1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОРГОВЛИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.2 Понятие имущественных интересов связанных с интеллектуальной собственностью
Развитие рыночной экономики, основанной на многообразных формах и видах собственности, связано и с признанием объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации). Признание проявляется в отношении к ним как к товарам, движение которых в форме исключительных прав на результаты интеллектуальных, творческих усилий регулируется гражданским законодательством в целях обеспечения защиты и использования результатов интеллектуального труда другими юридическими и физическими лицами.
Интеллектуальная собственность представляет результат творения человеческого разума. Поэтому отличия прав собственности на нее состоят в следующем. Предметом интеллектуальной собственности выступает информация, которая может быть представлена на материальном носителе и неограниченно распространена. Собственностью в этом случае является распространяемая информация .
Интеллектуальная собственность обладает приоритетностью. На нее могут быть распространены права собственника (имущественные права), личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).
Отличительные признаки интеллектуальной собственности, закрепленные в гражданском законодательстве, позволяют квалифицировать ее как составную часть имущества, принадлежащего организации или используемого ею в процессе хозяйствования. Признание результатов интеллектуальной деятельности экономическим ресурсом хозяйствующего субъекта позволяет относиться к ним как к объектам бухгалтерского учета и налогообложения, что нашло отражение в современной системе законодательных и учетных нормативных документов.
С 01.01.2008 отношения, связанные с интеллектуальной собственностью, регулируются Гражданским кодексом РФ, а также соответствующими подзаконными актами, принятыми Правительством РФ, Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатентом) и другими органами государственного управления.
Законодательство РФ по интеллектуальной собственности юридических лиц гарантирует охрану интеллектуальных прав организации на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Интеллектуальным правом в соответствии с нормами ст. 1226 Гражданского кодекса РФ признаются права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные и иные права (право следования, право доступа и др.).
Под исключительными (интеллектуальными) правами понимаются права правообладателя препятствовать использованию объекта его интеллектуальной собственности другими лицами без разрешения правообладателя, а также права давать разрешение (лицензию) другим лицам на использование такого объекта. Они реализуются правообладателем путем извлечения денежных выгод, в том числе путем использования интеллектуальной собственности в самой организации и возможности предъявлять определенные имущественные требования третьим лицам. Причем объектами бухгалтерского учета интеллектуальной собственности и объектами сделок с ней являются только исключительные права, реализуемые с научной (теоретической) точки зрения через следующие имущественные интересы (см. рисунок).
┌─────────────────────────────────────────────────────┐
│ Имущественные интересы, связанные с обладанием │
│ интеллектуальной собственностью │
└───┬─────────────────────┬──────────────────────┬────┘
\│/ \│/ \│/
┌───────┴──────┐ ┌─────────┴───────┐ ┌─────────┴────────┐
│ Утрата │ │ Убытки и/или │ │ Ответственность │
┌──┤ имущества │ ┌──┤ недополученные │ ┌──┤ перед третьими │
│ │ │ │ │ прибыли │ │ │ лицами │
│ └──────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └──────────────────┘
│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌──────────────────┐
│ │ Утрата и │ │ │ Контрафактное │ │ │ Судебные издержки│
│ │ повреждение │ │ │ производство │ │ │ в случае │
├─>│ документации │ ├─>│ │ ├─>│ непреднамеренного│
│ │ │ │ │ │ │ │ нарушения прав │
│ │ │ │ │ │ │ │ третьих лиц │
│ └──────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └──────────────────┘
│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌──────────────────┐
│ │Информационные│ │ │ Появление │ │ │ Профессиональная │
│ │ риски │ │ │ аналогичной │ │ │ ответственность │
│ │ (повреждение,│ │ │ продукции, │ │ │ патентных │
│ │ искажение, │ │ │ производство │ └─>│ поверенных │
├─>│ хищение │ ├─>│ которой основано│ │ │
│ │ информации) │ │ │ на иных объектах│ │ │
│ │ │ │ │ интеллектуальной│ │ │
│ │ │ │ │ собственности │ │ │
│ └──────────────┘ │ └─────────────────┘ └──────────────────┘
│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐
│ │ Упущения в │ │ │ Политические │
│ │ патентовании │ │ │ интересы │
└─>│ │ └─>│ (изменения │
│ │ │ в патентном │
│ │ │ законодательстве│
│ │ │ и т.д.) │
└──────────────┘ └─────────────────┘
Рисунок 1 . Имущественные интересы, связанные с обладанием
интеллектуальной собственностью
Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Понятие интеллектуального капитала появилось в начале 1990-х гг. и обозначает «...сумму всех знаний всех работников предприятия, которая предоставляет ему конкурентное преимущество на рынке» .
Интеллектуальный капитал организации (интеллектуальные активы) , - это знания, воплощенные в более осязаемую, чем мысль, форму. Согласно другому определению интеллектуальный капитал - сумма тех знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность [4, с. 83]. Таким образом, «знание - это капитал... не для того, кому оно принадлежит, а для того, кто его использует для получения прибыли, т.е. капитализирует ... кто присваивает прибавочную стоимость, создаваемую субъектом знаний» . Состав интеллектуального капитала можно представить следующим образом (рис. 2).
┌────────────────────────┐
│Интеллектуальный капитал│
└─┬────────────────────┬─┘
\│/ \│/
┌──────────┴─────────┐ ┌─────┴─────────────┐
│Человеческий капитал│ │Структурный капитал│
└────────────────────┘ └────────────┬──────┘
\│/
┌────────────┬──────┴──────┐
\│/ \│/ \│/
┌─────┴────┐┌──────┴──────┐┌─────┴────┐
│Клиентский││Инновационный││Процессный│
│ капитал ││ капитал ││ капитал │
└──────────┘└─────────────┘└──────────┘
Рисунок . 2 Состав интеллектуального капитала
Человеческий капитал характеризует совокупность знаний, практических навыков, творческих способностей, компетенции персонала организации для решения текущих задач, а также моральные ценности, исповедуемые организацией, уровень культуры труда, общих подходов к делу.
Теория человеческого капитала связывает рост производительности труда с профессиональным потенциалом работников. Школа этой теории, созданная Г. Беккером - лауреатом Нобелевской премии по экономике за 1992 г., - признана многими известными экономистами мира Согласно неоклассической (неоинституциональной) теории человеческий капитал - это люди, обогащенные знаниями и являющиеся одним из видов богатства.
Структурный (организационный) капитал - неосязаемые факторы хозяйственной деятельности, присущие данной организации, организационная структура, позволяющая ее работникам реализовать свой производственный потенциал, умение его использовать. Он обеспечивает среду, которая поощряет человеческий капитал создавать и капитализировать знание.
Клиентский капитал - это ценность, заключающаяся в отношениях с клиентами (деловая репутация, сеть распространителей продукции, деловые связи и др.).
Инновационный капитал - совокупность элементов, составляющих (определяющих) стоимость компании (патентов, свидетельств, лицензионных соглашений, идей, торговых марок и др.).
Процессный капитал характеризует инфраструктуру организации (информационные ресурсы и технологии, рабочие процессы и др.).
1.2 Нормативное регулирование торговли результатов интеллектуальной собственности
Результаты интеллектуальной деятельности являются полноправными объектами гражданских прав (ст.128 ГК РФ). Их можно передавать как российским компаниям, так и иностранным партнерам.
Однако экспорт результатов интеллектуальной деятельности имеет свои особенности. Фактически он не является объектом таможенного регулирования. Дело в том, что Таможенный кодекс РФ распространяет свое действие лишь на экспорт товаров, к которым относит только «любое движимое имущество» (пп.1 п.1 ст.11 ТК РФ). Отсюда следует, что полномочия таможенных органов ограничиваются контролем за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности. Такие товары приведены в перечне Правительства РФ, либо в своем заявлении их указывает правообладатель.
Тем не менее, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» содержит понятие «внешней торговли интеллектуальной собственностью». Следовательно, возможность экспорта результатов интеллектуальной деятельности законодательство все-таки предусматривает. Однако сам правовой статус таких сделок не определен. При этом возникает вопрос об их налогообложении, поскольку Налоговый кодекс не относит имущественные права ни к имуществу, ни к товарам (п.п.2 и 3 ст.38 НК РФ).
Реализация работ (услуг) облагается НДС, только если они оказаны на территории Российской Федерации (ст.146 НК РФ). В противном случае объект налогообложения отсутствует. Следовательно, и права на вычет «входного» НДС по данной работе (услуге) компания не имеет.
Статья 148 Налогового кодекса устанавливает для целей налогообложения место реализации работ или услуг. При продаже патентов, лицензий, торговых марок или авторских прав им признается место деятельности покупателя. Следовательно, при передаче иностранному партнеру в интересах компании-продавца установить место деятельности покупателя. Ведь от этого напрямую зависит, будет она уплачивать НДС по сделке, или нет.
Стоит отметить, что местом реализации услуг считается Россия при выполнении следующего условия: продукт интеллектуальной деятельности, приобретенный иностранным партнером, связан с его движимым или недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ. Например, иностранная фирма будет производить товары на собственном заводе, расположенном в России. Для производства она закупает технологические разработки у российской фирмы. Для последней налоговые последствия по такой сделке с иностранной компанией будут такие же, как и при сделке с резидентом РФ. Ведь местом реализации интеллектуальных услуг будет Россия .
Кроме того, местом реализации будет считаться Российская Федерация при выполнении условий, перечисленных в пп.4 п.1 ст.148 Налогового кодекса:
- покупатель зарегистрирован на территории РФ;
- в учредительных документах иностранной компании указано, что местом нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа является РФ;
- в учредительных документах иностранной компании указано, что местом нахождения ее постоянного представительства является РФ (если работы или услуги оказаны через это постоянное представительство).
Таким образом, чтобы объем выручки по договору не признавался объектом налогообложения НДС, организация должна документально доказать, что потребитель услуг не подпадает ни под одно из указанных оснований. Для этого компании-продавцу следует запросить у покупателя копии учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации и т.п.
В п.4 ст.148 Налогового кодекса законодатель установил, что документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, являются:
- контракт, заключенный с иностранным лицом;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Таким образом, если местом реализации работ (услуг) не является Российская Федерация, продажа результатов интеллектуальной деятельности НДС облагаться не будет. Однако и «входной» НДС по продукту интеллектуальной деятельности компания-продавец принять к вычету не сможет.
1.3 Регулирование внешней торговли результатами интеллектуальной деятельности
В ноябре 2003 г. принят Федеральный закон N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который согласно ст. 54 вступает в силу, за некоторыми исключениями, по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования («Российская газета» от 18 декабря 2003 г.).
В соответствии со ст. 1 Закона его положения применяются к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.
Вместе с тем особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами и об экспортном контроле .
Приведенное определение внешней торговли интеллектуальной собственностью страдает некоторыми изъянами. В нем используется терминология, присущая предметам вещного права. Как известно, товары (имущество) являются объектами права собственности и распоряжение ими осуществляется, в частности, в рамках договоров купли-продажи (гл. 30 ГК РФ). Вместе с тем результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) , являются наряду с вещами товарами, самостоятельными объектами гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Распоряжение исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности регулируется специальными законами (например, Патентным законом, Законом об авторском праве и смежных правах) в рамках договора о передаче исключительного права (уступки патента), договора о предоставлении права на использование (лицензионного договора), авторского договора, договора авторского заказа и т.д.
При анализе понятия внешней торговли интеллектуальной собственностью следует также учитывать особенности исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, прежде всего территориальный характер этого права. Практика показывает, что заключение внешнеторговой сделки в сфере интеллектуальной собственности происходит, как правило, тогда, когда на территории разных государств действуют параллельные патенты. Например, российское лицо имеет перспективу с выгодой уступить свой патент, если оно предварительно запатентует изобретение в государстве своего контрагента. В иных случаях без зарубежного патентования уступка патента на изобретение иностранному лицу выгодна (для обеих сторон) тогда, когда она сопровождается передачей коммерческой тайны (ноу-хау) .
Далее, публикация описания к патенту на изобретение с возможностью его легального тиражирования в тех государствах, где оно не запатентовано, делает бессмысленной такой элемент всякой внешнеторговой сделки товарами, как фактическое пересечение границы (ввоз/вывоз товара). Неудивительно, что в отношении объектов интеллектуальной собственности в рассматриваемом Законе отсутствуют понятия импорта и экспорта.
Внешнеторговые сделки с товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием бартера могут осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки. Под ним понимается документ, необходимый для контроля за внешней торговлей товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, осуществляемой на основании внешнеторговых бартерных сделок.
По общему правилу в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с отечественным законодательством применяется таможенно-тарифное регулирование (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Оптимальной в экономике признается среда, находящаяся под защитой антимонопольного законодательства. Однако по ряду объективных причин государство вынуждено воздействовать на конкуренцию административными методами, исключая из конкурентного правопорядка определенные секторы экономики.
Совсем другая ситуация складывается с товарами, вывезенными в таможенном режиме экспорта. Они облагаются НДС по нулевой ставке (ст.164 НК РФ). При этом фирма сохраняет право на налоговые вычеты, установленные ст.ст.171 и 172 Налогового кодекса .
Но результаты интеллектуальной деятельности ни налоговое, ни таможенное законодательство к товарам не относит. Тем не менее, существует одно исключение.
Современное развитие технологий позволяет регистрировать многие виды информации в электронном виде на различных магнитных носителях. Такой магнитный носитель является движимым имуществом и в целях налогообложения представляет собой товар. Этот вывод следует из ст.38 Налогового кодекса. Таким образом, экспортные контракты на поставку экземпляров программ для ЭВМ или иной информации на магнитных носителях можно рассматривать как экспорт товаров. Для этого партнеры должны заключить сделку купли-продажи носителя (например, диска), который содержит экземпляр программы. В таможенных документах следует указать код товарной номенклатуры 8524 «магнитные носители записанные». Если организация выполнит это условие, то она будет иметь все правовые основания на налогообложение данной операции в порядке, установленном для экспорта товаров (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 марта 2002 г. по делу N А56-27010/01).
В контракте не должно быть указаний на то, что иностранный партнер приобретает содержащийся на носителе результат интеллектуальной деятельности для последующего распространения. Это условие полностью изменит характер сделки. Если дело дойдет до суда, то судьи квалифицируют такую операцию как уступку имущественных прав за плату, а не как продажу движимого имущества.
Если покупатель все же желает закрепить за собой какие-либо права на приобретаемый объект, их лучше оформить отдельным лицензионным соглашением. Оно должно быть независимым от сделки по продаже экземпляра программы. Указать в нем лучше некую минимальную сумму.
Таким образом, анализ нормативной базы показывает, что в большинстве случаев организация, передающая иностранному партнеру результаты интеллектуальной деятельности, может уменьшить НДС следующими способами :
- исключить данную операцию из объектов налогообложения НДС на основании ст.146 Налогового кодекса;
- экспортировать как товар не сам РИД, а магнитный носитель, на котором он зафиксирован.
Во втором варианте фирма оформляет договорные отношения таким образом, чтобы они подпадали под действие ст.164 Налогового кодекса. В результате она не только применит к данной сделке ставку налога 0 процентов, но и получит налоговые вычеты в сумме уплаченного контрагентам НДС.
Вывозные таможенные пошлины при передаче иностранным партнерам результатов интеллектуальной деятельности не взимаются. Однако организации необходимо уплатить таможенные сборы за оформление 0,1 процента от таможенной стоимости в рублях и 0,05 процента от таможенной стоимости в иностранной валюте.
Также стоит напомнить, что на полученную валютную выручку за передачу результатов интеллектуальной деятельности распространяется требование об обязательной продаже не менее 25 процентов полученных средств (п.3 ст.21 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Вывод: По результатам исследования в данной главе можно сделать вывод, что Интеллектуальная собственность представляет результат творения человеческого разума. Поэтому отличия прав собственности на нее состоят в следующем. Предметом интеллектуальной собственности выступает информация, которая может быть представлена на материальном носителе и неограниченно распространена. Собственностью в этом случае является распространяемая информация.
Интеллектуальная собственность обладает приоритетностью. На нее могут быть распространены права собственника (имущественные права), личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).
С 01.01.2008 отношения, связанные с интеллектуальной собственностью, регулируются Гражданским кодексом РФ, а также соответствующими подзаконными актами, принятыми Правительством РФ, Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатентом) и другими органами государственного управления.
Проблема торговли результатами интеллектуальной собственностью состоит в несовершенстве ее нормативного регулирования. Во законе о внешнеэкономической деятельности понятие интеллектуальная собственность отсутствует, Гражданский кодекс выделяет эти объекты отдельными главами. В результате итоги внешнеэкономической деятельности по этим объектам могут содержать нарушения законодательства.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ООО «КАРАВАН-ПРОДУКТ»
Краткая характеристика деятельности ООО «Караван-Продукт»
ООО «КАРАВАН ПРОДУКТ» организовано 07.07.00 в г. Москве, путем регистрации уставного капитала и решения Собрания учредителей.
ООО «КАРАВАН ПРОДУКТ» создано в форме Общества с ограниченной от¬ветственностью в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об Обществах с ограниченной от¬ветственностью» и другими законодательными актами Российской Федерации.
Фирменное наименование Общества:
Полное: Общество с ограниченной ответственностью «КАРАВАН ПРОДУКТ»
Сокращенное: ООО «КАРАВАН ПРОДУКТ»
Место нахождения Общества: 127247, г. Москва, ул. Дмитровское шоссе, д. 07.
Почтовый адрес: 127247, г. Москва, ул. Дмитровское шоссе, д. 107.
Для обеспечения деятельности Общества за счет вкладов Участников образует-ся уставный капитал. Размер уставного капитала составляет 8400 (восемь тысяч четыреста) рублей, разделенный на 2 доли.
Целью деятельности Общества является насыщение российского и зарубежно¬го рынков товарами и услугами, производимыми и предоставляемыми Обществом, а так¬же получение прибыли.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- производство и реализация синтетических материалов для низа обуви,
- производство обувных картонов,
- производство искусственных материалов, производство товаров народного потребления и других видов продукции производственно-технического назначения.
На предприятии постоянно разрабатываются и осваиваются новые виды продукции: подошвы для модельной обуви, принадлежности для автомашин, литье резиновой обуви и т.д.
Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество для достижения целей своей деятельности в праве иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.
Общество имеет круглую печать со своим полным наименованием на русском языке и указанием местонахождения Общества, товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке, эмблему, штампы, бланки и другие средства индивидуализации.
Организационная структура управления предприятия изображена приложении 1. Данная структура представляет собой линейно-функциональную структуру. Это означает, что по линии общего руководства каждый работник имеет одного руководителя. При этом работники аппарата управления имеют возможность принимать управленческие решения в рамках своих должностных обязанностей.
Директор предприятия является руководителем и организатором всей производственной, финансовой, экономической и хозяйственной деятельности и несет ответственность за общее состояние дел на предприятии, основными функциями которого являются: оперативное руководство, координация деятельности подчиненных лиц.
Размеры и основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Экономические показатели деятельности ООО «Караван Продукт»
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2005
Выручка от продаж, тыс. руб. 1578866 1713032 1699719 107,65
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 323876 359448 347027 107,15
Фондоотдача, руб. 4,87 4,77 7,72 158,52
Среднесписочная численность работников, ел. 177 179 167 94,3
Фондовооруженность, тыс. руб. 1829,8 2008 2078 113,5
Производительность труда, тыс.руб./чел. 8920 9570 10177 114,0
Величина оборотного капитала, тыс. руб. 6052 8209 7158 118,3
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, раз 3,89 4,43 4,13 106,17
Период оборота, дней 92,66 81,35 87,22 94,13
Среднегодовая стоимость ОФ увеличилась на 120853руб. однако в прошлом году значение среднегодовой стоимости ОФ было 12421 тыс. руб. больше, это связано с изменением размеров ОПФ.
Фондовооруженность увеличилась на 13,5%, так как она определяет стоимость ОПФ, приходящихся на одного работника предприятия.
Фондоотдача увеличилась на 2,85 руб. (на 58,52%). Это было обусловлено опережением темпа роста стоимости ОПФ темпом роста денежной выручки. Фондорентабельность за анализируемый период значительно уменьшилась на 20,14%. На фоне 2006года динамика в 2007 году отрицательна (уменьшение на 20,14%), что свидетельствует об ухудшении эффективности использовании ОПФ в целом.
Все это свидетельствует о росте стоимости производимой продукции предприятием в суммарном исчислении и об улучшении управления величиной показателей экономической эффективности.
Итоговыми показателями экономического состояния ООО «Караван Продукт» служат финансовые результаты, представленные в таблице 2 .
Таблица 2. - Финансовые результаты деятельности ООО «Караван Продукт»
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Изменения, +,-
Выручка от продаж, тыс.руб. 1578866 1713032 1699719 +120853
Себестоимость продаж, тыс.руб. 1150607 1256167 1312987 +162380
Прибыль от основной деятельности, тыс.руб. 428259 456865 386732 -41527
Рентабельность продаж, % 27,12 26,67 22,75 -4,37
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,05 0,01 0,03 -0,02
Коэффициент промежуточной ликвидности 0,36 0,26 0,27 -0,09
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) 1,19 1,53 1,49 0,30
Коэффициент ликвидности запасов 0,83 1,26 1,22 0,39
Коэффициент уточненной оценки ликвидности 0,45 0,52 0,52 0,07
Коэффициент покрытия нормальный 1,83 2,26 2,22 0,39
Тип финансовой устойчивости 4 тип 4 тип 4 тип -
По данным таблицы 6 можно сделать вывод о том, что за анализируемый период времени у предприятия наблюдается кризисное финансовое состояние, это значит, что предприятие не обладает платежеспособностью, размер текущих активов недостаточен для погашения обязательств. Однако можно наблюдать положительные тенденции.
Формирование результатов интеллектуальной собственности предприятия
В составе результатов интеллектуальной собственности ООО «Караван-Продукт» находятся деловая репутация организации и организационные расходы. В таблице 3 отражены результаты интеллектуальной собственности, имеющиеся у ООО «Караван-Продукт».
Таблица 3. - Структура результатов интеллектуальной собственности у ООО «Караван-Продукт» на 01.01.2007
Вид нематериального актива
Стоимость на начало 2007 года, руб. Удельный вес
%
Лицензия № 66633 УС 56 на производство резинотехнических изделий 50000 44,4
Исключительное право на товарный знак «Караван-Продукт» 3214 28,6
Исключительное право на использование программных продуктов для ЭВМ (использование web-сайта) 3038 27,0
Итого 11252 100
Стоимость результатов интеллектуальной собственности определяется следующим образом для объектов:
- внесенных в счет вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон (по согласованной стоимости);
- приобретенных за плату у других организаций и лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию;
- полученных безвозмездно от других организаций и лиц - по рыночной стоимости на дату оприходования.
Затраты по формированию результатов интеллектуальной собственности включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов.
Расходы по результатам интеллектуальной собственности и доведению их до состояния, пригодного к использованию, складываются из начисленной соответствующим работникам оплаты труда, отчислений на социальные нужды, материальных затрат и общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Результаты интеллектуальной собственности, поступающие в организацию в порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают исходя из стоимости обмениваемого имущества.
Оценка результатов интеллектуальной собственности, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату приобретения объекта.
Стоимость результатов интеллектуальной собственности, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.
Порядок формирования результатов интеллектуальной собственности рассмотрим на примере.
Пример. В 2007 году ООО «Караван-Продукт» собственными силами (отдел ОАСУ) разработала программное обеспечение для своего сайта (все исключительные права на использование программы работодатель получил бессрочно). При этом организация понесла следующие расходы:
30000 руб. - зарплата разработчиков за весь период создания сайта;
6400 руб. - ЕСН, начисленный с зарплаты программистов;
4200 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
120 руб. - взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве;
5000 руб. - амортизация основных средств, задействованных в разработке сайта;
3000 руб. - материальные расходы (без учета НДС).
Таким образом в сайт был отнесен к результатам интеллектуальной деятельности предприятия.
Торговля результатами интеллектуальной собственности ООО «Караван-Продукт»
При осуществлении торговли результатами интеллектуальной деятельности ООО «Караван-Продукт» заключает договор. При продаже на экспорт – договор внешнеэкономической деятельности, содержащий все необходимые реквизиты.
Пример. ООО «Караван-Продукт» занимается разработкой изобретений, промышленных образцов, с целью реализации в дальнейшем исключительных или неисключительных прав на их использование.
В сентябре 2007 г. на предприятии было разработано 3 актива, причем актив N N 1 и 2 предназначены на продажу, а актив N 3 будет использоваться для собственных нужд организации.
Таблица 4. - Расходы на создание активов в сентябре 2007 года
Наименование расходов Сумма расходов
по активу N 1,
руб. Сумма расходов
по активу N 2,
руб. Сумма расходов
по активу N 3,
руб.
1 2 3 4
Заработная плата 170 000 213 392 31 000
ЕСН с учетом взносов
на пенсионное
страхование (26%) и
взноса от несчастных
случаев на
производстве (0,4%) 44 880 56 335 8 184
Амортизация НМА 12 587 1 524 524
Материальные расходы 114 890 257 587 48 876
Амортизация
оборудования 16 087 28 789 -
Услуги сторонних
организаций (в том
числе пошлина за
регистрацию патента и
экспертизу
изобретения) 73 587 111 000 33 365
Прочие расходы 4 803 6 703 123
Итого 436 834 675 330 122 072
Общая сумма расходов составит:
по активу N 1:
- 714 845,80 руб. (436 834 руб. + 115 875,94 руб. + 162 135,86 руб.),
по активу N 2 :
- 1 024 318,20 руб. (675 330 руб. + 145 459,06 руб. + 203 529,14 руб.),
по активу N 3 :- 122 072 руб.
Продажу результатов интеллектуальной собственности ООО «Караван-продукт» на экспорт рассмотрим на примере:
Пример. ООО «Караван-Продукт» заключил с немецкой фирмой Zimmer внешнеторговый контракт. По нему ООО «Караван-Продукт» должен передать партнеру лицензию на разработку промышленного образца фирмы, стоимость которойв рублевой оценке составит 1 500 000 руб.
При создании результата интеллектуальной деятельности ООО «Караван-Продукт» привлекало к работе сотрудников научного центра и прибегало к услугам консультантов. Научному центру перечислил 600 000 руб., в том числе НДС 18% - 91 525 руб., консультационной компании - 250 000 руб., в том числе НДС 18% - 38 136 руб.
Таким образом, при создании программного продукта он уплатил сторонним организациям 850 000 руб., в том числе НДС - 129 661 руб. При оформлении экспортной сделки возможны следующие варианты исчисления НДС, которые непосредственно зависят от места реализации продукта.
1. Zimmer имеет постоянное представительство в России.
В этом случае ООО «Караван-Продукт» должен перечислить в бюджет НДС в порядке, общепринятом для российских организаций. Ставка НДС для программного продукта составит 18%. Таким образом, по сделке будет начислен НДС в сумме 228 813 руб.
В бюджет «Лидер» должен перечислить следующую сумму:
228 813 руб. - 129 661 руб. = 99 152 руб.
2. Zimmer не зарегистрирована в России и не имеет здесь постоянного представительства.
В этом случае считается, что ООО «Караван-Продукт» реализует услугу за пределы России. Следовательно, налог на добавленную стоимость на эти услуги начислять не надо. То есть ООО «Караван-Продукт» не должно перечислять НДС в бюджет, однако и входной НДС в сумме 129 661 руб. оно зачесть не сможет.
3. Zimmer не зарегистрирована в России и не имеет здесь постоянного представительства. ООО «Караван-Продукт» записал реализуемый продукт на дискету. При этом составлен договор купли-продажи электронного носителя, который содержит экземпляр программы.
При этом варианте будет считаться, что ООО «Караван-Продукт» реализует товар. Это позволит ему применить ставку НДС 0% и получить налоговые вычеты в сумме уплаченного сторонним организациям НДС. То есть 129 661 руб. бюджет обязан перечислить на расчетный счет ООО «Караван-Продукт».
Вывод: по результатам анализа данной главы можно сделать вывод, что ООО «Караван-продукт» является производителем резино-технических изделий, постоянно проводит разработку новых видов продукции и технологий, которые являются результатами интеллектуальной деятельности предприятия.
При осуществлении торговли результатами интеллектуальной деятельности ООО «Караван-Продукт» заключает договор. При продаже на экспорт – договор внешнеэкономической деятельности, содержащий все необходимые реквизиты.
Основной проблемой при внешнеэкономической деятельности интеллектуальной собственностью предприятия является отсутствие жесткой системы контроля, который наиболее необходим при проведении этих операций. В частности речь идет о налогообложении результатов продажи в части НДС и налога на прибыль.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ РЕЗУЛТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯЕТЛЬНОСТИ ООО «КАРАВАН-ПРОДУКТ»
Пути улучшения
Как выяснилось в предыдущей главе основной проблемой при внешнеэкономической деятельности интеллектуальной собственностью предприятия является отсутствие жесткой системы контроля, который наиболее необходим при проведении этих операций. В частности речь идет о налогообложении результатов продажи в части НДС и налога на прибыль.
Необходимо следить за своевременностью исчисления и уплаты налогов по данным сделкам.
При экспорте и импорте товаров, работ, услуг налоговые органы вправе контролировать цены сделки.
Отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, может повлечь за собой решение налогового органа о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п. 3 ст. 40 НК РФ).
Применяя это правило, необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1. Налоговые органы вправе контролировать цены сделок налогоплательщиков в случаях колебаний уровня цен, т.е. при заключении одной сделки колебаний цен быть не может. Если товар будет направляться одному и тому же партнеру (даже если он будет направляться в зону льготного налогообложения) по любой (сколь угодно малой), но постоянной цене, то оснований для контроля таких сделок не возникает.
2. Налоговые органы не вправе также контролировать уровень цен, если колебания цен, применяемых этим налогоплательщиком, составляют менее 20% вне зависимости от уровня цен на аналогичные товары на рынке.
3. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель (п. 6 ст. 40 НК РФ). Например, идентичными могут быть товары одинаковой марки одного и того же производителя.
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения (п. 7 ст. 40 НК РФ). Например, однородными могут быть товары разных производителей и марок, но имеющие схожие характеристики.
Очевидно, что данные формулировки могут трактоваться очень широко, учитывая, в частности, такую характеристику, как репутация производителя на рынке, и то, что данный список является открытым и налогоплательщик может обосновывать идентичность и однородность своих товаров другими признаками.
4. Колебания уровня цен контролируются в том случае, если они имели место в пределах непродолжительного периода времени. Так как упомянутый выше Закон не дает формулировки понятия «непродолжительного периода времени», однозначно определить этот период невозможно. Для организаций, осуществляющих разные виды деятельности, с различными по продолжительности циклами производства и реализации, непродолжительный период времени может быть совершенно разным.
Это понятие может подразумевать и длительность производственного цикла, и квартал, и, по аналогии с таможенным законодательством, 90 дней, и период времени, в течение которого уровень рыночных цен на соответствующий товар существенно не менялся, и пр. Ввиду отсутствия четкого определения в случае спора последнее слово останется за судом.
В целях исключения конфликтных ситуаций с налоговыми органами организациям можно рекомендовать определить для осуществляемых ими видов деятельности указанный период времени, исходя из специфики производства.
5. Налоговый кодекс не определяет, относительно какого уровня надо рассчитывать колебания цен, какую цену принимать за точку отсчета - минимальную, максимальную, среднюю или какую-либо промежуточную. А от того, какая цена будет в основе расчетов колебаний, зависит величина доначисленных налогов.
При определении рыночной цены налоговые органы должны учитывать дополнительные условия, связанные с реализацией данного товара, работ или услуг. Прежде всего это обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки или скидки. Если организация сможет обосновать размер применяемых ею цен с учетом скидок и надбавок, то эти цены для целей налогообложения будут признаны рыночными вне зависимости от уровня их колебаний.
В п. 3 ст. 40 НК РФ такой перечень характерных условий для установления скидок и надбавок:
- сезонные и иные колебания потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потеря товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговая политика, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Маркетинговой политикой можно обосновать очень многие условия для установления различных надбавок и скидок к цене. Однако следует обратить внимание на документальное подтверждение тех или иных обоснований. Таким документальным подтверждением может быть, например, положение о маркетинговой (или ценовой) политике организации или какой-либо другой внутренний документ, устанавливающий правила и условия реализации производимой организацией продукции.
Пункт 4 ст. 40 НК РФ определяет рыночную цену товара (работы, услуги) как цену, сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Сопоставимыми признаются такие условия, как количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежа, а также иные разумные условия, которые могут оказать влияние на цены. Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену этих товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок (п. 9 ст. 40 НК РФ).
Список сопоставимых условий открыт, другими разумными условиями можно обосновать различные специфические условия производства и реализации тех или иных товаров, работ или услуг.
Очевидно, что в силу широкой трактовки данных понятий организация может определить для себя и зафиксировать в каком-либо распорядительном документе те условия и характеристики, которые позволят ей устанавливать оптимальные цены и регулировать за счет этого уровень своего налогообложения.
В частности, организации необходимо установить по видам своей деятельности:
- непродолжительный период времени колебания цен;
- базовый уровень, от которого рассчитываются ценовые колебания;
- характерные условия для применения обычных при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавок и скидок;
- маркетинговую политику;
- сопоставимые (коммерческие) условия, влияющие на уровень цен.
Надо сказать, что первый метод определения рыночной цены основан на официальных источниках информации. На практике определить рыночную цену таким способом очень часто не представляется возможным. Как показывает арбитражная практика, большинство дел по ст. 40 НК РФ разваливается как раз из-за того, что суд не признает цены, из которых исходили налоговые инспекторы, рыночными.
Таким образом, можно сделать вывод, что ст. 40 НК РФ, с одной стороны, ограничивает применение тех или иных способов регулирования цены для целей налогообложения, а с другой - дает много возможностей для налогового планирования путем поиска обоснований отклонений цен сделки от рыночных, обоснования различных условий осуществления сделки.
3.2 Экономический эффект от предложенных мероприятий
Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий по усилению контроля за продажей объектов интеллектуальной собственности представим на примере:
Пример. ООО «Караван-Продукт» за март 2007г. начислило НДС с суммы проданного объекта интеллектуальной собственности к уплате в бюджет 26431руб. срок уплаты НДС - 20 апреля 2007г.
НДС , подлежащий уплате в федеральный бюджет, - 26431 руб.
Предприятие перечислило НДС 15 апреля 2007 г. :7929,36 руб.
Начисление и перечисление денег произошло только 28 апреля 2007 г.
За просрочку платежа будут начислены пени. Процентная ставка пеней равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (ставка ЦБ составляет 11%). Величина пеней в день равна:
11% : 300 = 0,0367%.
1. По НДС с 20по 28 (8 календарных дней) пени составят:
18 501 руб. х 0,0367% х 8 дн. =54,3 руб.
Рассмотрим, что же получилось, если бы ООО «Караван-Продукт» перечислило НДС 05.03.07 в полном размере. Но тогда уже не хватило средств на уплату налога.
В этой ситуации пени тоже будут, но только по НДС за два дня просрочки в сумме:
7929,36 руб. х 0,0367 % х 2 дн. = 291 руб.
Экономический эффект составит: 291 – 54,3 = 236,7 руб. с суммы сделки
Таким образом, в дальнейшее ООО «Караван-Продукт» необходимо избегать просрочек платежей по НДС и следить за полной и правильностью составления расчетов.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что ст. 40 НК РФ, с одной стороны, ограничивает применение тех или иных способов регулирования цены для целей налогообложения, а с другой - дает много возможностей для налогового планирования путем поиска обоснований отклонений цен сделки от рыночных, обоснования различных условий осуществления сделки. Однако ООО «Караван-Продукт» рекомендовано усилить контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов по внешнеторговым операциям.
При определении рыночной цены налоговые органы должны учитывать дополнительные условия, связанные с реализацией данного товара, работ или услуг. Прежде всего это обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки или скидки. Если организация сможет обосновать размер применяемых ею цен с учетом скидок и надбавок, то эти цены для целей налогообложения будут признаны рыночными вне зависимости от уровня их колебаний.
Экономический эффект составит: 291 – 54,3 = 236,7 руб. с суммы сделки
Таким образом, в дальнейшее ООО «Караван-Продукт» необходимо избегать просрочек платежей по НДС и следить за полной и правильностью составления расчетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования можно сделать вывод, что Интеллектуальная собственность представляет результат творения человеческого разума. Поэтому отличия прав собственности на нее состоят в следующем. Предметом интеллектуальной собственности выступает информация, которая может быть представлена на материальном носителе и неограниченно распространена. Собственностью в этом случае является распространяемая информация.
Интеллектуальная собственность обладает приоритетностью. На нее могут быть распространены права собственника (имущественные права), личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).
С 01.01.2008 отношения, связанные с интеллектуальной собственностью, регулируются Гражданским кодексом РФ, а также соответствующими подзаконными актами, принятыми Правительством РФ, Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатентом) и другими органами государственного управления.
Проблема торговли результатами интеллектуальной собственностью состоит в несовершенстве ее нормативного регулирования. Во законе о внешнеэкономической деятельности понятие интеллектуальная собственность отсутствует, Гражданский кодекс выделяет эти объекты отдельными главами. В результате итоги внешнеэкономической деятельности по этим объектам могут содержать нарушения законодательства.
ООО «Караван-продукт» является производителем резино-технических изделий, постоянно проводит разработку новых видов продукции и технологий, которые являются результатами интеллектуальной деятельности предприятия.
При осуществлении торговли результатами интеллектуальной деятельности ООО «Караван-Продукт» заключает договор. При продаже на экспорт – договор внешнеэкономической деятельности, содержащий все необходимые реквизиты.
Основной проблемой при внешнеэкономической деятельности интеллектуальной собственностью предприятия является отсутствие жесткой системы контроля, который наиболее необходим при проведении этих операций. В частности речь идет о налогообложении результатов продажи в части НДС и налога на прибыль.
ООО «Караван-Продукт» рекомендовано усилить контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов по внешнеторговым операциям.
При определении рыночной цены налоговые органы должны учитывать дополнительные условия, связанные с реализацией данного товара, работ или услуг. Прежде всего это обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки или скидки. Если организация сможет обосновать размер применяемых ею цен с учетом скидок и надбавок, то эти цены для целей налогообложения будут признаны рыночными вне зависимости от уровня их колебаний.
Экономический эффект составит: 291 – 54,3 = 236,7 руб. с суммы сделки
Таким образом, в дальнейшее ООО «Караван-Продукт» необходимо избегать просрочек платежей по НДС и следить за полной и правильностью составления расчетов.