СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Первый − падение мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары. С середины 2008 года цены на нефть снизились почти на 70%, на металлы – на 45 процентов.
Второй − резкое сокращение внешнего спроса на традиционные статьи российского экспорта, что в сочетании с падением цен привело во втором полугодии 2008 г. к сокращению экспорта в стоимостном выражении на 35% (декабрь к июню). В результате рекордный профицит торгового баланса, который еще летом 2008 г. достигал приблизительно 10-12% ВВП, к концу 2008 года был практически обнулен (1% ВВП).
Третий − фактическое прекращение рефинансирования внешнего долга российских корпораций и банков, что вместе с падением экспортной выручки привело к резкому изменению условий внешних заимствований и обслуживания долга.
В 2008 году вновь возобновился отток капитала. Он составил 129,9 млрд. долларов (7,8% ВВП), впервые после 2004 года. Столь резкое изменение произошло в основном в IV квартале 2008 года, когда чистый вывоз валютно-финансовых средств частным сектором оценивается в 130,5 млрд. долларов. Мировой кризис вновь обнажил системную уязвимость российской модели экономического развития – чрезмерную зависимость от экспорта сырья и колебаний цен на топливо и сырье, дефицит «длинных денег» внутри страны, компенсируемый заимствованиями за рубежом. Это стало одной из основных причин того, что спад в России сильнее, чем в большинстве развитых стран.
За последние три года внешний долг российских компаний и банков вырос со 175,1 до 497,8 млрд. долларов. Приток капитала из-за рубежа финансировал, по оценке, до 15% общего объема инвестиций в основной капитал и компенсировал дороговизну и недостаток внутренних кредитов. По сравнению с другими странами внешняя задолженность частного сектора (почти 30% ВВП) относительно невелика, а в государственном секторе и вообще минимальна (2% ВВП), что является нашим конкурентным преимуществом. Тем не менее, даже такой объем накопленных долгов в условиях прекращения внешнего рефинансирования и обесценения активов стал существенным кризисным фактором в российской экономике. За счет иностранных заимствований в настоящее время профинансировано около 30% суммарной кредитной задолженности российских предприятий и граждан.
С другой стороны, следует отметить, что масштабы кризиса – это не только результат внешних шоков, но и внутренних слабостей российской экономики. Прежде всего – кризиса доверия, охватившего взаимоотношения компаний и банков, что привело к резкому ухудшению условий кредитования реального сектора и резкому обесценению финансовых и производственных активов.
При принятии бюджета прогнозировался рост ВВП на 6,7% и цены на нефть в 95 долларов за баррель. Падение нефтяных цен более чем вдвое и мировой кризис ведут к сокращению ВВП на 9,5 проц. пунктов. Внутренний кризис доверия может добавить к экономическому спаду до 1,4-2,7 проц. пунктов. Тем самым потенциал сжатия экономики из-за внешних и внутренних кризисных факторов оценивается в 11-12,2 процентов. Компенсирующие антикризисные меры могут уменьшить масштабы спада на 2 проц. пункта .
Перспективы оживления и роста российской экономики в последующие годы зависят в основном от действия двух групп факторов.
Первая группа факторов охватывает возможности переориентации экономики на внутренний спрос и собственные источники развития, что очевидно требует более длительного периода времени, чем один год и лишь частично решается реализуемым комплексом антикризисных мер и реакцией на эту поддержку частного сектора экономики.
Вторая группа факторов зависит от скорости стабилизации мировой экономики, расширения внешнего спроса и восстановления тенденции роста мировых цен на энергоресурсы.
В оптимистическом сценарии возобновления в 2010 году роста мировой экономики и цен на нефть рост российской экономики может составить от 2 до 4% в 2010 году.
Вместе с тем, в случае более глубокой и затяжной рецессии, а также реализации всех внутренних рисков российской экономики в 2010 году можно рассчитывать на рост около 1 процента.
Сейчас еще преждевременно говорить о надежных прогнозах на 2010 год и далее. Вместе с тем, следует отметить, что предлагаемая на текущий год антикризисная программа должна не только уменьшить масштабы спада, но создать условия, чтобы в следующем году мы смогли избежать стагнации и перешли к экономическому росту. Который будет зависеть не только и не столько от улучшения мировой конъюнктуры, сколько от повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, ее инновационности, от восстановления доверия между экономическими субъектами – и который имеет целью обеспечить социальную защиту и повышение благосостояния населения нашей страны.
Ключевым инструментом повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики остается конкурентная политика. Предстоит реализовать комплекс мероприятий одобренной Правительством Российской Федерации Программы развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривающей, в том числе:
пересмотр подходов к осуществлению контроля за экономической концентрацией;
снижение издержек входа на рынок товаров и услуг;
упрощение доступа к инфраструктуре естественных монополий;
повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти.
В условиях экономического кризиса особое значение приобретают меры по противодействию роста цен на социально значимые товары, прежде всего, на продовольствие. С этой целью Правительство Российской Федерации должно усилить антимонопольный контроль в сфере торговли. Совместно с региональными и муниципальными властями необходимы меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков, развития малого бизнеса в сфере торговли.
В период 2009 г. Правительство Российской Федерации использовало все имеющиеся инструменты экономической и социальной политики в целях поддержки граждан и недопущения разрушительных процессов в социальной сфере и в экономике страны, обеспечивая одновременно с этим решение стратегических задач социально-экономического развития. Правительство Российской Федерации осуществляло свою деятельность исходя из следующих приоритетов.
Первый приоритет - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала.
Оказана поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса. Усилена социальная защита населения, обеспечены необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве.
Началась модернизация пенсионной системы. Активизирована социальная помощь, модернизация здравоохранения и образования, включая необходимые для этого структурные преобразования.
Необходимые меры поддержки оказаны гражданам, приобретающим жилье. Государство содействоватьует реализации жилищной программы и развитию ипотечного кредитования.
Второй приоритет - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста.
Деятельность Правительства Российской Федерации в этой сфере направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.
Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров .
Третий приоритет - активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации предпримает усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.
Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой. При этом основной акцент сделан на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования.
Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики.
Российская экономика должна выйти из кризиса обновленной, более сильной и современной. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям.
Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно будут создаваться инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличатся бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта.
Пятый приоритет - создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.
Целесообразны мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера.
Особое внимание уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Необходим комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, расширению доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам. Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. Определены льготные арендные ставки при аренде федерального имущества малыми и средними компаниями.
Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.
Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных учрежденийНеобходимы меры по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков.
Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.
Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Необходимы усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.
В рамках денежной политики Правительством Российской Федерации и Банком России необходимы меры по снижению процентных ставок и стимулированию роста сбережений населения.
Реализация отмеченных приоритетов объективно требует временного усиления роли государства в экономической жизни страны.
Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Необходимы меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
2. Борьба с кризисом во Франции
Антикризисный план, представленный Саркози, предусматривает увеличение расходов бюджета на сумму 26 млрд. евро (1,3% ВВП Франции).
После госинвестиций ноября 2008 г. 10,5 млрд. евро, где новые ассигнования составили 6,5 млрд. евро, остальные расходы были перенесены на 2009 год. Эти средства пошли на финансирование программ строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры (включая создание скоростной железнодорожной линии в Западной Франции), возведение и ремонт школ и музеев, на разработку программ энерго- и ресурсосбережения. Кроме того, часть бюджетных ассигнований потрачена на дополнительное финансирование научно-технических и оборонных программ (1,6 млрд. евро). Еще 800 млн. евро направлено в строительную отрасль. 2,5 млрд. евро отправлено на субсидирование аналогичных программ, финансируемых за счет местных и муниципальных бюджетов.
Еще одним каналом пополнения экономики Франции деньгами стали принадлежащие государству компании (почта, железные дороги, энергетика) – в 2009 году их инвестиции вырасти на 4 млрд. евро, из которых 2,5 млрд. приходится на инвестиции крупнейшей французской энергетической компании Electricite de France.
Не менее важное место в плане Саркози занимают меры, направленные на поддержку ликвидности предприятий реального сектора через облегчение налогового бремени на экономику. Речь идет о предоставлении предприятиям налоговых каникул и налоговых кредитов. В частности, все без исключения французские компании получают отсрочку в погашении задолженности перед бюджетом на три года. Кроме того, правительство намерено досрочно погасить задолженность бюджета перед предприятиями по возврату налога с продаж (альтернатива НДС), а также предоставить специальные налоговые кредиты на инвестиции в основные средства и НИОКР. В целом налоговое стимулирование, как ожидается, обойдется французскому бюджету в 11,5 млрд. евро в 2009-2010 годах.
Отдельный пакет мер направлен на поддержку рынка недвижимости и строительной отрасли. Помимо госзаказа на 800 млн. евро план Саркози включает меры, направленные на поддержку цен на недвижимость, стабилизацию финансового положения девелоперов, а также стимулирование потребительского спроса на жилье. Правительство объявило о выкупе (с дисконтом) у девелоперских компаний 40 тыс. новых зданий. Кроме того, 600 млн. евро власти выделили на поддержку ипотечного кредитования – граждане, впервые покупающие новое жилье, смогут получить ипотечный кредит по нулевой ставке на сумму до 30 тыс. евро.
В качестве меры поддержки потребительского спроса французское правительство также запланировало раздачу денег малоимущим гражданам (3,8 млн. человек).
Кроме того, особое внимание правительство Саркози уделило поддержке автопрома. Для стимулирования автокредитования и спроса на автомобили Банк Франции выделило финансовым подразделениям Renault-Nissan и Peugeot-Citroen кредиты на 1 млрд. евро под 8% годовых (кредиты на таких же условиях получили французские банки в рамках пакета мер по поддержке национальной финансовой системы). Кроме того, правительство пошло на увеличение с 300 до 1 тыс. евро бонуса тем, кто в 2009 году сдаст на утилизацию автомобиль старше десяти лет и приобретет новый с нормой выброса СО2 не более 160 граммов на километр (на финансирование этой программы будет потрачено около 220 млн. евро).
Благодаря активной деятельности Николя Саркози, Франция стала страной №1 в Европе по борьбе с кризисом.
За тот период времени, в течение которого Франция председательствовала в ЕС, благодаря предприимчивости Саркози, европейские государства приняли решение о выделении 200 млрд евро на антикризисное стимулирование экономики, утвердили программу по защите климата Земли, предполагающую сокращение выбросов на 20% к 2020 году, и объявили, что ЕС открыт для новых членов.
В пользу Саркози говорит и то, что Франция - одна из тех стран, которые справляются с сегодняшним кризисом лучше остальных европейских государств. Со времени начала рецессии весной 2008 года Франция постоянно показывает результаты более утешительные, чем многие другие государства зоны евро и Евросоюза в целом. Так, если в первом квартале 2009 года экономика ЕС-27 обвалилась в среднем на 2,4%, то во Франции спад был вдвое медленнее - лишь на 1,2% к предыдущему кварталу. И хотя Министерство экономики Франции было вынуждено вдвое ухудшить прогноз по темпам экономического спада на 2009 год (до 3%, то есть до уровня, который ожидали МВФ и ОЭСР), это не так плохо на фоне «еврососедей». В Евросоюзе более мягкая «посадка» ожидается только в некоторых новых странах-членах - Болгарии, Польше, Словакии, Чехии, а также на Кипре и Мальте. Есть и другие позитивные моменты. Например, дефицит бюджета, который во всех странах растет до беспрецедентного уровня из-за необходимости стимулировать экономику, во Франции находится ниже среднего для государств-членов ОЭСР уровня. Если в этой стране бюджетный разрыв ожидается на уровне 6,2% ВВП, то в Великобритании он достигнет 9,8%, а в США - 13,6% .
Французская экономика выздоравливает ускоренными темпами благодаря нескольким факторам.
Во-первых, она меньше зависит от внешней конъюнктуры, чем, например, ориентированная на экспорт экономика Германии. Поэтому сокращение экспорта на 6% в первом квартале не сильно отразилось на французской экономике. В то же время частное потребление - главный двигатель экономического роста во Франции - оказалось достаточно устойчивым к кризису и все еще продолжает увеличиваться. За этот тренд в ответе сама модель французской экономики - социально ориентированная, с сильным госсектором, в котором работают 5,2 млн человек. То есть 21% занятого населения имеет гарантированные рабочие места. Остальные защищены пособиями по безработице, которые достигают до 75% зарплаты .
Во-вторых, французская промышленность не очень зависит от инвестиционных товаров, поэтому падение спроса на них не ударило по экономическому росту.
В-третьих, уровень задолженности домохозяйств во Франции ниже, чем в странах, которые пережили бум на рынке недвижимости (вдвое меньше, чем в США и Великобритании). Это объясняется более жесткими условиями кредитования, а также бережливостью французов. Поэтому экономика страны пострадала от обвала цен на недвижимость несущественно, и французским властям пока не пришлось национализировать ни одного банка.
Наконец, скорому выздоровлению экономики способствует то, что стимулирующий план фискальных мер, принятый Саркози, реализуется значительно быстрее, чем другие национальные планы в ЕС. Изначально антикризисный план страны вызывал в экспертных кругах большие сомнения относительно его быстродействия, поскольку упор был сделан на инвестиции, а не на стимулирование потребления. А эффект от реализации инфраструктурных проектов никогда не считался мгновенным или более быстрым, чем эффект от мер, способствующих росту потребительского спроса. Но, как оказалось, скорость реакции экономики на эти меры зависит не только от того, что они из себя представляют, но и от того, как их внедрять. Здесь свою роль сыграло традиционно сильное французское государство.
Франция лучше сопротивляется экономическому и финансовому кризису, чем другие промышленно развитые страны. Так, французское промпроизводство к кону 2009 г. увеличилось в июле на 0,6 процента по сравнению с предыдущим месяцем. Это говорит о том, что «дно» кризиса в промышленности было пройдено в начале весны 2009 г. Сегодня конъюнктура стабилизируется и процесс сокращения товарных запасов подходит к концу.
Одновременно рост безработицы оказался во Франции не настолько серьезным, как, например, в Испании или США. Это связано с тем, что накануне кризиса во Франции не были так сильно выведены из равновесия банковская система и комплекс недвижимости, государственный сектор играл более важную, чем в других странах, роль. К тому же уже в 2007 году во Франции проводилась политика поддержки национальной экономики .
Финансы системы соцобеспечения превратились сегодня в весьма мощный амортизатор последствий кризиса. Расходы на социальные нужды составляют 29 процентов ВВП Франции. В этих условиях сам по себе факт индексации социальных пособий в зависимости от инфляции позволил поддержать покупательную способность, благодаря чему многие миллиарды евро хлынули в экономику. Высокая сопротивляемость кризису со стороны французских потребителей частично объясняется тем, что они пользуются соцподдержкой государства. Таким образом, Франция ограничивает масштабы кризиса. В условиях, когда на предприятиях нет заказов, государство частично оплачивает служащим их вынужденные простои в ожидании, пока не закончится острая фаза кризиса. Это позволяет не расторгать трудовые контракты.
Централизованная система управления позволила французским властям быстрее мобилизовать ресурсы на борьбу с кризисом, чем это делается в других европейских государствах.
Заключение
Единого мнения о путях выхода из мирового финансового кризиса у экспертов и специалистов в области макроэкономики нет.
• Одни считают, что мировой кризис нужно пустить на самотек – таким образом, мировая экономика сможет оздоровиться, стать сильнее, избавившись от различных мыльных пузырей и дутых денежных мешков.
• Другие эксперты придерживаются мнения, что для уменьшения неблагоприятных последствий финансового кризиса необходимо резко повысить влияние государства на экономику – национализировать близкие к катастрофе предприятия, осуществлять различные субвенции для повышения покупательского спроса, и т.д.
• Третьи придерживаются мнения, что государство должно помогать попавшим в экономический кризис предприятиям и людям исключительно рыночными методами – снизить налоговое бремя, разместить государственный заказ на терпящих бедствие предприятиях, обеспечить кредитование предприятий под государственные гарантии и т.д.
Кроме всего прочего, многие эксперты сходятся на мнении: «для того, чтобы минимизировать последствия финансового кризиса, необходимо создать новую наднациональную мировую расчетную валюту». Такая валюта позволит снизить вероятность колебаний на валютных рынках, придаст более прогнозируемый характер валютным операциям.
И еще один момент, который признают все – для выхода из глобального финансового кризиса необходима политическая воля лидеров ведущих мировых держав. Им необходимо объединить усилия и выработать единую политику действий на мировом уровне. Иначе, все более-менее успешные попытки совладать с мировым кризисом на локальном уровне, даже если и будут иметь успех, то данный успех будет весьма краткосрочным.
При разработке антикризисных программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами. Он свидетельствует о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность.
Практика доказывает, что неизбирательное предоставление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия. Напротив, такая политика увеличивает потери от текущего кризиса и повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, поскольку подрывает стимулы экономических агентов к проведению ответственной политики при реальной оценке всех рисков. Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний.
Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов. Об этом, в частности, говорится в Декларации саммита «Группы 20» по финансовым рынкам и мировой экономике. В Декларации содержится поручение правительствам стран «Группы 20» и экспертному сообществу подготовить предложения по совместным действиям, направленным на преодоление мирового кризиса.
Среди мер, которые необходимо осуществить в среднесрочной перспективе, следует выделить следующие:
- выработка новых правил регулирования финансовых рынков, а также требований к макроэкономическим параметрам развития стран по примеру Маастрихтских соглашений;
- расширение финансовых возможностей МВФ, в настоящее время недостаточных для решения задач в кризисной ситуации;
- повышение роли G20 и укрепление его статуса; G7/G8 и G20 должны дополнять друг друга;
- создание единой системы регулирования деятельности рейтинговых агентств;
- создание в финансовой сфере новой международной организации (либо преобразование одной из действующих), члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политики. В настоящее время государства объединяются вокруг Форума финансовой стабильности. Однако он не включает в себя развивающиеся страны, в том числе страны БРИК. Сегодня нужен международный полномочный орган, чьи рекомендации были бы обязательны к выполнению.
Список использованной литературы
1. Байер А. Картина мира: кризис без паники//Ведомости. – 2008. - №192. – С. 2.
2. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию//Вопросы экономики. – 2009. - № 6. – С. 21.
3. Кириллов М. Антикризисные меры в Европейском союзе//Россия и мир. – 2009. - №5. – С. 12.
4. Привалов К. Всеобщая мобилизация//Итоги. – 2009. – №40. – С. 3.
5.шСтроганов А. Логика замораживания и школа выживания//www.mediaglobe.ru
6. Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной на заседании Президиума Правительства России//www.economy.gov.ru
|