СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Процесс разработки дизайна российских СМИ
1.1. Характеристика дизайна в СМИ
Чтобы иметь возможность отражать событийную картину мира, давать по возможности объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения, необходимо включить средство массовой информации в рынок, рассматривая журналистскую информацию в качестве товара. Для чего следует освоить редакционно-издательский маркетинг и менеджмент, разбираться в финансовых вопросах. Новые подходы к выпуску, закреплению имиджа и продвижению на рынок периодического и электронных изданий выстраиваются на основе редакционно-издательского маркетинга и менеджмента и должны быть увязаны с духовной, этической доминантой общества.
Дизайн (от латинского designare — «отмерять») — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством [6; С. 36].
Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности. Среди мировых школ графического дизайна можно выделить: русский конструктивизм (20-е годы), американская рекламная графика (30―50-е годы), швейцарская школа графики (50―70-е годы), польская школа плаката (50―70-е годы), японская школа плаката (60―80-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская. Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач: типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг; фирменный стиль, в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки; визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации; плакатная продукция; задачи веб-дизайна; визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ. Композиция является одним из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов. Кроме визуального образа, текста, пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических, маркетинговых и культурных коммуникаций. Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн.
Для графического дизайна объектом выступают любые виды носителей информации, предназначенной «для массового употребления, начиная с графики и плаката, через промышленную графику — к системам визуальных коммуникаций и фирменному стилю» [9; С. 48]. Любое дизайнерское проектирование предполагает создание формально нового объекта, соединение в нем общественно необходимых качеств, именуемых потребительскими свойствами. В то же время оно, в отличие от иных форм проектной деятельности, является художественным творчеством, одним из направлений эстетической организации жизни. Проектирование в дизайне направлено на изменение исходной проектной ситуации и делится на две части, аналитическую и синтетическую, двигаясь от изучения задания через определение объекта проектной работы к синтезу новой формы. Творческая основа художественного проектирования состоит в образном понимании, отражении и воплощении жизненных ценностей.
В настоящее время сфера деятельности графиков-дизайнеров существенно расширилась, включив компьютерную графику, теле- и видеопрограммы, пространственно-конструктивные эксперименты и др. Графический дизайн является интернациональным явлением (одно из его современных названий «viscom» — «визуальный коммуникатор»), решающим такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, обновление зрительно-информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д. [11; С. 37]. Многообразные проблемы массовой коммуникации требуют создания современных графических средств и могут быть разрешимы лишь в результате коллективного творчества многих специалистов. Поэтому совместно с дизайнером-графиком работают психологи, социологи, врачи, искусствоведы и др. специалисты. В компетенцию специалиста по дизайну входят знание и анализ рынка, потребителей, психологических возможностей восприятия и, безусловно, умение выбрать наиболее подходящее средство выразительности.
В последнее время наблюдается процесс трансформации графического дизайна в дизайн визуальных коммуникаций. Осознанная установка на проектирование текста-сообщения и среды как визуального текста в качестве самостоятельного результата работы и есть визуальный дизайн, в том числе — графический. Новое визуальное мышление существенно влияет на многие виды искусства. Культура переживает своеобразный «визуальный Ренессанс», происходит принципиальный активный сдвиг в ментальности, вызванный визуальной насыщенностью среды конца XX — начала XXI века. В связи с этим наглядность, доходчивость, универсальность визуально-графического языка должны более компактно передавать информацию и ускорять процесс ее восприятия. Кино и телевидение увеличивают объем зрительного познания. Сейчас человек получает информации, «упакованной» в картины и зрительные образы, не меньше, чем через печатный «буквенный» текст. А такие виды прикладной графики, как книжная и газетно-журнальная, с точки зрения дизайна являются не только объектами изобразительного искусства (создание иллюстраций или шрифта), но и объектами созидательной деятельности, включающей техническое редактирование, набор, верстку и пр.
Особую роль графический дизайн играет в создании фирменного стиля, основная цель которого — «появление определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа организации» [12; С. 87]. Основные элементы фирменного стиля — логотип, шрифт, цветовая гамма, композиционные принципы — могут охватывать широкие сферы — начиная от стандартного минимума (фирменный бланк, конверт и визитная карточка) до графического оформления всей документации фирмы, ее рекламы, оформления транспортных средств, художественно-стилистическое решение интерьеров фирмы. В последние годы широкое распространение получила машинная (компьютерная) графика — явление, отражающее совокупность приемов и действий, обуславливающих автоматизацию процессов подготовки, преобразования и воспроизведения графической (визуальной) информации с помощью ЭВМ. Машинная графика активно используется во всех видах графического дизайна, в том числе телевизионной графике (телевизионные заставки, клипы, телереклама и пр.). Объектами разработки здесь являются графические элементы, используемые в кинематографе и на телевидении.
Использование цвета как средства формообразования в графическом дизайне станет тем эффективнее, чем теснее оно будет связано с историко-культурной подосновой. Знаки цветового языка — это сам по себе цвет, сочетание нескольких цветов (полихромия), изменение одного или нескольких цветов, цветовая среда Они выражают отношение людей к их окружению, способность цвета влиять на утилитарную и эстетическую организацию этого окружения. Создание принципиально новых цветовых систем, нацеленных на гармонизацию материально-пространственной среды, включающей множество разнородных составляющих, во многом обязано цветовой систематизации, которую разработал французский колорист М. Альбер-Ванель. Он предложил «планетарную» цветовую систему, которая кардинально отличается от «классических» систем других исследователей. В «планетарной» системе один и тот же цвет может находиться в разных местах цветового пространства. Система учитывает прозрачность и отражение цветов, существующих в реальном мире и игнорируемых классическими цветовыми системами, в которых свет мыслится лишь белым [6; С. 72].
Своеобразие лица издания достигается в поиске своих, особых приемов композиции и оригинального, только данному изданию присущего, стиля главных элементов оформления: тип верстки, шрифтов, комплекса первой полосы, композиции заголовков, средств выделения, иллюстраций, рекламы, дополнительного цвета. Если под оформлением понимается, прежде всего, процесс, то под дизайном — результат. Для дизайна «характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений».
Постепенно в научный оборот вводится термин «мифодизайн», определяемый как «вид проектной междисциплинарной социально-художественно-экономико-прогностико-управленческой деятельности по функциональной организации, прогнозированию и управлению подчиненных и соподчиненных социально-экономических систем разных уровней, субъективированных иррациональными потребителями» [13; С. 37]. Основа мифодизайна — специфически эстетический способ целостного осмысления и формирования массовой коммуникации. Мифодизайн — своеобразный постмаркетинг, когда задействовано видение потребителя, учитываются его психические характеристики. В результате анализ потенциальной аудитории редакция переходит к позиционированию, определению характерных черт «товара», отличающих его от аналогичных «товаров-конкурентов», анализирует конкурентоспособность брэнда на целевом рынке. Вырабатываются формула издания, модель содержания, рекомендации по характеру информирования, выбору определенного тона, особенностей языка, на котором придется говорить со своим читателем, дизайна, то есть все усилия концентрируются на главном элементе комплекса маркетинга — товаре, увязанном с другими элементами: ценой, каналом распределения и стимулированием сбыта.
Наиболее сильной стороной отечественного дизайна является эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке. Отечественная теория газетного оформления сложилась лишь в семидесятых годах XX в., и ее становление во многом обязано «московской школе», представленной, прежде всего, такими именами, как С. Гуревич, А. Киселев, О. Цыганов, С. Галкин, Е. Фастовец, И. Табашников, В. Бакшин. Именно они в статьях, монографиях, диссертациях, опираясь на работы российских и зарубежных исследователей газетного дизайна — С. Срединского, М. Дмитриева, П. Керженцева, М. Щелкунова, В, Павлова, А. Гарри, Е. Толкачева, Г. Волчека, Б. Вяземского, М. Урлауба, К. Цыпленкова, А. Хатта, Д. Георгиева — пришли к идее композиционно-графического моделирования газет и обосновали эффективность применения этого метода при оформлении и выпуске периодических изданий.
1.2. Особенности дизайна периодических изданий
Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок ― ярких, подвижных, звучащих.
Газетный дизайн должен быть сначала функциональным, но в его четкости, разумности, простоте проявляется и его особенная красота. Облик издания может служить средством ориентации читателя в событиях современности. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Причем для содержания и формы «характерно при этом следующее: приобретая новые элементы, они сохраняют некоторые старые, но в измененном виде (наиболее устаревшие ликвидируются полностью) — в этом проявляется действие прогрессивных традиций в оформлении газеты» [4; С. 41]. Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана композиционно-графическая модель.
Искусство оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных текстовых материалов для выражения этой идеи; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения. Важно не ошибиться в понимании идеи (дизайнер должен чувствовать природу журналистского творчества) и правильно преподнести ее (дизайнер должен знать современную теорию и практику газетного оформления, традиции верстки своей газеты). В противном случае возможно снижение или отсутствие планируемого эффекта в процессе коммуникации (журналист-коммуникатор — читатель-реципиент). Формообразование газеты имеет несколько ступеней: размерную, графическую и полиграфическую. На первых двух происходит планирование вида газеты — здесь ведущую роль играет дизайнер, создающий макет будущего номера в соответствии с заданным размером газетного листа; затем план воспроизводится в оригинал-макете или файле верстки — здесь важна квалификация верстальщика. Заключительный этап происходит в типографии, и окончательный результат напрямую зависит уже от квалификации полиграфистов (изготовление и установка печатной формы, точная приводка, регулировка красочного аппарата, приправка и др.).
Продуманный оригинальный дизайн издания — не что иное, как его фирменный стиль, которого следует постоянно придерживаться. В ряду составляющих фирменного стиля традиционно выделяют товарный знак (логотип), цветовую гамму, фирменный шрифт, фирменный блок, слоган, формат изданий, рекламный символ и др. Фирменный стиль помогает производителю выводить свой товар на рынок. Повышается эффективность рекламы, уменьшаются затраты. Реклама помогает достичь единства всех маркетинговых коммуникаций. Центральный компонент фирменного стиля ― товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке, обозначение, служащее для отличия товаров и услуг одного производителя от однородных товаров (услуг) другого производителя. Логотип ― это шрифтовой товарный знак ― это оригинальное графическое начертание наименование товара или товарной группы. Логотип должен быть коротким и звучным (на русском языке желательно открытые слоги («мо-ло-ко»), избегать шипящих). Слоган издания в отличии от других корпоративных вещей, не меняется и строится на применении таких приемов, как аллюзия, цитация, метафора, каламбур, повтор, хиазм (перестановка), анафора, эпифора [10; С. 105].
Содержание доводится до читателя языковыми и внеязыковыми средствами. Применение внеязыковых средств можно назвать вторичным кодированием смысла текстового сообщения. В газетном производстве типографская техника диктует газете определенную форму, она же опосредованно гарантирует ритм и соразмерность внешнего вида издания. Требования, предъявляемые к оформлению газеты, включают в себя: 1) передачу смысла каждой публикации; 2) осознание логической связи между отдельными разделами и установлением границ между ними; 3) удобочитаемость.
Газетный дизайн чутко реагирует на изменения в характере журналистики, в содержании материалов печати. Увеличился процент публикаций информационных жанров — появилась потребность в визуальной организации большого количества заметок, репортажей, интервью. Увеличился объем изданий, и это повлекло обновление внешнего облика газет, верстающихся на основе «пополосной» тематической структуры. Объем информации, потребляемой читателем, стремительно растет, и перед дизайнером встает практическая задача — «суметь выделить газету из ряда других, акцентировать внимание на как можно большем количестве материалов» [3; С. 67]. Важно спозиционировать свою газету на определенную часть аудитории, ясно представляя ее запросы (мотивы, потребности, интересы, установки, стереотипы), ее интеллектуальный уровень, жизненный опыт (практическую подготовку), придавая материалам соответствующую литературную форму, избирая определенную тональность дизайна.
Дизайн современных газет отличает шрифтовое многообразие, активное использование информационной графики, сложных иллюстрационных и других визуальных форм, нетрадиционных композиционных решений. Газетчики начинают осваивать цветную печать, а это — новые возможности для создания уникального фирменного стиля издания, психологического воздействия на читательскую аудиторию. В практику применения принципов дизайна оформителями российских газет входят подчиненность содержанию; единство стиля; контрастность; пропорциональность; направленность; экономность и сдержанность; экспериментальность. Среди новых тенденций в эстетике и оформлении российских газет, связанных прежде всего с применением современных технологий при выпуске периодических изданий, можно выделить типографизацию, визуализацию, просветленность, плакатность. моделирование композиции и графики, повышение шрифтовой культуры, развитие заголовочного комплекса.
Фотоиллюстрации — один из существеннейших элементов графической модели газеты. Нередко в качестве графической доминанты выступает фотография (зрительно-смысловой центр). Во-первых, фото может быть самостоятельным пропагандистским материалом, даже иллюстрируя текст. Во-вторых, — наглядно иллюстрировать события текущей жизни, выделяя явления дня, запечатлевать «свое время, и не только в общих чертах, но и в мелочах, деталях» [2; С. 32]. В-третьих, контрастируя с серым полем текста, снимок освежает графику и композицию газеты — тем самым привлекает внимание читателя ко всей полосе, текстовым сообщениям, расположенным вокруг и рядом с фотографией. Различные виды соединений элементов оформления – ряды, комплексы, подсистемы, системы – образуют в оттисках единое целое. Самая простая система публикаций – подборка. Следующие уровни – полоса, номер, газета. Именно содержание диктует соединение элементов в ряды, создание систем низшего и высшего уровней.
Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Асимметрия позволяет эффективно выявлять смысловую связь между разделами газеты, отдельными сообщениями в подборках. Асимметричная композиция в сочетании с локальной симметрией наиболее современна, такое «содружество» создает архитектурную стройность газетных полос, дает возможность находить новые пути совершенствования геометрической структуры той или иной полосы. Для создания динамичных композиций лучше всего использовать элементы ломаной, горизонтальной, вертикальной, симметричной верстки с тем условием, что они не меняют кардинально устоявшегося вида верстки, а обогащают его, не слишком затрудняя выпуск издания.
Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку. Ее преимущества очевидны: во-первых, при шестиколонной верстке и наборе текста на 2 1/4 квадрата экономится газетная площадь; во-вторых, появляется гораздо больше вариантов композиционного размещения материалов. Иные газеты, хотя и верстаются по-старому, на 5 колонок, имеют более привлекательный внешний вид. У них свои выигрыши: увеличенные межколонные пробелы позволяют свободно маневрировать линейками, другими наборно-графическими элементами и т.д. Оптимальное количество колонок на полосе газеты формата А2 ― восемь. Модульная система нашла применение и в газетно-журнальном производстве. Дизайнеры конструируют полосы журналов или газет на основе модулей, модульных сеток.
Ритм и метр, наряду с объемно-пространственной структурой, масштабом, пропорцией, контрастом и нюансом, симметрией и асимметрией, колоритом, ― важнейшие формообразующие категории (средства композиции). Различаются динамический и статический ритмы – первый чаще характерен для дизайна детских, молодежных, бульварных, второй – для качественных общественно-политических газет.
Газетная полоса строится на контрастах: текстовые материалы соседствуют с иллюстрационными, которые, в свою очередь, распадаются на штриховые и тоновые; информационная заметка также обязательна в газете, как корреспонденция и статья (контраст большого и малого); публицистические материалы перемежаются статистическими, литературно-художественными, справочными [10; С. 117].
Для многих местных российских газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся по сути в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц (особенно в газетах форматов А4, А3), и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования ― визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую.
Журналы могут иметь переплет или же выпускаться в мягкой обложке. Они состоят из блоков ― одной-двух тетрадей в тонких (малообъемных и большого формата) журналах. Журнал отличается от газеты, еженедельника, прежде всего наличием обложки, на первой странице которой размещаются логотип, анонсы, иллюстрации. Обложка ― это своеобразная крышка издания (декоративная или шрифтовая, рисованная или наборная), которая защищает блок от загрязнения и разрушения [11; С. 76]. К постоянным элементам журнала следует отнести оглавление («контент»), оформлению которого редакция уделяет особое внимание. Дизайн оглавления, как и обложки, разрабатывается на целый год и является одним из важнейших элементов фирменного стиля. Внешняя форма газеты более универсальна, чем форма журнала, книги, где влияние внутренней формы проявляется более явно, где связи между ней и содержанием более отчетливы. Первые полосы многих газет, особенно тех, что используют формат А3, сегодня напоминают обложки (крупные фотографии, развернутая анонсная часть, «шапки» и др.). Газеты используют и поля, на которых размещаются колонцифры, рубрики, анонсы, подписи к снимкам ― эта форма подачи называется маргиналиями, пришедшими из искусства книги (текстовая рубрикация, подписи к снимкам, примечания, вынесенные за формат полосы). Все больше газет становятся многоцветными, и журнальный опыт использования цвета в заголовочных комплексах, разделительных средствах, иллюстрациях просто незаменим.
1.3. Особенности дизайна электронных СМИ
На телевизионную графику смена стилей влияет так же, как на любое современное искусство. Современный стиль в телевизионной графике формировался несколько и основан на простой анимации. Применяемая плоская графика ― это та же трехмерная графика, в которой участвуют двухмерные объекты. Многое в теледизайне зависит от автора. Как и любое творчество, телевизионный дизайн ― субъективный процесс.
На телевидении производство графики ― долгий процесс. Нужно придумать концептуальную идею и разработать ее с режиссерами, операторами, ведущими. Содержание канала всегда важнее, чем оформление. Но звезды для телевидения просто необходимы, т.к. привлекают народное внимание. На подсознание можно эффективно влиять именно через визуальные образы.
В нашей стране теледизайн находится на достаточно хорошем уровне, особенно если учесть, что раньше графики на нашем ТВ не было вообще. Теледизайн отвечает за «узнаваемость и приятное восприятие информации в межпрограммное время, а также во время самой передачи» [11; С. 95]. Создание телевизионного дизайна или просто теледизайна подчиняется тем же законам, по которым работают большие программы, применяются те же технологии и приемы, с той лишь разницей, что время ограничено.
Длительность ролика составляет 3―5 секунд, а специалист по теледизайну должен сделать его таким, чтобы зритель с первого мгновения или звука узнавал передачу, новости или канал. Основная задача теледизайна выделить телевизионную программу в эфире телеканала из массы других, дать ей собственное лицо, индивидуальность и характер. Телевизионная программа ― это тоже бренд, обладающая всеми атрибутами: целевой аудиторией, позиционированием, «упаковкой». Создавая телевизионные заставки важно соединить множество компонентов: шрифты, цвет, сюжет, музыку. Сегодня качественные телевизионные заставки и оформление эфира ― это прежде всего 3D графика, 3D анимация. Благодаря развитию современных компьютерных технологий, телевизионный дизайн стал важной составляющей в создании комфортной среды для телезрителя. Понимание современных тенденций теледизайна и брендинга, аналитическая работа, знание особенностей технологических процессов в сочетании с профессионализмом и креативностью позволяют создавать точный образ телевизионных программ и оформления эфира.
Веб-дизайн (от английского Web design) — отрасль веб-разработки и разновидность дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательских веб-интерфейсов для сайтов или веб-приложений. Веб-дизайнеры проектируют логическую структуру веб-страниц, продумывают наиболее удобные решения подачи информации, а также занимаются художественным оформлением веб-проекта.
Веб-дизайн в определении Дениса Бородаева — «вид графического дизайна, направленный на разработку и оформление объектов информационной среды Интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества» [1; С. 23].
В декабре 2009 года в России создана Ассоциация Интерактивных Агентств. Целью Ассоциации является создание цивилизованного прозрачного рынка, с добросовестной конкуренцией и прозрачным для потребителя качеством продукта.
Веб-дизайн включает в себя HTML-верстку («нарезка» графической картинки на отдельные рисунки, из которых впоследствии складывает html-страницу); программирование; тестирование; размещение сайта в Интернет; наполнение контентом и публикациями (текстами, изображениями, файлами для скачивания и т.д.); внутреннюю SEO-оптимизацию (определение таких ключевых слов, которые привлекут наиболее заинтересованных посетителей); внешнюю SEO-оптимизацию (построение структуры входящих ссылок); сдача проекта.
Конечным продуктом работы веб-дизайнера является дизайн-макет: картинка, представляющая предполагаемый будущий внешний вид страниц сайта, размером приблизительно 960х640 px (пикселей) — размер, соответствующий среднему стандарту, связанный с необходимостью дальнейшей привязки к разным разрешениям экрана монитора. Картинка эта является многослойной, где, на усмотрение дизайнера, почти каждая деталь — отдельный слой, приложенный к другим слоям-картинкам, за счёт чего может легко выполняться доработка, замена, перекомпоновку и другие задачи. В зависимости от идеи и целей макет может включать фотографии, сложные коллажи, иллюстрации, текстовые слои, уникальные иконки.
На момент 2009-го года в России действует более 3000 компаний, оказывающих услуги на рынке веб-дизайна. Уровень услуг и качество работ существенным образом отличается и является непрозрачным для потребителя.
Под Интернет-СМИ (e-media) понимается «регулярно обновляемый информационный сайт, пользующийся определенной популярностью и авторитетом, имеющий свою постоянную аудиторию» [5; С. 128]. Традиционные новостные СМИ безусловного по скорости обновления информации не могут конкурировать с Интернет-СМИ, однако по качеству подготовки аналитических материалов разницы между ними нет. Телевидение пока переигрывает Интернет в умении «устроить» красивое шоу, зато Интернет специализируется на развлечениях, в которых сам пользователь является действующим лицом. В традиционных СМИ информационные материалы гораздо жестче рецензируются, чем в Интернете. У традиционных СМИ аудитория пока еще существенно шире, например в России телевидение смотрят в несколько раз больше людей, по сравнению со всей Интернет-аудиторией России. Пока уровень развития технологией еще не вышел на достаточно серьезный уровень, Интернет воспринимается как ограниченный ресурс, а газету или журнал всегда можно носить с собой. Однако в Интернете гораздо больше бесплатной информации, за телевидение пользователь платит сравнительно небольшую абонентскую плату, получая сразу определенный выбор информации, в то время как мы платим за каждый экземпляр журнала или газеты.
2. Характеристика дизайна современных российских периодических изданий на примере газеты «Известия»
2.1. Особенности дизайна российских газет
В связи с повышением роли смыслового восприятия визуальной информации в газете одним из ведущих ее типологических признаков становится дизайн. Дизайн (построенный на основе композиционно-графического моделирования, способствующего оптимальной организации вербальных и невербальных компонентов издания, ориентированный на конкретную аудиторию с ее социально-демографическими и психологическими особенностями) является элементом фирменного стиля издания — одного из ключевых понятий редакционно-издательского маркетинга. Оформление газеты в современных условиях — проектная деятельность, нацеленная также и на эстетический результат.
Визуальная журналистика в России еще в самом начале своего развития. Содержание все еще планируется и производится отдельно от визуального ряда. Как и западные газеты в начале 80-х, российские издания сейчас еще не воспринимают обязательными принципы визуальной журналистики. Часто фотографии и иллюстрации используются как украшение, графическое пятно, а не как средство, позволяющее лучше и точнее донести информацию, интереснее и точнее рассказать историю. Цвет используется как украшение, а не как средство навигации и организации полосы. Лучшие из газет, те, у которых есть ясная и функциональная графическая модель, часто слишком жестко и методично следуют однажды придуманной схеме. Это делает газету скучной, в ней нет визуальных сюрпризов. Мало кто на газетных полосах использует белое пространство, воздух, как средство визуальной пунктуации.
Редакторы начинают понимать необходимость хорошего дизайна, но не существует единого мнения по вопросу, что же это такое. «Высокое качество в газетном оформлении ― это аккуратное и умышленное соединение текста с визуальными элементами: шрифтом, фотографией, цветными иллюстрациями, информационной графикой и белыми пятнами» [12; C. 154]. Хороший дизайн является более функциональным, нежели украшающим, и он никогда не приносит в жертву журналистику и полезное содержание для того только, чтобы повысить уровень оформления газеты.
Этот процесс начинается с внимательного рассмотрения самых простых элементов, таких как определенные пробелы между колонками, заголовки и текст, фотографии и подписи к ним. Постоянство в использовании элементов дизайна (шрифта, заголовков, фотографий, иллюстраций и пробелов) ― это основная идея издания. Поскольку читатели становятся зависимыми от постоянства оформления газеты, они также будут ждать последовательности в представлении новостей. Отлично выполненный дизайн также способствует легкому чтению и пониманию. Самым важным фактором в выборе шрифтов для текста и заголовков, для подписей, врезок и целых полос является четкость. Необычным образом обрезанная фотография, свежий заголовок или драматическая иллюстрация могут стать для читателя удивительной неожиданностью.
2.2. Концепция дизайна газеты «Известия»
В качестве примера приведем газету «Известия», дизайнеры которой всегда оперативно реагировали на прогрессивные тенденции оформления. Имидж газеты «Известия» (устойчивое представление о газете или журнале, которое формируется у читателя) создавался еще во времена становления Советского Союза. Первый номер «Известий» родился в Петрограде в марте 1917 года. После II Всероссийского съезда Советов (с 27 октября (9 ноября) 1917 г.) «Известия» стала официальным органом Советской власти, в газете публиковались всемирно известные документы Октябрьской революции: Декрет о Мире и Декрет о Земле.
В 1959―1964 годах редакцию газеты возглавлял Алексей Аджубей. В 60-е годы прошлого века внешний вид «Известий» был по-своему привлекательным: заголовки набирались различными гарнитурами, но подбирали их очень тщательно: рисунки шрифтов гармонировали друг с другом; шрифты рубрик, основных заголовков, служебных и внутренних подзаголовков подбирались по принципу контраста; разделительные средства служили созданию оригинального орнамента полосы [7; С. 114]. В середине семидесятых годов издание резко изменило дизайн, сделав его функциональным, более лаконичным и даже аскетичным. 21 августа 1991 года, во время путча, редакция «Известий» вышла из подчинения издателю ― Президиуму Верховного Совета СССР ― и заявила о своей политической независимости.
В октябре 1992 года коллектив редакции принял решение об акционировании предприятия. Учредителем акционерного общества (Редакция газеты «Известия») выступил государственный комитет по управлению имуществом; 51% акций выкупил у государства коллектив редакции. Остальные были проданы на чековом аукционе и инвестиционных торгах. В итоге редакция обрела не только административную, политическую, но и полную экономическую независимость. В начальный период реформирования экономики России, «Известия» имели самые лучшие по сравнению с другими СМИ стартовые позиции для развития бизнеса. Ни одна редакция на всем пространстве бывшего СССР не располагала таким, как «Известия», богатейшим имуществом ― почти 13 000 квадратных метров офисной площади в центре Москвы. Благодаря мощному потоку рекламы (а она была расписана на 2―3 месяца вперед) ни у одной из газет к тому моменту не было такой современной компьютерной базы, как у «Известий». Газета имела и самую престижную на рынке СМИ, широко известную в мире торговую марку. Весомым было и политическое влияние «Известий».
Осенью 1998 года произошло слияние «Известий» с «Русским телеграфом». С сентября 1999 года «Известия» стала печатать свой ежедневный выпуск на 12 полосах. Совсем недавно ― стал выходить специальный выпуск газеты «Известия» по выходным на 48 полосах, что является нонсенсом для России.
В конце девяностых годов, когда все центральные, республиканские и областные газеты перешли на компьютерную верстку, когда люди все больше просматривают, нежели внимательно читают газеты, «Известия» разработали новый дизайн.
Был выбран один текстовый удобочитаемый (с засечками) шрифт Newton C, для оформления лидов применялась та же гарнитура (полужирный курсив); дополнительный шрифт рубленой группы Pragmatica bold использовался для набора отдельных небольших по объему материалов на серой подложке, «текстовок» и авторских подписей. Жирный рубленый шрифт Helios Cond Black (узкий и широкий) применялся в заголовках, Pragmatica светлая – в подзаголовках. Заголовки новостей набирались тем же Newton C. И заголовки, и подзаголовки оформлялись строчными буквами; относительно текста они размещались строго симметрично. Каждая полоса имела суперрубрику ― Newton C. Применялся лишь один вид линейки ― светлая однопунктовая (в том числе и для окантовки фотографий, подчеркивания авторских подписей).
В начале нового тысячелетия «Известия» несколько раз меняли облик в поиске оптимальной модели. Увеличение объема газеты до 12 страниц привело к тому, что первая полоса стала во многом анонсной (на ней располагаются 4―5 публикаций, продолжение которых находится на внутренних страницах). Переход на пятиколоночную верстку при формате А2 потребовал увеличения кегля основного текстового шрифта. Колонтитул оформляется очень броско: крупный титульный шрифт суперрубрик «Новости», «Экономика», «Конфликты», «Спорт», «Культура» и колонцифр; «воздух»; жирные линейки. Активно используются «журнальные» приемы, например, рубрики к отдельным публикациям располагаются вертикально на отдельной узкой колонке. Вот что пишет в своей статье, посвященной эволюции лица «Известий», обозреватель «Журналиста» В. Скоробогатько: «Весной 2004 года газета стала верстаться на основе совершенно иной сетки: 5 колонок шириной 64 миллиметра плюс узкая колонка в 32 мм, то есть появился модуль с основанием 32 миллиметра, и макетная сетка состоит из нечетного числа модулей – 11. У страницы исчезла «голова» ― надполосный элемент, колонтитул, генеральная рубрика. В дальнейшем в связи с этим решением и происходили многие трансформации внутренних полос» [8; С. 17].
Но полосные, так называемые генеральные, рубрики не исчезли совсем, их не стало на нескольких первых внутренних полосах, к концу номера они возвращались в вертикальных «плавающих» колонках: «Спорт», «Культура», «Москва». Однако предназначалась узкая колонка не только для размещения колонцифр и рубрик, она использовалась и для небольших сообщений, фотографий. Шрифт в названиях разделов был демонстративно схожим с основным заголовочным.
Важно, что в газетной форме кроме эстетической составляющей важную роль играет технологическая, функциональная. В отличие от первой полосы верстка внутренних полос издания напоминает журнальную ― просторную, спокойную: широкая колонка, большие иллюстрации.
Для «Известий» важно оставаться большой, солидной газетой. Были изменены все рубрики, подходы, чтобы газета стала больше похожа на газету «general interest» ― издания для всех. В 2009 году была введена вторая тетрадь по пятницам. Газета стала значительно толстой для России: 48 страниц формата А2, что стало определенной сложностью для типографии. Редакция тоже начала испытывать серьезные трудности, поскольку на самом деле она невелика количественно, поэтому была закуплена частично новая техника, решающая необходимость обновления навигации, внедрения системы темплейтов, поскольку заметки пишутся в течение двух часов.
Почти всегда в основной тетради, если только не диктует какая-то особенная структура материала, мы оставляются две колонки, и, как правило, 2―3 заметки. Таким образом, организовывается такой гипертемплейт, который может очень быстро заполняться просчитанными объемами текста. Теряется много свободного места, но одновременно получается более структурированный лист, очень втягивающий читателя.
Газета «Известия» стала лауреатом Второго открытого всероссийского конкурса газетного дизайна «Газетный дизайн-2004». В главной номинации «Лучший газетный дизайн» «Известия» получили золото. Всего в конкурсе участвовало более 1000 работ от 91 газеты из разных регионов России, а также из Украины, Белоруссии и Латвии.
Сегодня совершенствуется система редакционной работы с тем, чтобы каждый номер «Известий» вбирал все признаки, характерные для качественного издания: информированность, достоверность, объективность, представительность мнений, независимость суждений. Добавляя к оперативности актуальность и злободневность, глубину анализа и культуру отечественной журналистики, «Известия» успешно сохраняет свой имидж, поддерживаемый именами журналистов, снискавших широкое признание читателей и коллег. В их числе ― Ирина Петровская, Александр Бовин, Александр Архангельский, Максим Соколов, Александр Привалов и другие.
Имидж газеты «Известия» формируется и при помощи дизайна полос. Художники газеты ― Андрей Шелютто (арт-директор), Наталья Шендрик, Антон Федоров, Михаил Шишлянников, Сергей Голосов и Ростислав Хализев ― были признаны ведущими специалистами нашей страны в области газетного дизайна.
Для анализа возьмем номер «Известий» от 28 ноября 2005 года.
Первая полоса газеты состоит из одних анонсов. 3 ведущие публикации первой полосы тоже являются своеобразными анонсами:
1.Россияне положили «под матрас» $30 миллиардов
2.«Сергей Есенин был успешным бизнесменом» ― «Известия» узнали мнение родственников поэта о телесериале
3. Дмитрий Набоков: «Недавние события укрепили мою решимость сжечь «Оригинал Лауры»».
Интересно, что в «Известиях» не используется такой газетный прием, как продолжение на последующих полосах текста, начатого на первой полосе. Те публикации, которые даны на первой полосе, являются кратким изложением развернутых статей с 7, 9 и 10 страниц. Это очевидно делается для удобства читателя. При формате газеты А1 тяжело начинать статью на первой полосе, потом разворачивать газету на 7 полосе, дочитывать, потом, увидев там же интересную публикацию, возвращаться опять к первой полосе, чтобы прочитать ее сначала и т.д. При таком неудобном формате разработчики газеты постарались сделать так, чтобы читатель изучал газету по порядку. Анонсы же сделаны для того, чтобы привлекать внимание и способствовать покупке газеты.
Дизайн «Известий» называют «воздушным» [10; С. 169]. Все потому, что на полосах издания остается много свободного места. Каждая публикация, кроме того, что она находится под общей рубрикой, озаглавленной в верхнем колонтитуле полосы, имеет еще свою «подрубрику». Так называемая «подрубрика» это обычно одно-два-три слова, говорящие об основной теме публикации. Например, заголовок заметки: «Летчика Валерия Троянова все-таки наказывают», рубрика «Новости», подрубрика ― «Разбор полетов»; «Присяжные отказались считать архантельского следователя террористом», рубрика «Новости», «подрубрика» ― «Процесс». «Подрубрики» ― это надписи на полях статей. Вертикальные 1,5―сантиметровые поля, отделяющие публикации друг от друга, как раз и создают ощущение «воздушности» дизайна. Тут мнения экспертов разделились. Одни считают, что большое количество пустого места в газете ― это минус, так как газетная площадь используется неэкономно. Другие полагают, что «воздушность» дизайна способствует удобочитаемости газеты. И то и другое мнение по-своему справедливо [10; С. 172].
Кроме рубрики «Новости», в анализируемом номере «Известий» есть такие рубрики, как «Комментарии и мнения», «Деньги», «Специальный репортаж», «Культура» и «Спорт». На каждой полосе от 1 до 5 публикаций.
Иллюстрации занимают 20―40 % от площади каждой полосы. В основном это фотографии, но есть и рисунки. Качество печати выгодно соотносится с качеством иллюстративного ряда, и это, конечно, тоже влияет имидж газеты.
Интересная деталь в дизайне «Известий» ― ее колонтитулы. В верхнем колонтитуле обычно крупным шрифтом посередине пишется название рубрики, в правом углу прописной цифрой (тоже больших размеров ― 78―80 кегль) ― номер полосы, под номером ― день недели и дата выпуска, в левом углу логотип газеты и номер, чуть правее 12-м кеглем адрес электронной почты отдела газеты, который соответствует названию рубрики. Интересно, что прописную цифру «7» в правом верхнем углу на седьмой полосе сложно узнать. Это благодаря особым шрифтам, стилизованным под старину. Изредка в верхнем колонтитуле дается анонс публикаций, представленных на данной полосе. В верхнем колонтитуле последней полосы даются анонсы основных статей газеты и их местонахождение.
Последняя полоса, как и первая, без рубрики. На ней обычно одна публикация (в данном случае это интервью со Станиславом Говорухиным), деловой гороскоп, кроссворд и погода.
Подводя итоги, следует сказать, что газета «Известия», позиционирующая себя как качественное издание, во многом оправдывает эту заявку. Материалы, публикуемые в газете, зачастую взвешены, проверены и рассчитаны на требовательного читателя. У газеты сформировалась постоянная аудитория, поэтому, чтобы ее удержать, необходимо во всем следовать своему имиджу. «Известия» консервативна, пожалуй, как никакая другая российская газета, однако она старается не наскучить читателю своей однообразностью. Дизайн «Известий» постепенно видоизменяется, не влияя на узнаваемость бренда.
Заключение
Новые подходы к выпуску, закреплению имиджа и продвижению на рынок периодических и электронных изданий выстраиваются на основе редакционно-издательского маркетинга и менеджмента и должны быть увязаны с духовной, этической доминантой общества. В последнее время наблюдается процесс трансформации графического дизайна в дизайн визуальных коммуникаций. Осознанная установка на проектирование текста-сообщения и среды как визуального текста в качестве самостоятельного результата работы и есть визуальный дизайн, в том числе — графический.
Своеобразие лица издания достигается в поиске своих, особых приемов композиции и оригинального, только данному изданию присущего, стиля главных элементов оформления: тип верстки, шрифтов, комплекса первой полосы, композиции заголовков, средств выделения, иллюстраций, рекламы, дополнительного цвета.
Наиболее сильной стороной отечественного дизайна является эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.
Искусство оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных текстовых материалов для выражения этой идеи; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения. Дизайн современных газет отличает шрифтовое многообразие, активное использование информационной графики, сложных иллюстрационных и других визуальных форм, нетрадиционных композиционных решений.
Под Интернет-СМИ (e-media) понимается регулярно обновляемый информационный сайт, пользующийся определенной популярностью и авторитетом, имеющий свою постоянную аудиторию. Традиционные новостные СМИ безусловного по скорости обновления информации не могут конкурировать с Интеренет-СМИ, однако по качеству подготовки аналитических материалов разницы между ними нет.
Сегодня совершенствуется система редакционной работы газеты «Известия» с тем, чтобы каждый номер вбирал все признаки, характерные для качественного издания: информированность, достоверность, объективность, представительность мнений, независимость суждений. Добавляя к оперативности актуальность и злободневность, глубину анализа и культуру отечественной журналистики, «Известия» успешно сохраняет свой имидж, поддерживаемый именами журналистов, снискавших широкое признание читателей и коллег. У газеты сформировалась постоянная аудитория, поэтому, чтобы ее удержать, необходимо во всем следовать своему имиджу. «Известия» консервативна, пожалуй, как никакая другая российская газета, однако она старается не наскучить читателю своей однообразностью. Дизайн «Известий» постепенно видоизменяется, не влияя на узнаваемость бренда.
Библиографический список
1) Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна. ― Х.: ООО МПФ «Септима ЛТД», 2006. ― 288 с.
2) Галкин С.И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления. К постановке проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. ― 1977. ― № 4. ― С. 32.
3) Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. ― М.: Изд-во МГУ, 1984. ― 218 с.
4) Киселев А.П. От содержания ― к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. ― М.: Изд-во МГУ, 1975. ― 156 с.
5) Нильсен Я. Веб-дизайн. — СПб: Символ-Плюс, 2003. — 512 с.
6) Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
7) Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60–80-е годы. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 153 с.
8) Скоробогатько В. Школа дизайна // Журналистика и медиарынок. — 2007. — №2. — С. 17.
9) Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. — Воронеж: Воронежский университет, 2000. — 336 с.
10) Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 224 с.
11) Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. — Воронеж: Инфа, 2006. — 112 с.
12) Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. — М.: АСТ, 2007. — 256 с.
13) Ульяновский А. Мифодизайн. Коммерческие и социальные мифы. — Санкт-Петербург: Питер, 2005. — 544 с.
|