СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СКАЧАТЬ
1. Константин Николаевич Венцель. Его жизнь и деятельность
1.1. Жизнь и деятельность Венцеля до революции
Константин Николаевич Венцель родился 24 ноября (по новому стилю 7 декабря) 1857 г. в Петербурге в дворянской семье. В 1891 г. К.Н. Венцель перебирается в Москву, и четверть века работает в статистическом отделении городской управы. Это была ненавистная Венцелю рутинная служба ради куска хлеба, нужная для того, чтобы прокормить семью. Все же остальное время он уделял захватившей его гуманистической проблеме - как сделать человека свободным, счастливым, освободить его от невидимых цепей духовного рабства.
Он яростно протестовал против интеллектуализма традиционной педагогики, критиковал вербализм господствующей практики воспитания и обучения. В годы Первой русской революции Вентцелю и его единомышленникам из "Общества друзей естественного воспитания" наконец предоставляется реальная возможность приступить к осуществлению своих идей на практике. 1 сентября 1906 г. в Москве они открывают Дом свободного ребенка. Это была своеобразная община, объединяющая детей, их родителей и педагогов; содружество, основанное на идеях братства, свободы и справедливости, в котором ребенок становился подлинным центром педагогической вселенной. Дом свободного ребенка явился качественно новым воспитательно-образовательным учреждением. В основу учебного процесса были положены потребности и запросы самого ребенка, которые всемерно стимулировались и развивались педагогами.
Большое внимание Венцель и его единомышленники уделяли привлечению родителей в круг идей свободного воспитания, а главное - претворению этих положений в жизни семьи. В 1908 г. открылся Родительский клуб, главной целью которого являлось содействие сближению и единению родителей в деле свободного воспитания их детей. В клубе были созданы музей образцовых детских игрушек, предметные кабинеты, мастерские, организованы курсы по педагогике, имелась библиотека с литературой воспитательного характера.
Хотя Дом свободного ребенка просуществовал недолго (до середины 1909 г.) и пал жертвой прежде всего материальных трудностей, он явился наглядным доказательством возможности воплощения в жизнь принципа отделения школы от государства, полной автономии школы.
На основе накопленного опыта К.Н. Венцель смог в своих программных книгах "Теория свободного воспитания и идеальный детский сад", "Новые пути воспитания и образования детей" существенно обогатить теорию свободного воспитания.
В отличие от официальной педагогики, дрессирующей ребенка и подгоняющей его под определенный шаблон, теория свободного воспитания делала ребенка центром воспитательной и образовательной деятельности. Воспитанию предполагалось придать активный характер, опереться на самодеятельность ребенка во всех ее формах. В нравственном воспитании акцент делался на содействии ребенку в выработке своей личной нравственности и религии, реализации права быть "свободным искателем и творцом духовных ценностей".
Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. К.Н. Венцель считал, что "систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей".
После Февральской революции 1917 г. К.Н. Венцель решительно переходит от проповеди борьбы за освобождение ребенка к провозглашению битвы за свободу от "цепей невидимого рабства" всех людей, к призыву осуществлять вместе с социальным переворотом педагогическую революцию, которую он трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования молодого человека. Он был убежден, что только через свободное воспитание придет для человечества спасение, только через воспитание из каждого ребенка свободной творческой личности будет достигнуто создание нового типа человека.
Квинтэссенцией этих взглядов К.Н. Венцеля стала знаменитая "Декларация прав ребенка", опубликованная в сентябре 1917 г. (на несколько десятилетий опередившая аналогичную Декларацию, принятую ООН) и являющаяся своеобразным гуманистическим манифестом.
1.2. Жизнь и деятельность К.Н. Венцеля после Октябрьской революции
После Октябрьской революции К.Н. Венцель не только сохранил, но и укрепил свои убеждения. Стремясь спастись в огненной стихии Гражданской войны, К.Н. Венцель в 1919 г. переезжает из Москвы в Воронеж, где искренне пытается приспособить идеалы свободного воспитания ребенка к постулатам Единой трудовой школы, которые воспринимал вначале как гуманистические. Однако постепенно, осознавая всю тщетность этих замыслов, он подходит к главной теме своей последующей жизни - идее космической педагогики, или, как она пока нарекалась, "религии творческой жизни".
Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, К.Н. Венцель приходит к выводу о необходимости создания новой религии, которую он называл Религией Живого Творческого Развивающегося Бога - Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя ее как творческое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духовно освобожденного человека, которое допускает бесконечное разнообразие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что эта религия отрицает, какой бы то ни было догматизм. По замыслу К.Н. Венцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармоническом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины.
Показательно, что именно в середине 20-х - первой половине 30-х годов в обстановке все усиливающегося тоталитаризма Венцель как раз и создает свои наиболее крупные труды: "Религия творческой жизни" (1923-1925), "Три революции (Политическая, социальная, духовная)" (1925), "Проблема космического воспитания" (1925), "Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве" (1926), "Философия творческой воли" (1937), "Лучи света на пути творчества" (1937). В них талантливый педагог-гуманист целеустремленно развивает теорию нового направления гуманистического воспитания.
2. Свобода как действие и самостоятельное творчество
2.1. Цели и методы воспитания
Основы такого понимания были заложены Л. Н. Толстым. Он выступает за признание прав ребенка и невмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К. Н. Венцеля. В качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и предоставление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, К. Н. Венцель отмечает, что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества.
Содержание и развитие основных понятий (ребенок, воспитание, цель, содержание и др.) в теориях Л.Н. Толстого и К.Н. Венцеля детерминированы философскими воззрениями авторов в решении проблем соотношения индивидуального и социального, человека и общества, личной свободы и ответственности; их педагогическими взглядами на природу ребенка и принцип свободы; педагогической практикой Яснополянской школы и Дома свободного ребенка.
Идея свободы в альтернативной педагогике рассматривалась в русле признания необходимости создания условий для саморазвития личности, подлинное бытие которой отождествлялось с экзистенциальным изменением. В качестве главного условия выступало воспитание, основанное на идеях антиавторитарности, антирепрессивности и психотерапевтической коммуникации.
Итак, идея свободного воспитания личности, являющаяся содержательным стержнем современных альтернатив, приобретает в творчестве разных мыслителей новые грани. Сегодня идея привлекает к себе внимание тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку как самоценности, детству - как важному самостоятельному периоду в жизни человека; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия.
2.2. Теоретик и пропагандист свободной школы и свободного воспитания
Наиболее известным теоретиком и пропагандистом свободной школы и свободного воспитания является К.Н. Венцель. Для него характерна вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Освобождение ребенка от всякого внешнего воздействия, устранение всякого авторитарного начала во взаимоотношении взрослых и детей, представление полного простора самодеятельности и инициативе ребенка - все это педагогические переложения идей Руссо о "радикальном добре" детской природы и о благотворном значении полной свободы в естественном цветении детской души.
Венцель К.Н. предлагал преобразовать дисциплинарную жесткость, однообразие и формализм школьного режима обучения во благо развития каждого ребенка - "ребенок должен получать столько знаний, сколько желает и приобретать их тогда, когда в этом почувствует необходимость". Процесс изучения учебных предметов в школе сохраняется, но он мыслится как "свободное учение", лишенное "принудительной формы урока, как тяжелая барщина, тяготеющего над детьми", как "свободные занятия детей научными предметами".
В статье "Идеальная школа будущего", Венцель К.Н. формулирует ее основной педагогический метод, который должен быть "методом освобождения в ребенке творческих сил", "творческой воли ребенка или сознательной творческой активности". Такой "идеал школы был бы достигнут, если бы ребенок мог переходить от одного предмете к другому по собственному усмотрению и желанию и брать сколько ему понадобиться".
Своеобразной моделью учреждения дополнительного образования детей можно считать предложение "Дома свободного ребенка" - учреждения нового типа с основным предназначением организации жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры. Ребенок приходил бы туда для того, "чтобы жить полной жизнью", для труда, игры, "свободного общения с товарищами и взрослыми, которые могут поделиться с ним знаниями и духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты путем самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы над самим собой и над маленькой общиной, чтобы и он, и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее". Это учреждение "серьезного, торжественного отношения к жизни и ее задачам", где ребенок "приучится работать над задачами жизни", где интеллектуальное образование, учение стоят не на первом месте, а "входят только как часть, как второстепенный и подчиненный элемент".
2.3. Декларация прав ребенка К.Н. Венцеля
Свое педагогическое кредо Венцель К.Н. сформулировал наиболее ярко в Декларации прав ребенка (25 сентября 1917 г., Свободное воспитание и свободная школа. 1918. №1-3. С.71-75) и их можно считать образцом определения парадигмы дополнительного образования детей:
1. Каждый ребенок, рождающийся на свет, каково бы ни было социальное положение его родителей, имеет право на существование, т.е. ему должно быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий, как она устанавливается гигиеною детского возраста, необходимых для сохранения и развития его организма и для успешной борьбы последнего с враждебными жизни влияниями.
2. Забота о доставлении детям требуемых гигиеною детского возраста жизненных условий лежит на родителях, на обществе в его целом, на государстве.
3. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства.
4. Каждый ребенок имеет право выбрать себе ближайших воспитателей и отказывать и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями.
5. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.
6. Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда физическому и духовному развитию ребенка и не вредит другим людям.
7. Никто, ни родители, ни общество, ни государство не могут принуждать ребенка обучаться той или другой определенной религии или принудительно исполнять ее обряды - религиозное воспитание должно быть вполне свободно и т.д..
Эти пункты говорят сами за себя. С того далекого 1917 г. прошло более 80 лет. И если иметь в виду, что "Декларация прав и свобод человека и гражданина" в России была принята лишь 22 ноября 1991 г., а декларация прав ребенка еще разрабатывается, то станет ясен нравственный и гражданский подвиг К.Н. Венцеля.
В 1919 г. К.Н. Венцель уезжает в Воронеж, где работает в губернском отделе народного образования; в 1922 г. он выступает в Воронежском университете с докладом "Революция и нравственность", в котором осуждает насилие, как средство социального переустройства. После возращения в 1922 г. в Москву он почти не занимается педагогической работой, его перестают печатать. Гуманистические идеи К.Н. Венцеля так и остались не востребованными. Но впереди оставалась еще четверть века жизни (Венцель скончался 10 марта 1947 г. в Доме ветеранов Ивановской области) и его мысль не могла не работать во благо педагогики.
2.4. Космическая педагогика К.Н. Венцеля
В эти годы он создает свою уникальную космическую педагогику. Труды Венцеля, посвященные ей, остались неопубликованными и лишь недавно часть их стала достоянием педагогической и философской мысли. Идеи космической педагогики достаточно просты в своей гениальности.
К.Н. Венцель размышляет следующим образом: В педагогике существует целое течение, называемое "социальной педагогикой", которое занято проблемами воспитания человека как члена общества. Но человек не только часть социального целого (семьи, народа, класса, человечества), он - часть, пусть и малая, Вселенной, Космоса, как своего рода универсального общества, охватывающего все существа, стоящие на различных ступенях развития. Поэтому-то мы сможем говорить о воспитании человека как члена общества, так и члена Космоса, гражданина Вселенной. Правда, в космической педагогике проблемы воспитания трактуются особо, имеют особые цели и методы.
Для того, чтобы воспитать у ребенка сознание общности своей жизни с жизнью космоса, необходимо прежде развить в его сознании три идеи: идею личности, идею общества, в конечном пределе охватывающую все человечество, и идею Космоса. Другими словами ребенок должен дорасти до сознания, что он представляет собой творческую личность, что он является членом определенного творческого общества, охватывающего человечество, и что вместе с человечеством он составляет часть творческого Космоса. "Надо научить ребенка сначала чувствовать себя частью маленького доступного ему для охвата сознанием уголка природы, частью поля, леса, луга, постепенно расширяя тот клочок земли, под которым он воспринимает себя как одно целое с природой, до размеров земли как планеты, а отсюда уже переход к солнечной системе, к звездной системе, составляющей нашу вселенную, и к безбрежной системе вселенных, охватывающих весь безграничный Космос".
Идеалом подобного воспитания является "свободная творческая личность, осознавшая свое кровное родство с Космосом и Человечеством и стремящаяся тесно и неразрывно слиться с ними в одной общей творческой работе над установлением царства Гармонии в Космосе и свободного братства среди человечества". В другой работе, названной им "Человек - сын Космоса и сын Человечества" Венцель подчеркивает: "Каждая личность может дорасти до сознания, никогда ее не покидающего, что она не только сын своих ближайших родителей, отца и матери, но и Сын Великого Творящего Космоса и Великого Творящего Человечества. И развитие в себе чувства этой сыновности по отношению к Космосу и Человечеству есть только вопрос времени".
Человек, утверждает Венцель, должен стоять перед лицом Космоса и искать слияния с ним. У такого человека вырабатывается чувство Космоса, освобождение от всего мелкого ограниченного, от "цепей невидимого рабства", душа наполняется свободой, беспредельно широкой творческой любовью к жизни, к человечеству. Перед лицом Космоса человек яснее, чем когда-либо осознает насколько он несвободен, до какой степени им владеют всякого рода страсти и вожделения, как он слаб перед ними. "Но отнюдь не значит, что мы должны презирать земное, тяготиться слышать о нем и с печалью покоряться нуждам природы. Космос не требует этого. Он требует только одного: чтобы отдаваясь земному и земным переживаниям, мы никогда не забывали о целостной единой космической жизни и о жизни Человечества в целом".
Человечество есть дитя Космоса. Космосом она вызвано к жизни. И каждый отдельный человек есть член и сын Человечества и одновременно сын Космоса. Но лишь немногие достигают пока осознания этой космической сыновности. Эти люди - пример для остальных, указание, что ни для одного из нас не исключается возможность приобрести ощущение этого нерасторжимого, сыновнего единства с Космосом. Мы не пасынки Космоса. Каждый из нас, "не переставая быть индивидуальной личностью, свободной, независимой и самобытной в конце концов станет сознательным выразителем и олицетворением Творческого Космоса и Творческого Человечества".
Человек, обладающий космическим сознанием, воспитанный на принципах космической педагогики, не может не быть нравственным. "Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, - пишет Венцель, - кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла".
Вершиной космической педагогики, по нашему мнению, являются, написанные в 1937 г. 24 правила свободного самовоспитания, имеющие название "Лучи на пути творчества". Этот катехизис свободного, космического самовоспитания не имеет аналогов в педагогической и философской мысли. Выполняя эти правила, каждое из которых раскрывает отдельные стороны единства человека и Космоса, личность приобретает способность "вчувствования в процессы жизни, происходящие в вещах и существах, находящихся вне" ее, что поможет ей побеждать желания, порождаемые ими, освобождаться от "цепей невидимого рабства", приведет к углубленному знанию Космоса и Человечества, "к пониманию сокровенных тайн Жизни". В результате человек становится "больше, чем Человеком". Его жизнь приобретает Космический и Всечеловеческий характер, а его сознание объединяются в гармоничное сознание Человечества и Космоса. Но совершится это не в единой человеческой жизни, а в беспредельном ряду их, "которые будут переживать твое высшее "Я" вечное и бессмертное" через воплощение в другие сознания. Идущим рядом с нами и за нами, пишет Вентцель, надо сказать: ". Держись крепко за свое высшее "Я", вечное и бессмертное. Слушай только голос твоего свободного творческого сознания. Устремляй свои духовные взоры на самое идеальное, на самое возвышенное, что только можешь представить себе, на то, что еще не имеет бытия и формы, но с необходимостью должно осуществиться в грядущем во всей своей дивной Красоте, во всем своем великолепии, во всей своей Истине и Правде".
Проведя сравнительный анализ индивидуального, социального и космического воспитания, К.Н. Венцель строит свою космическую педагогику. Ее суть заключается в следующем: Если высшей задачей индивидуального воспитания является наиболее полное и широкое развитие в воспитаннике личного самосознания, если высшей задачей социального воспитания является воспитание в нем социального самосознания, то аналогично с этим высшей задачей космического воспитания является развитие в воспитаннике космического самосознания, т.е. сознание самого себя как неразрывной части Космоса. Поэтому, соответственно, цель индивидуального воспитания в том, чтобы индивидуум сознал свою личную жизнь в ее цельности и единстве, как ряд последовательных моментов развития; цель социального воспитания в том, чтобы индивидуум сознал свое единство с некоторой социальной группой, все более расширяющейся и развивающейся. В конечном процессе эта социальная форма может стать все человечеством. А "цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем Космосом составляет одно нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении и что он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни".
Космическое воспитание личности - непременно творческое. Если в индивидуальном воспитании и самовоспитании творческий характер его реализуется через воспитание свободной творческой личности, в социальном - через слияние в одной гармоничное целое с обществом, содействие в преобразовании его в свободное творческое общество, то "в космическом - задача в поднятии Космоса на все более и более высокие ступени в его развитии".
Цели, задачи и основания космической педагогики К.Н. Венцель формулировал задолго до практического освоения Космоса человеком. И тем отраднее, что в недрах русской педагогики родились идеи космической педагогики, столь созвучные современному ее уровню. Более того, космическая педагогика К.Н. Венцеля дает основание к еще одному обобщению. Общепринятым считается деление русского космизма на три направления: 1) культурно-философское (космизм писателей, художников, композиторов); 2) религиозно-философское (космизм философов и религиозных мыслителей); 3) естественно-научное (космизм ученых).
Космическая педагогика К.Н. Венцеля, а впоследствии и Даниила Андреева заложила основание еще одному его направлению - педагогическому, за которым несомненное будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русскому национальному духу всегда было присуще стремление к развитию до возможного предела, потребность поступиться имеющимся хорошим ради абстрактного лучшего, что нередко приводило к результатам, противоположным ожидаемым. Пожалуй, как никто другой эту черту российского менталитета в педагогике воплотил Константин Николаевич Венцель (1857-1947). Прожив почти век, он вынес вместе с Россией и редкие дни ее счастья, и десятилетия тяжести и невзгод. Его долгая жизнь символизировала необычайную глубину и протяженность разрабатываемых им идей.
В своем многогранном творчестве Венцель проявил себя как гордый и независимый исполин, обращающийся к Вечности и Человечеству, к микрокосму Личности и макрокосму Вселенной, соотносящий с ними процесс становления свободной творческой личности ребенка. В книгах и статьях он легко переносился во времени и пространстве, беседовал на равных с Ф. Ницше и А. Бергсоном, Л.Н. Толстым и В.С. Соловьевым, восхищался их воззрениями, спорил с ними.
Разрабатывая одним из первых педагогические проблемы ноосферы и экологии духа, К.Н. Венцель оставил потомкам труды по философии и богословию, политологии и культурологии, этике, психологии и педагогике. Причем в каждой из этих ипостасей своего творчества он продвигался до крайнего предела, часто переступая тонкую грань между реальным и иллюзорным. Но как раз этим-то максимализмом, кажущимся утопичным и наивным, Венцель создавал удивительно притягательную ауру вокруг своей личности и деятельности.
В развитии своих идей К.Н. Венцель перешагивал не только через педагогические стереотипы и традиции, течения и направления, но и через государственные границы, политические системы, богословские и философские учения. Не попадая в такт ни с каким временем, неподвластный Хроносу и сиюминутной конъюнктуре, он воспарял над Землей, погружался в глубины человеческого Духа, мысленно общался со Вселенной, Космосом, Богом.
Долгие годы педагог-гуманист страстно боролся со всеми видами духовного угнетения людей, за полное раскрепощение личности, за обретение ею высшего достоинства и счастья. Константин Николаевич, как казалось его современникам, все время говорил, делал, писал не то, что было актуально, и не так, как положено, существуя как бы не от мира сего, а на самом-то деле несовременны были они. Венцель же своей глубинной, выстраданной и несгибаемой правотой лишь рельефно оттенял бессмысленную жестокость и конъюнктурность того времени, безжалостно срывая все и всяческие маски.
Судьба как будто специально задалась целью предоставить К.Н. Венцелю возможность испытать всю меру трагического непонимания и неприятия отстаиваемых им идей и взглядов. Он подвергался резкой критике и осмеянию со стороны монархистов и коммунистов, либералов и реакционеров, верующих и атеистов, авторитарных педагогов и толстовцев. Каждое его выступление, каждая статья, каждая книга о воспитании свободной творческой личности с неимоверным трудом становились достоянием общественности, вызывали ожесточенную полемику. Попытки же Венцеля реализовать свои идеи на практике рано или поздно оборачивались крахом.
Основа учения К.Н. Венцеля — свобода и уважение к личности ребенка — должны пронизывать все стороны педагогической деятельности.
На примере теории свободного воспитания К.Н. Венцеля мы можем отметить, что путь к современному обществу, построенному на принципах согласия, дружелюбия и уважения, на принципах толерантности, лежит через свободное воспитание детей — юных представителей этого самого общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Венцель К.Н. Декларация прав ребенка // Венцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М., 1919. - С. 116-122.
- Венцель К.Н. Заметки о космическом воспитании // Венцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. - М., 1993. - С. 162.
- Венцель К.Н. Свободное воспитание /составил Филоненко Л.Д. –М.: Знание, 1993.
- Даниленко Л.Е., Емельянов Б.В. Очерки русского космизма. –Екатеринбург, 2001.
- Дружников Ю.И. Тайная и явная жизнь К.Н. Венцеля / Вопросы философии. 1996. № 4.
- Королев Ф.Ф. К.Н. Венцель – виднейший представитель теории свободного воспитания. // Советская педагогика. 1964. № 4.
- Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Владос, 1998.
|