Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 25.11.2024, 19:43
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

стр
Курсовая | 11.09.2014, 15:07

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ    3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» В Г. КИРОВЕ    5
1.1. Структура и система управления филиала    5
1.2. Кадровое обеспечение деятельности филиала    7
1.3. Финансовые результаты деятельности филиала    9
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ    11
2.1. Анализ факторов общего окружения    11
2.2. Анализ факторов операционного окружения
3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЛИАЛА    15
17
4. SWOT- АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА    19
5. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ    22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    29
ПРИЛОЖЕНИЯ    30

 
ВВЕДЕНИЕ

Формирование многоукладной образовательной системы и становление рынка образовательных услуг оказали существенное влияние на условия деятельности вузов. Внешняя среда функционирования вузов стала качественно иной: повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. У вузов возникла острая необходимость адаптации к жестким реалиям конкуренции. Управление высшим учебным заведением в этих условиях должно быть более приспособленным к рыночной саморегуляции. Поэтому все чаще говорят о необходимости стратегического подхода к управлению современным вузом.
Стратегическое управление – это деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей. Стратегическое управление вырабатывает не детальное описание внутреннего состояния компании и ее положения во внешней среде, а совокупность пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться компания в будущем (позиция на рынке, организационная культура и т.д.).
В настоящий момент область применения стратегического управления чрезвычайно многообразна. Она дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и времени.
Целью данной курсовой работы является выработка стратегии для филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г. Кирове. Для этого были проведены все этапы стратегического планирования: проанализирована внешняя и внутренняя среда организации, разработана миссия и определены цели развития филиала, выявлены 4 стратегических зоны хозяйствования, проведена оценка их стратегического положения, выработана стратегия филиала.
В результате были предложены направления деятельности филиала НОУ ВПО МПСИ в г. Кирове с целью сохранения сбалансированного положения во внешней среде.
Объектом исследования курсовой работы является филиал негосударственного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования Московского психолого-социального института  г. Кирове.
При написании работы были использованы научная и учебная литература по вопросам стратегического развития субъектов рыночной экономики, а также статьи периодических изданий, посвященные данной тематике.

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» В Г. КИРОВЕ
  1.1. Структура и система управления филиала

Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социального институт» в г. Кирове является обособленным структурным подразделением аккредитованного негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный институт», организованного на основании решения общего собрания Учредителей МПСИ 18 июня 1996 года, зарегистрирован Постановлением Администрации Первомайского района г. Кирова КО. № 2352 от 19.11.96 г., поставлен на учет налоговой инспекции по Первомайскому району 18 ноября 1996 г.
Структура Филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г. Кирове  представлена в Приложении 1.
Управление филиалом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2003 г.  № 264, Уставом ВУЗа и Положением о филиале. 
В компетенцию головного института входит решение следующих вопросов:
- контроль за организацией образовательной деятельности филиала;
- назначение директора филиала и определение условий трудового договора с ним;
- внесение изменений и дополнений в Положение о филиале;
- утверждение штатного расписания филиала;
- утверждение сметы, баланса и годовых результатов деятельности филиала, а также отчетов ревизионной комиссии;
- назначение членов ревизионной комиссии, определение размеров их вознаграждения;
- решение других вопросов управления филиалом, которые не отнесены к компетенции директора филиала;
- принятие решений о ликвидации и реорганизации филиала, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.
Общее руководство филиалом МПСИ осуществляет директор и выборный представительный орган – Совет филиала.
В филиале создан возглавляемый директором Совет филиала из числа должностных лиц, профессорско–преподавательского состава. Совет филиала в системе управления является коллегиальным совещательным органом и вырабатывает стратегию развития филиала, решает вопросы организации учебного процесса и выполняет экспертные функции.  
Основным структурным учебно-методическим и научным подразделением филиала, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу является кафедра. Функции кафедры определены Положением о кафедре. В филиале созданы следующие кафедры:
- экономики и менеджмента, заведующий кафедрой - кандидат экономических наук, доцент Бушмелева Г.В.; 
- психологии, заведующий кафедрой – кандидат психологических наук, профессор Ковров В.Н.
Руководство деятельностью кафедр осуществляют заведующие кафедрами. Заведующие кафедрами участвуют в работе всех подразделений филиала, на которых обсуждаются и решаются вопросы деятельности кафедр. Порядок деятельности кафедры определен Уставом института и Положением о кафедре. Заведующие кафедрами являются членами Совета филиала.
Подготовка специалистов осуществляется по заочной форме обучения; программам дополнительного образования. В соответствии с имеющейся лицензией осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием по специальностям: 
- 080105.65 Финансы и кредит;
- 080507.65 Менеджмент организации;
- 030301.65 Психология.
Оценка структуры подготовки специалистов и перспектив ее развития дается с учетом анализа динамики контингента студентов и приема по всем формам обучения и ступеням подготовки реализуемых филиалом основных образовательных программ.
На заочную форму обучения в 2005 году было набрано 179 студентов, в 2006 году - 72 студента, что составило 40,2%. В 2007 году принято 57 студентов, что составило 79,17% от предыдущего года. В 2008 году было набрано 65 студентов, что на 14% больше предыдущего набора, в 2009 году – 21 человек, т.е. 32,3% от показателя 2008г. Данный анализ свидетельствует о неустойчивой динамике набора студентов. В соответствии с этим можно сказать, что в филиале складывается сложная ситуация в связи с небольшим набором студентов, что связано в первую очередь с общей сложной демографической ситуацией.
Прием ведется на места с полным возмещением затрат на обучение.

1.2. Кадровое обеспечение деятельности филиала

Филиал обладает высокопрофессиональным кадровым составом. 
Средняя численность преподавателей за последние пять лет составила 59 человек. 
По качественной характеристике профессорско-преподавательский состав представлен следующими показателями:
- докторов наук, профессоров – 5 человек, что составляет 8,5% от общего количества профессорско-преподавательского состава;
- кандидатов наук, доцентов – 37 человек, что составляет 62,7% от общего количества профессорско-преподавательского состава.
- преподавателей и ассистентов без ученых степеней и званий – 17 человек, что составляет 28,8% от общего количества профессорско-преподавательского состава.
Преподавательский состав филиала НОУ ВПО «МПСИ» в г. Кирове за последние пять лет значительно помолодел, данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Возрастной состав преподавателей филиала НОУ ВПО МПСИ 
Всего преподавателей, человек    До 40 лет    От 41 до 50 лет    От 51 до 60 лет    Старше 60 лет
59    35,48%    37,1%    20,97%    6,45%

Профессорско-преподавательский состав кафедр по своему базовому образованию и научной квалификации соответствует профилю преподаваемых дисциплин. Большинство преподавателей гуманитарных и общих естественнонаучных циклов дисциплин имеет университетское образование. 
Отличительной особенностью филиала является привлечение к учебному процессу преподавателей – практиков, имеющих опыт непосредственного применения преподаваемых дисциплин в реалиях современности.
 Выросло количество молодых «остепененных» педагогов: так, с 2007 года 12 человек (16,9% от общего числа преподавателей филиала) получили степень кандидата наук (9 человек – кандидаты психологических наук, 2 чел. – кандидаты экономических наук, 1 чел. – кандидат философских наук). Петелина Е.А получила степень доктора экономических наук, Попов Ю.В. – доктора медицинских наук.
Таким образом, филиал обладает высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, что позволяет вести качественную подготовку специалистов. 
Для осуществления учебного процесса филиал располагает достаточной материально-технической базой. Филиал НОУ ВПО «МПСИ» в г. Кирове располагается в арендованном помещении, общей площадью 3977 кв.м. 
Филиал располагает следующей техникой: копировальный аппарат Canon – 2 шт., телевизор – 5 шт., видеомагнитофон – 3 шт., магнитофон – 5 шт., принтер – 5 шт., сканер – 1 шт., видеокамера – 2 шт., музыкальный центр – 3 шт., музыкальный комплекс «Вега» - 1 шт., фотоаппарат – 2 шт., автомобиль – 1 шт., видео и аудиоматериал – 15 комплектов, диапроектор – 3 шт.. 
В целом, можно сделать вывод, что материально-техническая база филиала позволяет вести качественную подготовку студентов по всем специальностям. Расширение материальной базы позволит существенно улучшить ситуацию в плане технического обеспечения учебного процесса в соответствии с существующими нормативными требованиями.[6].

1.3. Финансовые результаты деятельности филиала

Филиал в финансовых отношениях полностью подчиняется головному вузу. Головной вуз ежегодно утверждает смету, годовой баланс и штатное расписание. Филиал не может самостоятельно распоряжаться денежными средствами, поступающими от студентов за обучение, так как ежемесячно происходит их перераспределение с банковского счета филиала.
В таблице 2 представим финансовые результаты деятельности филиала за 2006-2008 гг.
Таблица 2 – Финансовые результаты деятельности филиала
Показатели    2006 г.    2007 г.    2008 г.    2008 г. к 2006 г., %
Доходы от обычных видов деятельности, тыс. руб.    2628    2337    2189    83,3
Затраты на осуществление образовательного процесса, тыс. руб.    1476    1629    1714    116,1
Прибыль от реализации образовательных услуг, тыс. руб.    1152    708    475    39,2
Рентабельность услуг, %    43,8    30,3    21,7    -22,1
Капитал учреждения, тыс. руб.    1945    2107    2198    113,0
Рентабельность капитала, %    59,2    33,6    21,6    -37,6

Таким образом, доходы филиала в 2008 году по сравнению с 2006 годом сократились на 16,7%, а расходы выросли на 16,1%. За рассматриваемый период сократились рентабельность услуг и рентабельность капитала. Но уровень рентабельности остается достаточно высоким.
Что касается маркетингового аспекта, то филиал постоянно проводит работу по продвижению вуза. Начиная с января каждого года, филиал подает рекламу в ведущих газетных изданиях: «Рro-Город», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» и др. Также филиал проводит Дни открытых дверей, выездные акции по продвижению услуг в районы Кировской области и республику Коми. 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ факторов общего окружения

Влияние на филиал оказывают в первую очередь тенденции развития сферы высшего профессионального образования. Появившееся огромное количество негосударственных учебных заведений способствовало возникновению конкуренции между вузами, которая, однако, не является жесткой, так как с ростом количества желающих получить высшее образование число вузов различных организационно-правовых форм также увеличивается, а давно существующие учебные заведения открывают новые специальности по современным направлениям. Главная цель создания негосударственных вузов заключается в ликвидации диспропорции в советской системе высшего образования, где только 25 % студентов изучали право, экономику, гуманитарные и социальные науки, а остальные 75 % получали специальности в области естественных и технических наук. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение специальностей обратное – для нормальной работы развитой рыночной экономики достаточно 20 % инженеров в числе выпускников. Однако в данной тенденции есть негативные стороны. Молодежь желает учиться по престижным специальностям (юриспруденция, менеджмент, экономика, психология и т.д.), а специальности технического профиля большей частью игнорирует. Так, сейчас 18,6 % негосударственных вузов готовит юристов, 17,3 % - менеджеров, 12,4 % - бухгалтеров, 10,4 % - экономистов. Возникла диспропорция между структурой подготовки и структурой спроса, т.е. общество пресыщается такими специалистами и в то же время испытывает потребность в работниках других профессий.[1]
Далее представлены основные показатели сферы высшего профессионального образования (табл.3).


Таблица 3 - Высшие учебные заведения (на начало учебного года)[11]
     2000/01    2003/04    2004/05    2005/06    2006/07    2007/08    2008/09
Число высших учебных заведений - всего    965    1039    1044    1071    1068    1090    1108
в том числе:                            
государственных и муниципальных    607    655    652    662    655    660    658
негосударственных    358    384    392    409    413    430    450
Численность студентов - всего, тыс. человек    4741    5948    6456    6884    7064    7310    7461
Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек:                            
Государственных и муниципальных    265,2    291,8    304,0    313,6    322,1    334,0    340,4
негосударственных    42,2    47,8    50,1    50,7    65,2    75,0    78

Исходя из данных таблицы видно, что, во-первых, за период 2000-2009 гг. численность студентов возросла в 1,5 раза, при этом число обучающихся в негосударственных вузах возросло более чем в 2,5 раза, а самих негосударственных вузов с 2000 г. стало больше на 14,8%. Однако численность студентов будет уменьшаться: начиная с 2008 г. число поступающих в вузы будет стабильно сокращаться, сегодняшние студенты — "дети перестройки", в период которой рождаемость была в два раза ниже смертности. Это может вызвать обострение конкуренции между вузами, включая слияния и поглощения. В ряде регионов ректораты университетов, предвидя этот процесс, уже начали активно развертывать целенаправленные кампании, вовлекая в них гимназии и лицеи с целью подготовки абитуриентов для себя. В ряде регионов стали складываться новые ассоциации — университетские округа, в рамках которых, под патронатом попечительских советов, делаются попытки достичь сбалансированной координации работы различных вузов с их филиалами, лицеев и гимназий. [2]
Средняя зарплата в сфере образования за годы российской независимости ни разу не превышала двух третей от общероссийской.
Тем не менее, 30 июня 2008 г. министр здравоохранения и социального развития Т. Голикова на брифинге по итогам заседания Правительства Российской Федерации объявила о переходе работников федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда с 1 декабря 2008 года. Новые системы оплаты труда ориентированы на стимулирование работников федеральных бюджетных учреждений к повышению качества и количества выполняемой работы, и призваны повысить эффективность работы сотрудников Основным результатом перехода на новые системы оплаты труда станет повышения качества услуг, оказываемых учреждениями бюджетной сферы. 
Следующий момент развития сферы высшего профессионального образования – его коммерциализация, что является мировой тенденцией. Рост сектора платного образования и увеличение числа частных вузов идет в мире с 1980-х годов. В России этот сектор появился с середины 1990-х годов и развивается очень быстрыми темпами. В 2009 году удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение вырос на 1,4 процентного пункта по сравнению с 2008г. и составил 58,9% от общего числа принятых.[10]
В 2009г. доля принятых в негосударственные ВУЗы студентов увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 17,7%. Платных образовательных услуг населению в 2009г. было оказано на 231,7 млрд. рублей, или на 5,8% больше, чем в 2008 году. Связано это с сокращением числа бюджетных мест в государственных вузах и соответственно с увеличением конкурса при поступлении.[11]
Немаловажна и политика государства в области высшего профессионального образования. Во-первых, это касается введения ЕГЭ (единого государственного экзамена) на всей территории России с 2009 года. В 2009 году впервые не вузы решают, какие экзамены сдавать абитуриентам, а министерство образования и науки РФ. В любой университет или институт при поступлении на определенную специальность нужно будет предъявлять один и тот же набор свидетельств о сдаче ЕГЭ.
По мнению министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, России нужно укрупнять вузы, чтобы повышать качество высшего образования: «Для дальнейшего повышения качества высшего образования в России необходимо укрупнение вузов». В последнее десятилетие в стране, в первую очередь, в небольших городах, появилось много вузов и филиалов. «В них читают лекции и ведут занятия одни и те же преподаватели, нередко качество учебного процесса оставляет желать лучшего», - сказал министр. По его словам, у крупных вузов гораздо больше возможностей давать качественное образование. Не случайно в международном рейтинге лидирующие позиции занимают именно крупные вузы.[5]
Следующий фактор внешнего окружения, оказывающий влияние на институт – демографическая ситуация стране. В Кировской области численность населения неуклонно сокращается: в 2008 году по сравнению с 2003 годом она снизилась на 3 % и составила 1538 тысяч человек.  
Также влияние оказывает и экономическая ситуация в области. Среднемесячная заработная плата в Кировской области в 2008 г. составила 8057 рублей, тогда как в соседних регионах она превысила 10 000 рублей. В сегодняшних условиях есть риск не только снижения заработной платы, но и увеличения уровня безработицы (в 2008 году – 8,4%, 2007 год – 7,7%). Негативным фактором является и общероссийский рост потребительских цен. 
Влияние на деятельность филиала также оказывают тенденции развития сферы психологии. Рынок психологических и смежных услуг на сегодня достаточно развит в нашей стране и присутствует динамика его увеличения. Присутствуют и давние игроки и периодически появляющиеся конкуренты и «партизаны» (участники, появляющиеся неожиданно и нацеленные строго на одно направление). В плане психологической помощи есть, как и частные специалисты, так и специальные центры и объединения. Другое направления это улучшения навыков (большей частью психологических/личностных), также эффективности персонала и руководителей. Это частные консультации и коучинг, групповые тренинги. Высокий рост услуг связанных с личностным ростом и эффективностью связан напрямую с бизнесом, потому что от эффективности определённых людей напрямую зависит доход компании и руководители всё больше это понимают. 
Сейчас на рынке происходят определённые тенденции, связанные с кризисной ситуацией и поэтому тенденции спроса можно только назвать отрицательными в сфере обучения, тем более в программах обучения, где не звучит слово «кризис», «кризисный». Но в то же время спрос на психологическую помощь и антистрессовые программы возрос. Депрессии у людей начали накапливаться и смешиваться, например депрессия сезонная смешивается с депрессией, которую показывают и создают СМИ, с депрессией на работе и так далее. Это в свою очередь у особо сознательных личностей и создаёт необходимость посетить специалиста. [9]
Таким образом, на институт оказывает влияние множество факторов: политический, демографический, экономический, тенденции развития сферы образования и психологических услуг.

2.2. Анализ факторов операционного окружения

Потребителями образовательных услуг высшего профессионального образования являются жители г. Кирова, Кировской области  и ближних регионов в возрасте 17 – 45 лет. В основном это те, кто не прошел по конкурсу в государственные вузы, кто желает получить второе и третье высшее образование.
На рынке высшего профессионального образования Кировской области сложилась жесткая конкуренция. На данный момент в Кирове работает более 20 представительств, филиалов, государственных и негосударственных вузов. Рассмотрим основных конкурентов филиала НОУ ВПО МПСИ в г. Кирове (Приложение 2).
Филиал НОУ ВПО МПСИ в г. Кирове не имеет большого ассортимента образовательных услуг, однако превосходит конкурентов по стоимости обучения. По специальности «Психология» филиал находится в выигрышном положении, так как стоимость обучения составляет 25 000 рублей за год, а по специальностям «Менеджмент организации» и «Финансы и кредит» . – 25 400 рублей. Это самая низкая стоимость обучения в городе. Самая высокая стоимость по специальностям «Менеджмент организации» и «Финансы и кредит» в ГОУ ВПО ВГГУ – 30 000 рублей, по специальности «Психология» конкуренция невелика и самая высокая стоимость обучения предлагается АОУ МВЕУ – 26 000 рублей за год.
 
3. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ФИЛИАЛА

Разобьем  деятельность филиала  по функциональным направленностям: оказание услуг, маркетинг, финансы, кадры, инновации. 
По каждой функциональной направленности выявим экспертным путем 4-5 основных проблем. 
Корневая проблема оказывает основное влияние на остальные и является проблемой, вызывающей остальные.
Узловая проблема – является следствием воздействия на неё корневой и возникновения результирующей.
Результирующая проблема возникает в результате влияния всех окружающих факторов.
В таблице 4 представим список всех основных проблем филиала. Корневая проблема выделена жирным шрифтом.

Таблица 4 – Функциональные проблемы филиала
Функциональные направления    Проблемы
Финансовые проблемы    - снижение показателей рентабельности
    - сокращение прибыли
    - сокращение доходов
    - увеличение затрат
    - сокращение числа обучающихся
Производственные проблемы    - сокращение числа обучающихся
    - рост арендной платы
    - недостаток учебных площадей
    - недостаток учебно-методической литературы
Маркетинг    - высокая конкуренция
    - недостатки в политике продвижения образовательных услуг
    - недостатки в рекламной политике
    - снижение численности потребителей услуг
Кадры    - невысокий уровень заработной платы преподавателей
    - высокая загруженность педагогов
    - слабая мотивация персонала
    - недостаточно хорошие условия труда

Таким образом, корневой проблемой в работе учреждения является сокращение численности студентов. В результате чего сокращаются доходы филиала, растут затраты, низкая зарплата преподавателей, нет свободных денежных средств для проведения маркетинговых мероприятий и т. д.
Результирующей проблемой является снижение прибыли и сокращение рентабельности.
На рис.2 представим схематично взаимосвязь корневой, узловых и результирующих проблем.

 

 

 

 

 

 


          Рисунок 2 – Взаимосвязь проблем филиала

 

 

 

4.  SWOT-АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА

Каждый год перед тысячами молодых людей встает вопрос: «Куда пойти учиться? Кем быть?». Выбор дальнейшей жизни, которую определяет будущая профессия, очень важен. Диплом о высшем образовании – это не просто документ: это годы студенческой жизни, новые знания, новые друзья. Всегда хочется, чтобы воспоминания о студенческой поре были только приятными и вызывали уверенность, что время было потрачено с пользой. Филиал НОУ ВПО "Московского психолого-социального института" в г. Кирове еще молодое учебное заведение, но у нас есть уже свои традиции, главная из которых – ВСЕ ДЛЯ СТУДЕНТА.
Основанный в 1996 году как филиал «Московского психолго-социального института» стал одним из первых негосударственных вузов Ижевска. Он стал воплощением современных тенденций высшего образования. Каждый день институт побеждает в конкурентной борьбе предлагая только лучшие учебные программы, привлекая к работе лучших преподавателей, используя современные технологии и оборудование.
Базовыми принципами деятельности института являются фундаментальность, качество, непрерывность и преемственность образования и науки, единство обучения, исследований и воспитания, интеграция в региональное и мировое научно-образовательное сообщество.
Институт стремится обеспечить удовлетворение потребностей общества и личности путем расширения доступа и охвата молодежи различными уровнями и ступенями профессионального образования, способствует удовлетворению потребностей развивающейся экономики региона и страны в целом для обеспечения кадрами различных сфер экономики.
Для определения стратегических возможностей филиала института необходимо составить матрицу SWOT (табл.5).

Таблица 5 – SWOT-анализ филиала
    Возможности
1.    Заключение договоров о сотрудничестве с ссузами города и республики.
2.    Закрытие представительств прочих негосударственных вузов.
3.    Рост спроса на психологические консультации.
4.    Рост спроса на курсы повышения квалификации.
5.    Введение ЕГЭ как обязательного выпускного экзамена.    Угрозы
1.    Ужесточение лицензионных требований к филиалам негосударственных вузов.
2.    Сокращение численности выпускников школ и желающих получить второе высшее образование.
3.    Снижение доходов населения.
4.    Рост инфляции.
5.    Рост уровня заработной платы преподавателей по основному месту работы.
6.    Перенасыщение рынка труда выпускниками по специальностям института.
Сильные стороны
1.    Высокая квалификация преподавателей.
2.    Филиал расположен в центральной части города.
3.    Ценовое преимущество.
4.    Занятия проводят именитые профессора, преподаватели головного вуза.
5.    Один из первых негосударственных вузов в Ижевске, имеющий богатый опыт по предоставлению образовательных услуг.    ПОЛЕ «СИВ»    ПОЛЕ «СИУ»
Слабые стороны
1.    Слабое финансовое положение.
2.    Отсутствие собственных площадей, большие затраты на аренду в центре города.
3.    Слабая реклама.
4.    Жесткая финансовая политика головного вуза.
5.    Низкая оплата труда профессорско-преподавательского персонала.    ПОЛЕ «СЛВ»    ПОЛЕ «СЛУ»

Таким образом, сильные стороны филиала позволят реализовать такие возможности как увеличение спроса на психологические консультации, подготовительные курсы по ЕГЭ, курсы повышения квалификации. Для этого в филиале имеется материально-техническая база, опыт и квалифицированные преподаватели. Однако даже при закрытии представительств прочих негосударственных вузов филиал не сможет увеличить численность студентов из-за слабой рекламы и собственных площадей.
Такая сильная сторона, как низкая стоимость обучения позволит минимизировать влияние угроз снижения доходов населения и роста инфляции.
При сочетании такой слабости филиала, как низкая оплата труда преподавателей и роста их заработной платы по основному месту работы может привести к оттоку преподавателей из филиала и снижению числа квалифицированных преподавателей.
Наибольшая угроза, с которой филиал не в силах справиться самостоятельно – это ужесточение лицензионных требований органами государственной власти и ухудшение демографической ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

В результате анализа деятельности филиала было выделено 4 стратегических зоны хозяйствования:
- предоставление образовательных услуг высшего профессионального учреждения;
- подготовительные курсы по ЕГЭ для школьников 10 – 11 класса;
- консультативный психологический центр;
- курсы повышения квалификации для психологов.
Рассмотрим основные стратегические направления развития филиала:
1 – предоставление образовательных услуг высшего профессионального учреждения.
Для построения матрицы Дженерал Электрик – МакКинзи рассчитывается привлекательность СЗХ (стратегическая зона хозяйствования) – формула (1) и конкурентный статус фирмы – формула (2).
Привлекательность СЗХ рассчитывается по формуле: 
                                        СЗХ = αG+βP+γO-T,                (1)
где α, β, γ,  - коэффициенты, которые определяются управляющими для обозначения относительного вклада каждого фактора.
                                                КСФ=1/3(Rf/Ro+Sf/So+Cf/Co),            (2)
где Rf, Ro – рентабельность работы организации в СЗХ и оптимальный уровень возможной рентабельности в будущем;
Sf/So – стратегический норматив;
Cf/Co – норматив возможностей [3].

Для оценки привлекательности СЗХ в соответствии с методикой были определены возможные изменения тенденции спроса, изменения рентабельности, влияние благоприятных и неблагоприятных факторов (Приложение 3).
СЗХ 1= 0,350,1+ 0,35(-0,08)+0,150,8+0,15(-0,4)=0,067
КСФ=1/3(0,4+0,44+0,6)=0,48
2    - подготовительные курсы по ЕГЭ для школьников 10 – 11 класс.
В данном случае также была проведена оценка привлекательности СЗХ и определен конкурентный статус организации (Приложение 3).
СЗХ = 0,31+ 0,30,5+0,21,67+0,2(-2)=0,384
Rf/Ro= 0,4/0,5=0,8
КСФ=1/3(0,8+0,52+0,66)=0,66
3    - консультативный психологический центр. 
В среднем стоимость индивидуальной консультации колеблется от 1 000 до 3 500 рублей за час, консультация семейного психолога по проблемам семьи и взаимоотношений партнеров от 1 500 до 3 500 рублей за час, консультация детского психолога по проблемам ребенка и детско-родительским отношениям от 500 до 2 500 рублей.
Филиал НОУ ВПО МПСИ в г. Кирове предлагает индивидуальное и групповое консультирование, проведение психологических тренингов. Особенностью центра является консультирование и психокоррекция детей с применением песочной терапии, арт - терапии и сказкотерапии.
Тренинги проводятся по следующим программам:
- тренинг личностного роста;
- тренинг коммуникативных навыков;
- тренинг общения;
- ренинг арт-терапии;
- «Денежный тренинг»;
- «Всегда женщина».
Стоимость зависит от конкретного тренинга и варьируется от 500 до 2 500 рублей с человека.
Далее была проведена оценка привлекательности СЗХ и конкурентного статуса организации (Приложение 5)
Привлекательность СЗХ = 0,30,9+ 0,3(-0,1)+0,22,3+0,2(-0,6)=0,58
Rf/Ro= 0,4/0,7=0,57
КСФ=1/3(0,57+0,67+0,66)=0,63
4    - курсы повышения квалификации для психологов
В соответствии с методикой была определена привлекательность данной СЗХ – 0,55 и конкурентный статус организации – 0, 62, что говорит о положении данной СЗХ в квадранте «Средний бизнес» (Приложение 6).
Привлекательность СЗХ = 0,31+ 0,30,17+0,22+0,2(-1)=0,55
Rf/Ro= 0,3/0,5=0,6
КСФ=1/3(0,6+0,64+0,61)=0,62
Модель Дженерал Электрик – МакКинзи представляет собой матрицу для сравнительного анализа стратегических позиций направлений хозяйственной деятельности организации.
Ниже приведена матрица для СЗХ филиала НОУ ВПО МПСИ в г. Кирове (рис.3).

 
Рисунок 3 – Матрица Дженерал Электрик – МакКинзи для филиала НОУ ВПО МПСИ в г. Кирове
Как видно из рис.2 СЗХ 1 попала в зону с низкой привлекательностью СЗХ и средней конкурентной позицией, или в зону «проигравший 2». Для данной позиции никаких сильных сторон или возможностей не характерно. В такой ситуации организации целесообразно сконцентрировать усилия на снижении риска, защите своего бизнеса в наиболее прибыльных областях рынка.
Остальные СЗХ находятся примерно на одной позиции, называемой «средний бизнес». Такое положение определяет осторожную стратегическую линию поведения: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.
В данном случае предлагается постепенно отказаться от образовательных услуг высшего профессионального образования или оставить лишь наиболее востребованные специальности – «Менеджмент организации», «Психология». 
СЗХ 2 имеет хорошие перспективы, так как с 2009 года ЕГЭ перестал быть экспериментом и вводится как обязательный аттестационный экзамен. Снижение качества образования в средней школе также способствует развитию данной СЗХ.
СЗХ 3 – организация консультативного психологического центра перспективна особенно в условиях кризиса, так как обостряются проблемы личностного характера, проблемы в бизнесе, которые требуют незамедлительного решения.
Возможно успешное развитие направления по организации курсов повышения квалификации. Связано это с тем, что при аттестации школьных психологов, а также при приеме на работу аттестационная комиссия или работодатель требует дипломы о повышении квалификации. Наибольшую долю рынка здесь занимает «Институт усовершенствования учителей», однако как отмечают многие психологи, курсы данного учреждения неизменны на протяжении многих лет, скудны и малоинтересны. Посещение Санкт-Петербурга или Москвы могут позволить себе немногие. В это ситуации филиал предлагает авторские курсы по наиболее популярным направлениям в психологии.
В результате анализа СЗХ и построения матрицы Дженерал Электрик – МакКинзи была определена наиболее привлекательная СЗХ – Консультативный психологический центр, с предполагаемой долей рынка 20%.
Для реализации данной стратегии необходимо сформулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели.
Долгосрочные цели:
- увеличение прибыли до 20% от выручки к 2015 г.;
- увеличение доли рынка до 20% к 2015 г.;
- укрепление финансовой устойчивости, повышение коэффициента абсолютной ликвидности до отраслевого значения к 2015 г.;
- приобретение здания в собственность;
- разработка авторских тренингов и программ группового консультирования к 2015 г.;
- увеличение численности персонала, повышающего квалификацию до 35% от общего числа персонала в год к 2015 г.;
- организация бесплатной скорой психологической помощи пенсионерам к 2015 г.
Краткосрочные цели:
- увеличение прибыли до 10% от выручки к 2012 г.;
- увеличение доли рынка до 15% к 2012 г.;
- оптимизация соотношения кредиторской и дебиторской задолженности;
- подбор пяти вариантов приобретения зданий в собственность;
- повышение качества обслуживания клиентов, уменьшение количества рекламаций до 1% от общего числа клиентов;
- подготовка проекта фонда скорой психологической помощи пенсионерам и т.д. 
Для реализации данной стратегии необходимо осуществить следующие мероприятия (табл.6).

Таблица 6 – Основные мероприятия по реализации стратегии – организация консультативного психологического центра
№ п/п    Мероприятие    Ответственное лицо    Сроки реализации мероприятия
1.        Создание рабочей группы по организации консультативного центра из числа методистов и преподавателей института    Директор, Совет филиала    15.01.2010 – 30.01.2010
2.        Анализ персонала и оценка необходимости привлечения дополнительных психологов - консультантов    Рабочая группа    02.02.2010 – 13.02.2010
3.        Формирование персонала и структуры управления консультативного центра    Директор    16.02.2010 – 21.02.2010
4.        Оборудование кабинетов для проведения консультаций    Рабочая группа    16.02.2010 – 13.03.2010
5.        Закупка необходимых методик для проведения консультаций    Ведущий психолог консультативного центра    23.02.2010 – 13.03.2010
6.        Проведение рекламной кампании по продвижению консультативного центра    Рабочая группа    02.03.2010 – 28.03.2010
7.        Набор детской группы психологической подготовки к школе    Ведущий психолог консультативного центра    16.03.2010 – 11.04.2010

Полноценная работа консультативного психологического центра начнется  с 13.04.2010 года.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время выработка и реализация фирменной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний.
В этой связи возросла роль стратегического анализа, как инструмента дающего базу для принятия стратегических решений. Появление новых методов анализа является важным источником повышения конкурентоспособности фирмы, помогая ей в рамках неопределенности четко выработать основные направления деятельности.
Стратегический анализ требует понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Хорошо проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.
В работе была разработана стратегия развития филиала НОУ ВПО МПСИ в г. Кирове. Данный филиал оказывает образовательные услуги по психологии и экономике в г. Кирове. 
С каждым годом отмечается сокращение численности студентов. И как результат этого сокращается прибыль филиала, рентабельность активов и образовательных услуг. Основной проблемой учреждения является  сокращение прибыли филиала.
Для увеличения прибыли филиалу можно предложить создание центра по оказанию психологической помощи. 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.    Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»/ А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2008. – 464 с.
2.    Глазычев В. Высшее образование в России: направления развития.// http://www.archipelag.ru
3.    Кузнецов А.Л. Менеджмент организации [Текст]: учеб. Пособие / А.Л. Кузнецов, Л.В. Васильева. – Ижевск: Изд-во Иж

Добавил: Демьян |
Просмотров: 243
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba