Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 19:14
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
Курсовая | 13.08.2014, 16:00

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

СОДЕРЖАНИЕ


Введение                                                          2

1. Политический психоанализ                                   4

1.1 Феномен толпы                                                  7
1.2 Психоаналитический подход к личности политика                                   11

2. Фрейд и его последователи                                            24

2.1 Фрейдизм                                                    19
2.2 Фрейдомарсизм                                                21
2.3 Историческая индивидуация и бегство от свободы                                   24

Заключение                                             28
Литература                                                        30
        

 

 

 


 
Введение

Данная тема представляется актуальной в наши дни, хотя вопрос об участии психоаналитиков в изучении общественных и политических процессов и каким образом может осуществляться подобное участие, существует с момента возникновения психоанализа.
Психоанализ оказал немаловажное влияние на изучение политики и политической психологии. Многие положения психоанализа послужили основой для последующего изучения мотивации политического поведения и установок индивида, изучения вопросов войны и мира, агрессии и особенностей национального характера. Психоаналитическая методика была использована Г. Олпортом для анализа природы расовых и этнических предрассудков. Психоаналитические исследования Т. Адорно пролили свет на психологическую основу фашизма и тоталитаризма.
Психоанализ – одно из важнейших направлений современной психологии, в своё время совершивший переворот не только в психологической науке, как таковой, но и в философии, мировоззрении, обществе. Психоанализ позволил совершенно по-новому взглянуть на природу личности человека, его сознания и значительно глубже понять происходящие в психике процессы.
Существуют концепции, принадлежащие крупнейшим представителям психоаналитического направления, заложившим основы психоанализа: Зигмунду Фрейду, Карлу Юнгу, Альфреду Адлеру, Карен Хорни и Эриху Фромму.
 Однако в рамках данной работы невозможно рассмотреть все труды и направления психоанализа. Целью конкретной работы является более глубокое изучение влияния «отца психоанализа» З.Фрейда. При этом основное внимание уделяется не медицинским и терапевтическим аспектам психоанализа, а аспектам философским и социокультурным. Раскрывается общее ядро психоаналитического мировоззрения, то новое, что привнес психоанализ в понимание человека, общества и культуры, показываются возможности использования психоанализа в социальных и гуманитарных науках, влияние его на политику.
 
1. Политический психоанализ

Насколько необходимо и возможно ли вообще участие психоаналитиков в политике? В работах Фрейда  указываются два подхода к этой проблеме,  1) применение психоанализа в целях анализа цивилизации и культуры, которые рассматриваются как специфические структуры, одна из основных функции которых состоит в подавлении асоциальных тенденций поведения в социуме; 2) использование психоанализа в качестве метода изучения конкретных исторических и общественных персоналий, а также (как вариант) для индивидуального анализа, который позволяет устранить симптомы и расстройства отношений, обусловленные бессознательными факторами у тех или иных политических лидеров.  Число психоаналитиков, рискующих выйти за рамки типичной ситуации («из-за кушетки») и представить общественности свое личное мнение по тому или иному политическому вопросу, очень незначительно. С одной стороны, обладание психоаналитическим (неочевидным для большинства) знанием и апелляция к этому знанию при общении с широкой (в отличие от пациента - малоподготовленной) аудиторией всегда опасны для самого аналитика, так как чаще всего при этом он имеет дело с представителями мощных политических структур, комплексы которых вытеснены под давлением различных практических (как правило, эгоистично-корпоративных) интересов и действий. И просвещенное мнение, каким бы авторитетным оно ни было, может оказаться невостребованным. С другой стороны, психоаналитик никогда не может быть уверен, что (в ситуации неконфиденциальности) его знание не будет использовано в манипулятивных и спекулятивных целях.Тем не менее, несмотря на сложность проблемы, психоанализ как особый способ мышления, познания и прогнозирования социальных процессов начал так или иначе влиять на общественное мнение с момента своего возникновения. Например, современные представления о распространенности и пагубности сексуального насилия над детьми едва ли могли бы сформироваться без апелляции к психоанализу. То же самое можно сказать о проблеме войн и комплексе человеческой агрессивности-деструктивности, о проблеме денег, национального нарциссизма («родового мифа»), персонального лидерства и

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

комплекса неполноценности и др.  Одновременно с этим открытия психоанализа постепенно стали косвенно влиять на развитие ряда смежных областей знаний - педагогики, социологии, философии и политологии. Особый вклад психоанализ внес в формирование новых политических понятий, например концепции «взаимных гарантий» , согласно которой ни один из участников конфликта не может получить удовлетворения за счет другой конфликтующей стороны и подлинное разрешение конфликта возможно лишь в условиях взаимных гарантий, подразумевающих эмпатическое прояснение тревог другого человека (социальной или национальной группы). Существенную роль в этой области знаний играет анализ проблем, связанных с возникновением и особенностями функционирования такого феномена, как «образ врага», реализуемого преимущественно в форме субъективного «фантазма«. Впервые эта и ряд других психоаналитических концепций были успешно апробированы в процессе подготовки Кэмп-Дэвидского соглашения между израильтянами и арабами . В процессе этой работы, в которой принимали участие ряд ведущих психиатров и психоаналитиков США, было установлено, что межнациональные конфликты в ряде случаев развиваются по «паранойяльным» сценариям, а их предотвращение и коррекция возможны лишь при искусном использовании современных психотерапевтических техник и лишь в процессе достаточно длительной социальной терапии (наряду с другими «терапевтическими», включая экономические, факторами). В вопросе о психоанализе и политике всегда следует учитывать их влияние друг на друга. При соприкосновении с основным вопросом философии (материи, сознания и психики) мы неизбежно оказываемся в плену господствующей идеологии и общественного устройства (и психоаналитик не свободен от них, так же как и любой другой гражданин). В этом смысле советская психотерапия и психиатрия были безусловно эффективны, но лишь применительно к тем социально-политическим условиям, в которых они существовали. Изменения в общественном сознании оказали значительное влияние на развитие психоанализа, психоаналитических теорий и терапевтических методов. Многие теории, имеющие ключевое значение для современного психоанализа, не могли возникнуть во времена Фрейда, поскольку в те годы эти идеи вообще не «носились в воздухе». Понятие политического психоанализа несет двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, речь идет о психоанализе политики, предметом которого является объяснение бессознательных фантазий и иллюзий, связанных с политической и общественной жизнью, с другой стороны - и это часто упускают из вида - о политике психоанализа, т. е. о том, в какой мере психоаналитические теории являются частичным отражением и констатацией текущего состояния общественного сознания или выходят за рамки общественного сознания и характерных для него защитных механизмов, и таким образом могут объяснять данные явления. Плодотворное развитие политического психоанализа и психоаналитической мысли в целом возможно лишь в том случае, если психоаналитики смогут ответить на данный вопрос, однако для этого им необходимо изучать как общество, в котором существует психоанализ, так и влияние этого общества на сам психоанализ. Политический психоанализ имеет давнюю традицию и включает в себя как культурологические статьи Фрейда, так и его переписку (в частности, с А. Эйнштейном - «Почему война?»), а также работы Фенихеля (Fenichel О.), Райха (Reich W.), традиция которых активно поддерживается в современной аналитической психологии. В России первые работы в этой области принадлежат А. И. Белкину и М. М. Решетникову (последний автор также известен как один из пионеров применения психоаналитических методов в политическом менеждменте, проведении избирательных кампаний, референдумов и т. д.).В последние годы все более очевидным становится тот факт, что смысл психоаналитической нейтральности не заключается в том, чтобы держаться в стороне, сохраняя иллюзию собственной «объективности» , а подразумевает готовность вступать в плодотворные контакты со смежными областями знаний и практики, одновременно избегая какой бы то ни было политизации метода и теории. 
Рассмотреть в рамках одной статьи влияние психоанализа на мировую политику - невозможно. Мы лишь коснулись некоторых примеров, которые позволяют утверждать, что это влияние огромно. Однако не стоит его и переоценивать. Ведь, помимо психоанализа, есть и другие течения психологии – социобихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология и др., вклад которых в современную рекламу не менее значителен.

1.1. Феномен толпы

Популярные в конце XIX-началеXX в. в. социолого-психологические исследования толпы привлекли внимание Фрейда. Одну из своих работ он специально посвятил критическому анализу толпы. Соглашаясь с предлагаемыми Тардом, Ле Боном описаниями толпы , Фрейд отмечает неубедительность их объяснений и предлагает свою, психоаналитическую трактовку строения и действий толпы, которую он пытается затем распространить на другие организованные общности, имеющие корпоративную и иерархическую структуру. 
Социальные психологи отмечали, что, участвуя в действиях толпы, человек ведет себя иначе, чем будучи членом организованной общности. Он мыслит больше образами, чем понятиями, воодушевлен коллективными чувствами, подавляющими интеллект, легко идет на преступление или жертвует собой. Толпа возбудима, импульсивна, легковерна, жестока. Человек в толпе чувствует себя всемогущим, не воспринимает рациональных аргументов, склонен поддаваться панике, безответственной пропаганде. Он стремится безотлагательно осуществить свои намерения, не обдумывая их. Массовая душа - примитивна, чем-то напоминает душу ребенка или первобытного человека. Эти особенности толпы У. Тард и Ле Бон пытались объяснить заражением, внушением, массовым гипнозом. Но, не говоря уже о «порочном круге» в этих объяснениях (внушение и заражение приводят к формированию толпы, а внушаемость и заражаемость объясняются пребыванием в толпе), тенденция толпы к формированию внутренней иерархической структуры и способность этой структуры воздействовать на информационные процессы, уровень интеллекта, способы истолкования событий вряд ли объясняются только внушением и заражением. Когда социальное либидо вырывается из границ малых групп, что случается в период революций, мощных политических движений, образуются аморфные толпы, угрожающие Фрейд пытается вскрыть социально-психологические механизмы социального контроля, которые связаны с удержанием в повиновении народа, угнетенных классов. Среди них он выделяет нарциссическое любование собственной социальной системой, традициями страны, присущее всем классам, в том числе и угнетенным. Кроме того, угнетенные классы могут видеть в господах, в дворянах, в интеллигенции - свой идеал. Еще один механизм подавления - репрессия сексуальности. Сексуальная свобода во многих обществах является привилегией господствующих классов, в то время как для масс устанавливаются жестокие запреты, поддерживаемые церковью, армией, социально-статусной системой и институтом семьи. 
Итак, первое основание общества - это бессознательные репрессивные механизмы. Второе основание - эмоциональные связи между людьми, обозначаемые в психоанализе как «перенос», «проекция», «идентификация» . Это социализированные и принятые культурой либидинозные влечения, которые более гуманны и естественны, нежели насилие. Но социализированная любовь проявляется лишь в малых группах, в семье, дружеских отношениях. Устойчивые экономические и политические социальному порядку. 
Суть феномена толпы заключается, по Фрейду, в следующем:
Во-первых, под влиянием опасности, незащищенности происходит возврат к инфантильной ситуации, когда гарантией удовлетворенности желаний и безопасности была помощь и руководство отца. Во-вторых, у человека толпы активизируется «сверх-я» , авторитарная, моральная инстанция, которая замещает отца, и, соответственно, ослабляется рациональное сознание, развившееся значительно позже, чем «сверх-я». В-третьих, «сверх-я» проецируется на вождя. Индивид как бы отчуждает свое «сверх-я», объективирует его в образе вождя. В-четвертых, одни и те же бессознательные процессы происходят в психике каждого. Каждый чувствует себя сыном лидера - Отца, идентифицирует себя с любым другим участником толпы, как с братом. Тем самым, обеспечивается эмоциональная сплоченность, взаимоподдержка, равенство, которые тотчас исчезают, когда вождь гибнет или дискредитирует себя в глазах приверженцев. 
Исходя из анализа толпы как первичного социального феномена Фрейд пытался по аналогии объяснить структуру, функции и поведение других иерархически организованных групп, в частности, армии, церкви, государства, политической партии. Такое объяснение выглядит некорректным - ввиду сложности этих институтов и переплетения в государственном, армейском, церковном сознании рациональных и нравственных, сознательных и бессознательных компонентов. Фрейд, вообще говоря, различает толпу и организацию, массу и институт. Но из-за нечеткого разграничения социальных механизмов и бессознательных психических связей его анализ социального порядка и групповой сплоченности оказывается поверхностным. 
Третий фактор поддержания группового порядка - это разум, идеи. Важны идеи экономической взаимозависимости классов, преимуществ мирной коллективной жизни, социальной солидарности. Но идеям, как правило, не хватает силы для того, чтобы интегрировать общество. Идея панэллинизма в Древней Греции была достаточно сильна, чтобы смягчать войны между греками. Но все же она не предотвращала этих войн и не мешала отдельным греческим полисам вступать в союз с персами, направленный против соотечественников. Христианская идея не мешала в эпоху раннего Ренессанса христианским государствам воевать друг с другом. Идеи разума и гуманности, ставшие почти что религией просвещенной Европы, были попраны самым чудовищным образом во время первой мировой войны. Большевики с помощью коммунистической идеи надеялись покончить с войнами и агрессией, но сами старательно вооружались и объединяли своих сторонников на основе ненависти к остальному миру. (Из статьи «Почему война», опубликованной в 1933 году) . 
Неоднократно отмечалось, что в психоаналитической социологии пересекаются противоречивые идеи и умонастроения: позитивизм и романтизм, рационализм и иррационализм, эволюционизм и антиисторизм. Отчасти эти противоречия оправданы самой противоречивостью предметов исследования: человеческой природы, социума, культуры. Кроме того, они отражают переходность культурной эпохи, в которую жил Фрейд и в которой продолжаем жить мы. 
Как продолжатель просветительской гуманистической традиции Фрейд верил в конечное торжество разума и науки, исходил из принципов целенаправленности общественного устройства. Он считал, что культура, воспитательная и образовательная системы могут на основе психоанализа сформировать нового человека, в котором сильное, разумное «я» займет доминирующее положение. 
С другой стороны, Фрейд часто говорит о могуществе инстинктов, трактует влечение как первоисточник всех психических потенций, в том числе и мышления. «Я» оказывается при этом слугой «оно». 
Фрейд не хотел оценивать природу человека как плохую или хорошую, эгоистическую или альтруистическую. Но в его оценке человеческой природы часто слышатся скептические и пессимистические ноты. Люди не любят трудиться и доводы разума бессильны против их страстей. Если судить о людях по содержанию их бессознательного, то все мы - «банда убийц» . Целью всякой жизни является смерть. Жизненное чувство человека постоянно колеблется между стремлением к счастью и чувством тревоги, вины, страха. Жизнь в основе своей трагична и полна страданий. 
Оценка человеческой природы, человеческой ситуации, культуры - как амбивалентных, противоречивых - безусловно не лишена оснований. Но все же представляется, что репрессивность культуры и сила разрушительных инстинктов преувеличиваются Фрейдом, в то время как объективные противоречия между классами, странами, цивилизациями, политическими элитами - учитываются недостаточно. 
Главная проблема, по Фрейду, состоит в том, каким образом сублимировать мощные агрессивные импульсы, направить их в конструктивное социальное русло. Сам он признает, что такая возможность - проблематична. Ведь высшие формы сублимации, достигаемые в творчестве, доступны немногим. Большинство людей работает по обязанности, всегда в какой-то мере совершая насилие над собой. 
Потребность индивида и интересы общества - взаимно-противоречивы. Цивилизация - великое благо и необходимость. Но, с другой стороны, она - бремя и опасность, поскольку вытеснение влечений ведет к распространению неврозов, накоплению агрессивности, растущей неудовлетворенности жизнью. Запастись терпением, покориться судьбе, признать, что перспектива победы разума и науки еще очень далека - вот главные мотивы, постоянно звучащие в работах Фрейда. Они позволяют занимать позицию лишь очень умеренного оптимизма, суть которого в том, чтобы «примирить людей с культурой».

1.2. Психоаналитический подход к личности политика

Сам Фрейд, называя себя «далеким от мирских дел теоретиком», старался держаться в стороне от реальной политики, и собственно политической проблематике посвящено сравнительно не большое число его работ: «В духе времени: о войне и смерти» (1915), «Почему война?» (1933). Поэтому большинство последующих психоаналитических исследований политики строились на адоптации методики Фрейда к анализу политико-психологических явлений. Это произошло, например, с работой «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» (1937), где Фрейд продемонстрировал способ анализа национального характера; «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), оказавшая большое влияние на последующую социальную и политическую психологию.
Примером подобной адоптации является совместная работа З. Фрейда и У. Вильсона «Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование» (1938), которая была первой психоаналитической биографией политика и стала основой для дальнейших работ в этом направлении. Фрейдом в его совместной работе с У. Буллитом была предпринята попытка осмыслить с позиции психоанализа личность политика, оценить влияние бессознательных процессов на формирование политических убеждений и принимаемых решений. Оценка места данной работы в общем наследии Фрейда затруднительна, поскольку неизвестен его вклад в написание этой биографии. Ведь «Вступление», принадлежащие непосредственно ему, составляет лишь малую толику книги, на основной части которой - два имени и ее первое издание вышло только в 1963 году, спустя почти тридцать лет после смерти венского психолога. Впрочем, в любом случае эта книга представляет интерес в качестве практического применения психоанализа. Ведь в ее основе лежат психоаналитические подходы.
Для того чтобы понять, как рассматривали соавторы политическую деятельность 28-го президента США, да и любого человека, занимающегося политикой необходимо рассмотреть психоаналитическую модель человеческой психики. Прежде всего, личность с точки зрения психоанализа обусловлена своей биологической природой, и в первую очередь тем, что психическая жизнь человека определяется первичными влечениями, которые амбивалентны и, соответственно, конфликтны друг другу. Психоанализ выделяет два влечения: сексуальное, Эрос, влечение к жизни, и влечение к смерти, Танатос, стремление к разрушению.
Следующий личностный конфликт заключается в столкновении между этими бессознательными влечениями и сознательными решениями Я. В ходе развития цивилизации, культурного роста личности сознательная реализация влечений ограничивается моральными нормами, диктуемыми семьей и обществом. Они полностью или частично вытесняются или сублимируются (переориентируются на более возвышенные цели), но не исчезают и не уничтожаются, а продолжают влиять на поступки и эмоции человека, но уже бессознательно. Любая общественная деятельность, такие идеалы и чувства, как любовь к родине, дружба, почитание духовных ценностей и наслаждение предметами искусства, в конечном итоге являются проявлением этих влечений.
С этой же точки зрения психоанализ объясняет и способность, и желание человека заниматься политикой. Человек не обладает никаким врожденным «политическим инстинктом», его политическая деятельность - не более чем сублимация энергии первичных влечений. Мотивация политического поведения зависит от того, каким образом первичные влечения реализуются, сколь глубоко вытеснены, какие пути используются для их сублимации. Фрейд полагает, что именно первые годы жизни формируют «взаимоотношения» личности со своими влечениями, закладывают основу дальнейшей психической жизни индивида. Именно в первые годы ребенок должен разрешить самый сложный конфликт в своей жизни - Эдипов комплекс, складывающийся из его амбивалентных желаний быть пассивным и, одновременно, активным по отношению к своим родителям. «Разрешение Эдипова комплекса является самой трудной проблемой, с которой лицом к лицу сталкивается маленький мальчик в своем психическом развитии» .
Для преодоления этого комплекса ребенок должен совместить и уравновесить свою активность и пассивность по отношению к отцу, свое желание убить его с равноценным желанием полностью ему подчиниться. Наиболее часто эта проблема решается путем отождествления с отцом. Тем самым ребенок удовлетворяет как свои нежные, так и враждебные желания относительно родителя. «Он любит отца и восхищается им, но одновременно устраняет отца путем включения его в себя, как бы совершая акт каннибализма. С этого времени он сам становится обожаемым отцом».В процессе отождествления у ребенка формируется Сверх-Я, то есть психическая инстанция, основанная на идеализированном образе отца, каким воспринимает родителя пятилетний ребенок. Сверх-Я закрепляет основные культурные, социальные, политические и моральные ценности и нормы, которыми личность руководствуется на протяжении всей жизни. Оно же контролирует и направляет Я, карает его, если поступки или помыслы последнего не соответствуют идеалам. В сознании человека Сверх-Я проявляется как совесть, часто и как амбиции индивида, ибо человек на протяжении всей жизни стремится достичь идентификации с отцом не только в своем бессознательном, но и в реальном мире, то есть пытается реально уподобиться идеализированному отцу.
Итак, всемогущий, всезнающий, обладающий всеми добродетелями отец становится внутренней психической силой, качества которой определяют характер человека, роль его сознания в конфликтах вытесненных влечений с требованиями реального мира. Решение ребенком дилеммы Эдипова комплекса подчиняется определенным закономерностям, но, вместе с тем, сугубо индивидуально, что и определяет дальнейшую судьбу человека.
В решении Эдипова комплекса задействован и еще один психический механизм - вытеснение, при котором неудовлетворенное желание отрицается как несуществующее, удаляется в бессознательное. Вытесненное желание, жаждущее удовлетворения, вынуждено пробивать себе новый путь и сосредотачивается на другом объекте. Сдерживаемая агрессивность против отца возрастает до тех пор, пока Я в силах ее сдержать. После чего прорывается в действии и мощно обрушивается на отца или лиц из отцовского ряда (людей, стоящих выше по положению, способностям и власти). Подобный же процесс вытеснения и последующего переноса агрессии на сходный объект может произойти и в отношении младших братьев и сестер. При этом импульсы агрессии, вытесненные в раннем детстве, могут переориентироваться на партнеров по работе, друзей и близких, вызывающих у индивида бессознательную идентификацию их с братом или сестрой.
Наконец, существует третий путь - сублимация , перенос либидозной энергии на другие объекты (с матери на жену) или в другие области жизни (в художественную или общественную деятельность), пассивность по отношению к отцу трансформируется в желание служить человечеству.
Вот эти психоаналитические построения и становятся основой для исследования характера профессиональной деятельности Томаса Вудро Вильсона.
Во-первых, соавторы отмечают высокую степень нарциссизма у будущего американского президента, то есть перенос либидо с внешних объектов на себя, нарушение принципа реальности. Томми, болезненный, оберегаемый, балуемый и любимый отцом, матерью и сестрами, не избежал чрезмерного сосредоточения интереса на самом себе. «На самом деле он всегда чрезмерно любил себя. Все имеющиеся у нас факты говорят о том, что он всегда восхищался собой или грандиозностью своих планов». Нарциссизм, вообще, выступает у З. Фрейда в качестве неотъемлемого признака политического лидера. Властность, самоуверенность, независимость, другие люди любимы им только до тех пор пока они ему нужны, способность вызывать страх - вот те качества, которыми наделен, по мнению Фрейда, любой лидер. И именно подобные качества позволяют ему управлять и властвовать над толпой, которая в равной степени любит и ненавидит его, боится и подчиняется.
Во-вторых, констатируется огромная роль отца в детстве Вильсона: последний был для него значительным объектом любви. Пастор, пользующийся авторитетом в семье и у прихожан, внимательный и ласковый к сыну, бывший главным Божьим избранником, который доносил слово Божье до прихожан, стал для набожного сына гигантской фигурой его детства. «Многие мальчики восхищаются своими отцами; но не многие восхищаются ими столь чрезмерно и безоговорочно, как это было в случае с маленьким Томми Вильсоном» .
Это определило специфику разрешения Эдипова комплекса у Вильсона. Часть его агрессивности в отношении отца была вытеснена и поэтому в зрелые годы искала выхода на объектах, имеющих то или иное сходство с отцом (см. эволюцию его отношений с профессором Принстона Эндрю Ф. Вестом, с Генри К. Лоджем, председателем сенатского комитета по внешним сношениям). Другая ее часть породила возвышенное и требовательное Сверх-Я. О характере человека с подобной психической инстанцией уже говорилось. Томми Вильсон мыслил установками своего отца: отсюда его страсть к риторике, он повторял его слова, подражал ему; в юности одевался так, что его ошибочно принимали за пастора, и женился, подобно отцу, на женщине, рожденной и воспитанной в доме пресвитерианского пастора. В характере Вильсона преобладала пассивность по отношению к отцу, что привело к преобладанию в его политических действиях пассивных методов. «Он боролся с лидерами союзников, - читаем мы в книге, - не мужскими, а женскими методами: воззваниями, мольбами, уступками, подчинением» . Наконец, идентификация с отцом была крайне религиозной, что вылилось в непреодолимое желание Вильсона уподобиться не только земному отцу, но и отцу небесному. Это привело американского президента к стремлению играть в период Первой мировой войны и Парижской мирной конференции роль «спасителя человечества», призывать американский народ «выступить в крестовый поход за мир». Не случайно премьер-министр Франции Жорж Клемансо, описывая Вильсона отмечал: «Он считает, что является еще одним Иисусом Христом, сошедшем на Землю, чтобы исправлять людей» .
Наконец, его отношения с младшим братом стали моделью его отношений с друзьями. Вильсон всегда испытывал потребность в младшем брате, то есть ему нравилось играть роль отца при молодом и физически более слабом мужчине. Но к этому примешивается чувство враждебности и «предательства» (конкуренция в чувствах родителей). Соавторы полагают, что именно эти эмоции повлияли на отношения президента с Джоном Г. Гиббеном, вначале любимом друге по Принстону, позднее забытом, с полковником Эдвардом М. Хаузом, со своим секретарем Джозефом П. Тьюмалти.
Фактически, в соответствии с подходом Фрейда, на протяжении всей своей жизни человек бессознательно разыгрывает «драму» своих отношений с родней, проецируя ее на других. Это происходит не только в личной, но и профессиональной жизни Вильсона. Бессознательное не имеет контактов с внешним миром и, следовательно, фиксированные в детстве модели взаимоотношения с людьми не могут измениться, так что реальное международное положение, европейская политика США не имеют никакого значения для понимания поступков и решений 28-го президента. Политическая драма государств и наций времен Первой мировой войны разыгрывается на фоне бессознательной драмы одного человека. Причем последняя, по Фрейду, играет явно основополагающую роль для понимании происходящих процессов.
Хотя Вильсон был некрасив собой, слаб телом и невротичен, сильное Сверх-Я вело его, начиная с поступления в Принстон, от успеха к успеху. Идентификация с Гладсоном помогла ему преодолеть желание отца видеть сына священником и подвигла его к общественной и политической деятельности. Всем известна любовь президента к риторике, к произнесению речей, привитая ему отцом проповедником. Отождествление с ним приводило к тому, что он пытался сделать свои ораторские приемы столь же приятными для слуха, а обобщения - столь же яркими, какими они запали в его душу из проповедей отца. То, что эти обобщения могли не соответствовать фактам, мало беспокоило его. «Они существовали ради них самих, как выходы для его отождествления себя с отцом» . Нет ничего удивительного, что он привык забывать факты, когда ему было неудобно их помнить. Он игнорировал неприятный для него факт существования у союзников секретных договоренностей по разделу послевоенного мира. Поэтому его борьба в Париже «за справедливый и прочный мир» была заранее обречена на провал.
Действия президента в ходе мировой войны, заключение Версальского мирного договора и основание Лиги наций рассматриваются либо через призму его отождествления с Христом, либо объясняются соотношением пассивности и активности в его характере. Так идентификация с Богом-сыном сдерживает его воинственные побуждения, уравновешивает симпатии к Англии и заставляет уклоняться от объявления войны Германии. Драматический отход Вильсона от выдвинутых им 14 пунктов для установления перемирия и согласие на заключение явно несправедливого мира объясняются опять-таки особенностями его детского развития. Американский президент желал быть судьей мира и утвердить справедливый «божий закон» в послевоенной Европе, но натолкнулся на политические реалии (секретные договоры союзников) и сопротивление Ллойда Джорджа, Клемансо и Орландо, преследующих корыстные интересы своих государств. Причина, по мнению авторов, в том, что глубоко пассивному к своему отцу Вильсону «женская основа его натуры»  не позволила сражаться с европейскими лидерами посредством силы. Время от времени, намереваясь предпринять решительные действия, он в ходе секретных переговоров постоянно сдавал свои позиции, лишь бы как можно скорее, обеспечить мир Европе.
Как оценить в целом психологическое исследование личности Вудро Вильсона? Без сомнения учет иррационального момента при анализе политического поведения лидера или простого индивида, на котором так настаивают соавторы, важен и может быть очень полезен. Однако полный отказ от возможности рациональной мотивации в политике, который демонстрирует данное политическое исследование, едва ли обоснован. Скорее всего, вопрос может ставиться о соотношении иррациональных и рациональных мотиваций политических действий, но никак не об отказе от какой-либо из них.
Вместе с тем совместное исследование Фрейда и Буллита проливает свет на личность президента, на внутренние конфликты, определившие его личные отношения с близкими, друзьями или просто коллегами. Пусть в несколько нарочитой манере, но оно расширяет наши знания о внутренних мотивах его политической и общественной деятельности, делает понятнее тот физический и нервный кризис, который последовал у Вудро Вилсона по окончанию Парижской мирной конференции. Авторы оценивают принципиальные неудачи Вильсона в соответствии с общепринятой точкой зрения. Его проповедь «бескорыстной справедливости», его убеждение, что цель победителей «оказать поддержку слабому, отдать должное сильному», оказались совершенно несостоятельными в реальной жизни Европы. В то же время, следует отметить явный перекос исследования: фактически личная дипломатия рассматривается в качестве основного орудия в решении проблем мировой политики. Кроме того, соавторы абсолютно не учитывают проблемы идеологического оформления политических действий. Вильсон в своих речах постоянно апеллирует к мессианскому мифу, однако, является ли подобная апелляция результатом бессознательных влечений президента? Или же это попытка идеологически «приукрасить» внешнеполитическую деятельность США в соответствии с особенностями политической культуры США, в которой мессианский миф занимает значительное место? Если так, тогда перед нами не безумный, возомнивший себя новым Христом, но дальновидный прагматик, хорошо знающий свой народ.
О прагматизме Вильсона свидетельствуют и другие факты. Нельзя забывать, что знаменитые 14 пунктов Вильсона выражали не только его идеализм, но и, прежде всего, национальные интересы США, заключающиеся в недопущении резкого изменения соотношения сил на мировой арене. Отсюда тезис Вильсона - «мир без победы» . К тому же, следует иметь в виду, что США вступили в войну после фактического выхода России из Антанты, которая без помощи нового сильного союзника могла бы потерпеть военное поражение, о чем свидетельствует успешное наступление Людендорффа в марте 1918 года. Наконец, на уступчивость Вильсона, безусловно, оказывал влияние его страх перед ростом революционного движения, перед большевизмом. Так что «религиозный проповедник» вполне учитывал реалии международной ситуации, принимал их в расчет и был достаточно рационален при принятии политических решений.
Как мы видим, психоанализ позволяет нам раскрыть некоторые феномены политики. Можно утверждать, что отдельные гипотезы психоанализа вызывают сомнения. Сам Фрейд не отрицал слабостей ряда своих аргументов, еще более это подчеркивали последующие его критики. Он никогда не претендовал на абсолютную правоту, полагая, что истинная наука не боится признаться в своем неведении. Своеобразие его метода заключалось, прежде всего, в том, что он задавал вопросы, обращал внимание исследователей на наличие в жизнедеятельности человека ряда моментов, требующих объяснения, хотя и не всегда давал исчерпывающие ответы.
И все же психоаналитический подход к вопросам индивидуальной психологии остается своеобразным методом исследования, позволяющим не только понять ряд политических феноменов, но и по-новому взглянуть на сферу политики. Позволяет за сознательными решениями и поступками политических деятелей разглядеть глубины индивидуального бессознательного.Фрейд и его последователи

2. Фрейд и его последователи

2.1. Фрейдизм

Использование созданной Фрейдом (Freud S.) психоаналитической теории для понимания психосоматических, социально-психологических и исторических процессов, религиозных и философских представлений, художественного творчества и т. д.Основополагающую роль  в формировании Ф. сыграла работа  Фрейда «Тотем и табу:  психология  первобытной культуры и религии» (1913). В ней он дал психоаналитическую интерпретацию проблемы возникновения запретов (табу) и тотемистической религии, рассмотрел вопрос о появлении морали и религии, переходе от доисторического стада к человеческому обществу, одновременно пытался исторически обосновать одно из центральных понятий психоанализа - эдипов комплекс.  В дальнейшем в работах «Будущее одной иллюзии» (1927) и «Моисей и монотеизм» (1939) он проводит аналогии между индивидуально-психологическим развитием больного неврозом и стадиями развития человеческого общества. С точки зрения Фрейда, в тотемистической религии находит отражение  эдипов комплекс,  тотем  является символом-заместителем убитого и съеденного праотца, вина  за убийство  которого сохраняется в бессознательном. Из тотемизма Фрейд выводил все религии, прежде всего иудаизм и христианство. Он выдвинул 2 концепции понимания религии. Первая изложена в работе «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), где он определил невроз  как «индивидуальную религиозность, религию как всеобщий невроз навязчивых состояний». Фрейд понимал религию как психологический защитный механизм,  обеспечивающий трансформацию бессознательных влечений в различные формы религиозных верований и обрядов. Перевод  бессознательных влечений в социально приемлемую форму с отсроченностью удовлетворения желаний снижает силу внутриличностного конфликта. Вторую версию возникновения религии Фрейд представил в работе «Будущее одной иллюзии» (1927), в основе которой - взгляд о беспомощности человека перед силами природы. В стремлении снизить тревогу перед непонятным человек  пытается одушевить природу, «очеловечить» ее. Религиозные обряды поклонения, жертвоприношения направлены на компенсацию его слабости. Понимая религиозные учения как невротическое наследие, Фрейд считал, что психоаналитическая процедура дает возможность устранить религиозные представления  из сознания человека.
Первая попытка создания «исторического психоанализа» относится к совместной работе Фрейда (Буллит (Bullitt W.)), в которой он применил метод  анализа бессознательного на примере президента США В. Вильсона. Стремясь описать психоаналитическую картину истории, он опирался на гипотезы Ч. Дарвина о примитивной человеческой орде, управляемой жестоким отцом, Р. Смита - о возникновении тотемизма. Основываясь на опыте работы с детскими неврозами страха, Фрейд объяснял процесс  становления психической жизни примитивного человека, образование  табу, возникновение анимизма и тотемизма. Вслед за Фрейдом его ученики широко использовали практику психоаналитических трактовок биографии выдающихся личностей, мифов и сказок.
Абрахам (Abracham K.) и Ранк (Rank О.) проанализировали мифы  о Прометее, Одиссее, Изиде и Озирисе; Штекель (Stekel W.) с психоаналитических позиций рассмотрел жизнь  Христа, описал личность  Дон Жуана, Казановы, Мессалины; Джонс (Jones E.) исследовал личность Луи Бонапарта; Закс (Sacks H.) и Ранк провели психографический анализ  ряда выдающихся философов, в том числе Платона, Спинозы, Декарта, Канта, Спенсера.
Возникновение культуры и готовность  к творчеству понимались Фрейдом как проявление сублимации  первоначально сексуальных стремлений, что он и изложил в работе ««Культурная» сексуальная мораль  и современная нервозность» (1908). С помощью понятия «сублимация» (процесс, ведущий к разрядке энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения) Фрейд пытался вывести высшие психические функции  из низших, объяснить, не отказываясь от пансексуализма, такие явления, как художественное творчество,  научная деятельность,  философское познание  истины. Психоаналитическая интерпретация  литературы и искусства связана прежде всего с механизмом преобразования внутрипсихических конфликтов, детских комплексов, невротических симптомов в художественное творчество. Сублимация  рассмотрена Фрейдом как основной путь разрешения психических конфликтов, которые могут привести к неврозу. В процессе творческой деятельности происходит перевод бессознательных желаний в символические формы. Искусство, по Фрейду, функция  сублимирования бессознательных влечений, направленная на гармонизацию принципов «реальности» и «удовольствия» путем вытеснения из сознания социально неприемлемых импульсов. Фрейд отталкивался от идеи эдипова комплекса, в котором исторически «совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства». Исходя из этого, он пытался через психоаналитическое прочтение раскрыть содержание художественных произведений: «Короля Лира», «Гамлета», «Ричарда III», «Макбета» В. Шекспира, «Росмерсхольма» Г. Ибсена, «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Фрейд назвал Гамлета «всемирно известным невротиком» и пытался раскрыть его внутренний  мир под углом зрения эдипова комплекса и болезненных нарушений психики; он проанализировал творчество и жизнь Леонардо да Винчи (1912 ). По мнению Фрейда, культура  призвана способствовать ослаблению агрессивных человеческих инстинктов. Когда ей это удается, агрессия  может стать частью внутреннего мира человека и ведет к неврозу. Возникает проблема  »коллективных неврозов». Фрейд видел в психоанализе средство лечения социальных болезней общества, мечтал иметь «в качестве пациента весь род людской».

2.2. Фрейдомарксизм

Фрейдомарксизм развивался в рамках франкфуртской школы неомарксизма, и представлял из себя синтез учений Маркса и Фрейда, а, точнее, синтез неофрейдизма и неомарксизма. Осноовоположниками фрейдомарксизма были представители франкфуртской школы Эрик Фромм и Герберт Маркузе.
Маркузе (Marcuse) Герберт (1898-1979) — немецко-американский философ и социолог, один из виднейших представителей франкфуртской школы неомарксизма. Активно сотрудничал с франкфуртским инститтом социальных исследований, с 1934 жил и работал в США. В 50-е годы сотрудничал с Русским институтом при Колумбийском и Русским центром при Гарвардском университетах (в качестве эксперта по советскому марксизму) 
Философско-социологическая эволюция Маркузе протекала под влиянием «левого» немецкого марксизма, истолкованного в духе неогегельянства 20-х годов. В конце 20-х Маркузе занимался проблематикой «историчности», истолковывая в духе собственной версии «хайдеггермарксизма» ранние работы Маркса («К феноменологии исторического материализма», и философию Гегеля 
В 50-е годы в связи с общим увлечением «фрейдо-марксистской» версией неофрейдизма, характерным для франкфуртской школы в целом, Маркузе построил леворадикальную версию теории индустриального общества, опираясь на фрейдомарксистские предпосылки. Согласно Маркузе, современное индустриальное, или позднекапиталистическое общество обеспечивает лояльность своих «функционеров» (им же и подавляемых и угнетаемых) тем, что формирует соответствующую ему «структуру влечений», «витальных потребностей» , не выходящих за социокультурные рамки этого общества. Это значит, что революция против такого общества могла бы быть успешной лишь в том случае, если бы углубилась до уровня «антропологической структуры» человеческих потребностей так, чтобы социальная революция превратилась в антропологическую, прежде всего сексуальную, поскольку основой всех влечений, в духе Фрейда, считаются сексуальные влечения.
Эрик Фромм (1900 – ?) – немецко-американский (как, впрочем, и Маркузе) психолог и социолог, Сотрудник франкфуртского института социальных исследований, с приходом к власти нацизма эмигрировал в США. С 1951 – профессор университета в Мехико . Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим исходным положениям к экзистенциализму. Согласно Фромму, собственно человеческое начинается лишь там, где кончается природное; оно коренится в сецифике человеческого существования. Основная психическая потребность индивида по Фромму – установить систему отношений к миру и обществу. Двойственность положения человека в мире – как природного так и надприродного существа – порождает основную историческую дихотомию: наряду со стремление к свободе и независимости человека как мыслящего существа, в нем столь же укоренено и стремление к безопасности («бегство от свободы»), которое лишь принимает различные формы в ходе истории. Ставя целью создание целостной концепции человека, Фромм ищет путей к этому в объединении социального и индувидуально-психологического подходов более конкретно – в достижении некоего синтеза учений Маркса и Фрейда. Это осуществляется через социализацию психоанализа с одной стороны, и гуманизацию марксизма с другой. Через господствующий тип характера деятельность индивида направляется в каналы, поддерживающие функционирование данного общества.
Формы социального характера совпадают у Фромма с различными историческими типами самоотчужденного человека. В работе «Бегство от свободы» Фромм применил свою концепцию к эпохе раннего капитализма, связав первоначальное накопление с накопительским типом характера, соединившим в себе скупость, упорство и педантизм, и эксплуататорским типом. Параллельно с ними на другом общественно полюсе шло формирование рецептивного (пассивного) типа характера. Затем к ним прибавился рыночный тип характера – порождение капитализма 20в. – «общества тотального отчуждения» . 
С отчуждением человека в современном обществе Фромм связывает и формы патологии – невроз в любой форме есть прямой результат отчуждения, и индивидуальная попытка его компенсации, поиск выхода из отчуждения. 
2.3 Историческая индивидуация и «бегство от свободы»

«Бегство от свободы» - одна из самых удачных и емких философских метафор Фромма. Она относится к феномену ухода человека от ответственности, боязни трезво и мужественно осознать свои проблемы. Бегство от свободы - это бегство от разума, попытка укрыться под сенью мифов и идеологий. 
Смысл исторического процесса Фромм видит в прогрессирующей индивидуации, т.е. освобождении личности от власти стада, традиции, авторитета, укреплении независимости и права самостоятельно принимать решения. История - не плавно-восходящий, а, скорее, возвратно-поступательный процесс, в котором периоды освобождения и просветления чередуются с периодами «бегства», возврата к рабству и помрачению ума. Процесс истории Фромм предлагает рассматривать в свете «человеческой ситуации», суть которой сводится к следующему. 
Предок человека, несмотря на свою физическую уязвимость и подверженность многим опасностям, не знает страха смерти. Подобно животному он слит с природой. Сознание еще не отделилось от бессознательного. Человек живет в мире мифов, среди могущественных существ, которые ему покровительствуют. На какой-то ступени естественной эволюции происходит разрыв привычных нитей, связывающих человека с природой, родом. Миф разрушается. Сознание отделяется от бессознательного. Человек больше не чувствует себя защищенным. Он начинает ощущать страх смерти, свою уязвимость и ограниченность. При этом каждый шаг вперед по пути культуры и свободы не только увеличивает его творческую мощь, но и рождает чувства страха, покинутости, бессилия. Если для Маркса отчуждение есть факт «предыстории» , результат эксплуатации, то для Фромма это антропологическая и общеисторическая категория. Отчуждение постоянно возникает и постоянно преодолевается. 
Возрастание свободы рождает тоску по утерянной связи с природой, желание «вернуться назад», к племенному, коммунальному бытию. Это желание, обнаруживаемое в символах «Матери-Родины», «Матери-Земли» , Фромм называет «кровосмесительным. Прорыв инцестуозных влечений из коллективного бессознательного в массовое сознание сопровождается оживлением мифов, иррациональных идеологий. 
Успехи просвещения не только освобождают, но и дают импульс реакционным силам. Человек стремится к свободе, мечтает о ней, но ощущает ее, как бремя, ибо свобода налагает ответственность, требует самостоятельного выбора. Экзистенциальные противоречия конституируют сознание, являясь в то же время источниками тревоги. 
Будучи идеологом социализма, Фромм утверждает, что общество на основе возросшего экономического богатства, укрепившегося правосознания, развитой нравственности и гуманистической религии, способно разумно регулировать потребности своих членов, производство и распределение, не допускать резкого классового размежевания. Здоровое общество обеспечивает достойное существование всем, кто не может сам себя прокормить. Социализм держится не на экономике, а на гуманистической этике и душевном здоровье. Адекватный же способ разрешения экзистенциальных дихотомий - бескорыстное совершение добрых поступков - милосердие, любовь, духовное творчество. 
В книге «Бегство от свободы» Фромм осуждает пафос «исторической необходимости» как ложный и аморальный и утверждает пафос свободы и ответственности. 
Корни германского национал социализма - этого новейшего бегства от свободы - Фромм усматривает во временах Реформации. Последняя, по мнению Фромма, была неудачной попыткой самоутверждения человека в условиях расширившейся свободы. Реформации, как и национал социализму, предшествовал период относительно спокойного развития. В Средние века массы страдали от войн, эпидемий, феодального гнета, но человека все же чувствовал себя защищенным. Каждый занимал свое место в социальной иерархии. Отношения между людьми одного сословия носили, в основном, личностный, неофициальный характер. Цех, гильдия, община, церковь защищали отдельную личность. Религия создавала четкую систему ориентаций. Философская антропология церкви была гуманной и оптимистической. Учителя церкви подчеркивали, что человек создан по образу и подобию Божию, может выбрать путь добродетели и спасти душу. Свобода, бессмертие, достоинство человека представлялись гарантированными подвигом Христа. Грань между земной и небесной, временной и вечной жизнью не казалась столь уж резкой. 
В XV-XIV веках феодальная система была потрясена ростом городов и развитием капитализма. Человек почувствовал себя оторванным от земли, общины, церковного прихода. Распространение философского рационализма, гуманистической идеологии способствовало осознанию индивидуальной свободы и возникновению чувства одиночества, непрочности бытия. Вера в бессмертие ослабла и человек остро ощутил необходимость самореализации в течение ограниченного срока земной жизни. 
Сдвигами в образе жизни и мироощущении масс Фромм объясняет победу учений Лютера и Кальвина. Идеология реформации отличалась безрадостным тоном. Лютер провозгласил свободу, но эта свобода была осмысленна, скорее, как бремя, нежели как простор для творчества. Человек был признан греховным от рождения и имеющим врожденную склонность ко злу. Он ощущал себя ничтожным и бессильным перед Богом. Возможность спасения состояла лишь в том, чтобы, признав свое бессилие, сделаться послушным орудием в руках Бога. 
Особенно мрачной и жестокой была кальвиновская теория предопределения. Кальвин учил, что только Бог решает, кому спастись, а кому погибнуть. Действия человека не имеют для спасения души решающего значения. Человек не принадлежит себе. И все же кальвинисты считали, что именно они, люди, осознающие собственную греховность и ничтожность, являются избранными, имеют больше шансов спастись, чем представители других конфессий. Поставив своих адептов в привилегированное положение, протестантизм подорвал идею равенства людей перед Богом, завещанную ранним христианством. Отсюда, как полагает Фромм, вырастает учение об избранной арийской расе. 
Проводя параллель между Реформацией и нацизмом, Фромм описывает «смутное время», которое предшествовало приходу Гитлера к власти. Падение монархии в Германии, рост инфляции, безработицы, крах многих предпринимателей. Стиснутый между монополиями и рабочим движением средний класс чувствовал себя психологически и социально не защищенным. Традиции и опыт старшего поколения были поставлены под вопрос. Прервалась связь поколений. Версальский договор стал символом национального унижения Германии. Либерально-демократическая идеология, парламентские формы утратили авторитет как у «верхов», так и у «низов». Массы испытывали духовный кризис, связанный с крушением старых ценностей. Отсутствовало сколько-нибудь ясное представление о путях развития страны. Распространялись страх, неуверенность, начался судорожный поиск мифов и идеологий, которые смогли бы стать основой социальной сплоченности и веры в будущее. 
Когда получают простор иррациональные силы, открывается широкая арена для деятельности «харизматических личностей» , популистских лидеров, вождей, обуреваемых жаждой власти и уверовавших в свою миссию спасения народа. В обстановке интеллектуального и нравственного упадка формируется новая авторитарная идеология. Фашизм с его мифами об исторической миссии германского народа, будущем тысячелетнем рейхе, культом партии и фюрера, воплощающего в своей персоне волю и ум народа, соответствовал настроениям масс. Фашистские идеологи обещали народу мудрую отеческую опеку, изобилие благ и торжество свободы. Многие колеблющиеся интеллигенты и растерянные юноши, мечтавшие о всеобщем счастье, поддались этой пропаганде и встали в ряды штурмовых батальонов. 
Маркс говорил о теории, которая, овладевая сознанием масс, становится материальной силой. Фромм замечает, что теория, как таковая, не может завладеть сознанием, ибо она сложна, отвлеченна, лишена образно-эмоциональной привлекательности. Но теория может дать толчок идеологическому мифотворчеству политиков. Завладеть массами может лишь идеология, т.е. авторитарная псевдорелигия, которая формируется во взаимодействии масс и политиков-демагогов, апеллирующих к коллективному бессознательному. Идеология, возникнув, начинает жить и развиваться по законам мифа. Теория в ней изменяется до неузнаваемости, становясь служанкой массовых инстинктов. До знакомства с идеологией массы принимали жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями. Вобрав в себя идеологию, массовое сознание порождает чудовищные гибриды - национал социализма или большевизма, затмевающие разум и совесть. Фромм, подобно Фрейду, отмечает возрастающий конфликт между культурой и природой человека. Но он настойчиво утверждает мысль о культуре, истинной стихии жизни человека и как основании свободы. «Возврат к природе» - есть бегство. Он возможен в форме коллективного невроза. Только усилия разума могут спасти человечество

Заключение

Как мы видим, психоанализ позволяет нам раскрыть некоторые феномены политики. Можно утверждать, что отдельные гипотезы психоанализа вызывают сомнения. Сам Фрейд не отрицал слабостей ряда своих аргументов, еще более это подчеркивали последующие его критики. Он никогда не претендовал на абсолютную правоту, полагая, что истинная наука не боится признаться в своем неведении. Своеобразие его метода заключалось, прежде всего, в том, что он задавал вопросы, обращал внимание исследователей на наличие в жизнедеятельности человека ряда моментов, требующих объяснения, хотя и не всегда давал исчерпывающие ответы.
И все же психоаналитический подход к вопросам индивидуальной психологии остается своеобразным методом исследования, позволяющим не только понять ряд политических феноменов, но и по-новому взглянуть на сферу политики. Позволяет за сознательными решениями и поступками политических деятелей разглядеть глубины индивидуального бессознательного.
Главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности.
Рассмотреть в рамках одной статьи все влияние психоанализа на политические процессы и его роль в изучении личности политических деятелей- не возможно. Мы лишь рассмотрели некоторые примеры, которые позволяют утверждать, что это влияние огромно. Однако не стоит его и переоценивать. Ведь, помимо психоанализа, есть и другие течения психологии – социобихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология и др., вклад которых не менее значителен. 
Литература

1)    Алексеева Т.А. Политическая философия. От концепций к теориям. – М. 2007
2)    Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
3)    Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.Берн Эрик, 1998
4)    Величие и ограниченность теории Фрейда.Фромм Э., 1980
5)    Введение в психоанализ.Фрейд З., 1995
6)    Западная философия от истоков до наших дней Книга 4. Реале Дж., Антисери Д., 1997
7)    Информационный психоанализ. Соционика как метапсихологияСедых Р.К., 2000
8)    Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. Лакан Жак, 2000
9)    История психоанализа в России. Лейбин В. М., 2003
10)    История философии. Скирбекк Г., Гилье Н., 2003
11)    Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. Седых Р.К.,2004
12)     «Итоги» (опубликовано в № 12-2008, стр. 90-92)
13)    Культ власти/служение смерти. К истории психоанализа в России. Эткинд А., 1993
14)    Миссия Зигмунда Фрейда. Фромм Э., 1996
15)    Мы и смерть. Фрейд З., 2004
16)    Ницше, Фрейд, Маркс. Фуко М., 2004
17)    Наука о массах. Московичи С., 1996
18)    На подступах к психологии бытия. Маслоу Абрахам, 2003
19)    Основы политической психологии. Ольшанский Д. В., 2001
20)    От Фрейда к Хайдеггеру. Руткевич А.М., 1986
21)    От фантазии к реальности. Бородай Ю.М., 1994
22)    Психотерапевтическая энциклопедия. 3-е изд., Под ред. Б. Д. Карвасарского, 2006
23)    Психопатология и политика. Лассуэлл Г.Д., 2005
24)    Политическая социология. Иванов В.Н., 2000
25)    Политический процесс. Мелешкина Е., 2005
26)    Познание неосознаваемого. Симонов П., 2002
27)    Психология Я и защитные механизмы. Фрейд А., 2004
28)    Система и личность. Менегетти А., 2004
29)    Современная западная философия. Зотов А.Ф., 2001
30)    Стратегии гениев. Т. 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла. Дилтс Р., 1998
31)    Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство. Култыгин В.П., 2002
32)    Теории личности. Холл Келвин С., Линдсей Гарднер, 2005
33)    Теория, практика и искусство управления. Кнорринг В.И., 2001
34)    Философская антропология. Марков Б.В., 1997
35)    Философия XX века. Добрынина В.И., 1997
36)    Философия: учебник для вузовМиронов В.В., 2005
37)    Фрейд и постфрейдисты. Браун Дж., 1993
38)    Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. Двадцать восьмой президент США: Психологическое исследование. М., 1999
39)    Хрестоматия по психологии. Буртовая Е.В.(сост.), 2000
40)    Чем занимаются психологи?. Годфруа Ж., 1992
41)    Эго, голод и агрессия. Перлз Ф.С., 2000
42)    Я и ОНО. Сознание и бессознательное. Фрейд 1999

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1316
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba