Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вт, 26.11.2024, 05:32
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Политические лидеры современной России Сущность и функции политической элиты
Реферат | 13.08.2014, 18:36

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                                            СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3
1. Политические лидеры современной России……………………………5
   1.1. Характеристика политического лидерства…………………………5
   1.2. Типы лидерства и их функции………………………………………9
2. Сущность и функции политической элиты……………………………15
    2.1. Понятие политической элиты……………………………………...15
    2.2. Сущность новой российской элиты……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе идет процесс стирания различий между классами, и все большую роль играют внутриклассовые, так называемые межслоевые отношения. На эти процессы огромное влияние оказали НТР, глубокие структурные изменения в самом капитализме, процессы объективной демократизации общества и т.д. Сегодня социальная дифференциация в обществе обусловлена переходом от различий в отношении к собственности к различиям в характере труда (стратификация общества). 
Стратификация общества – это его разделение на неравные социальные группы и слои. Она носит объективный характер и связана с различиями между людьми по отношению к собственности, в доступе к власти, в уровне доходов, образования и т.д. Все эти различия и формируют социальное неравенство слоев и групп в обществе, и социальная структура общества предстает как система регулируемого социального неравенства, где одни получают больше благ, чем другие. Рассматривая социальную структуру общества, необходимо сказать о социальной мобильности, т.е. кто из каких групп и в какие перемещается, насколько эти перемещения открыты или затруднены. 
Социальное неравенство общества оказывает существенное влияние на возможности представительства интересов различных слоев и классов во власти, в политике. Одни социальные группы, слои оказываются пассивным объектом политики, другие являются не только объектом, но и субъектом ее. Это относится в полной мере и к отдельной личности как объекту и субъекту политики.
Выше сказанное обусловило рассмотрение в данном реферате следующих проблем: какую роль в политической жизни общества играют социально-классовые слои, группы, личности как субъекты и объекты политики; что понимается под политическим лидерством, какую роль играют личностные аспекты субъектов политической деятельности; понятие и теории политических элит, их функции, характеристика политических лидеров и политической элиты современного российского общества. 
Теоретическую базу нашего исследования составляют работы таких авторов, как Ж. Блондель, Б.И. Кретов, Ю.Е. Милованов, Р.Т. Мухаев, Т.М. Рыскова и др.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

1.1. Характеристика политического лидерства

 

Механизм политического лидерства предполагает систему правил, в соответствии с которыми происходит выдвижение лидера в структурах власти и осуществление им своих властных полномочий. Осуществляется персонификация власти посредством ее слияния с индивидуальными качествами лидера.

Основными элементами структуры личности можно считать подструктуры: биологическую, психологическую и социальную (рис. 1).

Рис. 1. Структура личности

Рассмотрим социальную подструктуру личности.

Социальный опыт – это прожитые годы, это количественный и качественный опыт жизнедеятельности личности. От него зависит, как поступит человек в той или иной ситуации.

. Направленность – это совокупность ценностных ориентации личности, лежащих в основе ее социального поведения.

Различают три основные аспекта личности:

1. Личность как индивидуальные особенности человека.

2. Личность как представитель группы (класса, массы, этнической и т.д.), как исполнитель определенной политической роли (избирателя, члена партии и т.д.), что как бы растворяет ее в массе и не дает возможности проявить себя автономно как специфический субъект политики.

3. Личность как самостоятельный активный участник политической жизни, обладающий уникальной чертой быть гражданином данного государства и быть свободным в своем выборе. Именно в этом плане личность взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает как объект и субъект политики.

На становление личности влияют следующие факторы: внутренние и внешние. Внешние – политическая система государства; отношение к классу, слою, нации; культура и т.д. Внутренние – генетические данные, воспитание и т.п.

Участие личности в политике можно назвать "политической социализацией", в результате чего формируется сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. В отличие от политического просвещения или воспитания политическая социализация включает в себя не только воздействие на личность той или иной идеологии, но и собственную активность.

По уровню политической активности личности различаются:

1. Граждане с минимальной политической активностью, являющиеся только объектом политики.

2. Граждане – участники общественной или политической организации, т.е. политические активисты.

3. Общественно-политические деятели – оппоненты или сторонники официальной власти.

4. Профессиональные политики, для которых политика – основной вид жизнедеятельности.

5. Политические руководители, т.е. организационные идейные формальные или неформальные лидеры.

Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируется в конкретных личностях – лидерах. Лидерство как социальное явление присуще природе человека. По мере развития общество переходило от лидерства в личностном виде к более сложным формам: к институтам лидерства, групповому лидерству. В России долго господствовала точка зрения, что если в стране не существует антагонистических противоречий, то автоматически сняты и проблемы политического лидерства. Но в условиях советского общества борьба за власть, за реализацию политических программ оборачивалась культом личности, беззаконием и репрессиями.

В условиях демократизации возрастает роль научного управления обществом, роль политического лидерства и политических элит. Лидерство все больше выступает как один из механизмов регулирования отношений социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Для понимания политического лидерства необходимо выяснить его природу. Лидерство – понятие многогранное; в нем можно выделить такие главные моменты, как характер и политическую социализацию самого лидера, свойства его сторонников, взаимосвязь его с массами, конкретную ситуацию и т.д. Однако у лидерства много аспектов и сводить все только к личностным факторам нельзя.

Одним из современных вариантов интерпретаций политического лидерства, который согласуется и с тем, что было уже признано многими мыслителями прошлого, может быть предложенный Ж. Блонделем: «По сути и по форме это есть феномен власти. Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося «на вершине», заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще. Но, разумеется, лидерством является не всякий род власти. Лидерством является власть, осуществляемая «сверху вниз».

Лидером можно стать либо в известной степени случайно интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь.

Политический лидер, по мнению российского политолога Р. Мухаева, – это «личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию».

Политический лидер одновременно является и объектом политики. Он должен обладать такими качествами, главным критерием которых является эффективность его деятельности для удовлетворения интересов выдвинувшего его политического движения. Он испытывает влияние, давление различных заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения и требования, быть готовым к компромиссу.

Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев, партий, движений, оказывают огромное влияние на развитие политических процессов в стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития общества, когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность за их реализацию, способность оценить ситуацию и т.д. Лидер должен обладать аналитическими способностями, умением анализировать ситуацию, уверенностью, решительностью, последовательностью в своих действиях. Интересы общества, социальной справедливости должны быть для него выше личных. Кроме того, лидер должен обладать умением увлечь людей, вызывать у них доверие, обладать высокой культурой, быть честным, порядочным, корректным, уважать людей, идущих за ним. Политический лидер, осуществляя политическую программу, должен быть и волевым, и настойчивым, и целеустремленным.

Чтобы стать лидером, личности необходимо оправдать доверие объекта и завоевать тем самым авторитет. За субъектом-лидером идут не потому, что приходится идти, а потому что хочется идти. Претендентов на лидерство бывает много, но история выбирает того, кто отвечает ее потребностям.

 

 

1.2. Типы лидерства и их функции

 

Различают индивидуальное лидерство и коллективное (элита и массы). Индивидуальное политическое лидерство в национальном масштабе представляет собой:

1. Дистанционное лидерство (лидер и его последователи не имеют прямых контактов с народом, a опосредованно осуществляют их через организации и чиновников).

2. Многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на свое окружение, но и на чиновников исполнительной иерархии, на широкие массы. Его задача – сохранять равновесие различных политических сил и ветвей власти).

3. Корпоративное лидерство (лидер озвучивает то, что наработано его "пирамидой"), см. рис. 2.

Рис. 2. Корпоративное лидерство

У политического лидера выделяют следующие функции:

l) интегративную (объединение интересов различных слоев общества в единую программу);

2) координационную (между ветвями власти и общественным мнением);

3) прагматическую (цели и задачи общества реализуются в конкретных программных действиях).

По видам деятельности лидерство различают формальное и неформальное. Формальное связано с управленческим статусом, с руководящей должностью. Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности, что и делает ее лидером. В стабильных функциональных группах, входящих в социальные системы, лидер назначается, и тогда он становится руководителем. Но в силу определенных причин назначенный руководитель не выполняет всего набора функций, и тогда эти функции передаются другой личности, не назначаемой, но избираемой группой, неформальному лидеру. Лидерство – социальная роль, которую исполняет определенный субъект. Значит, лидер как конкретный человек в данной роли появляется лишь тогда, когда появляется потребность в такой роли. Нужно также помнить о том, что роль может оставаться, а лидеры могут меняться. Поэтому при анализе конкретного лидерства необходимо анализировать не только лидера-личность, но и содержание лидерской роли в конкретной обстановке.

Большое значение для эффективной роли лидера имеет авторитет. В самом общем виде авторитет – это социальная оценка субъекта деятельности группой людей или в целом обществом, в котором он действует. Сущность оценки заключается в определении соответствия субъекта требованиям деятельности и условиям ее происхождения, т.е. соответствия лидера ожиданиям людей, что должно проявиться в его политической деятельности. Истинный авторитет политического лидера создается прежде всего защитой социальных интересов, ценностных ориентации группы, общества в целом. Но бывает и так, что лидер по каким-то причинам теряет истинный авторитет и прибегает к ложному, типологию которых очень хорошо дал А.С. Макаренко. (1. "Авторитет подавления", руководитель-лидер демонстрирует свое превосходство в правах и возможностях и держит подчиненного в страхе за свое будущее. 2. "Авторитет расстояния" – стремление лидера увеличить дистанцию между собой и подчиненными с целью ослабить критику себя и усилить формальное влияние за счет неформального. 3. "Авторитет педантизма, резонерства" – стремление создать систему ненужных условностей, мелочности, придирок, напряженности. 4. "Авторитет рубахи-парня" – стремление приобрести авторитет путем преувеличения своей доступности.)

Знание истинных и ложных авторитетов необходимо для любого политического лидера, оно позволяет оценить сильные и слабые стороны лидера, возможность его воздействия на политические процессы.

Содержание роли лидера меняется в зависимости от социальных ситуаций, и само развитие общества порождает новый набор его функций. Рассматривая конкретную ситуацию социального развития, выделяют следующие ситуации: традиционную, революционно-кризисную и экстремальную, в которых роль лидера имеет свои особенности (типология лидерства).

В традиционной ситуации лидерство основано на вере в святость традиций, в законность существующего порядка, в его "разумность".

Социальная сущность кризисной ситуации состоит прежде всего в том, что перестают действовать функциональные общественные структуры, появляются люди, которые стремятся их дестабилизировать, заменить новыми. Может возникать в равной степени и "двоевластие", и "безвластие". В этот момент теряются привычные ориентиры (например, партия была много лет правящей, и вдруг эта ее роль перестает быть). Неизбежно наступает растерянность в действии и поведении людей, некоторый хаос, который, в свою очередь, порождает повышенную внушаемость, поиски ответов на многие возникшие вопросы. И, как правило, изменение ситуации приводит к изменению содержания, роли и форм проявления лидерства, приводит к уходу старых лидеров. И бывает, что в этот момент нет никаких социальных препятствий для того, чтобы лидером стал любой человек, часто и не отвечающий функциональной сущности лидера, но обладающий некоторыми его качествами.

В условиях особо резкого развития ситуации может появиться харизматический лидер. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, сверхъестественные способности лидера. Понятие "харизма" означает "божья благодать". Способности лидера рассматриваются массами как исходящие из божества, они обладают как бы магической силой. Для этого типа лидерства характерна фанатичная преданность основной массы последователей. Всякое сомнение в качествах лидера рассматривается как святотатство. Конечно, харизматический лидер способен порой не только поступками, но и силой морального воздействия, самим своим существованием преодолеть разобщенность общества. Но нельзя не видеть и негативных аспектов, когда харизматический лидер окружается ореолом незаменимого (именно такая ситуация породила харизматического вождя, культ личности Сталина). О сущности харизматического лидера и вообще о типологии лидерства довольно подробно рассуждал М. Вебер.

В конце ХХ в. стало очевидным, что Запад и Восток в последнее время столкнулись с процессом "харизматизации" политического лидера. Кризисные ситуации во многих странах порождают в сознании масс надежду на некое чудо, способное разом решить все проблемы. Знание и обоснованные ориентации начинают заменяться верой. Кризис социализма в конце 80-х гг. вызвал к жизни целую плеяду лидеров подобного типа.

Со стабилизацией социальной системы, когда устанавливается какой-то порядок, новые правовые нормы, лидер кризисной ситуации уже не способен выполнять новую роль и вынужден уйти. На смену, как правило, или часто приходит бюрократическое лидерство. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а с помощью законных бюрократических структур.

 

1.3. Особенности российского политического лидерства

 

Главная особенность в процессе формирования современного поли­тического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы. Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств произ­водства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политиче­ской жизни. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра по­литического, экономического и культурного влияния в горизон­тальные структуры регионов способствовало значительному воз­растанию роли региональных политических лидеров. Реги­ональные лидеры до 2005 г. выдвигались населени­ем, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б. Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.

Политические реформы В.В. Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра. Р.Т. Мухаев отмечает следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей.

Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофи­циальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимаю­щие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым поли­тическим фигурам; а также действительные политические лиде­ры, которые по своему влиянию могут превосходить иных мини­стров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать полити­ческими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику.

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжа­ют существовать немало руководителей, не обладающих ка­чествами политических лидеров. Часть из них была «рекру­тирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан полити­ческим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на пер­вые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами ли­деров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернатив­ные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-ин­теллектуалам, а не аппаратчикам.

 

 

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

 

2.1. Понятие политической элиты

 

Всякое общество по своей внутренней структуре делится на классы, социальные слои, группы и т.д., на тех немногих, кто правит, и тех многих, кем правят. Те, кто правит, называются политической "элитой" (истеблишментом). Понятие "элита" ныне прочно утвердилось не только в политической литературе, но и в реальной жизни.

Термин "элита" происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди". В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Политическая элита – это социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства. Равнозначные понятия понятию "элита" – "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги". Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, что обуславливает их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы. Это дает основание ставить вопрос о политической элите как носителе политико-управленческих качеств.

Политическая элита, ее властные отношения обладают структурным постоянством. При изменении персонального состава элиты властные отношения были всегда постоянны. Сменялись монархи, министры, парламентарии и т.д. в ходе истории, а отношения господства и подчинения между элитой и массами оставались. Всякое правление неизбежно предполагает господство немногих над многими.

Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием следующих факторов:

  • психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  • законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом, который имеет высокую общественную значимость и соответствующее стимулирование;
  • широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода привилегий, т.к. эта деятельность прямо связана с распределением ценностей и ресурсов;
  • практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
  • политической пассивностью широких народных масс, чьи жизненные процессы не лежат непосредственно в сфере политики и т.д.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, оппозиционную (т.е. контрэлиту); высшую, которая принимает значимые решения для всего государства; среднюю, которая отражает общественное мнение; административную – это служащие-управленцы (бюрократия). Кроме того, существует еще и субэлита, куда входят руководители крупных корпораций, высшие армейские и милицейские чины, руководители партий и профсоюзов, руководители СМИ и т.д. В состав политической элиты входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают огромное влияние на принятие политических решений. Они не могут оказывать прямую (материальную и моральную) помощь, но в определенное время могут становиться главными действующими лицами политического процесса. Таким образом, элита занимает важное место среди субъектов политики. По существу, политика – это продукт элиты, ее функция, причем функция социально необходимая, выражающая интересы общества.

Существуют еще "закрытые" и "открытые" системы рекрутирования элиты, которые связаны с политическим режимом общества. "Закрытые" системы рекрутирования элиты характерны для недемократических режимов, где они составляют так называемую номенклатуру. В таких системах существует бюрократическая иерархическая лестница или кастовость.

Демократическому обществу соответствует "открытая" система рекрутирования элиты, где представителе любых общественных групп могут претендовать на лидирующие позиции, где избиратели страны осуществляют отбор в элиту, где немного формальных требований, чтобы занять руководящую должность и т.д.

Элита в обществе, управлении, экономике и т.д. выполняет различные функции:

  • осуществляет стратегическое руководство страной (классом, социальной группой и т.д.);
  • формирует политические цели, программные документы движения, общества и т.д.;
  • регулирует и координирует взаимоотношения социальных групп, слоев, классов, а также отношения с другими государствами;
  • является основным резервом руководящих кадров, центром расстановки руководителей в политическом и государственном управлении.

Элита для выполнения функции управления использует прежде всего бюрократический аппарат. Элита намечает цели деятельности государства, а аппарат их реализует. Если между элитой и бюрократическим аппаратом нет единства целей, то аппарат может саботировать решения элиты. Бюрократия обладает иерархической структурой, в ее рамках существует разделение труда, она обладает административной властью, которую и использует с различной степенью добросовестности. Бюрократизм тем сильнее в обществе, чем слабее общественный контроль над носителями власти. Чем значительнее роль демократических институтов и принципов, закона в обществе, тем меньше самодовлеющая роль бюрократии. Бюрократ (чиновник, служащий) получает свое место из рук старшего по чину, а не из рук своих подчиненных. Это и определяет одно из главных условий всесилия и социально-политической устойчивости бюрократии – ее абсолютную независимость от народа.

Итак, элитарность современного общества – это реальность. Конечно, она может исчезнуть с установлением общественного самоуправления, но пока это не реально.

Для демократического государства главное не борьба с элитарностью, а формирование профессиональной, полезной для общества элиты, не отчужденной от народа, не превращенной в привилегированный слой, а подконтрольной обществу. Решать эту задачу можно, привлекая представителей различных социальных групп и слоев во власть, т.к. социальное происхождение представителей элиты влияет на их социальную ориентацию. Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. На нижних ступеньках управленческой пирамиды низшие слои населения представлены больше, чем в верхних эшелонах власти.

Но более важной гарантией социальной представительности элиты по сравнению с социальным происхождением является организационная (партийная, профсоюзная и т.д.) принадлежность руководителей. Она связана с их ценностными ориентациями. Партии, профсоюзы и т.д. имеют возможность воздействия на своих представителей. Кроме того, государственные и общественные институты тоже имеют свои механизмы контроля за элитами (выборы, СМИ, опросы общественного мнения, группы давления и т.д.).

 

2.2. Сущность новой российской политической элиты

 

Рассмотрим сущность, роль, состав новой российской политической элиты. Это очень важно для формирования демократического общества в стране и перспектив ее развития. На начальных этапах развития российской демократии за нее выступали: интеллигенция, которая осознавала бесперспективность старого режима; идейные противники коммунизма; репрессированные, диссиденты, политзаключенные; некоторые представители партийной (КПСС) и хозяйственной элиты; прагматики в управленческих структурах, которым лишь бы править; карьеристы из самых различных слоев общества, для которых демократия – просто способ оказаться на вершине иерархической лестницы.

Однако не все представители из перечисленных слоев вошли в новую элиту, многие оказались несостоятельными в политическом управлении. "Новая" политико-управленческая элита (на 72–75 %) – выходцы из старой партийной и хозяйственной верхушки. Конечно, "реформаторы" значительно разбавили и хозяйственную, и особенно политическую элиту. Демократические преобразования подняли на верхние этажи власти тех, кто занимал малопрестижные ступеньки иерархической лестницы, а также вовлекли в политику и интеллигенцию. Это изменило состав элиты в целом, но не качественно. Многие борцы за справедливость присвоили привилегии старой элиты и даже приумножили их.

Можно сказать, что сегодня нет единства в управленческой элите, в целях, в программе движения общества, нет единой национальной идеи, которая объединила бы и элиту, и большинство членов общества. Внутри самой элиты идет острая борьба за личную власть, чему подчиняются цели и функции государственной власти. Слабостью политической элиты является отсутствие широкой новой социальной опоры, в стране только начинается процесс нового классообразования, незначителен и слаб средний класс и т.д.

Политическая элита слаба и в духовной сфере, не только отсутствием четкой идеологической ориентации, но и нравственными ценностями, отсутствием четкой долговременной программы переустройства, демократизации общества. Стремление перенести на российскую почву западные ценности приводит к обратному результату: свобода понимается как безответственность и вседозволенность, конкуренция – как право сильного, индивидуализм – как эгоизм и т.д. Стремление сформировать идеологическую позицию, единую национальную идею упирается в лозунг деидеологизации, который был весьма популярен в борьбе с КПСС, со старым строем. Таким образом, новая российская элита пока не выработала целостную систему идей, которые были бы способны объединить все слои населения в борьбе за правовое демократическое общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшим фактором развития общества являются политические отношения, где проявляются более емко социальные интересы классов, социальных групп, индивидов. Основой этих отношений является власть. Регулируя взаимоотношения различных социальных слоев общества, политика сохраняет тем самым целостность общества. От того, какие социальные группы и их лидеры участвуют в политическом процессе, как распределяются политические силы в нем, какова политическая элита, зависят поступательные процессы развития общества. Власть и политика реализуются исключительно через интересы различных социальных групп, во главе которых стоят лидеры. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального взаимодействия, он как бы олицетворяет собой те или иные групповые ориентации и направления, персонифицируя политические процессы. В политической жизни нашей страны в настоящее время необычайно возрос спрос на людей, способных профессионально исполнять роль и функции политических лидеров, без которых невозможно развитие общества.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколь­ко на формировании с ее помощью мотивов активной дея­тельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат по­казателем некомпетентности лидеров.

 

 

 

 

 

 

                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Баранов Н.А. Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке. - СПб.: Наука, 2001.

2. Блондель Ж. Политическое лидерство. - М.: Сфера, 1992.

3. Кретов Б.И. Лидерство: социально-политические проблемы: Учебное пособие. - М.: Прогресс, 2002.

4. Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные отношения» (350200). - М.: Пресс, 2005.

5. Рыскова Т.М. Политический портрет лидера: вопросы типологии // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 12. - Политические науки. - 2002. - № 3.

6. Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. - М.: Мир, 2005.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 404
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba