1102 от 24.08.2004г. Основные функции Управления: прием граждан, рассмотрение и направление обращений граждан в уполномоченные государственные органы, контроль за рассмотрением обращений граждан и дача ответа заявителям, учет и обобщение обращений граждан, информирование о них Президента и Председателя Правительства Российской Федерации. Как правило, основные нарекания, которые звучат в адрес данного Управления, - «формалистский», на первый взгляд, подход к обращениям граждан: сотрудники Управления по получении обращений перенаправляют их в соответствующие государственные органы, ограничиваясь уведомлением об этом заявителю. Полагаю, что данный подход является необъективным, т.к. не учитывает того, что Управление по работе с обращениями граждан не только физически не сумеет справиться с рассмотрением всех обращение по существу, но и не должно этого делать, т.к. не может подменить собой соответствующие органы исполнительной и судебной власти. В данном случае ценность работы Управления заключается именно в контроле за своевременным рассмотрением обращений и их обобщении для информирования Президента и Правительства. Полагаю, что для повышения ценности правозащитной деятельности Управления в глазах общественности необходимо по крайней мере ежегодно публиковать в открытой печати обобщенные данные о поступивших в Управление обращениях и результатах их рассмотрения.
Следующим по важности правозащитным подразделением Администрации Президента России является Управление по обеспечению конституционных прав граждан, действующее на основании Положения, утвержденного Указом Президента России № 662 от 22.05.2004г. Основными правозащитными задачами данного Управления являются организационное обеспечение конституционных полномочий Президента Российской Федерации на помилование, предоставление политического убежища, решению вопросов гражданства. Для реализации указанных задач Управление наделено целым рядом необходимых полномочий, которые оно осуществляет в тесном контакте с иными государственными и, в частности, правоохранительными органами.
Среди подразделений Администрации Президента Российской Феде-рации, наделенных правозащитными функциями, следует отметить, на наш взгляд, также Контрольное управление, занимающееся наряду с прочим контролем и проверкой исполнения органами исполнительной власти зако-нов в части, касающейся полномочий Президента по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина, Аппарат Совета безопасности, который обеспечивает деятельность Президента и Совета Безопасности по вопросам обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а также подготавливает аналитические материалы по указанным вопросам, Совет по обеспечению взаимодействия с религиозными объединениями, основными функциями которого являются обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями, а также содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, и Комиссию по реабилитации жертв политических репрессий, основными задачами которой являются: создание условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина при исполнении Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»; изучение, анализ и оценка политических репрессий; содействие координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, касающейся реабилитации жертв политических репрессий; оказание методической по-мощи комиссиям по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий в субъектах Российской Федерации; информирование в установленном порядке общественности о масштабах и характере политических репрессий; подготовка докладов Президенту Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Комиссии.
Отдельное место среди правозащитных подразделений Администра-ции Президента Российской Федерации принадлежит Совету по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека. Созданный в результате преобразования Комиссии по правам человека, Совет унаследовал практически без изменения все ее полномочия; это по-прежнему консультативный орган при Президенте Российской Федерации.
Главное же новшество заключается в переориентации деятельности Комиссии с рассмотрения конкретных жалоб на работу с институтами гра-жданского общества, специализирующимися в области защиты прав чело-века, а это, как известно, самый проблемный для власти сектор – правоза-щитные организации упорно не желают встраиваться в вертикаль власти. Произошедшее преобразование Комиссии в Совет существенно повысило статус данного правозащитного органа. Расширились его возможности и полномочия в разработке механизмов общественного контроля за соблюдением прав человека, а также подготовки предложений по части совершенствования и развития гражданского общества. Совет занимается общественным контролем за ходом социальной и судебной реформ, за соблюдением прав человека в сфере деятельности правоохранительных органов, не забыты свобода слова, миграционные процессы, а также гуманитарная ситуация на Северном Кавказе, т.е. самые проблемные с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина сферы.
Как мы видим, правозащитная деятельность Администрации Прези-дента Российской Федерации весьма обширна и многогранна. Решая орга-низационные вопросы в обеспечении деятельности Президента Российской Федерации как гаранта основных прав и свобод человека и гражданина, Управления, Советы и Комиссии Администрации вносят весомый самостоятельный вклад в указанной области.
На наш взгляд, повысить эффективность правозащитной деятельности Администрации Президента Российской Федерации и одновременно избавиться от многочисленных обвинений в ее адрес как органа не защищающего, а, наоборот, попирающего основные права и свободы человека и гражданина, возможно лишь при полной открытости ее деятельности, периодическом публиковании в открытой печати итогов и обобщений правозащитной деятельности Администрации, а также при постоянном взаимодействии не только с иными государственными органами, наделенными правозащитными функциями, но и с неправительственными правозащитными организациями.
2.3. Проблема дублирования полномочий Правительства РФ
и Администрации Президента РФ
Применительно к Администрации Президента РФ существуют разные суждения о ее роли и возможностях. Нередко ее представляют как «суперсистемный» орган, как второе правительство, с помощью которого глава государства реализует свои полномочия.
Зачастую Администрация Президента РФ действует как самостоя-тельная политическая сила под эгидой президентского покровительства, как "второе Правительство". На наш взгляд, политическая планка этого органа необоснованно завышена. В правовом отношении представляется в принципе неправильным ставить на один уровень Правительство как высший исполнительный орган государственной власти и Администрацию Президента, выполняющую хотя и важные, но качественно иные функции.
Вот пример одного из типичных заблуждений: "Администрация Пре-зидента должна представлять собой орган, способный решать важнейшие государственные и политические задачи внутри страны и за ее предела-ми..." .
Оперативная деятельность Президента в сферах, затрагивающих компетенцию Правительства, в большинстве случаев означает его вмешательство в действия этого органа. При сложнейших задачах управления, многочисленности нестандартных ситуаций, требующих распорядительных решений, Президенту физически невозможно знать все тонкости вопросов, требующих его реагирования. Дача указаний Правительству по текущим делам приводит к неоправданному возрастанию роли Администрации Президента и различных финансово - промышленных группировок.
Поручения Президента по всем направлениям деятельности феде-рального Правительства распыляют его усилия, отвлекают от главных за-дач. Не дело главы государства решать за Правительство то, что оно обязано делать в силу своей компетенции. Если за Президентом - стратегическое управление, то за Правительством, органами исполнительной власти - своевременное и безотлагательное принятие распорядительных решений, осуществление стратегического замысла силами государственного аппарата.
В своих комментариях к ст. 83 Конституции РФ В.Е. Чиркин замечает, что «существующие в зарубежных странах аналогичные учреждения (администрация, канцелярия президента и т.д.) имеют более узкий состав. Как правило, они не занимаются вопросами непосредственного, оперативного управления, что иногда делают некоторые управления и отделы Администрации Президента Российской Федерации» .
Аналогичную позицию выражают и некоторые другие авторы. Так, Е.И. Колюшин приходит к выводу, что Администрация Президента РФ фактически выполняет функции исполнительной власти (Правительства РФ), сковывая самостоятельность последней.
К такому же выводу пришел и В.И. Радченко: «…Администрация Президента РФ оказывает органом, дублирующим Правительство Россий-ской Федерации, более того, она напоминает отделы и управления бывшего ЦК КПСС, без решения которых Правительство Союза ССР не принимал ни одного постановления» .
По мнению Е.И. Колюшина и В.И. Радченко, назрела необходимость четкого законодательного регулирования функций и полномочий аппарата Президента РФ, которые не должны выходить за пределы вспомогательного аппарата Президента РФ, осуществляющего правовое, организационное, материальное, информационное и иное обслуживание деятельности главы государства. При этом Президент не должен иметь абсолютной власти в отношении установления функций и структуры своего аппарата. Такая власть Администрации Президента влечет наделение этого аппарата несвойственными функциями, официально влияющими на действие механизмов разделения властей, а также затяжные реорганизации аппарата, направленные на удовлетворение личных пожеланий. Нам эти доводы представляются достаточно убедительными.
В свете этой проблемы представляется необходимым и актуальным вернуться к принятию рассмотренного Советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 04 июля 2006 года проекта Федерального закона «Об Администрации Президента Российской Федерации», так как Администрация Президента России является, в первую очередь, конституционным органом.
Так как в соответствии с пунктом «г» статьи 71 Конституции Россий-ской Федерации к ведению Российской Федерации относится формирование федеральных органов государственной власти, а в части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, то следует, что Конституция прямо предусматривает возможность принятия федеральных законов по вопросам формирования федеральных органов государственной власти, одним из которых и является Администрация Президента Российской Федерации.
Следовательно, используя аналогию, можно утверждать, что норма-тивное регулирование правового положения Администрации Президента Российской Федерации нормативным актом уровня Указа Президента Рос-сийской Федерации является временным, действующим «до принятия соот-ветствующих законодательных актов». Таким образом, можно согласиться с депутатом Государственной Думы Б.А. Виноградовым, полагающим, что основным нормативным правовым актом, призванным регулировать правовое положение Администрации Президента Российской Федерации, должен быть федеральный закон .
Юридическая обоснованность вышеизложенных рассуждений под-тверждается сложившейся в Российской Федерации практикой определения правового положения органов государственной власти, не являющихся органами ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти, в нормативных правовых актах уровня федерального закона. Следует упомянуть Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июля 2002 года 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Основными отличиями правового статуса Администрации Президента Российской Федерации, устанавливаемого в соответствии с проектом, являются следующие: законодательно закрепляется недопустимость вмешательства Администрации Президента Российской Федерации в деятельность Правительства Российской Федерации при решении конкретных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти; в целях недопущения распространения недостоверной информации о возможности воздействия Администрации Президента Российской Федерации на отдельные средства массовой информации или политические партии проект Закона закрепляет недопустимость вмешательства Администрации Президента Российской Федерации в деятельность средств массовой информации, политических партий и иных некоммерческих организаций (за исключением случаев подготовки по заданию Президента Российской Федерации законопроектов, затрагивающих названные организации, а также деятельности пресс-службы); руководителям Администрации Президента Российской Федерации запрещается участвовать в управлении хозяйст-вующими субъектами (в том числе входить в их советы директоров), за исключением случаев, когда исполнение такого рода обязанностей не сопряжено с получением вознаграждения от хозяйствующих субъектов. Устанавливаемый запрет призван исключить возможность появления недостоверной информации о наличии в деятельности сотрудников Администрации Президента Российской Федерации конфликта интересов, а также признаков коррупционного поведения; устанавливаются следующие функции Администрации Президента Российской Федерации: обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по руково-дству федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение деятельности Президента Российской Федерации в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Председателя Совета Безопасности Российской Федерации.
Таким образом, принятие данного Федерального закона является актуальным и направлено на установление в законодательстве правовых требований к органам власти высшего уровня и их должностным лицам, требований, в том числе, и нравственного характера, представления о необходимости существования которых, традиционно поддерживаются в национальном правосознании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, своеобразие Администрации Президента Российской Федерации как фактически действующего государственного органа при Президенте (хотя ни Конституция Российской Федерации 1993 года, ни другое действующее законодательство не оперирует этим термином и понятием, разделяя его на две составляющих Президент и Администрация Президента) заключается в том, что, во-первых, в системе исполнительной власти этот орган стоит фактически над Правительством, организуя и направляя его работу актами Президента Российской Федерации, но в то же время не является органом только исполнительной власти. Как следует из анализа статьи 80 Конституции Российской Федерации, это государственный орган президентской власти, обеспечивающий согласованной функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти (а не только исполнительной власти, но и ее тоже). Но в правовом отношении представляется неправильным ставить на один уровень Правительство как высший исполнительный орган государ-ственной власти и Администрацию Президента, выполняющую хотя и важ-ные, но качественно иные функции. При этом можно заметить, что в последнее время вновь обострился вопрос о роли Администрации Президента в политической жизни страны в связи с существенными изменениями в исполнительной вертикали власти.
Таким образом, можно констатировать, что на настоящей момент организационно-правовой статус Администрации Президента Российской Федерации полностью не определен. Суть проблемы заключается в следующем: в нормативных правовых актах главы государства Администрация характеризуется как государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации. Однако, в соответствии с Конституцией России, государственными могут быть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10). Естественно, что Администрация не может быть отнесена к какому-либо из названных звеньев государственного аппарата, в силу чего понимание ее подлинной организационно-правовой природы в значительной степени усложняется.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. N 51. Ст. 5712.
3. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 24.05.2004.
4. Указ Президента Российской Федерации об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации от 6.04.2004 г. №490 (ред. от 21.10.08 г.)// СЗ РФ. 2004. №15. Ст. 1395.
5. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 07.06.2004. N 23. Ст. 2313.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 2008.
7. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – М., 2003.
8. Вардуль Н. Как Путин будет управлять страной // Коммерсант. 2000. 13 - 14 мая
9. Волобуева Н. Н. Правовые формы реализации полномочий Президента Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. - 2008. - №3.
10. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. М., 2002.
11. Гумбатов А. К вопросу о классификации полномочий Президента Российской Федерации // Юрист ВУЗа. - 2009. - №1.
12. Дёгтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России. – М.: Юристъ, 2005.
13. Елисеев Б.П. Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа. - М., 2007.
14. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие. Пер. с франц. М.: Юристъ, 2002.
15. Козлова Е.И. Президент Российской Федерации: порядок избрания, конституционно-правовой статус, полномочия / Предисл. О.Е. Кутафина. М., 2004.
16. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. – М., 1999.
17. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорина. – М., 2007.
18. Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1998.
19. Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - №5.
20. Огородников А.А. Институт президентства России как институт высшей центральной государственной власти. – М.: Современный мир, 2005.
21. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996.
22. Правовой статус Президента Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 1997.
23. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2000.
24. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федерации: конституционные проблемы взаимоотношений // Труды Московской государственной юридической академии. – М., 1999.
25. Тарасов О. Н. Особый Статус Президента Российской Федерации в системе разделения властей // Современное право. - 2008. - №7.
26. Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2004.
|