Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 25.11.2024, 19:51
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Рел
Реферат | 09.09.2014, 13:22

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

ПЛАН

Введение
1. Религия и искусство древнейших цивилизаций
2. Христианское искусство
3. Буддизм и искусство
4. Искусство ислама
Заключение
Список использованной литературы

 

 


ВВЕДЕНИЕ

    Искусство часто определяют как творческое воспроизведение мира в художественных образах. Оно органически связано с ду¬ховными ценностями, созданными человечеством, и составляет одну из основополагающих сфер его культурных достояний. Как искусство, так и религия способствуют духовному раскрытию человека и развитию его творческого потенциала. И религия, и искусство обладают уникальной способностью впитывать все лучшее, что когда бы то ни было создано человеческим творче¬ством. 
На протяжении большей части истории человечества религия и искусство шли рядом, сущест¬вовали в одних и тех же формах и дополняли друг друга. Сюжеты и образы искусства в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что религия содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. 
Религия и искусство не просто взаимодействовали, они проникали друг в друга, переплетались между собой, сливались, К какому бы памятнику культуры мы ни обратились, в основе каждого лежит вера в высшую целесообразность и осмысыленность мира. 
Искусство выражает взгляд на че¬ловека и окружающий его мир в ракурсе вечности и всеобщно¬сти. В любом подлинном произведении искусства – независимо от времени его создания и от того, в системе какой националь¬ной культуры оно возникло, – выражается миросозерцание че-ловека, ядром которого является духовность.
В данной работе мы рассмотрим взаимоотношения религии и искусства на каждом этапе исторического развития.

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Религия и искусство древнейших цивилизаций

Вначале рассмотрим взаимоотношения религии с искусством в те времена, которые принято называть языческими. И, прежде всего, остановимся на самой великой древней цивилизации, имя которой – Египетское царство.
Возникшая на берегах Нила в IV тысячелетии до н.э. древнеегипетская цивилизация является одной из самых древних. Ее архаичность подтверждается сильным влиянием тотемизма (все божества наиболее ранне-го периода изображены в виде звероподобных существ – сокола, быка, коровы, кошки, змеи, барана и т.д.). Египтя¬не обожествляли солнце, фараон считался его сыном, по¬этому власть в Египте рассматривалась как божественная. Религия существовала в государственной форме, религиоз¬ная власть также принадлежала фараону. Знаками увеко¬вечения этой власти служили пирамиды, возводимые как гигантские усыпальницы сынов божества. В настоящее время культуру и искусство Древнего Египта изучают именно по этим огром¬ным памятникам, сохранившим внутри себя свидетельства прошлых веков.
Кроме того, к источникам изучения древнеегипетской цивилизации могут быть отнесены найденные при археоло¬гических и других изысканиях папирусы, (90% из которых – религиозного содержания, надписи на стенах саркофагов и гробниц, обнаруженных в некрополях (древнеегипетских кладбищах), тексты в сохранившихся «Книгах мертвых», которые найдены в тех же захоронениях.
Египтяне славились умением возводить постройки, и. конечно, храмы занимали среди них первое место. Устрой¬ство храмов было довольно сложным. В центре помеща¬лась маленькая часовня – темное помещение, где храни¬лось культовое изображение божества. Вокруг часовни сооружался гипостиль – зал с колоннами, освещаемый из маленьких окошек под самой крышей. Гипостиль символи¬зировал собой весь мир. Все это сооружение окружал об¬ширный двор, ограниченный высокими стенами. Во двор можно было пройти через ход, украшенный колоннами, который снаружи закрывали ворота с пилонами. У входа стояли флагштоки, статуи, обелиски. Самый большой со¬хранившийся храм в Египте посвящен Амону-Ра и нахо-дится в Карнаке. Само здание храма для собраний верую¬щих не использовалось – это было жилище бога. В храме не жили жрецы, а хранились сокровища, дары, летописи.
Величайшими произведениями искусства Древнего Египта являются пирамиды. Пирамида в архитектуре Древнего Египта – это монументальная царская гробница, воплощавшая идею сверхчеловеческого величия обоже-ствленного фараона. Она всегда находилась в ансамбле с поминальным и припи-рамидным храмами и другими со¬оружениями, связанными с церемо-ниями государственного культа и погребальным обрядом.
Самым ранним таким сооружением является пирамида фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н.э., архитектор Имхотеп, высота около 60 м). Классический в мировой архитекту¬ре тип пирамиж представляют грандиоз-ные усыпальницы фараонов IV династии (28 в. до н.э.) Хуфу (Хеопс) и Хафра (Хефрен), расположенные на западном берегу Нила и повы¬шающиеся над некрополем древнего Мемфиса. Самая большая – пирамида фараона Хуфу, или Хеопса (высота 146,6 м, архитектор Хемиун), сложе¬нная из плотно прилегающих друг к другу блоков золотистого известня¬ка. Неприметный вход на северной стороне вводил в длинный узкий наклонный коридор, ведущий к маленькой, тщательно скрытой в глубине пирамиды по¬гребальной камере с гранитным сар¬кофагом, в котором покоилась му¬мия фараона. Ансамбль пирамид в Гизе – одно из самых величественных и грандиозных сооружений – был на¬зван греками первым из семи чудес света, единственным сохранившим¬ся до наших дней.
Второй после Египта значительной областью, ставшей очагом древневосточной культуры, областью, создавшей огромные художественные ценности, были страны Передней Азии с разноплеменным населением: Шумер, Аккад, Вавилон, Асирия, Сирофиникия, Палестина, Хеттское государство, государство Урарту. Искусство многих из них до конца еще не изучено, но те памятники, которые открыты археологами, говорят о том, что оно было также тесным образом связано с религией этих народов. 
Великое древнегреческое искусство также черпало свои сюжеты из религиозных источников, основными из которых являлись мифы. Статуи, посвященные богам, до сих пор поражающие наше воображение, являются украшением лучших музеев мира – Лувра, Эрмитажа, Метрополитена и других. 
Если храмы в Древней Греции представляли собой откры¬тые алтари в священных рощах, куда доступ был ограни¬чен или закрыт, то в городах и селениях существовали изоб¬ражения божеств, перед которыми можно было совершить частное жертвоприношение. Такие изображения стояли вез¬де – на рынке, в зале городского совета, в гимназии, в жилых домах, на перекрестках дорог, на границах. Храмы же были хранилищами произведений искусства. Художни¬ки, а особенно скульпторы, стремились в своих произведе¬ниях отразить целые мифические эпизоды. К такому типу античных скульптур относятся: скульптурная группа «Лаокоон» родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора; огромная групповая скульптура родосских же масте¬ров Аполлония и Тавриска, изображающая наказание злой царицы Дирки героями Зетом и Амфионом.
Античная культура оказала сильнейшее влияние на развитие современных европейских народов. Начиная с эпо¬хи Возрождения, образы древнегреческой мифологии при¬влекают к себе внимание художников всех жанров. Изобра¬жению мифических божеств и сюжетов посвящены неко¬торые произведения итальянских художников эпохи Воз¬рождения – Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сан¬дро Боттичелли («Рождение Венеры», «Весна»), Тициана («Венера перед зеркалом»). 
Начиная с XVII – XVIII веков на сюжеты древнегречес¬кой мифологии писали картины многие выдающиеся худож¬ники: П.П. Рубенс («Персей и Андромеда»), Рембрандт («Даная»), Пуссен («Нимфа и сатир», «Пейзаж с Полифемом») и многие другие. 
Мифологические образы нашли свое отражение и в ар¬хитектуре – в украшении зданий. Над портиком Большого театра бронзовый Аполлон управляет четверкой коней. По¬добная скульптурная группа украшает и крышу портика театра им. А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Греческие боги в виде статуй украшают здание Адмиралтей¬ства и Зимний дворец, внутренние помещения дворцов Пав¬ловска и Пушкина, парки Петродворца.
Таким образом, как мы видим, все религии, которые называются языческими, тесно были связаны с искусством, которое черпало свои сюжеты из религиозных преданий, мифов и легенд.
Теперь перейдем к рассмотрению взаимосвязи искусства с мировыми религиями, идеями которых проникнуты большинство произведений художественного творчества.

2. Христианское искусство

    В I веке н.э. с распространением христианства на почву античной культуры упало зерно, которое дало росток но¬вому искусству, особенному по своей природе и внешней форме. В христианстве, как известно, очень рано появились изображения, имеющие целью символически выразить любовь Хри¬стову (изображения доброго пастыря), Вос¬произведение Креста как символического знака или позднее – как изображение страдающего на кресте Спасителя, а потом и картины библей¬ских событий помогали христианину представить себе Христа, Голгофские события. С тех пор вот уже на протяжении двадцати веков христианская религия и искусство идут рядом бок о бок. 
По самосознанию христиан, природа Церкви иная, неже¬ли у земного мира. Сущность ее духовна, возвышенна, а миссия на земле – спасение мира и переустройство его ко грядущему Царствию Божию. Такая надмирность сущности и цели Церкви сообщает и всем внешним проявлениям ее жизни особые формы, совсем не похожие на образы «мирские». Начиная с внешнего вида храма и кончая самыми малыми предметами церковного обихода.  Поэтому в церковном искусстве применены особые, символические формы. Необычность форм как бы напоминает человеку о том, что есть иной мир со своими особыми законами, а наша земная жизнь – лишь прелюдия к жизни вечной.
С принятием христианства на Руси начинает развиваться каменное монументальное зодчество. Основным типом храма стал крестово-купольный, возникший еще в VI в. в Византии. В плане этот храм образует квадрат, который внутри делится четырьмя столпами на нефы (межрядные пространства с востока на запад), образуя в плане крест.  На этих столпах, соединенных попарно арками, возводился «барабан» (цилиндр), завершавшийся полусфериче¬ским куполом. Концы пространственного креста перекрывались сводами. Верхняя часть стены в виде полуцилиндрического свода называлась закомарой. Внутри и внешне храм имел крестово-купольную композицию. На западе располагался главный вход в храм, на востоке в полукруглом выступе (апсиде) находился ал¬тарь. В западной части располагались хоры – балкон для кня¬зя и его семьи во время богослужения. 
Храм – это символ земного неба, ковчег (корабль) спасения для верующих среди бурь житейского моря. Крест в плане – символ христианства.
Купол храма, главу держит Христос-Пантократор (Вседер¬житель). Шею храма (световой или глухой барабан) держат апостолы, ученики Христа. четыре столпа символизируют четыре евангелия. Храм строго ори-ентирован с запада на восток. К востоку обращено главное свя¬тилище – алтарь в апсиде – символ пещеры, где родился Хри¬стос, Голгофы, где он был распят, небесного престола – рая, где он воскрес. Алтарь отделен от молящихся амвоном – аозвыше¬нием, а с XIV в. сплошной перегородкой иконостаса.
С принятием христианства из Византии на Русь пришли но¬вые виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись).
Мозаика – это изображение или узор, набранный из кусочков цветной смальты (окрашенного непрозрачного стекла), камня, мрамора, крепящихся на слое це¬мента или мастики. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богоматери Оранты в алтарной апсиде и погрудное изображение Христа Вседержителя в центральном соборе Софии Киевской. Богоматерь Оранта –  один из ико¬нографических типов Богоматери в молитвенной позе, с возде¬тыми вверх руками. «Нерушимой стеной» назвали это изображе¬ние киевляне и считали защитницей города от врагов.
Стены храма украшались фресками. Фреска – это роспись водяными красками по свеженаложенной, сырой штукатурке. Сюжеты фресковой живописи – сцены из жизни Христа, Бого¬матери, изображения святых проповедников, мучеников. 
Росписи храма должны были передать основные поло¬жения христианского вероучения, служить своеобраз¬ным «евангелием для неграмотных». Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему роспи¬си средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещен¬ную часть храма – центральный купол, подкупольное пространство, алтарь (Христос Вседержитель в цент¬ральном куполе и Богоматерь Оранта в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповед¬ников, мучеников и др.). 
Кроме мозаики и фрески на стенах храмов висело множество икон. У замечательного русского философа Е.Н. Трубецкого (1863 – 1920) есть работа «Умозрение в красках», где дается целостное историческое, богословское и одновременно художественное ис¬толкование древней русской иконы. Трубецкой пишет: «Иконо¬пись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, ми¬ровых сокровищ религиозного искусства». 
Под иконой (от гр. eikon – изображение, вид, образ, портрет) в православии понимается живописное изображение Христа Спа¬сителя, Богородицы, ангелов, святых, а также сюжетов священ¬ной истории. 
Древняя икона — составная часть христианской церковной жизни. Икона рассматривалась как видимый символ невидимого мира, ее называли «умозрением в красках». Была выработана жесткую систему написания икон (иконографический канон). По преданию, древней¬шие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лу¬кой, изображение первых христианских святых худож¬никами, которые лично знали и помнили их облик). Поэтому православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника и требовала четкого соблюдения иконописного канона, который закреплял те особенности иконо¬писных изображений, которые отделяли «горний» (боже-ственный)  мир от мира  «дольнего» (земного).   Услов¬ность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых  на  иконе  лиц их  неземную  сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспекти¬ва) и временных отношений (вневременное изоб-ражение). Условный золотой фон иконы символизиро¬вал  божественный   свет.   Все   изображение  на иконе пронизано этим светом и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. 
Расцвет древнерусского искусства связан с именем величайшего художника – Андрея Рублева, который был монахом Трои¬це-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей. Он участвовал в росписи Благовещенского собора московского Кремля, создал прекраснейшую рукопись с миниа-тюрами –  Евангелие Хитрово, расписывал Успен¬ский собор во Владимире (фреска «Страшный суд»), расписал иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Но даже одной – единственной неповторимой иконы «Троица» было бы достаточно для бессмертия имени Андрея Рублева.
Содержанием «Живоначальной Троицы» Андрея Рубле¬ва является божественная жизнь в бесконечной взаимной жерт¬венной любви. Предмет безмолвной беседы трех ангелов – Предвечный Божий совет о спасении мира и человека. Краски и линии кисти Рублева звучат, как струны или голос певца. Сила его творчества не только в необычайном таланте художника и мастера, но и в присущем ему особом даре наглядного раскрытия содержания православных догматов, способности запечатлевать в незабываемых образах вечную красоту Божественной Истины.
Итак, церковное искусство подчинено высшей цели – воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. 
Религиозное изобразительное искусство, в том числе и хри¬стианская живопись, конечно же, не исчерпывалось иконописью (хотя довольно долго эти понятия почти совпадали). На протя¬жении многих веков Библия служила источником сюжетов для всех жанров изобразительного искусства (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др.). Великие европейские мастера часто обращались к Евангелию и находили в нем темы и сюжеты, имеющие непреходящий общечеловеческий смысл.
Образ Христа, его земной путь, полный испытаний и страда¬ний, его проповеди и, наконец, смерть на кресте во имя спасения человечества, образы Богоматери, христианских мучеников полу¬чали в произведениях искусства вневременную философскую глубину. Кроме того, используя образы библейских героев, художни¬ки говорили с современниками о важнейших проблемах своего времени.
Так, например, многих художников эпохи Возрождения привлекали библейские сюжеты и христианские мотивы. Так, например, Микеанджело Буонаротти принадлежат роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане и статуя «Моисей», изображавшая библейского ветхозаветного пророка, давшего людям десять заповедей. Фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы – одно из величайших произведений мирового искусства. Микеланджело также руководил строительством собора св. Петра – главного католического храма Рима.
    В одно и то же время с Микеланджело творил итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер – Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» – фреска в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане является одной из самых прославленных работ великого живописца. Все произведе¬ние построено на тончайшем расчете: фигура Христа – логиче¬ский центр повествования – занимает в композиции главное ме¬сто. Мастер поместил Христа на фоне окна, отделив его таким образом от апостолов. Апостолы изображены в тот момент, когда Христос произносит слова: «Один из Вас предаст меня». Лео-нардо впервые истолковал известную религиозную тему как общечеловеческую, актуальную во все времена – разоблачение пре-дательства.
Слова Христа, сказан¬ные в тишине, вызывают бурю эмоций у учеников. Молодой Филипп (слева от Христа) особенно им¬пульсивно реагирует на слова, обращаясь с недо¬уменным вопросом  к Учи¬телю.  Иаков-старший  в возмущении развел руками и откинулся несколько назад. Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем. Другая группа (справа от Христа) проникнута иным духом. Она отличается сдержанностью жестов. Иуда в резком повороте судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа.
    Еще один итальянский живописец и архитектор этого времени Рафаэль Санти прославился изображениями матери Христа – Девы Марии, которую в католичестве называют Мадонной. Одна из лучших работ художника – «Сикстинская мадонна», которая была предназначена для мо¬настыря св. Сикста. Перед нами словно внезап¬но возникшее в небесах из-за отдернутого кем-то по¬лога чудное видение. Окру¬женная золотистым сияни¬ем, торжественная и величе¬ственная, шествует по обла¬кам Мария, держа перед со¬бой младенца Христа. Слева и справа преклоняют колени св. Сикст и св. Варвара. В образе Мадонны трогательная чистота и невинность соче¬таются с решимостью и героической готовностью к жертве.
Обратимся к отечественному искусству XIX столетия, «золо¬того века» русской культуры и рассмотрим трактовку сюжета « Тайная вечеря» Николаем Ге.. Картина была написа¬на художником  в   1863 г.  Он изображает  просто обставленную комнату. Здесь собрались на последнюю трапезу Христос и его ученики. В полумраке комнаты отчетливо видны сам Христос, Иоанн, Петр, Иуда. Иуда противопоставлен всем. Черное дело измены воплощает его темная фигура, освещенная со спины. Свет же  объединяет  группу  единомышленников.   При  такой трактовке библейского сюжета Иуда оказывается не только оли¬цетворением зла, но и антиподом света, добра, верности. Объе¬диненные светом противостоят идее зла, предательства, тьмы.
Важнейшим образом религиозного искусства является образ Христа. Заметим, что в русском искусстве Нового времени обозначились два направления, каждое из которых имело свою специфику. Первое направление –  это религиозная живопись для церковного интерьера. Второе – светская живо¬пись на евангельские сюжеты. В русской светской живописи XIX в. образ Христа был во¬площением высочайшей нравственности, моральной стойкости, бесконечной любви к людям. Его самопожертвование, верность, преданность идее особенно привлекали художников. Христос был олицетворением нравственных проблем, которые стояли перед русской интеллигенцией. В качестве примера можно на¬звать картины «Явление Христа народу» А.А. Иванова, «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Что есть истина»,  «Голгофа» и другие картины Н.Н. Ге.
Обращение художников к вечным темам, сюжетам и образ¬ам, возможно, является своеобразным поиском точки опоры в современном мире. Разумеется, этот поиск отнюдь не обяза¬тельно осуществляется лишь в религиозных идеях, сюжетах и формах. Но этот разнообразный в стилевом отношении, образ¬ном решении поиск творчески оплодотворен и религиозным на¬чалом. Сакральное и светское сочетаются в нем и составляют значительный пласт современной художественной культуры.

3. Буддизм и искусство

    Буддизм – древней¬шая из мировых рели¬гий, сыгравшая важную роль в культурно-исто¬рическом развитии че¬ловеческой цивилиза¬ции. Время жизни основателя этой религии Будды Гаутамы отно¬сят к VI в. до н. э. Жизнь Будды – исходный пункт вероучения буддизма. 
По существу, буддизм – это грандиозный социо-культурный комплекс, включающий как религиозное мировоззрение и культ, так и философские системы, этические взгляды, тради¬ции и обычаи, специфические жанры искусства, методы прак¬тической деятельности и отношение к миру. 
Искусство буддизма во многом отличается от искусства христианских народов. Идеи буддизма о призрачности жизни и всего земного, о бесконечных перерождениях и другие вопло¬тились в буддийской мифологии, народных притчах и сказани¬ях, в философских трактатах, в музыке, в пластических искус¬ствах и культовой архитектуре.
Суть буддийского учения отразилась, например, в скульп¬турных изображениях Будды, которые изменялись в зависи¬мости от типа национальной культуры, эпохи, вкуса общест¬ва. Лицо Великого Учителя – существа, достигшего наивыс¬шего предела духовного развития, – излучает благочестие и спокойствие, умиротворенность; руки его подняты для благо-словения или поучения. Буддийским искусством была разра¬ботана сложная символика положения рук и пальцев, в соот¬ветствии с которой каждый жест имел определенное значе¬ние. Система условных жестов и поз существовала и в риту¬альных храмовых танцах, что давало возможность верующим понимать богослужение-пантомиму, буквально «прочитывая» ее, как читают обычную книгу.
Распространение  буддизма вызвало  строительство  много¬численных культовых памятников. Так, при индийском царе Ашоке было воздвигнуто около 80 тыс. ступ – культовых со¬оружений, воспроизводящих структуру    Вселенной. Ступы обычно строились для статуи Будды или сохранения реликвий. 
Большое распространение в Индии получили стамбхи – буддийские или индуистские памятные колонны, завершаю¬щиеся фигурой животного.  В долине Ганга возле Бенареса находился Парк Газелей. По преданию, именно здесь Будда произнес свою первую проповедь, в память о которой в III в. до н.э. и был воздвигнут столб с «Львиной капителью». 
Другой вид культовых памятников буддизма – скальные храмы. Согласно преданию, Будда, призывавший своих учени¬ков удалиться от суетного мира, читал свои проповеди в тиши¬не – под деревом или на краю пустыни. Его ученики стали ос¬новывать монастыри в горных местностях, вырубая для этого в скалах пещеры, некоторые из которых превращались в храмы («чатья») или монашеские кельи («вихара»). Пещерное зодчест¬во Индии (с III в. до н.э. по X в. н.э.) – величайшее явление мирового искусства и архитектуры, в котором одновременно синтезировались архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство и стенопись. Сегодня в Индии сущест¬вует около 1200 таких пещерных сооружений.
Пещерные храмы Китая заполнены скульптурными изображениями буддийских святых. Их стены покрыты рельефами и росписями на сюжеты буддийских легенд. В облике святых, в деталях их одежд про¬слеживаются иконографические каноны, заимствованные у родины буддизма – Индии.
Храмовые пещеры Китая – это высокие гроты, в которых основное   пространство   занимают   гигантские   сидящие   или стоящие  13-15-17-метровые фигуры Будды, освещенные мяг¬ким светом, падающим через вход и световое окно. 
В  Японии,  помимо храмовых изображений,  связанных с традицией буддийской культовой архитектуры, существуют от¬дельные  гигантские бронзовые или деревянные статуи Будд. Особенно почитаема скульптура Даи-Бутсу (Великого Будды) в Камакуре близ Иокагамы (1252 – 1256 гг.). Величе¬ственная  фигура  высотой 12 м олицетворяет собой главную идею буддизма – душевный покой, бесстрастие, самосозерца¬ние. Полузакрытые глаза и загадочная улыбка склоненной го¬ловы оставляют впечатление огромной внутренней силы и зна¬чительности. Внутри фигура пустая, по специальной лестнице можно подняться до высоты плеч, откуда через небольшие от¬верстия открывается прекрасный вид на окрестности.
Буддийское искусство, которое также заимствовало свои темы и сюжеты из древнейших книг, рукописей, легенд, конечно же, не такое обширное, как христианское искусство, но оно и по сей день привлекает к себе зрителей своим философским содержанием и направленностью на внутренний мир человека.

4. Искусство ислама

    Ислам является самой «молодой» из трех мировых религий. Возникновение ислама всецелшо связывается с именем пророка Мухаммеда. До ислама у арабов не было единой религии. Среди племен были распространены различные верования, существовало многобожие.
Для судеб изобразительного искусства мусульманских стран огромную роль сыграла иконоборческая тенденция ислама. Пер¬воначально в исламе не было запрета на изображение живых су¬ществ, однако в 1Х – Х вв. было сформулировано религиозное ус¬тановление, запрещавшее изображение божества или человека под страхом наказания в загробном мире. В Коране «кумиры» (вероятно, изображения древних племенных богов) названы «на¬важдением сатаны». Это отрицательно сказалось на развитии живописи, скульптуры в искусстве ислама, где изображения челове¬ка, животных, птиц встречаются лишь как исключения.
Ислам поощрял развитие искусства в двух направлениях – ар¬хитектуре и художественных ремеслах. Исчезновение изобрази¬тельных сюжетов вызвало к жизни расцвет орнаментализма, кото¬рый из вспомогательного, прикладного элемента становился объе¬диняющим. Орнамент накладывает на искусство самых отдален¬ных районов характер общности. В разработке орнамента мастера достигали изумительной виртуозности, основанной на точном математическом расчете и одухотворенной художественной фантазии. Упрошенно передавая лист, цветок и стебель, они достигают богатства и разнообразия, повторяя бесконечное количество раз какой-либо элемент растительного орнамента. Большое распространение получает геометрический орнамент, образованный из сложно переплетаюшихся лент. 
Большое место в культуре исламе заняло искусство калли¬графии. По существу, каллиграфия стала целой наукой и искус¬ством, достигнув высокой степени совершенства. Каллиграфи¬ческое написание религиозных тек¬стов производилось на пергаменте, бумаге, стенах зданий. Каллиграфия слилась с декоративным искусст¬вом, создала неповторимые орнаментальные узоры. Она обрела в мире ис¬лама сакральный смысл благодаря доминирующей у мусульман идеи о воплощении слова. Каллиграфия в основе своей является графическим воспроизведением божественного слова. Этим, в частности, объясняется обязательное присутствие цитат из Ко¬рана на здании мечетей. Мечети, в свою очередь, являются ме¬стом, где божественное слово получает вербальное воплощение.
Наиболее значительны достижения мусульманской архитек¬туры. Исламские сооружения самобытны в плане пространст¬венной организации и пропорций, умелого использования деко¬ра. Шедеврами архитектуры являются знаменитые мечети. В них выражена идея стремления человека к небу, в высшие сферы.
Культовые требования ислама во многом определи¬ли планировку мечетей. Мечеть («мазджит») буквально «место поклонения». Необходимость пятикратного созыва на молитву диктовала наличие башен-минаретов, с которых проповедник – мулла созывал верующих. Отсутствие церемониальных шествий и обязательное ритуальное омовение перед молитвой обуслови¬ли простую форму так называемой дворовой мечети с галереей, обегающей двор, в середине которого находился бассейн. Мече¬ти, как правило, ориентированы не на восток, как христианские храмы, а на священный город Мекку. Колонны галерей у этой стены стояли в несколько рядов и составляли многоколонный открытый во двор зал с большим количеством узких нефов (неф – корабль – вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон рядом колонн либо столбов). В центральном зале, крытом куполом, были ниши для моления («михраб») и кафедра («мимраб»). В больших мечетях помимо этого имеется еще и специальная часть, отгороженная для женщин.
В    странах    «иранского ареала»    порталы    мечетей (портал – от лат.  porta – вход, ворота) украшались нарядной полихромной об¬лицовкой из кирпича. Цветовое решение ковровых орнаментов пере¬кликалось с пейзажем, по¬вторяя  синь  неба  и  серо-желтый тон песчаной почвы.
Как драгоценное  украшение сверкала на солнце мечеть Биби-Ханым в Самарканде (начало строительства 1399 г.). Поверхность ее покрыта разноцветными глазурованными плит¬ками, которые отражали свет, слагаясь в причудливый орнамен¬тальный ковер. До последнего времени она была самой большой мечетью мусульманского мира. Один из красивейших древних мусульманских архитектурных комплексов в Дели – Кубт-Минар (XIII в.). Минарет сооружен из красного песчаника, сочетающе¬гося  с белым мрамором.  Уходящая далеко в голубое небо, мечеть покоряет простотой и величавой гармонией.
В целом арабское искусство, которое испытало на себе зна¬чительное влияние ислама, выступает как крупнейшее и само¬бытное явление мировой художественной культуры эпохи Сред¬невековья. Оно распространилось на весь мусульманский мир и оказало большое влияние на мировую культуру в целом. В заключение следует отметить, что арабское зодчество повлияло на романскую и готическую архитектуру Сицилии, Испании, Италии и другие средиземноморские страны, а через них – на Западную Европу в целом.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исторического развития духовной культуры человечества существуют различные взаимоотношения между такими формами общественного сознания, как искусство и религия. В этом историческом процессе те или иные религии «выбирают» ту или иную систему искусств, которая в наиболее оптимальном варианте способна воспроизводить духовную атмосферу и культовую практику данной религии. Искусство, как эмоционально-образное утверждение религиозных идей, занимает определенное место в структуре тех или иных религий. В ярком и четком виде этот процесс проявляется в функционировании развитых мировых религий, структура которых наиболее устойчива и определена, хотя исторически и она, конечно, эволюционирует.
Этот исторический процесс взаимодействия искусства и религии привел к тому, что мировые религии включили в свою структуру почти все искусства, как традиционные, так и современные. Но этот процесс имел свои роковые последствия: границы религиозного сознания в результате многостороннего воздействия на него всех искусств стали размываться, религии стали терять свое иллюзорное специфическое содержание. Вместе с тем возникает новая эстетическая и художественная среда, которая слишком удалена от традиционного религиозного мышления.
Освобождение эстетического сознания из-под религиозного влияния неизбежно, так как современный мир с его динамически напряженным процессом социальной жизни, научно-техническая революция и мощные демографические взрывы разрушают, последовательно и неуклонно, структуру традиционных мировых религий. Это исторически неизбежное разрушение структуры традиционных религий происходит и под воздействием созданной ими системы искусств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.    Балакина Т.И. История русской культуры. – М.: Издательский Центр «Аз», 1995.
2.    Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. – М.: Эллис Лак, 1997.
3.    Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. – 408 с.
4.    Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2002. – 368 с.
5.    История искусства зарубежных стран. Т. 1. – М.: АН СССР, 1961.
6.    Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М.: Дашков и Ко, 2002.
7.    Религия в истории и культуре. / Под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Юнити, 2000.
8.    Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. – М.: Новая школа, 1996. – 288 с.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 396
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba