Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 21:01
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

УПР
Курсовая | 23.09.2014, 13:16

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ    3
1.    ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ    8
2.    ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ    13
3.    ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ    18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    31

 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обуславливается тем, что начало двухтысячного тысячелетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях. Российское правительство уже давно стимулирует инновационное производство и в частности делает ставку на инновационные нанотехнологии как будущую основу процветания Российской экономики. 
Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни лю-дей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Цель работы – это раскрыть содержания технологий управления инновационных предприятий.
Задачи работы: 
1.    Раскрыть содержание инновационного менеджмента на предпри-ятии.
2.    Изучить технологию управления изменениями.
3.    Изучить технологию управления инновационной политикой пред-приятия.
Предмет работы – это менеджмент организации.
Объект работы – это менеджмент осуществляемый в организациях деятельность которых несет инновационный характер.
Приведем краткий аналитический обзор теоретических положений и концепций по рассматриваемой тематике.
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с техноло-гиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». Понятия «творчество» и «инновация» синонимами не являются. Под творчеством подразумевается генерация новых идей, инновация же есть их успешное воплощение. Творчество — это открытие принципа, инновация — перевод этого принципа в полезные товары и услуги. В процессе инновации идеи материализуются в реальные товары и услуги, способные принести организации дополнитель-ный доход. Инновация — это следствие осознанного, целенаправленного поиска возможностей для создания чего-то нового.
Большинство российских и зарубежных специалистов работающих в области инновационного менеджмента сходятся во мнении что, инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.
Гольдштейн Г.Я. в своей книге «Инновационный менеджмент» полагает что: «Дисциплина «Инновационный менеджмент» должна дать необходимые сведения для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой корпорации, а также инновационными фирмами. При этом менеджмент сферы НИОКР должен строиться на том, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата функционирования компании» [1, 24c.]
В этой связи следует в инновационном менеджменте опираться на сле-дующие положения:
- научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм и они должны соответствующим образом планиро-ваться и управляться;
- ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;
- требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;
- сознательное применение концепций стратегического и инновационно-го менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повы-шение эффективности инвестиций в НИОКР.
В соответствии с международными стандартами инновация определяет-ся как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Обоснование темы контрольной работы заключается в том, что вопрос развития и эффективного управления инновационными предприятиями является системообразующим в разрезе развития экономик России в дальнейшем, так как в условиях зависимости российской экономики от нефте-сырьевого сектора развитие инновационных технологий в целом и способствование развитию инновационных предприятий в частности – единственный путь обеспечить бедующее Российской Федерации.
Тезаурус основных понятий и терминов, используемых в тексте:
Управление — это действия субъекта, направленные на достижение по-ставленной заранее, но корректируемой, цели (задачи).
Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней. Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными, получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить).
Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высо-кой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной дея-тельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
«Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только та-кое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы» [10]. Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производ-ства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Структура работы включает в себя введение, главы «Инновационный менеджмент на предприятии», главы «Технология управления изменениями», главы «Технологии управления инновационной политикой предприятия», заключение и список литературы.
 
1.    ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Инновационный менеджмент- одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
«Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития» [4, 34с.].
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
    разработку планов и программ инновационной деятельности;
    наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
    рассмотрение проектов создания новых продуктов;
    проведение единой инновационной политики: координации дея-тельности в этой области в производственных подразделениях;
    обеспечение финансами и материальными ресурсами программ иннова-ционной деятельности;
    обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
    создание временных целевых групп для комплексного решения иннова-ционных проблем - от идеи до серийного производства продукции.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
«Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п» [2, 18с.].
В специальной литературе и официальных документах чаще всего ис-пользовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
«Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации)» [4, 78c.].
Успех компании зависит от соответствия её модели характеристикам от-расли, в которой она работает и её собственным возможностям. В основе стратегии работы компании лежат следующие положения:
-анализ цикла жизни технологий, продуктов и рынков; поскольку технологии, рынки, экономика, законы определяют пределы бизнеса;
-нахождение источников инноваций, объединение, привлечение к работе ведущих специалистов, анализ участков с высокой изменчивостью;
-привязка выявленных источников инноваций к разработке новых видов бизнеса.
Инструментом для управления знаниями, которые используются для разработки стратегии и управления инновационными процессами является анализ нелинейности механизмов, определяющих общее поведение системы и моделирование. 
Руководители коммерческих предприятий постоянно осознают, что ин-новация - неотъемлемая часть успеха стратегии компании. 
Истинная инновация- это философия управления, согласно которой единственная гарантия долговременного успеха предприятия это более эффективные, по сравнению с конкурентами, усилия по удовлетворению настоящих и будущих потребностей покупателей.
Постоянный технический прогресс, особенно в компьютерной области, даёт возможность фирме работать в соответствии с индивидуальными требованиями клиентов. При этом трудности в работе по улучшению инновационного климата в компании увеличиваются. Они связаны не только с обработкой поступающих данных, но и с тем как использовать всю имеющуюся информацию. 
Иными словами, тот инновационный процесс, который запущен в нашей стране, может доставить руководству фирмы большую головную боль, чем раньше. Ведь руководители компании не имеют инструментария, позволяющего принимать грамотные инновационные решения на основе всей информации о текущем состоянии дел.
«Неоспоримость использования инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества компании не требует особых доказательств. Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит со-вершенствование и внедрение инноваций» [1, 54с.].
Таким образом, развитие любой компании производится за счет определенных усилий владельцев и менеджеров, которые должны грамотно сочетать такие виды менеджмента, как стратегический, регулярный и инновационный. Сочетание стратегического и регулярного менеджментов уже не представляет особых трудностей для компаний, вставших на путь внедрения систем менеджмента качества и применяющих методы самооценки по критериям моделей совершенства. Международные стандарты ИСО серии 9000 и модели совершенства содержат полные и подробные требования и критерии деятельности руководства по разработке политики и стратегии, по дальнейшему их развертыванию, предлагают подходы по вовлечению персонала в достижение стратегических целей компании.
 
2.    ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений.
«Систематизация знаний по инноватике, определяемая их принципиальным содержанием, направлениями использования и распространения посредством диффузии и трансферта инноваций, находит практическое осуществление в классификаторе новаций, инновационных процессов и нововведений. Структура классификатора приводится в разделе 2.4.1. Он состоит из базовых признаков и группировок инноваций по типологическим понятиям. При этом базовые признаки, например, в сфере новаций детализированы по степени новизны и инновационному потенциалу. В сфере инновационных процессов те же признаки раскрываются особенностями их организации. В свою очередь, по типологическим понятиям все новации и нововведения подразделены натехнические, технологические, экономические, организационные и управленческие. Классификатор новаций, инновационных процессов и нововведений находит практическое применение при принятии управленческих решений как по инвестициям в инновации, так и в процессе организации инновационной деятельности» [5, 123с.].
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Основные этапы процесса управлением инновациями. Рассмотрим их характеристики.
Этап 1. Систематизация поступающих идей:
    сбор информации о технологических изменениях на рынке, ново-введениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);
    сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отно-шении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска;
    сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.
Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта:
    определение возможностей и практической реализации идей;
    выяснение степени технологической общности новых и традици-онных изделий;
    соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии разви-тия;
    определение патентной чистоты будущего изделия.
Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разра-ботка программы маркетинга:
    техническая разработка продукта, когда идея приобретает вид конкретного проекта;
    определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств;
    оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж;
    определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;
    наличие необходимых ресурсов для производства новой продук-ции: технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансовых;
    сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок;
    анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.
Этап 4. Создание нового продукта:
    разработка конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;
    создание образца и проведение технических испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.);
    определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.
Этап 5. Тестирование на рынке:
    тестирование на ограниченном рынке в течение не менее трех ме-сяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.);
    выбор оптимальных каналов реализации;
    выбор средств и методов рекламы;
    организация технического обслуживания.
Этап 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:
    коммерческое обоснование нововведения: объем продаж, рента-бельность продукции, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров; известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;
    производственные возможности фирмы: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
    финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт; источники финансирования, предполагаемые результаты прибыльность или убыточность на расчетный период;
    соответствие нормативным показателям - стандартам, государст-венным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции; обеспечение патентной защиты нововведения.
Таким образом, инновация — это попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение в экономическом или общественном потенциале предприятия. Инновация — это еще и успешное применение идей и процессов для решения существующих проблем и создания новых возможностей. Инновации требуют знаний, творческого мышления, изобретательности и целеустремленности. Цель управления инновациями состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять ими в масштабах всей организации и выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление деятельности организации и ее стабильность. Для надлежащего управления творческими процессами менеджеры должны найти и устранить помехи на пути инноваций, обеспечить мотивацию и создать такие отношения в организации, которые будут поддерживать личную и групповую инновационную инициативу.
 
3.    ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.
«Инновационная стратегия - это система целей долговременного разви-тия предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной» [5, c. 178].
Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых ин-новациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонитель-ной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.
«Различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации» [3, c. 104].
Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются:
1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;
2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном испыта-нии инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увели-чения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;
3) коммерческий риск - связан с неопределённостью результатов боль-ших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных факторов;
4) финансовый риск - связан с возможностью ошибок в оценке едино-временных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.).
Имитационная стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике. 
Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) - также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями. 
Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной по-литикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия. 
При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода [2, c. 89]:
1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.
2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сег-мента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли. 
При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:
- исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);
- повышение качества и сертификация продукции;
- обновление производственной базы (техническое перевооружение);
- создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
- освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой). 
При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:
1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспе-чить рыночный успех;
2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений. 
Целью инновационной политики является создание условий для обеспе-чения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его кон-курентоспособности и конкурентоспособности продукции.
Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:
- целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;
- приоритетность - выбор важнейших направлений деятельности в на-стоящее время с учётом возможностей предприятия;
- альтернативность проектных решений - разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;
- комплексность - охват инновациями смежных сфер деятельности;
- обоснованность - обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;
- адаптивность - корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды. 
Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия. 
Внешняя среда - это совокупность хозяйствующих субъектов и движу-щих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния. 
Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы. 
Внутренняя среда - это совокупность субъектов и движущих сил пред-приятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:
- материало-, энерго- и фондоёмкость производства;
- технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;
- степень износа основных фондов и т. д. 
Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:
- наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;
- высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;
- наличии на предприятии системы управления качеством на основе ме-ждународных стандартов ISO;
- наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;
- наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики. 
Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей [4, c. 46]:
1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);
2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реа-лизованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);
3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);
4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).
Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики. Инновационная стратегия - это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной [5, 73с.]. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия. Имитационная стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике. 

Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) - также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями. 
Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной по-литикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.
Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика - мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
«Помимо инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия» [6, 201c.]. 
Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.
Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосно-вывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по дос-тижению целей инновационной деятельности. 
По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.
Таким образом, формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика - мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.
Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.
Укрупнено инновации могут быть разделены на продуктовые, техноло-гические и организационно-распорядительные. Последние в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.
Задачи инновационного менеджмента:
1. Планирование инновационной деятельности организации; 
- формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации)
- определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них
- выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития
2. Организация инновационной деятельности;
3. Мотивация участников инновационной деятельности;
4. Систематическая оценка результатов инновационной деятельности;
В контрольной работе решены следующие задачи:
1. Раскрыто содержание инновационного менеджмент на предприятии.
2. Изучена технология управления изменениями.
3. Изучена технология управления инновационной политикой предпри-ятия.
В ходе выполнения контрольной работы сделаны следующие выводы по современному состоянию рассмотренной проблематики, соответствующие поставленным задачам:
1. Особенностью современного этапа развития инновационной деятель-ности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука –производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы. Развитие любой компании производится за счет определенных усилий владельцев и менеджеров, которые должны грамотно сочетать такие виды менеджмента, как стратегический, регулярный и инновационный. Сочетание стратегического и регулярного менеджментов уже не представляет особых трудностей для компаний, вставших на путь внедрения систем менеджмента качества и применяющих методы самооценки по критериям моделей совершенства. Международные стандарты ИСО серии 9000 и модели со-вершенства содержат полные и подробные требования и критерии деятельности руководства по разработке политики и стратегии, по дальнейшему их развертыванию, предлагают подходы по вовлечению персонала в достижение стратегических целей компании.
2. Для управления инновациями важны промежуточные результаты ин-новационной деятельности. Следует учитывать Проблемный характер ситуа-ций, конкуренцию и рисковую . среду инноваций. Принятие решений я управлении инновациями должно привести к достижению таких результатов, которые, как минимум, обеспечили бы возвратность инвестиций и получение прибыли, достаточной для полномасштабных воспроизводственных про-цессов в экономике. Информацию для управления инновациями обеспечивает применение графоаналитического метода отображения инновационной дея-тельности циклом работ: «Идеи, предложения, проекты, программы». Решения принимаются с учетом постепенного уменьшения неопределенности в достижении целей инновации. На начальной стадии работ информация для принятия решений носит альтернативный характер и предопределяет целесообразность конкурсного проведения НИОКР. На стадии осуществления программы технологического освоения производства новой продукции, где инвестиции во много раз превышают затраты на НИОКР, решения детализируются по отдельным программам работ. инновация — это попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение в экономическом или общественном потенциале предприятия. Инновация — это еще и успешное применение идей и процессов для решения существующих проблем и создания новых возможностей. Инновации требуют знаний, творческого мышления, изобретательности и целеуст-ремленности. Цель управления инновациями состоит в том, чтобы иницииро-вать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять ими в масштабах всей организации и выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление деятельности организации и ее стабильность. Для надлежащего управления творческими процессами менеджеры должны найти и устранить помехи на пути инноваций, обеспечить мотивацию и создать такие отношения в организации, которые будут поддерживать личную и групповую инновационную инициативу.
3. Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика - мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности требует создания системы охраны промышленной собственности и является обязательным атрибутом развитых стран. Так, технологическая политика США направлена, в том числе на: создание благоприятного климата для развития частного сектора и повышение конкурентоспособности продукции; поощрение развития коммерциализации технологий; инвестирование в создание технологий XXI века. В странах Европейского союза стимулирование инновационной деятельности вышло за национальные рамки и все в большей степени становиться общей задачей. Кооперация в исследованиях и разработках дает возможность европейским компаниям противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы, добиваться экономии средств за счет расширения масштабов и соединения технических и интеллектуальных возможностей. Российское правительство так же уже давно стимулирует инновационное производство и в частности делает ставку на инновационные нанотехнологии как будущую основу процветания Российской экономики.
По итогу работы над контрольной работой сформированы следующие рекомендации молодым специалистам по развитию и совершенствованию рассмотренной тематики:
1. Особенностью современного этапа развития инновационной деятель-ности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла "наука - производство». Таким образом, задачей молодых специалистов является создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
2.В процессе управления инновациями и инновационной политике в це-лях повышения эффективности молодым специалистам важно учитывать, что одним из главных факторов создания конкурентоспособности является эффективное управление. Для достижения высокого уровня качества управленческих решений нужны профессионализм и ответственность менеджеров всех уровней иерархии. Если профессионализм формируется в процессе обучения и приобретения опыта, то ответственность менеджера - результат не только ментальных факторов и глубокого осознания философских красот корпоративной культуры, но и результат влияния контроля.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Тескт]/ Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.- 232с.- ISBN 978-5-699-12014-7
2.    Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Тескт] / С.Д. Ильенкова. - М.:- Банки и биржи, 2007. -412с.- ISBN 978-5-02-033897-5
3.    Суйц В.П. Первичный контроль и управление производством: Учебное пособие [Тескт]/ В.П. Суйц. - М.:- Макет, 2007. -562с. - ISBN 978-5-05-000091-0
4.    Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент: Учебное пособие [Тескт] / Р.А. Фатхутдинов. - М.:- Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. - 351с. - ISBN 978-5-282-02670-2
5.    Фердинанд П. М. Бизнес и инновации: Учебное пособие [Тескт]/ П. Ферди-нанд. - М.: «Вильямс», 2007. - 432с. - ISBN 978-5-89349-820-2
6.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 306
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba