СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Основные положения теории семейных систем М. Боуэна
В любой из школ семейной психотерапии, идентифицирующих себя с системным подходом, утверждается, что семья - это социальная система, закономерности функционирования которой лежат в основе ее нормы и патологии, и, соответственно, нормы или патологии людей, входящих в эту семейную систему. Однако если в классическом системном подходе выделяются прежде всего информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональном функционировании. Он вводит понятие эмоциональной системы, которую толкует как сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всему животному миру, по крайней мере, начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц. Пищевое и брачное поведение, выращивание потомства, поведение в социальной группе и у людей и у животных определяется эмоциональной системой. «В широком смысле слова, термин эмоция может относиться ко всем процессам, которые автоматически управляют поведением живого существа в его окружении. Эмоциональная регуляция поведения включает в себя генетические факторы, механизмы приспособления к среде, закрепленные в индивидуальном опыте и функциональное состояние живого существа, свойственное ему в каждый данный момент» [1].
Человеческая семья может быть описана как эмоциональное поле. Термин «поле» указывает на сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. «Эмоционально детерминированное функционирование членов семьи создает эмоциональную атмосферу, или поле, которое, в свою очередь, влияет на каждого. Это - аналог гравитационного поля солнечной системы, где каждая планета и солнце своей массой уравновешивают самое поле, а оно, в свою очередь, регулирует отношения в системе. Никто не может «увидеть» гравитацию, как никто не может увидеть эмоциональное поле. О существовании гравитации и эмоционального поля можно судить по тому, что пути планет предсказуемы, а люди строят свое поведение в зависимости от реакций друг на друга» [3]. Эмоциональная система регулируется двумя противоположно направленными силами: стремлением к совместности, в пределе - к слиянию с другими, и стремлением к индивидуальности, в пределе - к полному одиночеству. Человек, живущий по законам эмоциональной системы, характеризуется импульсивностью и реактивностью, преобладанием аффекта над интеллектом.
В теории семейных систем Мюррея Боуэна выделяются два параметра - уровень тревоги и дифференциация «Я». Тревога - базовая характеристика эмоциональной системы. Индивиды, пребывающие в высоко тревожной системе, развивают множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. Среди них наиболее распространены четыре: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое поведение одного из супругов. Несмотря на кажущееся различие в стилях проявления каждого из них, цель у всех этих процессов общая - снижение тревоги. Уровень тревоги - своего рода наследственная характеристика системы, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей. Дифференциация следующая характеристика семейной системы, так же как и индивидуального функционирования. В последнем случае М. Боуэн употреблял термин «Дифференциация «Я». Это базовое понятие описывает уровень функционирования, степень успешности и социальной адаптации семьи и человека. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, и уровень функционирования. У животных уровень функционирования целиком определяется эмоциями. Человек, в отличие от животных, способен широко использовать свой интеллект, что позволяет вести себя разумно даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, а в условиях, когда требуется принять решение, руководствоваться своими принципами и целями. М. Боуэн утверждает, что «чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от всех видов проблем. По степени дифференциации Я люди образуют континуум» [3].
М. Боуэн полагал, что всех людей, в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием, можно расположить на одном континууме.
На одном конце континуума располагаются те, кто не видит различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько спаены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом, независимо от качеств их интеллекта он подчиняется эмоциям. Эти люди могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Они менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются [4].
Хотя М. Боуэн всегда подчеркивал относительность, с которой эмоции и интеллект могут быть разделены друг с другом, тем не менее индивиды, которых можно отнести к противоположному концу континуума, более гибки и способны к адаптации, более независимы в эмоциональном плане и в большой степени свободны от проблем любого рода. В периоды стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным. Однако, встречаются люди с высоким уровнем слияния, но которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов и выглядят нормальными. И все же, они плохо адаптируются к жизни, а если у них возникают дисфункции, то это состояние может стать хроническим (в отличие от хорошо дифференцированных людей, которые в случае дисфункции быстро восстанавливаются).
Работая с семьями шизофреников, М. Боуэн заметил, что родители, чьи дети страдают шизофренией, с трудом различали чувства и мысли, субъективную истину и объективный факт. Более того, чувства и мысли часто использовались ими как синонимы. Дальнейшие исследования этого феномена привели его к выводу, что в семьях всех видов (от самых дисфункциональных, характеризующихся глубокими нарушениями, до великолепно функционирующих) существует слияние чувств и интеллекта.. Различия отмечаются лишь в способах и степени, с которой эти стороны психической жизни спаяны или отделены, дифференцированы друг от друга. Данный вывод лег в основу концепции дифференциации Я. Таким образом, ученый обнаружил, что жизнь индивидума значительно в большей степени регулируется эмоциональной системой, чем мы склонны признавать. Степень дифференцированности человека будет определяться сообразно тому, в какой степени он в состоянии различать процессы, связанные с чувствами, и интеллектуальные процессы. Чем меньше уровень дифференциации Я, тем менее он способен делать такие различения [5].
Далее М. Боуэн полагает, что «все эмоциональные расстройства - часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого (то же с семьями: нельзя говорить о нормальной или ненормальной семье, можно говорить о ее месте на континууме)… Шизофрения, психозы и неврозы - части одного континуума. Разница между шизофренией и неврозом скорее количественная, чем качественная» [6].
Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование, как уже отмечалось выше, относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматическое реагирование эмоциональной системы происходит независимо от степени интеллектуальной активности. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в интеллектуальном управлении поведением. С другой стороны, личность с низким базовым уровнем дифференциации может утратить способность к нормальному интеллектуальному функционированию даже при небольшой тревоге. Нужно отметить, что чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.
Стандартный формат для М. Боуэна - работа со взрослой¬ парой, даже если идентифицированный пациент - ребенок. В последнем случае терапевт предлагает родителям исходить из предпосылки, что проблема существует между ними двоими. Терапевт занимает позицию исследователя, который помогает членам семьи самим исследовать собственное взаимодействие. М. Боуэн полагал, что психотерапевт в принципе не является необходимым: удачное добавление к семейной системе значимого другого человека (будь то друг, терапевт, священник и т. д.) может изменить все отношения в семье. Главное - чтобы этот человек оставался в эмоциональном контакте с двумя наиболее значимыми членами семьи, но без триангуляции. Этого достаточно для повышения уровня дифференциации каждого члена семьи [2].
Нередко М. Боуэн избирал в качестве агента изменения одного члена семьи, обычно - более дифференцированного, и некоторое время работал с ним одним. М. Боуэн исходил из того, что, если этому человеку удастся занять «Я» -позицию (т. е. вне треугольника), вся система отношений в семье изменится и остальные ее члены начнут двигаться к дифференциации.
Значительное внимание М. Боуэн уделял взаимодействию в расширенных¬ семьях. Он дает задания клиентам навещать родителей, предварительно обучив их работе дифференциации. Восстановление контактов с родительской семьей рассматривается как критическое условие устранения остаточной тревоги, выхода взрослого из треугольника со своими родителями.
Таким образом, первый шаг в терапии М. Боуэна - это принятие каждым членом семьи ответственности за существующую проблему, а также позитивное общение без обвинений.
Пары снижают остроту брачного конфликта следующими способами: снижая уровень стресса (безработный муж находит работу); меняя отношение к стрессу (вместо того чтобы спорить из-за трат и сбережений, они решают завести раздельные счета); переживая новый стресс, который сближает (дистанцированная пара совместно заботится о больном ребенке); возвращаясь к прежней уютной близости или положительному слиянию (утратившая любовь пара разделяется, затем оба понимают, как сильно друг друга любят, и снова демонстрируют свою любовь и влечение друг к другу); наконец, усиливая дифференциацию. Последний способ смягчения брачных конфликтов, или дистанцирования, представляет собой наиболее надежный путь к долговременной стабилизации брака. Улучшение самочувствия¬ обычно осуществляется с помощью любого из первых четырех способов, которые снижают уровень тревоги внутри пары. Иногда пары бывают удовлетворены этим снижением симптомов, и им недостает мотивации, чтобы справиться с основой всех проблем - своей взаимозависимостью. Повышение уровня дифференциации обладает долговременным действием, которое распространяется за пределы брачных отношений на треугольники, в которых участвуют дети, и на расширенную семью.
Другие факторы, которые анализируются в процессе терапии [5]:
- способность открыто обсуждать эмоциональные проблемы в паре. Это важный индикатор эмоционального дистанцирования в браке;
- способность слушать и понимать друг друга;
осведомленность о мыслях и чувствах, то есть умение говорить о своих желаниях и потребностях партнеру;
- количество часов в неделю, проводимых совместно;
- физическое влечение, частота сексуальных контактов, удовлетворенность;
- ресурсы семьи: чем супруги любят заниматься вместе, их досуг, приятные воспоминания и времяпровождение. Как при этом регулируется дистанция в отношениях;
- понимание конфликта и взаимодействия в браке;
- влияние расширенной (родительской) семьи на супружескую¬ систему;
- наличие связей на стороне;
- какие еще люди осведомлены о проблемах семьи и какой вклад они вносят в семейный процесс.
Итак, М. Боуэн является автором теории семейных систем, в основе которой лежат понятия эмоциональной системы и эмоционального поля. Семья оценивается как эмоциональное поле, а эмоциональная система включает в себя шкалу стремления к совместимости и стремления к индивидуальности.
Базовыми характеристиками в теории М. Боуэна являются уровень тревоги и дифференциация «Я». В семье для снижения тревоги могу быть использовано дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка и др. Дифференциация «Я» показывает уровень успешности функционирования и социальной адаптации семьи и человека. М. Боуэн отмечал, что сем больше слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации «Я» и функционирования.
2. Концепции теории семейных систем М. Боуэна
М. Боуэн описал основные понятия своей теории в двух главных работах: «Использование семейной теории в клинической практике» (1966) и «Теория в практике психотерапии» (1976). В первой Боуэн привел шесть¬ взаимосвязанных понятий, которые составляют его теорию: самодифференциация (дифференциация «Я»), треугольники, эмоциональный процесс нуклеарной семьи, процесс семейной проекции, мультигенеративный процесс передачи и позиция сиблинга. В 1970-х гг. он добавил два дополнительных понятия: эмоциональный разрыв и социальный эмоциональный процесс. Первые шесть концепций описывают эмоциональные процессы в нуклеарной и расширенной семьях. Две последние характеризуют эмоциональные связи на межпоколенном и социальном уровнях [5].
Рассмотрим каждую из восьми концепций более подробно.
1. Понятие дифференциации «Я» характеризует индивидуальную психику и отражает степень разграниченности эмоционального и интеллектуального функционирования. ¬Чем ниже уровень дифференциации, тем легче мыслительные процессы подпадают под власть эмоций и тем более низкий уровень стресса достаточен для того, чтобы поведение подпало под власть аффекта; соответственно, тем выше зависимость эффективности поведения от ситуации.
М. Боуэн использовал свою умозрительную шкалу дифференцированное, имеющую чисто иллюстративный характер. Она поделена на четыре области. Крайняя слева соответствует степени дифференциации от 0 до 25% [7]. Тут эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами. Сознательные установки присутствуют преимущественно в виде массовых стереотипов; отдельной психической жизни у человека в каком-то смысле нет. В стабильных безопасных условиях он функционирует, опираясь на «здравый смысл», что в данном случае означает стереотипы и обычаи окружающего социума, действенные именно для этих конкретных условий; однако даже при небольшом стрессе, например при легком изменении внешней ситуации, эмоции обретают полную власть над поведением. При дифференцированности от 25 до 50% человеком также преимущественно управляют эмоции, которые, однако, в большей мере выполняют адаптивные функции, поскольку обусловлены не только «жесткими» параметрами среды, как в первом случае, но и реакциями окружающих.¬ Таким образом, целенаправленное поведение в этом диапазоне уже присутствует, но определяется поиском одобрения других. В диапазоне 50-75% интеллектуальные функции достаточно сформированы, чтобы не подпадать под доминирование эмоций, за исключением ситуации сильного стресса; чувство «Я» относительно развито. Те редкие люди, которые дифференцированы более чем на 75%, привычно (то есть естественно, без усилий) разграничивают интеллект и эмоции: первый определяет принятие решения, что не мешает вторым достаточно спонтанно проявляться в сфере близких отношений. Согласно М. Боуэну, уровень дифференциации выше 60% встречается крайне редко [8].
Недифференцированность, то есть значительное слияние эмоций и мышления, ¬означает, что, при взаимодействии в группе человек легко вступает в эмоциональное слияние с другими. Человек, неспособный разделить эмоции и разум, точно так же не способен отделить свои эмоции от эмоций других, особенно - значимых других; он заражается и «заряжается» эмоциональной атмосферой семьи, сам того не сознавая. Семья, состоящая из недифференцированных членов, будет эмоционально слитной. Для описания устройства такой семьи М. Боуэн еще на ранней стадии разработки своей теории ввел понятие «недифференцированной семейной эго-массы». Речь идет о некоем конгломерате эмоционального единства. Этот конгломерат определяет эмоциональные силы в нуклеарной семье, оказывающие воздействие на паттерны поведения - как индивидуального, так и семейного.
Слияние приводит к появлению тревоги у одного или обоих супругов. На слияние супруги реагируют по-разному. Наиболее распространенный способ - эмоциональное дистанцирование. В некоторой степени этот способ представлен во всех браках, а во многих браках он ярко выражен. Существуют четыре большие сферы брака, где слияние проявляется в симптомах: эмоциональная дистанция, супружеский конфликт, болезнь или дисфункция одного из супругов, проекция проблем на детей. Обычно в семьях действует сразу несколько механизмов, значительно реже - какой-либо один доминирует над остальными.
Выйти из слитной семьи (например, выросшему ребенку) можно только через эмоциональный разрыв: увеличение дистанции на некую конечную величину. Колебания дистанции невозможны, как будто существуют только две альтернативы: бесконечная дистанция - или отсутствие дистанции. Эмоциональный разрыв не только не исключает чрезмерной близости, но и предполагает ее, является ее оборотной стороной.
Когда со временем от психоаналитического мышления М, Боуэн перешел к системному, он заменил понятие «недифференцированной семейной эго-массы» диадой «слияние-дифференциация» [6].
Таким образом, недифференцированность на индивидуальном уровне - это эмоциональная незрелость, низкая устойчивость к стрессу, зависимость от массового сознания и мнения окружающих, догматизм, нереалистическая самооценка; как семейная характеристика - это сверхблизость или отчужденность между членами семьи, зависимость эмоционального состояния каждого члена семьи от одного и того же фактора семейной атмосферы; ригидность семьи как системы, то есть пониженная способность приспосабливаться к переменам (в частности - переходить с одной стадии жизненного цикла на другую).
2. Вторая ключевая концепция теории¬ М. Боуэна связана с тревогой, или эмоциональным напряжением, во взаимоотношениях. «Кирпичик» эмоциональной системы семьи, по М. Боуэну, - это «треугольник», то есть структура, включающая трех человек. Диада не является устойчивой. В благоприятной ситуации, то есть до превышения индивидуального стрессового порога, двоим вполне комфортно друг с другом, однако при наступлении достаточно интенсивного внутреннего или внешнего стресса, когда они начинают эмоционально «заряжать» и выводить из равновесия друг друга, их взаимодействие легко становится конфликтным, неуправляемым. Тогда эмоциональное слияние приводит к возникновению колебательного процесса сверхблизости-отвержения, и, если отношения не стабилизировать, может наступить разрыв. Этим «стабилизатором» обычно оказывается третий участник, на которого спонтанно выливают излишек эмоций либо который эмоционально «программируется» так, чтобы своим поведением обращать на себя внимание, вызывая соответствующие (то есть дающие необходимую эмоциональную разрядку) реакции. Это вовлечение третьего называется триангуляцией. Треугольник создает надежные каналы эмоциональной разрядки и становится¬ точкой фиксации тревоги, он более гибок и устойчив к стрессу. Когда уровень тревоги падает, третьего «отпускают»: пара возвращается к прежнему мирному Сосуществованию. Чем сильнее выражена слитность, тем активнее в семье триангуляционные процессы, предотвращающие переход напряженности на такой уровень, когда система может разрушиться. Таким образом, смысл триангуляции состоит в поддержании семейной системы. Кроме того, она позволяет регулировать дистанцию между членами семьи. Триангулированными, то есть втянутыми в отношения неблагополучной диады, обычно оказываются наименее дифференцированные (то есть наиболее легко вовлекающиеся) члены семьи. Чаще всего это дети. Многие детские проблемы - психосоматические заболевания, учебные трудности и т. д. - это проявления триангуляции ребенка, ставшего устойчивым каналом для выражения Эмоций и темой для коммуникации родителей [3].
Следует заметить, что для триангуляции может использоваться не только человек. Это могут быть самые разные другие объекты, от домашнего животного до работы, хобби, религии, идеологии и т. д.
3. Концепция «эмоциональных процессов нуклеарной семьи» опирается на наблюдение, что люди обычно выбирают¬ партнеров с равным уровнем дифференциации. Следовательно, дифференцированность можно рассматривать как семейный параметр, характеризующий так называемую нуклеарную эмоциональную систему. В случае слитной семьи эта система легко становится нестабильной и начинает искать равновесия путем снижения напряженности. Чем выше слитность семьи, тем больше выражены в ней тенденции к увеличению эмоциональной дистанции между супругами, хроническому супружескому конфликту, физической или эмоциональной дисфункции супруга и к появлению психологических нарушений у ребенка [5].
4. Процесс семейной проекции. Дети, получающие больше родительского внимания, нередко становятся более слитными с семьей, более вовлеченными в эмоциональные отношения, соответственно, они более подвержены психологическим нарушениям. Играет роль порядок рождения ребенка, ситуация в семье во время его рождения, степень его конституциональной инфантильности, физическое здоровье. Процесс проецирования определенной функции в семейной системе на конкретного ребенка в семье М. Боуэн называл процессом семейной проекции.
5. Межпоколенная (мультигенерационная)¬ передача. Эта концепция позволяет описать процесс формирования тяжелой дисфункции в результате снижения уровня дифференциации от поколения к поколению. Здесь существенны два фактора: процесс семейной проекции и выбор супруга со сходным уровнем дифференциации. В результате действия этих факторов некоторые дети в семье (участники треугольников) имеют меньший уровень дифференциации, чем родители. Дети этих детей, соответственно, будут столь же мало дифференцированы. По мнению М. Боуэна, восьми-десяти поколений при благоприятной ситуации, а при неблагоприятной - еще меньше достаточно для развития шизофрении [1].
6. Сиблинговая позиция. Здесь речь идет о том, что некоторые паттерны взаимодействия между супругами связаны с порядком рождения. Так, если один из них - старший ребенок, а другой - младший, то весьма вероятно, что старший будет брать на себя ответственность, принимать решения и т. д., а младший с готовностью принимать эту ситуацию. Двое старших будут соперничать, двое младших - чувствовать себя перегруженными ответственностью и необходимостью принятия решений. Следует сказать, что существенно скорее не возрастное старшинство, а функциональная роль «старшег и «младшего». В некоторых семьях функциональную роль «старшего» выполняет младший ребенок, и наоборот.
7. Эмоциональный разрыв. Эта концепция, как и следующая, была сформулирована М. Боуэном позже, в 1973 г. Ребенок пытается осуществить эмоциональный разрыв путем дистанцирования - географического и/или психологического - с помощью иллюзии «свободы» от семейных уз. Он пытается стать «отрезанным ломтем». Но это не подлинное отделение: детские отношения остаются незавершенными, они лишь подавлены. Внутренняя эмоциональная жизнь по-прежнему наполнена ими, и при этом естественно, что ребенок их воспроизведет в новых близких отношениях. Поэтому с близостью может быть сопряжена тревога, и тогда человек будет строить свою жизнь так, чтобы избегать близости. Таким образом, эмоциональный разрыв не разрешение проблемы, а признак ее наличия [4].
8. Социальный эмоциональный процесс. В обществе, так же как и в семье, происходит борьба сил дифференциации и слияния. В периоды хронического стресса, социальных или природных потрясений силы дифференциации должны ослабевать. Согласно утверждению М. Боуэна, сделанному в 1977 г, за последние несколько десятилетий¬ функциональный уровень дифференцированности общества снизился. Преобладание тенденций слияния способствует повышению преступности, росту насилия, усилению тоталитарных тенденций и различного рода нетерпимости в социуме, военным конфликтам и т. д. Можно предположить, что, когда напряженность в том или ином социуме начинает превосходить некий порог, определяемый его уровнем дифференцированности, этот социум предпринимает усилия «триангуляции» третьей стороны: например, развязывает военный конфликт или, наоборот, ищет альянсов. Два элемента социальной диады внутри страны, отношения между которыми стали напряженными, «выясняют» их через внешнюю активность. Так же как и в семье, члены той или иной социальной диады используют для триангуляции более низко дифференцированного, то есть более склонного к зависимости, партнера. Для канализации нарастающего напряжения могут перекраиваться существующие альянсы, возникать новые союзы и новые конфликты. С другой стороны, тенденции дифференциации способствуют многосторонности связей и контактов, нахождению ресурсов для сотрудничества самых разнообразных сил и интересов [5].
Итак, теория М. Боуэна содержит в себе несколько основных концепций и положений, отображенных в восьми терминах: дифференциация «Я» (описание эмоциональной и интеллектуальной системы человека); триангуляция (вовлечение, с целью снижения уровня тревоги, двумя людьми третьего члена семьи); эмоциональные процессы ядерной семьи (эмоциональное взаимодействие одного поколения в семье); проективные процессы в семье (ухудшение состояния ребенка в семье, как результат механизмов «триангулирования»); наследование внутрисемейных паттернов отношений (повторение из поколения в поколение различных уровней недифференцированности в семье); эмоциональный разрыв (определение того, как люди обращаются со своими привязанностями); позиция сиблингов (корреляция базисных характеристик личностей и порядка рождения ребенка); социальная регрессия (эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблема в семье).
Заключение
Итак, обобщая основные положения, рассмотренные нами при анализе теории семейных систем М. Боуэна, мы можем сделать следующие выводы.
В основе теории М. Боуэна лежат понятия эмоциональной системы и эмоционального поля. Семья оценивается как эмоциональное поле, а эмоциональная система включает в себя шкалу стремления к совместимости и к индивидуальности.
В теории М. Боуэна базовыми характеристиками являются показатели уровня тревоги и дифференциация «Я». Стремление членов семьи снизить тревогу может привести к дистанцированию, супружеским конфликтам, проекцией проблем на ребенка и т.д. Дифференциация «Я» отражает уровень успешности функционирования и социальной адаптации семьи и человека.
Теория семейных систем М. Боуэна содержит в себе несколько основных концепций: дифференциация «Я» (описание эмоциональной и интеллектуальной системы человека); триангуляция (вовлечение, с целью снижения уровня тревоги, двумя людьми третьего члена семьи); эмоциональные процессы ядерной семьи (эмоциональное взаимодействие одного поколения в семье); проективные процессы в семье (ухудшение состояния ребенка в семье, как результат механизмов «триангулирования»); наследование внутрисемейных паттернов отношений (повторение из поколения в поколение различных уровней недифференцированности в семье); эмоциональный разрыв (определение того, как люди обращаются со своими привязанностями); позиция сиблингов (корреляция базисных характеристик личностей и порядка рождения ребенка); социальная регрессия (эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблема в семье).
Положения теории М. Боуэна в достаточно полной мере описывают всю семейную систему. Автор рассмотрел не только особенности возникновения проблем в супружеской паре, но и их влияние на развитие ребенка в семье, на взаимодействие людей, принадлежащих разным поколениям, на проекцию проблем в новые семейные системы, создаваемые детьми. Для М. Боуэна семья - это отражение жизни всего общества, имеющее одинаковые с ним формы эмоционального выражения.
Вклад теории семейных систем М.Боуэна в современную семейную терапию велик, а само направление развивается и сейчас. Существуют профессиональные объединения его последователей и обучающие центры. Одни из крупнейших, осуществляющих обучающие тренинговые программы - Западно-Пенсильванский Семейный Центр, находящийся в Питтсбурге, и Массачусеттский Теоретический Боуэновский Центр.
В заключение следует отметить, что и в Москве в течение двух лет работал практический семинар по изучению теории семейных систем Мюррея Боуэна. Семинар был организован Обществом семейных консультантов и психотерапевтов. Преподаватели - Кэтрин Бэйкер и Питер Тайтельман, ученики Мюррея Боуэна. Некоторые российские коллеги продолжили обучение в Западно-Пенсильванском Семейном Центре в Питтсбурге.
Литература
1. Бейкер К.Г. Теория семейных систем М. Боуэна// Вопросы психологии. – 1991. - №6.
2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001.
3. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. - №4.
4. Драбкина Т.С. Теория семейных систем Боуэна// Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001.
5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Эксмо, 2008. – 992 с.
6. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепция и методы. – М.: Эксмо, 2004.
7. Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
8. Черников А.В. Системная семейная психотерапия. Интегративная модель диагностики. – М.: Класс, 2001.
|