Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Развитие индивидуального предпринимательства: проблемы и пути их решения
11.08.2014, 17:43

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Развитие индивидуального предпринимательства: проблемы и пути их решения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 
ВВЕДЕНИЕ    3
1.    Предпринимательство, сущность, функции, форма и виды    5
1.1.    Сущность предпринимательства    5
1.2. Роль и значение индивидуального  предпринимательства    10
1.3 Субъекты малого предпринимательства    20
2. Малый бизнес в России    25
2.1 Проблемы малого предпринимательства в России    25
2.2 Предложения по решению проблем малого бизнеса    29
Заключение    37
Список использованной литературы    39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
В современной России малый бизнес имеет недолгую историю. Его формирование как сектора экономики началось в конце 80-х гг. ХХ в. Причем бурный рост числа малых предприятий пришелся на тот период (до 1995 г.), когда практически отсутствовало законодательное регулирование в данной области. После принятия закона, регулирующего деятельность малых предприятий, темпы роста их числа резко сократились. В научной литературе того времени данному феномену нашли следующее объяснение: малый бизнес уже заполнил все полагающиеся ему ниши российской экономики.
Начиная с 1999 г. количество малых предприятий стало сокращаться и при этом увеличивалось число индивидуальных предпринимателей, что изменило взгляд на проблему малого бизнеса.
Сейчас совершенно очевидно, что снижение темпов развития малого бизнеса, а тем более уменьшение числа малых предприятий, вовсе не результат насыщения ими экономики страны. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах. В развитых странах на одну тысячу жителей приходится 20 - 25 человек, занятых в малом бизнесе, а в России - 5 - 6 человек. Кроме того, малый бизнес занял далеко не все полагающиеся ему сферы российской экономики (например, очень мало промышленных и инновационных малых предприятий).
Целью настоящей работы выступает изучение развития индивидуального предпринимательства в рыночной экономике.  
Для достижения данной цели работы предполагается выполнение следующих задач:
1)    изучение  сущность, функций, видов и форм индивидуального предпринимательства, как теоретических основ для раскрытия темы работы;
2)    проведение анализа состояния предпринимательской среды России,  для чего необходимо проведение исторического обзора развития предпринимательства в стране и анализа современного состояния предпринимательства в России.
3)    Исследование причин тормозящих развитие индивидуального предпринимательства в стране   и поиск путей их решения.
 При написании работы использовались следующие методы: исследования, экономической статистики, исторический, сравнения, аналитический, табличный, графический.
Источниками при написании работы послужили статьи из современных периодических изданий, литература современных российских экономистов.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

1.    Предпринимательство, сущность, функции, форма и виды


1.1.    Сущность предпринимательства

 

Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Это специфический фактор производства,  потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо и кроме того   мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. 
 Современное понимание предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания. Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства.  Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие, а в предпринимательстве - эксплуататорскую сущность. 
Лишь много позже на рубеже 19 и 20  вв., экономисты признали его решающее значение для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а  Шумпетер дал этому фактору современное его название - предпринимательство и определил основные функции предпринимательства: 
- создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами; 
- введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
- завоевание нового рынка сбыта и  более широкое использование прежнего; 
- использование нового вида сырья или полуфабрикатов; 
- введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии. 
В условиях совершенной конкуренции, т.е. в статичной экономической системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической прибыли. Предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая войдет в полные издержки будет платой за его труд по организации и ведению дела.
Такой доход - плата за управление в экономической теории получил название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. 
Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму. Но вознаграждение фактора предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические издержки, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, то есть из экономической прибыли. Эти излишки образуются следующим образом:
рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: нехватка информации, концентрация производства в руках немногих фирм, выпуск новых, неизвестных ранее изделий - одним словом, экономики находится в состоянии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность. 
В основном такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих свои ниши на рынке и использующих их в своих интересах. 
Это ведет к нарушению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. 
Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации, купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и так далее. Это порождает состояние неопределенности, в которой приходится искать правильные решения и так далее. Но предпринимательство не всегда связано с получением прибыли, возможны и убытки. Угроза убытков и банкротства так же служит  мощным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение, прибыли. 
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). 
Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и так далее. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.
Объектом предпринимательства является осуществление одной  наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. 
Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.
Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и так далее. Предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, то есть  от сложившейся системы товарно-денежных отношений.
Вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.
Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие.
Движущим мотивом предпринимательской деятельности является, прежде всего, получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой деятельности и на самообогащение. Здесь речь о чисто экономических мотивах. В литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.
 Какими же качествами должен обладать предприниматель, чтобы успешно выполнять предпринимательские функции, вытекающие из данного выше определения? 
   Прежде всего, среди таких субстанциональных качеств нужно назвать следующие умения (способности): 
принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и    особенно   в неопределенных ситуациях;
генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;
оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности;     оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли; 
рисковать;
анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной  конъюнктуры выводы.
     Эти способности предпринимателя реализуются в совокупности основ его практической деятельности. Среди них:
 изучение потребностей покупателей и их платежеспособности;
 определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;
выявление, исходя из намеченной производственной программы необходимых сырьевых ресурсов и рынков, где нужное сырье можно закупить по наиболее низким ценам;
 выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источник ее постоянного обновления.

 

1.2. Роль и значение индивидуального  предпринимательства


Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет индивидуальное предпринимательство.
В научной литературе вместо этого термина часто употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» - это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» - экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.
В юридической и экономической литературе дается множество определений МП или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия  :
- небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
- правовая независимость - предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;
- персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.
Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
- малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;
- более высокая оборачиваемость капитала;
- малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.
В частности, из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях . При этом, как показывает практика, 80 - 85% разработок малых фирм внедряются в течение одного-двух лет;
- относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;
- высокая приспособляемость к изменениям рынка;
- близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества.
Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28%  .
 Таблица 1
Малый бизнес в разных странах 

Страны      Количество  
предприятий 
(тыс.)        Количество 
занятых   
(млн.)       Доля малого 
бизнеса   
в ВВП (%)      Количество  
занятых    
на одном   
предприятии 
Германия     2290         18,5        50 - 52       8,0     
Италия       3920         16,8        57 - 60       4,2     
США          7300         70,2        50 - 52       9,6     
Япония       6450         39,5        52 - 55       6,0     
Россия       844          8,3         10 - 11       9,9     

 МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах.  Среди них:
- высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;
- стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;
- высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач);
- низкий технологический и управленческий уровень деятельности.
Представляет интерес предложенная академиком Л.И. Абалкиным классификация субъектов МП. Он делит их на три категории: «Первая - это то, что в России несколько раньше называлось индивидуальной трудовой деятельностью. Второй тип хозяйств - это формы малого бизнеса, основанные на семейном хозяйстве с привлечением или без привлечения дополнительных работников, что имеет достаточно широкое развитие. Классическим примером являются фермерские семейные хозяйства, развивающиеся в России. И, наконец, третья группа - это действительно современные производственные предприятия, малые по численности, но современные по организации, технологии, часто крупные по масштабам производства: в строительстве, науке и научной деятельности» .
В 2007 г. России зарегистрировано 952 тыс. малых предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2004 г. число зарегистрированных малых предприятий достигло 890,9 тыс., что на 1% больше, чем на 1 января 2003 г.  По состоянию на 1 января 2003 г. в России было зарегистрировано 882,3 тыс. малых предприятий. В целом же общее количество занятых в малом бизнесе россиян составляло около 18%, что в 2 - 3 раза ниже показателей развитых стран .
К европейскому уровню (25 - 30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1 - 2  .
Структура уставного капитала малых предприятий выглядит следующим образом. Наибольшая его доля приходится на физические лица (70% от всего уставного капитала малых предприятий). Второй по значимости категорией акционеров-учредителей являются малые предприятия (25,3%). В то же время доли федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти незначительны - всего 0,2%, а участие иностранных юридических и физических лиц не превышает 0,4% .
Динамику развития малого бизнеса в нашей стране нельзя назвать ровной. За прошлые годы пик роста малых предприятий пришелся на 1999 г. (890 тыс.), затем пошел спад до 843 тыс. в 2001 г. Особенно пострадали базовые, серьезные для малого бизнеса отрасли. Так, за период с 1996 по 2001 г. г. число малых предприятий в промышленности сократилось на 7 тыс. (5,5%), в строительстве - на 16 тыс. (13,1%), в кредитно-финансовой и страховой сферах - на 4,2 тыс. (наполовину).

Таблица 2

Наименование      
субъектов            1998 г.     1999 г.     2000 г.    2001 г.     2002 г. 
ПБОЮЛ                    3599,0     3875,0     4237,0    4497,0     4600   
Крестьянские         
(фермерские) хозяйства    
270,2     
261,1     
261,7    
265,5     
264   
Малые предприятия        868,0     890,6     879,3    843,0     880,6 
Всего                    4737,2     5026,6     5387,0    5605,5     5744,6 

Характерной тенденцией прошлых лет являлась предпочтительность статуса индивидуального предпринимателя по сравнению с малыми предприятиями. Первый имеет ряд преимуществ (трудовых, налоговых, финансовых, учетных). Данный процесс значительно повлиял на снижение числа малых предприятий. 
В научной литературе выдвигается тезис, согласно которому основная причина снижения темпов развития МП в России по сравнению с началом 90-х гг. XX в. состоит в том, что «в 1995 г. оказались практически исчерпанными ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности малых предприятий. Ситуация в России стала все больше напоминать положение вещей в нормальной рыночной экономике, где малый бизнес в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Нормой становится доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране»  .
Однако это слишком упрощенный взгляд на проблему. По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5 - 6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.
В настоящее время наиболее привлекательными для малого бизнеса являются отрасли, не требующие значительных капитальных вложений, - торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники и др. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Пока в России данный сектор экономики дает лишь 10 - 11% ВВП.
По мнению А.Г. Цыганова, все публикуемые данные по ВВП недостоверные, поскольку не было ни одного серьезного исследования по этому вопросу, и при известной латентности малого предпринимательства в нашей стране такое исследование провести фактически невозможно  
За последние годы в развитии МП в России можно выделить следующие тенденции: постепенное увеличение количества малых предприятий; крайне неравномерное представительство в регионах (более половины предприятий малого бизнеса работает в восьми субъектах РФ) очень сжатый отраслевой охват.
Вместе с тем о большом, хотя и не реализованном потенциале отечественного МП свидетельствует, например, тот факт, что российские малые предприятия, имея в своем распоряжении всего 3% основных фондов, дают пятую часть всей прибыли, формируя устойчивую базу для сбора налогов. Как показал опыт прошедших лет, МП может бурно развиваться при самой незначительной поддержке, не сравнимой с затратами сил и средств, необходимых для возрождения крупного производства.
В 2004 г. для определения масштабов деятельности сектора малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) была исследована первичная информация от данных предприятий из всех субъектов РФ. Вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек (по цензу Европейского союза) в 2003 г. составил :
 - доля в общей численности предприятий - 94%;
- доля МСП в общей занятости - 49%;
- доля МСП в общем объеме выручки - 47% (увеличение этого показателя связано не только с увеличением объема выручки сектора МСП, но и с более точной оценкой объема выручки крупных предприятий).
Распространенным показателем развития сектора МСП является число предприятий с численностью занятых до 250 на 1000 человек из числа экономически активного населения. В России этот показатель составил 118 предприятий и индивидуальных предпринимателей на 1000 человек из числа экономически активного населения.
В соответствии с законодательством российская государственная статистика разрабатывает информационные ресурсы по малым предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, крупным и средним предприятиям (причем без внутренней разбивки). Говоря о проблемах статистического наблюдения за сектором МСП, следует отметить, что органы статистики не получают отчетность от ПБОЮЛ, а весь сектор учитывается в экономике посредством досчетов. Отдельно не собирается и информация по средним предприятиям, поскольку в российском законодательстве нет критерия отнесения предприятия к среднему.
Самый многочисленный субъект сектора МСП в России в целом и во всех без исключения федеральных округах (далее - ФО) - индивидуальные предприниматели. Их доля в числе хозяйствующих субъектов варьирует от 42,8% (Центральный ФО) до 62,5% (Южный ФО). Минимальная доля МСП - в Центральном ФО. Прежде всего это связано с меньшим количеством ПБОЮЛ в этом федеральном округе. Высоко присутствие индивидуального бизнеса и в Приволжском регионе - 61,5%. Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства в двух названных округах определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития региона. ПБОЮЛ наиболее распространены в регионах с плохими социально-экономическими показателями развития, а также низким удельным весом фермерских хозяйств. Именно в этих округах самые низкие денежные доходы населения и один из самых высоких уровней безработицы. Кроме того, в силу особенностей экономического и исторического развития именно в Центральном ФО сосредоточены наиболее крупные предприятия. Также нужно отметить, что в последние годы в этом округе активно шли процессы формирования средних предприятий прежде всего за счет сокращения масштабов крупного бизнеса. 
Второй по распространенности субъект в структуре МСП - средние предприятия. В целом минимальный вес имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, однако в Южном ФО их доля достаточно высока (8,6%), что вполне согласуется с их отраслевой ориентированностью в этом округе. Доля малых предприятий - юридических лиц в общем числе хозяйствующих субъектов колеблется от 7,5% (Южный ФО) до 13,7% (Северо-Западный ФО).
При применении европейского критерия по итогам 2006 г. МСП было получено 7401,9 млрд. руб., что на 1,7% больше по сравнению с предыдущим годом.
В территориальном разрезе при использовании европейского критерия во всех федеральных округах малые предприятия среди МСП имеют большую долю на рынке - от 25,0% (Уральский ФО) до 40,0% (Южный ФО).
В региональном разрезе доля на рынке МСП резко колеблется. Так, по европейскому критерию формирования МСП минимальная доля зафиксирована в Уральском ФО - 35,7%, а максимальная в Южном ФО - 55,3% .
Таким образом, за последние годы сектор МСП упрочил свои позиции. Однако на сегодняшний день потенциал МП реализуется пока лишь частично. Становление его тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы финансирования и кредитования. От решения их зависит не только судьба малого бизнеса, но и рыночных реформ в целом.
В ст. 346.12 НК РФ перечислен целый ряд субъектов МП, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения. К ним относятся:
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
- организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ;
- иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

 

1.3 Субъекты малого предпринимательства


Легализацию МП следует отнести к концу 80-х - началу 90-х гг. XX в. Термин «малое предприятие» впервые появился в документе Совета Министров СССР в 1989 г. (Протокол N 14 от 6 июня 1989 г.). Согласно данному Протоколу к малым предприятиям относились юридические лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек.
Нормативное закрепление термин «малое предприятие» впервые получил в Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 «О предприятиях в СССР». В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.
В дальнейшем Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. N 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»  численность работающих была существенно дифференцирована в зависимости от основного вида деятельности предприятия (от 15 до 200 человек). В данном Постановлении критерий «объем оборота» лишь декларировался, и конкретная величина его должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик.
Уточнение критериев отнесения предприятий к малым было продолжено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». В данном Постановлении были изменены лимиты по видам деятельности, а сам показатель числа занятых рассчитывался с учетом лиц, работающих на предприятии по договору подряда. Постановлением критерий «объем оборота» не был введен. Связано это, скорее всего, с тем, что в условиях гиперинфляции это было бессмысленно.
В гл. 4 ГК РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, введенной в действие 8 декабря 1994 г., нет даже упоминания о малых предприятиях.
Следующим этапом является принятие Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»  (в ред. от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 88-ФЗ), в котором законодатель существенно изменил подход к определению понятия субъекта малого предпринимательства.
Согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона, «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».
В данном Законе понятие субъекта МП претерпело некоторые изменения по сравнению с предшествующими актами, посвященными малому бизнесу. Во-первых, к субъектам МП официально отнесены граждане-предприниматели. Во-вторых, вновь подвергнут корректировке и дальнейшей дифференциации критерий численности работающих (от 30 до 100 человек, включая работающих по гражданско-правовым договорам). В-третьих, введен дополнительный критерий для некоторых видов учредителей - государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся субъектами МП, - доля их в капитале малого предприятия не должна превышать 25%.
Трудно согласиться с утверждением Н.Н. Тарусиной, сделанным еще в 1998 г., что «российское нормативное определение субъектов малого предпринимательства в основном уже прошло стадии становления и сомнений»  . Сегодня, спустя столько лет, почти каждое слово и даже количественные показатели в определении субъекта МП вызывают сомнения и споры специалистов.
Дискуссия разворачивается, в частности, вокруг вопроса о том, насколько правомерно относить к субъектам МП некоммерческие организации. В законодательстве нет четкого ответа на данный вопрос.
Закон N 88-ФЗ относит к малым предприятиям лишь коммерческие организации. Однако в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (ч. 1) от 31 июля 1998 N 146-ФЗ  в ред. от 4 ноября 2005 г.) под понятием «организации» подразумеваются любые юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
 Не содержит указания на коммерческий характер организации как субъекта МП и Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве». В ст. 2 этого Закона дана отсылочная норма - «организации, прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц и отвечающие критериям отнесения к числу субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством». Это, по-видимому, дало основание законодателю в ст. 1 Закона г. Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 «О ремесленной деятельности в г. Москве» причислять к субъектам малого бизнеса занимающихся ремесленной деятельностью физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность в сфере МП.
Таким образом, к субъектам ремесленничества (юридическим лицам) наряду с ремесленными предприятиями отнесены Московская палата ремесел и центры ремесел, являющиеся некоммерческими организациями (п. 1 ст. 4, ст. ст. 6 и 7 Закона N 25). В результате некоторые некоммерческие организации фактически пользуются налоговыми льготами, предоставляемыми субъектам МП.
В научной литературе существуют различные мнения по данному вопросу. По мнению одних, к субъектам МП должны относиться как коммерческие, так и некоммерческие организации. Правда, ученые расходятся в вопросе о том, какие именно некоммерческие организации следует относить к субъектам МП.
 В ст. 346.12 НК РФ перечислен целый ряд субъектов МП, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения. К ним относятся:
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
- организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ;
- иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.


2. Малый бизнес в России

2.1 Проблемы малого предпринимательства в России

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие предпринимательства. Первая - это при¬чины общеэкономического характера, заложенные в эконо¬мической политике государства, вторая - частного, пре¬имущественно организационного характера. 
Анкетирование предпринимателей округа выявило основные факторы, затрудняющие развитие малого предпринимательства. 
Их можно разделить на две группы: макроэкономические и территориальные.
1.    Макроэкономические факторы
 Величина налогов и сложность налоговой системы
69% опрошенных предпринимателей указали, что величина налогового бремени и сложность налоговой системы сдерживают развитие малого предпринимательства и предопределяют высокий уровень теневой деятельности.
 Отсутствие надежных правовых гарантий и нестабильность законодательства 38% опрошенных предпринимателей отметили, что сложность, недостаточная четкость и частый пересмотр нормативной базы создают в работе предприятий немалые сложности и затрудняют работу на рынке. 
Нестабильность законодательства резко увеличивает объем работы, связанной с ведением бухгалтерской и иной документации, а также предъявляет высокие квалификационные требования к тем работникам, которые отвечают за ведение этой работы.
Трудность доступа к банковским кредитам
35% предпринимателей отметили, что часто испытывают нехватку оборотных средств. Проведенные исследования показывают, что малые предприятия мало пользуются банковскими кредитами. Трудности кредитования во многом обусловлены макроэкономической ситуацией. 
 Снижение инфляции и ставки рефинансирования практически не влияет на вложение средств коммерческих банков в сектор малого бизнеса, поскольку это связано с существенно большими рисками, чем размещение средств на других рынках.
Малые предприятия в своем большинстве не могут гарантировать возврат кредита ни суммой собственных активов, ни системой гарантий, ни поручительствами со стороны фондов, организаций, специализирующихся на поддержке малого бизнеса ввиду неразвитости до настоящего времени таких форм поддержки.
2.Территориальные факторы:
 Проблема нежилых помещений.
В настоящее время каждому четвертому-пятому малому предприятию не хватает офисных площадей и каждому третьему-четвертому - производственных (торговых) помещений.
Малые предприятия арендуют помещения у:
- предприятий и организаций - 60%;
-Госкомимущества. - 25%
- снимают помещения без оформления соответствующих документов (более 10%).
Часть МП, не имея возможности арендовать нежилое помещение, осуществляют свою деятельность в квартирах руководителей или работников, что ставит предел развитию многих перспективных фирм.
Следует также отметить достаточно высокую стоимость выкупа прав аренды и стоимость приобретения объектов незавершенного строительства. Что для многих МП является непосильной задачей.
Проблема продвижения товаров и услуг на рынке
Многие предприниматели незнакомы с формированием рыночной стратегии. Проведение маркетинговых исследований субъектами малого предпринимательства еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь.
 Потребность в юридической и коммерческой информации
нуждаются в следующей юридической информации:
- о налогах, общей системе налогообложения (60% опрошенных предпринимателей);
- о правилах и процедурах учета и отчетности (42,5% опрошенных);
- о возможностях предприятия отстаивать свои интересы в судебном порядке, о трудовом законодательстве, о лицензировании, о договорных отношениях, внешнеэкономической деятельности (30%);
- о банковском законодательстве, страховании, приватизации (25%).
Информационные потребности в коммерческой информации:
- о внутренних рынках сбыта и ценах на них (50% опрошенных);
- о поставщиках и ценах (43%);
- об условиях кредитования, надежности банков и новых технологиях, партнерах для совместного производства (30%);
- о потенциальных инвесторах, о зарубежных потребителях (25%).
Исследования показывают, что малые предприятия области наиболее заинтересованы в получении следующих видов поддержки:
- содействии в получении производственных помещений - 50%;
- содействии в сбыте продукции - 44%;
- отстаивании интересов в органах власти - 35%;
- получении информации о рынках - 32%;
- поиске партнеров для установления прямых связей - 29%;
- рекламно-издательские услуги - 26%;
- содействии в обеспечении безопасности - 26%;
- содействии участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях - 24%;
- получении информации о надежности партнеров - 23%;
- получении информации о новых деловых инвестиционных проектах - 18%;
- повышении квалификации, получение необходимых деловых знаний - 17%;
- проведении маркетинговых исследований - 12%;
- консультировании по российскому и зарубежному законодательству - 9%;
- содействии в заключении контактов с иностранными партнерами - 9%;
- инвестиционное консультирование - 9%.

 

 

 

 

 

 


2.2 Предложения по решению проблем малого бизнеса

    Решение проблем малого бизнеса во многом завит от тесного взаимодействия с организациями городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и, в первую очередь, с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства и Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству при мэре и Правительстве края.
Перечень основных направлений, по которым осуществляется взаимодействие с организациями городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства приведен в табл. 3 
Таблица 3. 
Основные направления взаимодействия с организациями городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства при реализации Комплексной программы
Основные направления взаимодействия    Организации городской инфраструктуры поддержки МП
Административно-организационные вопросы, подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы    Департамент поддержки и развития малого предпринимательства, Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при мэре города Хабаровск 
Рассмотрение проектов и программ поддержки МП, решение вопросов о финансовой и имущественной поддержке МП    Городская комиссия по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства
Финансирование    Хабаровский фонд поддержки малого предпринимательства
Лизинг, франчайзинг    Хабаровская лизинговая компания
Информационное обеспечение    Хабаровское агентство по развитию предпринимательства,  центр деловой информации 
Подготовка кадров, обучение    Хабаровский фонд подготовки кадров, Хабаровское агентство по развитию предпринимательства, Хабаровская торгово-промышленная палата
Консалтинговые услуги    Хабаровское агентство по развитию предпринимательства
Межрегиональные связи     межрегиональные маркетинговые центры, Международный центр деловых контактов , Хабаровская торгово-промышленная палата

    Также малому предпринимательству Хабаровской области будет способствовать концентрация венчурного капитала на инновационных и высокотехнологичных проектах малых предприятий.
    Естественно, что рост кредитов предоставляемых малым предприятиям и облегчение порядка его получения значительно упростит деятельность предпринимателей.
    Кроме того, успех деятельности предпринимателя во многом зависит от него самого, так как, насколько он будет стремиться к разработке  и освоению маркетинговых стратегий.
Несовершенство финансово-кредитных институтов в нашей стране, и в первую очередь банковского кредитования, негативно сказывается на развитии российского МП. Такое положение объясняется тем, что в России в условиях рыночной экономики практика банковского кредитования насчитывает лишь одно десятилетие, в то время как в развитых зарубежных странах в этой сфере существуют вековые традиции.
Развитие банковского кредитования МП невозможно без соответствующего правового регулирования. К сожалению, в законодательстве данной сферы имеется немало проблем. Согласно проводившемуся опросу, положительно оценивают влияние ГК РФ 38% опрошенных, действия арбитражных судов - 30%, федерального банковского законодательства и нормативного регулирования Банка России - 16%. Отрицательное воздействие тех же факторов приходится соответственно на 19, 17 и 17% опрошенных. На фактор отрицательного воздействия местных органов власти и местного законодательства пришлось 13% ответов. В ряде случаев критически оценивается деятельность федеральных властей (8%) . Такой высокий процент опрошенных, негативно оценивающих правовую среду, безусловно, свидетельствует о недостаточной проработанности законодательных и нормативных актов, что является препятствием для финансирования предприятий малого бизнеса.
Существуют особенности малого бизнеса, делающие его привлекательным для банковского кредитования. Одной из таких особенностей является большая, чем у крупных хозяйствующих субъектов, зависимость МП от заемных средств, в том числе от кредитов банка. Это объясняется многими факторами: объективной ограниченностью свободных финансовых ресурсов, ускоренной оборачиваемостью оборотных средств, меньшими возможностями для долгосрочного планирования движения денежных потоков. В последние годы постоянно усложняются технологии финансового менеджмента, маркетинга, бухучета. Невозможность содержания в штате высококвалифицированных специалистов в этих областях определило усиление спроса со стороны субъектов МП и на консультационную поддержку со стороны обслуживающего банка.
Наиболее важным, на наш взгляд, является следующее преимущество. Оценить риски при кредитовании малого предприятия гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании, так как легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки. Проанализировать его намного проще, чем в случаях с холдингами, где множество «дочек», и одни могут иметь прибыль, другие - убытки, и в результате трудно понять, что же на самом деле происходит с финансовыми потоками внутри холдинга.
Тем не менее в коммерческих банках кредитуется всего 1% малых предприятий. Более чем 90% малых предприятий не могут начать работу без заемных средств. Однако только треть предпринимателей, обратившихся за кредитом, получают его.
Таким образом, взаимоотношения российских банков и субъектов МП носят на первый взгляд парадоксальный характер. С одной стороны, банки должны быть заинтересованы в предоставлении кредитов субъектам МП, поскольку получают за них проценты, т.е. прибыль, но, тем не менее, они кредитуют малые предприятия весьма неохотно. С другой стороны, малые предприятия очень нуждаются в кредитах, но избегают обращаться за ними в банк. Исследование, проведенное в России ОЭСР, показывает, что более 70% малых и средних предприятий финансируются за счет своих собственных или иных ресурсов, таких как кредиты поставщиков. Результаты исследования, проведенного Ассоциацией региональных банков России (в исследовании участвовало 85 банков из 36 регионов), позволяют обобщить практику кредитования малого бизнеса .
Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю приходится 57,9% их совокупного кредитного портфеля. У предпринимателей, выбравших другое поле деятельности, шансов меньше. Малые предприятия промышленности получают лишь 10% от общего объема кредитов, предприятия в сфере услуг - 8,7%, строительства - 5%, науки - 1,5%, жилищного строительства - 0,7%, другие, в том числе и в сельском хозяйстве, - 16,2%. Причем за последние три года в таком отраслевом предпочтении мало что изменилось.
Проблемы существуют и у тех, кто кредиты выдает, и у тех, кто их хочет получить.
Банки не заинтересованы в выдаче кредитов субъектам МП по целому ряду причин.
Во-первых, для банков работа с малыми предприятиями, которые берут небольшие кредиты, неэффективна. Рассмотрение большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке для банков нерентабельно. Это связано с отсутствием отработанных технологий по кредитованию малых предприятий. Банку гораздо проще оформить один кредит или кредитную линию на сумму несколько миллиардов рублей или десятков миллионов долларов, чем возиться с маленькими кредитами. Связано это с тем, что банки используют устаревшие методики определения кредитоспособности заемщиков. Кредитование малого бизнеса осуществляется быстрее в тех банках, где используется экспресс-анализ, скорринг (определение вероятности возврата кредита заемщиком с помощью электронной экспресс-оценки платежеспособности клиента). К сожалению, для небольших банков это дорогое удовольствие.
В конце 2005 г. Рабочим центром экономических реформ «Либеральная альтернатива» было проведено исследование, в ходе которого на основе опроса около 50 банков в регионах было установлено:
- малое предприятие с месячным оборотом менее 50 тыс. руб. (около 20 тыс. долл. США в год) для банков не представляет интереса;
- 42% банков готовы проявить интерес к малому предприятию, у которого месячный оборот не менее 300 тыс. руб. (около 120 тыс. долл. в год);
- две трети банков будут работать с малым предприятием, если у него оборот соответственно свыше 500 тыс. руб. (около 200 тыс. долл. в год).
В специальной литературе часто высказывается мнение о том, что кредитование малого бизнеса связано с большими рисками для банков. Данная проблема называется чуть ли не основной причиной отказа банков от кредитования субъектов МП.
На наш взгляд, это не совсем верно. Малый бизнес условно можно разделить на две категории: действующий и формирующийся. Формирующийся бизнес действительно очень рисковый. Он начинается, как правило, при острейшем недостатке всех видов ресурсов, начиная от квалифицированного персонала и заканчивая деньгами, помещением и всем остальным. Между тем по статистике малые предприятия являются одними из самых дисциплинированных заемщиков. Невозврат или просрочка возврата кредита составляет 1 - 2% .Так что если риск существует, то в очень малой степени.
Во-вторых, обычно для получения кредита субъекту МП необходимо представить перспективный, выгодный инвестиционный проект или бизнес-план. В некоторых кредитных организациях это является обязательным условием предоставления кредита. Составление же качественного бизнес-плана требует обращения к определенным специалистам в консалтинговые фирмы, поскольку малые предприятия не имеют возможности содержать в своем штате высококвалифицированных специалистов в данной области. Такое обращение стоит совсем недешево, а гарантий, что кредит будет получен, нет. У большинства малых предприятий, а тем более у вновь образованных, нет на это средств. Поэтому, несмотря на достаточно большое количество предлагаемых субъектами МП перспективных для

Добавил: Демьян |
Просмотров: 3189
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba