Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 18:00
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Контрольная | 13.08.2014, 16:35

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

План контрольной работы


Введение                                                                                                        3

§1. Общие положения о предмете и методе политических и правовых учений, определяющие ее самостоятельной правовой дисциплиной                4

§2. Понимание и особенности методологической сущности истории 
политических и правовых учений                                                                          9

Заключение                                                                                                 13

Библиография                                                                                            14

 
Введение

Актуальность темы. Как верно отмечается в новейшем учебном пособии: «определение предмета и метода любой дисциплины является важнейшей основой для дальнейшего ее изучения» . Поэтому актуальность изучения заявленной тематики очевидна.
Кроме того, политические и правовые учения – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, зако-нодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.
В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему 
люди всегда обращались, и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.
В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения, общечеловеческих политико-правовых ценностей. Все это и много другое и формирует направление данной дисциплины (ее предмет).
Говоря о методах и методологии, необходимо подчеркнуть, что их изучение основывается на делении методов на общенаучные: анализ, синтез, дедукция, индукция и методы сравнительного исследования и междисциплинарного анализа, которые особенно актуальны для исследований по истории политических и правовых учений.
Все это и подтверждает актуальность написания контрольной работы на данную тему.
Цель контрольной работы: проанализировать сущность предмета, метода и методологии такой дисциплины как история политических и правовых учений.
Структура работы. Настоящая контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.
 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

§1. Общие положения о предмете и методе политических и правовых учений, определяющие ее самостоятельной правовой дисциплиной 

Прежде всего, отметим, что «в самом общем виде предмет науки – это то, что данная наука исследует, изучает» . 
Категория предмета науки необходима для определения места и роли научной отрасли в системе наук, для разграничения наук, поскольку каждой отрасли науки присущ свой единственный, неповторимый предмет .
Предметом истории политических и правовых учений является возникновение, развитие и падение политических и правовых систем на-родов всего мира в хронологической последовательности вплоть до наших дней как закономерный процесс .
Задача истории политических и правовых учений состоит в том, чтобы обнаружить и формулировать специфические закономерности, которым подвержен ход государственно-правового развития региона или отдельной страны.
Предмет истории политических и правовых учений как учебного курса предопределен предметом одноименной науки, является слепком с нее, но весьма своеобразным. Наиболее существенное различие между ними заключается в объеме знаний.
История политических и правовых учений как наука включает в себя всю систему добытых знаний о развитии политико-правовой надстройки народов мира в ее хронологической последовательности. Содержание учебного курса истории права и государства имеет несравненно меньший объем. Оно определяется программой соответствующей учебной дисциплины и представляет собой лишь основные положения соответствующей науки. Не включаются в нее проблемы, хотя и крупные, но плохо еще разработанные или спорные.
Рассматриваемая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода), находящаяся в системе междисциплинарных связей и взаимовлияний, отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет. Свою специфику и свой предмет имеют и отдельные научные дисциплины в рамках юридической науки в целом. 
В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. Под соответствующими «учениями», следовательно, в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.
Поэтому вне предмета истории политических и правовых учений в принципе остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов и т.д. о политических и правовых явлениях, хотя, разумеется, подобные положения могут быть весьма глубокими и интересными. 
В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности, – таких как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т.д.
Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания, хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий. 
Большой интерес они представляют при исследовании идео-логических позиций различных борющихся между собой классов, социальных групп и партий, мировоззренческих платформ, программ, требований, задач, целей и установок, соответствующих социально-политических (массовых и групповых) движений и направлений в жизни государственно-организованного общества. 
Соединение в рамках единой юридической дисциплины поли-тических и правовых учений обусловлено, в конечном счете, той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки в целом, представляющей собой единый комплекс государствоведения и правоведения. Именно под углом зрения этого единого комплекса и следует понимать сочетание политических и правовых теорий прошлого в предмете нашей науки. Этот взгляд с точки зрения юридической науки, юридический подход к истории политической и правовой мысли весьма су-ществен для понимания смысла затронутого вопроса о предмете. Так, ясно, что, например, с позиций политологии (или политической науки), если таковая понимается и трактуется как самостоятельная, неюридическая (внеюридическая по своему дисциплинарному статусу) наука, история предшествующей политической мысли будет выглядеть (и изучаться) иначе, чем в нашей науке, а именно – главным образом и по существу в предметных очертаниях самой этой политологии, в плане присущих ей представлений о своем предмете и методе, своих научных возможностях, целях и задачах, направлениях и аспектах своей связи с политической мыслью прошлого. История такой политологически ориентированной мысли будет определенной политологической ретроспекцией, за рамками предмета которой останется история правовых учений, – если и не вся целиком, то в своей основной части .
Это обусловлено уже тем, что юридическая наука и политология изу-чают различные аспекты политических явлений. Юридическая наука в целом (и это решающим образом сказывается на предмете истории политических и правовых учений как юридической дисциплины) исследует политические явления в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом, в правовой форме их выражения, их существования в рамках определенного правопорядка. 
В новое время различение «политического» и «государственного» осознается и проводится четче и последовательней (как в содержательном, так и в понятийно-терминологическом отношении). Причем «политическое» трактуется – в противоположность древнегреческим авторам – как более широкое явление и понятие, чем «государственное».
Поучительно в этой связи сравнение позиций Аристотеля и Макиавелли как зачинателей различных концепций политической науки, соответственно античности и нового времени. Освобождение политики от морали и ставка на силу в концепции Макиавелли опирались на трактовку политики как, прежде всего борьбы за власть и на понимание государства как суверенной организации власти, учреждение или овладение которой – главная цель всей политики и политической борьбы. 
Идея суверенитета государства (у Макиавелли и последующих авто-ров) включала в себя представление о том, что государство – единственный правомерный и легальный (и, следовательно, в принципе действующий на началах и в формах общеобязательного права) носитель публично-политической власти. Взаимосвязь государственно-организованной общественной и политической жизни с правом (с правовой формой опосредования общественных и политических отношений) при таком подходе очевидна.
Также и для последующих мыслителей (вплоть до современности) в целом типично представление о более широком объеме «политического» по срав-нению с «государственным».
Сказанное о предмете, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.
Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т.д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств, формах и направлениях административной деятельности и т.д.) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического со-стояния общества в целом и тем самым входят в предметную область исто-рии политических и правовых учений. 
История политических и правовых учений – дисциплина юри-дическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и, прежде всего философы. 
Целый ряд известных представителей философской мысли  являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.
Влияние философии на историю политических и правовых учений, разумеется, не сводится к тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а политико-правового или социально-политического профиля .
В должной мере, учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное, в конечном счете, спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного исследования. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений (в сравнении с историей философии) освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийного аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно политический и правовой смысл рассматриваемых концепций, на уяснение специфической логики специфического объекта – политических и правовых явлений и отношений. 
Подводя итог данному параграфу, отметим своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т.д.) профилей. 
В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.
Метод данной дисциплины, можно охарактеризовать как совокупность основных способов получения новых знаний в рамках науки истории политических и правовых учений, который включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения.

 
§2. Понимание и особенности методологической сущности истории
политических и правовых учений

Как известно, методологическая сущность дисциплины (и совокуп-ность используемых методов) – это, разумеется, не самоцель, не искомая истина, а лишь путь познания, способы и приемы исследования. Научная значимость и познавательная ценность применяемого метода определяется, в конечном счете, его эвристическим потенциалом, его способностью обогатить науку новым знанием об изучаемом объекте, выявить новые моменты в исследуемых явлениях и привести к более содержательному и более глубокому их пониманию.
Развитие научного знания, внутренне связанный с развитием методов познания, – это по сути своей исторический процесс.
В области политико-правовой мысли такой прогресс в теоретическом знании и вместе с тем в методах познания представлен в истории политиче-ских и правовых учений. Последняя как история теорий является в опреде-ленном смысле одновременно и своеобразной историей методов политико-правового познания. Дело обстоит так не только и не столько потому, что в тех или иных политико-правовых теориях прошлого применялись соответствующие методы исследования, которые тем самым тоже входят в предметную область истории политических и правовых учений. Это, конечно, важный аспект, который необходимо учитывать при изучении и освещении политико-правовых учений прошлого. Но для характеристики внутреннего единства и соотношения теоретического и методологического аспектов в истории политических и правовых учений гораздо важнее то принципиальное обстоятельство, что каждая предшествующая теория, в том числе и политико-правовая теория, обладает (в меру своей фундаментальности, научной значимости и т.д.) потенциалом и функцией метода для последующих теорий. Данное обстоятельство проявляется как в целом в моментах преемственности между последующими и предшествующими политико-правовыми учениями, так и особенно отчетливо в тех случаях, когда речь идет о тех или иных школах и направлениях политико-правовой мысли, продолжающих и развивающих определенную предшествующую теорию. 
В обобщенном виде применительно к нашей дисциплине можно выделить следующие основные функции метода:
1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории (здесь речь идет, прежде всего, о принципах и внутренней логике формирования конкретно-определенной системы теоретического знания, структуре и компонентах данной системы, взаимосвязях этих компонентов и т.д.);
2) метод как способ интерпретации и оценки, предшествующих поли-тико-правовых учений (данный аспект отражает содержание и характер от-ношений и взаимосвязей между различными теориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли) и 
3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теорией и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемиро-воззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании, теории и практики и т.д.).
Такая классификация функций метода, разумеется, во многом условна, как, впрочем, и всякая иная классификация. Но она позволяет выявить и осветить ряд важных аспектов методологии (общемировоззренческих, теоретико-познавательных, оценочных и т.д.) отдельных учений прошлого и в целом истории формирования и развития политико-правовой мысли. 
Своеобразие предмета истории политических и правовых учений на-кладывает свой отпечаток на применяемые в данной сфере общефилософские и конкретно-научные методы, по-своему транс-формирует и конкретизирует соответствующие приемы и средства исследования, определяет их специфические цели и задачи с учетом особенностей изучаемых объектов и в целом предмета научного познания.
Обусловленная этим специфика приемов и средств исследования весьма отчетливо проявляется (и на уровне отдельных теорий прошлого, и в плане истории политических и правовых учений в целом) везде там, где дело касается таких существенных для данной научной дисциплины проблем, как своеобразие теоретического познания и трактовки политико-правовых явлений, особенности взаимосвязей различных политико-правовых теорий прошлого, отличительные черты механизмов преемственности и новизны, процессов взаимодействия исторического и теоретического начал в истории политических и правовых теорий и т.д.
Заметным выражением отмеченной предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль именно тех принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. Отсюда и определяющее значение способов и приемов исторического подхода к политико-правовым учениям прошлого, поскольку без принципа историзма нельзя вообще всерьез говорить и об истории этих учений.
В области истории политико-правовых учений принцип историзма играет существенную роль в процессе освещения генезиса и последующей жизни той или иной политико-правовой теории в исторической ретроспективе и перспективе, исследования места и значения политических и правовых теорий в совокупной системе знаний определенной эпохи, характеристики их соотношения с другими элементами в общей структуре политических и правовых знаний соответствующей эпохи, раскрытия связей между различными концепциями прошлого и современности, уяснения специфической логики в истории политических и правовых учений, взаимодействия политико-правовых идей с политической и правовой практикой прошлого и современности и т.д. 
Исторический подход выступает при этом в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки политико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого и современности. Очевидно, что концепции и конструкции того или иного мыслителя прошлого (как взятые в их исходном, «нетронутом» виде и непосредственном отношении к современной ему действительности, так и рассматриваемые в качестве переработанного элемента в политических и правовых учениях более позднего времени) в современных условиях играют вовсе не ту роль и имеют не то значение, которые были им характерны в той, прошлой их «современности». 
В новой социально-исторической и политико-правовой ситуации, в контексте другой действительности они нередко приобретают иное, новое значение .
Отвергая крайности архаизации или модернизации политико-правовых учений прошлого, исторический подход позволяет выявить в этих учениях как исторически проходящее, так и пребывающее, остающееся в истории. Так, например, давно отошла в прошлое та конкретная историческая реальность, в условиях которой возникли политические и правовые учения античных мыслителей (Демокрита, Цицерона, римских юристов и т.д.). 
Многие их суждения, оценки и т.д. непосредственно связаны с кон-кретно-историческими ситуациями эпохи их жизни и деятельности и вместе с породившими их условиями отошли в прошлое. Но некоторые их положения (и, прежде всего, теоретико-концептуальные основы их взглядов и подходов к вопросам государства и права) пережили свое время, стали необходимым звеном в исторической цепи развития и углубления политико-правового знания и являются составным моментом современных теоретических воззрений и построений. 
Подобно тому, как связь политико-правовых идей и учений с после-дующей практикой не прямолинейна, не непосредственна, а опосредована сложной картиной реальных исторических событии, так и момент их преемственности опосредован всей совокупностью теоретических знаний, приобретенных и сформулированных в истории политической и правовой мысли. 
Адекватная трактовка прошлой и современной роли и значения политико-правовых учений требует различения в структуре политико-правового знания, представленного в соответствующем учении, его конкретно-исторической и теоретической сторон. Конкретно-исторический аспект политико-правового содержания учения показывает, какие именно исторически определенные и конкретные взгляды на общество, государство, право, политику и т.п. развиты и обоснованы в данном учении, как эти взгляды соотносились с требованиями определенных социальных групп, слоев и классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи и т.д. 
Теоретический аспект отражает философские, общемето-дологические, познавательно-гносеологические моменты учения, показывает, как и каким образом обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись, какие исходные принципы положены в их основу, какие формы, модели и конструкции мысли отражены в рассматриваемой доктрине и являются ведущими и определяющими для данного мыслителя или впервые вводятся им в теоретический оборот и т.п.
В контексте такой прогрессирующей кумуляции знания и развития политико-правовой культуры в сфере мысли и практики шел процесс формирования в истории политических и правовых учений тех сквозных тем и проблем (так называемых вечных проблем), в разработку которых различные мыслители вносили свой вклад, содействуя тем самым их исторической преемственности и обогащению теоретического смысла соответствующих концепций. В числе таких проблем можно назвать соотношение морали и политики, личности и государства, реформы и революции, власти и насилия, справедливости, равенства и права, права и свободы, права и закона и т.д.
С учетом совмещения в истории политических и правовых учений теоретического и исторического направлений исследования освещение материала в данной дисциплине проводится на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов и приемов изложения.
Хронологическое освещение при этом ориентировано на характеристику как «портретов» соответствующих мыслителей-классиков (например, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта и т.д.), выступивших с обоснованием новых концепций государства и права, так и наиболее значительных и влиятельных школ, течений и направлений политико-правовой мысли (например, брахманизма, буддизма, даосизма, древнекитайских легистов, софистов, римских юристов, тираноборцев, исторической школы права, юридического позитивизма и т.д.). 
Все это позволяет исторически конкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобразие процесса формирования, развития и смены тех или иных концепций, учений и школ, специфику их политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой и т.д.
Таким образом, отметим, что методология истории политических и правовых учений и формируется подобными течениями и взглядами. Определение же методологической сущности истории политических и правовых учений выглядит как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе понятий и их отношений.

 
Заключение

Итак, подведем итог и сделаем ряд выводов по теме контрольной работы.
Предметом истории политических и правовых учений является воз-никновение, развитие и падение политических и правовых систем народов всего мира в хронологической последовательности вплоть до наших дней как закономерный процесс .
Важно знать, что своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т.д.) профилей. Так, в отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.
В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.
Методология истории политических и правовых учений – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе понятий и их отношений.
Метод данной дисциплины, можно охарактеризовать как совокупность основных способов получения новых знаний в рамках науки истории политических и правовых учений, который включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения.
 
Библиография

1.    Большая Советская энциклопедия (БСЭ). Т. 21. – М., 1977.
2.    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М., 2006.
3.    Буренко В.И. История политической мысли. – М., 1991.
4.    Карамзин Н.М. Записка о старой и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. – М., 2002.
5.    Лебедев А.Б. Исторические типы государства и права. –  Варонеж: 2000.
6.    Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник. –М.: «ИНФРА», 2004.
7.    Нерсесянц В.С. Юриспруденция – наука о свободе // Законодателство и экономика. – 1997. № 17-18.
8.    Орлов А.С., Георгиев В.А., Терещенко Ю.Я. Курс истории России. – М., 2007.
9.    Политическая история России. Учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2009. – 352 с.
10.    Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. – М., 1989.
11.    Сошкин А.Л. Предмет, метод и методология истории политических и правовых учений. // Полис. 1991. № 11.
12.    Татищев В.Н. Избранные произведения (первоначально издан 1979 г.). – СПб., 2007.  
13.    Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. – М., 1977.
14.    Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. – М., «Юридическая литература», 1994. С. 19.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 582
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba