СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
В ст. 3 УК закреплен принцип законности, согласно которому преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК. Статья 43 УК гласит: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
Уголовное наказание, как правило, связано с принуждением, но отнюдь не всегда (порой наказание может быть желаемо лицом, раскаявшимся в совершенном преступлении).
Сложность познания сущности наказания связана не только с различным подходом в науке к определению места кары в наказании, но и с различными взглядами ученых на природу самой кары. В юридической литературе нет единообразия в понимании содержания кары как сущности наказания. Многие авторы сводят ее к страданиям и лишениям, которые доставляет осужденному наказание.
Законодательное определение наказания позволяет выделить следующие его признаки:
1. Наказание - это мера государственного принуждения, что, как прямо указано в законе, состоит в лишении или ограничении прав осужденного (ч. 1 ст. 43 УК). Уголовное наказание отличается от иных мер, применяемых, например, за административные, дисциплинарные, гражданско-правовые правонарушения, тем, что применяется только к лицам, совершившим преступление. Наказывая, государство принуждает преступника к законопослушному поведению. Исчерпывающий перечень уголовных наказаний, которые только и могут быть назначены судом за совершенные преступления, содержит ст. 44 УК. Среди наказаний предусмотрен различный уровень правоограничений, причем штраф связан с наименьшим объемом кары, а смертная казнь - с наибольшим. Действующий уголовный закон предусмотрел смертную казнь в общей системе наказаний (п. «н» ст. 44 УК).
2. Наказание назначается только судом, т.е. назначается от имени государства и в интересах всего общества. Иные государственные органы таким правом не обладают. Исходя из ч. 1 ст. 49 Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же ч. 1 ст. 118 Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Обвинительный приговор суда является единственной процессуальной формой применения наказания. Только суд в России вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности виновного. В ч. 1 ст. 43 УК законодатель закрепил положение, что эта «мера государственного принуждения, назначаемая только по приговору суда». Этим подтверждаются конституционные начала судопроизводства. Назначение наказания только судом определено и в действующем УПК РФ в ч. 1 ст. 8: «Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом».
3. Наказание назначается от имени государства (ст. 296 УПК РФ), т.е. наказание носит публичный характер. Публичность проявляется в том, что освобождение от наказания по основаниям, установленным в законе, за исключением амнистии и помилования, также осуществляется только судебными органами. При назначении наказания проявляется отрицательная официальная, моральная и правовая оценка как совершенного общественно опасного поступка, так и лица, его совершившего. Государство, наказывая виновного, тем самым порицает его противоправное поведение. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень исправительно-воспитательных элементов в уголовном наказании.
4. Наказание носит личный характер. Оно может быть назначено только при наличии вины лица в совершенном преступлении. Невиновное причинение вреда в соответствии со ст. 49 Конституции РФ исключает уголовную ответственность и наказание. Виновность является одним из признаков преступления (ст. 14 УК), а ответственность за вину в УК стала одним из его принципов (ст. 5). Если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. Уголовное наказание всегда имеет строго индивидуальный характер, т.е. применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, не причастных к совершению преступления.
5. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных УК лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания, например: права выбора места жительства, передвижения, выбора рода деятельности; лишении воинского звания, жизни.
6. Наказание обязательно влечет последствие общеправового и уголовно-правового характера - судимость. УК не имеет конкретно такого указания. Однако по содержанию норм, помещенных в гл. 12 «Освобождение от наказания», можно сделать вывод о наличии этого признака.
Законодатель в ч. 1 ст. 86 УК раскрыл уголовно-правовое значение судимости при осуществлении процессуальных действий и указал на связь судимости как правового последствия с назначаемым наказанием: «Судимость, в соответствии с настоящим Кодексом, учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания». Судимость определяется по УК как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора, которым назначено наказание, в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости.
Наказание нельзя признать «соизмеримой единицей» общественной опасности. Последняя есть объективная реальность, она первична по отношению к наказанию. Поэтому в ст. 15 УК «Категории преступлений» дано подразделение преступлений на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя, в частности, из максимального наказания, предусмотренного УК.
Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести.
Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологической сферах.
УК предусматривает две системы наказаний: 1) основную, или полную, для взрослых; 2) дополнительную, или усеченную (для несовершеннолетних).
Основная, или полная, система наказаний (ст. 44 УК) состоит из 12 видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2002 г.) предусмотрено, что наказание в виде обязательных работ вводится в действие не позднее 2004 г., в виде ограничения свободы - не позднее 2005 г., в виде ареста - не позднее 2006 г. Эта юридическая ситуация снижает эффективность системы наказаний, поскольку фактически нарушает ее единство. Например, из-за отсутствия возможности применять альтернативные лишению свободы санкции в виде ареста и ограничения свободы суды вынуждены чрезмерно использовать наказание в виде лишения свободы, что затрудняет достижение целей наказания.
Перечень входящих в эту систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что суд не вправе использовать иные виды уголовных наказаний, не вошедшие в указанный перечень.
Система наказаний внутренне упорядочена. Она построена по принципу: от наиболее мягкого к наиболее строгому виду наказания. Такой подход имеет важное практическое значение. Во-первых, он предполагает необходимость применения того же принципа при конструировании альтернативных санкций за конкретное общественно опасное деяние (они должны располагаться в той же последовательности: от наиболее мягкой к более жесткой). Во-вторых, исходя из рассматриваемого принципа, суды обязаны сначала рассматривать возможность применения наиболее мягкого, а затем более строгих наказаний.
Дополнительная, или усеченная, система наказаний для несовершеннолетних состоит из шести видов (ст. 88 УК): 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) арест; 6) лишение свободы на определенный срок. В сравнении с основной, или полной, системой наказаний, применяемой в отношении взрослых, здесь, во-первых, отсутствует шесть видов наказаний, в том числе пожизненное лишение свободы и смертная казнь, во вторых, вместо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено наказание только в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.
Исходя из гуманного отношении к несовершеннолетним правонарушителям, размеры и сроки указанных, кроме лишения права заниматься определенной деятельностью, видов наказаний по сравнению с размерами и сроками тех же наказаний для взрослых преступников существенно уменьшены.
Дополнительная система производна от основной системы наказаний. В ней нет ни одного вида наказания, не входящего в основную систему.
Под классификацией наказаний следует понимать объединение их в относительно однородные группы по определенным критериям с учетом характера и объема правоограничений, функциональной роли в выполнении тех либо иных задач.
В уголовном праве существует немало различных классификаций наказаний. Остановимся на двух наиболее важных для понимания и применения действующего уголовного законодательства.
Первая классификация носит теоретический характер, поскольку не закреплена в уголовном законе. Вместе с тем она имеет существенное значение для правоприменительной практики. Согласно этой классификации все наказания, входящие в их систему, можно разделить на три разряда:
1) наказания, не связанные с лишением свободы;
2) наказания, связанные с лишением свободы;
3) наказание в виде смертной казни.
В группу наказаний, не связанных с лишением свободы, входят: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы. Наказания этой группы объединяет то, что, несмотря на различный характер, они не связаны с изоляцией осужденного от общества. Осужденные к этим видам наказаний не лишаются такого фундаментального блага, как личная свобода. Они не отрываются от семьи, работы, учебы или иной социально полезной деятельности. Объем правоограничений здесь относительно невелик. Все это обусловливает целесообразность первоочередного применения именно этих видов наказаний.
Исходя из международной классификации, рассматриваемая группа наказаний относится к разряду мер, не связанных с тюремным заключенным. В Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), подчеркивается, что в целях обеспечения большей гибкости в соответствии с характером и тяжестью деяния, личностью преступника, а также с интересами защиты общества и во избежание неоправданного применения тюремного заключения необходимо предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, поощрять их дальнейшую разработку.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 N 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» отмечается, что в случаях, когда санкция закона, по которому лицо признается виновным, наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, при постановлении приговора должен быть обсужден вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы.
Группа наказаний, связанных с лишением свободы, включает: арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Изоляция осужденного от общества существенно изменяет его правовой статус, нередко приводит к разрыву социально полезных связей, криминальной зараженности и другим негативным последствиям. Применительно к международной классификации рассматриваемая группа наказаний относится к разряду мер, связанных с тюремным заключением. В целях минимизации вредных последствий изоляции осужденного от общества ООН приняла целый ряд международных актов, содержащих стандарты по применению тюремного заключения, наиболее важные из которых включены в Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. ООН рекомендует всем государствам изыскивать возможности для постепенного сокращения применения лишения свободы и других видов тюремного заключения.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» отмечается, что в случае назначения лишения свободы это решение должно быть в обязательном порядке мотивировано в приговоре.
Отдельное место в рассматриваемой классификации наказаний занимает смертная казнь, поскольку по своему характеру и ограниченному в сравнении с другими видами наказаний кругу целей она не может быть включена в какую-либо группу наказаний. Как особый вид наказания рассматривается смертная казнь и в международной классификации наказаний. Например, ООН предусмотрела специальные меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни.
Вторая классификация закреплена в уголовном законе (ст. 45 УК). В зависимости от порядка применения все наказания делятся на три группы: 1) основные наказания; 2) дополнительные наказания; 3) наказания, способные выполнять роль основных и дополнительных.
К основным относятся те виды наказаний, которые назначаются судом самостоятельно и не могут присоединяться в качестве дополнения к другим наказаниям. В качестве основных наказаний применяются: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (ч. 1 ст. 45 УК).
Дополнительные наказания не могут назначаться судом самостоятельно, они присоединяются к основному наказанию, увеличивая таким образом объем правоограничений, которым подвергается осужденный. Эти наказания выполняют при определении объема уголовной ответственности не основную, а вспомогательную роль. К такого рода наказаниям закон (ч. 3 ст. 45 УК) относит лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Вместе с тем имеются два вида наказаний, которые способны выполнять роль как основного, так и дополнительного наказания. К таким универсальным наказаниям относятся: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 45 УК).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» подчеркивается, что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами. В этой связи при постановлении приговора рекомендуется обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания.
Таким образом, многообразие и разнообразие системы наказаний позволяет суду тщательно индивидуализировать наказание при его назначении, а органам уголовно-исполнительной системы - исполнять. Она отвечает принципам законности, личной и виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Система наказаний - единственная в УК РФ и не конкурирует с системой мер безопасности, как в большинстве зарубежных государств.
1.2. Назначение штрафа
Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, штраф занимает третье место среди мер, назначаемых осужденным судами общей юрисдикции. Например, в 2005 г. штраф как основная мера наказания был назначен 90,4 тыс. лиц (10,3% от общего числа осужденных), в 2004 г. - 86,8 тыс. лиц (9,9%). Как дополнительная мера наказания штраф назначался 3,1 тыс. лиц по сравнению с 2,9 тыс. осужденных в 2004 г.
Сегодня не вызывает сомнения, что правильное применение штрафа способно оказывать достаточно серьезное психологическое воздействие на правонарушителей, а его материальные последствия - делать невыгодным совершение многих видов экономических и иных преступлений. Однако существующие пробелы и коллизии отечественного уголовного закона снижают эффективность применения штрафа за преступления, не представляющие большой общественной опасности.
По Уголовному кодексу Российской Федерации (далее - УК) штраф может быть назначен в размере от 2500 до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Анализ уголовно-правовых норм показывает, что формулировки "от ..." и "до ..." законодателем используются при определении минимальных и максимальных размеров большинства видов наказания. Они означают включение пороговых значений, используемых в законодательных формулах "от ..." и "до ...", в числовое множество денежного эквивалента штрафа. Иными словами, выражение "от 2500 рублей" означает, что осужденному штраф может быть назначен в сумме 2500 рублей и выше, а формулировка "до 1 миллиона рублей" - в размере, не превышающем либо равном 1 млн. рублей.
Частью 2 ст. 46 УК закреплено, что штраф в размере от 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Целью законодательного закрепления такого рода охранительного нормативного предписания Общей части уголовного права является уточнение карательного содержания штрафа. В частности, штраф в сумме 500 тыс. рублей может быть назначен только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Между тем в санкциях отдельных статей Особенной части УК РФ предусмотрена возможность назначения штрафа в размере 500 тыс. рублей за совершение преступления небольшой или средней тяжести. Это закреплено как минимум в 24 санкциях статей Особенной части УК (ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 174.1, ч. 2 ст. 185, ч. 1 ст. 189, ч. 1 ст. 191, ч. 2 ст. 194 и т.д.).
При этом обнаруживается коллизия между предписаниями Общей и Особенной частей УК, суть которой в том, что за преступления небольшой и средней тяжести законодателем устанавливается возможность назначения судом штрафа в размере 500 тыс. рублей, который по общему правилу может быть назначен за совершение только тяжких и особо тяжких преступлений. Такое положение прямо противоречит принципу справедливости, который гласит, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. По нашему мнению, для устранения указанной коллизии следует внести изменения в ч. 2 ст. 46 УК, где во втором предложении слова "от пятисот тысяч рублей" целесообразно заменить словами "свыше пятисот тысяч рублей".
Обращает на себя внимание и безальтернативный характер некоторых санкций, предусматривающих в виде основного наказания только штраф. Так, в санкциях ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1 УК устанавливается наказание в виде безальтернативного штрафа в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
Полагаем, что некоторые юристы необоснованно относят санкции, предусмотренные ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1 УК, к альтернативному виду санкций, так как в обоих случаях в санкции перечисляются не альтернативные виды наказаний, а альтернативные способы исчисления одного и того же вида наказания - штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. Аналогичное доктринальное толкование положений ч. 2 ст. 46 УК содержится в комментариях ученых к Уголовному кодексу РФ.
Если учесть, что в России за "отмывание" денежных средств, полученных в результате совершения преступления, размер которых не превышает 1 млн. рублей, предусмотрено наказание только в виде штрафа, то с позиции преступника легализация денежные средств на сумму до 1 млн. рублей является выгодным "бизнесом". С учетом мягкости грозящего наказания лицо, легализующее 1 млн. рублей, может откупиться штрафом, который максимум составит 12% от стоимости "отмываемого" имущества. В этом убеждает и имеющаяся по данной категории дел судебная практика. Так, в 2005 г. по приговору Приморского районного суда Краснодарского края гражданин П. был признан виновным в совершении сделки с имуществом, приобретенным лицом в результате совершения им преступления, и осужден по ч. 1 ст. 174.1 УК. Суд назначил П. наказание в виде штрафа.
Указание в санкции ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1 УК на один лишь вид наказания существенно уменьшает его эффективность, поскольку не обеспечивает восстановление социальной справедливости.
Другой проблемой назначения штрафа за преступления, к примеру, предусмотренные ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 174.1 и ч. 1 ст. 228.2 УК, является отсутствие государственных гарантий его реального исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный срок, признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.
Закон предусматривает наступление различных последствий для лиц, признанных злостно уклоняющимися от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного или дополнительного наказания. Обращает на себя внимание то, что в первом случае судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты штрафа направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК. Согласно этой норме, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК. Однако в санкциях ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1, ч. 1 ст. 228.2 УК штраф определен не как альтернативное, а как основное и единственно возможное наказание. Сложилась опасная ситуация, при которой осужденный за преступление может вполне легально избежать наказания путем простого бездействия. Не спасает положения и предусмотренная Федеральным законом "Об исполнительном производстве" процедура принудительного взыскания штрафа, поскольку в ч. 3 ст. 32 УИК РФ установлено, что судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке только в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания.
Подобные проблемы замены штрафа другим видом наказания ожидают правоприменителя и в случае осуждения лица за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ч. 1 ст. 228.2 УК). Ее санкцией предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. В данном случае штраф является основным безальтернативным наказанием, а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - дополнительным. Очевидно, что в случае злостного уклонения осужденного по ч. 1 ст. 228.2 УК от уплаты штрафа суд не будет иметь реальной возможности уголовно-правового воздействия на осужденного.
Э.Ф. Побегайло справедливо отмечает, что система санкций в УК РФ нередко противоречит интересам охраны личности и общественной безопасности. Полагаем также, что как недопустимо за умышленное преступление против личности предусматривать наказание в виде штрафа (например, за умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, заражение венерической болезнью, понуждение к действиям сексуального характера, за развратные действия), так и несправедливо производить замену штрафа при его злостном неисполнении лишением свободы. Однако в настоящее время в силу прямого указания ч. 5 ст. 46 УК не исключена возможность замены штрафа лишением свободы как единственная альтернатива в санкции статьи Особенной части УК (ст. 121, 171, 172, 181, 183 и другие).
На наш взгляд, следует поддержать позицию тех ученых, которые полагают, что лишение свободы как наиболее суровая мера наказания и штраф несовместимы по существу, так как создается привилегия состоятельным гражданам.
Резюмируя изложенное, полагаем, что в ч. 2 ст. 46 УК вместо слов "штраф в размере от пятисот тысяч рублей" необходимо указать "штраф в размере свыше пятисот тысяч рублей". При законодательном конструировании санкций статей Особенной части УК необходимо избегать установления штрафа в качестве безальтернативного основного наказания.
1.3. Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных стран
За последние 15 лет новые уголовные кодексы были разработаны и приняты законодателями Германии, Австрии, Испании, Франции, странами бывшего социалистического лагеря. Остановимся на анализе некоторых из них.
Итак, в Уголовном кодексе Голландии такой вид наказания, как штраф, закреплен в ст. 23. Так, согласно ч. 1 ст. 23 УК Голландии лицо, которое было приговорено к уплате штрафа, должно уплатить государству сумму, установленную судьей, в течение срока, установленного Службой публичного обвинения, на которую возложена обязанность ввести в действие это решение.
Сумма штрафа согласно голландскому уголовному законодательству не должна быть меньше пяти гульденов. Штраф, назначенный за уголовное правонарушение, не должен быть больше максимума указанной категории за это правонарушение.
В качестве положительного момента следует отметить, что штраф как вид уголовного наказания в голландском законодательстве классифицирован по следующим шести категориям: первая категория - пятьсот гульденов; вторая категория - пять тысяч гульденов; третья категория - десять тысяч гульденов; четвертая категория - двадцать пять тысяч гульденов; пятая категория - сто тысяч гульденов; шестая категория - один миллион гульденов.
Если штраф не установлен за какой-либо проступок либо за преступление, судья может назначить штраф в размере максимальной суммы первой и третьей категорий соответственно.
Если же сумма штрафа установлена за какие-либо проступки или за преступления, но не определена категория, судья может назначить штраф в максимальном размере первой и третьей категории соответственно, если эта сумма больше суммы штрафа, предписанной за данное правонарушение.
Учитывая двусубъектность голландского уголовного законодательства, ч. 7 ст. 23 УК Голландии содержит норму, предусматривающую более высокие размеры штрафа для юридических лиц: "В случае осуждения юридического лица может быть назначен штраф суммой не больше следующей более высокой категории в том случае, если категория, определенная для этого правонарушения, представляется недостаточно строгой".
Правила процитированной нормы также применяются в случае осуждения неинкорпорированных ассоциаций, таких, как неинкорпорированные компании, товарищество или специальные фонды.
Несомненный интерес представляет уголовное законодательство Германии, так как в настоящее время в нем предусмотрено два вида штрафа, существенно различающихся по своему правовому содержанию: денежного штрафа и имущественного штрафа.
Так, в Уголовном кодексе ФРГ назначение наказания в виде денежного штрафа определяется ст. 40. Денежный штраф назначается в дневных ставках. Он составляет минимум пять и, если закон не устанавливает иное, максимум триста шестьдесят полных дневных ставок. Размер дневной ставки определяет суд с учетом личного и материального положения лица. При этом суд исходит, как правило, из чистого дохода, который лицо имеет или могло иметь в среднем в день. Дневная ставка устанавливается минимум в две немецкие марки и максимум в десять тысяч немецких марок. Причем доходы лица, его имущество и другие источники существования могут учитываться для определения дневной ставки. В решении указывается количество и размер дневных ставок.
Большой интерес представляют изменения, произошедшие в уголовном законодательстве Германии. В Законе о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами проявления организованной преступности от 15 июля 1992 г. предусмотрен ряд законодательных новелл в области материального уголовного права. В их числе - введение нового элемента системы наказаний - имущественного штрафа (Vermogensstrafe). Основная цель законодателя, вводившего норму об имущественном штрафе в УК Германии, заключалась в изъятии получаемой в результате преступной деятельности организованных групп прибыли и предотвращении своеобразной реинвестиции денежных средств в сферу организованной преступности. В принципе эту функцию должна выполнять существующая в УК Германии специальная конфискация имущества, созданная для изъятия прибыли, получаемой в результате совершения преступного деяния. Фактически же она имеет лишь так называемое теневое присутствие, потому что указанная норма на практике почти не применяется. Так, § 73 УК требует доказанности того, что конкретное имущество относится к определенному преступному деянию. Например, Мюллер был осужден за совершение преступного деяния, связанного с торговлей наркотиками и принесшего ему прибыль в размере 5000 DM. В ходе расследования было установлено, что в одном из банков на его имя открыт счет, на котором находится 500000 DM. Обстоятельства дела говорили о том, что Мюллер получил указанную сумму денег в результате преступной деятельности, связанной с торговлей наркотиками в прошлом. Однако это не было доказано, поэтому размер имущественного штрафа ограничивается стоимостью имущества, криминальное происхождение которого доказано.
Таким образом, существующая до 1992 г. система уголовно-правовых норм хотя и была направлена на изъятие прибыли, получаемой в результате совершения преступления, реально же не отвечала современным требованиям борьбы с организованной преступностью.
Необходимо было прежде всего ужесточить уголовно-правовые санкции, связанные с совершением тяжких преступных деяний, и законодательно сконструировать нормы, позволяющие обеспечить изъятие получаемой от преступной деятельности прибыли. Это и было сделано Законом от 15 июля 1992 г.
По действующему УК Германии основное отличие имущественного штрафа от денежного состоит в том, что имущественный штраф не исчисляется системой дневных ставок, а представляет собой выплату денежной суммы, назначаемую судом. При определении размера имущественного штрафа суд исходит не из оценки вины лица, совершившего преступное деяние, а в первую очередь из стоимости имущества виновного. Имущественный штраф может назначаться только наряду с пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок от двух лет.
Верхний предел имущественного штрафа определяется стоимостью имущества лица, совершившего преступное деяние. В данном случае понятием "имущество" охватывается сумма всех экономических, подлежащих денежной оценке, доходов лица, совершившего преступное деяние, за вычетом обязательств виновного.
По мнению одного из крупнейших комментаторов УК Германии К. Лакнера, в основе имущественного штрафа лежит двойственная концепция. С одной стороны, имущественный штраф должен представлять собой своеобразный вид дополнительного наказания и соответствовать принципу вины, с другой стороны, имущественный штраф должен преследовать независимую от вины цель лишения лица, совершившего преступное деяние, средств для создания или сохранения организации, основанной на преступном промысле.
Представляется, что такое наказание, как имущественный штраф, заключающееся в изъятии прибыли по подозрению, которое может и не подтвердиться, посредством вмешательства в отношения собственности, полностью выпадает из рамок основанного на принципе вины российского уголовного права и закрепленных в Конституции РФ отношений собственности, противореча при этом принципам правового государства. Принцип виновной ответственности не позволяет вершить правосудие, основываясь на голом предположении о противоправности деяния и вине.
В Уголовном кодексе Испании штраф закреплен ст. 50. В этой стране наказание в виде штрафа назначается, за исключением случаев, специально предусмотренных законом, по системе дневных ставок. Минимальный размер штрафа - заработок за пять дней, и максимальный - за два года. Этот максимальный предел не является обязательным в случае, если штраф назначается взамен другого наказания. Ежедневная квота составляет минимум 200 песет и максимум 50000 песет. При подсчетах месячной или годовой суммы под месяцем понимается 30 дней, а под годом - 360. Приговором устанавливается сумма указанных квот с учетом материального положения виновного, определяемого его имуществом, доходами и семейными обязательствами, а также другими обстоятельствами.
В качестве уголовного наказания штраф также предусмотрен в Уголовном кодексе Швейцарии. Согласно ст. 48 УК Швейцарии если закон четко не определяет другого, то максимальный размер штрафа составляет 40000 франков. Если лицо действует из корыстных побуждений, то судья не связан этим максимальным размером штрафа. Судья определяет размер штрафа в зависимости от положения лица, но таким образом, чтобы имущественные невыгоды, претерпеваемые лицом вследствие назначения данного наказания, были соразмерны его вине. Для определения положения лица имеют значение такие обстоятельства, как его доход и его имущество, его семейное положение. Если осужденный умирает, то штраф не исполняется.
В шведском уголовном законодательстве выплата компенсации или возмещение убытков (ущерба) не входит в систему уголовных санкций или предусмотренных законом мер наказания. Однако суд может издать приказ о возмещении ущерба в сочетании с любыми другими мерами наказания.
Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет штраф как денежное взыскание, назначаемое судом в случаях, установленных законом (п. 1 ст. 50).
Согласно белорусскому уголовному законодательству размер штрафа (п. 2 ст. 50) определяется с учетом размера минимальной заработной платы, установленной на день постановления приговора, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного. При этом размер штрафа за преступления, не представляющие большой общественной опасности, может назначаться в пределах от пятидесяти до пятисот минимальных заработных плат, за менее тяжкие преступления - от трехсот до одной тысячи минимальных заработных плат. Минимальные и максимальные пределы увеличиваются в два раза, если преступление совершено из корыстных побуждений. При этом размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, предусмотренное содержащей административную преюдицию статьей Особенной части настоящего Кодекса, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.
Согласно п. 3 ст. 50 УК РБ в случае невозможности взыскания штрафа, при отсутствии признаков уклонения от его уплаты, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменяет штраф общественными работами в соответствии со ст. 49 УК РБ.
Общественные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением общественных работ.
2. Штраф в системе наказания
2.1. Понятие и применения штрафа по УК России
Штраф является наиболее мягким видом наказания и в системе наказаний он стоит на первом месте. В качестве основного наказания штраф назначается, как правило, за преступления небольшой и средней тяжести, однако, в некоторых случаях в виде такового он может назначаться и за тяжкие преступления (ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 159 УК и т.д.).
В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться как в качестве альтернативы (ч. 3 ст. 141, ч. 2 ст. 161 УК), так и как обязательное дополнительное наказание (ч. ч. 1 и 2 ст. 169, ч. 2 ст. 175 УК и т.д.).
Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление.
С учетом изменений и дополнений, внесенных в УК Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ, штраф назначается в твердой денежной сумме в размере от 2500 до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.
Вместе с тем наиболее крупный размер штрафа (от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет) может назначаться только за тяжкие или особо тяжкие преступления. Это должно быть указано в соответствующих санкциях статей Особенной части УК.
К иным доходам следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
Наказание в виде штрафа должно быть таким, чтобы была возможность его реально исполнить. Иначе смысл уголовного наказания в виде штрафа потеряет свое значение. В связи с этим законом расширены основания, которые должны быть выяснены судом и учтены при назначении штрафа. Размер штрафа определяется с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.
С учетом вышеизложенных оснований суду предоставлено право назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями в срок до трех лет. При этом свое решение суд должен мотивировать в приговоре с указанием конкретных сроков выплат частями или суммы выплат в пределах установленного срока рассрочки.
Рассрочка или отсрочка выплаты штрафа, назначенного в качестве уголовного наказания, может применяться и по вступлении приговора в законную силу на основании ч. 2 ст. 398 УПК.
Не исключено, что выплата штрафа осужденным может состояться ранее установленного судом срока.
2.2. Ответственность за неуплату штрафа
Размер штрафа устанавливается дифференцированно и зависит от характера и тяжести совершенного преступления, наступивших последствий, имущественного положения виновного и его семьи. Штраф выражается в виде фиксированной суммы либо в размере, соответствующем части заработной платы или иного дохода осужденного. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" рекомендовал определять размер штрафа с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода (ч. 3 ст. 46 УК РФ).
Указанные в статье минимальные и максимальные размеры штрафа определяют общие параметры штрафа, которыми должен руководствоваться законодатель при конструировании санкций статей Особенной части УК РФ. Минимальные и максимальные размеры штрафа для каждого конкретного преступления определены в соответствующих статьях Особенной части УК РФ, причем для штрафа, назначаемого в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.
Особые правила назначения штрафа установлены для несовершеннолетних осужденных. Так, штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. При этом штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей (например, опекунов) с их согласия. В этом случае штраф может назначаться несовершеннолетнему осужденному при отсутствии у него самостоятельного заработка или имущества, на которые может быть обращено взыскание.
Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. В случае если осужденный не имеет возможности уплатить штраф в установленный срок в полном объеме, суд может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет. Такая рассрочка уплаты штрафа возможна как на стадии вынесения приговора, с обязательным указанием в приговоре срока рассрочки, так и на стадии исполнения наказания в виде штрафа. В последнем случае решение о рассрочке принимается судом по ходатайству осужденного (ст. 31 УИК РФ). Кроме того, исполнение штрафа может быть отсрочено на срок до трех лет, если немедленная его уплата является для осужденного невозможной. Вопрос об отсрочке уплаты штрафа решается судом по ходатайству осужденного, его законного представителя, близких родственников, защитника либо по представлению прокурора (ч. ч. 2 и 3 ст. 398 УПК РФ).
Злостным уклонением от уплаты штрафа признается неуплата штрафа в полном объеме либо его части, если выплата штрафа рассрочена, в установленные законом сроки. При уплате штрафа в полном объеме этот срок равен 30 дням со дня вступления приговора суда в законную силу. При рассрочке уплаты штрафа первую часть штрафа осужденный обязан оплатить в течение 30 дней со дня вступления приговора суда или решения суда в законную силу. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца (ст. 31 УИК РФ).
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется тем видом наказания, который предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК РФ.
2.3. Коллизии при исполнении наказания в виде штрафа
Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ тесно взаимосвязаны многими нормами, совместно регулирующими общественные отношения в области исполнения уголовных наказаний и освобождения от их отбывания.
В этой области правоотношений базовым можно назвать Уголовный кодекс РФ в связи с тем, что именно в нем имеются разделы 3 (в котором определены понятие и цели наказания, их виды) и 4 (где предусмотрены основания освобождения от наказания), затрагивающие общие положения исполнения уголовных наказаний. Роль УИК РФ, по своей сути, заключается в более детальной регламентации исполнения того или иного вида наказания и досрочного освобождения от его отбывания, а УПК РФ - в решении процедурных вопросов, связанных с исполнением приговора.
Очевидно, что соответствующие нормы этих законов не должны противоречить друг другу. В то же время краткий анализ текстов этих нормативно-правовых актов свидетельствует об обратном - коллизии норм УК РФ, УИК РФ и УПК РФ существуют, в том числе при исполнении уголовного наказания в виде штрафа.
Так, в ч. 2 ст. 31 УИК РФ определено основание для возможной рассрочки штрафа - "если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф". В то же время в ч. 3 ст. 46 УК РФ предусматривается, что рассрочка может назначаться и по другим основаниям, не предусмотренным в УИК РФ, в том числе по тяжести совершенного преступления.
Уголовно-процессуальный закон не решает такие вопросы, однако и он ставит перед правоприменителями и теоретиками новые проблемы. Так, в ч. 2 ст. 398 УПК РФ говорится, что уплата штрафа может быть отсрочена или рассрочена на срок до трех лет. И если о рассрочке уплаты штрафа говорит как уголовный (ст. 46), так и уголовно-исполнительный (ст. 31) закон, то относительно отсрочки уплаты штрафа - никакой.
Получается, что УПК РФ вводит новый материальный институт в области исполнения штрафа как уголовного наказания - отсрочки его исполнения.
На практике также возникают проблемы, связанные с применением санкций к осужденному, злостно уклоняющемуся от уплаты штрафа. В ч. 5 ст. 46 УК РФ отмечено, что в этом случае штраф заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Например, если лицо осуждено за совершение кражи, то по ч. 1 ст. 158 УК РФ штраф может быть заменен обязательными или исправительными работами, либо арестом, либо лишением свободы в пределах санкции статьи.
Закон предусматривает, что исправительные работы являются более суровым видом наказания, чем штраф. Казалось бы, что это аксиома, но на практике она может подвергаться сомнению. Так, по ч. 1 ст. 158 УК РФ судом может быть назначен в качестве основного вида наказания как штраф в размере до 80 тысяч рублей, так и исправительные работы от шести месяцев до одного года.
В этом случае если виновное лицо осуждено к максимальному размеру штрафа - к 80 тысячам рублей, то замена ему этого наказания на один год исправительных работ с удержанием из заработной платы 20% ежемесячно (при заработной плате, например, в 2500 рублей) за один год составит всего 6000 рублей.
Таким образом, исправительные работы, на которые заменяется штраф, фактически могут быть более мягким наказанием, что противоречит ст. 44 УК РФ, установившей лестницу наказаний. Но в таком случае вместо усиления наказания фактически при замене штрафа на исправительные работы оно будет смягчено.
В уголовно-исполнительном законе предусмотрен альтернативный порядок воздействия на осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания. Согласно ч. 3 ст. 32 УИК РФ в отношении такого осужденного судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, который не регламентирован в нормах УИК РФ. На практике судебные приставы-исполнители осуществляют принудительное взыскание в соответствии с положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве". Однако возникают некоторые сомнения в законности подобного порядка исполнения штрафа, так как ни в УК РФ, ни в УИК РФ не регламентирован порядок принудительного исполнения данного имущественного наказания. При этом рассматриваемая норма УИК РФ вступает в противоречие со ст. 46 УК РФ, в которой не предусмотрена подобная "ответственность" за уклонение от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания.
В УПК РФ вообще ничего не говорится об исполнении штрафа в качестве дополнительного наказания. В п. 2 ст. 397 и ч. 1 ст. 399 УПК РФ упоминается лишь, что суд рассматривает вопросы о замене штрафа в случае злостного уклонения от его отбывания по представлению органа, исполняющего наказание (что соответствует положениям ст. 32 УИК РФ).
Небезынтересным является вопрос о том, как будет исполняться штраф в отношении осужденного, у которого будет выявлено тяжелое заболевание.
|