СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1.1. Содержание и форма журналистского материала
Журналист, отправляясь на задание, старается представить себе свой будущий материал - и это не признак нетерпения, а необходимая подготовительная работа, помогающая автору запастись всей информацией, требуемой для создания журналистского произведения.
Возвратившись с события, журналист придвигает к себе стопку бумаги, склоняется над клавиатурой пишущей машинки или персонального компьютера и напряженно ищет нужные слова, как правило, интуитивно выбирая жанр (если он не обусловлен редакционным заданием), соответствующие изобразительно-выразительные средства, форму своего повествования.
Прежде, чем удастся без видимых усилий создать удачное журналистское произведение, следует внимательно разобраться во всех тонкостях, составных частях того, что станет результатом журналистского творчества.
Главная цель журналистского труда, как отмечает Р. Г. Бухарцев, состоит в передаче информации (коммуникативный акт). Человек может выразить мысль, идею, образ наиболее точно и недвусмысленно посредством слова. Специально организованный словесный ряд становится текстом журналистского произведения или его литературной основой .
Литературная основа - необходимая и достаточная часть в печатной периодике. Некоторые газетно-журнальные материалы сопровождаются фотографиями, рисунками или другими иллюстративно-графическими материалами, но это вспомогательные элементы. В соответствии с избранным жанром в печатной периодике литературной основой журналистского произведения как раз и является статья, очерк, фельетон или репортаж, помещенные в газете, журнале, альманахе. На радиовещании литературная основа обретает звуковое воплощение, а на ТВ к этому добавляется изображение. Но для любого журналиста, в каком бы средстве массовой информации он ни работал, какому бы роду журналистики себя ни посвятил, основа основ - словесный (вербальный) ряд, авторский текст (потому и называется «литературная основа»). В свою очередь, надежным фундаментом журналистского произведения является сама жизнь со всем ее неисчерпаемым разнообразием людей, событий, идей, явления, фактов.
Жизненный материал - это социальная реальность, изученная автором и положенная в основу журналистского произведения. Реальность всегда неизмеримо богаче литературной основы, журналистского текста. Один из важнейших секретов профессионального мастерства - умение выбрать из всего многообразия реального мира только то, что необходимо в данном журналистском материале (как у скульптора: берет глыбу мрамора, отсекает все лишнее, получается Венера Милосская…) В сущности, проблема выбора события, героя, детали, определяющего слова и т.д. - основная в журналистской профессии. Всю жизнь автор стоит перед выбором и насколько удачно он решает эту проблему, настолько эффективно его творчество .
С какими же мерками подходит журналист к жизненному материалу, на чем основывает свой выбор? Чрезвычайно важны здесь избранные (или заданные) тема и идея произведения.
Тема (от греч. положение, о котором рассуждают) - предмет изображения. Это также вопрос, выделенный автором как самый главный для данного материала.
Идея (от греч. понятие, представление) - основная мысль произведения, выражение авторской позиции. Идея может предшествовать изучению жизненного материала, она фокусирует взгляды автора на действительность, определяется его нравственными убеждениями, вкусами и пристрастиями .
Если говорить упрощенно, тема - это о чем, а идея - зачем. Так же, как жизненный материал шире литературной основы, так тема шире идеи. Одной и той же теме могут быть посвящены различные журналистские произведения, но идея у каждого из них будет своя.
Иногда тему журналистского произведения автору подсказывает окружающая обстановка, происходящие события или люди, о которых он хочет рассказать, их дела и поступки. Чаще журналист ищет героев в соответствии с избранной (или заказанной редакцией) темой. В любом случае, запомним, что в журналистике, как и в литературоведении, центральные, главные действующие лица произведения называются героями. Люди, окружающие центральную фигуру, - персонажами.
Как и в литературе, в журналистском произведении герой не обязательно должен быть всецело положительным, так сказать, образцово-показательным, идеальным. Вспомните главного героя шолоховского «Тихого Дона» - сколь противоречива мятущаяся натура Гришки Мелехова! И у героев журналистских материалов отнюдь не у всех на груди сияют Золотые Звезды. В жизни редко бывают одноцветные - только белые или только черные - явления, события, факты; и столь же редки однополюсные - положительные или отрицательные - люди. Однако если центральной фигурой журналистского материала становится безусловно отрицательная личность, называть его героем нельзя даже в литературоведческом смысле. Отрицательные образы - это всегда персонажи .
Но вот завершился первый этап журналистской работы - сбор информации. Жизненный материал изучен, определены тема и идея, отобраны герои и известны все персонажи будущего произведения. С содержанием все ясно. В какую форму выльется накопленный материал? Это, может быть, одна из важнейших составляющих журналистского мастерства - найти форму произведения, адекватную его содержанию. Особое значение здесь имеет композиция.
Композиция (от лат. сочинение, составление, связь, соединение) - закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Композиция - это принцип организации отображаемого автором материала. Обычно она обусловлена темой и идеей, представляя собой такое соединение отобранных событий и фактов, которое раскрывает их глубинную связь и выражает позицию автора. С помощью композиции автор располагает материал в последовательности, соответствующей авторскому замыслу, не дает угаснуть интересу аудитории, фокусирует ее внимание на главном, подводит к необходимым выводам .
Работая над композицией, журналист находится в определенной зависимости от фабулы - той цепи событий, о которой повествуется в материале. В документальном произведении фабула не зависит от автора, это данность, то, что было на самом деле. Исходя из фабулы, журналист выстраивает сюжет своего произведения.
Сюжет (от фр. предмет) - ход повествования, способ раскрытия (и развития) темы на основе ее драматургии.
Без драматургического осмысления жизненного материала невозможно создание ни одного сколько-нибудь интересного и увлекательного, соответствующего правде жизни и привлекающего внимание аудитории, журналистского произведения.
Драматургия (от греч. искусство построения произведения) - это способ организации жизненного материала, в ее основе всегда лежит конфликт - столкновение двух противоположных начал: положительного и отрицательного, добра и зла, благородства и подлости, правды и лжи, чести и бесчестия, жизни и смерти, белого и черного… Этот ряд бесконечен, как безгранично разнообразие материального и духовного мира. В сущности, это и есть жизнь, ее диалектика: постоянное столкновение различных - противоборствующих - начал, их преодоление, стремление к идеалу, его недостижимость - и… новое стремление. Жизнь - движение. Движение - процесс. Движущая сила любого процесса - преодоление пространства, времени, энергии, мысли…
Умение определить конфликт как движущую пружину общественного развития, человеческих поступков, различных явлений природы и на основе этого конфликта драматургически выстроить свое произведение - вот один из главных секретов профессионального мастерства журналиста, литератора, художника, артиста. Все эти профессии роднит творческое отношение к осмыслению реальной действительности. Для журналиста такой подход к документальному материалу как раз и выявляется в значительной мере в композиционном своеобразии его материалов .
Чрезвычайно важно начало любого журналистского материала. В западной журналистике первая фраза заметки, статьи, видеосюжета называется лид - от слова «лидер» (первый, ведущий). Действительно, прочитав, услышав «Лидер», читатель, слушатель, зритель принимает решение, читать ли (слушать, смотреть) ему дальше.
Первая фраза рождается обычно в творческих мучениях. «Лид» можно назвать удачным, если в нем ясно излагается основная информация, причем так, чтобы это не было похоже на другие сообщения той же тематики. «Лид» должен оказывать максимальное воздействие при минимуме слов. Здесь не должно быть места второстепенным деталям, общим или абстрактным фразам, расплывчатости, путанице в хронологии событий. Пример репортерского мастерства, выдержавший испытание временем благодаря «Лиду» который приводится в западных учебниках журналистики, начиная с 1917 г., можно найти у В.В. Ученовой:
«ПАРИЖ. Мата Хари, что на яванском языке означает «утренний глаз», мертва. Она была расстреляна как шпионка отрядом зуавов в Венсенской казарме. Она умерла, в буквальном смысле, глядя смерти прямо в глаза, ибо не позволила, чтобы ей, как принято перед казнью, закрыли глаза повязкой» .
Журналистский текст, как правило, отличается хорошим литературным языком, образной речью. Здесь неуместны канцеляризмы, сленг, ненормативная лексика. Впрочем, в каждом отдельном случае, в каждом конкретном материале язык выполняет свои особые функции, полностью зависит от темы и идеи произведения и от индивидуальности автора.
Таким образом, для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, фактом, достойным внимания журналиста, оно должно содержать определенную конфликтность и эффект «эмоционального толчка», быть в тесной связи с так называемыми «общечеловеческими» темами, всегда цепляющими внимание.
Творческий процесс начинается с постановки задачи: определения темы. Причем, чем больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста, тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предложенных ему самим обществом. Главное правило, которое следует помнить и исполнять, гласит: журналист всегда и во всем ищет первопричину.
Жизненный материал, который становится главным компонентом при определении темы будущего материала, - это та социальная реальность, которая окружает журналиста. Детальный отбор необходимого материала, отбор наиболее важного, показательного и позволяет сформулировать тему и идею произведения. Для того чтобы не ошибиться в выборе актуальной темы, журналист обращает внимание на проблемы, стоящие сегодня перед человеком или обществом в целом.
1.2. Определение темы журналистского произведения
Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного произведения, наконец, определение его идейной стороны. На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с планировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения.
Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. Как считает В.М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности» .
Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп. Именно в теме автор «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом. Цель подобного заземления состоит в том, чтобы открыть общезначимый смысл в, казалось бы, социальной, отвлеченной проблеме, вызвать у читателей эмоциональный отклик, соединить идеологические и социально-психологические средства воздействия на аудиторию» .
Вот что пишут питерские журналисты о рождении журналистской темы :
«Тема обычно рождается из двух ситуаций – либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке».
На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае, по мнению одного из журналистов , он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала. «Моя основная тема – мода, – говорит одна из журналисток. – Увлекаюсь этим вопросом очень давно. Слежу за всеми течениями, новинками. Иногда сама пытаюсь спрогнозировать те или иные тенденции, которые намечаются в высокой моде. Считаю, что найти интересную тему так же сложно, как придумать новую оригинальную модель одежды».
Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты, считает другой журналист: «При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т.д. – иногда бывает очень скучно работать в газете. Но иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное – найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте».
«Что появляется раньше – факты или темы? Ответить однозначно на этот вопрос не могу, – говорит следующий журналист. – Это всегда происходит по-разному. Иногда сначала задумываешь тему, которая порой кажется даже бредовой, но, когда раскрутил ее, то оказывается, что именно на нее и стоило обратить внимание общественности. Обычно под такую тему и подбираешь факты. Бывает и обратное, когда факты наталкивают тебя на тему. Любая тема приходит неожиданно: вдруг происходит какое-то событие или появляется информация о какой-то проблеме, и тебе хочется осмыслить это событие и эту проблему, посмотреть на нее с разных точек зрения. Сам выдумываю темы куда реже, потому что сегодня настолько быстрая и калейдоскопичная жизнь, что темы возникают сами собой постоянно. А те, о которых начинаешь думать, нередко уже устаревают в ходе их обдумывания».
Иную точку зрения высказывает еще один респондент: «Тема никогда не рождается спонтанно. Она всегда – результат опыта: то ли прочитал что-то и – по принципу, чем больше знаешь, тем больше хочется знать – начинаешь копать. Или часто в материалах прессы находишь вопросы, на которые, быть может намеренно, нет ответов. Появляется желание найти и все рассказать. Вообще поисками новых тем меня заставляют заниматься три вещи: желание удивить, т.е. рассказать о старом по-новому, желание разобраться с вопросами мне самому небезразличными и, пожалуй, самое главное – наивное стремление к справедливости (вера в то, что слово может больно ударять и исправлять). Есть, конечно, и четвертое – нескромное, – хочется просто не затеряться в потоке безликой информации. Бывает, что какой-то темой заболеваешь. Вот тогда она тебя затягивает и появляется азарт. Для меня любая тема – это прежде всего неразрешенная проблема: то, что более всего волнует общественность. Поэтому всегда стремлюсь умело (не крикливо и громко) разрешить в материале то или иное противоречие, проанализировав его со всех сторон».
Как видим, рождение журналистской темы всегда сопряжено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других – непознанная проблема, для третьих – интересный жизненный случай или ситуация и т.д.
Интерес представляет и то, как журналисты выходят на свои темы. Вот что рассказывают профессионалы. «Один из источников информации – всевозможные брифинги, пресс-конференции в пресс-центрах МВД, МИДа и т.д., – сообщает редактор отдела новостей, хроники и экстремальных ситуаций газеты «Рабочая трибуна» А. Наджаров. – Слава Богу, сейчас в каждом ведомстве есть люди, отвечающие за связи с прессой. Массу любопытной информации получаешь, побывав там. И любой факт может стать поводом для журналистского исследования – бери, копай, пиши. Но... ловлю себя на том, что боюсь принимать на веру сведения из самых, казалось бы, надежных источников.
Еще один источник тем – работа коллег. Скажем, из блестящей статьи выборгского газетчика В. Медведева я узнал о валютных шалостях местного руководства. Новые данные дали возможность понять, что именно эти горе-деятели препятствуют открытию в Выборге зоны свободного предпринимательства. Небольшая заметка в «Правде» вывела на тему медицинского спецобслуживания. Это, повторяю, только факт, повод, толчок для последующей работы. Как удастся развить тему, осмыслить криминальный факт, зависит уже от профессионализма журналиста, занимающегося этой проблематикой.
Но чаще всего темы возникают случайно. Скажем, о персональных самолетах мне рассказал сосед-летчик, возмущенный поведением одного из вельможных пассажиров. Тот как-то прибыл во Внуково навеселе и потребовал везти его к родне на юг. Товарищу со всем уважением напомнили, что время позднее, а южный аэропорт к приему ночных рейсов не приспособлен. Тогда литерный пассажир закатил скандал с обещанием стереть в порошок всю авиационную братию. Пришлось изыскивать возможности, рисковать жизнью не только того, кому море было по колено, но и ни в чем не повинного экипажа. После тщательного расследования полученная информация трансформировалась в статью «Воздушные привилегии». Оказалось, что во Внукове существует целый аэропорт персонального авиатранспорта, шутливо прозванный пилотами царская конюшня» .
Поиск интересных тем – извечная проблема журналистов, потому что найти в обыденной жизни нечто примечательное и любопытное, в примелькавшемся явлении или предмете какие-то новые, доселе неизвестные грани можно только при определенной зоркости в поиске проблем.
Признанные мастера отечественной журналистики всегда стремились в своем творчестве уйти за рамки привычного и общепринятого. Может быть, поэтому в их работах всегда обнаруживалось нечто новое в обычном. Вот журналистское кредо Ю. Роста: «Всегда старался писать о людях, которые находились за пределами внимания наших средств массовой информации. Это были достоверные люди. Это люди, которым нечего было выбросить из своей жизни. Они могли жить бедно или в относительном достатке, но это были те люди, кто тихо, самой жизнью своей, а не словами боролись за свободу, за те гуманитарные ценности, правом на которые обладает человек» . Обозначив для себя поиск «достоверных людей», Ю. Рост четко определил и тематическую направленность своей журналистской работы. В любом его произведении, будь то фотография или текст, реализуются именно эти гуманистические принципы.
Рождение журналистской темы всегда сопряжено с творческим поиском, с осознанием ее актуальности и значимости для общественности, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни людей, наконец, с четким определением круга жизненных явлений или вопросов, требующих раскрытия. При этом тема – «это и предмет описания конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения» .
Таким образом, в основе журналистского произведения всегда лежит тема – обозначение конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения. Ведущий элемент содержания журналистского произведения – документальный факт. Назначение фактов в журналистском произведении в том, чтобы на его основе показать явления, мир чувств и мыслей, деяния человека. Содержание журналистской информации составляют факты, сообщения комментарии, касающиеся процессов протекающих в современном мире. При создании произведения журналист проверяет фактическую достоверность, документальную точность воспроизводимых явлений жизни, выстраивает факты в логически-последовательную цепь, органически связывая их с главной идеей.
Осмысливая журналистское произведение, следует различать фактологические, идейно-этические и культурологические элементы. Единицей фактологической становится указание на место, конкретную ситуацию, географический пункт или конкретного человека. Единица культурологическая – выразительные средства, с помощью которых события поставлены в контекст прошлого опыта. Идейно-эстетический момент может быть выражен в лидер-абзаце, предваряющем основной текст.
Так же можно заметить три элемента – факт, авторское мнение, авторскую концепцию.
Синтаксическое своеобразие журналистского произведения выражается в характере его организации, правилах использования выразительных средств, композиции. Сюжет – представляет собой целостное завершенное событие имеющее – экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты. Вопрос профессионального мастерства журналиста - в умении отделить факты от мнений.
Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению и потому тщательнейшим образом изучает все, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, созданные за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития событий. И только после этого приступает к непосредственному исследованию события.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ажгихина Н. Достоверные люди. // Журналист. – 1990. - № 11.
2. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. – М.: Мысль, 1985.
3. Ворошилов В. Журналистика. Учебник. – СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.
4. Горохов В.М.Закономерности публицистического творчества. – М.: Перспектива, 1975.
5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
6. Мельник Г.С., Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. – СПб: Питер, 1996.
7. Наджаров А. Жареная тема. // Журналист. – 1991. - № 2.
8. Прохоров Е.П. введение в теорию журналистики. – М.: Мысль, 1998.
9. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. – М.: Пресс, 1984.
10. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. – М.: Логос, 1976.
11. Шостак М.И. Репортёр: профессионализм и этика. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1999.
|