СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ВЛИЯНИЯ ЕЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РОССИИ
1.1 Понятие инфраструктуры, ее элементы и функции
Термин «инфраструктура» произошел от лат. - «infra» - ниже, под; structura» - строение, расположение.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.
Несмотря на широкое использование термина «инфраструктура» существуют различные трактовки понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в «предоставлении услуг производству и населению», в «обслуживании производства и населения» [5].
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в «создании общих условий производства», в «обеспечении деятельности основного производства»[7]
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, «обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности» [5]
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций.
1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.
2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3. Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены “сообщают” бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.
4. Регулирующая функция действует через тот же механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет.
5. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
6. Оздоравливающая функция жестока, но экономически оправдана. Рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной «борьбе» и «наказываются» банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.
Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.
Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию.
Политическое назначение рыночной инфраструктуры заключается в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия и организации, активно участвующие в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно проводят в жизнь меры национальной экономической политики [9].
Социальное назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему места в системе общественного разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход.
1.2. Ресурсы в экономике и их классификация.
Производство предполагает использование ресурсов. Ресурсы,
вовлечённые в производство, выполняют роль факторов производства. Ресурсы выступают в роли факторов производства, если они задействованы в производстве, если есть определённый результат.
Классификация ресурсов приведена на рисунке 1. [6]
Рисунок 1 – Классификация ресурсов
Природные ресурсы - это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком. Следует различать природные условия и природные ресурсы. Природные условия создают возможности для производственной деятельности человека. К ним относятся солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, рельеф, климат, осадки. На определённой ступени развития производительных сил природные условия превращаются в природные ресурсы. Например, ветер используется для получения энергии. Природными ресурсами являются те силы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной деятельности человека.
Здесь можно подойти к ресурсам как относительно и абсолютно ограниченным.
Исчерпаемые - это такие ресурсы, которые на каком-то этапе производственной деятельности могут быть полностью исчерпаны.
Исчерпаемые ресурсы:
- не возобновляемые ресурсы (земельные угодья, воздух, полезные ископаемые), абсолютно ограничены своим количеством.
- относительно возобновляемые ресурсы
- воспроизводимые
Неисчерпаемые состоят из трёх групп:
- космические (солнечная радиация, морские приливы и отливы)
- климатические (атмосферный воздух, энергия ветра, воды)
- водные ресурсы
Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими, экономически более выгодными.
Незаменимые - атмосферный воздух, питьевая вода. В экономическом плане природные ресурсы выполняют роль средств труда, предметов труда и условий жизни человека.
В зависимости от тех или иных направлений экономии производственных ресурсов различают несколько видов интенсификации: трудосберегающая, капиталосберегающая, всесторонняя.
Трудосберегающий вид интенсификации предполагает, что новая техника вытесняет из производства рабочую силу. В этом случае скорость роста выпуска продукции опережает темпы изменения численности работников.
При капиталосберегающем виде интенсификаци, благодаря применению более эффективных машин и оборудования, сырья и материалов, достигается экономное расходование средств производства. Эти изменения в наибольшей мере стали проявляться на начальном этапе НТР, когда широко осваивались высокопроизводительное автоматическое оборудование, удешевлявшее продукцию, а также достижения химии полимеров и т.д.
Наконец, всесторонняя интенсификация – это такое направление экономического прогресса, при котором используются все указанные формы ресурсосбережения. Когда экономятся и трудовые, и вещественные условия производства. Данный вид интенсификации практически внедряется в условиях современного этапа НТР и высоких технологий.
В индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста: они сочетаются в каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе роста. Так, принято относить экономический рост к тому или иному типу в зависимости от удельного веса прироста реального ВНП за счет интенсивных факторов роста. Если доля реального ВНП обусловленного интенсивными факторами роста, превышает 50%,то можно говорить о преимущественно интенсивном экономическом росте. Если же удельный вес прироста реального ВНП за счет такого рода факторов мене 50% от общего прироста ВНП, то на лицо преимущественно экстенсивный тип.
1.2 Влияние инфраструктуры производства и производственных ресурсов на экономический рост России
В зарубежной литературе имеется большое число работ, посвященных исследованию влияния инфраструктуры на экономические показатели деятельности территорий и предприятий. При этом акцентируется внимание на том, что инфраструктура влияет на экономические показатели деятельности территории многогранно.
Выделяется пять каналов влияния инфраструктуры на экономику определенной территории.
Во-первых, наличие инженерных сетей приводит к улучшению качества жизни людей и росту их производительности, поскольку здоровый человек работает значительно лучше.
Во-вторых, развернутая инфраструктура приводит к улучшению качества жизни людей на данной территории, что стимулирует приток в данную местность новых жителей. В результате повышается совокупный выпуск и производительность за счет привлечения более квалифицированных кадров.
В-третьих, развитие инфраструктуры способствует развитию инноваций и технологии, что увеличит производительность и, в конечном счете, выпуск продукции.
В-четвертых, улучшение инфраструктуры привлекает на территорию дополнительные инвестиции и способствует развитию уже существующего бизнеса, что приводит к росту выпуска продукции предприятий.
В-пятых, улучшение инфраструктуры привлекает на территорию не только производственный бизнес, но и сопутствующие ему структуры, что приводит к общему социально-экономическому развитию территории.
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РОССИИ
2.1 Основные показатели экономического роста России 2007-2008 гг.
В соответствии с Регламентом разработки и представления данных по ВВП Федеральной службой государственной статистики осуществлена первая оценка ВВП за III квартал и январь-сентябрь 2008 года.
Объем ВВП России за III квартал 2008г. составил в текущих ценах 11647,0 млрд.рублей. Темп роста его реального объема относительно III квартала 2007г. составил 106,2%. Индекс-дефлятор ВВП за III квартал 2008г. по отношению к ценам III квартала 2007г. составил 124,3%.
Объем ВВП России за январь-сентябрь 2008г. составил в текущих ценах 30759,8 млрд. рублей, темп роста его реального объема относительно соответствующего периода 2007г. составил 107,3%, индекс-дефлятор - 122,9%.
Динамика реального ВВП
Таблица 1 -Динамика реального ВВП России 2007-2008 гг.
В % к
соответствующему
периоду предыдущего года предыдущему
периоду
2007г.
I квартал 107,4 86,2
II квартал 108,1 110,1
I полугодие 107,8
III квартал 107,3 112,4
Январь-сентябрь 107,6
IV квартал 109,5 102,6
Год 108,11)
2008г.
I квартал 108,5 85,4
II квартал 107,5 109,0
I полугодие 108,0
III квартал 106,2 111,0
Январь-сентябрь 107,3
По итогам пересмотра годовых оценок ВВП в декабре 2008г. в соответствии с Федеральной программой статистических работ.
Приведенные здесь и в других таблицах этого раздела квартальные данные за 2007г. в соответствии со сроками пересмотра ВВП, утвержденными Федеральной программой статистических работ, были рассчитаны в марте 2008 года.
Работа по пересмотру квартальных оценок ВВП и их согласованию с годовыми данными будет выполнена в марте 2009 года.
Рисунок 2 – Динамика производства ВВП в % к значению условного среднего квартала 2008
Производство ВВП в России 2008 г. приведено в таблице 2.
Таблица 2 - Производство ВВП и валовой добавленной стоимости в разрезе видов экономической деятельности в текущих ценах
I квартал II квартал III квартал Январь-сентябрь
млрд.
рублей в % к
итогу млрд.
рублей в % к
итогу млрд.
рублей в % к
итогу млрд.
рублей в % к
итогу
2007г.
Валовой внутренний продукт
в рыночных ценах 6747,9 7749,1 8826,6 23323,6
Валовая добавленная стоимость
в основных ценах 5890,3 100 6840,1 100 7841,3 100 20571,7 100
в том числе:
сельское хозяйство,
охота и лесное хозяйство 127,3 2,2 202,8 3,0 599,1 7,6 929,2 4,5
рыболовство, рыбоводство 17,4 0,3 16,7 0,2 19,1 0,2 53,2 0,3
добыча полезных ископаемых 555,3 9,4 691,1 10,1 797,3 10,2 2043,7 9,9
обрабатывающие производства 1085,8 18,5 1332,0 19,5 1405,4 17,9 3823,2 18,6
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды 249,6 4,2 189,4 2,8 188,7 2,4 627,7 3,1
строительство 254,8 4,3 377,3 5,5 475,3 6,1 1107,4 5,4
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования 1223,4 20,9 1372,7 20,0 1509,8 19,3 4105,9 19,9
гостиницы и рестораны 51,4 0,9 61,8 0,9 68,8 0,9 182,0 0,9
транспорт и связь 543,1 9,2 653,3 9,6 739,0 9,4 1935,4 9,4
финансовая деятельность 290,9 4,9 317,1 4,6 345,3 4,4 953,3 4,6
операции с недвижимым
имуществом, аренда
и предоставление услуг 596,5 10,1 694,2 10,1 731,8 9,3 2022,5 9,8
государственное управление
и обеспечение военной
безопасности, обязательное
социальное обеспечение 361,5 6,1 368,8 5,4 376,4 4,8 1106,7 5,4
образование 189,0 3,2 189,9 2,8 201,7 2,6 580,6 2,8
здравоохранение и предоставление
социальных услуг 224,2 3,8 238,2 3,5 250,3 3,2 712,7 3,5
предоставление прочих
коммунальных, социальных
и персональных услуг 120,1 2,0 134,8 2,0 133,3 1,7 388,2 1,9
Косвенно измеряемые услуги
финансового посредничества -159,9 -178,2 -196,1 -534,2
Чистые налоги на продукты 1017,8 1087,2 1181,5 3286,5
2008г.
Валовой внутренний продукт
в рыночных ценах 8838,1 10274,7 11647,0 30759,8
Валовая добавленная стоимость
в основных ценах 7798,2 100 8986,8 100 10196,9 100 26981,9 100
в том числе:
сельское хозяйство,
охота и лесное хозяйство 171,3 2,2 290,0 3,2 804,8 7,9 1266,1 4,7
рыболовство, рыбоводство 20,0 0,3 22,0 0,2 19,0 0,2 61,0 0,2
добыча полезных ископаемых 827,3 10,6 957,4 10,7 1013,6 9,9 2798,3 10,4
обрабатывающие производства 1432,9 18,4 1754,7 19,5 1891,6 18,6 5079,2 18,9
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды 305,1 3,9 223,4 2,5 228,9 2,2 757,4 2,8
строительство 397,2 5,1 552,9 6,2 648,4 6,4 1598,5 5,9
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования 1614,6 20,6 1836,4 20,4 2006,3 19,6 5457,3 20,2
гостиницы и рестораны 66,7 0,9 79,4 0,9 89,2 0,9 235,3 0,9
транспорт и связь 664,1 8,5 819,5 9,1 930,2 9,1 2413,8 8,9
финансовая деятельность 390,1 5,0 411,4 4,6 434,7 4,3 1236,2 4,6
операции с недвижимым
имуществом, аренда
и предоставление услуг 750,7 9,6 858,8 9,6 926,8 9,1 2536,3 9,4
государственное управление
и обеспечение военной
безопасности, обязательное
социальное обеспечение 480,7 6,2 453,2 5,0 464,2 4,6 1398,1 5,2
образование 236,5 3,0 248,9 2,8 255,5 2,5 740,9 2,7
здравоохранение и предоставление
социальных услуг 286,9 3,7 308,1 3,4 319,3 3,1 914,3 3,4
предоставление прочих
коммунальных, социальных
и персональных услуг 154,1 2,0 170,7 1,9 164,4 1,6 489,2 1,8
Косвенно измеряемые услуги
финансового посредничества -233,0 -261,6 -294,9 -789,5
Чистые налоги на продукты 1273,0 1549,4 1745,0 4567,4
В декабре 2008г. несколько замедлились темпы роста потребительских цен и отмечалось существенное снижение цен производителей промышленных товаров.
Рисунок 3 – Индексы потребительских цен
В результате действия внешних и внутренних факторов ВВП сократится в 2009 году на 2,2%, а в номинальном выражении - на 2,7%. Снижение динамики экспорта при снижении экспортных цен приведет к снижению доли внешнего спроса до 26% в 2009 году против 31% в 2007 году. Сокращение спроса и снижение курса рубля - к снижению импорта минимум на 20% (9,4% в физическом выражении), прежде всего за счет инвестиционных товаров. В структуре внутреннего спроса основное сокращение ожидается за счет инвестиций в основной капитал (спад на 14%), тогда как в потребительской сфере ожидается стагнация. Сохранение объемов торговли будет поддерживаться снижением нормы сбережений населения.
Основные структурные риски развития экономики в 2009 году связаны, во-первых, с возможностью более сильной инфляции, как из-за девальвационного эффекта, так и угрозы возобновления инфляции издержек по ключевым инфляционно-опасным товарам. В этом случае рост цен может оказаться выше.
Второй - риск более сильного падения инвестиций до 20% (против 14% в прогнозе), прежде всего за счет более сильного сокращения инвестиций в дорожном строительстве и нефтяном секторе, а также уменьшения инвестиционных программ в компаниях электроэнергетики и Газпроме. Напомню, что на топливно-энергетический комплекс приходится около четверти всех инвестиций. Ситуация на рынке недвижимости может привести к сокращению инвестиций в строительный комплекс на 25 процентов. По оценкам, объем строительства жилья в 2009 году может сократиться более чем на 20% и не превысит 50 млн. кв. метров.
В-третьих - риск снижения оборота розничной торговли в результате сокращения потребительского кредита и ограничения сокращения сбережений.
В-четвертых, большие масштабы экономического спада, особенно в сырьевых отраслях, могут вызвать и более высокий и застойный уровень безработицы.
2.2 Производственная инфраструктура России
Рассмотрим вклад отдельных элементов инфраструктуры на экономику страны. В частности это такие крупные элементы как финансово-кредитный сектор, транспорт и энергетический комплекс.
С начала второго полугодия 2008 года развивающийся мировой финансовый кризис усилил свое негативное влияние на экономическое развитие России, связанное с деятельностью финансово-кредитного сектора экономики.
Можно выделить три основных канала воздействия мирового кризиса на российскую экономику.
Первый − падение мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары. С середины прошлого года цены на нефть снизились почти на 70%, на металлы – на 45 процентов.
Второй − резкое сокращение внешнего спроса на традиционные статьи российского экспорта, что в сочетании с падением цен привело во втором полугодии к сокращению экспорта в стоимостном выражении на 35% (декабрь к июню). В результате рекордный профицит торгового баланса, который еще летом достигал приблизительно 10-12% ВВП, к концу 2008 года был практически обнулен (1% ВВП).
Третий − фактическое прекращение рефинансирования внешнего долга российских корпораций и банков, что вместе с падением экспортной выручки привело к резкому изменению условий внешних заимствований и обслуживания долга.
В 2008 году вновь возобновился отток капитала. Он составил 129,9 млрд. долларов (7,8% ВВП), впервые после 2004 года. Столь резкое изменение произошло в основном в IV квартале 2008 года, когда чистый вывоз валютно-финансовых средств частным сектором оценивается в 130,5 млрд. долларовМировой кризис вновь обнажил системную уязвимость нашей модели экономического развития – чрезмерную зависимость от экспорта сырья и колебаний цен на топливо и сырье, дефицит «длинных денег» внутри страны, компенсируемый заимствованиями за рубежом. Это стало одной из основных причин того, что спад в России сильнее, чем в большинстве развитых стран.
За последние три года внешний долг российских компаний и банков вырос со 175,1 до 497,8 млрд. долларов. Приток капитала из-за рубежа финансировал, по оценке, до 15% общего объема инвестиций в основной капитал и компенсировал дороговизну и недостаток внутренних кредитов. По сравнению с другими странами внешняя задолженность частного сектора (почти 30% ВВП) относительно невелика, а в государственном секторе и вообще минимальна (2% ВВП), что является нашим конкурентным преимуществом. Тем не менее, даже такой объем накопленных долгов в условиях прекращения внешнего рефинансирования и обесценения активов стал существенным кризисным фактором в российской экономике. За счет иностранных заимствований в настоящее время профинансировано около 30% суммарной кредитной задолженности российских предприятий и граждан. Кредитное плечо в нашей экономике (41% ВВП) значительно слабее, чем в развитых странах и у наших соседей, например, Казахстана.
Таким образом, в современных условиях банковская система оказывает негативное влияние на экономический рост, что непосредственно связано с мировым финансовым кризисом, который в первую очередь повлиял на деятельность финансово-кредитных учреждений.
Ключевой проблемой экономики в настоящее время остается проблема активизации инвестиционной деятельности, и прежде всего увеличения капитальных вложений в материальное производство. Это закономерно: состояние материального производства определяет развитие всей экономики, а инвестиции в любой экономической системе являются основой ее развития. К сожалению, именно в данном секторе российской экономики положение наиболее сложное: проводимые преобразования собственности предприятий пока не вызвали массового притока частного капитала. Многие собственники по-прежнему отдают предпочтение получению прибыли за счет роста цен, нисколько не заботясь о воспроизводстве основных фондов. В результате происходит их стремительное старение [8].
За годы реформ объем инвестиций в экономику сократился и сегодня составляет не более 30% к уровню 2000 г. В национальном доходе доля инвестиций снизилась до 15%, что не обеспечивает даже простого воспроизводства общественного капитала и является одной из причин спада производства. Для сравнения можно отметить, что в промышленно развитых странах мира доля инвестиций в национальном доходе достигает 40% и более.
В таких условиях сколько-нибудь серьезно говорить о стабилизации в экономике, тем более о быстром выходе из кризиса, не приходится. При продолжении подобной инвестиционной политики, когда сроки службы основных фондов у подавляющего количества предприятий превысили в 2 - 3 раза установленные нормативы, а их физический износ у половины предприятий составляет более 60%, кризисные явления будут лишь усиливаться. Если названные тенденции сохранятся, то для воспроизводства установленного оборудования в черной металлургии потребуется 56 лет, в топливном комплексе - 38, а на предприятиях сельского хозяйства - 50, в легкой промышленности - более 140 лет. Коэффициент установленного парка оборудования в машиностроении снизился в 2,2, а в легкой промышленности в 5,1 раза - это всего лишь 20% от уровня 2000 г.
Замедление обновляемости и ухудшение использования уже имеющихся фондов произошло из-за острой нехватки финансирования для пополнения оборотных средств. Сегодня многие предприятия, например машиностроения, являются должниками других организаций, а у 10% из них долг превышает сумму годовой программы выпуска продукции, т.е. они являются безнадежными должниками. У 20% российских предприятий задолженность находится в пределах полугодового объема. Положение усугубляется еще и установленной Банком России высокой процентной ставкой за кредиты, фактически лишившей многие предприятия резервных источников финансирования.
Слабая обновляемость фондов объясняется и другими причинами. Во-первых, кому захочется приобретать новое оборудование, если за него приходится платить высокие налоги на имущество, а эффективность его использования из-за сокращения объемов производства снижается? Во-вторых, новое оборудование не приобретается еще потому, что у предприятий скопилось огромное количество оборудования, которое не используется. Так, в машиностроении из 100 единиц установленного оборудования в среднем простаивает полностью 40 единиц, 20 единиц используется на 10% мощности, 35 единиц - на 30% и только лишь 5 единиц - более чем на 50%
Огромный неиспользуемый производственный потенциал можно задействовать через реструктуризацию отраслей и производств посредством перераспределения между ними свободных основных фондов. Сегодня из промышленности может быть выведено и передано в сельское хозяйство до 15 тыс. вполне работоспособных транспортных средств, тракторов и механизмов, до 20 тыс. единиц различного рода оборудования и станков и примерно около 2 тыс. зданий и помещений, которые могут быть задействованы в сельском хозяйстве под склады, фермерские хозяйства и другие цели.
Такие же перераспределительные процессы можно осуществлять и в других отраслях экономики без привлечения дополнительных инвестиций извне. Это требует коренного изменения действующего законодательства в области хозяйственного механизма, прежде всего - в ценообразовании и финансовой системе.
Вся инвестиционная политика последних лет при наличии собственных резервов отечественных инвесторов направлена на привлечение иностранного капитала. В некоторых регионах иностранные инвесторы даже освобождаются от налогов до двух сроков окупаемости вложенных ими инвестиций, что ставит отечественных инвесторов в неравное положение. Подобная практика стимулирует инвестиционные вложения в те секторы экономики, где срок их эффективного использования ограничен небольшим временем, главным образом в пищевую промышленность. Иностранные инвесторы, реконструируя российские предприятия, нередко меняют их профиль и используют в качестве поставщиков исходных материалов для дальнейшей переработки в готовую продукцию на собственных, находящихся за рубежом, предприятиях. В остальных случаях они стремятся устранить российских производителей как своих конкурентов.
Что же касается предложений о том, чтобы основную ставку в инвестировании производства сделать на самих производителей, то необходимо решить вопрос: насколько масштабно сегодня могут быть привлечены средства производителей для этих целей? Прежде всего, следует разобраться с финансовыми возможностями, которыми располагают производители. Рассмотрим структуру цены товаров по доле доходов участников общественного производства, которую они получают от реализации продукции (табл. 4).
Таблица 4. Доля участников инфраструктуры рынка в ценах производимых ими товаров, без учета подакцизных товаров, %
Участники Продовольственные
товары Товары
соцкультбыта Товары
производственно-
технического
назначения
2004 г. 2008 г. 2004 г. 2008 г. 2004 г. 2008 г.
1. Производители
продовольственных товаров 49,3 37,3
в том числе:
сельское хозяйство 25,5 18,4
пищевая промышленность 23,8 18,9
2. Производители товаров
соцкультбыта 44,9 37,5
3. Производители товаров
производственно-
технического назначения 65,5 49,4
4. Государство 33,6 28,3 38,6 30,3 30,5 29,5
Итого: производители и
государство 82,9 65,6 83,5 67,8 96,0 78,9
5. Торговля 13,6 13,7 13,2 14,1
6. Посредники 5,1 5,4 4,7
7. Банки 3,0 5,2 2,6 4,1 3,8 5,1
8. Биржи, коммерческие
структуры 0,2 5,4 0,1 4,2 0,1 3,9
9. Доходы представителей
теневого капитала 0,3 4,0 0,6 4,1 0,1 3,9
Нематериальная сфера без
торговли 3,5 19,7 3,3 17,8 4,0 21,1
ИТОГО: цена товара 100 100 100 100 100 100
Приведенные в табл. 4 данные в определенной степени носят приближенный характер, поскольку расчет сделан без учета отраслей ВПК, легкой промышленности, транспорта, энергетического комплекса, а также доходов государства от подакцизных товаров. Но и они достаточно объективно характеризуют развернувшиеся в последнее время в экономике страны процессы.
Обращает на себя внимание заметное снижение в ценах всех видов продукции доли тех, кто непосредственно участвует в производстве, при значительном увеличении доли банков, бирж, различного рода коммерческих структур и посредников, оказывающих возрастающее влияние на экономические процессы. В
Большое влияние на экономический рост России оказывает крупная составляющая инфраструктры – транспорт, данные приведены в таблице.
Таблица 5. Грузооборот транспорта
Сентябрь
2009г.,
млрд.
т-км В % к Январь-
сентябрь
2009г.
в % к
январю-
сентябрю
2008г.
сентябрю
2008г. августу
2009г.
Грузооборот транспорта 379,6 93,7 99,0 86,0
в том числе:
железнодорожного 161,8 94,2 95,5 83,9
автомобильного 16,2 80,2 100,6 79,2
морского 12,2 165,2 165,0 118,6
внутреннего водного 8,5 86,9 103,7 80,7
воздушного (транспортная авиация) 0,3 102,5 98,9 87,2
трубопроводного 180,6 92,3 99,3 87,5
Рисунок 4 - Динамика грузооборота основных видов транспорта в России
В январе-сентябре 2009г. грузооборот транспорта, по оценке, составил 3229,2 млрд.тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1364,2 млрд., автомобильного - 130,2 млрд., морского - 74,0 млрд., внутреннего водного - 42,6 млрд., воздушного - 2,4 млрд., трубопроводного - 1615,8 млрд.тонно-километров.
В силу исторически сложившихся причин, для российского производства характерна высокая, в 2-4 раза превышающая показатели развитых стран, энергоемкость и, даже при сравнительно низких тарифах на топливно-энергетические ресурсы, высокий уровень соответствующих удельных издержек. То же самое можно сказать про материалоемкость и в целом по ресурсоемкости.
Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий, отраслей и экономики в целом; оно достигается посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; своевременного перехода к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам управления, повышения качества продукции; использования выгод международного разделения труда и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации.
Ключевое значение во всем комплексе ресурсосбережения на данном этапе имеет энергосбережение - по оценкам специалистов, надежно обеспечить потребности страны в условиях инновационного (базового) сценария развития экономики возможно лишь при снижении удельной энергоемкости ВВП не менее чем вдвое.
Для решения данной задачи предусматривается проведение комплекса программных мероприятий, направленных на реализацию имеющегося потенциала энергосбережения в промышленности путем создания правовых, экономических и технических механизмов, стимулирующих энергосбережение и позволяющих снизить себестоимость производимой продукции. Важнейшей задачей является привлечение инвестиционных средств, острая нехватка которых не позволяет производить техническое перевооружение и внедрение новых энергосберегающих технологий.
Экономическое положение основных элементов инфраструктуры усугубляется еще и их ценовым диспаритетом с другими отраслями, который особенно интенсивно стал нарастать начиная еще с 2000 г. В частности, за два с половиной года цены на приобретаемую сельским хозяйством из других отраслей народного хозяйства продукцию выросли примерно в три раза больше, чем повысились цены на продукцию, реализуемую непосредственно сельским хозяйством. Подобное повышение цен касается и отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.
В таких условиях многие экономисты возлагают надежды на то, что рынок ценных бумаг окажет помощь отраслям в инвестировании производства.
Перспективы оживления и роста российской экономики в последующие годы зависят в основном от действия двух групп факторов.
Первая группа факторов охватывает возможности переориентации экономики на внутренний спрос и собственные источники развития, что очевидно требует более длительного периода времени, чем один год и лишь частично решается реализуемым комплексом антикризисных мер и реакцией на эту поддержку частного сектора экономики.
Вторая группа факторов зависит от скорости стабилизации мировой экономики, расширения внешнего спроса и восстановления тенденции роста мировых цен на энергоресурсы.
В оптимистическом сценарии возобновления в 2010 году роста мировой экономики и цен на нефть рост российской экономики может составить от 2 до 4% в 2010 году.
Вместе с тем, в случае более глубокой и затяжной рецессии, а также реализации всех внутренних рисков российской экономики в 2010 году можно рассчитывать на рост около 1 процента.
Сейчас еще преждевременно говорить о надежных прогнозах на 2010 год и далее. Вместе с тем мы видим, что предлагаемая на текущий год антикризисная программа должна не только уменьшить масштабы спада, но создать условия, чтобы в следующем году мы смогли избежать стагнации и перешли к экономическому росту. Который будет зависеть не только и не столько от улучшения мировой конъюнктуры, сколько от повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, ее инновационности, от восстановления доверия между экономическими субъектами – и который имеет целью обеспечить социальную защиту и повышение благосостояния населения нашей страны.
2.3. Ресурсный потенциал России
В соответствии с законом Российской Федера¬ции «О недрах» собственником богатейших при¬родных ресурсов страны является государство. Оно предоставляет право их эксплуатации част¬ным и государственным компаниям. По оценкам академика Д.С. Львова, удельный вес фактора природных ресурсов составлял в 2003 г. около 75% в годовом приросте доходов частного и госу¬дарственного секторов экономики России [1].
В качестве платы за пользование природными ресурсами добывающие компании (недропользо¬ватели) выплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Кроме того, в государ¬ственную казну поступают определённые суммы за счёт продажи на аукционах лицензий на право освоения месторождений, а также значительные средства в виде экспортных пошлин на сырьевые товары. Таким образом осуществляется взимание природной ренты.
С точки зрения обеспечения национальной безопасности России достаточно сохранить пол¬ный контроль над предприятиями, обеспечиваю-щими собственные потребности страны в сырье. Доля в 50% + 1 акция от голосующих акций добы¬вающих предприятий гарантирует поставки сы-рья на внутренний рынок. С целью обеспечения стратегических интересов страны также можно было бы рассмотреть вопрос о постепенном (бо¬лее
|