Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 25.11.2024, 21:47
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

РИСКИ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ
Курсовая | 29.08.2014, 17:13

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СОДЕРЖАНИЕ 


ВВЕДЕНИЕ    3
1 .  Структура рисков в инвестиционных проектах    5
1.1. Понятие и виды инвестиционных проектов    5
1.1.1 Понятие Инвестиционный проект    5
1.1.2 Различие между Инвестиционным проектом и Проектом    8
1.1.3 Классификация Инвестиционных проектов    9
1.1.4 Критерии оценки эффективности Инвестиционных проектов    13
1.2. Структура рисков и их особенности в инвестиционных проектах    16
1.2.1. Этапы и организация риск-менеджмента Инвестиционного проекта    16
1.2.2. Понятие риск. Классификация проектных рисков    17
1.2.3. Инструменты управления рисками    19
2Инструменты риск-анализа инвестиционных проектов.    25
2.1. Цели и задачи анализа проектных рисков    25
2.1.1. Сущность риск-анализа    25
2.1.2. Практические инструменты риск-анализа    26
2.2. Инструменты качественного анализа    32
2.2.1. Сущность качественного анализа    32
2.2.2. Идентификация рисков    34
2.2.3. Оценка вероятности неблагоприятных событий    35
2.3 Методы количественной оценки рисков    38
2.3.1. Анализ чувствительности проекта    38
2.3.2. Сценарный подход    42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    46

 


ВВЕДЕНИЕ

Разработка инвестиционных проектов и проведение анализа бизнес-планов в условиях рыночной экономики  становится крайне актуальным в силу следующих причин:
-    появилось новое поколение предпринимателей, не имеющее опыта планирования и руководства коммерческих структур, и потому плохо представляющее круг ожидающих их проблем,
-    опытные руководители старой формации в новых условиях хозяйствования не готовы к конкурентной борьбе, не могут просчитать свои будущие шаги,
-    рассчитывая на получение инвестиций, нужно уметь разработать и обосновать бизнес-план, доказать инвесторам, что деньги вкладываются в надежное, эффективное предприятие,
-    анализируя эффективность инвестиционных проектов, необходимо учесть все факторы, определяющие риски: финансово-экономические, социальные, технические и экологические, политические и др.
Имея объективное представление о современном положении предприятия, получаемое из внешних источников (законодательство, политическая среда, возможности рынка, действия конкурентов, финансовая политика правительства и т.д.)  и внутрифирменных (положение предприятия, конкурентно положение, виды предприятия на будущее и т.д.) необходимо определить, как скажутся экономические, законодательные, технологические и другие факторы будущего окружения на перспективных задачах предприятия. Получение такой информации, составление возможных сценариев для учета неопределенностей и рисков является основой для перспективного планирования.  
Все инвестиционные проекты сопряжены с большим количеством  рисков, которые в некоторых случаях можно предугадать о принять меры по их снижению. Однако имеется и категория инвестиционных рисков, которые предусмотреть невозможно (стихийные бедствия). Эффективным методом снижения таких рисков является их страхование.
Целью курсовой работы является изучение методов оценки инвестиционных рисков. 
В соответствии с целью работы задачами являются:
-    изучить  сущность и основные элементы инвестиционных рисков;
-    исследовать методы оценки инвестиционных рисков;
-    рассмотреть на конкретном примере  оценку и методы снижения инвестиционных рисков.
Объект исследования – методы оценки  инвестиционных рисков.
Предмет исследования -  изучение системы методов оценки инвестиционных рисков.
При написании данной работы использовались такие методы экономического анализа, как метод абсолютных величин, горизонтальный и вертикальный анализ, метод коэффициентов и другие.

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1 .  Структура рисков в инвестиционных проектах 


  1.1. Понятие и виды инвестиционных проектов 
 
       1.1.1 Понятие Инвестиционный проект 

 

