Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 25.11.2024, 19:28
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ТАМ
Диплом | 17.09.2014, 10:04

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1.   СПЕЦИФИКА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ                                                                         7
1.1 Понятие и правовое значение таможенного оформления    7
1.2 Порядок таможенного оформления    21
1.3 Правовое обеспечение таможенного оформления    29
2. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ ЭКСПОРТА                                                             44
2.1 Понятие таможенного декларирования    44
2.2 Формы таможенного декларирования товаров    54
2.3 Система электронного декларирования товаров и транспортных средств                                                                                                                        61
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ                                                                            69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК     86

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена следующими факторами. 
Сегодня государственное регулирование общественных отношений, возникающих в таможенной сфере, вызывает повышенный интерес как со стороны теоретиков-правоведов, так и участников внешнеторговой деятельности. Это обусловлено влиянием внутренних и внешних факторов, действие которых актуализировало необходимость совершенствования нормативной регламентации деятельности таможенных органов и лиц, участвующих во внешней торговле.
Интенсивная интеграция России в мирохозяйственные связи вызывает необходимость совершенствования таможенного регулирования как важного инструмента в использовании различных форм экономического сотрудничества. Актуальность подобной регуляции заметно возрастает для российской экономики, осуществляющей структурную перестройку.
Международная торговля с древних времен имеет важное значение для национальных экономик всех стран, поскольку ее успехи оказывают позитивное воздействие на хозяйственное развитие. Опыт развитых стран показывает, что нельзя создать благополучную экономику, находясь в изоляции от остального мира. Внешняя торговля, а с ней международное разделение труда привносят в отечественную экономику ряд преимуществ и выгод, непосредственно влияющих на активизацию экономического роста. Внешняя торговля из фактора, дополняющего внутреннее развитие той или иной страны, превратилась в необходимое условие нормального функционирования ее хозяйства.
Исторический анализ создания экономики в наиболее развитых странах показывает, что деятельное участие в мировой торговле принесло этим странам подъем производства, обеспечив высокий уровень жизни населения этих стран.
Россия достаточно длительное время находилась в условиях политической и экономической замкнутости. Опыт этих лет с наглядностью показал, что достигнуть результатов, имеющихся в западноевропейских странах, нам не удалось, да это и невозможно было с учетом ограничений, существовавших, в частности, во внешнеторговой сфере.
Отказавшись от монополии внешней торговли и осуществив либерализацию торговой деятельности, Россия получила возможность присоединиться к процессу международной торговой интеграции.
Россия, обладающая значительным промышленным потенциалом, активно участвует в мировой торговле, проводя экспортные и импортные операции. Емкость российского рынка огромна, что особенно привлекает иностранные торговые организации, которые заинтересованы в поставках своих товаров на этот рынок.
С отменой монополии государства на внешнюю торговлю многочисленные организации на равных основаниях стали участвовать во внешнеторговых связях. Выход на внешние рынки большого количества организаций также требует своего регулирования.
Перемещение товаров через таможенную границу, как правило, связывается с уплатой таможенной пошлины, налогов, которые служат одним из источников пополнения федерального бюджета. На протяжении последних нескольких лет удельный вес таможенных платежей в доходной части федерального бюджета составляет более 40%, чем объясняется особая заинтересованность государства в регулировании общественных отношений в таможенной сфере.
Огромный поток товаров, перемещаемых через таможенную границу, может оказывать как положительную роль (например, насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами), так и отрицательную, конкурируя с товарами отечественных товаропроизводителей. Такое положение также делает необходимым соответствующее регулирование со стороны государства.
При перемещении товаров через таможенную границу не исключен ввоз в страну товаров, присутствие которых по различным соображениям (государственной безопасности, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды и т.д.) является нежелательным, например огнестрельного оружия, наркотических и психотропных веществ, опасных производственных отходов и т.п. Перемещение таких товаров также должно осуществляться в определенном порядке.
Во всех странах регулирование внешней торговли, которая является основной формой экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством с учетом экономических, социальных и политических задач в стране. Функцию регулирования внешней торговли выполняют многие государственные структуры, среди которых таможенные органы играют, как показывает история и практика наших дней, ведущую роль.
Основными методами таможенного регулирования являются ввозные и вывозные таможенные пошлины и налоги. Вместе с этим таможенные органы осуществляют контроль соблюдения мер как экономического, так и неэкономического характера, под которыми понимаются запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров, установленные международными соглашениями и национальным законодательством.
На таможенные органы возложена задача контроля соблюдения порядка и правил, которые лежат в основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, сформированных органами государственной власти Российской Федерации и базирующихся на основе Таможенного кодекса Российской Федерации.
Объектом данного исследования являются общественные отношения в области декларирования товаров и транспортных средств.
Предмет – правовое регулирование совершенствования декларирования товаров и транспортных средств при таможенном режиме экспорта.
Целью работы является изучение вопросов относительно совершенствования декларирования товаров и транспортных средств при таможенном режиме экспорта.
Задачи работы:

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

- изучить понятие и правовое значение таможенного оформления;
- рассмотреть порядок таможенного оформления;
- проанализировать правовое обеспечение таможенного оформления;
- охарактеризовать понятие таможенного декларирования;
- рассмотреть формы таможенного декларирования товаров;
- дать анализ системе электронного декларирования товаров и транспортных средств;
- определить совершенствование таможенных операций при декларировании товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  СПЕЦИФИКА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ
1.1 Понятие и правовое значение таможенного оформления

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связывается с необходимостью совершения ряда действий со стороны заинтересованных лиц и таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, которые ввозятся на таможенную территорию или вывозятся с этой территории. Обязанность выполнения таких действий обусловлена особым правовым статусом товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, что вызывает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз, определение цели перемещения товаров и транспортных средств, уплату таможенных пошлин, налогов и т.д. Порядок выполнения таких действий регулируется нормами институтов таможенного оформления и применения таможенных режимов.
Небольшой исторический анализ показывает, что таможенное законодательство России до 1991 г. не содержало такого понятия, как «таможенное оформление».
Таможенные уставы Российской империи издания 1904 г. и 1910 г. использовали понятие «очистка», которое связывалось с уплатой пошлины, например, соответственно ст. ст. 16, 823, 873, 920; 22, 23, 25 и др.
Таможенный кодекс СССР в редакции 1928 г. не содержал понятия «таможенное оформление» и связанного с ним понятия «таможенная процедура». Определение «таможенные операции» использовалось (например, ст. ст. 71, 72), но его содержание не раскрывалось.
Таможенный кодекс Союза ССР в редакции 1964 г. также не содержал понятия «таможенное оформление», необходимые таможенные операции проводились при осуществлении таможенного контроля без определения их содержания.
В Таможенном кодексе СССР в редакции 1991 г. таможенное оформление нашло свое отражение в разд. V без законодательного определения данного понятия. Более того, операции по таможенному оформлению без их определения должностные лица таможенных органов проводили в целях обеспечения таможенного контроля перемещения через границу товаров и иных предметов (ст. 45).
В соответствии с ТК РФ в редакции 1993 г. таможенное оформление - это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима (подп. 15 ст. 18). Таким образом, только в этом нормативном документе впервые в советский и постсоветский периоды истории таможенного законодательства России было раскрыто содержание данного понятия.
В то же время последующие нормы, содержавшиеся в ТК РФ (1993 г.), придавали таможенному оформлению более широкий характер. Таможенному оформлению посвящался разд. IV, в который входили гл. 21, содержавшая общие положения о таможенном оформлении, гл. 22, рассматривавшая предварительные операции, гл. 23 (временное хранение), гл. 24 (таможенный брокер), гл. 25 (таможенный перевозчик), гл. 26 (декларирование).
Таможенному оформлению действующий ТК РФ придает самостоятельное значение, более того, все положения о таком оформлении распространяются на все таможенные операции, которые совершаются по отношению к товарам и транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу. Несмотря на это закон не раскрывает понятие «таможенное оформление», в то же время подробно останавливается на порядке оформления перемещаемых товаров и транспортных средств .
Нормативно-правовая база и правоприменительная практика, связанная с таможенным оформлением, позволяет сделать вывод, что таможенное оформление представляет собой совокупность действий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и таможенных органов по поводу такого перемещения и порядок их совершения, которые осуществляются в рамках таможенных процедур и таможенных операций, установленных законом и иными правовыми актами Российской Федерации. Ограничение таможенного оформления рамками таможенных процедур и таможенных операций вытекает из положений ТК РФ, в соответствии с которыми таможенные органы могут совершать определенные действия после завершения таможенного оформления, например в порядке повторного таможенного контроля (ст. 361). Таким образом, в ТК РФ в редакции 2003 г. произошел отход от содержания понятия «таможенное оформление», которое признано в международной практике.
Совпадающее содержание раскрывается другими авторами в ряде работ. «Таможенное оформление - это совокупность действий по совершению таможенных операций, необходимых в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей» .
Согласно комментарию к ТК РФ  таможенное оформление представляет собой юридическое оформление всех действий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Поэтому понятие таможенного оформления можно сформулировать как установленный порядок действий, который представляет собой совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на достижение определенного результата и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках таможенного оформления, представляет собой:
во-первых, отдельные действия лиц в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу по представлении документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действия по уплате таможенных платежей, а также фактическое предъявление товаров и транспортных средств для производства таможенного оформления и таможенного контроля;
во-вторых, адекватные действия таможенных органов по приему и проверке представленных документов и сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, взиманию таможенных платежей, осмотру и досмотру товаров и транспортных средств и применению иных форм таможенного контроля, а также действия по принятию решений о допустимости заявленного таможенного режима или таможенной процедуры, включая документальное отражение принятого решения.
Из приведенного определения следует, что таможенное оформление - это порядок действий, представляющий собой совокупность мероприятий, которые, в свою очередь, также являются действиями, устанавливающими статус товаров и транспортных средств. Можно согласиться, что таможенное оформление - это порядок действий, т.е. их последовательность, объем, но весьма сомнительно, что такой порядок может определять статус товаров и транспортных средств.
В «Толковом словаре таможенного права» таможенное оформление раскрывается как «один из ключевых институтов таможенного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Как таможенная процедура таможенное оформление представляет собой совокупность всех таможенных операций, совершаемых в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем, до момента приобретения товарами неизменного статуса для таможенных целей. Период нахождения товаров в стадии таможенного оформления фактически совпадает с периодом нахождения их под таможенным контролем, а товары, таможенное оформление которых начато, но не завершено, имеют статус иностранных товаров (т.е. товаров, находящихся под таможенным контролем)» .
По мнению С.В. Халипова, «таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами и таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
В основном все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений, разделены на самостоятельные группы, обозначенные законодателем таможенными процедурами» .
Таким образом, таможенное оформление включает в себя все таможенные процедуры, предусмотренные ТК РФ: прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, внутренний таможенный транзит, временное хранение, декларирование и т.д.
Тимошенко И.В. отмечает, что «в Таможенном кодексе РФ 2003 г. в отличие от Таможенного кодекса РФ 1993 г. отсутствует определение таможенного оформления, однако расположение в действующем Кодексе норм, устанавливающих требования к таможенному оформлению, их содержание позволяют сделать вывод, что таможенное оформление представляет собой таможенные процедуры, направленные на юридическое оформление перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и установление их статуса для таможенных целей.
Таможенное оформление включает в себя различные таможенные операции, т.е. отдельные действия, совершаемые уполномоченными на то лицами и таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств. Состав необходимых таможенных операций, порядок и технологии производства таможенного оформления могут быть неодинаковы и зависят от целого ряда обстоятельств, в частности от характеристик товара, от вида транспорта, на котором перемещается товар, от категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства» .
В то же время существуют и иные точки зрения определения содержания таможенного оформления. Так, Бакаева О.Ю. раскрывает содержание таможенного оформления следующим образом: «вступая во внешнеторговые связи, их субъекты становятся участниками таможенного процесса. Таможенный процесс представляет собой систему мероприятий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенный процесс включает в себя несколько стадий: таможенное оформление, взимание таможенных платежей, таможенный контроль, валютный контроль, производство по делам о нарушениях таможенных правил.
Итак, таможенное оформление является стадией таможенного процесса. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению, т.е. процедуре их помещения под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима.
Таможенное оформление - это действия должностных лиц таможенных органов, направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования» .
Таким образом, по мнению О.Ю. Бакаевой, таможенное оформление является частью таможенного процесса, о котором в ТК РФ не имеется каких-либо упоминаний, а таможенное оформление - это действия только должностных лиц таможенных органов, т.е. другие субъекты из таможенного оформления исключаются. И здесь же таможенное оформление рассматривается в качестве процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима. Так что же представляет собой таможенное оформление: действия должностных лиц таможенных органов или процедуру? Если рассматривать таможенное оформление как процедуру, то следует сделать вывод, что действия при выполнении данной процедуры могут совершать помимо должностных лиц таможенных органов и другие заинтересованные лица. Например, подать заявление в таможенный орган для получения разрешения на переработку, обратиться в таможенный орган для получения разрешения на внутренний таможенный транзит, подать транзитную декларацию, грузовую таможенную декларацию и т.д. В соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 11 ТК РФ таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций, которые, в свою очередь, являются отдельными действиями (подп. 20 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Чуфаровский Ю.В. считает, что «под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.
Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим» .
Необходимо отметить, что не все таможенные операции, совершаемые отдельными лицами и таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств, выполняются для помещения последних под определенный таможенный режим. Например, при внутреннем таможенном транзите, временном хранении таможенные операции выполняются в соответствии с правилами, вытекающими из указанных процедур без определения таможенного режима.
В учебном пособии «Основы таможенного дела» сделана попытка объединить приведенные точки зрения о содержании таможенного оформления. «Таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с положениями и требованиями таможенного законодательства . При этом таможенное оформление заключается в совершении упорядоченных таможенных процедур, которые, в свою очередь, состоят из ряда таможенных операций, непосредственно осуществляемых как таможенными органами, так и иными лицами (участниками таможенного оформления). Следовательно, можно говорить о том, что таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых физическими и юридическими лицами и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Таким образом, таможенное оформление - это юридическое оформление всех действий, осуществляемых участниками таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу». Такое определение таможенного оформления не дает ответа на вопрос о его содержании. Что представляет собой таможенное оформление: процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима или все действия, которые необходимо совершить, т.е. выполнить все процедуры, предусмотренные ТК РФ?
М.М. Рассолов, Н.Д. Эриашвили, В.Н. Галузо, И.И. Брыка, Л.Р. Джгаркава, И.М. Рассолов считают, что таможенное оформление является одной из функций таможенных органов. «Причем мы определили приоритетное место данной функции, предопределив это возникновением самого таможенного правоотношения» . Вероятно, также исходя из этого, группа авторов рассматривала таможенное оформление (на основе уже утратившего юридическую силу Таможенного кодекса РФ 1993 г.) как совокупность последовательно сменяющихся этапов: первый - это прием, регистрация и учет грузовой таможенной декларации (ГТД); второй - этап таможенного контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности стран Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) и страны происхождения, а также соблюдение мер нетарифного регулирования; третий - это валютный контроль и контроль таможенной стоимости; четвертый - контроль таможенных платежей; пятый - досмотр и выпуск.
ТК РФ в редакции 2003 г. нормативно закрепил такое понимание таможенного оформления. Так, ст. 68 ТК РФ в качестве специальной упрощенной процедуры таможенного оформления приводит временное хранение товаров на складах получателей товаров и предусматривает другие процедуры.
Приведенные точки зрения по поводу содержания таможенного оформления не дают однозначного определения рассматриваемого понятия, которое занимает свое место в регулировании отношений, возникающих при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Если рассматривать таможенное оформление как совокупность всех действий, которые совершаются заинтересованными лицами и таможенными органами в процессе перемещения товаров через таможенную границу, то к таким действиям следует отнести, например, передачу в таможенный орган лицензии для регистрации; подачу заявления для получения разрешения на переработку; обращение в таможенный орган для получения разрешения на перегрузку, выгрузку, погрузку, иные грузовые операции с товарами, перевозимыми по правилам внутреннего таможенного транзита; сообщение в таможенный орган об аварии, обстоятельствах непреодолимой силы и т.д. Рассматриваемые действия вряд ли можно отнести к таможенному оформлению. На практике таможенное оформление связывается с подачей грузовой таможенной декларации, когда определяется правовое положение товаров.
Важным требованием положений, относящихся к таможенному оформлению, является то, что такому оформлению подлежат все товары и транспортные средства (ст. 14), перемещаемые через таможенную границу. Закон не содержит никаких изъятий из этого правила.
Другое не менее важное положение сводится к тому, что оформлению подлежат товары и транспортные средства, которые перемещаются через таможенную границу. Товары, которые не отвечают данному признаку, то есть перемещению через таможенную границу, таможенному оформлению не подлежат. Например, продукция морского промысла, добытая или произведенная в Мировом океане, при поставках в другие страны непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы Российской Федерации таможенному оформлению в российских таможенных органах не подлежит. Не подлежит таможенному оформлению продукция морского промысла, добытая или произведенная российскими судами в территориальных водах Российской Федерации при ввозе ее на сухопутную российскую территорию, т.к. таможенную территорию Российской Федерации составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды.
Правоотношения в таможенной сфере возникают, изменяются, прекращаются по поводу перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
ТК РФ под товарами понимает любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, включая деньги, все виды энергии и отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, за исключением транспортных средств, которые используются в международных сообщениях для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. Транспортные средства, отнесенные к недвижимым вещам, выделяются отдельно в связи с тем, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 130) при регистрации они приравниваются к недвижимому имуществу, между тем они могут выступать предметом товарообмена, например, при совершении сделки купли-продажи. В то же время транспортные средства не рассматриваются в качестве товара, когда они используются в международных перевозках как собственно перевозочные средства.
Выделение транспортных средств в самостоятельную категорию вызвано потребностями практики, в связи с чем перемещение их через таможенную границу освобождается, например, от уплаты таможенной пошлины (ст. 35 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе»), налога на добавленную стоимость (ст. 271 ТК РФ), таможенное оформление транспортных средств отличается от таможенного оформления товаров, т.к. проводится в более простом порядке.
Понятие «товар» в таможенном понимании не совпадает с данным понятием, используемым в других отраслях права или политический экономии. В то же время следует отметить, что понятие «товары» не охватывает услуги, которые также могут быть предметом внешнеэкономической деятельности.
Товары и транспортные средства становятся предметом таможенно-правовых отношений, когда они перемещаются через таможенную границу. ТК РФ определяет понятие «перемещение» как совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств. Рассматриваемые действия являются юридическими фактами, порождающими таможенно-правовые отношения.
Ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию - это действия, связанные с пересечением таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории образуют действия, связанные с подачей таможенной декларации или непосредственно направленные на вывоз, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствам до пересечения ими таможенной границы.
К действиям, непосредственно направленным на вывоз с таможенной территории товаров и транспортных средств, также относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего за пределы Российской Федерации, в зону таможенного контроля; въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации с намерением убыть с таможенной территории; сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории; действия лица, непосредственно направленные на пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с российским законодательством мест .
Таким образом, ввоз и вывоз товаров и транспортных средств могут складываться из отдельных действий или их совокупности, причем не обязательно связанных с пересечением таможенной границы, что имеет значение для наступления юридической ответственности.
Перемещаемые товары тесно связаны с таким понятием, как статус товаров для таможенных целей, под которым подразумевается наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование или распоряжение товарами на российской таможенной территории, т.е. содержание правового состояния таких товаров.
Определение таможенного статуса товаров предполагает применение запретов и ограничений на пользование или распоряжение товарами в зависимости от того является ли товар российским или иностранным. Российским товаром является товар, имеющий для таможенных целей статус находящегося в свободном обращении на российской таможенной территории, т.е. не вывезенный за пределы таможенной территории товар, полностью произведенный в Российской Федерации; товар, выпущенный для свободного обращения на российской таможенной территории; товар, изготовленный в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на российской таможенной территории. Необходимым элементом правовой характеристики российского товара является то, что этот товар находится в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, что предполагает оборот товара без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.
Все прочие товары, не подпадающие под признаки российского товара, являются иностранными товарами.
Перемещение иностранных товаров на российскую таможенную территорию влечет за собой наступление определенных правовых последствий, прежде всего, они подлежат таможенному контролю со стороны таможенных органов. Такой контроль при ввозе осуществляется до их выпуска для свободного обращения либо вывоза с российской таможенной территории или уничтожения. Установление таможенного контроля в отношении иностранных товаров вызывается тем, что такие товары не находятся в свободном обороте на российской таможенной территории, в связи с чем к ним применяются все запреты и ограничения, установленные таможенным законодательством.
Товары и транспортные средства перемещаются на таможенную территорию, когда происходит их ввоз, либо с таможенной территории при их вывозе. Следует иметь в виду, что таможенная территория, являясь экономической категорией, содержит отличительные признаки от государственной территории, чем и вызвано существование этого понятия. Таможенная территория Российской Федерации включает сухопутную территорию Российской Федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, над которыми Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении таможенного регулирования.
Производство таможенного оформления является необходимым условием для включения во внутренний товарооборот товаров, перемещенных через таможенную границу, в связи с их особым правовым положением, в соответствии с которым никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Распоряжение и пользование товарами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, допускается в случаях, предусмотренных ТК РФ, в частности, проведение грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами, взятие проб и образцов, передача товаров и транспортных средств владельцу склада временного хранения и др. Соответствующие разделы и главы ТК РФ, в которых рассматриваются таможенные процедуры и операции, содержат положения, предусматривающие возможные действия с товарами.
Особенностью правового положения товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу и не прошедших таможенного оформления, является то, что они находятся под таможенным контролем, то есть под постоянным наблюдением со стороны таможенных органов с возможным проведением различных проверок на предмет соблюдения таможенного законодательства. В связи с тем что товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем, все действия с ними могут совершаться лишь с разрешения таможенных органов или обязательного их уведомления.
Таким образом, таможенное оформление следует рассматривать как совокупность положений, регулирующих общие условия выполнения таможенных операций, т.е. порядок их выполнения. Таможенное оформление включает в себя все таможенные процедуры, предусмотренные ТК РФ: прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, внутренний таможенный транзит, временное хранение, декларирование и т.д.
Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от:
вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);
вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);
категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

1.2 Порядок таможенного оформления

Порядок таможенного оформления зависит от целого ряда обстоятельств. В частности, порядок оформления будет иметь свои особенности в зависимости от перемещения товаров или транспортных средств, от цели перемещения товаров и т.д. Так, товары могут перемещаться для каких-либо производственных, коммерческих целей или без таких целей, например для удовлетворения личных потребностей при совершении туристической поездки.
Порядок оформления может устанавливаться с учетом видов товаров, видов транспорта, используемого для их перемещения (морской, воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц (например, юридических или физических лиц, возможны упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных категорий лиц).
Пункт 3 ст. 59 ТК РФ наряду с порядком производства таможенного оформления предусматривает технологии оформления, содержание которых не раскрывается. В то же время возникают вопросы по соотношению этих понятий, их взаимодействию, поскольку технология также является определенным порядком. В связи с этим достаточно сложно сделать вывод, в каком случае устанавливается порядок оформления, а в каком - технология оформления, тем более что в других разделах и главах ТК РФ технологии таможенного оформления не упоминаются.
Таможенное оформление связывается с совершением таможенных операций и таможенных процедур. Таможенные операции рассматриваются как отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, которые совершаются лицами и таможенными органами в соответствии с положениями ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Таким образом, таможенная процедура может включать в себя целый ряд операций, так, в процедуру «Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации» будут входить такие таможенные операции, как доставка перевозчиком товаров и транспортных средств после пересечения таможенной границы в пункт пропуска или иные места в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе; предъявление товаров и транспортных средств таможенному органу; сообщение в ближайший таможенный орган об обстоятельствах, препятствующих доставке товаров; при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. ст. 73 - 76 ТК РФ, и т.д.
Наряду с понятием «таможенные операции», ТК РФ использует также понятие «грузовые операции», так п. 3 ст. 78 ТК РФ регламентирует действия лица, осуществляющего такие операции в морском (речном) порту; п. 4 указанной статьи возлагает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов на лицо, проводящего грузовые операции, в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам; в соответствии с п. 1 ст. 89 ТК РФ перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми по процедуре внутреннего таможенного транзита, разрешаются с разрешения таможенного органа и т.д.
В то же время осуществление указанных грузовых операций допускается с разрешения таможенного органа по запросу заинтересованного лица. Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, проводится в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей (ст. 78 ТК РФ). Такие места являются зоной таможенного контроля, которая создается также с разрешения таможенного органа.
Кроме понятия «грузовые операции», ТК РФ содержит понятие «обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии» (п. 1 ст. 104), к которым относятся осмотр и измерение товаров, перемещение их в пределах склада. Такие операции лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать без обращения в таможенный орган при условии, что эти операции не повлекут изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации.
С товарами возможно совершение других операций, не указанных в п. 1 ст. 104 ТК РФ, в том числе отбор проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к вывозу со склада временного хранения и их последующей транспортировки (п. 2 ст. 104 ТК РФ). Перечисленные операции могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями с разрешения таможенного органа .
ТК РФ устанавливает ряд правил, сопровождающих выдачу разрешений таможенным органом в указанных случаях. Разрешение таможенного органа выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные ТК РФ условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров.
Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций может быть выдано до проведения проверки соблюдения условий предоставления разрешения при условии, что проверка может быть завершена после выдачи разрешения без ущерба для проведения таможенного контроля или если при последующем выявлении несоблюдения таких условий нарушения таможенных правил могут быть устранены. Если разрешение должно иметь письменную форму, то порядок выдачи такого разрешения и его форма устанавливаются Федеральной таможенной службой.
Таким образом, помимо таможенных операций ТК РФ допускает совершение грузовых операций, которые можно рассматривать в качестве самостоятельных операций, имеющих свою классификацию, приведенную в ТК РФ: перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции. Осуществление грузовых и других операций вызывается не таможенным оформлением, а иными причинами, например аварией, поэтому относить все подобные операции в разряд таможенных вряд ли оправданно. Представляется, что указанные операции должны быть выделены в отдельную категорию: технические операции, осуществляемые под таможенным контролем, т.к. перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства находятся под таким контролем.
Таможенные операции и процедуры совершаются в определенном порядке и последовательности, которые составляют таможенное оформление. Закон определяет обстоятельства, при которых начинается оформление. Такие обстоятельства необходимо увязывать с ввозом или вывозом товаров. При ввозе товаров оформление начинается с представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК РФ или устного заявления, а также совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить такое оформление, например проход по «зеленому коридору». При вывозе товаров оформление начинается в момент представления таможенной декларации либо устного заявления, а также совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
В качестве субъектов таможенного оформления выступают таможенные органы и лица, перемещающие товары. Такими лицами могут быть российские лица, заключившие внешнеторговую сделку, или от имени которых либо по поручению которых такая сделка заключена. Если перемещение товаров происходит без заключения внешнеторговой сделки, то в качестве субъектов могут выступать лица, имеющие право владения или право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, иные лица, которые могут совершать юридически значимые действия от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Завершение таможенного оформления сопровождается совершением операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, а также для уплаты таможенных платежей. Например, таможенное оформление во всех случаях завершается после выпуска товаров для свободного обращения, когда товары поступают в полное распоряжение лица, их переместившего, а также после фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенных режимах, не предусматривающих последующий обратный ввоз таких товаров .
По общему правилу оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время их работы. Режим работы таможенных органов должен устанавливаться с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеторговой деятельности. Например, работа таможенных органов в аэропортах, морских (речных) портах организуется в круглосуточном режиме. По запросу, который должен быть обоснован, заинтересованного лица отдельные таможенные операции могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.
Таможенное оформление предполагает представление необходимых документов, содержащих определенные сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Представление таких документов является обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства.
ТК РФ перечисляет виды документов, которые используются при таможенном оформлении: транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы, таможенные документы. Транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.
Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Среди используемых документов следует выделить таможенную декларацию, представляющую собой документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган. В качестве примеров можно привести грузовую таможенную декларацию, транзитную декларацию, пассажирскую таможенную декларацию. Формы таможенных документов, а также порядок их заполнения, определяются Федеральной таможенной службой. Так, порядок заполнения грузовой таможенной декларации содержится в Приказе ФТС от 4 сентября 2007 г. N 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации», пассажирской таможенной декларации - Приказе ГТК РФ от 19 мая 2004 г. N 590 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации», таможенной декларации на автомобиль - Приказе ФТС от 1 ноября 2006 г. N 1087 «Об утверждении формы таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство) и порядка ее заполнения», письме ФТС от 4 августа 2006 г. N 01-06/27170 «О таможенном оформлении транспортных средств».
Таможенное оформление производится на русском языке, в то же время могут приниматься и использоваться документы на иностранных языках. Перевозчик может представить документы, составленные на иностранном языке, в таком случае таможенный орган при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены ст. ст. 73 - 76 ТК РФ.
Перемещаемые товары могут подвергаться санитарно-карантинному, фитосанитарному, ветеринарному и другим видам государственного контроля, в таких случаях таможенное оформление завершается в последнюю очередь.
Закон допускает проведение таможенного оформления в первоочередном порядке, поскольку перемещаться могут товары, необходимые для устранения последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, подвергающиеся быстрой порче и другие. Таким образом, использование первоочередного порядка таможенного оформления зависит от «видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары); особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления); целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).
Помимо первоочередного оформления указанных товаров допускается упрощенный порядок их оформления, с исключением некоторых требований, присущих обычному порядку. Так, в соответствии со ст. 279 ТК РФ таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории. При таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства.
Статья 281 ТК РФ предусматривает, что порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного потребления включает упрощенный порядок таможенного оформления.
Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, осуществляется без представления отдельной таможенной декларации, если в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, содержатся все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей (ст. 293 ТК РФ).
Упрощенный порядок таможенного оформления установлен Приказом ФТС от 3 июля 2007 г. N 797 «Об утверждении упрощенного порядка таможенного оформления отдельных видов товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации».
Положения ТК РФ допускают использование специальных упрощенных процедур таможенного оформления, которые следует отличать от упрощенного порядка таможенного оформления. Такие процедуры могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах заинтересованных лиц, хранение товаров на своих складах и другие, предусмотренные ТК РФ. Упрощенные процедуры устанавливаются ФТС России в отношении отдельных лиц при соблюдении условий, предусмотренных п. 1 ст. 68 ТК РФ.
Таким образом, порядок таможенного оформления можно представить в виде определенных правил, по которым совершается такое оформление, выполняются таможенные формальности, т.е. действия, предусмотренные таможенным законодательством.
Таможенное оформление связывается с совершением таможенных операций и таможенных процедур. Таможенные операции рассматриваются как отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, которые совершаются лицами и таможенными органами в соответствии с положениями ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

1.3 Правовое обеспечение таможенного оформления

Юридические нормы представляют собой нормативную основу, исходную юридическую основу, исходную юридическую базу регулирования, с которой «все начинается». При их помощи программируется, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения.
Нормы права относятся к числу социальных норм, т.е. правил поведения людей в их взаимных отношениях между собой (в общественных отношениях). В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Как отрасль права таможенное право объединяет в себе нормы, регулирующие властные отношения, одним из субъектов которых является государство в лице таможенных органов, поэтому характер властеотношений носят и отношения по таможенному оформлению и применению таможенных режимов, возникающие между таможенным органом и лицами.
Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.
В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т.е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкрет

Добавил: Демьян |
Просмотров: 256
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba