СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ. ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАКАЗАНИЯ
1.1. Определение уголовного наказания
В статье 43 УК РФ дана законодательная дефиниция наказания. Оно определяется путем указания на следующие его характерные признаки:
а) наказание есть мера государственного принуждения;
б) наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления;
в) наказание назначается только по приговору суда;
г) наказание состоит в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного;
д) целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение новых преступлений.
В своей совокупности эти признаки определяют юридическую природу наказания, его роль и место в системе воздействия на преступность и позволяют отличать уголовное наказание от других мер уголовно-правового воздействия, а также от всех иных мер принуждения (как материально-правовых, так и процессуальных), применяемых государством.
Определяя уголовное наказание как меру государственного принуждения, законодатель одновременно подчеркивает, что:
- одним из важнейших признаков наказания является принуждение; наказание применяется к осужденному независимо от его согласия;
- упомянутое принуждение исходит от государства - наказание представляет собой реакцию государства на совершение преступления, назначается от имени государства и обеспечивается силой государственной власти;
- это принуждение не может быть беспредельным, наказание должно назначаться строго в пределах, установленных законом - иметь определенный вид и размер, определяемые с учетом характера и степени общественной опасности преступления в соответствии с установленными законом правилами (гл. 10 УК РФ).
В силу Конституции РФ уголовное наказание носит строго личный характер и может быть назначено только лицу, признанному виновным в совершении преступления. Не может быть подвергнуто наказанию лицо, вина которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке .
Только суд (судья) вправе, рассмотрев материалы уголовного дела, признать лицо виновным в совершении преступления, осудить его и назначить ему наказание, предусмотренное уголовным законом. Правоприменительным актом, содержащим такие решения, может быть только приговор суда.
Содержание уголовного наказания составляют предусмотренные УК РФ лишения или ограничения прав и свобод осужденного. Характер и объем этих лишений и ограничений в каждом конкретном случае определяются стоящими перед наказанием целями (ч. 2 статьи 43 УК РФ) и в свою очередь определяют возможности наказания по их реализации, его карательный, воспитательный и предупредительный потенциал. Каждый отдельный вид наказания и каждая назначаемая осужденному мера наказания содержат (должны содержать) в себе комплекс таких средств воздействия на осужденного (и косвенно также на иных граждан), связанных с лишением или ограничением прав и свобод осужденного, которые должны быть способны оказывать необходимое и достаточное карательное, воспитательное и предупредительное воздействие на осужденного (и на иных граждан) и позволяли бы в каждом конкретном случае наиболее эффективно реализовать стоящие перед наказанием цели. При этом содержание наказания (любого его вида) могут составлять только такие лишения и ограничения, которые предусмотрены УК РФ .
Система наказания в уголовном праве имеет три ступени подчиненности.
Первая ступень - это виды наказания, представленные в Уголовном кодексе (ст. 44 УК РФ), в строго определенном порядке: от менее строгого - к более строгому в зависимости от характера лишений и ограничений прав и свобод, содержащихся в каждом виде наказания и образующих систему наказаний. Вторая ступень подчиненности реализуется в построении санкции статьи Особенной части Кодекса. Здесь законодатель выбирает из системы наказаний определенный вид (виды) наказания, конструирует санкцию статьи, закрепляя виды и размеры наказания по принципу построения системы в целом: в порядке возрастания наказания, обозначая минимальные и (или) максимальные границы видов наказания, иными словами, пределы санкции статьи закона. Обе эти ступени характеризуют наказание со стороны его формы, являются его нормативной основой, фундаментом правоприменения.
Третья ступень подчиненности системы наказания - это наказание со стороны его содержательной сущности, наказание строго определенного вида и размера, назначаемое осужденному, реализация нормы закона о назначении наказания в соответствии с содеянным и санкцией, совпадение духа и буквы закона. И в этом значении общие начала создают правовое пространство, или формулируют общие правила назначения наказания, которыми обязан руководствоваться суд при избрании меры наказания .
В зависимости от внутренних потенциальных возможностей отдельных видов наказаний последние подразделяются на три группы: одни могут применяться только в качестве основных (ч. 1 ст. 45 УК РФ), другие - только в качестве дополнительных (ч. 3 ст. 45 УК РФ), возможности третьих шире - они могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных (ч. 2 ст. 45 УК РФ).
В зависимости же от выполняемой конкретными видами наказаний нагрузки и их роли в реализации поставленных перед наказанием целей различаются наказания основные и дополнительные.
Основные наказания - это такие предусмотренные уголовным законом виды наказаний, которые призваны нести основную нагрузку (выполнять главную роль) по реализации стоящих перед наказанием целей. Они указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях Особенной части УК РФ, назначаются судом всегда, когда суд придет к убеждению о необходимости назначить виновному наказание. Основные наказания применяются как самостоятельные, их нельзя присоединять ни к какому другому наказанию; к ним относятся девять видов, перечисленных в ч. 1 ст. 45 УК РФ, а также штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, указанные в ч. 2 ст. 45 УК РФ. Основные наказания назначаются судом только при наличии их в санкциях, и лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, могут применяться при отсутствии указаний о них в санкциях в порядке замены другого наказания (ст. 64, 65, 80, ч. 3 ст. 81, 82, ст. 84, 85 УК РФ) .
Дополнительные наказания - это предусмотренные уголовным законом виды наказаний, которые призваны нести дополнительную нагрузку и выполнять вспомогательную роль по реализации стоящих перед наказанием целей. Они указываются в санкциях не за все, а лишь за некоторые преступления, в одних случаях как обязательные для назначения, в других - как факультативные (необязательные). Назначаются судом только в дополнение к основным наказаниям - в случаях, когда по обстоятельствам дела и с учетом особенностей личности виновного необходимо усилить карательные и (или) воспитательно-предупредительные возможности общей меры наказания, придать ей необходимую специфическую направленность во имя более успешного осуществления целей наказания. К дополнительным наказаниям относятся штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 2 и 3 ст. 45 УК РФ). Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем мера основного наказания, к которой оно присоединяется, и не должно быть одного вида с ним, иначе теряется смысл в их совместном применении или логика соотношения их ролей в реализации целей наказания .
Для достижения целей наказания (ст. 43 УК РФ) законодательно установлены определенные его виды, образующие иерархически выстроенную систему. Действующая система наказаний классифицируется на полную, т.е. общую (ст. 44 УК РФ) и специальную (т.е. неполную, применяемую к несовершеннолетним и поэтому приведенную в ст. 88 УК РФ). В статье 44 УК РФ установлены следующие виды наказаний:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.
Входящие в указанный перечень виды наказаний являются элементами единой системы. Во взаимодействии между собой они реализуют свои функциональные возможности, оказывая необходимое карательное, воспитательное и предупредительное воздействие на осужденных и иных лиц и тем совместно участвуют в осуществлении общих для них целей. В совокупности с рассмотренными выше эти признаки характеризуют особое качество перечисленных в законе видов наказаний - их системность, что позволяет рассматривать их не просто как перечень, а как систему уголовных наказаний.
1.2. Изменения в системе уголовных наказаний
В соответствии с законом от 8 декабря 2003 г. претерпели изменения как общая, так и специальная системы уголовных наказаний .
Из общей системы наказаний исключена конфискация имущества (ст. 52 УК РФ, а также соответствующие положения ст.ст. 44, 45 УК РФ признаны утратившими силу), что обусловило внесение аналогичных изменений в УИК РФ, УПК РФ и в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" 1997 г. № 119-ФЗ .
В то же время сохранена возможность применения уголовно-процессуальной (в соответствии УПК РФ ) конфискации вещественных доказательств, а именно: орудий преступления, принадлежащих обвиняемому; предметов, запрещенных к обращению; денег или иных ценностей, нажитых преступным путем.
В связи с исключением из УК РФ дополнительной меры в виде конфискации имущества, как уже отмечалось, система наказаний ныне включает 12 уголовных наказаний (ст. 44 УК РФ).
Система наказаний в УК РФ начинается штрафом, который может являться как основной, так и дополнительной мерой уголовного наказания (ст. 45 УК РФ).
Новая редакция ст. 46 УК РФ определяет штраф в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.
Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Более подробно все виды наказания, о которых пойдёт речь в этом параграфе, будут рассмотрены во второй главе курсового исследования.
Нормы о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в 2003 г. не претерпели изменений. По действующему УК РФ оно может применяться в качестве, как основного, так и дополнительного вида наказания.
При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). Содержание данного наказания также не претерпело изменений; оно применяется только как дополнительное при соблюдении определенных условий.
В соответствии с новой редакцией ст. 49 УК РФ отложенное наказание в виде обязательных работ заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Исправительные работы как вид наказания представляют собой ограничение ряда трудовых и имущественных прав осужденного. Исходя из смысла новой редакции ст. 50 УК РФ, данное основное наказание представляет собой принудительное привлечение осужденного к труду с обязательным удержанием из его заработка в доход государства определенных сумм. Его карательное действие определяется главным образом сроком отбывания и размером вычетов из заработной платы.
В соответствии с новой редакцией ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ).
В ст. 51 УК РФ в новой редакции понятие "денежное содержание" правильно заменено на "денежное довольствие", которое состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных и иных надбавок и других дополнительных выплат .
Статьи 56, 58 УК РФ о наказании в виде лишении свободы также изложены в новой редакции.
По общему правилу лишение свободы за единичное преступление устанавливается ныне на срок не от 6 (как прежде), а от 2 месяцев до 20 лет. Положение ч. 3 ст. 56 УК РФ о том, что при замене исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы данное наказание может быть назначено на срок менее нижней его границы, утратило силу.
Внесенные изменения в действующее уголовное законодательство требуют серьезного осмысления, так как существенно изменяют практику применения уголовных наказаний.
Исходя из изложенного, мы сделали следующие выводы:
1. Наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
2. УК РФ установил следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
3. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.
4. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
5. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний.
2. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ
2.1. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы
Штраф занимает первое место в перечне наказаний, установленном ст. 44 УК РФ. Это означает, что это самый мягкий вид уголовного наказания из числа предусмотренных уголовным законом.
Штраф может применяться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания. Как основное наказание он может быть назначен:
- когда предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК;
- при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ);
- в порядке замены неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ);
- при отсрочке отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей (ст. 82 УК РФ).
Законодатель заменил принцип исчисления штрафа, о чем было сказано выше. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет (ч. 3 ст. 46 УК РФ). Таким образом, законодательством предусмотрены два способа исчисления штрафа: а) в виде фиксированной суммы; б) в виде размера зарплаты или иного дохода осужденного.
УК РФ ограничивает применение штрафа как дополнительного вида наказания только случаями, прямо предусмотренными соответствующими статьями Особенной части УК РФ (ч. 4 ст. 46).
По смыслу ныне действующего законодательства (ст. 46 УК РФ, ст. 31 УИК РФ) суд при назначении наказания в виде штрафа указывает в приговоре способ его исполнения: без рассрочки выплаты или с рассрочкой выплаты.
Исходя из положений ч. 3 ст. 46 УК РФ и ст. 31 УИК РФ, в целях обеспечения реального исполнения рассматриваемого наказания в приговоре следует указать срок, на который рассрочен штраф, размер первой части уплачиваемого штрафа, а также сумму, подлежащую уплате ежемесячно в порядке исполнения данного наказания. В новой редакции УИК РФ ныне указано, что наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.
При назначении наказания в виде штрафа без рассрочки ее применение в последующем возможно в порядке исполнения приговора, если выяснится, что немедленная уплата штрафа является для осужденного невозможной. В таком случае суд может по ходатайству осужденного (что вытекает из ч. 1 ст. 399 УПК РФ) применить указанную рассрочку.
В ч. 2 ст. 398 УПК РФ также говорится о возможности применения по аналогичным с рассрочкой основаниям отсрочки уплаты штрафа на срок до 3 лет. Однако в УК РФ, в УИК РФ, в законодательстве об исполнительном производстве и подзаконных нормативных актах по этому вопросу более никаких конкретизаций не имеется.
Замена штрафа иным видом наказания возможна только в случае злостного уклонения осужденного от его отбывания. При злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ч. 5 ст. 46 УК РФ), в том числе, следовательно, и лишением свободы, что ранее предусмотрено не было.
В связи с вышесказанным положения ст.ст. 397, 398 УПК РФ о вопросах, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, в том числе о возможности применения рассрочки штрафа на новый срок (вместо прежнего одного года - до 3 лет) также изложены по-новому, в соответствии с новой редакцией ст. 46 УК РФ.
Порядок исполнения штрафа, а также понятие злостного уклонения от уплаты штрафа определяются ст.ст. 31-32 УИК РФ в новых редакциях Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ. В соответствии со ст. 4 вышеназванного Закона назначенное наказание в виде штрафа в размере минимального размера оплаты труда, не исполненное до введения в действие данного Федерального закона, взыскивается в размерах, установленных приговором суда, вступившим в законную силу.
Штраф, назначенный осужденному в качестве основного наказания, от уплаты которого он злостно уклоняется, с момента вступления в силу указанного Федерального закона заменяется по правилам, установленным ч. 5 ст. 46 УК РФ в редакции данного Федерального закона.
Нормы о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не претерпели изменений. По действующему УК РФ оно может применяться в качестве, как основного, так и дополнительного вида наказания. Его юридическая природа состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Элемент кары выражается здесь в лишении осужденного по приговору суда тех привилегий и преимуществ, которыми он обладал, занимая ту или иную должность или осуществляя ту или иную деятельность. Данный вид наказания может проявляться в лишении права занимать определенные должности или в лишении права заниматься определенной деятельностью. Вид такой деятельности должен быть четко конкретизирован в приговоре суда .
Сфера применения первой разновидности данного наказания ограничена кругом лиц, занимающих должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления могут быть должностными лицами или не относиться к числу таковых, поскольку под должностью следует понимать как осуществление функций представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, так и выполнение обязанностей рядового работника.
Другая разновидность рассматриваемого наказания состоит в лишении права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний или подготовки, т.е. профессии (медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.). Иная деятельность - это любая другая (кроме профессиональной) относительно постоянная деятельность, связанная, например, с занятием охотой, рыбной ловлей, собиранием лекарственных растений, частным извозом и т.п .
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ). Как основное наказание оно может назначаться судом:
а) когда указано в качестве такового в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой квалифицировано содеянное виновным;
б) в случае применения его в качестве более мягкого наказания, чем то, которое предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ);
в) в случае вынесения вердикта присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ);
г) в случае замены неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК РФ).
Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться и тогда, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, но если при этом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью .
При назначении рассматриваемого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу (ч. 4 ст. 47 УК РФ).
При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента отбытия основного наказания.
При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). Содержание данного наказания также не претерпело изменений; оно применяется только как дополнительное при соблюдении определенных условий.
В соответствии с новой редакцией ст. 49 УК РФ отложенное наказание в виде обязательных работ заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Обязательные работы назначаются только в качестве основного наказания главным образом за преступления небольшой или средней тяжести. Его исправительное воздействие на осужденного должно быть связано с теми лишениями и ограничениями, которые он претерпевает в процессе его исполнения: увеличение продолжительности рабочего дня за счет сокращения времени отдыха; безвозмездность труда, его тяжелый, непрестижный характер; психологический дискомфорт, связанный с судимостью, и т.п .
Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день (ч. 2 ст. 49 УК РФ); для несовершеннолетних правонарушителей - от 40 до 160 часов (ст. 88 УК РФ).
Сфера применения данного вида наказания ограничена определенным кругом лиц. В соответствии с новой редакцией ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Исправительные работы как вид наказания представляют собой ограничение ряда трудовых и имущественных прав осужденного. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет (для несовершеннолетних - до 1 года на основании ст. 88 УК РФ) и исполняются уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 5 ст. 16 УИК РФ).
Из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.
Назначение исправительных работ как основного вида наказания возможно в следующих случаях:
а) когда они предусмотрены непосредственно санкцией статьи Особенной части УК РФ;
б) при назначении более мягкого вида наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ);
в) при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ);
г) при замене исправительными работами штрафа лицу, злостно уклоняющемуся от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ);
д) при замене неотбытой части наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы (ст. 80 УК РФ);
е) в случае изменения наказания в виде лишения свободы или условного осуждения в кассационной или надзорной инстанции;
ж) при принятии Государственной Думой постановления об амнистии, в котором возможно указание на смягчение наказаний (ст. 84 УК РФ);
з) при применении помилования с заменой наказания на основании указа Президента Российской Федерации (ст. 85 УК РФ).
По новому законодательству началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу, а время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается (ст. 42 УИК РФ).
Время содержания под стражей до рассмотрения данного дела в суде засчитывается в срок исправительных работ как один день за три на основании ст. 71 УК РФ.
Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК РФ).
Содержание уголовного закона позволяет констатировать, что исправительные работы неприменимы ко всем категориям военнослужащих, поскольку действующие военнослужащие не подпадают под категорию субъектов, "не имеющих основного места работы", как об этом гласит ч. 1 ст. 50 УК РФ. Кроме того, в ч. 1 ст. 51 УК РФ прямо установлено, что осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, исправительные работы заменяются ограничением по военной службе.
Ограничение по военной службе является самостоятельным, но специальным видом наказания, известным как по отечественной истории, так и по зарубежному законодательству. Его не следует считать лишь модификацией исправительных работ применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Ограничение по военной службе назначается как в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, так и в ситуациях, когда это наказание назначается вместо исправительных работ (ч. 1 ст. 51 УК РФ). Разница состоит в том, что в первом случае ограничение по службе может быть определено на срок от трех месяцев до двух лет, тогда как во втором - на срок от двух месяцев до двух лет.
Ограничение по военной службе не может быть назначено военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву. Особенностью данного наказания является продолжение осужденным военной службы, сопряженное с уголовно-исполнительным на него воздействием по прежнему месту службы, отягощенное удержанием в доход государства из его денежного довольствия сумм в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Удержания неправомерны из выплат, не входящих в денежное довольствие военнослужащих, например из гонораров, получаемых за научную или творческую деятельность и т.п .
Содержание рассматриваемого наказания не позволяет прийти к выводу, что ограничение по военной службе может трактоваться расширительно; его применение в иных случаях законом не предусмотрено. Например, в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, определенном ст. 64 УК РФ.
2.2. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы
Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) является наказанием отложенным; его планируется применять только в качестве основной меры и лишь в тех случаях, когда оно специально указано в санкциях статей Особенной части УК РФ. Сущность данного наказания заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ч. 1 ст. 53 УК РФ).
Сфера применения данного наказания, связанного с исправительным воздействием, уже сейчас законодательно ограничена определенным кругом лиц. Оно (как и общественные работы) не применяется к инвалидам I и II групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте не до 8 (как прежде), а до 14 лет; женщинам, достигшим 55-летнего возраста; мужчинам, достигшим 60 лет, а также к военнослужащим, проходящим службу по призыву (ч. 5 ст. 53 УК РФ).
Из содержания закона вытекает, что в случае введения ограничения свободы в действие, его применение будет возможно к военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, что несовместимо с дальнейшим прохождением военной службы. При этом такое лицо должно будет подлежать увольнению с военной службы вне зависимости от лишения его по приговору суда воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока (подп. "д" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Такое увольнение возможно в военно-административном порядке командованием воинской части на основании подп. "в" п. 2 ст. 51 указанного Федерального закона - в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Отложенными нормами УК РФ об аресте предполагается, что это краткосрочное уголовное наказание должно будет заключаться в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев (ч. 1 ст. 54 УК РФ).
В случае замены обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. Для несовершеннолетних, достигших к моменту вынесения судом приговора 16 лет, применение ареста возможно на срок от одного до четырех месяцев (ч. 5 ст. 88 УК РФ).
Специальное указание об отложенном характере наказания в виде ареста не позволяет назначать его и осужденным военнослужащим. Поэтому высказываемые предложения о его применении военными судами, хотя бы и из стремлений обеспечить выполнение требований ст. 60 УК РФ об общих началах назначения наказания, не могут быть признаны основанными на законе .
Содержание в дисциплинарной воинской части как вид наказания изменений не претерпело; оно назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 1 ст. 55 УК РФ).
Данное наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет на содержание осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
Специфика данного наказания состоит в следующем:
- оно может применяться только к указанной категории военнослужащих в качестве основного наказания;
- рассматриваемая мера может назначаться как за воинские, так и за общеуголовные преступления на срок не свыше двух лет (в последнем случае, при соблюдении судом определенных требований, это наказание может применяться путем замены лишения свободы направлением осужденного в дисциплинарную воинскую часть) .
Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или ротах в соответствии с нормативными актами уголовно-исполнительного и военно-административного характера. По общему правилу время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Имеются и другие правоограничения статуса осужденного военнослужащего. В соответствии со ст. 73 УК РФ рассматриваемое наказание может быть назначено и условно.
По действующему законодательству лишение свободы применяется только в качестве основного наказания и подразделяется на два самостоятельных вида: а) лишение свободы на определенный срок и б) пожизненное лишение свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого, особого режима либо в тюрьму.
Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, помещаются в воспитательные колонии уголовно-исполнительной системы Минюста России (без дальнейшей дифференциации режима)*(23).
В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы по-прежнему не может превышать 25 лет, а по совокупности приговоров - более 30 лет (ч. 4 ст. 56 УК РФ).
Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше 5 лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме. При этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме (ч. 2 ст. 58 УК РФ).
Последняя законодательная новация основана на соответствующем решении Конституционного Суда Российской Федерации 2003 г. по данному вопросу, прежде не находившему своего четкого законодательного регулирования .
Избрание судом для осужденных к лишению свободы конкретного вида исправительных учреждений должно осуществляться исходя, прежде всего, из характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений и личности виновных.
Названные учреждения отличаются друг от друга режимом содержания в них осужденных и иными средствами применяемого к ним воздействия, указанными в ст. 9 УИК РФ.
2.3. Смертная казнь
Смертная казнь - самая суровая мера наказания, заключающаяся в лишении человека жизни. Она применяется только по приговору суда от имени государства и назначается за очень узкий круг особо тяжких умышленных преступлений. Уголовный кодекс РФ относит к таким преступлениям убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), геноцид (ст. 357 УК РФ).
Смертная казнь предусмотрена в части 2 ст. 20 Конституции РФ. Допуская возможность лишения жизни человека только в связи с исполнением наказания в виде смертной казни, Конституция устанавливает, что эта мера, во-первых, является исключительной, а во-вторых, применяется временно - "впредь до ее отмены". Значит, российское общество и государство в перспективе намерены отказаться от данного вида наказания.
С 1996 г. приговоры о смертной казни в исполнение не приводятся, а в связи с постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г . - и не выносятся. Право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей должно быть обеспечено на равных основаниях и в равной степени всем обвиняемым независимо от места совершения преступления. Для этого суды присяжных должны действовать во всех субъектах Федерации, поскольку в ином составе суд на территории России не может вынести смертный приговор, иначе граждане лишены особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права каждого на жизнь. Именно к такому выводу пришел Конституционный Суд РФ (см. п. 1, 2 постановления от 2 февраля 1999 г. № 3-П).
В декабре 2002 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", которые касались сроков введения судов присяжных во всех субъектах Федерации. С 1 июля 2002 г. - в 9 субъектах, с 1 января 2003 г. - в 60, с 1 июля 2003 г. - в 14 субъектах (в том числе в городе федерального значения Москве), с 1 января 2004 г. - в 5 субъектах (в том числе в городе федерального значения Санкт-Петербурге) и, наконец, с 1 января 2007 г. - в 1 субъекте (Чеченской Республике). Однако даже, несмотря на то что оговорены сроки, до 2007 г. обвиняемый не может быть приговорен к смертной казни, поскольку в соответствии с упомянутым постановлением эта исключительная мера наказания вообще не может назначаться на территории России, пока не будут созданы суды присяжных в каждом регионе.
Подтверждением Россией своих намерений, высказанных при приеме в Совет Европы, стал Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" . В нем Правительству было поручено в месячный срок подготовить для внесения в Госдуму проект федерального закона о присоединении России к Протоколу № 6. Далее, 27 февраля 1997 г. Президент РФ издал распоряжение № 53-рп "О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.", в соответствии с которым Министерство юстиции совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными органами государственной власти должно было разработать комплекс мер по поэтапному решению проблем, связанных с ратификацией этого Протокола.
Очередное заседание сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в конце января 1997 г. было крайне неблагоприятным для России. В резолюции № 1111 подчеркивалось: "Если какие-либо еще смертные приговоры будут приведены в исполнение после принятия настоящей Резолюции, Ассамблея может рассмотреть вопрос о не утверждении полномочий российской парламентской делегации на своей следующей сессии". В апреле того же года Экономический и социальный совет ООН в резолюции 1997/12 впервые призвал все государства, не отменившие смертную казнь, значительно ограничить количество составов преступлений, за которые может быть вынесено данное наказание, и отложить исполнение смертной казни. А в 1998 г. Совет в резолюции 1998/8 призвал вообще установить мораторий на исполнение смертной казни, т.е. полное ее неисполнение .
В России проект закона "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни", направленного на признание государством человеческой жизни высшей и абсолютной ценностью, был предложен еще в 1997 г. депутатами Государственной Думы РФ (А. Александровым, В. Борщевым, А. Дзасоховым, В. Зоркальцевым, Ю. Полдниковым и Ю. Рыбаковым). Им предусматривалось, что наказание в виде смертной казни в Российской Федерации не подлежит исполнению в течение трех лет со дня вступления в силу данного федерального закона. Лица, осужденные к смертной казни, в помиловании которых было отказано Президентом РФ и содержащиеся в исправительных колониях особого режима, по истечении времени действия моратория имеют право вновь обратиться с ходатайством о помиловании .
Но авторам законопроекта предложили подготовить на его основе соответствующие поправки в Уголовный кодекс, от чего они сочли целесообразным отказаться, ибо полагали, что отмену такой исключительной меры федеральным законом следует рассматривать как следующий шаг на пути совершенствования российской правовой системы. В итоге этот закон так и не был принят, хотя с 1999 г. начал действовать мораторий на исполнение смертной казни.
До тех пор пока смертные приговоры не назначаются и не исполняются в соответствии с введенным мораторием, Россия фактически не вступает в противоречие с Протоколом № 6. Согласно ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. - если государство подписало договор, подлежащий ратификации, но его не ратифицировало и вместе с тем не заявило о том, что принято решение не ратифицировать подписанный договор, оно должно вести себя так, чтобы это не противоречило данному договору. Следовательно, мораторий на исполнение смертных приговоров соответствует Протоколу № 6 . Но это не снимает необходимости реализации принципиального обязательства о полной отмене этой меры наказания.
Резюмируя материал второй главы курсового исследования, мы сделали следующие выводы:
1. К наказаниям, не связанным с лишением свободы, относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе.
2. К наказаниям, связанным с ограничением или лишением свободы относятся: ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы.
3. Смертная казнь как вид уголовного наказания состоит в лишении осужденного по приговору суда самого ценного человеческого блага - жизни, поэтому она обоснованно считается самой строгой, высшей и исключительной мерой уголовно-правового воздействия. С 1996 г. в России приговоры о смертной казни в исполнение не приводятся, а в связи с постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. - и не выносятся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная уголовная политика Российской Федерации направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Проявляется это, прежде всего, в увеличении предусмотренных УК РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании регламентации их исполнения.
Уголовное наказание – это форма уголовно-правового воздействия, в которой наиболее остро проявляется реакция государства на совершение преступления.
В УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
В качестве основных видов наказаний применяются такие, как обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
Применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний.
В применение наказаний, не связанных с ограничением или лишением свободы, а также наказаний, связанных с ограничением и лишением свободы, внесены изменения, которые были отражены в курсовой работе.
Изменения коснулись и применения смертной казни, которая в связи с постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. не исполняется, а приговоры - не выносятся.
ЗАДАЧА 1
Шведов был признан виновным в том, что, являясь членом государствен¬ной экзаменационной комиссии, кандидатом педагогических наук и работая доцентом кафедры педагогики и психологии вуза, при приеме государствен¬ных и текущих экзаменов у студентов заочного отделения неоднократно по¬лучал взятки за проставленные оценки без сдачи экзаменов либо за завыше¬ние оценок.
За неоднократное получение взяток Шведов был осужден к 10-ти годам лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, а затем в колонии особого режима. Этим же приговором суд лишил его ученого звания - кан-дидат педагогических наук.
Согласны ли Вы с приговором суда? Обоснуйте ответ.
С данным решением суда не согласен. Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 290 УК РФ (получение взятки), совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Шведов не является лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно не является главой органа местного самоуправления, поэтому к нему не может быть применена данная санкция.
Ч 2 статьи 290 предусматривает за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) -
Наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Так как Шведов, работая доцентом кафедры института, является должностным лицом, ему должно быть инкриминировано преступление, указанное в ч. 2 ст. 290 и назначено указанное наказание. В качестве дополнительного наказания суд мог назначить ему – лишение ученого звания.
Так как данное преступление не подпадает в категорию особо тяжки преступление, то согласно ст. 58 УК РФ, наказание он должен отбывать в исправительной колонии общего режима, которое может быть назначено по усмотрению суда с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного и с указанием мотивов принятого решения лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы; и назначается мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы.
ЗАДАЧА 2
За незаконную охоту Рязанов был осужден 20 января 1997 г. к 3-м месяцам исправительных работ с удержанием 10 % дохода с лишением права заниматься охотой на срок 6 месяцев. 2 апреля 1997 г. в связи с неоднократными нарушениями Рязановым трудовой дисциплины не отбытые 30 дней наказания в соответствии со ст. 71 У К РФ были заменены 10-дневным лишением свободы.
Поскольку ст. 71 УК РФ предусматривает:
1. При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров одному дню лишения свободы соответствуют:
а) один день ареста или содержания в дисциплинарной воинской части;
б) два дня ограничения свободы;
в) три дня исправительных работ или ограничения по военной службе;
г) восемь часов обязательных работ.
2. Штраф либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград при сложении их с ограничением свободы, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы исполняются самостоятельно.
Из этого следует, что срок лишения свободы за не отбытые 30 дней наказания был определен правильно. Это также не противоречит ст. 50 УК РФ.
|