СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Субъективные причины преступности – определенные элементы социальной психологии, проявляются в искаженных потребностях, интересах, целях, мотивах, нравственных ценностях и правосознании лиц, совершающих правонарушения[1].
В комплексе причин преступности религиозные и национальные интересы часто отражают противоречия, возникающие между более мелкими группами, составляющими общество. Рост таких противоречий, их конфликтное углубление могут приводить и приводят к тому, что для определенных групп лиц закон перестает быть законом в плане обязательно-властного веления государства. Подобное поведение характерно не только для исламских фундаменталистов, но и для руководителей ряда религиозных новообразований, получивших в научно-популярной литературе определение "деструктивные религии и культы", а также ряда иностранных миссионеров, осуществляющих свою деятельность на территории России.
Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности. Ю.М. Антонян отмечает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от его социальной сущности, вне связи со всей системой общественных отношений, в которую он включен. Именно под их воздействием формируется социальный облик преступника как целостное единство конкретного лица с образующими его нравственно-психологическими чертами и свойствами: взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства[2].
Нравственно-психологические черты и свойства личности, в том числе и личности преступника, зависят и от его религиозных воззрений. В идеологии почти всех религий можно, с одной стороны, найти положения не только допускающие, но поощряющие, как противоправное так и преступное поведение адептов во имя высшей справедливости, с другой - требование полного законопослушания. Поэтому нельзя согласиться с односторонним утверждением, что принадлежность к традиционной религии, в отличие от нетрадиционной, способно удержать индивида от совершения преступления.
Не подлежит сомнению право каждого человека на свободу вероисповедания, в том числе и право не исповедовать никакой религии. Однако в свете изменений, произошедших в мире в XX веке, появление ряда сект и культов, ориентированных на нивелирование прав и свобод человека, не принадлежащего к данному культу, провозглашение исключительности того или иного религиозного направления, возникла насущная необходимость упорядочить миссионерскую и иную деятельность подобных организаций.
В понятие «религиозная среда», как отмечает Р.Г. Гунарис, входит достаточно много компонентов, как-то группа субъектов, характеризующихся общностью идеологии, наличием иерархии, обрядовостью[3].
Отсюда вытекает определение религиозной среды: это неопределенный круг людей – адептов (последователей причисляющих себя к различным культам и религиозным направлениям), обладающих идеологией, основанной на вере в сверхъестественное, основанный на определенной иерархии, на вершине которой находится божественная или демоническая сущность или наиболее продвинутый в идеологии учитель, выполняющий в целях служения или для достижения иных духовных целей определенные обряды.
М.С. Фокин предлагает следующую классификацию религиозных объединений, деятельность которых сопряжена с совершением преступлений, и условно разделяет их на две группы:
1) религии, основы вероучения которых не содержат противоправных моментов, а преступления совершаются лишь конкретными участниками религиозных групп из собственных побуждений, по личным мотивам;
2) религии, основы вероучения которых, прямо или косвенно, нарушают либо призывают к нарушению норм, охраняемых, как правило, уголовным законом[4].
Преступная религия, по мнению М.С. Фокина, поощряет совершение преступлений, призывает своих последователей к совершению данных деяний, а равно побуждает либо принуждает к отказу от реализации гражданских прав и невыполнению гражданских обязанностей[5].
В основу классификации религиозных преступлений положены особенности: а) субъективной стороны преступлений (в частности форму вины, цели, мотивы); б) объективной стороны преступлений (способа совершения); в) особенности субъекта преступлений. Выделение субъекта связывается с наличием у него особенностей правосознания, возникающих под влиянием религиозной идеологии. В этой связи данные преступления можно разделить на две группы: первая – преступления в религиозной среде, связанные с культовой мотивацией; и вторая – преступления в религиозной среде, не связанные с культом.
К первой группе относятся:
- умышленные преступления, совершаемые адептами (последователями и приверженцами) культа по религиозным мотивам;
- преступления, совершаемые религиозными и духовными лидерами по религиозным мотивам.
Ко второй группе относятся:
- иные преступления в религиозной среде[6].
Поскольку в основу разграничения религиозных преступлений положена общность мотивации, то рассмотрим этот вопрос подробно. Общеизвестно, что не бывает преступлений без причины, то есть безмотивных преступлений[7].
Под религиозной мотивацией следует понимать такие внутренние побуждения лица, которые связаны с одобрением или даже предписанием действовать определенным образом со стороны так называемых «высших сил», либо лиц выступающих от имени таких сил, мнение которых является для верующего-преступника обязательным и истинным и оправдывающим преступное поведение.
Условия преступности – явления, не порождающие, но способствующие либо препятствующие порождению преступности.
Объективные условия преступности – недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин правонарушений.
Субъективные условия преступности – это демографические и социально-психологические особенности населения (черты характера, темперамент, возраст, пол и др.)[8].
2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
2.1. Стратегия противодействия религиозной преступности
Основой правовой базы противодействия любым формам религиозной преступности в нашей стране является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" (от 25 июля 2002 года) закрепил основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности и установил меры ответственности за ее осуществление. Предусмотрено осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера, к которым, в частности, относится объявление предостережения или вынесение письменного предупреждения руководителю общественного или религиозного объединения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Деятельность общественного или религиозного объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности может быть также приостановлена до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо о запрете его деятельности.
В целом существующая система российского законодательства обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с экстремизмом любой религиозной или национальной окраски. Однако имеющийся потенциал мер правового противодействия не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании борьбы с религиозной преступностью.Провозглашение равенства людей вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, представляет собой необходимую, но не исчерпывающую составляющую защиты человека и гражданина от различных форм дискриминации.
Действующее в России законодательство запрещает возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Так, в соответствии со ст. 29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Статьей 19 Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Согласно Закона РФ "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни[9].
Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
В статье 239 УК РФ законодатель предусматривает ответственность за создание религиозных или общественных объединений, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным применением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, также руководство такими объединениями.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью 136, которая предусматривает ответственность за причинение вреда правам и законным интересам граждан, выразившееся в нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Статья 63 УК РФ в качестве отягчающего обстоятельств при совершении преступлений признает совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.
Тем не менее, как отмечает В. Щегорцов, в нашей стране еще не в полной мере осознана угроза религиозного и национального экстремизма для российской государственности, для многонационального и поликонфессионального российского общества. Речь идет и о радикальных политизированных формах ислама, и об экстремистских националистических группах, и о проповеди "богоизбранности" отдельных народов. При этом надо отметить, что крайние националистические настроения имеют тенденцию распространения не только в среде русской молодежи, как это порой представляется телеканалами. Все это печально, ведь из мировой истории известно, что проповедь исключительности одних религий и народов, их незаслуженное доминирование в тех или иных сферах жизни социума всегда порождали ответную реакцию других этносов и религиозных общин[10].
2.2. Предупреждение религиозной преступности
Противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность, что обусловлено продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом национального и религиозного экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.
Взаимосвязь криминологии и религии ярко проявляет себя в деятельности по предупреждению и пресечению преступности. Особое значение в профилактике правонарушений отводится правоохранительным органам. Для предотвращения правонарушений и преступлений на религиозной почве и использования религии в противоправных целях правоохранительными органами выявляются причины нарушения закона, в первую очередь, "О свободе совести и религиозных объединениях" и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, уже совершившей преступление, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляемые правоохранительными органами в ИТУ в последние годы, активно используют гуманистический потенциал современных религий.
Для профилактической работы по предупреждению преступлений на национальной, расовой или религиозной почве правоохранительные органы обладают широкими возможностями, перечисленными в законах "Об оперативно-розыскной деятельности", "О милиции" и "О прокуратуре", "О безопасности" и "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации".
Масштабы экстремизма, его межгосударственный характер сделали необходимым совершенствование системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе. Это относится к созданию правовых актов, планированию и осуществлению предупредительных, оперативно-розыскных, политических, экономических и иных мероприятий, а также обеспечению недопустимости и пресечению возбуждения национальной и религиозной вражды.
Для нахождения эффективных путей предупреждения различных форм религиозной преступности, правильному выбору средств и методов борьбы с ней важен комплексный социологический и политологический анализ этого сложнейшего социально-политического феномена, его глубокое теоретическое осмысление, изучение законодательного опыта зарубежных государств.
На состояние и динамику межнациональных отношений существенное влияние оказывает религиозный фактор, который проявляется в виде исторически сложившихся, устойчивых этноконфенссиональных взаимоотношений между конфессиями, претендующими на национальное представительство.
В общественном и индивидуальном сознании эта взаимосвязь между определенными этносами и конфессиями, наложившая глубокий отпечаток на духовный облик и национальную культуру соответствующих народов, нередко приводит к сближению или даже отождествлению национальной и конфессиональной принадлежности[11].
Как показывает историческая практика, любая религия может стать и зачастую становится идеологической оболочкой национально-политических движений, идейным знаменем политических сил, вступающих в острый межнациональный или военно-политический конфликт.
Более того, религия может служить мощным катализатором такого конфликта: углубить его остроту, максимально ограничив возможности примирения сторон, расширить его масштаб и перевести в затяжной, втягивающий в межнациональную бойню многие народы и многие поколения этих народов[12].
С целью предупреждения подобного разворачивания событий государство, которое несет главную ответственность за противодействие религиозному экстремизму, должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для профилактики и борьбы с религиозными преступлениями и религиозным экстремизмом, инициируя необходимые меры и осуществляя адекватные правовые действия по защите общества.
Основой обеспечения эффективной организации предупреждения религиозной преступности в России, по мнению большинства исследователей, является создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, профилактике и пресечению религиозных преступлений, разработка и реализация общегосударственной комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный (оперативный, розыскной, технический, охранный) и другие аспекты[13].
Эта программа должна основываться на следующих основополагающих принципах и стратегических установках:
-уяснение содержания религиозной преступности (ее субъектов, целей, задач, средств, а также типологии современного экстремизма, социальной базы и его специфики);
-преимущество превентивных мероприятий, позволяющих осуществить оперативное пресечение религиозных преступлений на стадии их реализации, обеспечение правомочий и ресурсов;
-обеспечение согласованности усилий силовых ведомств и органов власти всех уровней на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней;
-всестороннее обеспечение осуществляемых специальных и идеологических мероприятий;
-воспитательно-идеологическое дифференцированное воздействие на население, экстремистов, субъектов их поддержки и противников, всестороннее информационно-психологическое обеспечение антиэкстремистской деятельности;
-неуклонное обеспечение неотвратимости наказания за религиозные преступления в соответствии с законом[14].
Эффективная борьба с религиозной преступностью предполагает искоренение и нейтрализацию факторов, устранение социально-экономических и политических условий, которые непосредственно способствуют её возникновению и развитию.
Поскольку одной из причин обострения религиозной преступности является нерешенность социальных, в том числе национальных и религиозных проблем, особенно тех, которые имеют для данной национально-этнической группы бытийное значение и связаны с ее самооценкой и самореализацией, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями, для сокращения социальной базы религиозной преступности, требуется создание условий для их решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение причин и условий религиозной преступности, позволило сделать вывод, что источники религиозных преступлений, как правило, лежат глубже - в социально-экономической сфере, неравенстве экономического положения и жизненных условий различных этнонациональных групп, несовпадении их интересов, а также в историческом наследии политического и военного противоборства за обладание территориями, ресурсами, в прошлых и нынешних ошибках правителей и политиков.
Среди причин религиозной преступности также можно называть:
-отсутствие целенаправленной национально-культурной политики, учитывающей особенности и специфику религии данного этноса;
-нарушения и ограничения прав нации, а также гражданских прав и свобод по национальному или другому признаку (национальная, религиозная, социальная дискриминация);
-неуважение к языку, культуре людей другой национальности, особенно если это происходит в отношении лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Основными причинами распространения и активизации религиозной преступности в той или иной стране являются длительные периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, усилением социальных противоречий, растущей преступностью, а с другой - низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения.
По итогам нашей работы можно сделать также вывод о том, что в российской правовой системе имеется целый ряд механизмов противодействия дискриминации и разжиганию религиозной вражды. В большинстве своем в реальной жизни эти механизмы слабы и малоэффективны. Возможность их использования существует, скорее, в теории, нежели в устоявшейся практике. Это объясняется рядом обстоятельств, в том числе явным дисбалансом материальных и процессуальных правовых норм, недостатками действующих нормативно-правовых актов, отсутствием соответствующего правоприменительного опыта, включая судебную практику, недостатком юридической или политической воли у правоприменителей, и, наиболее, на наш взгляд, существенным фактором – отсутствием общественного интереса к проблемам противодействия дискриминации по религиозным мотивам и общей невостребованностью соответствующих правовых механизмов. Этот общий вывод ни в коей мере не означает, что имеющиеся механизмы не имеют практического значения, и что ничего не может быть сделано для улучшения ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
4. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 12. 1991 г. № 2124-1 в ред. от 29.06.2004 г. // СЗ РФ. – 2004. - № 47. – Ст. 4.
Специальная и учебная литература
1. Аксенов Н. В моей смерти вините сатану. // Щит и меч. – 2000. - № 40.
2. Аналитический вестник. Вып. 17. (Федеральное Собрание РФ, Аппарат Государственной Думы, Информационно-аналитическое управление). – М., 2003.
3. Галиакбаров Р.Р. Уголовное право. Общая часть. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 1999.
4. Гунарис Р.Г. Религиозная мотивация как критерий разграничения «ритуальных» и «культовых» преступлений. // В кн.: Сборник научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. Вып. 5. – Ставрополь, 2004.
5. Егорцев К.Е. Тоталитарные секты: свобода от совести. – М.: ИНФРА-М, 1997.
6. Криминология: учебник. / Под ред. Ю.М. Антонян. – М.: Юрид. лит-ра, 2004.
7. Криминология. / Под ред. А.И. Долговой. – М.: Юрид. лит-ра, 1997.
8. Крылова Г.А. Свобода совести на весах правосудия. – М.: Норма, 1998.
9. Фокин М.С. Уголовно-правовая характеристика организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан. Автореф. дисс….канд. юрид. наук. – Омск, 2000.
10. Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. – СПб: Питер, 2001.
11. Щегорцов В. Осторожно экстремизм. // Красная звезда. – 2006. - № 2.
[2] Криминология: учебник. / Под ред. Ю.М. Антонян. – М.: Юрид. лит-ра, 2004. – С. 77.
[3] Гунарис Р.Г. Религиозная мотивация как критерий разграничения «ритуальных» и «культовых» преступлений. // В кн.: Сборник научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. Вып. 5. – Ставрополь, 2004. – С. 212.
[4] Фокин М.С. Уголовно-правовая характеристика организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан. Автореф. дисс….канд. юрид. наук. – Омск, 2000. – С. 11.
[6] Гунарис Р.Г. Указ. соч. – С. 213.
[7] Галиакбаров Р.Р. Уголовное право. Общая часть. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 1999. – С. 166.
[8] Аксенов Н. В моей смерти вините сатану. // Щит и меч. – 2000. - № 40. – С. 14.
[9] Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 12. 1991 г. № 2124-1 в ред. от 29.06.2004 г. // СЗ РФ. – 2004. - № 47. – Ст. 4.
[10] Щегорцов В. Осторожно экстремизм. // Красная звезда. – 2006. - № 2. – С. 22.
[11] Крылова Г.А. Свобода совести на весах правосудия. – М.: Норма, 1998. – С. 112.
[12] Егорцев К.Е. Тоталитарные секты: свобода от совести. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 21.
[13] Криминология. / Под ред. А.И. Долговой. – М.: Юрид. лит-ра, 1997. – С. 221.
[14] Аналитический вестник. Вып. 17. (Федеральное Собрание РФ, Аппарат Государственной Думы, Информационно-аналитическое управление). – М., 2003.
|