СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Понятие и функции основных принципов международного права
Принципы международного права в теории международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего, для государств и международных организаций.
Необходимо подчеркнуть, что не следует путать принципы международного права и принципы правосознания. Последние представляют собой субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как в идеале должны регулироваться те или иные общественные отношения, в то время как принцип права представляет собой нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.
Принципы международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем. Принципы призваны выполнять две функции :
1) стабилизационную - помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;
2) фиксирующую - закреплять все новшества практики международных отношений.
Характерной чертой принципов международного права является их универсальность, которая понимается как распространение на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Таким образом, принципы международного права являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
При толковании и применении принципов международного права принято применять системный подход, т.е. важно помнить, что все они взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов .
2. Исторический характер основных принципов международного права и их источники
Принципы международного права созревали на протяжении многих веков. Еще в древнем Риме создавались договоры, связанные с зарождением принципов международного права, правда, эти договоры в большинстве случаев были неравноправными и более сильная сторона ущемляла интересы более слабых. Но уже при переходе от феодализма к капитализму принципы международного права стали выглядеть намного цивилизованней. На Вестфальском конгрессе впервые за круглым столом собрались как равноправные участники представители европейских государств независимо от их религии и форм государственного строя. Но в конце 19 - начале 20 века принципы международного права сильно пошатнулись в связи с обострением противоречий между капиталистическими державами. Гитлеровские зверства поставили со всей остротой вопрос о необходимости международной защиты прав человека. Принцип уважения основных прав и свобод человека был зафиксирован, хотя и в весьма общей форме, в Уставе ООН. Широкое демократическое и национально-освободительное движение, вызванное борьбой против фашизма во второй мировой войне, обеспечило включение принципа самоопределения народов в Устав ООН.
Сегодня основные принципы современного международного права закреплены, прежде всего, в Уставе ООН. Однако некоторые из них сформулированы в нем очень кратко. Поэтому по инициативе ряда европейских государств в 1960-е годы в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов. Она завершилась принятием в 1970 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Декларация содержит семь принципов:
1) принцип неприменения силы или угрозы силой;
2) принцип мирного разрешения международных споров;
3) принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;
4) обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;
5) принцип равноправия и самоопределения народов;
6) принцип суверенного равенства государств;
7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права.
Это не значит, разумеется, что в международном праве только семь основных принципов. Декларация не ставила своей задачей дать полный их перечень. В Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. содержится десять основных принципов. К перечисленным в Декларации 1970 года добавлены принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и его основных свобод.
Возрастание роли международных отношений в обществе и появление новых жизненно важных, глобальных проблем ведут к увеличению числа основных принципов международного права. К примеру, с повышением международного значения проблемы охраны окружающей среды в международном праве возник и развивается важный принцип охраны окружающей среды как принцип общего международного права .
В связи с понятием основных принципов международного права необходимо отметить концепцию «основных прав и обязанностей государств». Комиссия международного права ООН по поручению Генеральной Ассамблеи разработала и представила ей в 1949 году проект Декларации прав и обязанностей государств, состоящий из 14 статей. Этот проект, не получив окончательного одобрения Генеральной Ассамблеи, был разослан на отзыв правительствам; отзывов поступило очень мало, и Генеральная Ассамблея к нему более не возвращалась.
Систематика основных принципов имеет скорее доктринальный, чем прикладной характер, однако она является важнейшим методом их исследования, установления периодов развития, соотношения друг с другом, выявления нормативной базы, ее достаточности. Она может быть осуществлена по ряду оснований: по форме объективирования, по историко-политическим признакам, по объекту и важности защищаемых отношений как для сообщества в целом, так и для государств, по характеру взаимосвязей самих принципов.
1. Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юридической силе. Некоторые традиционно признанные и находящиеся в стадии становления принципы с успехом реализуются именно в форме обычая. Ряд как традиционно признанных, так и находящихся в стадии становления принципов с успехом реализуются именно в форме обычая. К первым относятся принципы территориальной целостности, нерушимости границ государств, ко вторым - принципы разоружения, защиты окружающей среды.
2. По признаку историческому принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства, так называемые «доуставные принципы», «уставные принципы», пришедшие в систему международного права после второй мировой войны, «послеуставные» - новейшие - принципы международного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды.
Таким образом, начинает хронологический ряд принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, а завершает - принцип, обязывающий субъектов международного права сотрудничать в защите окружающей среды.
3. По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, могущие также быть названными системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид классификации показывает, каким принципам должно быть уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы .
4. Особую роль в системе основных принципов играют так называемые функциональные принципы: они пронизывают всю систему международного права, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой международного права, являются неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестного соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров, сотрудничества, равноправия (равенства). Остальные принципы представлены такими, как принцип уважения прав и основных свобод человека, всеобщего и полного разоружения, нерушимости и неприкосновенности границ, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государств, и др.
5. По объекту сотрудничества выделяют три группы принципов:
1) защищающие мир и безопасность;
2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;
3) защищающие права человека, народов и наций.
В последней четверти XX в. утвердились новые, послеуставные принципы, заставляющие переосмыслить взаимосвязи между самими принципами, в частности, выделить такие, которые являются важнейшими в системе принципов. В связи с этим в первую группу, по сути, возглавляющую все принципы, должны быть включены принципы уважения прав и основных свобод человека, равноправия и самоопределения народов и наций, международной защиты окружающей среды, наиболее тесно связанные с системообразующими факторами нашей цивилизации.
Принципы второй и третьей групп, различаясь между собой, по существу, являются служебными относительно принципов первой группы. Принципы второй группы включают принцип запрещения применения силы и угрозы силой, территориальной целостности государства, нерушимости государственных границ, всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, обеспечивая сотрудничество государств по поддержанию мира и безопасности; принципы третьей группы включают собственно принципы сотрудничества государств, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств, мирного разрешения международных споров, добросовестного выполнения международных обязательств.
Перечисленные систематизации не исключают друг друга; каждая из них свидетельствует о многогранности такого явления, как основные принципы международного права, и о необходимости учета всех его сторон в процессе нормотворчества - кодификации и прогрессивного развития принципов. Принципы находятся в развитии, их содержание постоянно совершенствуется. Динамизм принципов проявляется, во-первых, в создании новых универсальных договоров или обычаев, конкретизирующих и дополняющих уже сложившиеся нормы; во-вторых, в создании новых основных принципов международного права, соответствующих новому пониманию задач, стоящих перед цивилизацией в целом. Так, принцип уважения прав и основных свобод человека, закрепленный в самой общей форме в универсальных положениях ст. 1 Устава ООН, конкретизирован и развит в Пактах о правах человека 1966 г., защищающих широкий перечень прав человека - политических, гражданских, экономических, социальных, культурных; в настоящее время завершается формирование принципа всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принципа международного сотрудничества государств по охране окружающей среды.
Систематизация основных принципов условна, ибо все они взаимосвязаны, и каждый принцип имеет значение для всей межгосударственной системы. Тем не менее, систематизация практически полезна, так как регулирующая роль отдельных принципов проявляется преимущественно в различных сферах международных отношений.
С этой оговоркой принята следующая группировка основных принципов международного права:
1) принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем;
2) принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности;
3) общие принципы международного сотрудничества.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основные принципы международного права – это общепризнанные нормы, без которых не может существовать межгосударственных отношений. Принцип права - это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития. Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Принципы международного права формируются обычным и договорным путем .
3. Принцип территориальной целостности государств
В современных межгосударственных отношениях принцип территориальной целостности государства имеет большое значение, прежде всего, потому, что он связан с обеспечением безопасности государства, гарантией защиты от внешнего вторжения на его территорию, насильственного изменения его территориальных границ.
Попытки изменить границы государств без их согласия всегда являлись выражением агрессии, неоднократно приводили к войнам. Но и сегодня не удается избегать вооруженных конфликтов между государствами по территориальным спорам. Угрозу безопасности государств и их территориальной целостности несут этнические, региональные и локальные конфликты, которые нарушают стабильность не только в отдельно взятой стране, но и способны вызвать конфликтную ситуацию в регионе и во всем мире.
Именно территория, как часть природы и Земного шара является источником ресурсов и условием существования человека. Поэтому человек, прежде всего, стремится к осуществлению физического контроля над территорией. Этот контроль определяется уровнем цивилизационного развития. Территория в значительной степени подвержена влиянию социальной среды и под этим влиянием претерпевает различные трансформации.
Исторически большинство территориальных споров выяснялись силой. Территориальные вопросы и сегодня относятся к числу наиболее острых проблем международных отношений, которые вызывают
конфликты между государствами. Они непосредственно связаны с установлением суверенной власти государств в конкретном регионе мира и/или с сохранением независимости определенного народа, утверждением его геополитической и цивилизационной идентичности. И сейчас, в начале XXI века влияние национального самосознания, демографические и
экономические потребности в ресурсах и т. д. дают достаточно оснований для возникновения и роста территориальных споров и притязаний.
В настоящее время международные отношения характеризуются чрезвычайным разнообразием и сложностью. Перед человечеством стоит множество нерешенных проблем. Одной из таких проблем являются разного рода территориальные споры, которые выливаются в ожесточенные вооруженные конфликты, унося за собой десятки и сотни тысяч человеческих жизней, разрушенные города и деревни, коммуникации и природные ресурсы.
Значительное количество территориальных претензий связано с незавершенностью формирования державной карты мира. Оно идет и по пути приобретения независимости, и по модели дезинтеграции ранее единых государств.
Итак, значение рассматриваемого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и заключается в защите территории государства от любых посягательств.
Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) следующим образом: каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны». В Уставе ООН также подчеркивалось, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава», и что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом .
Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств. Звучит она следующим образом: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».
Этот принцип отличается от рассмотренных выше принципов запрещения использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства обязаны уважать территориальную целостность друг друга и, следовательно, должны «воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН».
Заключение
Комплекс основных принципов развивается не только путем включения в него новых принципов, но и в результате расширения содержания уже имеющихся. Содержание принципов характеризуется как стабильностью, так и динамизмом, учетом потребностей сообщества в условиях глобализации. При этом содержание каждого принципа развивается с изменением других принципов. Этот аспект имеет особое значение для принципов в силу общего характера их содержания. Между принципами нет какого-либо формального соподчинения, но реальное значение принципов неодинаково. Очевидно, первое место принадлежит принципу неприменения силы, а принцип мирного разрешения споров его дополняет. Более того, от соблюдения принципа неприменения силы зависит эффективность и всех иных принципов.
Активный процесс становления и развития содержания комплекса основных принципов свидетельствует о значении, придаваемом сообществом упрочению его нормативных основ. Никогда в прошлом ничего подобного не наблюдалось. Наличие развитого комплекса принципов - характерная черта современного международного сообщества и его права.
Существенным моментом в развитии комплекса основных принципов является углубление их демократизма. Демократические идеи постепенно пронизывают всю организацию сообщества и систему его права. Процесс достиг такого уровня, что сегодня можно говорить о принципе демократии, оказывающем серьезное влияние на содержание остальных принципов, а главное - имеющем первостепенное значение для обеспечения нормальной жизни международного сообщества. Велико его влияние и на государственно-правовые системы. Современный мировой порядок мыслим лишь как демократический. Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции «Содействие утверждению демократического и справедливого международного порядка». Коснемся отдельных принципов.
Основные принципы закреплены Уставом ООН и зачастую так и именуются - «принципы Устава ООН». Их содержание раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г. Значение принципов в мировом порядке XXI в. раскрыто в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. В ней говорится, что принципы доказали свой всевременной и всеобщий характер. Их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Задача
На брифинге, проводившемся 26 мая 1998 г. в пресс-центре МИД РФ, официальным представителем Министерства была дана оценка крупномасштабной военной операции Турции в Северном Ираке, которая мотивировалась ссылками Турции на необходимость борьбы с якобы просочившимися в этот район боевиками рабочей партии Курдистана. Было указано, что это уже далеко не первое грубое нарушение Анкарой фундаментальных норм международного права, суверенитета и территориальной целостности соседней страны и что стремление возвести подобные действия чуть ли не в «дежурную» практику неприемлемо, чем бы оно не оправдывалось. Турецкие войска должны быть незамедлительно выведены с территории Ирака, а возникшие проблемы следует решать не силовыми, цивилизованными политическими методами.
Вопросы к задаче. Как можно оценить позицию представителя МИД РФ в связи с данной им оценкой политики турецкого правительства по отношению к Ираку в свете основных принципов международного права?
В данном случае речь идет о грубом нарушении основополагающих норм международного права, попрании суверенитета, территориальной целостности Ирака. В связи с этим представитель МИД РФ требует прекращения вооруженного вторжения Турции в Ирак. Следует согласиться с позицией российской стороны в том плане, что имеющиеся проблемы следует решать в строгом соответствии с нормами и принципами международной законности. Мировое сообщество не должно мириться с подобными действиями, чем бы они ни мотивировались. Таким образом, МИД России осуждает военную операцию, осуществленную турецкими силами в Северном Ираке под традиционным предлогом преследования боевиков Рабочей партии Курдистана. Складывающая в Северном Ираке ситуация не может не вызывать некоторых аналогий с косовской. Фактическое отсутствие какой-либо реакции Запада является явным проявлением политики «двойного стандарта». В одном случае, трудности с урегулированием болезненной внутренней проблемы повлекли за собой использование всей мощи военной машины НАТО, а в другом - беззаконие в отношении суверенной страны и жертвы среди мирного населения закрывают глаза.
Список использованной литературы
1. Устав ООН. 1945 г.
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. 1970 г.
3. Конституция РФ.
4. Ануфриева Л.П. Международное публичное право. - М.: Проспект, 2009. - 997 с.
5. Бекяшев К.А. Международное публичное право. - М.: ТК Велби, 2005. - 224 с.
6. Ильин Ю.Д. Международное публичное право. - М.: Норма, 2008. - 303 с.
|