Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 25.11.2024, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

психологические переживания родивших женщин.
Диплом | 05.09.2014, 16:13

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление
Введение    3
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1.    Родовая боль и особенности отношения к ней будущей матери    9
1.2.Психологические особенности переживания матери во время беременности и родов    18
1.3. Влияние эмоционального состояния матери на ребенка    28
Выводы по первой главе    43
Глава 2 Логика исследования
2.1. Организация исследования и характеристика выборки    45
2.2. Методы исследования    48
Выводы по второй главе    51
Глава 3  Эмпирическое исследование психологических переживаний у женщин
3.1. Показатели психического состояния у беременных женщин    52
3.2. Показатели психического состояния у родивших женщин    58
3.3. Динамика изменений психического состояния у женщин. Анализ и обсуждение результатов исследования    63
3.4. Анализ и обсуждение результатов исследования    68
Выводы по третьей главе    70
Заключение    73
Список использованной  литературы:    78
Приложения

 

 


Введение

Материнство является одной из основных фундаментальных человеческих ценностей. Проблема материнства имеет различные аспекты: социальный, медицинский, культурологический и психологический, содержание которых изменяется в истории развития цивилизации. 
в настоящее время, в обществе, проявляются следующие негативнее тенеденции. Женщины отказываются от рождения детей,  для многих теряется смысл материнства, в основном женщины реализуют себя в основном в профессиональной деятельности и в социальной роли.
В то же время существующая система помощи при родах, не всегда оказывается эффективной. Все чаще регистрируются случаи нарушения протекания беременности и родовой деятельности, родовой патологии, подвергающие жизнь роженицы и ребенка риску Нередки случаи летального исхода в родах для женщины либо новорожденного.
Детерминантой эмоционально-негативного  отношения к родам являются многие причины, которые могут возникнуть в результате сочетания дефицита информации и негативного характер. Следующий фактор -  представление о неизбежности боли. Все эти факторы,  являются сильными стрессорами [26],[47],[50] и приводят к изменениям  к искажению деятельности организма и психического состояния женщины, которые необходимы для развития нормальной родовой деятельности. 
Самым главным, в проявлении интенсивности переживаний (как положительных, так и отрицательных), связанных с предстоящим материнством, является период, непосредственно перед родами. В последние недели беременности происходят особенные изменения психологического и физиологического состояния женщин, характер которых зависит от стиля переживания беременности и отношения к вынашиваемому ребёнку [13]. 
Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Особый интерес к этой проблеме, связан прежде всего, с ростом демографических проблем, такими как, снижением потребности в детях,  ростом девиантного материнства, числа отказов от ребенка и т.п. 
С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его новой ролью – ролью родителя. 
Нужно отметить, что этап беременности является особым, переломным этапом в формировании как роли матери и отца, родительского отношения. 
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. 
В настоящее время, в науке, повышается интерес к комплексным исследованиям материнства. Материнство как самостоятельность, имеет сложную структуру, об этом свидетельствуют множественность культурных и индивидуальных вариантов, важность материнства и ее поведения для развития ребенка.
Исходя из того, что беременные женщины очень восприимчивы к различным изменениям в период беременности, проблема психологических стрессов женщины во время родов, становится актуальной в акушерстве: Коваленко Н.П., 1996; Брехман Г.И., 1998. [39]
Психическое здоровье беременных является не менее важным, как и  оказание специализированной акушерско-гинекологической помощи.  Даже нормально протекающая беременность связана с амбивалентными психологическими переживаниями беременной женщины, которые могут усугубить и осложнить течение беременности и родов при действии психотравмирующих факторов (конфликтов – семейных и производственных, утрат, экономических проблем, чрезвычайных ситуаций и т.д.). Дополнительные нагрузки, которые ложатся на плечи беременной, могут являться повреждающими факторами, как для беременной, так и для внутриутробного плода. 
Мы полагаем, что во время родов женщина находится в экстремальной ситуации, поэтому может проявить себя в трех модусах: страдания; стойкости, мужества и роста личности, трансгрессии (Магомед-Эминов, 2006). [28] На сегодняшний день ощущается необходимость в разработке комплексных программ психологической помощи женщинам, в сравнительных исследованиях психологических состояний беременных, находящихся в состоянии условной «психологической нормы беременности», острого и хронического стресса. Ранняя диагностика источников и проявлений психологического стресса, своевременная психологическая помощь позволит снизить риск развития негативных эмоциональных состояний, нарушения привязанности и отвержения ребенка, дезадаптации во время беременности  и родов. 
Ранняя диагностика источников и проявлений психологического стресса, своевременная психокоррекция возникших состояний позволит профилактировать акушерские и соматические осложнения, возникающие во время беременности как последствия стресса. 
 В то же время, изучение психических состояний беременных женщин, является на сегодняшний день, одной из мало разработанной в отечественной науке. 
Актуальность психологического изучения материнства обуславливается противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей с увеличением числа социального сиротства, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и недостаточной разработанностью программ социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Считается, что нормы материнского отношения нет, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. В то же время всегда существовали явления, которые во все исторические периоды считались отклоняющими проявления материнского отношения. Они могли носить более скрытые или открытые формы. 
Цель исследования: определить закономерности психологического состояния женщины во время родов, на этом основании установить оптимальную картину формирования готовности к материнству и выявить условия, способствующие позитивным и негативным переживаниям матери при рождении ребенка. 
Предмет исследования: психологические переживания родивших женщин.
Объект исследования: нарративы женщин после рождения ребенка.
Гипотеза исследования:
1.    Во время родов у женщин проявляются негативные, нейтральные и позитивные переживания.
2.    Подготовка к родам, влияет на особенности психических переживаний во время родов и на восприятие ребенка и роли матери
Общий план исследования базируется на следующих положениях: психологические переживания во время родов связаны с отношением женщины к ситуации беременности, к будущему ребенку. Если состояние женщины во время беременности остается неудовлетворительным, это определяет необходимость использования дифференцированных комплексных психопрофилактических программ.
Задачи исследования: 
1. Выявить типы отношения матери к ребенку после его рождения, соответствующие готовности женщины к успешному материнству, особенностями протекания родов и отклоняющиеся варианты. 
2. Выявить особенности психологического состояния женщины после родов.
Методологической основой исследования явились представления о родовой деятельности, как особом состоянии организма в целом, изменения нервной системы, психический компонент состояния, которая обозначается как «психологическая готовность к родам».
В рассматриваемой проблеме, важным являются и понятия эмоционального стресса, так как беременность и роды являются состояниями, требующими включения адаптационных механизмов, в том числе психических, а нарушения формирования родовой доминанты связаны с несовершенным функционированием этих механизмов.
Методы исследования: беседа, наблюдения, психологический эксперимент, методы математической статистики.
Этапы исследования и испытуемые:
1 этап: обследование проводилось на базе женской консультации, в поликлинике N 113 Москвы, на добровольной основе. В исследовании принимали участие женщины детородного возраста (от 17 до 36 лет). Средний возраст составил 28+12 лет (медиана 26 лет). Всего в исследовании приняла участие 32 беременных женщин. Беременные обследовались психологами в третьем триместре беременности (30- 40 недель) 85,6 % женщин живут в зарегистрированном или незарегистрированном браке. Все женщины  рожали впервые, 44 % женщин считали данную беременность ожидаемой и желанной. Без мужа планировали воспитывать ребенка 14,4% беременных.
Высшее образование было у 47,6% женщин. Большинство беременных были со средним специальным образованием (61,0%). Учились в высших учебных заведениях на период беременности — 22,2%.
Материальный уровень семей: доходы выше минимального прожиточного минимума были у 49,5% семей.
2 этап: обследование женщин после родов.  Роды у всех женщин прошли на 38–40 неделях беременности. Исследование проводилось на 3 –5 сутки после родов на базе Акушерско-гинекологического корпуса Центральной Клинической Больницы Медицинского Центра управления делами Президента Российской Федерации.
3 этап: выявление динамики изменения психических переживаний у женщин, перед предстоящими родами и после.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1.    Родовая боль и особенности отношения к ней будущей матери

Многие люди склонны думать, что понятия "роды" и "боль" неразделимы. Представление о том, что роды - это мучительный процесс, настолько устойчиво и привычно, что обычно никто не сомневается в том, что бывает иначе. Вся надежда будущих родителей возлагается на современную медицину, вооруженную большим количеством обезболивающих препаратов. Казалось бы - прощай боль и страх, но на деле все оказывается не так просто. Медикаментозное обезболивание имеет множество негативных последствий, как для мамы, так и для малыша, а в некоторых случаях бывает даже опасно для здоровья.
Боль — это проблема, неизменно существующая в любом обществе и являющаяся предсказуемым следствием таких явлений, как травма или болезнь. Боль влечет за собой серьезные последствия в плане здоровья, социально экономического благополучия и качества жизни.
Болевые ощущения, испытываемые женщинами во время беременности, это малоосвещаемая проблема, имеющая существенное значение в деле охраны здоровья населения. Синдромы острой и хронической боли, отмечаемые у беременных женщин, представляют собой сложную терапевтическую задачу, что в значительной  мере объясняется необходимостью взвешенного подхода к учету жизненно важных интересов матери и новорожденного ребенка.
Родовая боль является моделью острой боли. Родовая боль описывается в качестве клинического инструмента, или модели, для изучения острых болей . Боль во время родов отмечает большинство женщин, однако интенсивность боли может быть различной. Основными детерминантами интенсивности боли являются:
• Число родов в анамнезе
Например, когда интенсивность боли во время родов измерялась с использованием линейной шкалы (т.е. слабая, средняя и сильная), 60% нерожавших и 45% многократно рожавших женщин описали ее как сильную.
Боли в спине во время беременности
• Дородовая подготовка
• Прямое положение спины во время родов
Когда интенсивность родовой боли сравнивалась с болью, характерной для других состояний, с использованием многомерной шкалы McGill для оценки (MPQ) (1), самый высокий балл был зафиксирован у нерожавших женщин во время родов, после которого следуют такие состояния как (в ранжированном порядке):
Родовая боль у нерожавших женщин, прошедших дородовую подготовку к родовой боли.
При слабом контролировании болевых ощущений возможны отрицательные психологические эффекты, которые могут стать причиной предродовых, а также послеродовых депрессий. Послеродовая депрессия часто начинается до родоразрешения .
Слабо контролируемая боль может увеличить риск возникновения длительного постельного режима и в итоге привести к малоподвижности. Это может стать причиной таких заболеваний, как тромбоз глубоких вен и лёгочная эмболия. Чем дольше женщина и ее ребенок находятся в больнице, тем выше риск возникновения у них внутрибольничных инфекций.
Сильные неконтролируемые болевые ощущения, испытываемые матерью, могут привести к преждевременным родам, либо к спонтанно стремительным, либо к медицински спровоцированным. Преждевременные роды ребенка (до 36 недель беременности) требуют госпитализации матери в неонатальное отделение интенсивной терапии, что является одним из самых дорогостоящих видов госпитализации в государственную клинику.

 
Рис.1. Категории синдромов боли

Отделение ребенка от матери с момента родов — это период сильной эмоциональной нагрузки как для матери, так и для ребенка, который может привести к повышению материнской и неонатальной заболеваемости.
Для беременных женщин вообще характерны болевые ощущения. Примерно 25 из 56%беременных женщин страдают от поясничнотазовых или тазовых болей. У примерно 8% из этих беременных женщин тяжесть таких ощущений столь велика, что может потребоваться госпитализация . У одной трети беременных женщин болевые ощущения — это серьезная проблема, приводящая к нарушению ежедневной жизнедеятельности, работоспособности и сна.
Каких либо стандартных определений таких болевых ощущений не существует. К используемым терминам относятся: боли в области таза у беременных и поясничные боли у беременных. Кроме того, используется термин «дисфункция лобкового симфиза», но существует мнение, что таковая дисфункция является вторичной от поясничных или подвздошнокрестцовых нарушений.
В исследовании, в котором участвовало 870 страдающих болями беременных женщин, получивших направление на физиотерапию, более 76% женщин жаловалось на боли в области подвздошнокрестцовых суставов, и 57% — на боли в области лобкового симфиза. У этих женщин была обнаружена корреляция между предшествующими поясничными и тазовыми болями, повышением индекса массы тела во время беременности, повышением способности к деторождению и наличием в анамнезе гипермобильности суставов и болевыми синдромами текущей беременности.
Главные факторы, возможно, носят механический (из- за изменения в позе тела, вызванного увеличившейся массой в брюшной полости), а также гормональный характер (из- за изменений в тазовых связках).
Беременность может стать причиной нарушений врожденной стабильности костей и связок позвоночника и таза из- за повышения мышечной нагрузки с целью сохранения стабильности соответствующих суставов.
Другие категории болевых синдромов, приводящих к госпитализации беременных женщин, были обнаружены при ретроспективном исследовании. Сюда можно отнести такие болевые синдромы, как: ущемление нерва, боль в груди, фиброзное перерождение, постгерпетическая невралгия, синдром канала запястья и пролапс люмбального диска.
Болевые ощущения, связанные с рождением ребенка, могут иметь место во время беременности, во время родов, когда боль испытывают более 95% женщин, иногда во время операции кесарева сечения (КС), в случае недостаточной нервной блокады или слишком длительной операции, а также после родов, когда более 70% матерей жалуются на острую или хроническую боль.
Роды – процесс болезненный, ищутся способы профилактики болей в родах – в сфере психологии, в иной среде, например, предлагается рожать в воде и т.п. (Гриском К., Дик – Рид К., Оден М. и др.);
•процедура родов – это ответственный момент для врача и судьбоносный – для матери и ребенка, ибо в первые минуты появления младенца на свет должен состоятся контакт глаз между ним и его матерью, иначе вскоре придется преодолевать значительные трудности в общении между ребенком и матерью, 
К самым современным методам снижения родовых болей относят методы психологические. Было замечено, что без боли рожают обычно те женщины, которые ожидают роды совершенно спокойно, без страха, с большой радостью думая о появлении ребенка. Тогда как причиной ощущения боли являются тревога и страх перед родами как перед чем-то неизвестным, которые и вызывают судорожное напряжение мышц, в том числе и маточных. При этом, как полагают врачи, сдавливаются сосуды, проходящие через мышцы матки, в связи с чем нарушается подача крови и кислорода в эти мышцы, что и является причиной ощущения боли.
Отчасти страх перед родами поддерживается существующими штампами: беременность – время счастливого ожидания, роды – время невыносимых мук. С этой целью женщинам читают лекции, проводятся курсовые, индивидуальные или групповые собеседования, демонстрируются кинофильмы о родах, показываются гимнастические упражнения по нормализации дыхания, способствующие расслаблению мышц. Кроме того, применяются различные методы психопрофилактики: аутогенная тренировка, рациональная психотерапия.
Существует много книг и статей (Брусиловский А.И., Грофф С., Грэхэм Дж., Рыжков В.З. и др.), посвященных женщинам, ожидающим ребенка. В них подробно рассказывается о физиологических изменениях, которые происходят в организме женщины в период беременности, даются рекомендации по правильному питанию, режиму дня, гимнастике и т.д. 
Идея позитивной настройки на роды, идея относительности боли и возможности управлять своим отношением к ней достаточно распространена: "сами роды - это не так страшно, как об этом говорят недисциплинированные женщины, а все остальное - это вопрос терминологический: как относишься. 
Далее следует упомянуть об используемых для облегчения родовой боли техниках тела. Лекции в женских консультациях, а также некоторые научно-популярные книги способствовали частичному (порою, однако, бессистемному) усвоению некоторых признанных и допускаемых официальной медициной техник. Во-первых, это дыхательные техники. Во-вторых, к таким техникам относится самомассаж – растирание поясницы и крестца. Некоторые народные техники тела, напротив, противоречат официально предписываемым. Так, от роженицы в роддоме требуют, чтобы она лежала. Женщины же, как правило, предпочитают переносить боль нагнувшись или опустившись на четвереньки. Попытка рационального объяснения преимущества этой позы - апелляция к легким родам у четвероногих, которые видятся истинно "природными" существами, и стремление подражать им. Для борьбы с "природным" явлением нужно погрузиться в сферу "природного", как его принято понимать, слиться с ним - с болью нужно разговаривать на ее языке.
Еще одна альтернатива официально предписываемому лежачему положению - движение, ходьба, приседания, нужно ходить и даже, более того, приседать. И приседание - способствует родовой деятельности,  гораздо лучше любого стимулятора, которые вредны и которые применяют в роддомах. И вместе с тем оно снимает даже болевые ощущения. Распространены агрессивные действия с использованием различных предметов: в них вцепляются, сжимают, их грызут и кусают. Неоднозначен вопрос о допустимости крика во время родов.
Во-первых, по мнению медиков, крик наносит вред здоровью ребенка – вследствие возможного кислородного голодания. Во-вторых, он пагубно сказывается на здоровье матери. 
Боль в родах является важной составляющей родильного ритуала, женской инициации. Предполагается, что роды должны быть болезненными, и каждая женщина должна через это пройти, достойно справиться с задачей и выполнить предписываемую ей культурой роль - "состояться как женщина". Некоторые из сознательных техник борьбы с болью являются старыми, испытанными, традиционными. В ходе использования часть из них встречается с попыткой рационализации, переосмысления - с одной стороны, в соответствии с требованиями "здравого смысла", как его принято понимать в нашей культуре, с другой - с официальным научным знанием, которое при осмыслении неизбежно подвергается мифологизации.
Главной задачей является предупреждение госпитализации. Как только боль становится такой сильной, что нарушает ежедневную жизнедеятельность женщины, необходима госпитализация.
Главной целью лечения в первую очередь является использование нефармакологических методов, поскольку важно понимать, что плод является пассивным реципиентом любых принимаемых препаратов.
К нефармакологическим методам относятся: информационно- просветительная работа, консультации и физиотерапевтические упражнения. Кроме того, с большим успехом может быть использована чрескожная электрическая стимуляция нервов (TENS), горячие или холодные компрессы, контактная инфильтрация с использованием местных анестетиков и стероидов, а также физиотерапия Стабилизирующие упражнения, упражнения для растягивания определенных групп мышц и массаж — все это может уменьшить боль при беременности путем прерывания образования боли, возникающей из- за изменения позы, увеличивающегося лордоза, мышечных спазмов и усиления малоподвижности.
Использование таких средств, как костыли, ходильные рамы, вспомогательные подушки для поддержания позы в положении сидя и лежа, тазовые пояса, а также использование подвздошнокрестцовых поддерживающих поясов могут увеличить подвижность и снизить риск, связанный с длительным постельным режимом, и уменьшить вероятность образования тромбов и мышечной дезадаптации.
Беременным женщинам с неспецифическими тазовыми или поясничными болями следует также придерживаться методов, полученных в ходе проведения двух систематических исследований. Исследование Кокрейна показало положительный эффект от водной гимнастики, акупунктуры и использования специальных подушек для .
Второе систематическое исследование ничего не добавило к существующим выводам исследования Кокрейна из- за разнородности этих исследований. На самом же деле, должно существовать доказательство того, что индивидуализированная физиотерапия и акупунктура обеспечивают улучшение данных состояний Однако использование методов акупунктуры вызвало определенную обеспокоенность и замечания, особенно в связи со случаями самопроизвольных абортов. Тем не менее, в специальной литературе указанной взаимосвязи не обнаружено.
Дополнительное использование таких видов психотерапии, как аутотренинг и работа с консультирующим психологом, могут принести определенную пользу.
Эффективность анальгетиков до сих пор полностью не доказана, при этом одним из главных проблемных периодов использования препаратов при беременности является период органогенеза (недели 4 – 10). Важно ограничить использование медикаментов теми препаратами, безопасность которых доказана, чтобы минимизировать вредное воздействие на развивающийся плод. Такие препараты, как парацетамол и кодеин, безопасны при беременности, хотя применения НПВС следует избегать. Для успеха лечения крайне важна мультидисциплинарная командная поддержка и взаимодействие. 
Таким образом, боль  при   родах  является  неотълемой  частью родовой деятельности.  Хотя  женщины  и  отличаются  по  чувствительности  к  боли,  у  кого-то она  меньше, у  кого-то больше тем не  менее  боль испытывают  абсолютно  все  женщины, кроме тех  кому  делают  кесарево  сечение. В  итоге  боль, по мнению  большинства  женщин, это  духовная  связь  с  ребенком, помогающая  женщинам  почувствовать  появление  новой  жизни  на  свет.

 

 

 

 

 

1.2.Психологические особенности переживания матери во время беременности и родов

Роды – мощный физиологический процесс, оставляющий неизгладимый след в психике матери и рождающего ребенка. Это объясняется тем, что психологические и физиологические процессы человека тесно взаимосвязаны. [4]  Для женщины роды – это воплощение ее предназначения, один из кульминационных моментов в ее предназначения, один из кульминационных моментов в ее психодуховной жизни, влияющий на отношение женщины к самой себе и своему ребенку. Рождающийся, ребенок проходит через опыт драматического взаимодействия с окружающей его с момента зачатия вселенной – маминым организмом. Каким будет этот опыт: жестокой борьбой или мощным любящим взаимодействием – зависит от умений и психологического настроя мамы, а также от среды, которая будет ее окружать.[5]
К сожалению, психологическая сторона появления человека на свет долгое время полностью игнорировалась как отечественной, так и западной медициной.
Остановимся на характере телесных ощущений и эмоциональных реакций у женщин, вынашивающих желанную беременность.
Как известно, одним из главных новообразований периода беременности у женщин является возникновение интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом. Формирование этого опыта связано с тем, что, начиная со второй ее половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода. Обычно, женщины субъективно выделяют эти ощущения и сразу отличают их. Они подчеркивают их необычность, несравнимость ни с какими иными, ранее пережитыми телесными феноменами. Описывая эти естественные ощущения женщины, обычно прибегают к чрезвычайно образным сравнениям. Это особенно акцентировано в первое время, пока плод еще мал. Пытаясь передать свои ощущения, беременные рассказывают, как в начале они испытывают очень смутные, слабые, плохо локализованные «толчки», «неотчетливые перемещения». Для сравнения они используют, соответствующие своему настроению, метафоры: «как будто рыбка проплыла», «теплые волны», «мягкие прикосновения», «как будто слегка прикоснулся», «мягко зашевелился» и пр. Ощущения, которые испытывает беременная, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. Беременные женщины рассказывают, как они постоянно «прислушиваются», с нетерпением «ждут» этих сигналов, наделяют их важным смыслом, как бы «медитируют» на этих ощущениях. Периодически возникающие шевеления оживляют у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством.
В последующем, по мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщины переживают «отчетливые толчки», «перевороты», «бьется», «толкается». Беременные в этот период обычно начинают трактовать поведение будущего младенца: «проснулся…», «он маму тревожит…», «шалит…» и пр. Можно видеть, как наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца. Поэтому в их переживаниях его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона. Для выражения своих чувств, как правило, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «мой маленький», «крошечка», «зайчик» и пр. Мысли о нем вызывают улыбку. Некоторые женщины бывают настолько захвачены, погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сенситивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Как пишет D.Pines, «… рациональность отступает и даже самые образованные, вступают в магический мир детства."(D.Pines, 1990). Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Формирующееся во время беременности особое эмоциональное состояние, способствует пристраиванию образ ребенка и, как свидетельствуют исследования Копыл, Баз, Баженовой (1994), включается в ее самосознание.
Однако, в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины. На смысловом уровне этому соответствует ряд негативных тенденций. Здесь и опасения и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие иногда до паники — «вынесу ли я роды?»; и неуверенность в своих способностях родить и стать «полноценной» матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального благополучия своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы, и наконец, переживания своей телесной метаморфозы и, связанной с этим переживания своей сексуальной непривлекательности. Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, как показывают наши наблюдения, даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым, «бинарным», по Л.С. Выготскому, аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и — настороженное ожидание, страх, и печаль. Этот амбивалентный комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина вынуждена решать вопрос сохранять или прерывать беременность. По мере осознания беременной своего нового качества в ее сознании высвечиваются лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого комплекса, изменяя сознание и самосознание женщины, включая в него новые образы, мотивы. Своего апогея амбивалентный аффективный фон достигает в момент деторождения, а его сила и острота переживаний доходит до экстатического уровня. В этот момент (и это особенно выражено у первородящих) болезненные схватки и потуги в чувственно-эмоциональном плане прокрашены радостным нетерпением, ожиданием, восторгом свершения. Перефразируя Л.С. Выготского можно сказать, что роды, как и творческий экстаз «являются тем моментом, в котором объединяются оба противоположенных эмоциональных плана в одном акте, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея» и вместе с тем разряжая ту двойственность чувств, которая все время нарастала в течение беременности.
Родоразрешение, как правило, резко сдвигает всю тональность аффекта в одну сторону. Эмоциональное состояние родильницы окрашено блаженным чувством радости, успокоения, умиротворяющей прострации. На лице сияет блаженная улыбка; женщины с восторгом всматриваются в лицо своего новорожденного ребенка.
Таким образом, в случае вынашивания желанной беременности шевеления плода возникают в естественных временных границах; переживаются как «естественные»; по мере увеличения плода ощущения становятся все более отчетливым, их ощутительный компонент из смутных протопатических трансформируется в более конкретный эпикритический, а чувственная сфера женщины приобретает амбивалентную эмоциональную тональность. 
Субъективные переживания, связанные с нежеланной беременностью. 
Анализ субъективных переживаний у женщин, вынашивающих нежеланную беременность показал, что их телесные симптомы и эмоциональные реакции имеют целый ряд принципиальных отличий от описанных выше. При всем многообразии индивидуальных различий удается выявить общие черты и выделить два крайних варианта психологического статуса. В первом случае происходит своеобразное «игнорирование» симптомов беременности, слабая эмоциональная реакция и искажение представления о сроках беременности. Второй, как бы противоположенный вариант, характеризуется тем, что на всем протяжении беременности у женщин отмечается гиперчувствительность к телесным феноменам, аффективная напряженность, страх, депрессия. В первом случае всю беременность женщины чувствуют себя достаточно хорошо. Заметно реже, чем в случаях желанной беременности у них встречаются явления раннего токсикоза. Такая пониженная чувствительность сохраняется и по отношению к шевелениям плода.
Первая беременность является для женщины периодом непрерывной адаптации: вначале к факту беременности, к ограничениям и изменениям образа жизни, затем к изменениям социального статуса, наиболее интенсивным в тот период, когда беременность становится явной для окружающих, затем к вступлению в "безвозвратные" материнско-детские отношения, к тому, что теперь она будет ответственна не только за себя, но и за беспомощное, полностью зависящее от нее дитя. С наступлением беременности изменяется система ценностей и мотивов деятельности. Ведущим становится мотив рождения здорового ребёнка, ему подчиняются все виды деятельности. Это происходит достаточно быстро и как бы незаметно, в значительной степени бессознательно, в силу большой витальной значимости этого мотива и его обеспеченности генетически заложенными инстинктивными программами поведения [38], [39]. 
В конце первой беременности усиливаются сомнения и переживания, связанные с оценкой своей материнской компетентности, а также активность, направленная на повышение этой компетентности, проявляющаяся в чтении соответствующей литературы, посещении курсов для беременных и др. [29], [14]. По данным А.Е. Волкова к концу беременности возрастает степень выраженности женских, материнских качеств, происходит формирование "материнского мировосприятия" [38]. 
В ситуации, когда беременность желанна, а социальная и семейная ситуация благоприятны, наблюдается нарастание потребности в материнстве, появляется нетерпение, желание увидеть своего ребёнка, сочетающиеся с более или менее выраженной тревогой, связанной с предстоящими родами [34]. 
В случае незапланированной, а тем более нежеланной беременности тягостные переживания беременной отрицательно сказываются на ее состоянии и на состоянии внутриутробного плода [43]. У женщин, вынашивающих нежеланную беременность, повышается риск развития гестозов, экстрагенитальных нарушений [2]. В исследованиях Gallistel с соавторами было показано, что негативное отношение женщины к беременности сопровождается повышением мертворождаемости, перинатальной и послеродовой патологии. Влияние эмоционального фона на течение родов было показано также в исследованиях Веа и Berg [6]. 
Нередко в ситуации "случайно" возникшей, незапланированной беременности женщина по разным соображениям решает сохранить ее, но при этом ее отношение к будущему ребенку приобретает амбивалентный характер. Негативный компонент такой амбивалентности обычно представлен восприятием ребенка как потенциальной помехи реализации каких-либо планов (учебе, карьере и др.), источнику всевозможных ограничений и, что особенно актуально в условиях современной российской действительности, угрозы материальному благополучию. Нередко эти переживания связаны не с объективными обстоятельствами жизни, а с психологической неготовностью женщины к материнству и выраженной инфантильностью ее психики [30]. У части женщин этот негативный компонент вытесняется в подсознание, а у части является осознаваемым, но не демонстрируется окружающим из-за стремления соответствовать социальным нормам. Накануне родов у таких женщин усиливаются страхи, связанные с родами, шевеления ребенка воспринимаются как неприятные, доставляющие физическое неудобство, может повышаться активность в сферах, не связанных с предстоящими родами [34]. Амбивалентность отношения к ребёнку является одной из предпосылок формирования психосоматических нарушений во время беременности и родов [17]. 
Часто возникает страх преждевременных родов, мертворождения, особенно если предыдущая беременность окончилась подобным образом. Страх за исход родов для ребенка является одним из основных источников нервно-психического напряжения у женщин с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом [1], [36]. Многие женщины боятся родить физически или умственно неполноценного ребенка [10]. Нередко источником страхов такого рода является неосторожное слово врача [18], [49]. Система медицинского наблюдения беременных и родовспоможения в нашей стране построена таким образом, что беременная, начиная с первого посещения женской консультации, даже если беременность протекает благополучно, чувствует себя нездоровой. Необходимость постоянно посещать врача и сдавать многочисленные анализы дает женщине основание для беспокойства за состояние плода [19], [60], [15]. Наиболее интенсивное стрессовое воздействие на состояние беременной и плода оказывают тревожные опасения за здоровье ребенка и исход беременности в связи с наличием акушерских осложнений, а также семейные конфликты и материально-бытовое неблагополучие [36], [10]. 
Характер влияния стрессовых факторов на эмоциональное состояние беременной не является универсальным и в значительной мере зависит от её личностной зрелости. Установлено, что частота стрессовых ситуаций в группах женщин с акушерскими осложнениями и без таковых примерно одинакова, а умение справляться с жизненными трудностями более выражено у женщин с нормальным течением родов [11]. 
Тревога, связанная с родами, характерна только для человека и является следствием наличия сознания и второй сигнальной системы. Получаемая с её помощью информация приводит к формированию у женщины априорного представления о родах как об источнике опасности как для нее самой, так и для рождающегося ребенка. Источниками негативной информации становятся женщины, у которых имели место патологические роды, близкие, испытывающие тревогу за благополучие женщины, средства массовой информации, книги. Избыток информации о родах, в частности у беременных медицинских профессий (врачи, акушерки, медицинские сестры, санитарки) также может являться источником повышенной тревоги [17]. При этом давно известно, что слово как раздражитель может вызывать глубокие физиологические и биохимические сдвиги в организме женщины [64]. 
Тревога является фундаментальным эмоциональным состоянием, присущим человеку в ситуации неопределенности и при возможности неблагоприятного развития событий. Кульминационным моментом в нарастании интенсивности переживаний (как положительных, так и отрицательных), связанных с предстоящим материнством, является период, непосредственно предшествующий родам. В последние недели беременности происходят специфические изменения психического состояния женщин, характер которых зависит от стиля переживания беременности и отношения к вынашиваемому ребёнку
Современные исследования в области перинатальной и трансперсональной психологии показали, что опыт собственного рождения запечатлеется в глубинах человеческой психики на всю жизнь, и во, многом, определяет жизненную стратегию человека, его отношение к окружающему миру.
Мишель Оден, известный французский врач-акушер, показал, как гормоны, вовлеченные в процесс рождения, соучаствуют в рождающегося человека. Если во время родов мать не чувствует себя в безопасности, много тревожится, то ее организм выделяет большое количество адреналина и норадреналина. Это становится основной предрасположенности рождающегося ребенка к насилию, саморазрушательным наклонностям. Если мать чувствует себя защищенной и спокойной, то преобладает выделение окситоцина, пролактина, эндорфинов. Это вызывает предрасположенность ребенка к нежному и любящему поведению, здоровым межличностным взаимоотношениям.
Таким образом, в сложный и ответственный момент собственного рождения ребенок нуждается в любви и поддержке со стороны своей мамы. Когда кроха рождается в процессе глубокого взаимодействия с мамой, когда он согрет ее горячим желанием помочь получает сильнейший позитивный духовный импульс.[26]
В свою очередь эмоционально-психологическое состояние женщины существенно влияет на родовую деятельность. Чувство страха вызывает напряжение в теле, тормозит «раскрытие» роженицы. Позитивный настрой, вера в свои силы, спокойная сосредоточенность на процессе оптимизирует родовую деятельность.
Эмоции матери в первом триместре не влияют на малыша. Только сильный стресс и длительная тревога, ухудшающие физио¬логическое состояние матери, нарушают развитие ребенка за счет биохимических воздействий, наиболее опасных в этот период. Временное достаточно интенсивное негативное эмоциональное со¬стояние матери, однако, никак не может быть помехой развитию и иода. [35] Нейрогуморальная основа эмоций плода, которая будет реа¬гировать в дальнейшем на гормональные изменения в организме матери при её эмоциональных переживаниях, пока еще не сформи¬рована.
Второй триместр. Основными особенностями развития нерв¬ной системы в этот период являются две. Первая - с 16 недель на¬чинает формироваться специфически человеческая пространствен¬ная организация мозга (в частности, речевые зоны и лобные доли). К пяти месяцам мозг функционирует как целостная система, в 20-недели спонтанная электрическая активность мозга уже может быть зарегистрирована с помощью соответствующей аппаратуры.[38]
Второй особенностью этого триместра являются формирование и функционирование нейрогуморальной системы. [39] К пяти месяцам включаются корковые структуры и замыкаются нейроэндокринные связи. Организм ребенка не только обеспечивает собственную гормональную регуляцию, но и включается в эндокринную систему матери. Таким образом, к пяти месяцам эмоциональные центры, находящиеся в гипоталамусе получают стимуляцию как от соматического состояния самого ребенка, так и «напрямую» - от поступающих с кровью гормонов матери, образующихся при ее собственных эмоциональных состояниях.[40] Плацентарный барьер не пропускает адреналин, зато пропускает дофамины (гормоны, образующиеся при отрицательных эмоциях депрессивного порядка) и эндорфины (гормоны, образующиеся при положительных эмоциях).
Современные исследования пренатального развития (данные внутриутробных кино- и фотосъемок и наблюдения за преждевременно рожденными детьми) и психологии беременности подтверждают    возможность переживания ребенком эмоционального состояния матери. Начиная с 22 недель, отмечаются определённые двигательные и эмоционально-выразительные реакции ребенка на положительные и отрицательные стимулы во вкусовой, тактильной, слуховой формах чувствительности. А с 26-28 недель наблюдается мимическое выражение фундаментальных эмоций: радость, удивление, страх, гнев. На развитие нервной системы и эмоциональной сферы ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние матери, в первую очередь наличие у неё стрессов, устойчивого состояния тревоги и депрессивных эпизодов.
Все формы чувствительности развиты уже к 16 неделям. В 14 недель полностью развиты вкусовая, мышечная чувствительность, тактильная, вестибулярная системы. В 16 недель сформировано внутреннее ухо, и отмечается моторная реакция на звук, причём ребенок слышит не, только звуки, возникающие в организме матери, но и звуки из внешней среды. Уже в этом возрасте его слуховой анализатор выборочно реагирует на высокие и низкие звуки. Чувствительность к низкочастотным звукам понижена. Чувствительность к высокочастотным звукам, которые соответствуют высотным характеристикам человеческой речи, напротив, повышена.
У ребенка в конце пепренатального периода формируется устойчивый сенсорный образ мира. Благоприятное влияние контакта с матерью на развитие недоношенных детей и предпочтение материнской стимуляции у новорожденных позволяют предположить, что «сенсорный мир материнских стимулов» (запах, стук сердца, стиль и ритм ее движений) является основой для формирования потребности в эмоциональном комфорте.
У матери в этот период зачастую наблюдается возрастание общей тревожности, явное сужение интересов, акцентация на переживаниях и любой деятельности, связанных с ребенком. В последние недели отмечается как бы эмоциональная заторможенность. Это защищает мать и ребёнка от излишних стрессов, опасных в этот период, и вообще от лишних переживаний. [13]
Обзор  вышесказанного позволяет  сделать  вывод, о том, что день родов - это день рождения вашего ребенка! И не важно первые это роды, или пятые - рождение каждого ребенка - это совершенно особенное событие. Да  при родах  страшно  и  одиноко, но  наличие  участия врачей  и  сопровождащих  женщину  в роддом  позволяет  сделать  эти страхи  несущественными.  Тем  более  во  время  родов  все  страхи  начинают  проходить  сами  собой. Чтобы не было страшно и одиноко в родах женщинам  рекомендуется  взять с собой в роды близкого человека. Это может быть и муж, и профессиональное сопровождение. Для того, чтобы реализовать эту возможность не обязательно оформлять контракт в роддоме, но контракт позволит женщине рожать в более комфортных условиях, а также, в большинстве случаев, он обеспечивает и улучшенные послеродовые условия.

1.3. Влияние эмоционального состояния матери на ребенка

К настоящему времени накоплена масса фактов, свидетельствующих о том, что неадекватное поведение матери во время беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша жизнь, служат причиной огромного числа различных патологических состояний у ребенка, как поведенческих, психологических, так и соматических [2, 3]. Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка [4]. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода [30]. Ее стресс приводит к низкому весу плода, увеличению процента смертности, респираторных инфекций, астмы, ослаблению когнитивного развития [31].
Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики [27]. Эмоциональный стресс коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида [15, 28, 29, 32].
Травма плода может находить отражение в аффективной сфере взрослого человека [26]. Эмоциональный стресс матери может вызывать у плода биохимический дисбаланс, сверхактивацию адренокортикальной и симпатоадреналовой систем с последующим увеличением адренокортикотропного гормона кортизона, гормонов гипофиза, катехоламинов и глюкагона, а это, в свою очередь, воспринимается ДНК-рецепторами плода. Таким образом, гормональный дисбаланс матери может вызвать эмоциональную дисфункцию плода [2, 10, 23].
Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру является основой его психического здоровья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое оформляются позднее, однако благоприятное течение антенатального периода, ранних этапов онтогенеза создает предпосылки оптимального развития. Именно поэтому так необходимо в первые месяцы жизни обеспечить хороший уход, который одновременно является и средством воспитания. Новорожденный и грудной ребенок являются абсолютно зависимыми существами. Это должно определять отношение окружающих к новорожденному ребенку и его переживаниям. Находясь в состоянии полной зависимости, он имеет определенные потребности, которые можно разделить на телесные и психические.
К перечню телесных потребностей следует отнести кормление и потребность в сосании, мочеиспускание и дефекацию, потребность в физическом контакте с матерью, потребность в тепле, в телесном комфорте и отсутствии боли, потребность в безопасности.
Психические потребности — это контакт с матерью, положительные эмоции, познание, потребность в ощущениях (звуки, запахи, вкусы, цвета и образы, потребность в тактильных ощущениях и т.д.), потребность в общении.
Дать младенцу необходимую поддержку, полностью приспособив свою жизнь к его нуждам и войдя в полное соответствие с его психическим и психосоматическим развитием, может только мать [1, 13,15,23,24].
При неправильном отношении в постнатальном периоде младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию, что приводит к нарушениям процесса адаптации, отклонениям и задержкам в психомоторном развитии. Одной из самых распространенных и грубых ошибок является непонимание того, что «среда младенца есть его мать» [5]. Только в системе «мать — дитя» запускается процесс, названный Э. Фроммом «индивидуализацией», приводящий к развитию самосознания.
Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло. На развитие детей благоприятно влияют матери, контакты которых с ребенком разнообразны, эмоции экспрессивны, движения синхронны младенческим во время общения с ним. Общение детей с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции, напротив, не способствуют развитию психических функций ребенка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением [1, 12, 17, 22]. 
В становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности [5, 6, 20, 21].
Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Эта уникальная способность является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнства [10, 16, 22–25].
Материнская забота и опека являются для младенца выражением и продолжением материнской любви. Это чувство и позволяет ему жить [7].
С точки зрения психологии, отношение матери к своим обязанностям, включая беременность и первые годы воспитания ребенка, влияет на всю его последующую жизнь. Данное направление было широко изучено детскими психоаналитиками в лице Мелони Кляйн и Анны Фрейд. При этом было установлено, что неразрешенные проблемы на ранних стадиях развития ребенка могут закономерно приводить к возникновению сходных порочных стереотипов в воспитании собственных детей. Таким образом, данная закономерность может принимать эволюционный характер. Поэтому формирование в девочке материнского начала должно происходить с раннего детства.
Исследовательским центром семьи и детства была предложена схема этапов развития материнства. Так, на этапе взаимодействия с собственной матерью на протяжении практически всей жизни субъекта происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы младенчества (разговор с ребенком, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии). На игровом этапе взаимодействия со сверстниками происходит формирование и развитие сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью. Близок к этому этапу последующий этап няньчания, на котором формируется и развивается понятие о значении ребенка, потребности в его охране и заботе о нем. Этап дифференциации поведения связывают с осознанием связи половой и материнской сфер. Этап конкретизации-реализации материнской сферы происходит в реальном взаимодействии с ребенком (беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и далее).
Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и роды. Выделяются внутриутробная гипоксия, нарушения плацентарного кровоснабжения, аномалии родовых сил и течения родов.
Выделяют следующие основные психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности:
1. Эгоцентризм и нарциссизм (самолюбование) как нежелание приносить жертвы во имя ребенка. Часто наблюдается у привлекательных внешне женщин, когда изменения внешности (в худшую сторону) во время беременности вызывают у них сильные переживания.
2. Поведение типа А, когда приоритетными считаются погоня за успехом и профессиональные интересы, вступающие в противоречие с необходимостью временной самоизоляции в семье и сосредоточения на нуждах и воспитании ребенка.
3. Повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, когда любые стрессы надолго остаются в эмоциональной памяти, проявляясь в наиболее сензитивном периоде жизни женщины - беременности. 
4. Тревожность - склонность к беспокойству и страхам.
5. Мнительность - подверженность частым сомнениям и недостаточная уверенность в себе.
6. Невротизация матери вследствие предшествующих неблагоприятных условий жизни в семье и нерешенных проблем в браке.
7. Восприятие родов как крайне болезненного, опасного и неприятного события жизни.
Не менее, а подчас и более значимыми будут и такие стороны личностного стресса, как повышенная раздражительность и волнения в конце беременности (максимум патологических влияний при последующем рождении девочки); состояние эмоциональной неудовлетворенности и недовольства; волнения в начале беременности; переживания по поводу отношений с супругом; сильные испуги; повышенная утомляемость; общее плохое самочувствие. 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1607
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba