СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СКАЧАТЬ
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Образовательное учреждение - по законодательству РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или не скольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и питание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования); начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).
К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.
Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:
Копии свидетельства об их смерти.
Копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
Копии приговора суда об осуждении родителей.
Медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.
Документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
Материалы о розыске родителей и другие.
Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.
В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения. Только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей
Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.
Усыновление (удочерение) - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью. Это лучшая для ребенка-сироты форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Семья усыновителей (удочерителей) является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей (удочерителей), и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного (удочеренного) ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Процедура усыновления (удочерения) регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ. (ред. от 30.06.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) . Постановлением Правительства Российской Федерации № 275 от 29.03.2000г. (ред. от 11.04.2006) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля, за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. И правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» .
Усыновление российских детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представилось возможности передать их на усыновление родственникам или другим российским гражданам. Для реализации этого принципа были созданы региональные банки и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Для этих целей Министерством Образования Российской Федерации разработана информационная программа «Надежда», содержащая банк данных о детях-сиротах. В целях организации оперативной и качественной работы по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Российской Федерации приняло Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» . А Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации выпустило приказ № 173 от 04.02.1997 г. «О порядке учета детей, оставшихся без попечения родителей» .
Опека и попечительство – это форма устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для поддержки их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Под опеку обычно отдаются дети, имеющие прямых родственников со стороны одного из родителей. Опеку принимают бабушки, дедушки, реже - дяди и тети детей. Определяют опекуна органы опеки и попечительства. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет, контроль за сохранение и использование имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого или недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) а также обязанности опекунов (попечителей) определяются Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации. На подопечных детей распространяются льготы, нормы и преимущества, установленные для воспитанников детских домов.
Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.
Семейный детский дом (приемная семья) – форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Впоследствии получила название «приемная семья». Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями, дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются приемными детьми, а такая семья – приемной. Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по предоставлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. Следует сказать, что в настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор в соответствии Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 (ред. от 18.08.2008) «О приемной семье» .
Детские деревни SOS – это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира.
В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:
1. Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.
2. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.
3. Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.
4. Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.
В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS.
Временная приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у временных родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовке; оплата услуг деятельности такой семьи, время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа временных родителей происходит в их собственном доме.
Фостеровская (замещающая) семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей.
Временная приемная семья является чрезвычайно, распространенной в ряде развитых стран (Америка, Япония и другие), как форма защиты детства. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи. Деятельность, временной приемной семьи, предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы. Возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью, предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку, в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и при других обстоятельствах. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность континента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная защищенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка, комфортная психологическая обстановка, заботливое, внимательное отношение к нему. Позволявшие ребенку выйти из стресса, в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией.
Основная цель такой семьи – поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении судьбы ребенка.
Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий. В научной литературе внедрение института такой приемной семьи требует, прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, их юридических прав и обязанностей.
Патронатная семья – под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью, патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа) .
В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.
Психологи, педагоги, социальные работники сходятся в мнении, что полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идее патроната, в отличие от всех остальных, должна быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка с его биологическими родителями.
Форму патронатного устройства ребенка в семью можно также использовать для обеспечения социализации, и подготовки к самостоятельной семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье, усвоение семейных ролей и гендерных моделей поведения в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.
Главная цель приемной и патронатной семей – создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.
Задачи же специалистов – психологов, социальных педагогов заключаются в следующем:
- подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);
- подготовить ее к патронату (через систему обучения);
- провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную семью;
- обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка через его пребывание в патронатной семье;
- обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи.
Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей.
На сегодняшнее время по данным Министерства образования и науки проживание, содержание одного ребенка в детском доме, обходится примерно в 6 тысяч рублей в месяц. В то же время выплаты, гарантируемые государством на содержание ребенка в приемной семье, не достигают даже 3 тысяч рублей в месяц.
Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.
Всего в стране 249 домов ребенка, в которых воспитывается 19,3 тысяч детей.
Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании .
Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.
Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.
Различают несколько типов интернатов:
- интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
- вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);
- интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.
В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.
Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тысяч детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.
Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями.
Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка.
Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.
Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.
По статистическим данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа .
Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.
Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот.
2. СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, А ТАКЖЕ
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
За 2008 год количество выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, составило 2952 ребенка, из них устроены в учреждения (строки 3.1.-3.3) 1293 ребенка.
За 2008 год всего принято на воспитание в семьи граждан 2253 ребенка. Динамика устройства детей в семьи на различные формы воспитания.
На 01.01.09 количество детей, находящихся на воспитании в семьях граждан, составило 13089 детей (под опекой, в приемных семьях, усыновленных посторонними гражданами), что составляет около 2% от всей детской популяции.
Сведения о выявлении, учете и устройстве детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, чел.
№ п/п Данные о выявлении, учете и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
1 Количество детей, оставшихся неустроенными к началу отчетного года 183 178 262 259 230 243 210
2 Выявлено и учтено за отчетный год 2582 3122 2918 3147 3040 2838 2742
3 Всего выявлено и учтено на 01.01. следующего года (сумма предыдущих строк)
из них, устроено: 2765 3300 3180 3406 3270 3081 2952
3.1 — в дома ребенка, воспитательные учреждения, ОУ, лечебные учреждения, учреждения СЗН и др. учреждения на полное гос. обеспечение 937 1387 1283 1439 1433 1340 1262
3.2 — в учреждения начального, среднего и высшего профессионального обучения и другие ОУ на полное гос.обеспечение 22 35 53 37 45 59 19
3.3 В негосударственные учреждения 12
3.4 — под опеку, попечительство 1415 1320 1171 1261 1120 1076 1103
3.5 — в приемную семью 0 0 1 4 14 10 40
3.6 — на усыновление 46 115 170 219 182 128 84
3.7 — в семьи (возвращены родителям) 136 135 194 185 151 201 160
Сведения о детях, принятых на воспитание в семьи граждан, чел.
№ п/п Принято детей на воспитание в семьи граждан за отчетный год Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
1 Всего (сумма строк 1-4) 2161 2048 2128 2567 2404 2048 2253
2 Под опеку/попечительство 1741 1623 1574 1953 1702 1474 1567
3 В приемные семьи 0 0 0 11 24 24 127
4 Усыновлены посторонними гражданами,
из них 420 425 554 603 678 550 559
5 усыновлены иностранными гражданами 295 303 430 481 524 387 407
Сведения о детях (0-17 лет), находящихся на воспитании в семьях граждан, чел.
№ п/п Состоит детей на воспитании в семьях ,
на конец отчетного года Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
1 Под опекой/попечительство 7643 7969 7873 7693 7535 7206 6928
2 В приемных семьях 0 0 0 15 32 50 155
3 Усыновленных посторонними гражданами,
из них 5680 5351 5354 5579 5861 6064 6006
4 Всего 13323 13320 13227 13287 13428 13320 13089
За отчетный период, количество детей, состоящих на воспитании в приемных семьях, увеличилось и составило 155 человек (без родных детей), число приемных семей – 112 (в 2007 г. – 44 в 2006 г. – 22).
Учет граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. На региональный учет в качестве кандидатов в усыновители за период
с 01.01.06 по 31.12.06 было поставлено 175 российских семьи (в 2007 г. – 173,
в 2006 г. – 151, в 2005 г. – 126).
Сведения о социальном статусе кандидатов в усыновители, %
Годы
2006 2007 2008
Всего кандидатов, чел. 151 173 175
– Одинокие женщины 22,5 30,1 34,9
– Женщины, состоящие в браке, но усыновляющие самостоятельно (с согласия супруга) 4,7 2,9 0,57
– Полные семьи 72,8 67,0 64,6
Предпочтения по полу усыновляемого (удочеряемого) российскими гражданами ребенка
Предпочитаемый пол усыновляемого (удочеряемого) ребенка Годы
2006 2007 2008
Всего кандидатов, чел. 151 173 175
– женский 71 87 90
– мужской 37 49
(из них 2-х мальчиков – 1 семья) 49
(из них 2-х мальчиков – 1 семья)
– любой 45 37
(из них 2-х детей: мальчика и девочку – 7 семей). 55
(из них 2-х детей: мальчика и девочку – 5 семей).
В большей степени кандидаты в усыновители предпочитают брать на воспитание девочек.
Предпочтения российских граждан по возрасту усыновляемого ребенка, %
Предпочитаемый возраст усыновляемого (удочеряемого) ребенка Годы
2006 2007 2008
– от 0 до 3 мес. 65 52 49
– от 3 мес. до 1 года 42 31
– от 1 до 3-х лет 48 69 63
– от 3 до 7 лет 9 17 35
– старше 7 лет 4 1 3
Все граждане Российской Федерации, вставшие на учет в качестве кандидатов в усыновители, изъявили желание усыновить/удочерить здорового ребенка.
На региональный учет в государственный банк данных в 2008 году поставлено в качестве кандидатов в усыновители 419 семей иностранных граждан (в 2006 году – 379 семей, в 2006 году – 496).
Социальный статус кандидатов в усыновители, %
Годы
2006 2007 2008
– Одинокие граждане, % 11, 7 10, 6 8,4
– Полные семьи, % 88,3 89,4 91,6
Кандидаты в усыновители, иностранные граждане, изъявили желание усыновить/удочерить детей с различными медицинскими проблемами, в том числе детей-инвалидов.
Структура усыновления посторонними гражданами
Вид усыновления Годы
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Российское усыновление, чел. 109 117 120 153 166 152
Международное усыновление 303 430 480 525 387 407
Всего 412 547 600 678 553 559
В 2008 году передано на усыновление 559 детей, что составляет 11,5% от общего количества детей, состоящих на учете в банке данных (в 2007 году передано на усыновление 553 детей, или 10,8%).
Усыновление детей гражданами России. В 2008 году российскими гражданами усыновлено 152 ребенка: 89 девочки и 63 мальчика. 127 ребенка усыновлены по направлениям КТСЗН и 25 ребенка – по направлениям органов опеки и попечительства.
Распределение усыновленных детей по местонахождению, чел.
Тип учреждений Годы
2006 2007 2008
Лечебные и родовспомогательные учреждения 27 25 22
Дома ребенка 92 111 95
Детские дома 8 4 1
Из под опеки 26 26 32
С первичного учета в органах опеки и попечительства 2
Всего 153 166 152
Российские граждане в большинстве своем усыновляют новорожденных детей и детей младшего возраста. Количество детей от 3 лет и старше, переданных на усыновление российским гражданам, не увеличивается: в 2008 году передан на усыновление в российские семьи 21 ребенок указанной возрастной группы, в 2007 г. – 19, в 2006 г. – 31, в 2005 г. – 23).
Распределение усыновленных детей по возрастным группам, чел.
Возрастная группа Годы
2006 2007 2008
от 0 до 3 месяцев 56 64 62
от 3 мес. до 1 года 32 33 26
от 1 года до 3 лет 34 50 43
от 3 до 7 лет 26 14 16
старше 7 лет 5 5 5
Всего: 153 166 152
За отчетный период кандидатам в усыновители, гражданам Российской Федерации, были предоставлены анкетные сведения на 3104 детей. В своих заявлениях основной причиной отказа от оформления усыновления граждане указали состояние здоровья детей, вторая причина – тяжелый анамнез детей и третья – наличие у детей родственников, которые посещают их в детских учреждениях.
Усыновление детей иностранными гражданами. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства производится только в случаях, когда не представляется возможным устроить этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации либо на усыновление родственникам детей независимо от их гражданства и места жительства. За 2007 год иностранными гражданами усыновлено 407 детей.
Распределение детей, усыновленных иностранными гражданами, по местонахождению, чел.
Тип учреждений Годы
2006 2007 2008
Социозащитные учреждения 1 4 1
Детские дома и школы-интернаты 109 120 91
Дома ребенка и лечебные учреждения 415 263 315
Всего 525 387 407
Распределение детей, усыновленных иностранными гражданами, по возрастным группам, чел.
Возрастная группа Число детей
2006 2007 2008
от 0 до 1 года 139 35 8
от 1 года до 3 лет 221 193 243
от 3 до 7 лет 107 72 89
старше 7 лет 58 87 67
Всего 525 387 407
Иностранные граждане усыновляют детей различных возрастных групп, в том числе и старшего возраста. Кроме того, иностранные граждане готовы усыновлять более одного ребенка. В 2008 году 26 иностранных семей усыновили 2 детей (братьев и сестер), 4 семьи усыновили 3 детей.
3. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В связи с этим обозначились основные проблемы детей, находящихся в этих учреждениях – защита законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, в частности право на жилье, которое сохраняется за детьми в случае лишения родительских прав, право на получение пособий, пенсий, алиментов; социально-бытовая и профессиональная адаптации; работа с семьями, готовыми взять детей на усыновление и опеку. Все это привело к тому, что возникла необходимость в ведении такого специалиста, который смог решить выше перечисленные и многие другие проблемы, связанные с защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 1990 году решением Коллегии Комитета гособразования была введена специальность «социальный педагог», деятельность которого направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. Именно социально-педагогическая защита обеспечивает физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника в условиях образовательного учреждения; отстаивание его интересов и прав; создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил. А одним из направлений деятельности социального педагога является обеспечение конституционных прав детей на получение образования, на жилье, на труд, получение пособий, пенсий, алиментов .
Для выполнения профессиональных обязанностей социальный педагог осуществляет взаимодействие с различными учреждениями, специалистами, службами, например, сотрудниками отдела социальной защиты, сотрудниками учреждений дополнительного образования, сотрудниками ПВС, инспектором ИДН, сотрудниками УПФР, сотрудниками прокуратуры, специалистами ПМПК, заместителем главы администрации по социальным вопросам, заместителем начальника Департамента образования и др.
На основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога разработана его должностная инструкция, включающая функции специалиста, его должностные обязанности, права и ответственность. Но, к сожалению, данные документы не облегчают выполнение профессиональных обязанностей специалиста, поэтому необходима разработка технологической карты выполнения профессиональных задач специалиста, работающего с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях школы-интерната.
Нами совместно с социальными педагогами была предпринята попытка разработки методических рекомендаций (технологической карты), с целью выработки алгоритма работы социального педагога в обеспечении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, в условиях школы-интерната VIII вида.
Отличительной особенностью данного пособия является то, что в него в него включено не только теоретическое описание особенностей социально-педагогической деятельности в условиях интернатного типа, характеристики типов семей и родителей, права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и, самое главное, в нем дано описание технологии (алгоритма) социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения, место нахождение родителей и родственников, состояния жилищно-бытовых условиях проживания ребенка, состояние здоровья) и оформление детей в школу-интернат. В учреждение направляются дети-сироты, родители которых умерли или признаны судом безвестно отсутствующими и дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения родительских прав, родители находятся в местах лишений свободы, в психиатрической больнице или эти дети были брошены родителями. Решению этих задач придается особое значение, т.к. разработка дальнейших мероприятий, связанных с организацией социально-педагогической защиты воспитанника непосредственно зависит от полученной информации. Именно поэтому в нашем методическом пособии представлен основной пакет документов необходимых для оформления детей в школу-интернат, который зависит от статуса ребенка, разработана анкета, в которую включены вопросы, касающиеся данных о дате рождения ребенка, места его проживания, сведения о родителях.
В ряде случаев социальный педагог принимает участие в процедуре инициирования и сбора материалов к лишению или ограничению родительских прав родителей несовершеннолетних детей. Социальный педагог школы-интерната, являясь истцом по делу о лишении родительских прав, собирает материалы дела, заявляет ходатайство, предоставляет суду доказательства и участвует в их исследовании. Практика показывает, что категория осужденных родителей не интересуется своими детьми, материально им не помогает, а иногда и вовсе не известно место их отбывания наказания. Согласно разработанному алгоритму работы по лишению родительских прав и оформления алиментов на ребенка, находящегося в школе-интернате порядок действий социального педагога следующий. В случае, если место наказания известно, то социальному педагогу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о выплате алиментов, а если место наказания неизвестно, то он обращается в областной информационный центр УВД с просьбой сообщить адрес места отбывания наказания.
Одним из направлений деятельности социального педагога в школе-интернате VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии является осуществление комплекса мероприятий по защите материальных, жилищных, гражданских прав детей.
При защите материальных прав воспитанников школы-интерната, к которым относят право на получение алиментов с родителей, пенсии (по утрате кормильца, трудовая, социальная), социальный педагог осуществляет взаимодействие с такими учреждениями, как отдел социальной защиты, прокуратура, главы администрации городов и районов, управление юстиции, пенсионный фонд, судебные приставы, суды, сберегательные банки.
Наряду с перечнем необходимых документов, представленных в методических рекомендациях, нами разработана последовательность действий по организации мероприятии по защите материальных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Так, например, согласно закону родители, лишенные или ограниченные в родительских правах обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, на которых взыскиваются алименты и зачисляются на счета в отделении Сбербанка. Первым этапом (шагом) в работе с родителями, лишенными родительских прав с выплатой алиментов является установление места их регистрации родителей путем направления запроса в областное адресное бюро. Если место регистрации установлено, то следующим шаг (этап) – обращение в отделение судебных приставов, где проживают родители, с просьбой о взыскании алиментов с родителей. Далее идет контроль лицевого счета воспитанника. Если поступлений нет, то социальный педагог подает заявление в суд о привлечении родителей к уголовной ответственности. В случае если место регистрации родителей не установлено, то социальный педагог обращается в УВД с просьбой провести розыск родителей. При установлении места регистрации дальнейшая работа ведется по алгоритму, описанному выше. Если УВД не устанавливает место регистрации родителей, то социальный педагог обращается в суд с исковым заявлением о признании граждан безвестно отсутствующими.
В методических рекомендация выделены основные этапы работы социального педагога по оформлению пенсий воспитанников школы-интерната. Первый этап – сбор необходимых документов; второй – открытие сберегательной книжки; третий – оформление пенсии; четвертый – контроль за перечислением средств на пенсионные книжки; пятый – закрытие выплат пенсий выбывших воспитанников.
Защита гражданских прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем оформления социальным педагогом регистрации и принятия гражданства РФ.
В целях решения жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Администрацией Кемеровской области принято постановление «Об открытии специальных накопительных счетов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на приобретение жилья и улучшение жилищных условий». В задачи социального педагога, работающего в школе – интернате входит отслеживание поступление на данные счета.
Охрана жилищных прав воспитанников является одной из важнейших задач, стоящих перед социальным педагогом в учреждении интернатного типа. Для повышения эффективности работы в направлении постоянного контроля за жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нами разработан алгоритм по охране жилищных прав воспитанников в зависимости от категории воспитанников:
– воспитанники, за которыми закреплено жилье, т.е. согласно жилищному законодательству за детьми сохраняется право на жилье на весь период их пребывания в государственном детском учреждении.
– воспитанники, за которыми жилье не закреплено.
В задачи социального педагога входит два раза в год проведение ревизии жилья (составляет акт жилищно-бытовых условий, отмечает сохранность жилья); заключение договора найма жилого помещения; пишет ходатайство в жилищный комитет с просьбой предоставить безвозмездную ссуду ребенку на приобретение жилья, если жилье ветхое и подлежит сносу. Если у ребенка нет жилплощади, то в обязанности специалиста входит сбор документов и постановка его на регистрационный учет по жилью в жилищном комитете. Выработанный алгоритм действий по защите жилищных прав воспитанников учреждения интернатного типа способствует не только эффективности выполнения профессиональных задач социального педагога, но и обеспечению воспитанников жильем.
Как нами было отмечено ранее, социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности. Разработанное нами совместно с социальными педагогами методическое пособие на наш взгляд является комплексным, т.к. представляет собой совокупность всех нормативных документов, которые использует в процессе свой работы, осуществляя социально-педагогическую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школе-интернате социальный педагог. Особенностью представленных методических рекомендаций о роли социального педагога в системе социальной защиты детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, является разработка алгоритмов работы применительно к основным направлениям социально-педагогической деятельности в школе-интернате, что способствует не только эффективности профессиональной деятельности, но и поэтапному (пошаговому) решению профессиональных задач специалиста.
4. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ
Итак, подчеркнем, что принято Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 676 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , которое является важнейшим документом для учреждений данного типа. Рассмотрим это по подробнее.
Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное Типовое положение выполняет функции примерного.
Настоящее положение является типовым для следующих видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
- детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
- специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
На основе настоящего Типового положения образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатывает свой устав, который утверждается учредителем.
Основные задачи учреждения:
- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
- освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
- обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;
- охрана прав и интересов воспитанников.
Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.
В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
5. ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В МОСКВЕ
Применимо к Москве, следует сказать, что содержание воспитанников в государственных образовательных учреждениях г. Москвы детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей осуществляется на основании Постановления Правительства Москвы от 23 сентября 2008 г. № 865-ПП «Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы Департамента образования города Москвы» .
В целях обеспечения реализации права жителей города Москвы на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 13.02.2009) «Об образовании» , законами города Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 (ред. от 08.11.2006) «О развитии образования в городе Москве» и от 10 марта 2004 г. № 14 (ред. от 17.09.2008) «Об общем образовании в городе Москве» , реализации мер социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом города Москвы от 30.11.2005 № 61 (ред. от 25.06.2008) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» и постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. № 376-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы» от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП (ред. от 24.03.2009) «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года» и от 24 июня 2008 г. № 556-ПП (ред. от 30.12.2008) «О проекте закона города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2007 год» и об основных параметрах бюджетного обеспечения расходных обязательств города Москвы на 2009-2011гг.» Правительство Москвы постановляет:
Утвердить нормативы финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы Департамента образования города Москвы на 2009-2011 годы в соответствии с видом учреждения согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Установить, что в расчет нормативов финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы Департамента образования города Москвы на 2009-2011 годы:
Включаются расходы на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по текущим расходам на оплату труда и по начислениям на заработную плату, компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным и воспитательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров, игр, игрушек, книг, медикаментов; хозяйственные расходы, услуги связи, транспортные расходы, услуги по содержанию имущества, приобретение мягкого инвентаря, одежды и обуви; питание и прочие расходы.
Не включаются расходы, связанные с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением общественно значимых мероприятий, расходы на выпуск из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определить, что при расчете нормативов финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы Департамента образования города Москвы на 2009-2011 годы применены индексы, учитывающие изменение заработной платы и других расходов на 2009-2011 годы в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП «О прогнозе социально-экономического
|