Инвестиционный проект (ИП) - комплексный план мероприятий, направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров и (или) услуг с целью достижения стратегических целей организации, получения экономического и (или) социального эффекта.
Особенности инвестиционных проектов [8, с. 110].
Инвестиционные проекты, как проекты вложения средств в долгосрочные реальные активы, предполагают большие первоначальные затраты, оказывающие продолжительное влияние на доходность владельцев капитала.
Инвестиционные проекты частично или полностью необратимы. Если неудачно сформированный портфель ценных бумаг можно относительно безболезненно переделать, то изменить решение по принятым инвестиционным проектам в ряде случаев невозможно. 
Проектные инвестиции не всегда можно отложить на срок, ряд ситуаций требует немедленного принятия решений. Правильное решение позволит увеличить ежегодные размеры прибыли и цену акции и уменьшению рыночной оценки капитала. В ряде случаев неудачное инвестиционное решение может привести к банкротству.
Инвестиционные проекты нередко взаимосвязаны, осуществление одного проекта расширяет инвестиционные возможности предприятия по другим проектам.
Временная протяженность осуществления инвестиционных затрат и получения отдачи требует учета временной стоимости денег и неопределенности результата.
Инвестиционный проект может изменить общую оценку риска предприятия, поэтому принятие решений по проекту должно учитывать не только риск обособленного проекта, но и степень его влияния на риск предприятия в целом при принятии проекта.
В инвестиционном проекте необходимо отразить следующие главные разделы.
Краткая характеристика проекта. В этом разделе содержатся выводы по основным аспектам разработанного проекта после рассмотрения всех альтернативных вариантов, когда концепция проекта, ее обоснование и формы реализации уже определены. Ознакомившись с этим разделом, инвестор должен сделать вывод о том, отвечает ли проект направленности его инвестиционной деятельности и инвестиционной стратегии, соответствует ли он потенциалу его инвестиционных ресурсов, устраивает ли его проект по периоду реализации и срокам возврата вложенного капитала и т.д.
Предпосылки и основная идея проекта. В данном разделе отражаются более существенные параметры проекта, каковые являются устанавливающими показателями для его осуществления; анализируется регион местоположения проекта в связке с рыночной и ресурсной сферой; располагается график исполнения проекта и описывается его инициатор.
Анализ рынка и концепция маркетинга. Здесь формируются итоги исследований маркетинга, аргументируется построение маркетинга и строится проект его бюджета.
Сырье и поставки. Данный раздел формирует виды используемых видов сырья и материалов; объем потребности в них; наличие основного сырья в регионе и обеспеченность им; программу поставок сырья и материалов и связанные с ними затраты.
 Месторасположение, строительный участок и окружающая среда. В этом разделе подробно описываются месторасположение проекта; характер естественной окружающей среды; степень воздействия на нее при реализации проекта; социально-экономические условия в регионе и инвестиционный климат; состояние производственной и коммерческой инфраструктуры; выбор строительного участка с учетом рассмотренных альтернатив; оценка затрат по освоению строительного участка.
Проектирование и технология. Данный раздел формирует производственную программу и характеристику производственной мощности фирмы; альтернативы технологии и направления по ее покупке либо передаче; детальную планировку фирмы и ключевые проектно-конструкторские работы; список необходимых машин и оборудования, а также запросы к их техническому обслуживанию; оценку взаимосвязанных с этим инвестиционных расходов.
Организация управления. Здесь рассматривается организационная модель и организация управления фирмы; аргументируется организационная структура управления по областям деятельности и центрам ответственности; анализируется конкретный бюджет расходов, в связи с организацией управления.
Трудовые ресурсы. Здесь формируются требования к трудовым ресурсам; оценка потенциала его развития в рамках региона; организация набора персонала; план обучения кадров и оценка связанных в связи с этим затрат.
Планирование реализации проекта. Здесь аргументируются ступени реализации проекта; формируется график его исполнения; рассматривается бюджет исполнения проекта.
Финансовый план и оценка эффективности инвестиций. Данный раздел включает финансовый прогноз и главные виды финансовых планов; объем инвестиционных затрат; технологии и итоги оценки результативности инвестиций; оценку инвестиционных рисков.
 1.1.2 Различие между Инвестиционным проектом и Проектом

Проект представляет собой ограниченноее во времени целеустремленное изменение некоторой системы с определенными запросами к качеству итогов, потенциальными рамками расхода средств и ресурсов и характерной организацией [5, с. 40]. 
  Проектом является комплекс взаимосвязанных действий, назначенных для достиженияя конкретной цели в определенный период времени и в рамкахх выделенного бюджета [7, с. 11]. 
      Проектом является временное предприятие, целью которого является основание уникальных продуктов либо услуг. «Временное» обозначает то, что у всякого проекта есть начало и обязательно приходит завершение, когда достигаютсяя установленные цели или появляется понимание, что данные цели не могут быть достигнуты. «Уникальных» обозначает то, что образовываемые продукты либо услуги значительно отличаются от иных схожих продуктов либо услуг. 
Строительство дома, разработка нового оснащения, бизнес реинжиниринг, разработка либо введение программных средств, проведение рекламной кампании либо выборов, подготовка спектакля, введение новейшей налоговой системы - все вышеперечисленное является примером действий, носящих характер проекта [11, с. 10]. 
   Таким образом, основное отличие проекта от инвестиционного проекта   состоит в том, что инвестиционный проект это разновидность проектов, т.е. более узкое понятие. 

1.1.3 Классификация Инвестиционных проектов

Планирование инвестиций является сердцевиной управления инвестиционной деятельностью предприятия. Все инвестиционные решения по осуществлению реальных инвестиционных проектов и программ, вложению денежных средств в финансовые активы, а также решения по их финансированию объективно взаимосвязаны, а значит, их нельзя принимать порознь и нужно использовать инструменты планирования для связи этих решений [9, с. 40]. 
В новых условиях хозяйствования значение инвестиционного планирования возрастает. В ходе планирования выбирается направление бизнеса, вырабатываются планы финансирования, производства, маркетинговой политики, исследований и т.д. 
Все инвестиционные мероприятия и их последствия должны быть заранее просчитаны во избежание отрицательных финансовых последствий. Планирование способствует постановке совершенно конкретных целей, которые служат способом мотивации инвестиционной деятельности и позволяют установить критерии оценки результатов деятельности предприятия. 
Инвестиционное планирование — процесс разработки системы планов, плановых (нормативных) заданий и показателей, обеспечивающих развитие предприятия с использованием необходимых инвестиционных ресурсов и способствующих повышению эффективности его инвестиционной деятельности. 
В процессе инвестиционного планирования существует тесная зависимость между определением общего стратегического направления инвестиционного развития предприятия и тактическим планированием. Инвестиционное планирование на предприятии состоит из трех важнейших этапов: 
1) прогнозирование инвестиционной деятельности; 
2) текущее планирование инвестиционной деятельности;
3) оперативное планирование инвестиционной деятельности. 
Стратегическое планирование имеет самое непосредственное отношение к принятию инвестиционных решений в целях осуществления инвестиционной деятельности и как деятельность, направленная на видение будущего предприятия, должно обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использование ресурсов. 
В стратегическом планировании участвует высшее руководство предприятия, которое определяет концепцию развития, главные и основные цели предприятия, стратегию развития на предстоящий перспективный период (5—10 лет). 
Прогнозирование, как элемент планирования, сосредоточено на наиболее серьезных, стратегически важных, перспективных направлениях и формах инвестиционной деятельности. Прогнозирование инвестиционной деятельности связано с разработкой общей инвестиционной стратегии и инвестиционной политики предприятия. 
Разработка инвестиционной стратегии предприятия базируется на концепции стратегического управления, которая широко стала внедряться с начала 70-х гг. прошлого столетия в США и Западной Европе. Основа стратегического управления — стратегическое планирование. Нечто подобное использовалось и успешно развивалось в СССР в форме долгосрочного планирования. Однако если традиционное долгосрочное планирование основано на концепции экстраполяции сложившихся тенденций развития, то стратегическое планирование учитывает еще и систему возможностей и опасностей развития предприятия, которые способны изменить сложившиеся тенденции развития, а также выявляет наиболее вероятные события и результаты и определяет наиболее оптимальные варианты действий. 
Поиск направлений и приемлемых условий, обеспечивающих успешное исполнение стратегических планов, конкретизация специфических целей и   измеримых показателей, объективно отражающих ожидаемые результаты деятельности, заставляют руководство и менеджеров предприятия осуществлять тактическое планирование.
Инвестиции классифицируются по следующим признакам [5, с. 32]:
 По отношению друг к другу: 
независимые, допускающие одновременное и раздельное осуществление, причем характеристики их реализации не влияют друг на друга; 
альтернативные (взаимоисключающие) , т.е. не допускающие одновременной реализации. На практике такие проекты часто выполняют одну и ту же функцию. Из совокупности альтернативных проектов может быть осуществлен только один; 
взаимодополчяющие, реализация которых может происходить лишь совместно, 
По срокам реализации (создания и функционирования): 
краткосрочные (до 3 лет); а
среднесрочные (3—5 лет); 
долгосрочные (свыше 5 лет). 
По масштабам (чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций): 
малые проекты, действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект. В основном они представляют собой планы расширения производства и повышения ассортимента производимой продукции. Их отличают относительно малые сроки исполнения; 
средние проекты - это обычно проекты реконструкции и технического переоснащения наличествующего производства продукции. Данные проекты исполняются в несколько этапов, по некоторым производствам, в жестком соответствии с заблаговременно сформированными графиками поступления всех видов ресурсов; 
крупные проекты — представляют собой проекты больших компаний, в основании которых содержится «новая идея» производства продукции, нужной для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках; 
мегапроекты представляют собойо целевые инвестиционные программы, заключающие множество взаимосвязанных исходных проектов. Данные программы могут быть и международными, и государственными, и региональными. 
По основной направленности
коммерческие проекты, главной целью которых является получение прибыли; 
социальные проекты, ориентированные, например, на решение 
проблем безработицы в регионе, снижение криминогенного уровня т.д.; 
экологические проекты основу, которых составляет улучшение 
среды обитания; 
 другие. 
Исходя из уровня влияния итогов исполнения инвестиционного проекта на внутренние или внешние  рынки финансовых; материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку: 
глобальные проекты, исполнение какие значительно воздействует 
на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле; 
народнохозяйственные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и при их оценке можно ограничиваться учетом только этого влияния; 
крупномасштабные проекты, исполнение каких значительно 
воздействует на экономическую, социальную или экологическую ситуацию 
в конкретном государстве; 
 локальные проекты, исполнение каких не оказывает большого значения на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в конкретных регионах и (или) городах, на степень и структуру цен на товарных рынках. 

  1.1.4 Критерии оценки эффективности Инвестиционных проектов
 
Для оценки результативности капитальных вложений в качестве ключевых применяются следующие 4 меры [9]:
• чистый дисконтированный доход (NPV);
• индекс доходности (PI);
• внутренняя норма доходности (IRR);
• срок окупаемости (РВ).
В отдельных ситуациях, кроме этого, применяются и такие критерии как:
• запас финансовой устойчивости;
• результат инвестиций.
Но пока не установились ни общепринятые названия критериев, ни однозначные алгоритмы их расчета.
Для определения указанных критериев нужно применять дисконтированные денежные потоки на базе принципа неоднозначной текущей и будущей стоимости денежных средств.
Также  внимание следует обратить и на вероятные алгоритмы расчета критериев.
  Чистый дисконтированный доход.
Критерий имеет название — NPV (Net present value).
Сущность критерия заключается в сопоставлении текущей стоимости предстоящих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, нужными для его исполнения. В общем виде вели¬чина NPV определяется следующим соотношением:

       i=tr    1        i=tr    1    
NPV =     -  i     (1+Е)i    +  Di     (1+Е)i,    (1)
       i=1            i=te        

где:     tr — продолжительность расчетного периода;
te — период начала эксплуатации объекта;
Z. — затраты капитала на капитальное строительство объекта;
D. — доходы за период эксплуатации объекта;
Е—норма дисконта;
i — шаг расчета.
При расчете величины данного критерия необходимо направить внимание на соответствие шага расчетного периода (шага расчета) с условием предоставления кредита.
Необходимость учета ликвидной стоимости основных производственных фондов при определении критерия «Чистый дисконтированный доход» определяется назначением инвестиций. В случае замены оборудования, срок службы которого соответствует продолжительности расчетного периода, учет его ликвидной стоимости необходим.
Источники финансирования проектов делятся на 2 главные группы:
1. Собственный капитал — средства, даваемые акционерами (учредителями), какой должен быть умножен в итоге исполнения и последующего использования исследуемого объекта.
2. Заемный капитал — кредит банков, государства, местных органов власти или иных компаний, какой должен быть погашен совместно с задолженностью в определенном в контракте порядке и в определенные сроки.
Итогом инвестиций, с финансовой точки зрения, является погашение кредитной задолженности и выплаты дивидендов акционерам. Но при этом, по мере погашения кредита, как указывалось выше, вырастает стоимость акционерного капитала. Акционер, получая дивиденды за акции, в любой момент может продать свои акции. При этом, чем позднее он это сделает, тем более высокой будет цена акций. 
Если цель инвестиций — замена оборудования, то при расчете критериев эффективности капитальных вложений должен учитываться весь затраченный капитал.
При строительстве новых объектов, срок службы которых существенно превышает расчетный период, следует определять значения критериев для заемных средств, а в некоторых случаях, по желанию коммерческих партнеров, и для суммы заемных и собственных средств.
Итак, критерий «Чистый дисконтированный доход», как и все прочие критерии анализируемой группы оценки эффективности капитальных вложений, в принципе может иметь 6 разнообразных значений для всех затраченных или только для заемных средств:
• без учета амортизационных отчислений;
• с учетом амортизационных отчислений;
• с учетом амортизационных отчислений и ликвидной стоимости основных производственных фондов.
Рассчитывать все вероятные значения критерия для любого проекта не разумно. При определении величины критерия следует учитывать цель инвестирования и полагаемую техническую политику фирмы в этап использования готового объекта.
Позитивная величина критерия «Чистый дисконтированный доход», отвечает целесообразности исполнения проекта, при этом, чем больше значение критерия, соответственно, тем больше и инвестиционная привлекательность проекта.

 1.2. Структура рисков и их особенности в инвестиционных проектах
  1.2.1. Этапы и организация риск-менеджмента Инвестиционного проекта

Риск-менеджмент представляет собой систему управления рис¬ком и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Систему управления риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство по¬лучения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопреде¬ленной хозяйственной ситуации. 
Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функ¬ции предпринимательства. Она заключается в получении наи¬большей прибыли при оптимальном, приемлемом для предприни¬мателя соотношении прибыли и риска. 

1.2.2. Понятие риск. Классификация проектных рисков

     Происхождение термина «риск» восходит к греческим словам «ridsa», «ridsicon» (скола, утес). 
Риск в экономике (экономический риск) представляет собой опасность прямых материальных потерь либо неполучения желанного следствия (дохода, прибыли) из-за случайного изменения внешних и (или) внутренних условий производства, а также неоптимальных управленческих решений. 
 Любой шаг современного предпринимателя, связанный с его финансовой деятельностью в современных условиях нуждается в тщательном продумывании, оценке риска. При этом высока доля внутренних предпринимательских рисков. Внутренние риски появляются на всех этапах деятельности предприятий, начиная  от управления персоналом компании и заканчивая инвестиционной деятельностью. Предприниматель рискует, когда проводит набор персонала тем, что подберет неквалифицированные кадры, когда принимает решения о снижении или повышении объем продаж (производства)  - риск отсутствия должных результаты,  составляя инвестиционный проект появляется риск того, что проект не окупиться. Никто и никогда полностью не может застраховать предпринимательскую деятельность от возможных финансовых и иных внутренних рисков. Однако, существуют методы, снижающие уровень рисков и каждому предпринимателю необходимо применять эти методы при управлении предприятием.
Итак, главными факторами неопределенности и источниками риска следует назвать: 
1)    Спонтанность   природных   процессов   и   явлений,   стихийные бедствия,     проявления     стихийных    сил     природы    —    землетрясения, наводнения,   бури,   ураганы,   а  также   отдельные   неприятные  природные явления — мороз, гололед, град, гроза, засуха и др. могут оказать серьезное отрицательное влияние на результаты предпринимательской деятельности, стать источником непредвиденных затрат.
2) Случайность. Вероятностная сущность многих социально-экономических и технологических процессов, многовариантность материальных отношений, в которые вступают субъекты предпринимательской деятельности, приводят к тому, что в одних и тех же условиях одно и то же событие   происходит неодинаково, т.е. имеет элемент случайности. Это предопределяет невозможного одинакового предугадания наступления предполагаемого результата.
     Инвестиционный риск – заключается в вероятности потери по отдельным типам ценных бумаг, а также по всей категории ссудной задолженности. [5,  c 40]
    Основными факторами, оказывающими, влияние на уровень инвестиционного риска являются:
•    наличие альтернативных сфер вложения финансовых ресурсов;
•    конъюнктура фондового рынка;
•    возможность диверсификации финансовых активов и другие.
     Инвестиционный риск подразделяется на две большие категории:
1.    систематический (недиверсификационный) риск – связан с изменением цен на облигации, акции, их доходностью, вызванными обще рыночными колебаниями;
2.    не систематический (диверсификационный) риск – связан с внутренними факторами инвестиционной деятельности предприятия. Может быть снижен с помощью диверсификации (распределение).
Наиболее полная классификация оценки инвестиционных рисков приведена в приложении 1 . [11, с. 10]
 
 1.2.3. Инструменты управления рисками
 
Анализ риска – включает сбор и обработку данных по аспектам риска, количественный и качественный анализ риска [11, . 52].
      сбор и обработка данных предполагает получение, переработку, передачу и практическое использование различного рода информации:
    о вероятности наступления риска;
    о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров, конкурентов, клиентов;
    о политической и экономической ситуации в стране;
    об условиях страхования.
     Сбор и обработка информации является важным этапом управления рисками.
     качественный анализ предполагает:
    выявление источников и причин рисков;
    установление потенциальных зон риска;
    идентификация всех возможных рисков;
    установление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступать при реализации  решения содержащего риск.
     Результаты качественного анализа служат важной исходной информацией для осуществления количественного анализа.
     количественный анализ предполагает численное определение отдельных рисков и риска проекта в целом. На этом этапе определяются численные значения вероятности наступления рискового события. Кроме того осуществляется количественная оценка степени риска, а также допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска.

 

 

 


                          

Рис. 1 – Методы анализа рисков [14, с. 12]
 
   
     2) меры по устранению и минимизации риска включают в следующие моменты:
оценку приемлемости полученного уровня риска;
оценку возможности снижения риска или его увеличения в случае, когда получение значения риска значительно ниже допустимого, а снижение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи;
выбор методов увеличения (уменьшения) рисков;
формирование вариантов увеличения (снижения) рисков;
оценку целесообразности и выбор вариантов увеличения (уменьшения) рисков.
     После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. В случае их достаточности осуществляется реализация проекта, т.е. принятие оставшейся части риска на себя. В противном случае целесообразно отказаться от реализации проекта, т.е. избежать риск. (рис. 2) 

 

 

 

 

 

    нет    да


    да    да    нет    да

    нет
    нет
да    нет
    да    
    
    нет    да    

    нет

 

 


1 – сбор и обработка данных;
2 – качественный анализ риска;
3 – количественная оценка риска;
4 – оценка приемлемости риска;
5, 11 – оценка возможности снижения риска;
6, 12 – выбор методов и формирование вариантов снижения риска;
8 – формирование и выбор вариантов увеличения риска;
7 – оценка возможности увеличения риска;
9, 13 – оценка целесообразности снижения риска;
10 – оценка целесообразности увеличения риска;
14 – выбор варианта снижения риска;
15 – реализация проекта;
16 – отказ от реализации проекта (избежание риска).

Рис. 2 –  Оценка инвестиционного риска [12, с. 55]

     В настоящее время отсутствуют научно-обоснованные мероприятия по определению приемлемости того или иного уровня риска в конкретной ситуации.
     Вместе с тем при выработке стратегии поведения и в процессе принятия конкретного решения предпринимателю целесообразно различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных потерь.    Существует несколько подходов оценки уровня риска  [5, с. 22]:  
               1. вероятностный подход.
       Эмпирическая шкала риска
№    Вероятность нежелательного исхода (величина риска)    Наименование градаций риска
1    0,0-0,1    Минимальный риск
2    0,1-0,3    Малый риск
3    0,3-0,4    Средний риск
4    0,4-0,6    Высокий риск
5    0,6-0,8    Максимальный риск
6    0,8-1    Критический риск
          По мнению авторов данного метода [3, с. 14], первые три градации соответствуют «нормальному, разумному» риску, при котором рекомендуется принимать обычные предпринимательские решения. Принятие решений с большим уровнем риска зависит от психологической склонности к риску лиц, принимающих решение. 
     Однако принятие таких решений возможно только в случае если наступление нежелательного исхода не приведет предпринимателя к банкротству.
            2. метод оценки k ковариации (вариативный подход).
V = 0, 0-0, 1   - невысокий риск
V =0, 1-0, 25   - умеренный риск
V > 0, 25    - высокий риск
     При оценке приемлемости k вариации существует несколько точек зрения. При этом наиболее оптимальный уровень риска принимается = 0,2.
            3. метод оценки уровня риска в зависимости от объема предполагаемых убытков.
             Риск = убытки/собственный капитал ∙ 100%
     Оптимальным считается значение k риска 0,3.
     k риска ведущий к банкротству 0,7 и >.
            При этом выделяется следующая шкала риска:
1.    приемлемый риск до 0,25;
2.    допустимый риск от 0,25 до 0,5;
3.    критический риск от 0,5 до 0,75;
4.    катастрофический риск > 0,75. 

        риск max

 


    имущество
    расчетная
    прибыль

    выручка

    При-
    быль
доходы
    
          Рис. 3 –  определение условных зон риска
    зона приемлемого (минимального) риска характеризуется уровнем потерь большего размера чистой прибыли;
    зона допустимого (повышенного) риска характеризуется уровнем потерь большего размера расчетной прибыли (выручки);
    зона критического риска характеризуется тем, что в границах этой зоны возможны потери, величина которых больше размера расчетной прибыли, но больше размера ожидаемых доходов;
    зона катастрофического (недопустимого) риска, в границах которой ожидаемые потери способны превзойти ожидаемые доходы и достичь величины, равной всему имущественному состоянию предпринимателя.
Риски разрешаются с помощью различных средств и способов. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени. Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли. [12, с. 42]
Удержание риска - оставление риска за инвестором, т. е. на его ответственности. Так инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала. 
Передача риска говорит о том, что инвестор передает ответственность за финансовый риск кому-то другому, например страховому обществу. В данном случае передача риска произошла путем страхования финансового риска. Снижение степени риска означает сокращение вероятности и объема потерь[10].
При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов.
1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
2. Надо думать о последствиях риска.
3. Нельзя рисковать многим ради малого. 

 

 


2    Инструменты риск-анализа инвестиционных проектов.
  
  2.1. Цели и задачи анализа проектных рисков 
 
   2.1.1. Сущность риск-анализа 
  
Важной составной мастью механизма управления фи¬нансовыми рисками предприятия является система его риск-анализа.
Финансовый риск-анализ представляет собой процесс исследования условий внешней и внутренней финансовой сре¬да, влияющих на финансовое состояние и основные результа¬ты финансовой деятельности предприятия с целью иденти¬фикации и объективной оценки финансовых рисков.
 Анализ систематических рисков связан с исследованием и оценкой динамики конъюнктуры финансового рынка, а также степенью ее колеблемости (волатильности) в рам¬ках анализируемого периода.
Анализ несистематических рисков связан с исследова¬нием и оценкой внутренних условий осуществления фи¬нансовом деятельности предприятия.
По организации проведения выделяют внутренний внешний финансовый риск-анализ предприятия.
Внутренний финансовый риск-анализ проводится  нанесшим менеджерами предприятия и его владельцами с использованием всей совокупности имеющихся информа¬тивнее показателей (результаты такого анализа могут пред¬ставлять коммерческую тайну)*
Внешний финансовый риск-анализ осуществляют работ¬ники аудиторских форм, коммерческих банков, страховых компаний с целью изучения уровня рисков финансовой де¬ятельности предприятия, его кредитоспособности, инвес¬тиционной привлекательности и т.п.
 

  2.1.2. Практические инструменты риск-анализа
 
Практические инструменты риск анализа рассмотрим  на примере инвестиционного проекта, целью которого является диверсификация части торгового центра под мини-типографию, выпускающую пластиковые карты и  бейджи. Анализ внешней среды приведен в таблице 1 

Таблица  1 
Внешние возможности и угрозы.
№ п/п    Возможности    Угрозы
1    Улучшение уровня жизни населения    Изменение покупательских предпочтений
2    Изменение рекламных технологий    Появление товаров-субститутов
3    Развитие информационной отрасли    Изменение таможенных  правил 
4    Появление новых поставщиков    Сбои в поставках продукции
5    Изменения моды    Появление принципиально нового товара
6    Снижение цен на  готовую продукцию    Снижение уровня жизни населения
7    Снижение налогов и пошлин    Рост темпов инфляции
8    Совершенствование менеджмента    Ужесточение законодательства
9    Снижение безработицы    Изменение уровня цен
10    Разорение и уход фирм-продавцов    Скачки курсов валют
11    Уменьшение императивных норм законодательства    Появление новых фирм на рынке
12    Неудачное поведение конкурентов    Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
13    Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных производителей одежды    Рост налогов и пошлин
14    Снижение арендных ставок коммерческой недвижимости    Усиление конкуренции
15        Рост безработицы
16        Ухудшение политической обстановки
17        Увеличение арендных ставок  коммерческой недвижимости

 

Таблица  2
Сильные и слабые стороны организации

п/п    Сильные стороны    Слабые стороны
1    Достоверный мониторинг рынка    Низкая рыночная доля
2    Высокий уровень сервиса (дополнительные услуги)    Недостатки в рекламной политике
3    Широкий ассортимент продукции    Неучастие персонала в принятии управленческих решений
4    Высокий уровень качества товара     Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
5    Рост объемов продаж    Нехватка  нового квалифицированного торгового персонала при расширении
6    Хорошая мотивация персонала    Значительная нагрузка на одного менеджера отдела ОТО
7    Высокая квалификация персонала    
8    Опыт работы на рынке    
9    Наличие эксклюзивных торговых марок    
10    Рост числа постоянных клиентов    
11    Долговременные контракты с производителями одежды    
12    Адекватные финансовые ресурсы    
13    Проверенный менеджмент    
Конкурентные преимущества компании ООО «Подсолнух 4»
1. Точное удовлетворение покупательских запросов. Прежде чем сформировать коллекцию на следующий сезон, специалисты компании регулярно посещают международные выставки, изучают рынок мужской одежды, тенденции моды и потребности своих покупателей.
2. Соблюдение баланса между ценой и качеством.
3. Создание и продвижение собственного Интернет-сайта.
4. Разработка направлений в сфере оказания дополнительных услуг (гарантия 6 месяцев на купленный товар, дополнительное  гарантийное обслуживание, продажа товара в кредит, подарочные сертификаты).
5. Высокий уровень обслуживания и    компетентность  торгового персонала (ежегодно каждый сотрудник проходит аттестацию).  Уровень зарплат выше, чем средний по отрасли.  Существует хорошая возможность для карьерного роста.
6. Бесплатное обучение нового торгового персонала корпоративным стандартам и техникам эффективных продаж.
7. Удобное месторасположение торговых точек.
8. Проведение маркетинговых акций (дисконтная программа для постоянных покупателей, сезонные скидки, подарочные акции, розыгрыши лотереи и т.д.).
Для лучшего понимания запросов покупателей; выявления направленности моды; покупательной способности населения; интереса, проявляемого к продукции компании Эсквайр, в деятельности фирмы используется такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется среди посетителей магазинов  компании, информация обрабатывается, систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия различных управленческих решений и выработке стратегии фирмы.
Главная проблема компании. Отсутствие высокой деловой активности (развитие сети).
Стратегическое управленческое решение.  Конкуренция усиливается буквально с каждым днем, и в скором времени компании Эсквайр придется сражаться за место под солнцем в еще более плотном кольце.
 Столичный рынок практически насыщен, и рост российского одежного рынка будет происходить в основном за счёт регионов. Экспансия в регионы - единственная возможность компании выстроить в среднесрочной перспективе крупную сеть. 
Стратегия для региона  – стратегия для организации, следующей за лидером – стратегия отличительного имидж – имидж организации с высоким качеством товара и наилучшим продажным и послепродажным обслуживанием.
Стратегия для регионов – наступательная – наступление на слабые стороны конкурента – концентрация усилий на рынке, где конкуренты не смогли или не успели прочно закрепиться.
  Изучение товара конкурента позволяет выявить не только его, но и свои слабые и сильные стороны.
Поиск собственного отличительного преимущества может в конечном счете обернуться увеличением прибыли и продаж, овладением новым сегментом рынка. Поэтому очень важно проанализировать деятельность основных фирм - конкурентов ООО  «Подсолнух 4» 
Таблица 3
Анализ и оценка конкурентов
Характеристика конкурирующей продукции    ООО  «Подсолнух 4»    ООО «Прайд»    ООО «Стиль»    ООО «Этна»    «Модерн»

Объем продаж в месяц,  кол-во товаров, шт    1 000    3 000    1 200    8 000    9 000
Занимаемая доля рынка, %    14    18    12    12    30
Уровень цены одного товара,  руб./шт.    1100    1100    900    900    1300
 «Модерн»   является   самым мощным конкурентом по техническому оснащению и квалификации специалистов. В   данном  Торговом доме трудится  более 100 человек. 
Слабая сторона предприятия «Модерна» заключается в завышенных ценах
«Прайд» и «Стиль»  -  цена достаточно низкая, качество товаров и сервиса  удовлетворительное. 
Для более детального анализа конкурентов  составлена  таблица 4 с  основными критериями, которые определяют уровень  торгового дома  и   его конкурентоспособность.

 


Таблица 4
Анализ конкурентов ООО «Подсолнух 4»
  Критерий    ООО «Подсолнух 4»    ООО «Прайд»    ООО «Стиль»    ООО «Этна»
Особенности расположения    5    1    7    15
Экстерьер    4    15    5    2
Интерьер    6    10    11    3
Бренды    2    8    13    12
Уникально-торговое предложение    8    7    6    1
Спектр услуг по каждому направлению    3    2    8    11
Уровень цен    12    11    4    8
Реклама    7    3    15    4
Рекламные надписи    9    6    14    5
Печатная продукция    10    9    12    6
Профессионализм персонала    15    4    2    14
Качество услуг и продукции    13    12    1    13
Сервисное обслуживание    14    14    3    7
Скидки и бонусы    11    5    10    10

В отношении конкурентов  слабыми сторонами в ООО «Подсолнух 4» является:
Качество услуг,  квалификация персонала, высокий уровень сервисного обслуживания,  уровень цен, скидки и бонусы, уникальность услуг.
Однако ООО «Подсолнух 4» имеет и слабые места:
- слабое «раскручивание» бренда фирмы;
- низкий уровень  рекламной деятельности;
- расположение в отношении  конкурентов.
Для того, чтобы определить наличие конкурентного преимущества или эксклюзивной услуги необходимо знать перечень товаров по каждому направлению. С помощью таблицы 5 можно детально проанализировать наличие востребованных процедур,  все из которых оказывает  ООО «Подсолнух 4»

Таблица 5
Анализ конкурентов в разрезе спекрта услуг
  
Конкуренты    Товары      
    Мужская одежда    Женская одежда    Детские товары    Бытовая химия    Парфюм    Техника     Обувь
ООО «Прайд»    +    +    _    +    _    +    _
ООО «Стиль»    +    +    _    +    _    _    _
ООО «Этна»    +    +    +    _    +    +    +
 
Таким образом,  наиболее сильным конкурентом ОО «Подсолнух 4» в части спектра оказываемых услуг является  ООО «Этна», оказываемое наибольший ассортимент  товаров.
  ООО «Подсолнух 4» имеет средний уровень конкурентоспособности, что выражено  уровнем занимаемой доли рынка равной остальным конкурентам.  
 

 2.2. Инструменты качественного анализа 
 
 2.2.1. Сущность качественного анализа 
 
Качественный подход позволяет выявить и идентифицировать возможные виды рисков, свойственных проекту, также определяются и описываются причины и факторы, влияющий на уровень данного вида риска. Кроме того, необходимо описать и дать стоимостную оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации и/или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку этих мероприятий. 
Первым шагом в проведении качественного анализа рисков является четкое определение (выявление, описание - «инвентаризация») всех возможных рисков инвестиционного проекта. Существенную практическую помощь в этом направлении может оказать предлагаемая классификация инвестиционных рисков. 
Рассмотрение каждого вида инвестиционного риска можно производить с трех позиций: 
1.    с точки зрения истоков, причин возникновения данного типа риска;
2.    обсуждения гипотетических негативных последствий, вызванных возможной реализацией данного риска;
3. обсуждения конкретных мероприятий, позволяющих минимизировать рассматриваемый риск.
Основными результатами качественного анализа рисков являются: выявление конкретных рисков инвестиционного проекта и порождающих их причин, анализ и стоимостной эквивалент гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба и их стоимостная оценка. К дополнительным, но также весьма значимым результатам качественного анализа, следует отнести определение пограничных значений возможного изменения всех факторов (переменных) проекта, проверяемых на риск. 
Этапы качественного анализа рисков:
1.    идентификация (определение) возможных рисков;
2.    описание возможных последствий (ущерба) реализации обнаруженных рисков и их стоимостная оценка;
3.    описание возможных мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков, с указанием их стоимости; 
4.    исследования на качественном уровне возможности управления рисками инвестиционного проекта.
Качественный анализ инвестиционных рисков проводится на стадии разработки бизнес-плана, а обязательная комплексная экспертиза инвестиционного проекта позволяет подготовить обширную информацию для начала работы по анализу рисков. В процессе качественного анализа рисков мы исследуем причины возникновения рисков и факторы, способствующие их динамике, затем даем описание возможно ущерба от проявления рисков и их стоимостную оценку. Так как расчеты эффективности проекта базируются на построении его денежных потоков, величина которых может измениться в результате реализации каждого из отмеченных рисков, то для аналитика важна количественная оценка последствий осуществляемых на данном шаге, выраженная в стоимостных показателях. Кроме того, для аналитика также важна оценка предполагаемых на следующем шаге мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков. Мы должны правильно выбрать способы, позволяющие снизить инвестиционные риски, так как правильное управление рисками позволит нам минимизировать потери, которые могут возникнуть при реализации проекта и снизить общую рискованность проекта. 

 2.2.2. Идентификация рисков 
 
Идентификация и количественное измерение инвестиционного риска должно проводиться сотрудник

Добавил: Демьян |
Просмотров: 2020
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba