СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 1.1. Понятие структуры национального хозяйства Структура национального хозяйства – это сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов с соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны. Экономика должна изучать домашнее, семейное хозяйство, фирмы, а также комплексные единицы: отрасли, группы отраслей – комплексы, сектора, сферы (например, сфера услуг или банковская) . Анализ хозяйственного функционирования национальной рыночной экономики сегодня основывается на технике Система Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования. По СНС экономика состоит из следующих основных секторов: 1. нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор); 2. финансовые учреждения и корпорации; 3. государственные предприятия и учреждения; 4. частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; 5. домашние хозяйства; 6. остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи . СНС включает в валовой продукт, национальный доход не только объем товаров, производимых в сфере материального производства, но и услуги. Оптимальная структура национального хозяйства страны создается в результате эффективной многолетней экономической политики, учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности развития мирового хозяйства. Для российской государственной политики данное направление трансформации федерального хозяйства оказалось одним из самых сложных и мало результативным. 1.2. Структура национального хозяйства России В начале 90-х гг., когда произошла смена целей и задач функционирования экономики России, ее структура имела гипертрофированное развитие ОПК и сопряженных с ним отраслей промышленности, непропорционально низкий уровень производства товаров народного потребления и в сфере услуг. Сырьевые отрасли во многом компенсировали слабость этих отраслей, частично это достигалось за счет низких запросов населения, частично – за счет минимальной дифференциации общества, не характерных для развитого хозяйства. Провозглашенные в 1992 г. меры по улучшению структуры народного хозяйства – развитие передовых отраслей промышленности, увеличение производства потребительских товаров и услуг, уменьшение доли ОПК, сырьевых отраслей в общем объеме ВВП – практически реализовать не удалось. Создание элементов рыночной инфраструктуры – одно из немногих позитивных изменений (табл. 1) . Таблица 1 Счет производства по отраслям (валовой выпуск в текущих ценах к итогу, %) Отрасли 1989 г. 1994 г. 1997 г. 1999 г. Производство товаров, в том числе по отраслям: 100,0 100,0 100,0 100,0 промышленность 68,3 66,8 68,0 71,2 сельское хозяйство и лесное хозяйство 17,5 14,6 14,7 13,5 строительство 13,3 17,8 16,0 14,4 прочие виды материального производства 0,9 0,8 1,3 0,9 Производство услуг, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 рыночные услуги в отраслях, из них: 51,1 66,1 72,0 68,5 транспорт 20,6 14,8 17,8 16,2 связь 1,5 1,8 2,8 3,1 торговля и общественное питание 10,1 26,4 26,6 29,6 жилищно-коммунальное хозяйство 9,9 4,7 12,3 12,2 финансы, кредит, страховое и пенсионное обеспечение 1,4 10,1 2,4 1,8 нерыночные услуги в отраслях, из них: 48,9 33,9 28,0 31,5 наука и научное обслуживание 9,8 1,3 1,0 2,2 здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение 7,4 5,0 6,0 7,3 образование, культура и искусство 12,0 7,1 6,2 7,5 оборона и управление 17,6 11,1 9,9 12,7 За годы реформирования произошли изменения в основных макроэкономических пропорциях страны. Обеспечение общественных потребностей в переходный период не имеет адекватного механизма. Противоречия между различными секторами и имеющимися у правительства ресурсами для решения общественных потребностей являются одними из самых сложных. Научно-технический потенциал страны, высокий образовательный ценз населения, необходимость срочного решения экологических нарушений сейчас не соотносятся с оставшимися у государства ресурсами. Быстрое падение материального производства в РФ происходило в соответствии с законами рынка и при минимальном регулировании этого процесса правительством. Радикальная экономическая реформа вызвала в России, прежде всего, огромный рост цен и дефицит государственного бюджета. После принятия "разрешительных" решений – почти полного отказа от контроля над ценами и разгосударствления собственности – правительство стало пытаться ограничивать рост расходов, увеличить доходы, т.е. сбалансировать существование своих бюджетных отраслей и унитарных предприятий с негосударственным сектором. Одна из главных пропорций в реальной сфере – это соотношение между промышленностью и сельским хозяйством.. Если в 1970 г. сельское хозяйство производило 30,1% от объема производства промышленности, в 1990 г. – 48,3, то в 1994 г. – 19,2 %. После 1998 г. доля аграрного сектора стала расти, и в 1999 г. она составила 21,2% . В 90-е годы шло формирование отраслевой структуры экономики, характерное для полуколониальной, развивающейся страны. Разбухшая за годы реформ сфера посреднических и торговых услуг – это одно из немногих "достижений" в трансформации хозяйства. Сфера услуг существует и расширяется за счет суженной сферы материального производства, т.е. благодаря тому, что посредники и их фирмы паразитируют на промышленности и сельском хозяйстве. Таким образом, современная структура национального хозяйства России по сравнению с концом 80-х гг. еще больше не соответствует структурам развитых государств, и задача ее реформирования, по всей видимости, выходит на первое место череды целей государственного регулирования. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 2.1. Основные направления структурной политики К направлениям структурной политики государства следует отнести следующие: направления развития промышленности и её отраслей, научно-техническая и инновационная политика; политика в сфере развития «новой экономики»; развитие телекоммуникационной и информационной инфраструктуры; агропродовольственная политика; развитие транспортного комплекса; развитие транспортной инфраструктуры; реструктуризация естественной монополии на железнодорожном транспорте; транспорт нефти и нефтепродуктов; структурные изменения в электроэнергетике; структурные изменения в газовом комплексе; структурные изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве; реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) . К основным направлениям структурной политики следует отнести: • развитие транспортной сети, телекоммуникаций и связи; • развитие жилищно-коммунального хозяйства; • программы энерго- и ресурсосбережения; • информатизацию и развитие экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции . Развитие транспортной сети. Необходимо обеспечить разработку единой общегосударственной программы развития и реконструкции транспортной инфраструктуры. Предусматривается реализация программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитие коммуникации страны на направлениях Запад-Восток и Север-Юг, включая Транссиб и Северный морской путь. Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Должна быть решена задача обеспечения притока инвестиций в отрасль, достигаемая за счет привлечения прямых инвестиций через механизм концессий, а также заимствований на региональном и муниципальном уровне. При этом со стороны федеральных органов власти следует обеспечить мониторинг процессов инвестиционных проектов в этой сфере, поскольку в противном случае издержки преодоления катастроф, связанных с деградацией инженерных сетей, будут перекладываться на федеральный бюджет. Энерго- и ресурсосбережение. Данная программа должна поддерживаться государством прежде всего: • в части создания стимулов для перехода на энергосберегающие технологии – в первую очередь за счет ликвидации скрытого субсидирования газа и электроэнергии через неплатежи, а также через отказ от искусственного сдерживания цен на энергоносители на внутреннем рынке; • в части распространения информации о наиболее эффективных технологиях в сфере ресурсосбережения. Большое значение для инициирования инвестиций в сфере энергосбережения, включая выбор наиболее эффективных отопительных систем в сфере ЖКХ является разработка прогнозного топливного баланса, и объявления прогнозного соотношения цен на услуги естественных монополистов – поставщиков газа и электроэнергии. Развитие сферы услуг. В качестве основных направлений развития сферы услуг можно выделить: • международные перевозки (включая транзит); • иностранный туризм; • услуги сферы культуры; • высшее профессиональное образование; • разработку программного обеспечения; • консультационные и информационные услуги . Спрос на услуги в разработке программного обеспечения будет возрастать как в связи с развитием процессов информатизации страны, так и развитием услуг по “оффшорному программированию” - то есть разработку программного обеспечения по заказу зарубежных фирм, действующих в этой сфере. Развитие услуг в сфере образования и культуры несет очевидные положительные внешние эффекты. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного сокращения доли лиц, занятых в промышленном секторе экономики. Деятельность консалтинговых фирм важна для распространения организационно-управленческих нововведений, обеспечивающих повышение гибкости производства и создание динамических факторов конкурентоспособности и экономического роста. Целесообразно осуществить программу мер по развитию консалтинговых услуг, предусмотрев: • создание системы раскрытия информации о деятельности фирм, действующих на рынке консалтинговых услуг; • создание и финансирование системы подготовки специалистов в области управленческого и инвестиционного консультирования на базе государственных высших учебных заведениях. Должно быть создано единое информационное поле, облегчающим ориентацию предпринимателей в вопросах доступа к финансированию (кредитному и венчурному), доступу к маркетинговой информации. Таким образом, структурная политика будет направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить "традиционные" экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также "новые" экспортные отрасли в сфере услуг. 2.2. Влияние структурной политики на экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики Чтобы повысить экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики, структурная политика государства должна быть переориентирована с оказания поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку "новых" секторов (прежде всего инновационных и информационных секторов), стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий. На структурную перестройку экономики должна быть нацелена и приватизация. Государство должно стимулировать диверсификацию экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной . Правовой статус более чем 14 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики. В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества. Иными словами, Правительство РФ считает, что государственные предприятия неэффективны не в силу присущих им недостатков, устаревших технологий, или негодного управления, а в силу их правового статуса. Такой подход к судьбе ФГУПов является зримым воплощением политики на отказ от помощи «неэффективным предприятиям». К 2004 году их число должно сократиться до 1,5-2,5 тысяч. Каким образом, передача этих предприятий из государственного ведения в частное, усилит экономику страны, не ясно, как отмечает С. Кузьмин . Очевидно, что развитие промышленности и экономики России стоит на развитии науки и технологии. Правительство России это признает и ставит развитие высоких технологий во главу угла экономического развития. Однако, делает нечто противоположное своим же заявлениям, сокращая и без того невысокую долю в госбюджете расходов на фундаментальные исследования и на развитие промышленности. Иными словами, оно фактически отказывается от участия в развитии высоких технологий, отказывается от их поддержки и гарантии, и пускает этот процесс на самотек . Влияние структурной политики на развитие экономики происходит через достижение четырех взаимосвязанных целей : 1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг. 2. Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов. 3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики "переходного типа" (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики. 4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий. ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 3.1. Социально-экономические проблемы России в условиях перехода к рынку Итоги социально-экономического развития страны в 1999-2000 годах свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции - на 24 процента, объем инвестиций в основные фонды - на 24 процента. Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ - продолжался рост доходов, возрос уровень потребления, произошло резкое снижение забастовочной активности . После августовского кризиса 1998 г. сложился ряд объективных предпосылок для начала общеэкономического подъема. Благодаря проведению осторожной денежно-кредитной политики и сдерживанию роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий девальвация рубля не привела к раскручиванию инфляционной спирали. В этих условиях отставание роста внутренних цен от масштабов девальвации повысило конкурентоспособность российской продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что способствовало улучшению платежного баланса и дало мощный импульс к подъему отечественного производства и оживлению деловой активности во всех сферах экономики. Другими факторами, оказавшими позитивное влияние на экономику, стали перемены в микроэкономической среде и мотивации экономических агентов. За прошедшие годы все большая часть предприятий стала приспосабливаться к рыночным условиям, существенно изменился характер их хозяйственной деятельности: снизился удельный вес нерыночных расчетов особенно по естественным монополиям, второй год подряд растет прибыль. Способствуя поддержанию макроэкономической стабильности, бюджетная политика государства стала более взвешенной, бюджет стал сводиться с общим профицитом, что позволяет последовательно снижать долговую нагрузку на будущие поколения. Несмотря на рост инвестиций в 1999-2000 годах, сохраняется деформированность их структуры в сторону энергосырьевого сектора и транспорта. В 1999 году на них пришлось 40 процентов от общего объема инвестиций (в начале 90-х годов эта доля составляла около 30 процентов, а в предыдущие десятилетия - 20-25 процентов). Такой "перекос" в сторону энергосырьевого сектора при отсутствии адекватного растущей экономике межсекторального перетока капитала консервирует отсталость ее перерабатывающих секторов, значительно усложняет задачу модернизации экономики . Расчет на дальнейшую эксплуатацию благоприятных внешних факторов не может гарантировать поддержания устойчивых темпов роста. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ. Ключевой особенностью развития российской экономики в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства. Это будет происходить в условиях значительного масштабного отвлечения ресурсов на обслуживание внешнего долга и обеспечение безопасности страны. Модернизация экономики потребует также увеличения национальных расходов на развитие науки и образования, социальной инфраструктуры. Другая особенность - усиление ограничивающего воздействия на темпы экономического роста со стороны сложившейся неэффективной структуры промышленности и недостаточного объема инвестиций в реальный сектор. 3.2. Цели и задачи структурной политики России В ближайшей и среднесрочной перспективе на пути достижения высоких и устойчивых темпов экономического Россия может столкнуться с двумя основными проблемами: ресурсными ограничениями (в частности, энергетическими) и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров как на внутреннем, так и на мировом рынках. И первая и вторая проблемы связаны, прежде всего, с "утяжеленной" структурой экономики, основанной на традиционных отраслях промышленности, а также с низкой производительностью труда и высокой ресурсоемкостью большинства секторов российской обрабатывающей промышленности. В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной как на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, так и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения структурных сдвигов, хотя и требует принятия мер уже в настоящее время, не может быть решена в короткие сроки, и будет являться приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Актуальность стимулирования роста эффективности и снижения ресурсоемкости производства товаров и услуг определяется рядом факторов, действие которых уже ощущается, и будет усиливаться в ближайшие годы: • практически исчерпаны резервы импортозамещения, возможности для которого были созданы девальвацией национальной валюты в 1998 году; • необходимость сохранения умеренных темпов инфляции при нынешней конъюнктуре мирового рынка и состоянии торгового баланса не позволит проводить политику "слабого рубля"; реальное удорожание национальной валюты будет способствовать ужесточению конкуренции с импортом на внутреннем рынке и условий экспорта российской продукции; • повышение тарифов (в первую очередь энергетических), в том числе и как следствие реформирования естественных монополий и либерализации рынка приведет к росту издержек в энергоемких и ресурсоемких отраслях промышленности, использующих морально и физически устаревшие технологии и фонды. Основными целями политики, направленной на повышение конкурентоспособности экономики будут : • содействие развитию отраслей и секторов с высокой производительностью труда и низкими удельными материальными затратами, в том числе секторов «новой экономики»; • стимулирование повышения эффективности действующих предприятий за счет ресурсо- и энергосбережения; • содействие повышению качества отечественной продукции, сокращение разрыва в техническом уровне между Россией и другими промышленно развитыми странами; • реформирование государственного сектора экономики и управления государственной собственностью. Достижение этих целей требует усилий по обеспечению притока инвестиций, направленных на модернизацию и замену производственного аппарата, усиления инновационного характера развития, а также мер по поддержанию и созданию общеэкономической инфраструктуры (транспортной, производственной, системы профессионального образования и т.д.), необходимой для снижения транзакционных издержек в экономике и повышения ее эффективности. В долгосрочной перспективе основными механизмами, обеспечивающими эти тенденции, будут развитие конкуренции и создание благоприятного инвестиционного климата. Вместе с тем, самый благоприятный инвестиционный климат не в состоянии заставить инвестора вкладывать деньги в заведомо нерентабельные и неэффективные производства. В этой связи в среднесрочной перспективе и на период до 2010 года основными задачами структурной политики государства являются : • исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов; • повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики; • содействие развитию системы высшего и среднего специального образования, адекватного потребностям модернизации традиционных и развития «новых» секторов экономики; • снижение транзакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности; • стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса; • сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом; • повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; • реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках. Таким образом, во многом структурная перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста. Стратегической целью в развитии "новой экономики" России должно стать создание современных отраслей, основанных на использовании информационных технологий, сохранение научного потенциала и повышение конкурентоспособности российской экономики. Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических задач – таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения делает экономически рациональной и реализуемой стратегию структурного маневра, основанного на сценарии «активного позиционирования на рынках». Эта стратегия базируется на постепенном изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ предприятий и производств, конкурентоспособных на мировом рынке, при последовательном распространении импульсов роста в смежные отрасли промышленности и другие народнохозяйственные комплексы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотренные вопросы структурной политики России, позволили сделать вывод, что основной целью структурной политики государства на следующее десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировых рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг. Практические возможности достижения этой цели тесно связаны с определением оптимального сценария структурных сдвигов, а также с теми инструментами и механизмами, которые государство будет применять в ходе реализации структурной политики. Важной составляющей структурной политики, имеющей самостоятельное значение, является регулирование отраслевых рынков. Такое регулирование предполагает: 1. формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, что должно происходить не только в масштабе всей экономики, но и в масштабе отдельных отраслевых рынков. 2. стимулирование экономического роста на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов. 3. поддержку формирования эффективных предприятий (что связано как с интеграционными процессами, так и с освобождением предприятий от “отягчающих” элементов их имущественных комплексов). В условиях хронического недостатка инвестиционных и оборотных средств предприятий и огромных разрывов в доходности бизнеса между отраслевыми рынками межотраслевой перелив капитала крайне затруднен. Задача преодоления высокой сегментации отраслевых рынков требует выработки для них специфических инструментов регулирования. К таким инструментам относятся: • Отраслевые соглашения, заключаемые на основе предлагаемых правительством среднесрочных и долгосрочных целевых ориентиров и прогнозов. В силу неэффективности государственного аппарата необходимо обеспечить передачу ряда регулятивных и арбитражных функций, включая надзор за соблюдение конкурентного режима на отраслевом рынке, на ассоциации участников этого рынка. В силу наглядности (обозримости для участников) отраслевых рынков такое регулирование будет иметь транспарентный характер; • “Тонкая настройка” таможенного и налогового режима для специфических категорий товаров и услуг; • Создание целевых кредитных и лизинговых институтов, направленных на поддержку экспорта и освоение новых сегментов внутреннего рынка (в случае институтов с государственным участием необходимо обеспечить прозрачность процедур кредитования, их конкурсный или аукционный характер); • Преобразование имущественных комплексов с использованием различных форм участия государства как собственника, в том числе “моментное” участие государства с последующей приватизацией его доли; • Отраслевые программы кадрового и информационного развития, создание центров качества, формирование логистической и специфической транспортной инфраструктуры отраслевых рынков (как правило, на основе софинансирования или льготного кредитования соответствующих инвестиций). В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов: • Конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития. Мировой опыт и исторический опыт самой России наглядно показывают, что максимальная экономическая эффективность, обеспечивающая устойчивый экономический рост и поддержание благосостояния нации, достигается при условии свободы частной инициативы, лишь там, где рыночная конкуренция обеспечивает реализацию частных интересов в интересах общества. Поэтому одним из главных принципов структурной политики является формирование конкурентной среды через создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов. • Минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику. Государство будет осуществлять целенаправленную политику по снижению государственного вмешательства и государственного присутствия в экономике. • Открытость экономики. Национальная экономика сегодня не может быть эффективной, оставаясь вне глобального мирового рынка. Поэтому структурная политика должна обеспечивать интеграцию в систему мирохозяйственных связей отдельных рынков, отраслей или секторов национальной экономики. • Либерализация экономической деятельности на микроуровне. Главной проблемой российской экономики остаются многочисленные ограничения и препятствия для развития бизнеса на микроуровне. Их устранение является одним из главных инструментов структурной политики, позволяющим в полной мере реализоваться частной предпринимательской инициативе. • Воспроизводство кадрового потенциала. В современной экономике человеческий капитал оказывается едва ли не более значимым, чем финансовые активы. Однако в силу долгосрочности образовательных процессов свободный рынок может быть недостаточным в этой сфере. Поэтому одним из стратегических инструментов воздействия государства на экономику является обеспечение адекватных условий для развития человеческого капитала. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) (с изм. от 06.06.2002 г.) // Известия. 12 июля 2002 г. 1. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие в 2003 г. и прогноз на 2004 г. // Экономист. 2004. № 1. 2. Игошин В. Экономика. – М.: Юнити, 2004. 3. Кузьмин С. Сдвиги и проблемы в социально-экономическом развитии России // Экономист. 2002. № 7. 4. Любимцев С. Структурная модернизация экономики // Экономист. 2003. № 2. 5. Макроэкономика. / Под ред. М.К. Бункина, А.М. Семенов. – М.: Дело и сервис, 2000. 6. Макроэкономика. / Под ред. Дорнбуш Р., С. Фишер. – М.: Инфра-М, 1997. 7. Наидо Ю., Симановский С. Приоритеты структурных преобразований // Российский экономический журнал. 1997. № 5-6. 8. Общая экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995. 9. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. 10. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. М.А. Винокурова, М.П. Деминой. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. 11. Ясин Е.Г. Перспективы российской экономики. Проблемы и факторы роста. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
|