СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
на Дальнем Востоке. Зимние виды туризма, альпинизм, водный туризм, треккинг культивируются на Урале, в частности на севере Пермского края, Алтае, Кавказе, Камчатке, в Карелии.
В настоящее время туристическая отрасль - одна из самых молодых и динамично развивающихся отраслей экономики России. Неудивительно, что власти придают ее развитию особое значение, тем более в период кризиса.
Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
Территория России простирается с запада на восток на 10 тыс км и почти на 3 тыс км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.
Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма (альпинизма, спелеотуризма, пеших походов, рафтинга по «кипящим» горным рекам и горнолыжного туризма, маунтинбайка, полетов на дельтоплане), а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод.
Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена буквально созданы для круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Моря северо-запада страны - одно из направлений круизного туризма. Многочисленные озера, как правило, живописны и чисты. Причем вода в них чиста не только внешне: в Карелии и на Байкале ее вполне можно пить.
Леса центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и Дальнего Востока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров. В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для проведения экологических туров. В отличие от многих европейских стран, путешествуя по просторам России, турист может за долгое время не встретить людей. В Сибири за несколько часов езды по шоссе, проложенному прямо в лесу, можно не встретить ни одной машины, зато не исключено, что удастся пару раз заметить среди деревьев бурого медведя. В Астраханской области во время трансфера к месту рыбной ловли в дельте Волги егерь покажет фламинго, пеликанов и других редких птиц. Конные походы по сказочному краю - Алтаю не оставят равнодушным никого из любителей природы.
В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего туризма - делает современных россиян интересными друг другу. Великие князья, монархи и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддистские храмы, оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события и поступки сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре .
Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.
Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.
В России в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.
К конкурентным преимуществам России как туристского направления среди основных принимающих рынков следует отнести, прежде всего, богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов. Появление в последние годы новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливает конкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают, что, по мере того как мир станет более изученным и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.
Несомненными конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.
Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких, как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.
В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, характеризующаяся, с одной стороны, укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой - увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт .
К конкурентным слабостям можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:
- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
- препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;
- в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2 - 3 года;
- сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации, и вместе с тем недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;
- остаются нерешенными вопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционно безопасных иностранных государств, как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада, и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока .
Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.
Анализ конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного и внутреннего туризма показывает необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.
На основании изложенного целью развития туризма в Российской Федерации является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.
Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма (в том числе и степного) в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:
- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;
- развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);
- создание новых приоритетных туристских центров;
- рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
- повышение качества туристских и сопутствующих услуг;
- совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;
- обеспечение условий для личной безопасности туристов.
Статистика за 2009 год свидетельствует о положительной динамике основных показателей туристской деятельности в России. Объемы как въездного, так и выездного туристических потоков по сравнению с 2008 годом возросли. Вместе с тем огромный потенциал России до конца не используется. Природное и климатическое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма: степной, пляжный, культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, приключенческий, а также санаторно-курортный и оздоровительный. По оценкам Всемирной туристической организации (UNWTO), Россия может при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. А между тем сейчас на ее долю приходится всего лишь 7-8% от общемирового числа туристских прибытий. Сдерживающими факторами как въезда иностранных туристов в Россию, так и развития внутреннего туризма официальные туристические власти называют несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, небольшое количество гостиниц туристского класса, низкое качество оказываемых услуг, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики и др.
Безусловно, кризис не мог не повлиять на развитие туристической отрасли, которая в течение четырех лет успешно развивалась, показывая высокие результаты. По данным минэкономразвития, темпы роста числа туристических поездок в 2009 г. снизились с 8,3% в первом квартале, до 2,6% во втором квартале, а в августе этот показатель составил лишь 1%.
Кризис начал ощущаться в ноябре 2008 года. В четвертом квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года больше всего «пострадали» массовые направления, Турция, Египет, ОАЭ. По разным оценкам, спад спроса на этих направлениях составил 29-35%. Причем пик спада пришелся на конец октября-начало ноября 2008 года. Интересно, что отмечают туроператоры: падение спроса началось в октябре. Тогда внимая потоку информации о кризисе, в том числе и со стороны СМИ, россияне опасались тратить деньги, но когда в середине ноября никаких критических изменений не произошло, граждане задумались о том, как провести новогодние каникулы. И предновогодний период был, как обычно, отмечен высоким спросом .
Тенденция, которая наблюдалась в туризме последние несколько лет - планировать отдых заранее - сейчас практически прекратилась. Россияне принимают решение о поездке в последний момент. Среди экзотических направлений в числе лидеров по снижению спроса оказался Таиланд: по предварительным оценкам, поток из России упал на 20%. Здесь туроператоры отмечают не только влияние кризиса, но еще и политические события, которые развернулись в Таиланде в начале декабря. Из европейских направлений серьезное снижение спроса, по данным АТОР, испытала Чехия - от 15 до 30% у разных операторов. Что касается экзотических направлений, если исключить провальный Таиланд, то снижение спроса небольшое - в пределах 2-5%. Однако, есть направления, которые, несмотря на экономическую ситуацию и довольно высокую стоимость, пользовались растущим спросом у граждан России. Прежде всего, это Израиль, спрос на который до начала военных действий увеличивался ежемесячно. Несомненно, немаловажную роль тут сыграла отмена визового режима между двумя странами.
Об общем спросе на горнолыжные программы можно сказать то же самое - он стабилен и даже несколько увеличился. Австрия, Италия, Франция, Швейцария - количество российских туристов, купивших туры в эти страны, возросло на 10%, 20-25%, 5-10% и 3% соответственно.
Что же касается спроса на внутреннем рынке, то наиболее существенный спад испытали на себе корпоративные и инсентив-поездки по России. По оценкам операторов, за последние три месяца 2009 г. спрос на такого рода поездки снизился на 40-70%. Операторы также отмечают снижение спроса на частные и индивидуальные поездки. Те, кто раньше имел средства заказывать индивидуальные туры, переместились в сегмент групповых путешественников. В индивидуалах остались лишь VIP-туристы, которые составляют совсем небольшую долю.
Однако следует полагать, что в кризисной ситуации есть и положительные моменты, она может стать стимулом для развития национальной туристической отрасли. Так, рецессия, сопровождающаяся падением курса национальных валют, повышает интерес к продуктам и услугам внутреннего туризма. Этот фактор необходимо использовать для переориентации массовых туристских потоков с международного на внутренний туризм.
По оценкам специалистов, внутренний туристский поток к 2012 году возрастет до 38,5 млн. человек. Эксперты туристического рынка согласны, что внутренний туризм в России будет развиваться в кризисное время. В то же время внутренний продукт сегодня интересен российскому туристу из-за девальвации рубля. Вместе с тем снижаются рублевые цены на гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге, что, прежде всего, привлекательно для иностранных гостей. Что же касается российских курортов, то там снижать цены не торопятся, и, учитывая растущий спрос на наши курорты, который может превысить предложение, следствием может быть отсутствие конкуренции и перспектива снижения качества обслуживания .
1.2 Перспективы развития сферы отечественного туризма
Государственная поддержка развития туристской инфраструктуры должна осуществляться, прежде всего, в рамках федеральных целевых программ. В настоящее время в наибольшей степени развитие туристско-рекреационного комплекса предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг России», рассчитанной на 2008 - 2012 гг. Предусматриваются реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии - Алании и Адыгее .
Однако этого явно недостаточно. Необходимо развитие туристской инфраструктуры в степных центрах России, малых и средних городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры ФЦП «Развитие степных зон в России». В степных регионах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов.
Несомненно важным является развитие степного туризма, способствующего сокращению безработицы, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышению престижности проживания в степной местности. Опыт развития степного туризма в других странах показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитие степного туризма рассматривается как социальная программа для поддержки степных районов.
Дополнительный импульс для въездного и внутреннего туризма может придать развитие индустрии развлечений, в том числе создание игорных зон. .
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы степного туризма в России, в частности улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными для потребителей.
Особую ответственность на туристскую индустрию налагает проведение в 2014 г. зимних Олимпийских игр в Сочи. Это требует высокого уровня подготовки гостиничных средств размещения и соответствующего качества обслуживания.
Задачи диверсификации туристского продукта должны решаться и через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках.
Неудовлетворительное состояние пляжей на курортах страны требует государственной поддержки при проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической безопасности.
Решение данных задач позволит России существенно повысить свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом туристских рынках.
Для формирования конкурентоспособного степного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики России.
Одним из главных законов рекламы являются значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект с определенного минимального порога.
С этой целью необходима имиджевая рекламно-информационная кампания в СМИ как в России, так и за рубежом, участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностей России.
Для повышения конкурентоспособности российского туристского продукта и создания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках основных направляющих рынков.
Многое из этого уже осуществляется. Вместе с тем при существующем в настоящее время бюджетном финансировании деятельность по продвижению российского национального турпродукта может лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.
Широкая рекламная кампания степных туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны.
Таким образом, задача государства состоит в продвижении российского степного туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.
Механизмами продвижения России как степного туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках являются следующие виды деятельности, реализуемые государством и ориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию. К ним следует отнести:
- участие в крупнейших международных туристических и иных выставках единым российским национальным стендом с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- поддержка и консолидация профильной выставочной деятельности в Российской Федерации с целью создания на отечественном туристском рынке одной из крупнейших мировых туристических выставок;
- некоммерческое рекламное продвижение российского туристского продукта на направляющих зарубежных и внутреннем рынках с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока и создания благоприятного имиджа России;
- подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции для распространения ее на крупнейших международных туристических выставках и через российские загранпредставительства, в том числе через представительства, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма;
- распространение информации о России как о привлекательном туристском направлении в глобальной сети Интернет;
- проведение иных акций, например информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, проводимых в стране, презентации новых российских туристских направлений за рубежом, организация инфотуров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями.
Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия развитию степного въездного и внутреннего туризма.
Россия входит в число стран, где до настоящего времени отсутствует национальная система статистического учета при помощи так называемых сателлитных счетов, представляющих собой систему показателей, характеризующих динамику и структуру спроса и предложения туристических товаров и услуг. Сателлитные счета позволяют оценить роль туризма в экономике страны с учетом показателей смежных отраслей и таким образом определить долю сферы туризма в ВВП, занятости, инвестициях, бюджетных доходах. Решение этой задачи позволит получить достоверные данные о совокупном вкладе туризма в отечественную экономику и послужит весомым аргументом для привлечения в эту сферу государственных и частных инвестиций .
В связи с этим необходимо проведение полного комплекса работ по формированию системы показателей, всесторонне характеризующих развитие сферы степного туризма. Это требует следующих мероприятий:
проведения работ по совершенствованию существующих Классификаторов экономической и производственной деятельности (ОКВЭД и ОКПД) с целью внедрения в них показателей сферы туризма;
определения объемов и параметров внутреннего туристского потока;
проведения экспериментальных расчетов по определению доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития регионов России;
совершенствования форм существующей статистической отчетности;
расширения расчетов таблиц «затраты-выпуск» по полному кругу отраслей с целью создания дополнительной основы для построения сателлитных счетов;
постоянного мониторинга мирового и внутреннего туристского рынка;
содействия субъектам Российской Федерации в вопросах совершенствования отраслевой статистики.
Межведомственная и межрегиональная координация играет особую роль в деятельности по определению вклада туризма в экономику страны на основе сателлитных счетов. Эти работы должны быть завершены на первом этапе реализации Стратегии. Апробированные методики сателлитных счетов должны быть внедрены на втором этапе реализации Стратегии.
В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов которой на сегодняшний день является повышение качества туристских услуг.
С целью повышения качества туристских услуг необходимо проводить стандартизацию (аттестацию) деятельности инструкторов-проводников в области обеспечения безопасности путешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие). С этой же целью необходима стандартизация (аттестация) деятельности экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков в целях укрепления единства культурно-информационного пространства Российской Федерации, в том числе доведения до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях нашей страны, ее историческом и культурном наследии, а также роли и месте туризма в современном мире.
Проблема повышения качества туристских услуг является комплексной и должна решаться как за счет мер по совершенствованию системы категорийности гостиниц и других средств размещения, внедрения систем классификации пляжей и горнолыжных склонов, разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем создания соответствующих требованиям работодателей образовательных стандартов и повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма. Это соответствует целям Правительства Российской Федерации по привлечению трудовых ресурсов и обеспечению занятости населения, повышению профессиональной подготовленности кадров, а также повышению доступности и качества предоставляемых населению услуг.
Для совершенствования туристского образования необходимы корректировка существующих и создание новых образовательных стандартов, отвечающих потребностям отрасли и значительно расширяющих объем специализированных дисциплин и практических занятий. При этом должен быть существенно изменен состав преподавательских кадров в направлении привлечения практических работников из туристской индустрии с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин. Целесообразно широко использовать методический опыт и учебные программы профильных зарубежных учебных заведений, в течение многих лет успешно работающих на образовательном рынке в Европе.
В ближайшие годы основная задача состоит в необходимости совершенствования деятельности существующих учебных заведений в целях создания условий для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности. Кроме этого, данные учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов, начинающих работать в индустрии туризма, при этом необходимо передавать как базовые теоретические знания, так и практические навыки.
Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности, а именно регулярный внутригостиничный и внутрифирменный тренинг. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежных странах, успешных в области развития туризма. Для менеджеров высшего управленческого звена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том числе организации зарубежных стажировок.
Для подготовки работников смежных отраслей, обслуживающих туризм, необходимо формирование специальных программ обучения и соответствующих стандартов. Для определения направлений подготовки специалистов необходим регулярный мониторинг потребностей в выпускниках профильных учебных заведений .
Необходимы разработка критериев и внедрение системы рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что позволит обеспечить молодежь достоверной информацией о состоянии рынка образовательных услуг в сфере туризма.
Одной из основных задач в ближайшие годы является подготовка квалифицированных кадров для обслуживания гостей и участников зимней Олимпиады в Сочи. Для этого необходимы разработка и внедрение специальных образовательных программ для подготовки и повышения квалификации работников туристской индустрии Сочи.
Необходимо и совершенствование нормативного правового регулирования в сфере степного туризма. Основные направления совершенствования нормативного правового регулирования в сфере туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма.
К ним относятся вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма.
Меры по совершенствованию федерального и регионального законодательства включают в себя следующие вопросы:
ужесточение юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма;
содействие унификации законодательства субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
реализация государственной политики в области безопасности туризма, в том числе повышение юридической ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.
Актуальным является принятие комплекса мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению личной безопасности, а также к охране окружающей среды, культурно-историческому и природному наследию.
Необходима реализация действующих норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.
Что касается перспективного международного сотрудничества, то оно должно обеспечивать решение общих задач развития туризма в Российской Федерации, таких, как содействие привлечению инвестиций, продвижение туристского продукта, подготовка кадров, совершенствование статистики туризма. Именно этой цели служат заключаемые нашей страной с другими странами межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, деятельность рабочих групп по туризму в рамках межправительственных комиссий. В ближайшие годы, на первом этапе реализации Стратегии, двустороннее сотрудничество должно осуществляться преимущественно с европейскими странами, традиционно направляющими туристов в Россию и наиболее опытными в сфере туризма, с азиатскими традиционными и новыми направляющими рынками - Японией, Кореей, Сингапуром, Гонконгом и принимающими рынками - Таиландом, Филиппинами, Индонезией, Вьетнамом, а также странами СНГ. Особое внимание следует уделить сотрудничеству с такими растущими направляющими рынками, как Китай и Индия, а в перспективе, на втором этапе реализации Стратегии, с Бразилией, другими странами Латинской Америки, а также странами Ближнего Востока.
Необходимо сохранение лидирующей роли России на постсоветском туристском пространстве, в том числе в рамках деятельности Совета стран СНГ по туризму.
Сотрудничество в многостороннем формате должно укрепить позиции России в международных организациях, расширить взаимодействие с программами Европейского союза, организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евроазиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС).
Большое внимание необходимо уделить взаимодействию со Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) как специализированным учреждением системы ООН, особенно в связи с тем, что Россия с 2007 г. входит в состав Исполнительного совета ЮНВТО как главного рабочего органа этой организации. Подготовка и проведение сессий выборных органов ЮНВТО в России позволят укрепить позиции нашей страны на мировом туристическом рынке и привлечь дополнительный интерес как со стороны профессионалов мирового туристического бизнеса, так и зарубежных потребителей.
Анализ возможных направлений решения системной проблемы подтверждает необходимость разработки единой государственной стратегии развития сферы степного туризма, основанной на сочетании институционального и проектного подходов, развития сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями и направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений.
Сегодня необходимо продолжать совершенствовать законодательство в сфере степной туристской деятельности. Особенно это касается въезда иностранных граждан в Россию.
Также целесообразно рассмотреть вопрос о возможности отмены таможенных пошлин на те предметы, которые не производятся в России, но необходимы для туристической отрасли. К ним относятся, например, детали горнолыжных подъемников: канатные тросы, кабинки и кресла, опоры и тормозные башмаки. Сейчас все это ввозится в Россию из-за рубежа и облагается высокими налогами. Большие затраты на строительство курорта в конечном итоге сказываются на цене ски-пассов. В результате вместо того, чтобы повышать привлекательность российских горнолыжных центров, хозяева спортивных баз отпугивают туристов неоправданно завышенными ценами.
Отмена таможенных пошлин могла бы также касаться качественных туристических автобусов мирового класса. На сегодняшний день в России не производят автобусы, оборудованные креслами для 46 пассажиров и более, кухней и туалетом, спальным местом для водителя. Кроме того, для гостиниц с хорошим уровнем сервиса необходим ряд предметов, которые не производятся в нашей стране и заводятся из-за рубежа.
В перспективе необходима тщательная работа со статистикой. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, вклад туризма в мировую экономику составляет 3,6%, а с учетом мультипликативного эффекта – 10% и выше. По довольно приблизительным оценкам, вклад туризма в российскую экономику с учетом мультипликативного эффекта колеблется на уровне 3% ВВП.
Наконец, еще одна проблема, требующая решения на государственном уровне, - подготовка специалистов, готовых работать в туристической отрасли. Сегодня тенденция такова, что выпускается много специалистов высшего звена, которые не требуются отрасли и не находят себе применения, и ощущается нехватка специалистов среднего звена для обслуживания гостиниц, ресторанов и достопримечательностей. Очевидно, что особенно сильно подготовленные кадры потребуются во время подготовки и проведения Олимпиады, а также для развития туристско-экономических зон.
2. Регионы степного туризма в РФ
2.1 Туристическая отрасль Республики Калмыкия
Республика Калмыкия расположена в северо-западной части Прикаспийской низменности на юго-востоке Европейской части Российской Федерации между 44° и 40° восточной долготы и между 41° и 47° северной широты, граничит на севере и северо-западе с Волгоградской, на востоке с Астраханской, на западе с Ростовской областями, на юго-западе со Ставропольским краем, на юге с Республикой Дагестан. На юго-востоке территория Калмыкии омывается Каспийским морем, на юге и юго-западе — реками Маныч и Кума и на северо-востоке на небольшом отрезке — Волгой.
По административно - территориальному делению, принятому в Российской Федерации, регион Калмыкии имеет официальное наименование - Республики Калмыкия с административным центром в г. Элисте. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 75,9 тыс. кв. км., что больше территории таких государств в Западной Европе как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды вместе взятые. Республика находится на юге - востоке европейской части Российской Федерации. На западе она граничит с Ростовской областью, на севере и северо-западе - с Волгоградской областью, на востоке - с Астраханской областью, на юге - с Республикой Дагестан и на юго-западе - со Ставропольским краем. Ее координаты составляют 44о50 и 40о10 восточной долготы и 41о40 и 47о35 северной широты. Протяженность территории республики с севера на юг 448 км., а с запада на восток - 423 км.
На территории Калмыкии условно выделяются три природно-хозяйственные зоны: западная, центральная и восточная. Западная зона охватывает территории Городовиковского и Яшалтинского районов, центральная зона - территории Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Приютненского и Ики-Бурульского районов, восточная - территории Октябрьского, Юстинского, Яшкульского, Черноземельского и Лаганского районов. Наиболее благоприятной по почвенно-климатическим условиям является западная зона.
Весьма крупной специфической территорией восточной зоны являются так называемые Черные земли.
С юга территория Калмыкии ограничена Кумо-Манычской впадиной и реками Маныч и Кума, в юго-восточной части омывается Каспийским морем, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит к реке Волге, а на северо-западе расположена Ергенинская возвышенность. В пределах территории республики северная часть Прикаспийской низменности называется Сарпинской низменностью, а в ее южной части находятся Черные земли. Господствующим типом рельефа республики, занимающим большую часть ее территории, являются равнины.
Общая площадь Республики Калмыкия составляет - 76,1 тыс. кв. км. Протяженность ее территории с севера на юг - 448 км, с запада на восток - 423 км.
Расстояние от Москвы до Элисты - 1300 км.
По территории Калмыкии проходят основные транзитные автомобильные транспортные потоки российских и иностранных пассажирских и грузовых перевозок из Закавказья в регионы России. Основные направления развития сети автомобильных дорог в республике предусматривают их реконструкцию и строительство новых. Выгодное географическое положение республики обусловило организацию международного аэропорта «Элиста».
Железнодорожный комплекс представлен участком железной дороги, проходящей через Артезиан, Улан-Хол (88 км) и станцией «Элиста», которая обслуживает участок ж. д. Дивное - Элиста, эксплуатационной длиной 135 км .
Калмыкия обладает туристским потенциалом, который до настоящего момента не востребован в полной мере. Историко-культурное и природное наследие калмыцкого народа, древние национальные традиции, народные промыслы - все это способствует развитию таких видов туризма как деловой, культурно-познавательный, конфессионально-ознакомительный, экологический, конный, спортивный и другие.
В Калмыкии уникальные памятники природы, заповедные места, богатая растительность и редкие птицы. Здесь пролегал Великий Шёлковый Путь, обитали хазары, строила города Золотая Орда, находятся остатки Сарай-Берке - второй столицы Золотой Орды. Именно здесь находится Великий Исторический Перекрёсток, географический центр Евро-Азиатского материка.
Развитию туризма в Республике Калмыкия в немалой степени способствует выгодное географическое положение республики. Республика граничит на севере и северо-западе с Волгоградской, на востоке с Астраханской, на западе с Ростовской областями, на юго-западе - со Ставропольским краем, на юге - с Республикой Дагестан, на юго-востоке омывается Каспийским морем.
Климат в Республике Калмыкия степной, континентальный, с умеренно холодной малоснежной зимой и жарким летом. На многих водоёмах уже в мае начинается купальный сезон.
Наиболее значимый объект на землях особо охраняемых территорий республики - биосферный заповедник «Черные земли», расположенный на территории Черноземельского и Яшкульского районов.
Кроме заповедника, на территории Калмыкии действуют 14 заказников. Наиболее крупные заказники федерального значения - Сарпинский, Харбинский и Меклетинский - главным образом сориентированы на охрану сайгаков. На базе охотничьих промысловых участков организованы три зоологических заказника: «Южный», «Зунда» в Ики-Бурульском районе и «Манычский» в Приютненском районе .
В Целинном районе республики располагается национальный природный парк «Бамб-Цецг», имеется 22 памятника природы и культуры, в т.ч. в г. Элиста, Городовиковском, Ики-Бурульском и других районах.
В совокупности указанные территории занимают более 20% площади республики.
За последнее десятилетие воссоздано множество хурулов и церквей, значительно облагородился внешний вид республики, особенно её столица - г. Элиста. Следуя традициям национального колорита, построены и продолжают строиться новые здания, объекты досуга, торговли и общепита.
В ноябре 2001 г. аэропорту г. Элиста присвоен статус международного. Теперь Калмыкия обладает одним из самых лучших аэрокомплексов на Юге России. Асфальтобетонная полоса имеет длину 3 км 200 м и может принимать как пассажирские, так и грузовые большетоннажные лайнеры типа ИЛ-86, ТУ-204, Боинг-757 и т.п.
Столица Республики Калмыкия обладает архитектурой и убранством с ярко выраженным восточным (буддийским) колоритом. Наиболее значимыми объектами являются хурульный комплекс, который включает в себя самый большой в Европе Хурул (высота 64 м), а также Хурул Сякюсн-сюмэ «Ген-Дун Шаддуб Чойхорлинг», статуя Будды Шакьямуни, Алтн Босх (Золотые ворота), дворец шахмат «Сити Чесс», парк «Дружба». Культивируются народные промыслы (ГУП «Калмыцкие умельцы»).
Параллельно с сохранением традиционных образов буддийской архитектуры, развивается инновационная динамика в проектировании и строительстве. Сити Чесс - одно из направлений в этой области. При комплексном подходе территориальная единица Сити-Чесс способна выступить не только как объект компактного проживания, но и как место проведения коммерческих выставок и ярмарок в сфере туризма.
Одна из характерных особенностей калмыцкого туристского продукта - его экзотический характер, связанный с уникальными природными комплексами, спецификой этнографии и историко-культурной среды республики. В условиях обострения проблем сохранения окружающей среды широкое распространение в республике получит развитие экотуризма как экологически безопасной формы отдыха и путешествий.
В апреле 2000 г. завершился первый этап в реализации государственной политики в области управления туристской деятельностью на территории Республики Калмыкия. Данный этап предусматривал создание нормативно-правовой базы, основанием которой является Закон Республики Калмыкия «О туристской деятельности в Республике Калмыкия» от 13 апреля 2000 г. № 57-II-З. Закон направлен на создание благоприятных условий для развития туризма в Республике Калмыкия, на обеспечение республиканских гарантий уровня квалификации специалистов по туризму и безопасности граждан при совершении путешествия.
Во II квартале 2000 года начался второй этап государственной политики в области управления туристской деятельностью, который предусматривает реализацию экономически обоснованных инвестиционных проектов. Конъюнктура туристского рынка на текущий момент определяет развитие внутреннего туризма, ориентированного на создание туров и маршрутов непосредственно на территории Калмыкии, что практически невозможно реализовать без разработанной и четко сформулированной республиканской политики в области туристской деятельности.
Инвестиционные проекты строительства объектов туристской индустрии Республики Калмыкия включены в федеральную целевую программу «Юг России». Объем финансирования на Республику Калмыкия из федерального бюджета программы составит 120,7 млн. руб. (на период реализации программы). На сегодняшний день Проектным институтом Калмыкии уже подготовлены эскизные проекты объектов туристской индустрии, которые были направлены на рассмотрение в Правительство РК.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 95 утверждены Положения «О лицензировании туроператорской деятельности», «О лицензировании турагентской деятельности». В целях защиты законных прав и интересов российских граждан, законности при осуществлении лицензирования турагентской деятельности, исходя из необходимости делегирования полномочий и ответственности в вопросах осуществления лицензирования турагентской деятельности между Министерством экономического развития и торговли РФ и Правительством РК заключено Соглашение «О делегировании полномочий по лицензированию турагентской деятельности» от 14.02.2002 г. № СВ - 84/44, на основании которого на Министерство по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия возложено проведение процедур, связанных с осуществлением лицензирования турагентской деятельности. Министерством по делам молодёжи, туризму и спорту Республики Калмыкия выдано 18 лицензий на осуществление турагентской деятельности.
Для привлечения внебюджетных источников финансирования, Министерство по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия выступило инициатором разработки Концепции создания национального туристического комплекса «Джангарленд» и последующего создания юридического лица в качестве управляющей компании (Дирекции) по реализации программных мероприятий в сфере развития туризма и, в частности, по строительству «Джангарленда».
|