Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

тех
Курсовая | 29.09.2014, 15:07

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Роль самостоятельной работы в формировании трудовых навыков на уроках технологии

Содержание

Введение    3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы применения самостоятельной работы в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии    6
1.1 Понятие самостоятельной деятельности, ее педагогическое значение    6
1.2 Особенности формирования трудовых навыков    9
1.3  Условия применения самостоятельной работы в процессе формирования трудовых умений на уроках технологии    18
Глава 2. Изучение эффективности организации самостоятельной работы учащихся в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии    25
2.1 Определение уровня сформированности навыков учащихся    25
2.2 Разработка заданий для самостоятельной работы в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии    28
2.3 Оценка эффективности использования самостоятельной работы в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии    32
Заключение    34
Список использованной литературы    36
 
Введение

Проблема самостоятельной деятельности учащихся была характерна для всех периодов развития учебных заведений.
Учитывая, что учебно-воспитательный процесс предстает как комплекс деятельности, которые необходимо оптимизировать как с учетом уровней развития деятельностей так и в пределах каждого уровня и в процессе «перехода» с одного уровня на другой, и социальным заказом является формирование личности, готовой к жизни и труду, основным качеством которой качество личности формируется только в самостоятельной деятельности, в частности, при осуществлении самостоятельной учебной работы, специфическими методом исследования проблемы оптимизации самостоятельной работы, может быть, взят комплексно-деятельностный подход, который представляет совокупность системного и личностно-деятельностного подходов в их единстве и взаимодействий.
Такой подход, являясь способом оптимизации самостоятельной работы, выступает в качестве модели обобщенной характеристики деятельности педагога и учащегося для достижения цели преобразования обучения в самообучение - в соответствии с уровневым подходом к анализу деятельности.
Проблема самостоятельной работы выступает, прежде всего, пробле-мой такой педагогической организации самостоятельной работы, которая позволяет ориентировать учащегося в путях, способах самообучения. Вовлекая учащегося в процессы постановки целей предстоящей самостоятельной работы, формируемые на основе исходных учебных проблем обращая его внимание на корректные пути ее осуществления и совместно с ним оценивая ее итоги, педагог активно способствует накоплению обучаемого необходимого опыта самостоятельной деятельности. 
Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творче-ской активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.
Дрозина В.В. сформулировала основные положения теории и практики организации творческой самостоятельной деятельности учащихся. Сущность понятия "самостоятельная работа", цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др. 
Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.
Этим обусловлен выбор темы исследования: «Роль самостоятельной работы в формировании трудовых навыков на уроках технологии».
Цель данной работы: теоретические определить и экспериментально проверить роль самостоятельной работы в формировании трудовых навыков на уроках технологии.
Объектом изучения является процесс формирования навыков.
Предметом исследования является самостоятельная работа в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели нами  определены следующие за-дачи:      
1.    Изучить и проанализировать педагогическую методическую литературу по проблеме формирования самостоятельной деятельности учащихся, а также условий формирования этой деятельности;
2.    Определить условия формирования самостоятельной учебной деятельности в процессе формирования  трудовых навыков;
3.    Исследовать формы, методы и средства развития самостоятель-ности учащихся в процессе формирования  трудовых навыков на уроках технологии;
4.    Выбрать эффективные методы, формы и средства самостоятельной работы учащихся в процессе формирования  трудовых навыков на уроках технологии;
5.    Разработать методические рекомендации по применению учеб-ной литературы, инструкционных карт, дидактических средств обучения.
Методы исследования: теоретико-ориентированные - изучение, анализ литературы, систематизация и обобщение данных; практико-ориентированные – педагогический  эксперимент, тестирование, моделиро-вание.
 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы применения самостоятельной работы в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии
1.1 Понятие самостоятельной деятельности, ее педагогиче-ское значение

Социальные исследования показали, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество занятий будет подкрепляться хорошо организованной самостоятельной работой учащихся, что является наиболее эффективным средством развития и активизации творческой деятельности учащихся. Роль самостоятельной работы учащихся в их познавательной деятельности очень велика. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.
Самостоятельная работа - форма организации теоретического обуче-ния, сущность которого заключается в самостоятельной познавательной деятельности. Является одним из важнейших средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе; осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время.
Самостоятельная работа учащегося состоит в выполнении заданий педагога по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и совершенствованию учебных навыков и умений [5, c. 68].
Говоря об учебной деятельности, исследователи традиционно имеют в виду работу ученика в классе. Однако организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учебному предмету. Наименее изученной и в то же время представляющей наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности является самостоятельная работа школьника. Именно в ней более всего могут проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.
Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие пра-вильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное в 
Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку.
В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе [12, c.65].
Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет школьникам не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца.
Элементы исследования, включенные в содержание заданий, значи-тельно повышают уровень научности самостоятельной работы, выполняемой учащимися, но вместе с тем не снижают ее доступности. Если сопоставить внешние признаки наблюдений за единичными объектами и наблюдений сравнительно-аналитического характера, самостоятельно выполняемых учащимися при изучении технических дисциплин, то отчетливо можно увидеть в них общие черты: 
    усиленное проявление чувственно-познавательной деятельности, стимулирующей формирование объективных представлений у школьников об изучаемых объектах; 
    целостное наглядно-образное отражение в сознании школьников изучаемых объектов; 
    основу наблюдений составляет запас знаний, приобретенный жизненным опытом и предшествующим обучением. 
Особенности самостоятельной работы обучающихся, могут быть со-поставлены с его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и внеаудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой - собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности. Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения [20, c. 30].
 Основные виды самостоятельной деятельности.
Аудиторная:
- индивидуальная, фронтальная, работа в группах;
- конспектирование, работа с учебной литературой;
- практическая работа, творческие задания т.д.
Внеаудиторная:
- домашние задания;
- проекты;
- написание рефератов, курсовых проектов;
- подбор статистического материала.
Общественная:
- подготовка классных часов;
- участие в общих  мероприятиях и т.д.
В ходе самостоятельной работы учащийся должен уметь:
•    Конспектировать лекции
•    Самостоятельно работать с каталогом в библиотеке
•    Конспектировать прочитанную литературу и редактировать ее
•    Выписывать цитаты из прочитанного;
•    Составлять план текста или реферата по выбранной теме или книге и т.д.  [5;40]
Т.о., можно сказать, что самостоятельность - способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

1.2 Особенности формирования трудовых навыков

Успешное формирование личности в современной школе может осу-ществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.
Трудовая деятельность изначально была связана с развивающимся сознанием человека, которое зарождалось и формировалось в труде, во взаимоотношениях людей по поводу орудий и предмета труда. В сознании человека строился некий образ результата труда и образ того, какими трудовыми действиями можно добиться этого результата [11, c. 22]. 
Основные виды деятельности человека—общение, игра, ученье, труд —составляют реальность социального пространства.
Трудовое воспитание и формирование трудовой деятельности детей всегда считались важной составной частью воспитания подрастающего поколения.
Понимая это, в своих работах часто затрагивали эту тему трудовой деятельности  и трудового воспитания   и великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А.C. Макаренко, и В.A. Сухомлинский .
Концепция технологического образования школьников [23, c. 144], принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу образовательной области «Технология»:
• повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и  профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;
 обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;
 воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).
Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека по сложившимся в практике общеобразовательных учреждений видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный).
Очевидно, что в рамки задач «Технологии» органически вписываются:
 формирование у учащихся политехнических знаний об основах наиболее распространенных и перспективных технологий и экологической культуры;
 рациональное объединение при трудовом обучении в систему умст-венных, сенсорных и физических действий;
 развитие творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, что необходимо в условиях конкуренции, многоукладности;
 привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи;
 умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу при реализации собственной продукции и услуг [18, c. 65].    
Процесс трудового обучения сложен и многогранен. Особенно сегодня, когда поставлена задача формирования у школьников комплексных технических, технологических и экологических представлений о производстве, непросто осуществить выбор рациональных методов преподавания.
Между тем, как ни парадоксально это прозвучит, методика трудовой подготовки - одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет, надо признать, что существуют сложности в решении специфических учебных задач, обусловленные недостаточной проработкой методологических основ. Вместе с тем методика трудового обучения как отрасль педагогической науки развивается очень быстро, и это находит отражение в практике работы школ. Характерно, что в методике преподавания технологии, как в любой науке, присутствовали этапы разрешения различных противоречий, отрицания старых догм и установок, борьбы с неверными толкованиями. Приходится с трудом искоренять понятие технологии как узкой дисциплины, ломать установку на понимание технологии как мононауки, общей для всей территории России. В корне неверно было и противопоставление «нарождающейся» технологии «отмирающему» трудовому обучению.
    В настоящее время образовательная область «Технология» формируется как наука, предметом которой является содержание, формы и методы обучения учащихся средствам преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный человеку продукт. Данная концепция опирается на результаты ранее проведенных педагогических исследований, и прежде всего по таким проблемам: 
    - оптимизация процесса обучения (Ю. К. Бабанский);
    - теория содержания образования (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин);
    - деятельно-личностный подход к формированию личности
(А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев);
    - системный подход к профессиональной подготовке и индиви-дуализации воспитания (В.Д. Шадриков);
    - трудовая подготовка как интегрированный процесс (В.А.Поляков);
    - структура творческого процесса, пути и средства включения учащихся в творческую деятельность (Г.С.Альтшуллер, Т.В.Кудрявцев, С.Н.Архангельский, П.М.Андрианов, В.Д.Путилин);
    - классификация профессий по ведущему предмету труда (Е.А.Климов);
    - теория функциональной природы политехнических знаний (П.Р.Атутов и др.) [8, c. 66].
    Эти исследования обеспечивают преемственность трудового обучения и технологии.
    Находясь в положении предмета, способного интегрироваться в целую гамму дисциплин, весьма значительных, жизненно важных, технология не ограничивается чисто обработочными процессами. Культура труда, информационные технологии, графика, экономика и предпринимательство, экология, профориентация, нравственное и патриотическое воспитание - все это призвано работать на единые цели. А цели эти формулируются достаточно ясно - это повышение технологической культуры общества, являющееся условием разумного удовлетворения потребностей и бережного использования ограниченных ресурсов.
Методика преподавания технологии как область педагогических зна-ний предполагает выделение следующих направлений в деятельности школьного учителя.
Необходимость раскрытия их воспитательного и образовательного значения связана с тенденциями развития науки и техники, требованиями современного производства к трудовой подготовке молодежи. Технология, рассматриваемая как сфера производства и как отрасль знаний, охватывает материальный и социальный аспекты человеческой деятельности. Показывать тесную взаимосвязь между ними - значит формировать у подрастающего поколения идеологию преобразовательной продуктивной творческой деятельности.
Таким образом, одна из важнейших проблем, решаемых как методическая задача учителями технологии и предпринимательства. Речь идет не только о вычленении из больших объемов знаний, накопленных человечеством в различных областях деятельности, тех, которые позволят дать школьникам наиболее ясные представления о теоретических основах и практике производственных процессов. Методические аспекты систематизации учебного материала, превращения знаний и умений, по крупицам рассматриваемых на уроках технологии, в стройную структуру, владея которой школьник получает достаточную профессиональную подготовку, - сложная дидактическая задача. Решить, какой материал имеет наибольшую воспитательную и образовательную ценность, способен только учитель, овладевший критериями его отбора. Выработка таких критериев и входит в задачи методики [9, c. 50].
Построение обучения предмета "Технология" на основе проектной, познавательно-трудовой деятельности позволяет интегрировать технологические, экономические, экологические знания школьников, способствует их профессиональной ориентации, обеспечивает обоснованный выбор выпускниками учреждений общего образования, направлений и уровней дальнейшего профессионального образования, сокращая тем самым потери государства от нерационального профессионального самоопределения молодёжи. 
В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Наряду с сокращением и реструктуризацией рынка труда резко изменились требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Анализ занятости населения показывает, что при достаточно высоком образовательном цензе молодежи вероятность реализации полученных знаний на практике невелика, и лишь малая часть выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений получает возможность профильного трудоустройства. Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием полученного образования профессиональным интересам и рыночному спросу, недостаточной квалификацией и неготовностью молодых специалистов к практической деятельности [18, c. 100].
В процессе технологической подготовки школьников могут решаться две главные задачи:
1) вооружение определенной производственной профессией для последующей работы на производстве;
2) изучение работы определенных производственных участков в объеме, необходимом будущему инженеру или др. техническому работнику.
Технологическая подготовка школьников позволяет:
- уточнить профессиональные планы и сделать адекватный выбор со-циально-деловой карьеры с учетом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей, получить представление о порядке трудоустройства на предприятиях различного типа собственности;
- освоить одну из технологий созидательной или преобразовательной деятельности, соответствующую выбранному направлению, профилю или специализации обучения, и при желании получить по ней начальную профессиональную подготовку, усовершенствовать владение элементами предпринимательства и потребительской культуры;
- получить знания по формированию и использованию домашнего бюджета, рациональному расходованию средств с учетом современных социально-экономических условий [12, c. 92].
Существующее положение дел и стоящие перспективы развития системы общего образования выдвигают задачу создания целостной системы трудового обучения по всему спектру профессиональных интересов учащихся. Ее цели, сущность и методологические подходы едины как для подготовки к работе в области материального производства, так и в непроизводственных отраслях экономики. В основу их могут быть положены общие идеи и принципы трудового и технологического обучения и воспитания. Создание комплексной структуры практикоориентированного обучения позволяет создать единую систему трудовой, допрофессиональной и начальной профессио-нальной подготовки школьников по различным объектам и сферам профессиональной деятельности.
Важно, чтобы содержание технологического обучения обеспечивало отражение личностного взаимодействия субъекта и предмета труда в систе-мах “человек - человек”, “человек - природа”, “человек - техника”, “человек - знаковая система”, “человек - художественный образ”, соотносилось на все сферы экономической деятельности, базировалось на современных отраслевых технологиях и способствовало самореализации учащихся в свободной творческой деятельности.
Возрастные и общеобразовательные возможности учащихся, решение задач трудовой подготовки и профессионального самоопределения обусловливают этапы технологического обучения: введение в труд, основы труда, введение в профессии, профильное обучение в соответствии с выбранной учащимися отраслевой технологией. Последний этап позволяет доводить подготовку до профессионального уровня, что содействует повышению социальной защищенности выпускника общеобразовательного учебного заведения.
Важно обеспечить творческий характер деятельности учащихся как условие формирования знаний, умений и навыков решения реальных задач в процессе практической деятельности. Организация творческой учебной и внеучебной деятельности должна носить системный, научно обоснованный характер и быть направлена на повышение мотивации и интенсификации процесса обучения, выявление профессиональных наклонностей и формирование профессиональных устремлений учащихся, приобретение и развитие профессионально значимых качеств личности: инициативности, деловитости, ответственности, предприимчивости, профессиональной мобильности [14, c. 21].
Целеполагающее значение имеет профессиональная направленность (профессионализация) системы общего, включая технологическое, образования, предусматривающая формирование профессиональной культуры, профессионально значимых качеств и профессиональное самоопределение учащихся.
По нашему, мнению структура технологического обучения объективно формируется в комплексе общего, дополнительного и самостоятельного образования в условиях практикоориентированной, профессионально значимой деятельности.
Технологическое образование детей практически начинается с дошкольного возраста посредством выработки элементарных представлений и навыков обитания в окружающем мире. Дошкольный период технологического обучения является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков.
Особенно важное место в школьном обучении занимает формирование у учащихся трудовых умений, навыков и привычек в процессе политехнического обучения. В начальных классах учащиеся овладевают трудовыми умениями и навыками на уроках ручного труда, обучаясь изготовлять простейшие изделия из бумаги, картона, ткани, пластилина и из других доступных детям (по обработке) материалов. В V—VII классах школьники овладевают более сложными трудовыми навыками, изучая процессы обработки дерева и металла в школьных учебных мастерских и выполняя практические задания по физике, химии, биологии и другим школьным предметам. В старших классах усваиваются специальные трудовые навыки во время производственной практики. Упрочивая приобретаемые в школе трудовые умения и навыки, производственная практика одновременно дает возможность учащимся ознакомиться со специальными видами труда, помогает проверить имею-щийся запас знаний, умений и навыков, выявляет склонности и способности учащихся, помогает им более обоснованно выбрать профессию по окончании школы [17, c. 54].
Наряду с овладением общими и специальными способами выполнения трудовой деятельности особенно важное значение на всех указанных трех этапах имеет образование у учащихся привычки ответственно относиться к выполняемым трудовым заданиям, правильно организовывать рабочее место, бережно обращаться с рабочими инструментами, материалами и машинами, рационально распределять действия во времени по их содержанию и взаимоотношению с другими действиями, систематически контролировать выполняемые действия с точки зрения их соответствия требованиям, предъявляемым к процессу и продукту труда, успешно преодолевать трудности на основе выяснения их причин и совершенствования своих умений, проявлять инициативу и творчество в направлении улучшения методов труда и повышения его производительности. Правильно формируемые и закрепляемые в школе привычки становятся по окончании школы устойчивыми формами поведе-ния, превращаются в относительно устойчивые черты личности [8, c. 56].
Таким образом, конечными результатами технологического образования можно считать повышение уровня социальной устойчивости и конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда, их готовность к профессиональному обучению и развитию на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
1.3  Условия применения самостоятельной работы в процессе формирования трудовых умений на уроках технологии

Наиболее эффективным средством развития и активизации творческой деятельности учащихся является самостоятельная работа. Роль самостоятельной работы учеников в их познавательной деятельности очень велика. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.
Многие ученики испытывают трудности в обучении, в связи с непрерывным усложнением содержания учебного материла и задач, к решению которых они не всегда оказываются готовы. Известный психолог Выготский Л.С. писал, что способность самостоятельно решать те или иные учебные задачи является показателем уже усвоенных знаний и умений. Однако, педагог должен вести ученика дальше, предлагая ему новые, более сложные задачи, которые он может решить с чьей-то помощью. Возникающие при этом затруднения в сотрудничестве преодолеваются быстрее, т.е. сотрудничество является необходимым условием развития, обучения учеников, в том числе и при выполнении самостоятельной работы [5, c.  76].
Сотрудничество ученика с педагогами и товарищами - необходимое условие овладения умениями и навыками, важнейший компонент самостоятельности. Наличие знаний и умений и навыков определяет готовность учеников к самостоятельному действию. Для того, чтобы действовать самостоятельно, необходим мотив, внутренняя потребность. Следовательно, самостоятельность характеризуется и определенной мотивированной установкой, которая побуждает ученика действовать без посторонней помощи.
Есть и такие ученики, которые владеют знаниями, желают работать, но часто на деле не могут довести работу до конца. Дело в том, что самостоятель-ность непосредственно связана и с волевым процессами. Чтобы принять само-стоятельное решение, необходимы не только знания, мотивация, но и волевые усилия, напряжение. Следовательно, можно определить три «кита» самостоятельности: умение, мотив, воля. Трудно выделить из них главного, если речь идет о самостоятельности, все они взаимосвязаны. Желание действовать самостоятельно выражено у тех учеников, которые владеют умениями, а мотивационная установка мобилизует волевую сферу. Или, с другой стороны, если ученик проявляет волю и упорство - повышается качество знаний и умений. Самостоятельность рассматривается психологами и педагогами как свойство личности, которое тесным образом связано с такими качествами, как активность и ответственность. Именно взаимосвязь всех этих качеств определяет отношение человека к самому себе, собственному труду, к другим людям, к духовным ценностям [12, c.  26].
Вопросы формирования самостоятельности тесно связаны с самовоспитанием. Самовоспитание - закономерный процесс развития личности ученика. Оно выражается в формировании чувства собственного достоинства, в самоутверждении, в приобретении знаний, в накоплении жизненного опыта. Оно часто выражается в притязании на взрослость, уважении и признании его старшими. Посредством самовоспитания ученик стремится: во-первых, устранить недостатки в своем поведении, преодолеть свои слабости и, во-вторых, сформировать положительные качества, дающие ему право считаться сильным, умелым, самостоятельным.
Самостоятельность может иметь различную широту, в зависимости от охва-та различных видов деятельности (учебной, производственной, общественной, бытовой). Как качество личности она обладает свойством переноса ее на другие родственные виды деятельности. Наивысшую самостоятельность ученик проявляет в тех случаях, когда, выполняя задание, он не просто воспроизводит готовые образцы, повторяет действия, а вносит в работу свое, новое (для него), вырабатывает собст-венный способ мышления и деятельности в процессе обучения.
Следует помнить, что важным компонентом деятельности учеников при выполнении самостоятельных работ является самоконтроль. Самоконтроль находится в единстве с самостоятельностью. Чем выше уровень самостоятельности, тем успешнее ученики овладевают способами самоконтроля. Однако, это не означает, что самостоятельная работа должна идти «самотеком». Только взаимодействие ученика и преподавателя приводит к положительному результату процесса обучения.
Традиционно самостоятельная работа рассматривалась как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик обучается в индивидуальном темпе, не связан с товарищами по группе. Он должен при этом проявлять максимум усилий, ответственности, рассчитывать на собственные силы. Еще одна важная сторона индивидуальной работы - реальная возможность проявить свою индивидуальность: независимость суждений, свое видение явлений, свое решение проблемы. С этой точки зрения индивидуальная работа была и остается мощным источником развития способностей и средством самовыражения личности [15, c. 76].
Использование индивидуальной работы расширяется, в условиях применяя технологии модульного обучения с использованием учебных пособий на занятиях. Руководство деятельностью учеников осуществляется опосредованно через учебные элементы, которые содержат специальные указания, вопросы, необходимую информацию. Ученики, работая с учебным пособием, могут выбирать индивидуальный темп изучения определенного минимума информации по дисциплине, а высвобождающееся время использовать для получения более глубоких знаний и умений. Для таких учеников, которые опережают в обучение своих товарищей по группе, преподаватель должен подготовить индивидуальные задания.
Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором ученики по заданию преподавателя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность, тем самым формируют навыки трудовых действий.
Здесь все признаки самостоятельной работы одинаково важны - как те, которые характеризуют ее внешнюю сторону, так и те, которые отражают внут-реннюю сущность. Не случайно, игнорирование организационной стороны, неумение (или нежелание) соотнести объем и сложность задания с темпом его выполнения, количеством времени создают на занятии обстановку тревожности. А это, в свою очередь, отражается на качестве выполнения задания: цель работы не достигается, хотя ученикам предлагаются интересные и ценные задания [10, c. 50].
Образовательная область «технология» открывает большие возможности для развития самостоятельности школьников благодаря следующим ее особенностям: во-первых, наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится самостоятельной созидательной деятельности учащихся; во-вторых, содержание предмета и его направленность на созидательную деятельность позволяет осуществить связь урочной и внеурочной работы. Таким образом, развитие самостоятельности школьников может осуществляться поэтапно: на уроке, при изучении факультативного курса, в творческом объединении. 
На уроке, прежде всего, решаются задачи обязательного для всех школьников учебного курса «Технология». Развитию самостоятельности учащихся способствует применение метода проектов. Действительно, основные этапы проектирования - определение потребности и формулировка задачи, выработка идей и проведение исследования, выбор и проработка одной идеи, изготовление изделия - позволяют учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности. 
В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Например, на начальном этапе обучения по методу проектов школьники в процессе исследования изучают самые простые технологии производства и орудия труда, узкие области их применения, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется, и учащиеся уже без помощи учителя ставят цели, планируют свою деятельность, изучают методы промышленного производства, подробно рассматривают экологические вопросы. Все больше развивается способность учащихся сопоставлять теоретические положения и конкретные действия. К концу 9 класса 35% школьников достигают высокого уровня самостоятельности, 53% учащихся находятся на среднем уровне, остальные все еще нуждаются в помощи учителя и товарищей, испытывая затруднения в принятии самостоятельных решений. Таким образом, можно говорить о том, что на уроках, где использование метода проектов позволяет отказаться от традиционного обучения без определения учащимися цели и значимости выполняемой работы, мы достигаем только частично поставленной перед нами задачи по развитию самостоятельности как качества личности [18]. 
В современной педагогике проектная деятельность используется вме-сте с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области “технология” (трудовое обучение) как обязательный элемент предусматривает модуль “основы проектирования”. В программах “технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Особые умения не существуют ради самих себя, они не цель, но сред-ство. Любая профессия имеет смысл, только если она отвечает на вопрос, что придаёт жизни человека смысл и качество, чем “я” отличаюсь от других, в чём мы схожи? Главная стратегическая цель педагогов – развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов в какой-либо области на основе широкой познавательной активности и любознательности. В решении этой проблемы можно выделить тактические задачи, такие, как мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов её совершенствования, развитие познавательной самостоятельности, формирование и развитие творческих способностей, усвоение обобщённых и рациональных способов деятельности, а также конкретными науками, формирование опыта самообразования и т.д. Однако необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать [16, c. 70]. 
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель: - помогает ученикам в поиске нужных источников информации; 
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учени-ков, формирование навыков, потому что оно:
- личностно-ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечён-ность в работу по мере её выполнения;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех её уровнях;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкрет-ном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда [13].
Современная жизнь изменяет содержание и характер труда, требует развития у каждого человека познавательной самостоятельности, творческого мышления. Чтобы включить детей в продуктивную деятельность при формировании трудовых навыков, нужна система познавательных задач поискового характера.
 
Глава 2. Изучение эффективности организации самостоятельной работы учащихся в процессе формирования трудовых навыков на уроках технологии
2.1 Определение уровня сформированности навыков учащихся

Основываясь на данных теоретических положениях, нами была составлена программа эксперимента.
Цель исследовательской работы: определить влияние использования заданий для самостоятельной работы на формирование трудовых навыков на уроках технологии.
Задачи работы:
1.    провести начальный срез знаний, умений и навыков учащихся;
2.    проанализировать Государственный стандарт образовательной области «Технология», в соответствии с чем разработать тематический план обучения для учащихся, направленный на формирование определенных трудовых навыков в процессе выполнения самостоятельной работы;
3.    реализовать на практике систему использования вышеперечис-ленных заданий;
4.    оценить эффективность проведенной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ № 45 г. Челябинска. В эксперименте принимали участи учащиеся 8 класса, в количестве 25 человек – группа девушек.
Оценка сформированности знаний, умений и навыков проводилась при помощи тестовых заданий
В соответствии с требованиями Государственного стандарта, ученики были распределены по уровням:
низкий уровень технологической подготовки –свидетельствует о негативном отношении к процессу технологической подготовки или проявлении готовности к ней в редких, нестандартных случаях. В учебной и внеучебной деятельности школьники пассивны, не умеют переносить знания и умения в незнакомую ситуацию, повторяют предложенный преподавателем образец, не владеют технологическими умениями, имеют отрывочные технологические знания. Уровень соответствует удовлетворительному усвоению материала, при котором учащийся может выполнять разные виды работ с предметами, явлениями, процессами уже ранее знакомыми, т.е. по образцу, на основе описания, характеристики, изображения (оценка - «3»);
средний уровень технологической подготовки –характеризуется ее проявлением и активностью в определенных знакомых ситуациях, готовно-стью принимать предложенные решения и корректировать и; осознанием необходимости технологической подготовки, наличием отдельных технологических знаний и умений. Уровень отличает хорошее усвоение материала, решение типовых задач с использованием ранее полученных знаний, умений (по памяти) (оценка – «4»);
высокий уровень технологической подготовки – характеризуется го-товностью ученика эмоционально откликнуться на воспитательные ситуации, постоянном стремлении находить альтернативу существующим решениям действительности; ярким проявлением оригинальности и индивидуальности. В учебной и внеучебной деятельности школьники активны, обладают технологическими знаниями, осознанно владеют технологическими умениями и соотносят их с жизненной ситуацией. Уровень определяет  применение умений и навыков в новых условиях, использование полученных ранее знаний и умений для выполнения разных видов работ (оценка – «5»).
Таблица 1
Результаты констатирующего среза знаний у учащихся, контрольная группа
№ п/п    Ф.И. учащегося    Оценки констатирующего среза    Уровень усвоения
1.        Анна Б    5    высокий уровень
2.        Лена А.    5    высокий уровень
3.        Аня А.    5    высокий уровень
4.        Марина Т.    3    низкий уровень
5.        Люда Б.    4    средний уровень
6.        Лена В.    3    низкий уровень
7.        Инна Ю    3    низкий уровень
8.        Ирина Е.    3    низкий уровень
9.        Оксана Р.    3    низкий уровень
10.        Тамара О.    3    низкий уровень
11.        Женя К.    3    низкий уровень
12.        Люба Г.    5    высокий уровень
13.        Катя К.    4    средний уровень
14.        Светлана Щ.    4    средний уровень
15.        Женя И.    5    высокий уровень
16.        Ольга Е.    3    низкий уровень
17.        Оля П.    3    низкий уровень
18.        Лена Р.    4    средний уровень
19.        Юля Н.    4    средний уровень
20.        Лена С.    4    средний уровень
21.        Таня Т.    4    средний уровень
22.        Марина У.    3    низкий уровень
23.        Альфия Ч.    3    низкий уровень
24.        Лена Ч.    4    средний уровень
25.        Рита Д.    3    низкий уровень

Анализируя полученные данные, можно отметить, что уровень обученности учащихся в контрольной (КГ)  - 52%. Преобладающий уровень усвоения материала в КГ   - ученический, что свидетельствует о недостаточной технологической подготовке, характеризуется ее проявлением и активностью в определенных знакомых ситуациях, готовно-стью принимать предложенные решения и корректировать и; осознанием необходимости технологической подготовки, наличием отдельных технологических знаний и умений. Уровень отличает хорошее усвоение материала, решение типовых задач с использованием ранее полученных знаний, умений (по памяти). 
Предполагаем, что при включении в образовательный заданий для самостоятельной работы формирование трудовых навыков, устойчивой познавательной потребности будет оптимальным,  следствием чего будет повышение качества технологической подготовки учащихся.

 

2.2 Разработка заданий для самостоятельной работы в про-цессе формирования трудовых навыков на уроках технологии

Проведя опрос в экспериментальной группе, мы определили, что большинство ребят хотят получать на уроках технологии знаний, умения, навыки, которые не только пригодятся в современной жизни, но и соответствуют современным модным направлениям, причем наиболее привлекательным является самостоятельное определение сферы применения или приложения собственных сил.
Основу для разработки заданий для самостоятельной работы составила тема по календарно-тематическому планированию «Художественная отделка изделий».
Цель изучения раздела: создание условий развития личности, способной к техническому творчеству, формированию технического мышления;
Задачи:
Обучающие:
подготовка к занятиям специальным моделированием (дизайн одеж-ды); обучение приемам работы с инструментами; обучение умению плани-рования своей работы; обучение приемам разметки; обучение приемам ус-тановления причинной зависимости; начальные сведения о построении чертежа; основные понятия изобразительного искусства и композиции; обучение приемам и технологии изготовления несложных конструкций.
Развивающие:
развитие технического мышления; развитие образного мышления; создание условий к саморазвитию учащихся.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание чувства самоконтроля. воспитание у обучающихся чувства гражданственности,
В результате обучения предполагается, что учащиеся получат основ-ные знания, умения и навыки:
умение самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок, 
умение планировать порядок рабочих операций, 
умение производить разметку, 
делать необходимые измерения и вычисления, 
умение постоянно контролировать свою работу, 
умение изготавливать несложные модели, 
умение пользоваться простейшими инструментами, 
владение навыками работы с бумагой и картоном, 
владение навыками работы с текстильным материалом, 
знания основных понятий из черчения, 
знание основных геометрических фигур, 
знание основных терминов из технического моделирования, 
знание отдельных видов и способов художественной отделки изде-лий;
и дополнительные знания и умения: знание закономерностей построения развертки технических объектов; владение приемами самостоя-тельного построения развертки поделок для их изготовления.
При изучении дисциплины учащийся знакомится с различными ви-дами художественной отделки швейных изделий:
1.    ручная вышивка: счетные швы, счетная гладь, гладьевые швы, белая гладь, ажурная вышивка, художествен-ная гладь и др.; 
2.    аппликация из различных материалов, квилт, пэч-ворк;
3.    изготовление искусственных цветов из различных материалов;
4.    изготовление элементов отделки из натуральной ко-жи;
5.    особенности отделки изделий верхнего ассорти-мента.
В результате изучения дисциплины ученик должен владеть навыками: выбора и подбора художественной отделки швейного изделия в зависимости от вида изделия и его назначения.
Таблица 2
Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения раздела «Ху-дожественная обработка изделий»

Наименование и краткое содержание практических занятий.    
Характер занятий и цель
Простейшие швы. 
Техника выполнения швов: вперед иголку, шнурок, за иголку, стебельча-тый.    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению швов: вперед иголку, шнурок, за иголку, стебельчатый.

Простейшие швы. 
Техника выполнения швов: полупет-ля, петельный, тамбурный, «козлик».     Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению швов: полупетля, петельный, тамбурный, «козлик».
Простейшие швы. 
Техника выполнения швов: вприкреп, «роккоко», продежка цветной нити, штопка.    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению швов: вприкреп, «роккоко», продежка цветной нити, штопка.
Счетные швы.
Техника выполнения швов: роспись (полукрест) – I и II способ, крест, пол-ный крест.    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению швов: роспись (полукрест) – I и II способ, крест, полный крест.
Счетные швы.
Техника выполнения швов: двойной крест, полузвездочка, звездочка, на-бор.    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению швов: двойной крест, полузвездочка, звездочка, набор.

Счетная гладь.
Техника выполнения глади: разре-женной, односторонней, двусторон-ней, столбиком, выколы и звездочки.    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению гла-ди: разреженной, односторонней, двусто-ронней, столбиком, выколы и звездочки.
Счетная гладь.
Техника выполнения глади: косая стежка, косичка, плетенка.    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению гла-ди: косая стежка, косичка, плетенка.
Строчевые швы, «мережка».
Техника выполнения мережки: кис-точка, узкая бельевая, широкая белье-вая, штопальным швом, паутинками и узелками.     Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению ме-режки: кисточка, узкая бельевая, широкая бельевая, штопальным швом, паутинками и узелками. 

Строчевые швы, «мережка».
Техника выполнения мережки: 
штопально-гладьевым швом, «рас-кол», столбики, «снопики», «паучок».    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению ме-режки: штопально-гладьевым швом, «рас-кол», столбики, «снопики», «паучок».
Строчевые швы, «мережка».
Техника выполнения мережки: 
«ленточкой», «панка», «полотнянка», «настил», «копеечка».    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению ме-режки: «ленточкой», «панка», «полотнянка», «настил», «копеечка».
Строчевые швы, «мережка».
Техника выполнения мережки «белая строчка»: одинарная штопка, двойная штопка    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению ме-режки: «белая строчка»: одинарная штопка, двойная штопка.

Строчевые швы, «мережка».
Техника выполнения мережки «белая строчка»: настил, паутинка, паучок, стлань.    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению ме-режки: «белая строчка»: настил, паутинка, паучок, стлань
Крестецкая вышивка. 
Техника выполнения: вологодское стекло, горьковские гипюры, шов по письму.
    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению кре-стецкой вышивки:
вологодское стекло, горьковские гипюры, шов по письму.
Крестецкая вышивка.
Техника выполнения: «цветная пере-вить», стяги, стяги диагональными квадратами, одноцветная и цветная декоративная сетка.    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению кре-стецкой вышивки: «цветная перевить», стя-ги, стяги диагональными квадратами, одно-цветная и цветная декоративная сетка.
Гладьевые швы.
Техника выполнения: гладьевый ва-лик, фестоны, кружочки, ажурная гладь.    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению гладьевых швов: гладьевый валик, фестоны, кружочки, ажурная гладь.
Гладьевые швы
Техника выполнения: свободная гладь, двусторонняя, вприкреп, вер-хошов, накладная сетка и прикрепки.
    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению гладьевых швов: свободная гладь, двусто-ронняя, вприкреп, верхошов, накладная сет-ка и прикрепки.
Белая гладь.
Техника выполнения белой глади.
    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнениюбелой глади.

Техника выполнения «ришелье».
    Сам. работа.
Сформировать умения по выполнению «ри-шелье».
Результатом обучения является сформированное умение учащегося, анализируя вид материала верха (плотность ткани, толщина, волокнистый состав, поверхность ткани и пр.), конструкцию изделия, имея знания по об-работке деталей и узлов изделия, имея определенные умения и навыки при выполнении отделок швейных изделий предлагать виды отделки изделия в зависимости от его назначения, вида материала верха.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 351
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba