Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 20:43
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

СХП
Курсовая | 02.10.2014, 10:17

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление
Введение    6
1. Концепция развития информационно - консультационной службы АПК России    9
1.1 Условия, необходимые для успешного функционирования службы    9
1.2 Информационно-консультационная служба в России    11
1.3 Перспективы развития сельскохозяйственного консультирования    13
1. 4 Проблемы, касающиеся информации о рынках и информационно-консультационных служб    19
2. Проектная часть.    23
Общая характеристика Красноармейского района Челябинской области    23
3. Практическая часть    27
3.1. Разработка информационно – консультационного центра Красноармейского района    27
3.2 Оценка финансово – экономического состояния сельскохозяйственного предприятия на примере СПХ «Красноармейский» Красноармейского района Челябинской области    41
Заключение    52
Список использованной литературы    54

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В ближайшие годы предстоит значительное усиление работы по наращиванию темпов роста производства в аграрном секторе экономики, созданию гибкой и восприимчивой  к научно-техническому прогрессу системы хозяйствования. Это возможно лишь при формировании рыночной и социально ориентированной инфраструктуры, включающей разнообразные механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей.
По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное  использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы.
Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы, основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения.
Предмет исследования – информационно – консультационная служба АПК.
Объект исследования - ОАО СХП «Красноармейское» Челябинской области.
Цель работы – разработка информационно – консультационной службы для АПК Красноармейского района Челябинской области.
Для поставленной цели решим ряд задач:
1) определим условия функционирования службы;
2) проанализируем информационную службу в России
2) охарактеризуем состояние Красноармейского района Челябинской области;
3) разработаем проект информационно – консультационной службы Красноармейского района для АПК, проанализируем финансов- экономическое состояние одного из ведущих предприятий района – СХП «Красноармейское».

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Концепция развития информационно - консультационной службы АПК России
1.1 Условия, необходимые для успешного функционирования службы
Функционирование информационно-консультационной службы должно осуществляться в соответствии с определенными принципами, строгое соблюдение которых позволит  ей  обеспечить эффективную деятельность. К основным принципам  функционирования службы  относятся: 
- развитие службы как единой государственной системы и обеспечение ее финансовой поддержкой со стороны государства;
- организация совместного финансирования службы за счет средств федерального и местного бюджетов;
- использование внебюджетных источников финансирования;
- защищенность службы от любого политического влияния и выполнения несвойственных ей функций;                                                                
- осуществление деятельности в интересах сельхозтоваропроизводителей в той мере, в какой она не противоречит общественным интересам и существующему законодательству;
- ориентирование не только на текущие проблемы сельхозтоваропроизводителей, но и прогнозирование перспектив развития производства;
- обеспечение эффективного взаимодействия всех организаций и предприятий региона, влияющих на развитие аграрного сектора; 
- установление  отношений специалистов ИКС с сельхозтоваро - производителями исключительно на основе доверия и партнерства;
- оказание услуг с учетом природно-климатических условий, а также национальных особенностей и традиций сельхозтоваропроизводителей; 
- вовлечение сельхозтоваропроизводителей в планирование, реализацию и оценку деятельности информационно-консультационной службы;
- предоставление сельхозтоваро - производителям только объективной и достоверной информации; 
- постепенное введение платных услуг в целях частичной окупаемости затрат;
- открытость службы и ее взаимодействие со всей инфраструктурой агропромышленного комплекса;
- создание единого законодательного и нормативно-методического, инновационного и информационного пространства для всей системы;
- постоянное обновление информационных ресурсов и расширение услуг;
- своевременное и оперативное предоставление информационно-консультационных услуг;
- организация подготовки кадров для службы и создание условий для их работы;
- обеспечение конфиденциальности  информации о клиентах службы; 
- высокий профессионализм работников службы, повышение их заинтересованности в оперативности и качестве предоставляемых  информации и услуг;
- привлечение к консультационной деятельности работников научных, образовательных и других организаций [9, с. 56]. 
Необходимость реализации указанных принципов не является прерогативой только самой службы. Для их эффективного применения необходимо подключение исполнительных и законодательных органов и в первую очередь органов управления АПК всех уровней. Только при их активном участии может быть решена задача по формированию службы отвечающей предъявляемым к ней  требованиям. 

1.2 Информационно-консультационная служба в России

Возрождение современной отечественной информационно-консультационной службы относится к началу 90-х годов прошлого столетия, когда были предприняты первые попытки реформирования агропромышленного комплекса. В 1993 г. по заданию Минсельхозпрода России Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга в АПК разработал «Пилотный проект создания российской консультационной службы для сельских товаропроизводителей всех форм собственности.»  Заметным этапом в развитии отечественной информационно-консультационной службы стал «Проект по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС)», осуществленный за счёт кредита Мирового банка реконструкции и развития. Созданные в рамках проекта в 26 регионах страны информационно-консультационные службы способствовали ускорению научно-технического прогресса в отрасли, проведению аграрной и земельной реформы, адаптации сельхозтоваропроизводителей к новым условиям хозяйствования [1, с. 42].                                                                             
Определенную роль в становлении региональных информационно-консультационных служб сыграли проекты, реализованные при поддержке  международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие России. В частности, такие проекты были выполнены в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской, Ярославской и других областях.
Различный подход региональных органов управления АПК к задачам службы обусловил многообразие её организационно-правовых форм. Так, службы функционируют: в качестве структурных подразделений органов управления АПК; в форме государственных  предприятий и учреждений; некоммерческих организаций; в составе образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования; вузов и НИИ. 

К настоящему времени информационно-консультационные службы созданы в 65 регионах и 265 районах. В них работает более 1800 специалистов, оказывающих активную помощь сельхозтоваро - производителям в освоении инновационных разработок. Службы всех уровней осуществили в 2002 г. свыше 214 тыс. консультаций по различным вопросам сельскохозяйственного производства. При этом количество запросов в службу ежегодно возрастает [9, с. 64].
К оказанию консультаций помимо непосредственно специалистов ИКС, активно привлекаются также работники органов управления АПК, ученые и специалисты местных научных организаций и образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Учитывая особенности переходного периода экономики АПК особое внимание информационно-консультационные службы уделяют восстановлению экономики неплатежеспособных хозяйств, реформированию сельскохозяйственных предприятий, маркетингу, бизнес-планированию, то есть вопросам, тесно связанными с процессами рыночных преобразований.
Основными пользователями консультационных услуг являются крупные хозяйства (56 процентов от общего количества, оказанных услуг). Каждый четвертый, клиент  службы является представителем крестьянского (фермерского) хозяйства. Среди обратившихся в службу  5 процентов представителей малых предприятий и 10 процентов владельцев  личных подсобных хозяйств. Указанные показатели свидетельствуют о востребованности службы сельхозтоваро - производителями, независимо от их организационно-правовой формы.
В тех регионах, где службы успешно развиваются, они стали надежным каналом продвижения инновационных разработок в производство и оказывают существенное влияние на ускорение научно-технического прогресса в отрасли. К ним проявляется все больший интерес со стороны сельхозтоваропроизводителей, органов управления и других структур АПК.

Наряду с этим в деятельности региональных и районных ИКС имеются недостатки, сдерживающие эффективность работы службы и не позволяющие ей в полном объеме реализоваться в качестве важнейшей компоненты рыночной  экономики. Информационно - консультационные  службы  всех уровней недостаточно целенаправленно осуществляют поиск, апробацию и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта. Большинство региональных служб не ведут мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для науки на решение проблем,  необходимых рыночному производству. Крайне медленно формируется сеть районного уровня.
Недостаточно осуществляется работа по подготовке и повышению квалификации кадров,   формированию и постоянному пополнению информационных баз данных, не используются в полной мере возможности современных телекоммуникационных систем. Отсутствие должного бюджетного финансирования не позволяет обеспечить  необходимую  материально-техническую базу служб и комплектование их высококвалифицированными кадрами.
1.3 Перспективы развития сельскохозяйственного консультирования

В 2009 году в агропромышленном комплексе продолжалось формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования. Наиболее перспективными формами консультационных организаций являются самостоятельные юридические лица. Вся их деятельность направлена на организацию сельскохозяйственного консультировании, приближенного к сельскому товаропроизводителю. Такие организации создают эффективную районную сеть консультационных центров, осуществляют их организационно-методическое и информационное обеспечение. В качестве юридических лиц на сегодняшний момент наиболее приемлемой формой является государственное или автономное учреждение, особенно на начальном этапе создания региональных систем сельскохозяйственного консультировании. Это связано с необходимостью государственной поддержки на этапе становления консультационных организаций, процедура которой для учреждений несколько упрощается. Консультационные организации, созданные в форме автономных некоммерческих организаций и партнерств также могут получать целевые субсидии на конкурсной основе [7, С. 34].
Особое значение имеют районные информационно-консультационные центры, так как в них сосредоточена основная работа по практическому консультированию, консультанты наиболее приближены к сельским товаропроизводителям, лучше знают их проблемы. За 2009 год в восьмидесяти сельских районах дополнительно к 385 работающим районным центрам сельскохозяйственного консультирования, организованы новые. Всего на начало 2010 года функционируют 465 районных (межрайонных) центров, из которых 32,5 % (151 центр) организованы в форме муниципальных учреждений (предприятий), 31,2 % (145 центров) являются структурными подразделениями региональных формирований, 23,2 % (108 центров) работают в виде различных некоммерческих и коммерческих структур. В 57 районных управлениях сельского хозяйства на правах отделов обозначены консультационные подразделения (Республика Башкортостан, Орловская, Рязанская, Омская области) [4, С. 48].
Наиболее перспективными формами районных ИКЦ являются структурные подразделения региональных формирований системы, так как они наиболее управляемы, быстрее обмениваются опытом, проводятся местные мероприятия. По такому пути успешно развивается информационно-консультационное обеспечение в республиках Бурятия и Калмыкия, Нижегородской, Самарской, Ярославской и других областях.
Формированиями системы сельскохозяйственного консультирования в 2009 году оказано более 346 тыс. консультационных услуг сельскохозяйственных товаропроизводителям и сельскому населению. Наиболее востребованными в 2008 году были консультационные услуги в области экономики (17 %), кредитования (15 %), бухгалтерского учета (14 %) см. таблицу 1.
Таблица 1 – Тематика консультационных услуг, оказанных формированиями системы сельскохозяйственного консультирования в 2008 году [4, С. 48]. 
Тематическое направление услуги    Удельный вес, %
Растениеводство    13
Животноводство    10
Механизация    3
Первичная обработка    1
Экономика    17
Кредитование    15
Маркетинг    5
Бухгалтерский учет    14
Правовые вопросы    7
Экология    2
Строительство    1
Программное обеспечение    3
Социальное развитие села    1
Альтернативная занятость сельского населения    1
Другие вопросы    7
Всего    100

Содержание консультаций экономического характера – экспертиза финансово-экономического состояния сельхозпредприятия, разработка бизнес-планов, инвестиционное проектирование, разработка мероприятий по оздоровлению предприятий. По бухгалтерским вопросам оказываются консультации по работе с программой 1С, налогообложению, разъясняются суть и тонкости перехода на единый сельхозналог.
Значительное количество консультаций оказано по технологиям производства в растениеводстве (13 %) и животноводстве (10 %). В животноводстве основная тематика – это племенная работа, технология производства высококачественной продукции, сбалансированное кормление, особенности содержания, кормления и выращивания скота, профилактика заболеваний, механизация животноводства и т.д. В растениеводстве основное внимание было уделено научно-обоснованным и подтвержденным на практике технологиям выращивания сельскохозяйственных культур, новым агротехнологиям обработки почвы, возделывания зерновых и овощных культур, инновациям в семеноводстве, агрохимии и др. [4, С. 49]
Кроме этих направлений консультации оказывались по юридическим вопросам (7 %), по занятости населения, экологии, программному обеспечению и другим проблемам производства и жизнеобеспечения.
Как показал анализ результатов ИК деятельности формирований системы, за последние годы значительно расширилась сфера консультационного обслуживания, в 2,4 раза увеличилось (по сравнению с 2006г.) количество консультационных услуг различных направлений, причем темпы роста количества услуг стали опережать рост численности консультантов, что является положительной тенденцией (Рисунок 1).
 
Рисунок 1 – Численность консультантов системы сельскохозяйственного консультирования и количество оказанных ими консультационных услуг в 2006 – 2009 гг.
Основной контингент пользователей услуг составили малые формы хозяйствования: КФХ (34 %), владельцы ЛПХ, садоводы (20 %). Среди запросов со стороны фермеров преобладают бухгалтерский учет (25 %), а также растениеводство (15 %) и кредитование (12 %). Значительный объем услуг, оказанных владельцам ЛПХ, связан с предоставлением кредитов и оформлением субсидий в соответствии с законодательством РФ (35 %). Третья часть консультационных услуг представлена крупным и средним сельхозпредприятиям. Тематика запроса разнообразная, экономика (29 %), животноводство (13 %), растениеводство (12 %), бух. учет (10 %), кредитование (8 %), маркетинг (7 %) и др. направления. Специалистам органов управления АПК оказано 9 % консультационных услуг [4, С. 50].
Анализ динамики распределения консультационных услуг между пользователями показывает, что если три года назад основными пользователями услуг были крупные и средние хозяйства всех форм собственности, то в 2007 – 2009 гг. произошло увеличение числа КФХ и ЛПХ (Рисунок 2).

 
Рисунок 2 – Динамика количества консультационных услуг, оказанных различным категориям пользователей, тыс. ед.
 
Это связано с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.», которые уделили большое внимание развитию малого бизнеса, в результате чего повысился интерес к консультационным услугам. Это направление является перспективным и продолжает поддерживаться в рамках Государственной программы и Концепции устойчивого развития сельских территорий.
В последнее время стремительно возрастает роль информационных технологий в консультировании. Они позволяют повысить объективность, точность и полноту информации, скорость принятия решений и выработки рекомендаций. С помощью информационных технологий обрабатываются большие массивы данных. Важная роль отводится представительству системы в сети Интернет, формированию и ведению Web-сайтов всеми субъектами информационно-консультационной деятельности.
Одной из задач программы (направления) «Развитие консультационной помощи сельхозтоваро - производителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» является интеграция консультационных организаций с системой государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в рамках единого информационного пространства, которое позволит информационно объединить отраслевые центры информации федерального, регионального и районного уровней в единую информационно-технологическую систему. Для удовлетворения потребностей сельских товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах решающее значение имеет наличие высококвалифицированных специалистов. Индикаторами Государственной программы предусмотрено увеличение штата консультантов к 2012 году до 4900 человек [4, С. 50].

 
1. 4 Проблемы, касающиеся информации о рынках и информационно-консультационных служб
Имеется несколько проблем, касающихся сбора, систематизации, компоновки и распространения информации о рынках пищевых продуктов, которые должны приниматься во внимание пользователями информации.
1) Спецификация цен. Сообщение о том, что крупный рогатый скот продается по какой-то определенной цене не очень полезно, пока нет более конкретной, специфической информации, например: где, когда, какого сорта, какой массы, при каких условиях? Указание о цене имеет смысл только при одновременных точных сведениях о конкретном времени, форме и местоположении рынка.
Широкий диапазон качественных показателей и форм использования сельскохозяйственной продукции усугубляет проблему информации о рынках. Полезность котировки цен зависит от однородности, унификации принятых и применяемых сортов, категорий, стандартов. Программы рыночной информации, чтобы отвечать потребностям покупателей и продавцов, отражать меняющуюся торговую практику, должны непрерывно пересматриваться [8, с. 84].
2) Оглашаемые цены зачастую не отражают истинных цен, по которым продаются товары. Системы надбавок и скидок варьируют в разных местах и у разных торговцев. Некоторые фермерские цены включают в себя затраты на перевозку, упаковку и другие виды маркетинговых операций. Из-за различий в практике работы продовольственного комплекса точное сопоставление цен крайне затруднено.
Исследования, в которых показываются существенно более высокие цены на одном рынке по сравнению с другими, иногда игнорируют различия в степени ответственности покупателей и продавцов. Нередко, если учтены все издержки на маркетинг и другие затраты, цены нетто на конкурирующих рынках оказываются более сходными между собой, чем кажется с первого взгляда.
3) Затраты на информацию. Издержки на сбор и распространение информации о рынках среди пользователей обусловливают необходимость ее отбора. Ценность полной и точной информации следует сопоставлять с расходами на нее.
Не может быть одинакового количества информации на всех уровнях (ступенях) продовольственного комплекса. В целом гораздо больше известно о предложении, спросе и маркетинге на уровне фермерских хозяйств, чем в сфере розничной торговли продовольствием. Более полная информация имеется по продуктам, которые реализуются преимущественно через организованные центральные рынки, чем по товарам, проходящим по децентрализованным каналам.
4) Изменение организации рынков. Задачи информационного обслуживания продовольственных рынков усложняются также с изменением тенденций развития фермерского производства и маркетинга. Вследствие децентрализованного и прямого сбыта продукция обходит стороной центральные рынки-терминалы, где рыночные репортеры могли прощупывать пульс торговли. Им приходится добывать информацию на многочисленных и географически рассредоточенных рынках, соответственно возросли и расходы на получение точной и полной информации [9, с. 73].
Еще одна проблема связана с интеграцией рынков продукции фермерских хозяйств и пищевой промышленности на основе контрактов. Фермеры, заключающие контракты, заранее оговаривающие цены и другие условия поставки продукции, нуждаются в рыночной информации, отличной от той, которая нужна фермерам, сбывающим ее на рынках за наличный расчет в период заготовки. Кроме того, вертикальная интеграция рынков маскирует процесс маркетинга и сокращает объем торговли за наличные цены. Товары изменяют свою принадлежность на основе заблаговременных соглашений без установления цен на свободных, открытых, организованных рынках. Это затрудняет оценку условий на рынке, поскольку намного меньше товара проходит по каналам, где он может быть прослежен общественной системой рыночной информации.
Последние десятилетия широкое распространение получило оказание консультационных услуг коммерческими фирмами, занимающимися производством распространением материально-технических ресурсов для сельского хозяйства, разработкой и внедрением новых сортов и технологий и т.п. Для этого в структуре таких фирм создаются специальные подразделения, в обязанности которых вменяется подбор потенциальных клиентов, проведение консультаций по вопросам правильного использования поставляемых фирмой ресурсов или применения предлагаемых технологий.
Данная модель не лишена и существенных недостатков:
- сотрудники ИКС в соответствии со своим служебными обязанностями должны обеспечивать реализацию интересов фирмы, которые могут, но не обязательно должны, совпадать с интересами товаропроизводителей;
- консультации товаропроизводителям даются агентами службы только в той области, в которой работает фирма. При этом трудно ожидать от консультантов объективных оценок продукции и технологий конкурирующих фирм.
ИКС в рамках министерства и департаментов сельского хозяйства имеет также серьезные недостатки. Вмешательство службы в политику может вступать в противоречие с одним из основных принципов ИКС, согласно которому консультационную службу нельзя использовать в политических целях, поскольку это неизбежно приведет к подрыву ее авторитета у товаропроизводителей и, следовательно, к потере клиентов и срыву реализации программ ИКС. В то же время консультационная служба является одним из главных инструментов аграрной политики. Общенациональные (а часто и региональные) политические цели не всегда совпадают с целями сельских товаропроизводителей. Однако руководство министерств и департаментов сельского хозяйства не всегда осознает, что ИКС может использоваться в качестве инструмента проведения политики только в том случае, когда эти цели совпадают. Перед сотрудниками службы часто ставят цели, которые противоречат интересам товаропроизводителей. Естественно, это затрудняет завоевание и поддержание доверия к сотрудникам службы со стороны клиентов [6, с. 85].
Информационные материалы имеют недостатки и часто подвергаются критике. Однако они содействуют росту эффективности рынка и сбалансированности информации между фермерами и покупателями продукции фермерского производства. Программы информации о рынках должны постоянно приспосабливаться к тенденциям и потребностям пользователей.

 

 

 

 

 

 

 


2. Проектная часть. 
Общая характеристика Красноармейского района Челябинской области
Красноармейский район — муниципальное образование в Челябинской области Российской Федерации. Административный центр — село Миасское.
Один из самых больших по числу сельских жителей районов, расположен вдоль границы с Курганской областью. На западе примыкает к Челябинску. На территории района находится памятник природы - озеро Cyгояк, место массового отдыха. Центр - село Миасское. Расстояние до областного центра - 37 км. Ближайшая железнодорожная станция - Чернявская (12 км.).
Центр - село Миасское, основанное в 1736 году как сторожевая крепость на дороге к новостроящемуся Оренбургу. На территории ряд старинных поселений (Бродокалмак и Русская Теча).
В состав района входят 15 муниципальных образований, объединяющих 79 населённых пунктов.
Таблица 1 – Муниципальные образования Красноармейского района
№ п/п    Муниципальное образование    Центр    Кол-во СНП    Население (2009), чел
1    Алабугское сельское поселение    с. Алабуга    6    1 865
2    Баландинское сельское поселение    п. Баландино    4    1 163
3    Берёзовское сельское поселение    п. Октябрьский    10    3 088
4    Бродокалмакское сельское поселение    с. Бродокалмак    5    4 460
5    Дубровское сельское поселение    п. Дубровка    3    1 502
6    Канашевское сельское поселение    с. Канашево    7    4 831
7    Козырёвское сельское поселение    п. Мирный    4    2 586
8    Лазурненское сельское поселение    п. Лазурный    9    3 156
9    Луговское сельское поселение    п. Луговой    5    1 205
10    Миасское сельское поселение    с. Миасское    4    10 344
11    Озёрное сельское поселение    п. Петровский    5    2 181
12    Русско-Теченское сельское поселение    с. Русская Теча    4    1 799
13    Сугоякское сельское поселение    с. Сугояк    4    1 874
14    Теренкульское сельское поселение    д. Теренкуль    2    756
15    Шумовское сельское поселение    с. Шумово    7    2 743
     Итого         79    43553
Красноармейский район - сельскохозяйственный. Доля сельскохозяйственного производства составляет 70 процентов. Основные направления - производство молока, овощей, картофеля. Наибольший объем продукции производят ОАО СХП «Красноармейское», ОАО ПКЗ «Дубровский». Район производит около 26 процентов картофеля и 20 процентов овощей от всего объема по области. 
На территории действуют Баландинское месторождение мрамора, битумный завод - филиал ОГУП «Челябинскавтодор», три предприятия жилищно-коммунального хозяйства, ЗАО ДРСУ. Торговля представлена предприятиями различной формы собственности. Объем товарооборота предприятий потребкооперации составляет более 25 процентов. Политика поддержки малого предпринимательства носит целенаправленный, динамичный характер, что способствует созданию новых рабочих мест, формированию налоговой базы муниципального образования, а также решению иных социально-экономических вопросов. Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями составляет более 20 процентов.
На территории муниципального образования находятся институт агроэкологии (филиал ФГОУ ВПО ЧГАУ), 71 общеобразовательное учреждение, сеть учреждений здравоохранения. 
Красноармейский район - один из лучших по уровню развития физической культуры и спорта в Челябинской области. Особенно сильны спортсмены в летних видах спорта. На протяжении последних трех десятилетий Красноармейский район двадцать один раз становился победителем в областной летней олимпиаде «Золотой колос» в общекомандном зачете. Здесь немало сильных спортсменов.
Каждый житель красноармейского района занимается малым бизнесом сельского хозяйства. 
В силу развития Красноармейского района, занимающийся в целом сельским хозяйством и недостаточность консультационных услуг, отсутствие информационно – консультационной службы для развития АПК Красноармейского района в отдельности предлагается разработка проекта для данного центра.
В начале разработки проекта по созданию информационно – консультационной службы выделим количество вопросов от представителей сельского хозяйства Красноармейского района, это и предприятия, колхозы и население как важный фактор воспроизводства хозяйства.  
С учетом имеющихся 2 крупных предприятий района ОАО СХП «Красноармейское», ОАО ПКЗ «Дубровский» и другие малые предприятия АПК в среднем количестве 20 предприятий, домашние подсобные хозяйства в 30% от численности населения при 43553 человека количество подсобного хозяйства составляет 13066 ед.
Степень напряженности работы службы информационно – консультационной зависит от количества поступающих вопросов:
- от крупных предприятий поступают 15 вопросы в год от одного крупного сельскохозяйственного предприятия т.е. в количестве 30 вопросов;
- от мелких предприятий сельского хозяйства составляют в год 7 вопросов в год от всех мелких предприятий составили в количестве 140 вопросов;
- вопросы от домашнего подсобного хозяйства поступаю еще реже в количестве 2 вопросов в год от половины количества подсобных хозяйств, т.е. общее количество поступающих вопросов в количестве 13066 вопросов.
В итоге получаем в год количество поступающих вопросов:
N = Nк.п.+Nм.п. +N д.х.
Где N – общее количество вопросов, поступающие в информационно – консультационную службы;
Nк.п. – количество вопросов, поступающие от крупных сельскохозяйственных предприятий;
Nм.п. – количество вопросов, поступающие от мелких предприятий сельского хозяйства;
N д.х. – количество вопросов, поступающие от личных подсобных домашних хозяйств.
N = 30+140+13066 =  13236 вопросов в год.
В итоге получаем, что в Красноармейском районе, специализированном в основном в сельском хозяйстве, важно иметь профессиональную информационно – консультационную службу, для развития АПК района. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая часть
3.1. Разработка информационно – консультационного центра Красноармейского района
Красноармейский район специализируется на сельском хозяйстве, также на территории данного района присутствует институт агроэкологии (филиал ФГОУ ВПО ЧГАУ), упрощает создание информационно – консультационной службы.
Для развития сельского хозяйства в Красноармейском районе необходима не только финансовая поддержка, но и помощь в процессе принятия решений по многим вопросам производственно-сбытовой деятельности. 
Необходимость такой помощи подтверждается результатами оценки потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей области в информационно-консультационных услугах. В результате опроса, выяснилось, что 70% опрошенных считают, что консультирование по различным направлениям сельскохозяйственного производства необходимо.
Наиболее популярными источниками получения информации у всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей являются специализированные издания - газеты, журналы и т.д. Значительная часть опрошенных обращается за помощью к более осведомленным коллегам. 
Электронными источниками информации, несмотря на их высокую оперативность, пользуются в гораздо меньшей степени. Это объясняется отсутствием ПК, пользовательских знаний и адекватной информации по вопросам производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также платностью доступа к большинству информационных источников. Этот вывод подтверждается  проведенным анализом возможностей использования сельскохозяйственных WEB-ресурсов русскоязычного Интернета. 
Существующая система передачи знаний сельхозтоваропроизводителям (образование, административный ресурс, службы внедрения научных учреждений, научно-производственные структуры) не обеспечивает динамичного, постоянно протекающего процесса и носит пассивный характер, поскольку не учитывает текущих информационных потребностей сельских товаропроизводителей. 
Таким образом, формирование в районе ИКС, обеспечивающей оперативное доведение до сельхозтоваропроизводителей необходимой научной, рыночной и технологической информации, оказывающей им содействие в освоении инновационных разработок и передового опыта, является актуальной проблемой. 
Информационно-консультационная служба должна стать важным элементом системы государственного регулирования АПК на районом уровне, не только в законодательных и нормативно-правовых документах, но и имеющим конкретную организационно-управленческую форму и финансово-экономические механизмы управления.  На районном уровне система охватывает  межрайонные филиалы на базе районных управлений сельского хозяйства.
Создание информационно-консультационной службы будет проходить на основании базы аграрного образовательного учреждения (ЧГАУ) и включение в структуру управления на областном уровне научно-исследовательских институтов, что позволит в большей степени реализовывать функции ИКС по передаче сельскохозяйственным товаропроизводителям новых знаний, информации по производственно-технологическим, организационно-экономическим и правовым аспектам развития аграрного производства.
В составе службы, как единой системе, имеются различные категории консультантов и задачи у них различаются. Если на федеральном уровне роль консультантов сводится в основном к формированию инновационных разработок и передаче их на региональный уровень, то на районном уровне консультант взаимодействует напрямую с товаропроизводителями АПК и обслуживает заявки всевозможного характера – от предоставления объемных технологических проектов до частных вопросов, к примеру, бытового характера. При этом затраты времени на обслуживание запросов клиентов зависят от степени оснащенности консультанта исходной информацией, его квалификации и наработанных связей с различными организациями коммуникационного и технического оснащения.
Специфика российской действительности диктует целесообразность использования нормативов только в качестве примерных, отражающих общие тенденции, сложившиеся на основе практической деятельности региональных структур ИКС и Головного информационно-консультационного центра (ГИКЦ).
Услуги, оказываемые консультантами ИКС товаропроизводителям АПК, различаются по формам общения. От формы предоставляемого ответа на запрос зависит оперативность работы консультанта. Для разрабатываемых нормативов времени выделим наиболее распространенные из них с присвоением коэффициента дифференциации (К1) (таблица 1).
Таблица 1 – Систематизация формы общения
Описание форм общения    Коэффициент дифференциации, К1
1 Ответ по каналам телефонной связи – а.    1,0
2 Ответ при личной встрече – б.    1,1
3 Письменный ответ – в.    1,2
4 Ответ по факс-модемной связи – г.    1,3

При создании ИКС в Красноармейском районе ответы на задаваемые вопросы будут проходить при личной встрече, либо по телефону, что увеличить достоверность передачи информации и довершение решения вопроса.
Весь диапазон услуг, осуществляемых ИКС, можно разделить на ряд типовых процедур, которые осуществляют консультанты различного уровня. Согласно должностным обязанностям для всех категорий консультантов выделяются следующие признаки подготовки ответов на запросы клиентов (таблица 2) и вводится коэффициент степени сложности К2.
Таблица 2 – Признаки классификации услуг, оказываемых консультантами
Описание услуги    Степень сложности, К2
1 Подготовка ответов, не требующих привлечения дополнительной информации и формируемых на основе личных знаний консультантов. Возможные формы общения: а,б,в,г.    1,0
2 Подготовка ответов, не требующих привлечения дополнительной информации из собственной картотеки ИКС. Возможные формы общения: а,б,в,г.    1,3
3 Подготовка ответов, требующих привлечения дополнительной информации из источников вне системы ИКС. Возможные формы общения: а,б,в,г.    1,6
4 Подготовка ответов, требующих дополнительных консультаций, изучения проблемы, экспертной оценки результатов. Возможные формы общения: б,в,г.    до 1,9
5 Подготовка ответов, требующих проведения специальных исследований, изысканий, проведения опытов на полях и фермах. Возможные формы общения: в.    до 30,0

Перечень приведенных признаков подготовки ответов (таблица 2) охватывает   весь диапазон возникающих ситуаций, но при определенной степени приближения к перечисленным признакам можно отнести  все возникающие ситуации.
Систематизация консультационных услуг, оказываемых ИКС товаропроизводителям АПК, приведена в таблице 3.
На основании  информационных потребностей сельских товаропроизводителей, анализа видов услуг, оказываемых консультантами региональных и районных ИКЦ, практической значимости для производства и сложности подготовки услуги подразделяются на группы с определением степени сложности (К3). Данная систематизация не охватывает весь перечень практической деятельности консультантов, однако любой из возникающих в процессе взаимодействия вопросов можно отнести к одной из перечисленных групп, основываясь на степени его принадлежности или приближения к выделенным группам.
Если в практической работе информационных служб придерживаться предлагаемой классификации и систематизации, то через некоторый промежуток времени будет сформирован массив информации, позволяющий постепенно снижать затраты времени на подготовку ответов и высвобождать штат от повторных потоков информации, расширяя перечень услуг.  Такой подход определит авторитет службы и постепенно позволит оказывать платные услуги по все большему кругу вопросов, что возможно лишь при высоком авторитете службы в глазах товаропроизводителей.
Таблица 3 – Систематизация оказываемых услуг
Признаки принадлежности    Степень сложности, К3
1 Социальные: проблемы сельских жителей в сфере семейных отношений, здоровья, отдыха, пенсий, ритуальных погребений и т.д.    1,0
2 Юридические: правовые и трудовые взаимоотношения, судебные процедуры, разрешение споров по кредиторской и дебиторской задолженности и др.    1,1
3 Мониторинговые: сбыт сельскохозяйственной продукции, материально-техническое снабжение, совершенствование рыночных отношений и др.     1,2
4 Технические: механизация трудоемких процессов в сельскохозяйственном производстве.    1,3
5 Технологические: обновление технологических процессов в растениеводстве и животноводстве.    1,4
6 Экологические: борьба с сорняками, защита растений и животных от вредителей и болезней, защита окружающей среды и др.    1,5
7 Экономические: бизнес-планирование, анализ хозяйственной деятельности предприятий, окупаемость инвестиций, использование основных фондов и др.    1,6
8 Финансовые: финансы, кредиты, налоги, бухгалтерский учет и отчетность.    1,7
9 Организационные: организация предприятий, реорганизация, реформирование, банкротство, разработка стратегии развития производства, реализация инновационных проектов.    1,8

В подготовке ответов для товаропроизводителей АПК принимают участие различные группы консультантов на всех уровнях функционирования службы. При этом более сложные запросы передаются для подготовки на более высокий уровень, что является одним из обоснований увеличения нормативов затрат времени.
Немаловажную роль играет то, кто готовит ответ на запрос: специалисты, непосредственно работающие в системе ИКС, отраслевые специалисты или внештатные консультанты.
Если для консультантов ИКС характер оказываемых услуг является многоплановым, требующим всесторонних знаний и большого практического опыта, то отраслевые консультанты исследовательских институтов и образовательных организаций готовят ответы лишь по своему профилю. Естественно на их подготовку требуется меньше  времени. При привлечении внештатных консультантов управленческих структур, предприятий АПК или частных консультантов, работающих по контрактам, им для подготовки разовых ответов приходится отвлекаться от своей конкретной работы и, не смотря на производственный опыт, прибегать к справочной литературе или другим источникам знаний, и это также учитывается при обосновании нормативов.
Таким образом, технология подготовки ответов на запросы товаропроизводителей может формироваться в следующих  вариантах:
а) Запрос в ИКС (1) – идентификация вопроса в ИКС (2) – ответ по любому доступному каналу связи;
б) 1 – 2 – поиск ответа в базах данных, справочниках и других источниках собственной картотеки ИКС (3) – ответ (4);
в) 1 – 2 – 3 – обращение к внештатным консультантам данного уровня ИКС (4) – подготовка ответа (5) – ответ (6);
г) 1 – 2 – 3 – 4 – поиск ответа в вышестоящем уровне ИКС (5) – получение ответа (7);
Возможны и другие варианты подобной технологии, но они в практике встречаются редко, поэтому их описание в данной работе не приводится.
Изложенный методический подход позволяет проранжировать участников процесса подготовки ответов для товаропроизводителей по всем уровням (таблица 4).
Таблица 4 – Классификация консультантов по иерархическому уровню
Классификация консультантов    Должностная направленность К4
1 Штатный консультант-организатор районной ИКС    1,0
2 Отраслевой консультант (в штате образовательного или исследовательского учреждения районного уровня)    0,8
3 Внештатный консультант ( в штате районных организаций управления, снабжения, сбыта)    0,9
4 Штатный консультант-организатор региональной ИКС    1,3
5 Отраслевой консультант (в штате региональных образовательных, повышения квалификации, отраслевых и комплексных исследовательских институтов)    1,1
6 Внештатный консультант (в составе управленческих, правовых снабженческо-сбытовых, иных структур регионального уровня)    1,2
7 Отраслевой консультант (в составе головных НИИ, вузов, институтов повышения квалификации)    1,3
8 Штатный консультант головного информационно-консультационного центра    1,5
9 Внештатные консультанты (в составе министерств, ведомств, федеральных органов власти, биржевых и рыночных структур)    1,4

На уровне района получаем количество видов консультантов только под номером 1, 2, 3, 6,- четыре вида консультанта, остальные консультанты находятся на областном уровне и проводят передачу информации от головного областного, расположенного в Челябинске районным консультантам в Красноармейском районе.
Следует рассчитать количество консультантов по району и затраты времени на работу данных консультантов.
1)    Определение затрат времени
В трехуровневой структуре ИКС по принятой системе оказания консультационных услуг ответы на наиболее сложные запросы готовятся на региональном и федеральном уровнях. Они требуют более квалифицированной формулировки ответов, на основании чего при нормировании труда консультантов в качестве базового выбран консультант районного звена. Мониторинг работы ИКС всех уровней подтверждает, что основная масса   запросов формируется и обрабатывается в районных ИКС. Затраты времени на подготовку ответа приняты в качестве базового и приравнены к 1,0 часу рабочего времени консультанта. Затраты времени на подготовительно-заключительные работы отводятся в размере 30 минут. Следовательно, подготовка ответа на рутинный запрос, квалифицированный под цифрой [«1»] из таблицы 2, по времени должна занимать не более полутора часов.  Время на оформление и передачу вопроса запрашиваемому не входит в состав основного времени и зависит от степени организации процесса работы ИКС, быстродействия каналов связи, умения уважительно, но лаконично обращаться с клиентами и т.п. В данном случае рекомендуется при оценке загрузки штата консультантов ориентироваться на чистое время, а не на все вспомогательные операции, тогда у штата появится постоянно действующий стимул эффективно организовывать свой труд.
Общая формула для получения итоговых затрат времени То на подготовку ответа консультантом в зависимости от формы общения с клиентом (таблица 1), признаков классификации (таблица 2) и систематизации (таблица 3) услуг, должностной направленности (таблица 4): 
                                    (1)
где: Тп – затраты времени на подготовительно-заключительные работы 
(Тп = 0,5 часа); n – число вариантов подготовки ответов; Тб – затраты времени на подготовку ответа, принятого за базовый (Тб = 1,0 часа).
В Красноармейском районе должно поступать 13236 вопросов в год в ИКС.
Определим степени решения вопросов по форме обращения (К1), по классификации (К2) и систематизации услуг (К3), должностных направлений (К4).
- для двух крупных предприятий по 30 вопросов в год:
К1 сред = (1,0+1,3)/2=1,15;
К2 сред = (1,6+30)/2=15,75
К3 сред = (1,1+1,8)/2=1,45;
К4 сред = (1,3+1,5)/2=1,35
- для 20 мелких предприятий сельского хозяйства по 140 вопросам в год:
К1 сред = (1,0+1,3)/2=1,15;
К2 сред = (1,3+15)/2=8,15
К3 сред = (1,1+1,8)/2=1,45;
К4 сред = (1,0+1,4)/2=1,2
- для домашних подсобных хозяйств по 13066 вопросам в год:
К1 сред = (1,0+1,2)/2=1,1;
К2 сред = (1,0+1,3)/2=1,15
К3 сред = (1,0+1,1)/2=1,05;
К4 сред = (0,8+1,0)/2=0,9
В итоге можно рассчитать, что время работы за год ИКС в Красноармейском  районе составит:
 
Определим время для каждой категории вопросов
- для крупных предприятий АПК Красноармейского района:
Т0 к.п. =30*(0,5+1*1,15*15,75*1,45*1,35) = 1078,66 часа.
- для малых предприятий сельского хозяйства:
Т0 м.п =140*(0,5+1*1,15*8,15*1,45*1,2) = 2353,14 часа
- для личного подсобного хозяйства (населения):
Т0 д.х.=13066*(0,5+1*1,1*1,15*1,05*0,9) = 22152,42 часа
Разработка методических подходов к определению затрат времени на подготовку ответов консультантами является первым этапом нормирования в информационно-консультационной службе, следующим этапом должна стать разработка сборника нормативов, охватывающего сочетания всех возможных вариантов подготовки ответов, заложенных в методике.
Общее число консультантов ИКС определяется по формуле
                                                              (2)
где m – общее количество вопросов, поступающих в обработку ИКС в течение года; Тг – нормативная годовая нагрузка на одного консультанта в год, ч.
Тг = (Т к –Тп -Т в)*t
Где Тк – календарное время в году: 30 дней по 5 месяцев, 1 месяц по 28 дней и 6 дней по 31 дню = 30*5+28+31*6 = 364.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 383
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba