Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 16:37
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

поо
Курсовая | 06.10.2014, 15:32

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление

Введение    3
1. Общие положения обращения в Европейский суд по правам человека    6
1.1. Порядок обращения с жалобой в Европейский суд по правам человека    6
1.2. Порядок подготовки обращения в Европейский Суд по правам человека и оформление жалобы    9
2. Временной и финансовый аспект доступности правосудия Доступность правосудия    16
2.1. Сроки обращения в Европейский суд по правам человека    16
2.2. Финансовый аспект обращения в Европейский суд по правам человека    21
Заключение    23
Список источников и литературы    25

 
Введение

Тема юридической природы постановлений Европейского суда по правам человека (далее - Суд) является важной и актуальной для многих государств - участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), точно так же, как важна тема исполнения постановлений Суда государствами на национальном уровне. Ведь недостаточно одного только решения, вынесенного каким-либо органом, необходимо еще, чтобы право каждого человека было реализовано и данное решение исполнялось.
5 мая 1998 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский Суд по правам человека, В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты. Это значит, что защиту прав человека должны обеспечивать, прежде всего государственные органы, в первую очередь включая национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. Следовательно, можно сказать и о том, что наделение участников общественных отношений правами, обязанностями, превращение их в субъектов правоотношений, формирование их субъективных прав, юридических обязанностей, роль юридических фактов и т.д. – все это юридические свойства являющиеся действием правовой нормы, а также выделяемые теорией права социальные свойства действия правовой нормы, т.е. социальная реализация права, получили новую степень защиты. 
Кроме того, после 1998 г. претерпели существенные изменения Совет Европы и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Изменились и правовые стандарты государств - членов Совета Европы. М. Лобов указывает, что «за последнее время утвердился и усилился судебный характер механизма Конвенции. Признание государствами права индивидуального обращения в органы Конвенции и обязательной юрисдикции Европейского суда из факультативной клаузулы превратилось сначала в политическое, а затем и в юридическое обязательство всех государств - участников. Это было окончательно оформлено с вступлением в действие с 1 ноября 1998 г. Протокола № 11 к Конвенции. Кроме того, Протокол № 11 серьезно изменил процедуру производства в Европейском суде».  Значительно возросли требования к соблюдению процессуальных правил на национальном уровне, что неминуемо привело к существенному увеличению количества жалоб на нарушения процессуального характера. Расширился круг вопросов, подлежащих судебному разбирательству, в него все чаще стали попадать те из них, которые непосредственно были предметом исключительно внутренней или международной политики. Безусловно, это не могло не отразиться и на развитии Конвенции и практике ее органов, цель которых состоит в определении и действенном поддержании общих конституционных устоев государств - членов Совета Европы в том числе единых минимальных стандартов в области основных прав и свобод человека. Начиная с середины 90-х гг. XX века, утверждается роль Конвенции как «конституционного инструмента европейского правопорядка» (instrument con-stitutionnel de l'ordre public europeen),  что, несомненно, предполагает повышение требований к эффективности ее механизма. Именно поэтому особенно возрос интерес как к проблеме надлежащего и своевременного выполнения обязательств, вытекающих из решений Европейского суда, так и к вопросу об их правовых последствиях для государств - членов Совета Европы. Данная тема была предметом исследования многих видных ученых. Среди них можно назвать работы М. Лобова, М. де Сальвиа, Л. Гарлицкого, В.А. Туманова, С.В. Черниченко и др., но несмотря на это, актуальность темы не становится меньше и интерес к ней не пропадает.

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Целью настоящей работы является рассмотрение доступности правосудия в решениях Европейского суда по правам человека (временной и финансовый аспект). 
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать порядок обращения с жалобой в Европейский суд по правам человека;
- Исследовать порядок подготовки обращения в Европейский Суд по правам человека и оформление жалобы;
- Раскрыть сроки обращения в Европейский суд по правам человека;
- Показать финансовый аспект обращения в Европейский суд по правам человека.
Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующие доступность правосудия. Объект исследования составляют правоотношения доступности правосудия в решениях Европейского суда по правам человека.

 
1. Общие положения обращения в Европейский суд по правам человека 
1.1. Порядок обращения с жалобой в Европейский суд по правам человека 

Разбирательство дела в Европейском Суде по правам человека начинается с подачи жалобыНаряду с ними в Страсбургский Суд может быть подана так называемая межгосударственная жалоба, то есть жалоба одного государства против другого.
Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство в случае подачи в Страсбургский Суд предварительной жалобы либо полной жалобы на формуляре. Если заявитель начинает разбирательство с представления предварительной жалобы, то в течение восьми недель с даты, указанной в письме из Европейского Суда по правам человека, которым он уведомляется о ее поступлении, ему необходимо подать полную жалобу на формуляре.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека полная жалоба в Европейский Суд по правам человека должна включать:
- имя, дату рождения, гражданство, пол, профессию и адрес заявителя;
- имя, профессию и адрес представителя заявителя, если жалоба подается им;
- указание на Высокую договаривающуюся сторону, против которой подается жалоба, то есть на государство-ответчика;
- краткое изложение фактов;
- краткое заявление об имевших место нарушениях конвенционных прав с соответствующими аргументами;
- краткое заявление о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
- существо требований;
- сведения о том, являются ли требования заявителя предметом какого-либо иного международного разбирательства; и сопровождаться
- копиями соответствующих документов, в том числе решений судебных или иных органов, касающихся существа жалобы, а также решений, позволяющих сделать вывод о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, в соответствии с Правилом 45 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба в Европейский Суд должна быть подписана заявителем или его представителем. В последнем случае к жалобе должна быть приложена доверенность на представительство интересов в Страсбургском Суде. 
Обоснование имевшего место нарушения зависит от специфики индивидуального дела и содержания конкретных конвенционных прав. В данном разделе в ответ на Ваши вопросы постепенно будут формироваться описания отдельных аспектов различных конвенционных прав.
Через три-четыре месяца после направления в Европейский Суд по правам человека окончательной жалобы на формуляре заявитель получает письмо, которым он уведомляется о ее получении.
Как первоначальная жалоба, так и полная жалоба на формуляре могут быть поданы в Европейский Суд по правам человека на одном из официальных языков Высоких Договаривающихся Сторон, то есть государств-членов Совета Европы. Таким образом, жалоба может быть подготовлена на русском языке.
Однако официальными языками Европейского Суда по правам человека являются только английский и французский языки. Поэтому в соответствии с пунктом 2 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека с момента коммуникации жалобы властям государства-ответчика разбирательство должно вестись на одном из двух официальных языков Страсбургского Суда.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека Председатель (Президент) Палаты (Секции) Европейского Суда по правам человека может позволить индивидуальному заявителю продолжить пользоваться одним из официальных языков государств-членов Совета Европы даже после коммуникации жалобы властям государства-ответчика.
Мы рекомендуем (при наличии возможности) представлять жалобы на английском (французском) языке в случае направления в Страсбургский Суд просьбы о применении срочных мер, и (или) о досрочной коммуникации жалобы властям Российской Федерации, и (или) о рассмотрении жалобы в приоритетном порядке. Это связано с тем, что решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующих ходатайств принимается Председателем (Президентом) Палаты (Секции) Европейского Суда по правам человека, не владеющим русским языком. Ваши шансы на удовлетворение просьбы могут повыситься, если жалоба будет непосредственно сформулирована на английском языке, а не просто представлена Председателю (Президенту) Палаты (Секции) в виде резюме, составленного юристом Секретариата Европейского Суда по правам человека. Однако мы просим Вас прибегать к составлению жалобы на английском (французском) языке только тогда, когда Вы можете позволить себе обратиться к юристам, которые способны подготовить жалобу на соответствующем языке, или по меньшей мере лингвистам, специализирующимся на переводе решений Европейского Суда по правам человека. Пожалуйста, не обращайтесь к простым переводчикам, даже высокопрофессиональным, так как жалоба должна быть написана не просто на классическом английском или французском языке, но на английском или французском языке, который используется Европейским Судом по правам человека и почти полностью состоит из специальных терминов, выработанных в практике Европейского Суда по правам человека. Всегда лучше представить жалобу на русском языке, чем в плохом переводе на английский или французский язык.

1.2. Порядок подготовки обращения в Европейский Суд по правам человека и оформление жалобы

Обращение в Европейский Суд по правам человека и предварительное изучение дела. Тому адвокату, кто намеревается обратиться в Европейский Суд по правам человека в интересах своего доверителя, рекомендуется предварительно уяснить для себя следующие вопросы:
1) была ли Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод ратифицирована государством, против которого направляется жалоба, и признало ли оно юрисдикцию Страсбургского суда;
2) является ли предметом жалобы нарушение права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней;
3) если такое право предусмотрено Протоколом, то ратифицирован ли этот Протокол государством, против которого направляется жалоба;
4) исчерпаны ли все внутренние средства правовой защиты, т. е. пройдены ли все компетентные судебные или иные национальные инстанции;
5) не пропущен ли шестимесячный срок обращения в Страсбургский Суд, считая с последнего окончательного решения в стране.
Очевидно, что все это – необходимые вопросы; к ним с полным основанием и в тех же целях могут быть добавлены еще несколько. Вряд ли заявитель, не обладающий некоторым минимумом юридических знаний, сможет ответить на них без квалифицированной помощи, поскольку бывает достаточно сложен вопрос об использовании всех средств правовой защиты и даже не столь просто определить, как может показаться на первый взгляд, является ли предметом жалобы нарушение права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней.
Кроме того, Страсбургский Суд не рассматривает жалобы, которые,:
- являются анонимными;
- являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержат относящейся к делу новой информации;
- являются несовместимыми с положениями Европейской Конвенции или Протоколами к ней;
- являются необоснованными;
- представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.
Поскольку Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений.
Порядок подготовки обращения. Таким образом, внимательно изучив Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и в особенности правила приемлемости петиции, и в случае уверенности в своей правоте, можно приступить к составлению заявления в Европейский Суд по правам человека.
Вначале в Европейский Суд по правам человека подается заявление в произвольной форме. Далее через шесть месяцев высылается формуляр.
Особое внимание следует обратить на правильное заполнение формуляра (анкеты) жалобы в Европейский Суд по правам человека. Этот образец является официальным юридическим документом, и правильность его заполнения может повлиять на права и обязанности заявителя. Для того чтобы правильно заполнить формуляр жалобы, необходимо дополнительно изучить инструкцию и ст. 45 и 47 Регламента Европейского Суда по правам человека. Эти документы помогут правильно заполнить каждый из восьми разделов формуляра. При этом нужно иметь в виду, что несоблюдение условий заполнения формуляра, изложенных в инструкции и в ст. 45 и 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, может привести к отказу в регистрации жалобы и, соответственно, невозможности ее рассмотрения.
Подача заявления в Европейский Суд по правам человека требует знания положений Конвенции и определенного опыта. Необходимо внимательно прочитать бланк заявления в данный Суд: заполненный бланк будет являться основанием для расследования приведенных в нем фактов. Этот бланк состоит из восьми разделов, и все они должны содержать информацию в полном объеме. Следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении прав, которые стали причиной подачи заявления. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить все решения по жалобе. Необходимо обратить особое внимание на указание точных дат всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Европейский Суд по правам человека принимает заявление к рассмотрению лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне.
В заявлении надо обязательно сослаться на статьи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены, а также указать, с какими конкретными притязаниями заявитель обращался в национальные органы и чего хочет добиться, обращаясь в Страсбургский Суд.
В анкете обязательно следует указать, представлены ли жалобы, являющиеся предметом петиции, в какие-либо другие международные организации или органы, а также решения, которые по ним были приняты.
К заявлению следует прилагать только копии, а не оригиналы документов, поскольку присланные документы обратно не возвращаются.
Если Заявитель хочет, чтобы в ходе судебного разбирательства его имя не разглашалось, необходимо объяснить причины, побудившие к этому. Решение об анонимном разбирательстве принимается Страсбургским Судом в исключительных случаях и должно быть обосновано.
Официальными языками Европейского Суда по правам человека являются английский и французский. Первоначально переписка ведется на русском языке. Однако после решения Страсбургского Суда о признании жалобы приемлемой дело будет рассматриваться на официальных языках Суда. Тем не менее, Европейский Суд по правам человека может решить вести рассмотрение дела на русском языке.
Учитывая сложность составления заявления в Европейский Суд по правам человека и процедуры его рассмотрения, не исключена возможность, что, заявитель решит поручить адвокату или любому другому лицу, одобренному Судом, представлять его интересы. Для этого должна быть оформлена соответствующая доверенность, и после этого вся переписка Страсбургского Суда будет вестись с доверенным лицом.
Европейский Суд по правам человека может решить вызвать для дачи показаний конкретных свидетелей, экспертов и иных лиц. В этом случае Страсбургский Суд решает, кто должен оплатить расходы. В других случаях расходы по вызову определенных лиц оплачиваются Советом Европы, заявителем или другим участником процесса, по просьбе которого они вызываются. Каждый раз это решается Европейским Судом по правам человека.
Обращение должно быть направлено в Европейский Суд по правам человека по следующему адресу:
Council of Europe.
European Court of Human Rights.
67075 Strasbourg Cedex
France.

Несмотря на то, что официальными языками Страсбургского Суда являются английский и французский, заявителю предоставляется право подать индивидуальную жалобу на своем родном языке, который с разрешения Суда может быть использован и при дальнейшем рассмотрении дела.
Жалобы направляются в Европейский Суд по правам человека непосредственно заявителем. Государственные учреждения и Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату.
После получения жалобы секретариат Страсбургского Суда направляет необходимую информацию о дальнейших действиях.
Если жалоба не содержит все необходимые атрибуты, отвечает не на все предварительные вопросы, составлена по произвольной форме, но при всем том свидетельствует о правовой ситуации, заслуживающей внимания Суда, то она не будет отклонена по формальному основанию. Заявителю направят официальный формуляр обращения в Европейский Суд по правам человека, содержащий все обязательные вопросы, а также, если есть такая необходимость, приложат к нему дополнительные вопросы, помогающие уточнить обстоятельства дела и аргументацию заявителя. Тем самым заявителю предоставляется возможность дооформить или даже переоформить жалобу.
В результате этой процедуры создается так называемое предварительное (или временное) досье, и только тогда, когда оно содержит все необходимые исходные материалы, обращение регистрируется и получает порядковый номер. Чем полнее и юридически грамотнее первичное обращение, тем короче эта предварительная процедура, тем быстрее обращение будет зарегистрировано как жалоба.
Первоначально жалоба может быть подана в произвольной форме. В последующем в Европейский Суд по правам человека должен быть выслан заполненный официальный бланк жалобы. Правильность заполнения формуляра жалобы может существенно повлиять на права и обязанности заявителя. Для правильного заполнения необходимо изучить инструкцию и ст. 45 и 47 Регламента Европейского суда по правам человека.
Все прилагаемые документы должны быть копиями. Жалобы направляются в европейский суд по правам человека непосредственно заявителем.
После получения жалобы секретариат Европейского Суда по правам человека направляет необходимую информацию о дальнейших действиях.
Для того, чтобы адвокат представлял интересы доверителя в Европейском Суде по правам человека, ему должна быть выдана соответствующая доверенность.
Делопроизводство может вестись как на официальных языках, так и на русском языке – по решению Европейского Суда по правам человека.
Разумеется, не всякое обращение в Страсбургский Суд превращается в зарегистрированную жалобу. Оно может быть отклонено и ранее, если оно не подпадает под компетенцию Суда (например, просьба пересмотреть приговор, вынесенный в национальных судах) или явно не отвечает требованиям, предъявляемым к жалобе (например, анонимные обращения).
На данном этапе заявитель уже сталкивается со множеством проблем, которые ему не под силу решить без профессиональной помощи адвоката. Одна из проблем заключается в правильном толковании статей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также знании практики Европейского Суда по правам человека. Здесь необходимо сказать следующее: в России все еще наблюдается недостаток литературы, посвященной практике обращения в Европейский Суд по правам человека. Ощущается также отсутствие русскоязычного материала о статистической отчетности Европейского Суда по правам человека, а также материалов конкретных дел, рассмотренных Судом. Человеку, решившему обратиться в Европейский Суд по правам человека также необходимо иметь хотя бы минимальные познания в английском или французском языках, а также быть готовым к тому, что, возможно, придется посвятить какое-то время более детальному изучению иностранного языка.

 
2. Временной и финансовый аспект доступности правосудия Доступность правосудия
2.1. Сроки обращения в Европейский суд по правам человека 

Согласно нормам ст. 413 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Одним из оснований возобновления производства по уголовному делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с ч. 4 данной статьи является установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с:
а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Следовательно, решение Европейского суда по правам человека является одним из эффективных способов защиты нарушенных прав, в том числе в ходе расследования уголовного дела, на основании которого может быть пересмотрен приговор по уголовному делу, который должен быть отменен или изменен Президиумом Верховного Суда РФ (ч. 5 ст. 415 УПК РФ).
Сроки обращения в Европейский суд по правам человека являются одним из важных критериев приемлемости жалобы.
Европейский суд по правам человека (далее по тексту Суд или Европейский суд) - международная организация, которая при определенных обстоятельствах может рассматривать жалобы лиц, утверждающих, что их права, гарантированные Европейской конвенцией по правам человека, были нарушены. Конвенция представляет собой международный договор, по которому многие государства Европы, в том числе и Россия, приняли на себя обязательство соблюдать ряд основных прав человека. Охраняемые права изложены в тексте самой Конвенции, а также в Протоколах N 1, 4, 6, 7 и 12, 13, ратифицированных только некоторыми из государств. К примеру, Россия до настоящего времени не ратифицировала Протоколы N 6, 12, 13.
Суд рассматривает только те жалобы, которые касаются нарушения одного или нескольких прав, закрепленных в Конвенции и Протоколах к ней. Суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к внутригосударственным судебным инстанциям и не уполномочен отменять либо изменять их решения. Это следует из ст. 6 Конвенции в отношении жалоб на нарушение права на справедливое судебное разбирательство. Также Суд не компетентен рассматривать жалобы на фактические или юридические ошибки, предположительно совершенные национальными судебными инстанциями при вынесении решений по делу, кроме как в случаях, когда результатом этих ошибок было ущемление прав и свобод, гарантированных Конвенцией. В соответствии с практикой Суда принятие решений об относимости и допустимости доказательств, в том числе свидетельских показаний, их оценке, о вызове свидетелей по общему правилу относится к компетенции национальных судов. 
Равным образом Суд не может от имени заявителя напрямую вмешиваться в деятельность органа власти, на действия которого заявитель жалуется.
Согласно п. 1 ст. 35 Конвенции Суд может принимать жалобы к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все доступные средства внутренней правовой защиты, и не позднее шести месяцев после принятия окончательного решения. Как подчеркнуто в прецеденте Европейского суда, "...Комиссия всегда отклоняла жалобы, поданные по истечении шести месяцев после вынесения окончательного решения, если никакое особое обстоятельство не прерывало течение срока. Она считает, что было бы несовместимым с целями и задачами нормы о шестимесячном сроке уклоняться от этого правила, когда жалоба была надлежащим образом подана в соответствии со статьей 35 в течение 6 месяцев, следующих за вынесением окончательного решения, но не была поддержана позже. Задержки в продолжении дела допустимы только в той мере, в какой они объясняются причинами, связанными с делом. Среди этих причин может фигурировать исчерпание средств правовой защиты, которые заявитель имел основания считать необходимыми". Суд не сможет принять к рассмотрению жалобы, не соответствующие данным требованиям приемлемости. Таким образом, одним из главных критериев приемлемости жалобы является соблюдение сроков подачи жалобы в Европейский суд. Следует отметить, что в связи с пропуском шестимесячного срока Суд признает неприемлемыми более 90% жалоб, поступивших из России, что составляет несколько десятков тысяч жалоб. Как справедливо указывает профессор М. д. Сальвиа, "норма о соблюдении шестимесячного срока добавляется к норме об исчерпании внутренних средств правовой защиты. Таким образом, жалоба должна быть представлена в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения, т.е. последнего решения, вынесенного в рамках исчерпания. Правило о соблюдении шестимесячного срока представляет собой важный фактор правовой обеспеченности, так как оно направлено на предотвращение постоянного пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу". 
Необходимо подчеркнуть, что при подаче жалобы должны быть соблюдены государственные процессуальные правила, включая сроки исковой давности. Если кассационная жалоба заявителя не была принята по причине пропуска срока на обжалование, или по причине несоблюдения правил подведомственности, или ввиду нарушения соответствующих процедур, то Европейский суд не сможет принять жалобу к рассмотрению.
Для обращения в Суд заявителю предоставлен срок до шести месяцев, который исчисляется с момента вынесения решения компетентным вышестоящим судом. Шестимесячный срок отсчитывается с момента получения заявителем окончательного судебного решения, вынесенного в процессе обычного обжалования, а не с момента последующего отказа возобновить разбирательство по делу, осуществить помилование или амнистию или предпринять иные действия несудебного характера. Течение шестимесячного срока следует отсчитывать с момента вынесения кассационного определения на приговор (иное решение) суда.
В связи с этим не следует ждать для обращения в Европейский суд возбуждения пересмотра дела после прохождения обычной судебной процедуры обжалования в суде кассационной инстанции или ответа по жалобам в несудебные органы до разрешения прошений о помиловании или амнистии, поскольку, по мнению суда, существующие в России несудебные, а также надзорные судебные органы не входят в перечень средств правовой защиты, к которым должен прибегнуть заявитель. Так, в прецедентах Европейского суда содержатся следующие положения:
1. "Во многих случаях законодательство государств-участников позволяет лицу потребовать, ссылаясь или нет на новые обстоятельства, отмены или смягчения вступившего в силу решения, даже судебного, если только законная сила судебного постановления не препятствует этому. Если бы она требовала принятия подобных мер, бесконечно повторяемых по своей природе, статья 26 рисковала бы созданием постоянного препятствия для рассмотрения дела комиссией".
2. "Суд не сомневается в том, что в принципе заявитель мог использовать другие средства, чем то, которое он выбрал по уголовному делу, с тем, чтобы было вынесено решение о законности его лишения свободы. Тем не менее он считает, учитывая тот факт, что заявитель подал, по существу, свою жалобу, относящуюся к п. 1 статьи 5, и то, что апелляционный суд ее рассмотрел, по крайней мере частично, что нельзя требовать от него использования других средств правовой защиты".
3. "При применении правила об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты должен надлежащим образом учитываться тот факт, что такое применение осуществляется в рамках механизма защиты прав человека, на создание которого согласились государства - участники Конвенции. Суд также признает, что статья 26 должна применяться с некоторой степенью гибкости и без излишнего формализма. Правило об исчерпании внутренних средств правовой защиты не является абсолютным и не может быть применено автоматически; для того чтобы проверить, было ли оно соблюдено, необходимо обратиться к обстоятельствам конкретного дела. Это также означает, что Суд должен реально учитывать не только формальное наличие средств правовой защиты в правовой системе Договаривающейся Стороны, но также и общий правовой и политический контекст, в котором они применяются, и личное положение заявителя". 
При определении шестимесячного срока, предусмотренного п. 1 ст. 35 Конвенции, по общему правилу Европейский суд не принимает во внимание обращения о принесении протеста в порядке надзора, о пересмотре дела, подаваемые в судебные органы и прокуратуру, в Конституционный Суд, а также в административные органы, поскольку такие обращения не рассматриваются Судом как эффективные средства правовой защиты по смыслу п. 1 ст. 35 Конвенции.
Практика Европейского суда показывает, что значительное количество решений о неприемлемости в связи с несоблюдением срока обращения в Европейский суд в отношении жалоб из Российской Федерации вызвано наличием типичных ошибок заявителей. В соответствии со ст. 34 Конвенции жалоба может быть подана только лицом, права и свободы которого непосредственно затронуты обжалуемой мерой, либо уполномоченным им представителем. В формуляре жалобы в качестве заявителя должно быть указано лицо, которое является жертвой предполагаемых нарушений. Суд не может рассматривать жалобы на нарушение прав лиц, которые не названы в формуляре жалобы в качестве заявителей.
Жалобу можно подать в виде письма, после чего из Европейского суда в адрес заявителя поступит формуляр жалобы. Заявителю следует заполнить формуляр жалобы, приложить подтверждающие документы и направить формуляр в Европейский суд в кратчайшие сроки, но не позднее шести месяцев с даты отправления Секретариатом первого письма в адрес заявителя. Если в течение указанного срока формуляр и необходимые документы не будут высланы, Европейский суд может прийти к выводу о том, что заявитель более не заинтересован в продолжении разбирательства своего дела, и уничтожить заведенное досье. Можно сразу же самому заявителю заполнить формуляр и направить в адрес Европейского суда. Как отражено в прецедентах Европейского суда:
- "...Комиссия повторяет, что согласно своей практике датой подачи жалобы является дата первого уведомления заявителя, в котором он указывает, что желает обратиться с жалобой или представляет какие-либо сведения относительно жалоб, которые он намеревается подать".
- "согласно сложившейся практике Комиссия считает, что датой подачи жалобы является дата первого письма, в котором заявитель формулирует, пусть только в общих чертах, содержание жалобы, которую он намеревается подать".

2.2. Финансовый аспект обращения в Европейский суд по правам человека 

Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается какой бы то ни было пошлиной. Другими словами, Страсбургский Суд не берет денег за обращение в него и (или) рассмотрение жалоб. 
Однако это не значит, что оказываемая юристами помощь по подготовке жалобы, меморандума, других документов, адресованных Европейскому Суду по правам человека, а также консультирование по вопросам обращения в Страсбургский Суд всегда предоставляются бесплатно.
Проблема, стоящая на пути обращения Заявителя в Европейский Суд по правам человека – материальная. Для большинства населения дорогостоящие услуги адвоката все еще недоступны, люди пытаются обратиться в суд своими силами – и как результат – решение о неприемлемости жалобы.
По статистическим данным более двух третей зарегистрированных и переданных в секцию жалоб признаются неприемлемыми. В отношении остальных жалоб вопрос об их дальнейшей судьбе решается после так называемой коммуникации, т. е. направления жалобы и материалов дела государству-ответчику, которому предлагается высказать свою позицию по жалобе. В процедуру прохождения дела вступает государство-ответчик.

 
Заключение

После анализа сложившейся в России правовой ситуации можно выявить следующие проблемы в реализации решений Европейского суда: наличие большого количества «клоновых» дел, что свидетельствует о том, что Российская Федерация не принимает необходимых общих мер для устранения нарушений, выявленных Европейским судом. Так, например, огромное количество таких дел выносится с решением о неисполнении в государстве решений национальных судов, что является ярким признаком бездействия властей в данной сфере. Исходя из анализа российского законодательства в сфере исполнительного производства и правоприменительной практики можно сделать вывод, что для изменения данной ситуации необходимо усовершенствовать механизм защиты прав взыскателя в законодательстве об исполнительном производстве. А именно, установить срок передачи исполнительных документов, поступивших в службу судебных приставов, конкретному судебному приставу-исполнителю. А также, при формировании государственного бюджета обязательной строкой учитывать расходы денежных средств на выплаты индивидам и юридическим лицам, перед которыми государство имеет обязательства по исполнительным документам. Внести изменения в законодательство с тем, чтобы сделать порядок взыскания денежных средств с организаций и учреждений, финансируемых за счет федерального бюджета, не столь привилегированным.
Также к таким делам «клонам» можно отнести дела, связанные с нарушением срока рассмотрения дела судом. Мерой общего характера по таким делам, я считаю, может стать создание и реализация системы индивидуальной ответственности судей за нарушение процессуальных сроков при рассмотрении гражданских и уголовных дел. А если причиной нарушения сроков рассмотрения дел является слишком большая загруженность судей, то разумно будет, где это необходимо, немного увеличить их количество.
В Российской Федерации сложилась ситуация кризиса исполнения решений Европейского суда. Причиной этого в том числе является неосведомленность о решениях, принимаемых Европейским судом в отношении Российской Федерации. Ведь решения Европейского суда печатаются только в специальных изданиях, доступных узкому кругу лиц, что затрудняет доступ к ним как юристам, в первую очередь судьям, так и обычным гражданам. Для изменения данной ситуации считаю необходимым публиковать в Российской газете, переведенные на русский язык, каждое решение Европейского суда в отношении Российской Федерации. А также российским властям необходимо отчитываться перед своими гражданами о мерах, принятых для исправления ситуации по каждому решению. И самое главное, не только о принятых мерах индивидуального характера, а именно общего характера, чтобы изменить правовое положение в Российской Федерации к лучшему.
Но самой необходимой мерой, на мой взгляд, для изменения сложившейся ситуации в России должно стать создание системы персональной ответственности должностных лиц за нарушения, выявленные Европейским судом. Ведь после анализа практики стало абсолютно очевидным, что индивидуальная ответственность должностных лиц практически совсем не существует. Поэтому и не удивительно, что происходит такое огромное количество нарушений законов, что выносится такое огромное количество решений Европейским судом в отношении России, и что правовая ситуация в РФ совсем не изменяется.
Решения о признании незаконными действий конкретного должностного лица отличаются декларативностью, поскольку не влекут для этого должностного лица никаких негативных последствий. Создание же системы мер персональной ответственности должностных лиц обеспечит устранение повторяющихся нарушений.
 
Список источников и литературы

Нормативные акты 
1.    Конституция Российской Федерации, принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета.1993.–25 декабря.
2.    О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ// Российская газета. – 1995. – 21 июля. – № 140.
3.    О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 86-ФЗ// Российская газета. – 1998. – 7 апр. – № 67.

Литература
4.    Бессарабов В. Реализация права // Законность. 2006. N 5. С. 40-45. 
5.    Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 
6.    Дюрягин И.Я. Применение норм. Свердловск, 2003. 217с.
7.    Лобов М. Решения Европейского суда по правам человека: правовые последствия для государств – членов Совета Европы// Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права.– М.: Ин-т права и публичной политики, 2002.
8.    М. Лобов. Решения Европейского суда по правам человека: правовые последствия для государств – членов Совета Европы – М.: Ин-т права и публичной политики, 2002. - С.19.
9.    Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2006. 570с.
10.    Общая теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 2004. 
11.    Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина М.: Юрист, 2005 г. 296с.
12.    Пашов Д. Б. Реализация права // Журнал российского права. 2005. N 6. С. 86-106. 
13.    Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1999.С.-54.
14.    Решение Европейского суда по делу Loizidou v. Turkey от 23 марта 1995 г. (Preliminary Objections). Ser. A. No 310. Para. 75; Заключительная Декларация Конференции министров юстиции государств – членов Совета Европы по случаю пятидесятилетия Европейской конвенции.– Рим, 3-4 ноября 2000 г. // http:// www.coe.int/ T/R/ Human_Rights_Court/
15.    Решетов Ю.С. Реализация права. М.: Норма, 2005. 128с.
16.    Стройков В. Реализация права // Законность. 2005. N 6. С. 52-54. 
17.    Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2006. 693с.
18.    Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2006. 720с.
19.    Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
20.    Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв.ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Норма,2005.С.-236.
21.    Теория права и государства / Под ред. В.А. Толстика М., 2005. 512с. 
22.    Теория права и государства / Под ред. В.К. Бабаева, В.М. Баранова М.: Юрист, 2005. 256с. 
23.    Уруков В.Н., Урукова В.М. О сроках обращения в Европейский суд по правам человека // Международное публичное и частное право. 2009. N 2. 
24.    Хропанюк В.Н. Теория государства и права М., 2002. 532с.
25.    Черданцев А.Ф. Теория государства и права М.: Норма, 2005. 654с.
26.    Черниченко С.В. Теория международного права: В 2 т., т.1. – М.: Наука, 1999. 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 285
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba