Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 25.11.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

СМИ
Курсовая | 04.10.2014, 15:57

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление

Введение    3
1. Место СМИ в системе общества    4
1.1. Особенности функционирования СМИ в сфере культуры    4
1.2. Место народного творчества в культурной политике    9
2. Средства массовой информации в системе государственной культурной политики    13
2.1. Процесс государственного регулирования СМИ    13
2.2. Роль СМИ в деятельности культурной политики    15
Заключение    20
Список литературы    21

 
Введение

СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т. д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т.д. С помощью СМИ массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.
Актуальность работы заключается в рассмотрении функционирования средств массовой информации в рамках деятельности культурной политики, определяющей общее направление духовной и нравственной составляющих общества.
Цель работы заключается в изучении средств массовой информации как феномена культурной политики.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1) изучить особенности функционирования СМИ в сфере культуры;
2) определить место народного творчества в культурной политике; 
3) рассмотреть процесс государственного регулирования СМИ;
4) определить роль СМИ в деятельности культурной политики.
СМИ способствуют созданию благоприятной обстановки творческого поиска решения сложнейших общественных проблем, знакомят широкие круги населения с различными конструктивными точками зрения, концепциями дальнейшего развития общества.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Место СМИ в системе общества

 

1.1. Особенности функционирования СМИ в сфере культуры

 

Ключевым критерием идентификации себя с определенным этносом является коммуникация. Язык, а также другие символы повседневного взаимодействия становятся главными. Распространение этих культурных доминант, влияющих на формирование этничности и межэтнические отношения, происходит с помощью образования и просвещения, которые распространяются в основном через средства массовой коммуникации.

СМИ дают возможность расширения границ общения, осуществления межкультурного диалога, знакомства с иными культурными ценностями и образцами. Но кроме этого, сегодня есть факты, свидетельствующие о появлении «новой опасной тенденции, связанной с глобализацией информационных технологий, а именно информационного неоколониализма, который разрушает традиционные ценности локальных цивилизаций, заменяя их ценностями, присущими обществам технологически развитых стран, оправдывая насилие на геополитической арене» [8; с. 35]. Современные средства коммуникации в политической сфере становятся действенным и гибким инструментом манипулирования общественным сознанием. Информационные технологии позволяют одну и ту же информацию оформлять и представлять таким образом, что она может вызвать как позитивную, так и негативную эмоциональную реакцию, следствием чего могут быть нарушения нормального психологического состояния человека, группы, сообщества. Сложно требовать правовой защиты от «направленных» информационных воздействий средств массовой информации и коммуникации, но следует понимать, что существует реальная угроза «психологического инфицирования» не только для отдельного человека, но и для всего человечества.

Осознавая всю силу, которая сосредоточена в руках СМК, мировые общественные организации принимают меры для регулирования данного процесса. Например, была создана «Декларация об основных принципах, касающихся вклада Средств массовой информации в укрепления мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне». В декларации говорится о необходимости взаимодействия на основе равноправия, взаимной выгоды и уважения разнообразия культур [5; с. 123].

Мировой опыт показывает, что к решению проблем информационной сферы каждая страна должна привлекать своих ученых и производителей. Национальные специалисты должны гарантировать высокое качество информационных услуг, создание системы национальных информационных ресурсов, динамичное развитие информационной инфраструктуры. Ими должны быть разработаны национальные информационные стратегии, использующие позитивные последствия глобализации информационных систем и нейтрализующие негативные, созданы свои обоснованные программы использования информационных технологий в сфере образования, культуры, экологии. Для создания таких программ нет жестких стандартов, каждая страна формирует свою информационную среду, свое информационное пространство. Однако при этом она должна учитывать необходимость обеспечения информационного иммунитета, усиления и развития позитивных аспектов глобализации и ограничения негативных при формировании единого информационного пространства нашей планеты.

Многие политологи в наши дни активно исследуют проблему коммуникации и информации, ибо они необходимы для функционирования политической системы и представляют ее очень важный, динамичный элемент — информационно-коммуникативную подсистему. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык XX столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.

XX век подхватил эстафету открытий в сфере передачи и распространения информации: беспроволочный телеграф, черно-белое, цветное, кабельное, спутниковое телевидение, телетайпная и факсимильная связь, спутники связи — все это дало человечеству двадцатое столетие, столетие массовой коммуникации.

СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т.д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т.д. С помощью СМИ массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Особенность СМИ состоит в том, что «они обладают способностью прямо обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты, как церковь, школа, семья, политические партии и организации и т.д. Эта их способность используется политическими деятелями, политическими партиями и т.д. СМИ выступают активным субъектом политической жизни и в такой роли могут многое» [2; с. 67].

В течение долгого времени главным источником информации для широкой аудитории служила пресса — газеты и журналы. Многие из них и возникли в качестве органов тех или иных политических партий, либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс. Значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях радио и телевидение. Многие СМИ задают тон в публичных дискуссиях и спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы, скандалы и аферы до общественности.

Необходимо отметить и то, что, апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов или отдельных заинтересованных групп.

Результаты многих социологических и социально-психологических исследований показывают, что «постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых чаще всего сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением обычного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее, за судьбу своих близких и т.п.» [10; с. 21] В то же время факты свидетельствуют о том, что у людей, слишком часто прибегающим к услугам СМИ, легче вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира.

Важная особенность развернувшейся в настоящее время информационной и телекоммуникационной революции заключается в замене однолинейной связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, создающей новые возможности для участия в информационном обмене. Важность такой замены для политических процессов стала особенно очевидна с внедрением кабельного телевидения «двусторонней связи», которое завоевывает все более прочные позиции во всех индустриально развитых странах.

По данным «Gallup Media», суммарная аудитория 7 крупнейших ежедневных газет в 1999 году составляла 4795,4 тыс. человек, или 8,9 % от всей читающей аудитории. В 2002 году этот показатель снизился до 3517,4 тыс. человек, или 6,6 %. Хотя количество печатных изданий в нашей стране по-прежнему чрезвычайно велико, аудитория общественно-политических газет сокращается, при этом стремительно растёт аудитория таблоидов, телевизионных гидов, женских и модных журналов, мужских журналов. Незначительно растёт аудитория деловых журналов [4; с. 20].

Естественно, что, стремясь сохранить аудиторию, газеты следят за вкусами читателей и стараются соответствовать этим вкусам. Именно на сохранение и увеличение числа и качества читателей направлены практически все газетные инновации.

В ходе опроса главных редакторов газет, который проводила Американская газетная ассоциация в середине 2001 года, редакторы отвечали, в том числе, на вопрос, какие статьи больше всего интересны читателям. По мнению опрошенных редакторов, у 71 % читателей сильный интерес вызывают статьи про «развлечения», и лишь у 29 % ― статьи про «искусство».

Кроме того, исследователями Readership.org были идентифицированы 5 принципов, которые удовлетворяют запросам читателя:

― информативность;

― релевантность подачи теме;

― читаемость;

― привлекательность (и тема, и подача);

― значимость.

Нужно отметить, что в отношении информации о культуре проект Readership.org показал, что к характеристикам, удовлетворяющим читателя, относятся:

― большое количество информации;

― короткие статьи;

― листинги (служебная информация, списки, анонсы), связанные с развлечениями. В то же время, читатели, внимательно читающие газеты, заинтересованы, прежде всего, в комментариях и критике.

Интересно, что общегодовое время, потраченное тремя главными сетями (CNN, CNBS, FoxNews), на освещение культуры, упало с 521 минут в начале 90-х до 319 минут в 2001 году, что составляет 3 % от общего эфирного времени. Освещение собственно искусства сокращается за счёт освещения телевидения, радио, Интернета и кино. 9 категорий «высокого» искусства составляют 25 % от общего процента освещения культуры. Поп-музыка, кино и телевидение ― каждое занимает больше времени, чем все «высокие искусства» вместе взятые.

Освещение культуры так происходит по основным направлениям: ТВ ― 28 %, кино ― 19 %, музыка ― 13 %, книги ― 10 %, театр ― 9 %, изобразительное искусство ― 5 %, декоративное искусство и дизайн ― 4 %. Одновременно исследователи Национальной программы по журналистике в области искусства отмечают рост листингов (в некоторых газетах они занимают до 49% всей информации культурной тематики) [9; с. 13].

Средства массовой информации и коммуникации, несомненно, изменили культурный ландшафт мирового сообщества: способствовали интернационализации духовного опыта отдельных стран и народов, дали возможность поставить ряд глобальных проблем как общечеловеческих (например, экология, угроза ядерной войны), заставили глубже осознать единство человеческого рода при всем его многообразии.

 

1.2. Место народного творчества в культурной политике

 

Необходимо специально рассмотреть и еще один пласт социально-дифференцированной культуры — народную культуру. Под этим словосочетанием, как правило, понимают три совершенно различных явления:

— этнографическую культуру того или иного народа во всем многообразии ее хозяйственно-бытовых, обрядово-ритуальных, мифо-легендарных и фольклорно-художествённых компонентов;

— любое непрофессиональное (самодеятельное) художественное творчество, к каким бы видам искусства оно ни относилось;

— художественно-стилевое направление в искусстве, профессионально исполняющее произведения подлинного фольклора или воспроизводящее его традицию в новосозданных произведениях, стилизованных под фольклор [5; с. 241].

Народное искусство, сохраняющее в своих корнях изначальную общность всех народов, давая возможность понимания одного народа другим, приобретает глобальный смысл, становится проблемой — общенародной.

До 1917 г. народное искусство имело значение духовное как традиционная культура, по социальному составу она была крестьянской преимущественно. Именно эти родовые, духовные основы национальной культуры вместе с социальным и экономическим укладом страны воспринимались враждебно, подлежали уничтожению. Революционный, классовый подход к культуре, порождавший агрессию и ненависть, сделал объектом жестокой идеологической борьбы — религию, народное искусство, народную культуру, церковь. Изживалось из сознания народа чувство и понимание народного искусства, как мировоззрения, культуры духовной. Советской эпохе были свойственны «идеализация народной культуры, противопоставление ее как «подлинной» искусству профессиональному, решающему в принципе иные художественные и социокультурные задачи и потому заведомо несопоставимому с фольклорной традицией» [7; с. 158]. Народное искусство в своей сущности, как и религия, не принималось и не могло быть принято в силу идеологии, но как бы этого не требовала сама жизнь, — увидеть и услышать её в советских условиях — оказывалось это невозможным.

Историческая перестройка всех основ страны и государственности России, казалось бы, должна вернуть народному искусству понимание в его истинном смысле и значении — духовной культуры народов и народностей, населяющих нашу страну.

Как представляется, первое из упомянутых выше явлений — этнографическая культура — должно пользоваться всемерным государственным покровительством и поддержкой. Пласт этнографической (по преимуществу — сельской) культуры, буквально «вымирающей» на наших глазах, заслуживает специальной государственно-региональной программы изучения, охраны и консервации, точно такой же, как государственный патронаж над памятниками истории и культуры. Этнографическая культура является памятником не менее ценным, чем древние храмы, хотя охранять и поддерживать ее много трудней, чем каменные шедевры минувшего.

 Второй пласт — самодеятельное непрофессиональное художественное творчество (как сельское, так и городское) — должен рассматриваться как часть социально — и культурно-досуговой деятельности населения и поддерживаться в той мере, в которой государство и местные органы в состоянии развивать различные клубные, культурно-массовые и иные формы досуга, по крайней мере до тех пор, пока эта деятельность имеет некоммерческий характер художественного самовыражения [5; с. 197].

По отношению к «народному стилю» в рамках профессиональной художественной деятельности никакой особой государственной политики в принципе быть не должно. Авторы и исполнители, работающие в этой стилевой манере, не нуждаются в искусственном выделении из среды других авторов и исполнителей, работающих в иных направлениях и жанрах.

В настоящее время к понятию «народное творчество» прибавилось ещё более широко понятие — «массовая культура». Однако именно народное искусство, как базисную часть национальной культуры, необходимо государственно утвердить в статусе духовной культуры.

Отсутствие понятий, подлинно отражающих культурные реальности и ценностное содержание культуры по отношению к человеку, обществу, народу, смысловая двойственность, понятий, применяемых к искусству народных промыслов, нечеткость понятийного аппарата, в целом вошедшего в управление культурой на всех уровнях государственной власти, приводит к весьма негативным результатам.

Итак, в жизни народного искусства, народных художественных промыслов — происходит много нового, сравнительно с советским временем: — это факторы социальные, мировоззренческие, культурные и экономические, открывающие большие возможности развития народных промыслов России, что ставит перед необходимостью решительных изменений в культурной политике и требует на новых основах с новыми целями выработать экономическую политику.

Проблема целостности в новых условиях актуализируется в глобальном мировом контексте национальных культур и общечеловеческой культуры. В этом контексте также народное искусство выдвинулось на новый уровень необходимости.

Культурная политика должна помогать вырабатывать государственные меры к созданию условий, позволяющим народным промыслам занять свое место в системе культуры и утвердиться в рыночной экономике в статусе культуры.

В культурной политике важно исходить из понимания народного искусства, как особого типа творчества традиционной культуры, творчества, сохраняющего в своем развитии целостность школ традиции и при этом плодотворно взаимодействующего с другим типом творчества — индивидуальным.

 

 

2. Средства массовой информации в системе государственной культурной политики

 

2.1. Процесс государственного регулирования СМИ

 

Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов  развития сферы культуры и массовых коммуникаций, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; гарантируется свобода массовой информации; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;  каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [6; с. 236].

Регулирование СМИ и средств коммуникации традиционно было задачей национальных государственных органов. Однако в европейском контексте страны-члены имеют ограниченные способности к регулированию своих рынков СМИ и коммуникаций: процесс европейской интеграции сделал возможным экспансию сферы действия Еврокомиссии на этом поле, стимулируя создание надгосударственной правовой основы.

Новый комьюнитаризм, или ответственная журналистика, которая «пытается выделиться в евро-американской журналистике, в их системе профессиональных ценностей и ориентаций, в России, скорее всего, будет освоен не очень скоро» [8; с. 36]. Следует отметить параллельность и единовременность трансформационных процессов в журналистике и в государственной службе.

Культурная политика — направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним из частных исполнителей этой политики.

Под культурной жизнью и культурой вообще в данном случае имеется в виду гораздо более частный сегмент общественной практики, нежели это трактуется наукой и даже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политики практически не входят задачи общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросы их обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формирования культурной компетентности личности (за исключением специализированных учебных заведений художественного и культурно-просветительского плана), работа со сферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т.п. Как правило, к компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, относят:

― систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения);

― систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т.п.);

― систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская работа как общего, так и специализированного профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т.п.; одним из активно развивающихся направлений этой функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности);

― популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;

― международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности [5; с. 314].

 

2.2. Роль СМИ в деятельности культурной политики

 

В формировании политических и духовно-нравственных ценностей современного российского общества решающую роль играют   средства   массовой   информации. Их морально-психологическое воздействие на население носит двойственный характер. С одной стороны, они оказывают на него положительное влияние, с другой ― становятся катализатором межнационального противостояния, этнополитической напряженности.

Начавшееся в нашей стране совершенствование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций учитывает мировой опыт, исходит из отечественных традиций и предусматривает:

― переход от управления культурными учреждениями к управлению социально-значимыми проектами и программами, переход от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетирования, разработку критериев для оценки качества деятельности организаций культуры и массовых коммуникаций, получающих государственное финансирование;

― стимулирование развития государственно-частного партнерства, переход к практике смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ;

― разработку и реализацию федеральных, межведомственных и ведомственных целевых программ, участие в региональных программах развития сферы культуры и массовых коммуникаций;

― совершенствование методов стратегического планирования деятельности в сфере культуры и массовых коммуникаций.

В современных условиях задачи и главное предназначение средств массовой информации ― стать центром общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры.

Задачи СМИ в области социально-культурной и духовной сфер развития и сотворчества народов:                           

― противостояние  (сдерживание)  процесса   направления  высвобождающейся национальной энергии в разрушительное русло. Отсюда необходимость подъема национальной культуры, которая повсеместно находится в тяжелейшем положении. Кризис культуры, особенно ее инфраструктурной базы, затронул все народы, проявляется во всех областях социокультурной деятельности. В этих условиях  от  государства  требуется  принятие специальных практических мер, обеспечивающих преемственность развития и выживаемость национальных культур;

― публикация материалов, раскрывающих основополагающие принципы национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов в условиях демократии. Свобода творческой деятельности человека, осознание каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества, сохранение и оздоровление социокультурной и экологической среды обитания этноса и человека, свобода выбора каждым народом своего самобытного пути в ивилизационно-культурном процессе, ориентация на культурное сотворчество народов, воспитание граждан страны в духе уважения других культур мира, в духе сотрудничества и созидания ― эти и другие принципы должны быть учтены в политике национально-культурного    развития    и    межнационального сотворчества культур;

― ключевое    значение    для    духовного    развития многонационального российского народа, формирования духовного облика россиянина имеет русская культура. Исторически сложилось так, что невозможно говорить о духовном возрождении любого народа России, всего Отечества в отрыве от возрождения, сохранения и развития русской культуры;

― поддержка СМИ требуется также для сохранения и развития культурных ценностей малочисленных народов. Состояние финансирования учреждений культуры и искусства, издательств, средств массовой информации на языках малочисленных народов ныне таково, что сохранение их культуры в современных условиях находится под вопросом;

― ориентация на создание четких правовых гарантий защиты и развития этнокультурной самобытности народов, сдерживание этнокультурного нигилизма, питаемого безнациональной массовой культурой, которая распространяется по всему миру. Проведение в жизнь идеи создания условий для сохранения и развития своей  культуры в такой общественно-политической среде, которая благоприятствует духовному сотворчеству народов. Особенно актуальна задача повышения уровня культурно-исторического сознания россиян. Ее решение требует ясного осознания каждым народом, каждым гражданином ценности своей самобытной национальной культуры, ценности культуры других народов, общности духовного мира соотечественников ― россиян [6; с. 271].

Медиаплюрализм принято понимать одновременно и как элемент, и как коррелят свободы слова. Большинство государств считают своей задачей обеспечивать плюрализм и культурное многообразие путем ограничения концентрации в медиасекторе (т.к. концентрация обычно считается угрозой плюрализму и многообразию). Как следствие, на национальном уровне наблюдается разнообразие моделей регулирования проблемы совместного владения СМИ (причем, они сосуществуют с общими правилами конкуренции, в т.ч. с правилами контроля слияний) в рамках защиты медиаплюрализма и многообразия. Влияние концентрации на медиаплюрализм принято считать негативным, тем не менее, сложно найти конкретные данные или объективные подтверждения снижения многообразия при увеличении концентрации в медиасекторе. Напротив, существует мнение, что благодаря концентрации СМИ многообразие сохраняется или увеличивается (особенно на небольших рынках).

Практика многих стран показывает, что концентрация на медиарынке имеет и положительные стороны. Крупные телекоммуникационные компании США, Европы за счёт высоко прибыльных изданий финансируют нерентабельную периодику, программы для различных меньшинств, научные исследования, выделяют гранты учёным и стипендии студентам. Кроме того, редакторский состав крупных медиагрупп пользуется известной автономией при принятии решений.

СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, они несут ответственность за происходящие в обществе процессы. Деятельность СМИ «оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей» [7; с. 164].

В таких сложных условиях роль средств массовой информации заключается в том, чтобы своей деятельностью они способствовали созданию благоприятной обстановки творческого поиска решения сложнейших общественных проблем, и знакомили широкие круги населения с различными конструктивными точками зрения, концепциями дальнейшего развития, даже если они будут отличаться от официально принятых правительством. Односторонняя ориентация СМИ на одну какую-либо политическую  позицию несовместима с процессом демократизации России.

 

Заключение

 

Ключевым критерием идентификации себя с определенным этносом является коммуникация. СМИ дают возможность расширения границ общения, осуществления межкультурного диалога, знакомства с иными культурными ценностями и образцами. СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т.д.

Средства массовой информации и коммуникации, несомненно, изменили культурный ландшафт мирового сообщества: способствовали интернационализации духовного опыта отдельных стран и народов, дали возможность поставить ряд глобальных проблем как общечеловеческих (например, экология, угроза ядерной войны), заставили глубже осознать единство человеческого рода при всем его многообразии.

Проблема целостности в новых условиях актуализируется в глобальном мировом контексте национальных культур и общечеловеческой культуры. В этом контексте также народное искусство выдвинулось на новый уровень необходимости. В формировании политических и духовно-нравственных ценностей современного российского общества решающую роль играют   средства   массовой   информации.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества.

 

Список литературы

1)  Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ / Г.М. Бирженюк. ― СПб, 1992. ― 127 c.

2) Горлова, И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект / И.И. Горлова. ― Краснодар: Краснодар, гос. акад. культуры, 1997. ― 200 с.

3) Ерасов, Б.С. Государственная культурная политика, ее задачи и структура / Б.С. Ерасов // Социальная культурология. ― М.: Аспект Пресс, 1996. ― С. 310―316.

4) Есаков, В.А. Характер, цели, задачи и методы управления отраслью культуры в современных условиях / В.А. Есаков // Общественные науки и современность. ― 2005. ― № 3. ― С. 20.

5) Жидков, B.C. Культурная политика России: теория и история/ В.С.Жидков, К.Б. Соколов. ― М.: Издательский сервис, 2001. ― 592 с.

6) Культурная политика в России (Сборник документов и материалов 1991―1995 гг.) /          Сост. Ю.А.Лукин. ― М.: МК РФ; Рос. ин-т переподготовки кадров работников искусства, культуры и туризма,    1995. ― 325 с.

7) Культурная политика России: История и современность: Два взгляда на одну проблему / Рос. ин-т культурологии. ― М.: Либерея, 1998. ― 295 c.

8) Павлович, А.А. Культурная политика современной России / А.А. Павлович // Отечественные записки. ― 2004. ― № 4. ― С. 35―36.

9) Сергеев, В.В. О формировании культурной политики в современных условиях / В.В. Сергеев // Власть. ― 2008. ― N 9. ― С. 13―15.

10) Флиер, А.Я. О новой культурной политике России / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. ― 1994. ― № 5. ― С. 14―25.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1718
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba