Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 25.11.2024, 21:55
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Теория системной психофизиологии.
Контрольная | 03.09.2014, 12:24

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание

1. Теория системной психофизиологии...................................................................................3
2. Психологические проблемные ситуации (семейные, управленческие, производственные), требующие знания психофизиологических законов и варианты их решения......................................................................................................................11
3. Опорный конспект монографии Базылевич «Введение в психологию целостной индивидуальности», 1997 г..................................................................................13
Список использованной литературы.......................................................................................24

 

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Теория системной психофизиологии

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).
Психофизиология — естественнонаучная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации: 
физиологической психологии; 
физиологии высшей нервной деятельности; 
нейропсихологии. 
Наряду с этим, в последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно - эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология. Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.
Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально - потребностной сферы человека и функциональных состояний.
Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.
Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.
Психофизическая проблема. При решении психофизической проблемы речь шла о включении души (сознания, мышления) в общую механику мироздания, о ее связи с Богом. Иными словами, для философов, решающих эту проблему, важно было собственно место психического (сознания, мышления) в целостной картине мира. Таким образом, психофизическая проблема, связывая индивидуальное сознание с общим контекстом его существования, имеет, прежде всего, философский характер.
Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.
В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы: 
- психофизиологическая идентичность, которая представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: "Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь". 
- психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния. 
Современные представления о соотношении психического и физиологического. Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не отошел в прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи ХХ в. Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Согласно их мнению, при изучении нервной деятельности не надо принимать во внимание психические явления, а мозг можно рассматривать как механизм, деятельность определенных частей которого в крайнем случае параллельна разным формам психической деятельности. Целью психофизиологического исследования, согласно их мнению, должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.
Взаимосвязь психики и мозга. Многочисленные клинические и экспериментальные данные, накопленные в науке в последние десятилетия, свидетельствуют, однако, что между психикой и мозгом существует тесная и диалектическая взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики), "электрически" (с помощью вживленных электродов); анатомически, прооперировав мозг. В настоящее время с помощью электрических или химических манипуляций с определенными участками головного мозга человека изменяют состояния сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции.
Функциональная система как физиологическая основа поведения
В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование, во-вторых. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина.
Эта теория была разработана при изучении механизмов компенсации нарушенных функций организма. Как было показано П.К. Анохиным, компенсация мобилизует значительное число различных физиологических компонентов — центральных и периферических образований, функционально объединенных между собой для получения полезного приспособительного эффекта, необходимого живому организму в данный конкретный момент времени. Такое широкое функциональное объединение различно локализованных структур и процессов для получения конечного приспособительного результата было названо "функциональной системой".
Принципиальная схема центральной архитектуры функциональной системы П.К. Анохина.
Функциональная система (ФС) — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер взаимодействия, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.
Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата — значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.
Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются: 
афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации; 
принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия; 
собственно действие; 
сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; 
коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия. 
Системный подход к проблеме индивидуальности
Соотношение понятий "индивид", "организм", "личность", "индивидуальность" традиционно относятся к числу наиболее дискуссионных вопросов психологии. Введение системного подхода позволило по-новому подойти к решению этой проблемы, выдвинув на первый план представление об индивидуальности и ее структуре. Основные идеи и положения в этом направлении были сформулированы в трудах В.С. Мерлина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, И.В. Равич-Щербо, В.М. Русалова.
Системный подход к проблеме индивидуальности человека диктует необходимость рассматривать ее как систему его особенностей и как индивида, и как организма, и как личности, т.е. как "иерархическую систему системных качеств".
С этих позиций индивидуальность человека предстает как многоуровневая иерархическая система, в которой выделяется разное число уровней. Например, К.К. Платонов предлагает выделять следующие органические уровни: сомато-морфологическую, биохимическую, физиологическую индивидуальность. В психологической сфере он выделяет процессуальную психическую индивидуальность, в известной степени общую у человека и животных, и содержательную психическую индивидуальность, являющуюся продуктом его взаимодействия с миром. Третий психический уровень — это социально-психологическая индивидуальность, свойственная только человеку.
Изучение межуровневых связей в структуре индивидуальности сопряжено с рядом проблем, и среди них, в первую очередь, определение их направленности и установление причинно-следственных отношений. Одним из широко распространенных в психофизиологии исследовательских приемов является установление связей путем вычисления корреляций между физиологическими характеристиками (например, параметры энцефалограммы) и психологическими (например, показатели умственного развития). В этом случае, как правило, говорят о поиске "коррелятов" психических функций и процессов на уровне биоэлектрической активности мозга. Исследования такого типа настолько распространены, что В.Б. Швырков выделил их в особое направление, назвав его "коррелятивной" психофизиологией.
Информационная парадигма. Практически одновременно с внедрением системного подхода в психофизиологию началась ее интенсивная компьютеризация. Этот процесс имел далеко идущие последствия. Кроме технических новшеств, выразившихся в возможности резко расширять объемы экспериментальных исследований и разнообразить способы статистической обработки данных, она привела к возникновению феномена "компьютерной метафоры". Смысл метафоры состоит в том, что человек рассматривается как активный преобразователь информации, и его главным аналогом считается компьютер. Значение метафоры в изучении психологических и мозговых механизмов переработки информации выходит за рамки удачной аналогии. Фактически она создала новые исходные посылки для изучения этих механизмов, заменив, по образному утверждению одного психолога, "представление об энергетическом обмене со средой на представление об информационном обмене". Этот шаг явился весьма прогрессивным, поскольку раннее в физиологических исследованиях основной упор делался на изучение энергетического обмена со средой.
Экспериментальное воплощение информационной парадигмы осуществляется в многочисленных исследованиях, выполненных в русле когнитивной психологии, которая изучает закономерности переработки информации человеком.
В той же логике действует направление, именуемое когнитивной психофизиологией, предметом исследования которого являются мозговые механизмы переработки информации. Принципиальным является тот факт, что информационный подход позволяет анализировать мозговые процессы и психические явления, т.е. явления двух разных уровней, в едином концептуальном плане.
Межнейронное взаимодействие и нейронные сети. В соответствии с системным подходом объединения нейронов могут приобретать свойства, которых нет у отдельных нервных клеток. Поэтому объединения нейронов и их свойства представляют особый предмет анализа в нейро- и психофизиологии. Так, например, американский исследователь В. Маункасл предлагает в качестве своеобразной "единицы" нейрофизиологического обеспечения информационного процесса "элементарный модуль обработки информации" — колонку нейронов, настроенных на определенный параметр сигнала. Совокупность миниколонок, в каждой из которых, представлен определенный параметр сигнала, образуют макроколонку, которая соответствует определенному участку внешнего пространства. Таким образом, для каждого участка внешнего мира осуществляется параллельный анализ свойств представленного там сигнала. Предполагаемая роль межнейронного взаимодействия настолько значительна, что легла в основу представления об особой функциональной единице — "дендроне", который представляет морфофункциональную основу генерации "психона" — элементарной единицы психического. То и другое образование носит гипотетический характер, и представляет интерес постольку, поскольку отражает настоятельную потребность исследователей мозга в выделении сопоставимых физиологических и психологических единиц анализа.
По мере развития представлений о строении и функционировании сетей разного типа наблюдается интеграция этих исследований и информационного подхода. Примером служит векторная психофизиология — новое направление, основанное на представлениях о векторном кодировании информации в нейронных сетях. Суть векторного кодирования в следующем: в нейронных сетях внешнему стимулу ставится в соответствие вектор возбуждения — комбинация возбуждений элементов нейронного ансамбля. При этом ансамблем считается группа нейронов с общим входом, конвертирующих на одном или нескольких нейронах более высокого уровня. Различие между сигналами в нервной системе кодируется абсолютной величиной разности тех векторов возбуждения, которые эти стимулы генерируют. Например, выполненные в этой логике исследования цветового зрения человека показывает, что воспринимаемый цвет определяется направлением фиксированного четырехкомпонентного вектора возбуждения.
Системный подход к проблеме "мозг — психика" В отечественной науке одним из первых высказал идею системной организации мозга Л.С. Выготский. Еще в 1934 г. он писал:"...функция мозга как целого... представляет собой продукт интегральной деятельности расчлененных, дифференцированных и снова иерархически объединенных между собой функций отдельных участков мозга ..." и далее: "специфическая функция каждой особой межцентральной системы заключается, прежде всего, в обеспечении совершенно новой продуктивной, а не только тормозящей возбуждающей деятельности низших центров, формы сознательной деятельности."
Мозг как система систем. Широкое внедрение системного подхода в физиологию изменило методологию и логику научных исследований. В настоящее время большинство нейрофизиологов считает, что мозг представляет собой "сверхсистему", состоящую, из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток. Причем выделяется два уровня существования систем (микроуровень и макроуровень) и соответственно два типа систем: микро- и макросистемы.
Микроуровень представляет совокупность популяций нервных клеток, осуществляющих относительно элементарные функции. Примером микросистемы может служить нейронный модуль — вертикально организованная колонка нейронов и их отростков. Одинаковые по своим функциям модули объединяются в макросистемы. Микросистемы сопоставимы с отдельными структурными образованиями мозга. Например, отдельные зоны коры больших полушарий, имеющие разное клеточное строение (цитоархитектонику), представляют разные макросистемы.
Несмотря на то, что исследования проблемы "мозг — психика" с позиций системного подхода стали реальностью во второй половине ХХ в., идеи о функциональном единстве мозга и его связи с поведением и психикой начали возникать более 100 лет назад.
Таким образом, психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

2. Психологические проблемные ситуации (семейные, управленческие, производственные), требующие знания психофизиологических законов и варианты их решения

а) психофизиологические особенности выбора профессии: при выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы - слабости нервной системы. "Слабым" не рекомендуется выбирать профессии, в которых реально возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Поэтому при проведении профконсультации могут быть внесены ограничения на выбор определенного круга профессий для лиц со слабой нервной системой.
б) психофизиология условий труда: изменение функционального состояния организма: центральной нервной системы, сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем, внимания памяти, эмоций и т.д. в процессе трудовой деятельности. 
Условия труда, оцениваемые как благоприятные, способствуют физическому и духовному развитию работника, формированию творческого отношения к труду, чувства удовлетворенности им.
Улучшение условий труда оказывает непосредственное влияние на его эффективность через работоспособность человека, участвующего в трудовом процессе. На предприятиях важно создать такие условия труда, которые позволяли бы полностью использовать возможности человека для высокоэффективного труда без ущерба для его здоровья.
Любой трудовой процесс сопровождается утомлением. Однако в зависимости от условий, в которых трудится человек, степень утомления различна и неодинаково влияет на работоспособность. Неблагоприятные условия труда вредно отражаются на здоровье работников, могут привести к потерям рабочего времени в связи с заболеваниями.
в) учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе: если в процессе обучения учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся, то потенциальные возможности самого учащегося будут реализовываться наиболее полно.
г) психофизиологические особенности гиперактивных детей: современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок при социально-экономическом прогрессе, но наряду с этим, ухудшение благополучия населения, рост внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе — все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения среди детей и подростков. Знание психофихиологических особенностей таких детей, позволит успешной адаптации детей с нестандартным поведением и/или психоневрологическими отклонениями и их успешная интеграция в современное общество.
д) психофизиологические особенности детей из приюта: развитие детей, находящихся в социальном приюте, подчиняется общим возрастным закономерностям: наличие двухфазности ростового скачка и ростовых перекрестов, напряжение сердечно - сосудистой системы в пубертатный период. Данные процессы несколько смещены по времени в сравнении со сверстниками, воспитывающимися в семьях, что свидетельствует об отставании социальных сирот в развитии. Во всех возрастных группах выявлено напряжение в функциональном состоянии сердечно - сосудистой системы, сопровождающееся повышением парасимпатической иннервации. Знание и учет этих особенностей, позволит снижению данного напряжения в период жизни в приюте.

3.Опорный конспект монографии Базылевич «Введение в психологию целостной индивидуальности» , 1997 г.

Монография посвящена проблемам воссоздания целостной индивидуальности с помощью эволюционно-системного подхода к изучению единства индивидуальных особенностей в поведении. Представленные в работе теория, эксперимент и прикладные исследования формируются на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии, общей психологии и психогенетики. Совмещение ранее непересекающихся в научном мышлении стратегий исследования позволяют рассмотреть синдромы индивидуальности развивающегося человека в составе внутренних условий его взаимодействия с миром, которые опосредуют влияние внешних причин. Экологическая парадигма исследования анализирует индивидные свойства личности в неразрывной связи с ситуацией развития жизнедеятельности человека. Результаты используются для решения проблем теоретической психологии и для реализации научно обоснованного индивидуального подхода в практической психологии.
Методология дифференциальной психофизиологии, как уже подчеркивалось выше, показывает перспективность системной ориентации исследований биологических аспектов индивидуальных различий. В этой связи становится актуальным типологическое исследование интегративных процессов целого мозга при рассмотрении единства психологического и физиологического в целенаправленном поведении. Действительное понимание целостности психологического и физиологического, по мнению В.Б. Швыркова, возможно лишь в результате признания целенаправленности поведения и детерминации всех процессов в поведении образами будущих событий.
Все сказанное выше показывает логичность экспериментального исследования индивидуально-типологических факторов антиципации, реализующей деятельность человека, для познания закономерностей целостной индивидуальности. 
Объективное изучение «сцеплений» индивидуальных особенностей разных уровней, типичных для психосоматической симптоматики заболевания, позволит решить две основные задачи. Во-первых, даст возможность выявить конкретные особенности строения синдромокомплексов индивидуальности и структурирующую роль в их организации конституциональных, генотипических качеств человека.
Полученные в этой связи факты позволят поставить вопрос о мере сопряженности природных задатков и сформированных в онтогенезе индивидуальных особенностей как факторов психосоматического заболевания, что в свою очередь может стать основой его профилактики и лечения. Во-вторых, «слития», «пучки» разноуровневых индивидуальных особенностей больного человека станут ключом к выделению таких симптомов, которые могут быть подвержены регуляторным воздействиям психотерапии, саморегуляции, социально-психологических условий жизнедеятельности.
Типологические исследования высшей нервной деятельности можно охарактеризовать двумя тенденциями: а) использованием схем детального анализа отдельных свойств нервной системы, при котором неминуемо реконструируется парциальность их распределения, теряется целостность индивидуальности; б) сведением многогранной индивидуальности к одному из ее моментов (срезов), являющих собой необозримую эмпирическую многоаспектность. Разрешение противоречия между целостной природой индивидуальности, сущностные свойства которой проявляются в активных формах субъектно-объектного взаимодействия, и привычным дедуктивным способом анализа типологических феноменов требует обращения к эволюционно - системным, структурно-динамическим взглядам на интегративность синдромов индивидуальности. Такой ракурс позволяет учитывать генезис сцеплений разноуровневых ее свойств, в процессе развития деятельности.
Реализация методологического аппарата системного подхода в экспериментальных типологических исследованиях предполагает рассмотрение организации разноуровневых индивидуальных особенностей при решении человеком задачи (в процессе достижения целей действий). Изученные в таком ракурсе функциональные системы, отражаются, в частности, в психофизиологическом уровне процессов антиципации и особым образом соотносятся с индивидуальными стратегиями поведения, темповыми и результативными параметрами деятельности. При этом ситуативные «координаты» поведения определяют включенность генотипических особенностей человека в функциональные органы произвольности. 
Типологический анализ динамики произвольных действий, отправляющийся от идей целостности разноуровневых свойств и качеств индивидуальности в поведении, позволяет по-новому решать проблемы психогенетики, дифференциальной психологии и психофизиологии. Так, рассмотрение «общего» через «целостность» снимает проблему парциальности свойств нервной системы: индивидуальные различия, фиксируемые в характеристиках функциональных систем, не образуют монолитного, гомогенного единства, но представляют собой иерархически организованную целостность. Трансситуативная вариативность индивидуальных особенностей в этой связи является закономерным следствием влияний надситуативных координат деятельности на организацию функциональных систем и на включение в их состав конституциональных компонент. 
Системное видение целостности свойств индивидуальности в активном субъекте психической деятельности расширяет область применимости типологических концепций. С этих позиций становятся понятными постоянно фиксируемые связи психологии индивидуальности и парциальных свойств отдельных регионов мозга. 
Проработка концепции целостной индивидуальности основывается на том факте, что любой отдельный ее феномен, включаясь в динамику произвольных актов, подчиняется системе детерминант многоплановости функциональных систем. Их кумулятивные свойства объективизируются в процессах опережающего отражения (в частности, в явлениях антиципации) при активных формах субъектно-объектного взаимодействия. Системные процессы антиципации, поэтому способны выявить динамику организации разноуровневых свойств и смену детерминант в развитии деятельности: стадиальное влияние содержательной стороны цели и ее смысла на индивидуально-обобщенные компоненты функциональных систем и, наоборот, опосредованность строения психофизиологических механизмов произвольности надситуативными их координатами.
Каналами сопряжения инвариантной составляющей функциональных систем (задатков) с надситуативными координатами развития деятельности служат индивидуальные стили, соотносящиеся со стратегией поведения, а также формально-динамическая сторона активности, результативность человека в ее связи с содержательной стороной жизнедеятельности. 
Проблема анализа индивидуальных различий активного поведения человека предполагает рассмотрение субъектно-объектного взаимодействия «как сложного, многомерного и многоуровневого, динамически развивающегося явления», основной единицей которого является действие как элементарная и специфическая единица деятельности. Действие определяется как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Деятельность проявляется в различных двигательных актах, за которыми скрывается система процессов, связанных с формированием мотивов, целей, планов, оперативных образов, принятия решения и синтезов текущей информации и сигналов обратной связи. В данном контексте произвольные движения — это внешние и внутренние телесные акты, сознательно регулируемые на основе, имеющейся у человека потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата. 
Развитие представлений о связанных с движениями потенциалах мозга МВП — это класс электрофизиологических феноменов, относящихся к вызванным потенциалам (ВП). ВП обычно называют колебания потенциала в любом отделе нервной системы, возникающие под влиянием внешнего воздействия и находящиеся в относительно строгой связи с ним. 
Как и любой другой вид ВП, МВП регистрируется с поверхности головы у человека с помощью электродов и усилителей, применяемых для получения ЭЭГ при соблюдении стандартной процедуры записи ЭЭГ. При этом ВП возникают на фоне спонтанной или фоновой активности мозга. Поскольку чаще всего амплитуда ВП на определенную стимуляцию меньше амплитуд фоновой биоэлектрической активности, одиночные связанные с движениями реакции трудно различимы в суммарной ЭЭГ (хотя МВП, как и сенсорные ВП, могут при определенных условиях визуально наблюдаться в одиночных записях ЭЭГ).
Для ученых и практиков несомненна решающая роль целостного реагирования организма, индивида и личности на любое заболевание. Как показывает опыт терапевтической практики, многие из лекарственных средств, которые обыденно считаются «сердечно-сосудистыми» или «желудочно-кишечными», обладают довольно существенным влиянием на центральную нервную систему и психические функции человека. Вместе с тем периферическое действие большинства лекарств, как по характеру, так и по выраженности эффекта также опосредствуется нейрофизиологическими механизмами поведения и психики.
С позиций современной методологии интегрирование уникальности индивидных, организмических и личностных особенностей человека осуществляется в феномене индивидуальности.
Объединению в целостность индивидных и личностных свойств субъекта психической деятельности помогло проникновение теории, эксперимента и практики в законы индивидуализации психофизиологического уровня произвольных действий. Проведенные исследования позволили выделить синдромы (комплексы взаимосвязанных показателей) двух типов. С одной стороны, психофизиологическая «канва» произвольных актов, изучаемая нами в интегративные антиципационные периоды развивающейся деятельности, содержит характеристики, тонко реагирующие на специфику результата, цели, смысла действия, а, следовательно, корреспондирующие с мотивационно - потребностной сферой личности. С другой стороны, в мозговых потенциалах антиципации обнаружены коррелирующие параметры, которые, если обратиться к материалам факторного анализа, сформированы при системообразующей роли генотипа. По-видимому, функциональные системы, которые объективизируются в процессах антиципации, обладают в разных ситуациях деятельности сходством по топологии (не представляет труда узнать человека в несхожих функциональных состояниях, например, «по походке») при интраиндивидуальной вариативности их метрики («повторение без повторения»).
Синдромокомплексы, составленные целостными интегративными органами деятельности и структурированные на основе генотипа, являются к тому же относительно надситуативными, т. е. их «облик» в известных пределах не зависит от конкретики прогнозируемого результата и стадии формирования стратегии поведения. Это позволяет анализировать их как инвариантную составляющую целенаправленной активности разного типа.
Представленные в монографии исследования типологических особенностей антиципации, включенной в формирующуюся вероятностно-прогностическую деятельность, отправляется от первичного изучения общегрупповой динамики предваряющих действие потенциалов мозга в данных экспериментальных условиях. Второй этап исследования выделяет закономерности организации характеристик ПА и свойств нервной системы в строго фиксируемых ситуациях развивающейся деятельности при соблюдении равенства условий проведения эксперимента и обработки материалов.
Эти задачи в плане изучения индивидуализированности произвольной сферы психики долгое время не могли быть корректно поставлены, прежде всего, из-за недостаточной ясности способов разрешения собственно психофихиологических проблем.
Основой экспериментального изучения целостности индивидуальности может быть тот факт, что понятие личности относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, а не группам людей физиологической проблемы. Как отмечено Б.Ф. Ломовым и В.Б. Швырковым, конкретные исследования, основывающиеся на теориях психофизиологического параллелизма, тождества, взаимодействия, по сути дела, вели к тупиковым позициям. Природные особенности индивида при таком подходе могли выступать лишь в роли несущественных механизмов реализации деятельности.
Типологические основы психофизиологии действующего субъекта могут изучаться как характерный для индивида результат или продукт его развития. Такой «поворот» проблемы открылся для экспериментального изучения после детальной проработки психофизиологической проблемы.
Психосоматическая природа так называемых «болезней цивилизации», к которым относится ишемическая болезнь сердца (ИБС), требует наряду с детальным изучением психофизиологических факторов ее генеза (атеросклеротических поражений коронарных сосудов, недостаточности левого желудочка сердца, нарушений его ритма, ангиоспастических реакций коронарных сосудов и др.) исследования психологических детерминант профилактики, лечения и коррекции функций в ходе ее развития.
Выявлено также, что больные ИБС подчас характеризуются завышенной (по сравнению с нормой) самооценкой. Анализируя этот факт, можно предположить, что отмеченная индивидуальная особенность является одним из факторов, приводящих к психосоматическим расстройствам, характерным для ИБС. Современная действительность с ее кардинальными реорганизациями всех сфер общественной практики, постоянно вызывая рассогласование между высокой самооценкой больных ИБС и реальной оценкой (со стороны общества, родных, знакомых), способствует возрастанию стрессогенных влияний и углублению заболевания.
Синдромы психофизиологических механизмов произвольных действий (стадий антиципации и сличения), как показано в конкретно-экспериментальных исследованиях, в разные периоды их развития включают генотипически обусловленные характеристики. В данных комплексах взаимообусловленных индивидуальных особенностей, видимо, в относительно неизмененном виде сказываются обобщенные результаты предшествующих стадий развития человека. Природные свойства индивидуальности в таком контексте рассматриваются как инвариантная составляющая разнородных деятельностей. Эти индивидуальные особенности могут быть прогностичными при определении траекторий развития сколь угодно важных особенностей человеческой психики, поскольку являются задатками или органическими предпосылками будущей топологии функциональных систем действий, в составе непрерывно формирующейся деятельности.
Неожиданным является тот факт, что значение данных показателей у проживающих в неблагоприятных условиях значительно ниже, чем в контрольной группе, в то время как у «ликвидаторов» эти значения выше.
Результаты сравнения средне групповых характеристик биоэлектрической активности головного мозга разных диапазонов (для нормы, «ликвидаторов», лиц, живущих на загрязненных территориях) показали достаточно однородную картину для всех отведений и оцениваемых частот. Наибольшие сдвиги показателей ЭЭГ зарегистрированы у лиц, постоянно живущих на территориях с повышенным уровнем радиации, хотя эти уровни признаны независимыми экспертами МАГАТЭ абсолютно безвредными для живых организмов. Очевидно, специфика психологических факторов играет здесь немаловажное значение.
Отмечено также, что изменения, наблюдаемые у «ликвидаторов», получивших значительные, но кратковременные дозы облучения в активном состоянии, имеют противоположную направленность по сравнению с теми, которые регистрируются у людей при малой интенсивности продолжительных воздействий радиации. По-видимому, в этом факте проявляются компенсаторные возможности субъекта деятельности. Данные этих двух групп испытуемых отличаются во всех диапазонах и отведениях в обоих полушариях головного мозга.
Если представить полученные факты в общетеоретическом контексте, обозначенном во введении, то при воздействии радиации у людей могут наблюдаться значительные изменения природных факторов тех внутренних условий субъектно-объектного взаимодействия, через которые преломляются внешние причины. Изменены ли в указанных условиях личностные, социально-психологические компоненты взаимодействия человека с внешним миром? Результаты обследования мотивационно - потребностной сферы личности у людей, проживающих на загрязненных территориях, показали, что в отличие от начального периода радиационной опасности подавляющее большинство эмоционально адаптировалось к мысли о неизбежности неблагоприятных последствий аварии на ЧАЭС. Также выявлено, что люди, подвергшиеся ионизирующему облучению, в настоящее время предпочитают поведение двух типов. Во-первых, они выполняют рутинные действия, не требующие особых психоэнергетических затрат. Во-вторых, люди совершают защитные от последствий радиации действия по отношению к своим детям. Они квалифицируют эти акты как трудные, связанные со значительными материальными энергетическими затратами.
Относительно сложных в эпизодическом или систематическом исполнении действий (запрещение пользоваться овощами и фруктами с личного огорода и есть грибы, требование соблюдать личную гигиену и т. д.) формируются эмоционально значимые адаптации, происходит своеобразная «девальвация ценностей». Люди внушают себе, что эти действия вовсе не обязательны, их невыполнение не грозит большой опасностью. Оценивая многие жизненно важные аспекты поведения, они склонны придерживаться сравнительно узкой временной зоны планирования поступков, тем самым игнорируя отдаленные последствия своего во многом беспечного отношения к здоровью.
Таким образом, поведение людей, постоянно живущих на загрязненных территориях, характеризуется выполнением действий либо трудных, но субъективно высокозначимых, либо относительно малозначимых, но динамически «малозатратных», которые уже подверглись автоматизации. 
В целом можно констатировать определенные сдвиги в мотивационной сфере данной группы населения. Изучаемые закономерности организации разнообразных индивидуальных особенностей в субъекте психической деятельности позволяют гармонизировать сопряжение природных задатков с требованиями деятельности. Результаты исследований уже использованы при изучении надежности оператора при депривации сна в режиме непрерывной деятельности, в плане изучения опосредствования особенностями индивидуальности ишемической болезни сердца, а также воздействия на человека малых доз радиации.
Дальнейшая проработка проблем экопсихологии индивидуальности основывается на том факте, что любой отдельный ее феномен, включаясь в динамику произвольных актов, подчиняется системе детерминант многоплановости функциональных систем. Их кумулятивные свойства объективизируются в процессах опережающего отражения (в частности, в явлениях антиципации) при активных формах субъектно-объектного взаимодействия. 
Каналами сопряжения инвариантной составляющей функциональных систем (задатков) с надситуативными координатами развития деятельности служит ее индивидуальный стиль, соотносящийся со стратегией поведения, а также формально-динамическая сторона активности, результативность человека в ее связи с содержательной стороной жизнедеятельности. Развиваемые представления могут использоваться в психологическом консультировании для конструктивного рассмотрения сложившихся особенностей индивидуальности и построении «экологических ниш» (при гармонии природного с социальным и средовым), где человек чувствует себя комфортно, интенсивно развивает способности, достигает высокой результативности при положительном эмоциональном фоне жизнедеятельности. Таким образом, закономерности гармоничного сочетания разнообразных индивидуальных особенностей в субъекте психической деятельности позволяют сопрягать в «экологических нишах» природные задатки с требованиями деятельности.

 

 

 

Список использованной литературы

1.    Александров Ю. И., Шевченко Д. Г. Научная школа "системная психофизиология" Психологический журнал, 2004, том 25, № 6, с. 93-100
2.    Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина. 1975. 
3.    Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997- 247 с.
4.    Введение в системную психофизиологию// Психология XXI века. М., Пер Се, 2003, 39-85.
5.    Основы психофизиологии: Учебник // Отв. ред. Александров Ю.И. М.: Инфра-М, 1997- 236с.
6.    Психофизиология: Учебник для вузов// Под ред. Ю.И. Александрова. СПб: Питер, 2001; 2004.
7.    Системный подход к психофизиологической проблеме. М. Наука. 1992- 340с.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 553
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba