Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Вт, 26.11.2024, 00:53
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

В чем состояло историческое влияние Византии на Россию
Контрольная | 22.08.2014, 19:27

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание

Введение    3
1. Особенности Византийской цивилизации    5
2. Византия и Русь    10
2.1 Взаимоотношения Византии и Руси    10
2.2     Заимствование на Руси византийских культурных ценностей    21
3. Византийское наследство и Московская Русь    26
Заключение    31
Список использованной литературы    33

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Историки не раз описывали многочисленные культурные, политические, религиозные, экономические и географические факторы, которые позволили первоначально незначительному Московскому княжеству стать в XIV веке центром русского государства. Роль, которую играла в этом процессе умиравшая Византийская империя, может расцениваться как один из важнейших моментов влияния Византии на историю Европы, «Собирание русских земель» вокруг Москвы, соперничество между Москвой и Тверью, вмешательство Золотой Орды, войны с Литвой.
Роль Византии в формировании российского государства достаточно высока. Государство Византия просуществовало с 4 по 15 вв. н.э. Так же она вошла в историю как Восточная Римская империя. Столицей её был город Константинополь (ныне Стамбул). В годы своего высшего могущества при императоре Юстинеане Великом в 6 веке Византия занимала следующие территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Палестина, Северная Африка, Апенинский полуостров, часть Пиринеев, вся территория современной Греции, часть Сирии. Византия была центром христианской ортодоксальной веры, т.е. православной церкви.
Византия отнюдь не была каким-либо историческим феноменом. Она не являла собой пример отклонения от общих закономерностей развития человеческого общества. В течение своей тысячелетней исторической жизни, казалось бы столь длительной, но вместе с тем столь краткой в общем ходе мировой истории, Византия прошла те же основные стадии общественного прогресса, что и многие другие страны средневекового мира. Ей были знакомы крушение рабовладельческого общества, рождение, расцвет и упадок феодального строя. 
Но в Византии общественное развитие принимало специфические формы, имело свой неповторимый колорит.
Роль Византии и ее политический престиж, естественно, менялись в течение тысячелетнего существования империи. Византийское государство переживало периоды взлета и падения, расцвета и упадка. 
Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, - Древняя Греция и Восток.
Целью данной работы является изучение исторического влияния Византии на России.
Задачи работы:
- изучить особенности Византийской цивилизации;
- проанализировать взаимоотношения Византии и Руси;
- рассмотреть вопросы заимствования на Руси византийских культурных ценностей;
- охарактеризовать византийское наследство и Московскую Русь.
Хронологически византиноведческие исследования ученых России охватывали все периоды существования Византии. Наибольший вклад в изучение истории Византии внесли Н.Н. Мурзакевич (политика Византии и Генуи в Крыму), А.П. Зернин (деятельность императоров Василия Македонянина, Константина Багрянородного и патриарха Фотия), Н.А. Лавровский (изучение русско-византийских договоров); В.С. Иконников (проблема культурного, конфессионального, политикоправового влияния Византии на Русь); епископ Порфирий (Успенский) (история афонских монастырей).


1. Особенности Византийской цивилизации

Византийской цивилизации был присущ принцип симфонии церкви и государства, основы которого еще в III-IV вв. были сформулированы Евсевием Кссарийским. В отличие от Запада византийский император счи-тался главой церкви. Императорские постановления, касающиеся церков-ных дел, приравнивались к актам канонического права. Политическая ис-тория Византии, известная своими бесконечными войнами, дворцовыми переворотами и смутами, включала в себя и конфликты императоров с церковными иерархами. На Западе считалось, что духовная жизнь обще-ства входит в компетенцию церкви, а прерогативой правителей являются государственные дела. Для Византии подобное противопоставление не бы-ло характерным, а соответствующее противоречие снималось на уровне специфической для восточного христианства целостной картины мира, включающего космос, природу, человеческую жизнь в их приобщении (метексис, идеи энергии, синергии) к божественной благодати. Целостность византийской картины мира и ее не только метафизически-мистическая интерпретация, но и роль, придаваемая категориям божественной энергии и синергии, как известно, повлияли впоследствии на идею всеединства русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. 
В плане правовых и социальных отношений для византийской цивилизации характерен континуитет римских правопорядков, отсутствие феодальной доктрины вассалитета, иерархической структуры собственно-сти, ее условного характера. Доминировало право полной безусловной собственности на землю, восходившее к римским правовым принципам (на практике собственность далеко не всегда была полной и безусловной). Политико-правовая доктрина испытала не только сильное античное вли-яние, но и впитала элементы иудаизма. Действительно, византийцы на-зывали себя римлянами (ромеями), избранным народом, противопоста-вляли себя варварам.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Для государственного самосознания византийского социума, проблема которого лишь косвенно затрагивалась в литературе, была характерна неприязнь к латинянам, образ «себя» и «других». В отличие от Запада византийское самосознание до XIII в. не может быть названо этническим, оно по своему содержанию отражало самоидентификацию государства и города, прежде всего Константинополя.
С XIII в. можно говорить о появлении этнической природы государственного самосознания Византии. Это связано с тем, что эллины начинают играть роль суперэтноса, распространяется эллинский патриотизм, восходя¬щий еще к традициям Псевдо-Дионисия Ареопагита. Однако доминиру¬ющую роль в Византии по-прежнему играло государственное самосознание, отражавшее самоидентификацию сильного государства с четкой политико-правовой доктриной, центростремительными тенденциями, определяющи¬ми настроение элиты. Кроме того, это самосознание по своим основным параметрам, как и ранее, совпадало с самосознанием города .
Одной из особенностей византийской цивилизации была значительная специфика города, относимого М. Вебером к античному типу. В городе своеобразно сочеталось развитие денежного хозяйства и государственной регламентации производства. Известно, что на средневековом Западе городское население составляло  корпорацию,  противопоставлявшую  себя сеньорам и ведущую с ними борьбу, в ходе которой формировалось гражданское самосознание как понимание свободы, послужившее в новое время  прообразом борьбы за гражданские права и конституцию. 
В Византии город имел аристократический характер. Город, прежде всего, Константинополь, являлся моделью империи. Здесь иудаистская идея единства народа и власти, симфония церкви и государства, целостный характер метафизически-мистической картины мира в значительной мере препятствовали кристаллизации устойчивых форм самосознания отдельных городских слоев, форм, способных функционировать не только на уровне  саморефлексии и самоидентификации, но и менталитета. В этом плане  существовали лишь временные отклонения от устойчивых образцов. Они  возникали и исчезали, отражая развитие событийной истории и соответствующую рефлексию на уровне разных видов ментальности, тогда как ведущие компоненты самосознания, такие, как идея превосходства ромеев, отрицательное отношение к латинянам, эллинский патриотизм,  преимущественная роль личных, а не поземельных связей с императором, значение, придаваемое государственной службе, т. е. престиж бюрократии,  определяли особенности социального поведения элиты, центростремительные тенденции.
Эти качества государственно-городского самосознания можно рассматривать как атрибуты цивилизации, тогда как некоторые другие в разные периоды формы самосознания разных социальных групп следует оценить как идеологии, имеющие к тому же иногда маргинальный характер. Примерами таких  идеологий  являются  самосознание  партий  цирка  в  раннем Константинополе. К тому же ряду явлений принадлежит выражение социа¬льных и политических интересов разных слоев горожан в период гражданс¬кой войны XIV в. и т.д. Более устойчивый характер имела идеология провинциальных, как правило, небольших городов, проявлявшаяся в борьбе горожан с налоговым гнетом и выступлениях против налоговых сборщиков. В ходе такой борьбы обнаруживалось размежевание между богатыми, средними и бедными горожанами. Однако эта борьба была эмоционально-психологической реакцией на ситуацию, не поднимающейся до уровня цивилизационных факторов. Духовно-идеологическое и политическое противостояние Иоанна Кантакузина и его противников в период I гражданской войны XIV в. также отражало конкретную логику событий,  борьбу за власть.
Хотя рядом ученых констатировались черты сходства этих событий с проявлениями городских движений на Западе, в целом данная ситуация  в Византии также  отражала событийно-исторический уровень  развития  и соответствующую рефлексию.
Сказанному не противоречит тот факт, что политическая борьба XIV в. происходила в обстановке обостренных мировоззренческих диспутов между исихастами и гуманистами. Эти дискуссии, завершившиеся победой исихазма, способствуя развития византийского самосознания, отражали развитие цивилизации. В итоге диспутов совершенствовались представления о цело¬стности картины мира - важнейшем факторе воспроизводства цивилиза¬ции во времени.
Не исключено, что в условиях интенсификации процесса феодализации в конце XIV-XV в. некоторые временные формы византийских политичес¬ких идеологий могли бы оказаться исторически перспективными и, следова¬тельно, исторически альтернативными по отношению к государственно-этническому по содержанию и городскому по форме византийскому самосо¬знанию, отражавшему в каждый временной момент уровень византийской цивилизации. Но политическая гибель Византии в середине XV в. не позво¬ляет провести соответствующий анализ .
Тождественность городского, этнического и государственного самосоз¬нания в Византии определялась аристотелевской идеей города-государства. Византийское государство, хотя и восходило к режиму домината и от¬личалось от античных полисов, одновременно рассматривалось как обще¬ственный договор. Это проявлялось в том, что император формально выбирался всем народом. В рамках политической доктрины, вслед за Аристотелем, полагали что ячейку общества составляла семья, семьи объединялись в полисы, последние - в государство.
Византийская цивилизация, традиционно рассматри¬ваемая как явление относительно устойчивое во времени, сложный и проти¬воречивый синтез античных и христианских элементов цементировалась целостной специфической картиной мира, обусловившей возможности сня¬тия с помощью политики властей антиномий мировоззренческого и социа¬льного характера и, соответственно, создающей условия для доминирова¬ния центростремительных тенденций.
Восточное влияние, в том числе влияние ислама, в большей мере отразилось на развитии византийской культуры и черт повседневности, чем на структуре цивилизации, т.е. факторов, отличавшихся длительной ин¬вариантностью. Именно в этом плане интересна роль регионов, входивших в разные периоды в состав византийской государственности или соприкасавшихся с ней и являвшихся центрами встречи культур: арабский мир, Сирия, Иран, Египет. Такова же роль славянских регионов: Болгарии, Сербии, а также Армении, не только воспринявших воздействие визан¬тийской цивилизации, но и оказавших определенное влияние на состояние византийских структур повседневности.

 

 

 

 

 

 

 


2. Византия и Русь
2.1 Взаимоотношения Византии и Руси

Отношения империи с Русью закономерно пережили и период расцвета, пришедшийся на X столетие, и эпоху постепенного угасания, явственно обозначившуюся в середине XI в.
После смерти Ярослава Мудрого (1054) Русь постепенно превраща-лась в своеобразную федерацию княжеств, лишь номинально зависи¬мых от киевского князя. Неизбежным следствием развития удельной системы были усобицы за передел земель княжеств и самих княжений, и, прежде всего, - за право на киевский престол. Колыбель русской го¬сударственности Киев стал сходить с арены как средоточие богатств Руси, ее военно-политической мощи и блеска ее культуры. Существо¬вал лишь один фактор, властно диктовавший в последней четверти XI-XII в. князьям Руси необходимость хранить воинское единство и при¬знавать организующую роль Киева. Этот фактор - половецкая угроза, нависшая почти на полтора столетия над Русью и все еще недостаточно оцененная в историографии. В 1091 г. половцы грозили гибелью также и Византийской империи. Перманентное давление половцев на русские земли временно вызвало противодействие центробежным силам. Не слу¬чайно с ослаблением половецкой угрозы тенденцию к полному обособле¬нию от русской федерации первыми проявили именно те политические центры, которые менее всего страдали от половецкого разбоя. В целом однако, внешняя политика Древней Руси (в том числе и в отношении к Византии) утратила былое единство. Любое русское княжество осуще¬ствляло независимую от Киева внешнюю политику. В отношениях с Ви¬зантией для всех их общую существенную роль играл все тот же поло¬вецкий барьер, плотность которого намного превосходила печенежский X-XI вв. и по протяженности, и по своей политической структуре.
Процессы социально-экономического развития, сходные с теми, которые происходили на Руси, не привели в империи ХI-середины XII в. к столь же масштабному политическому дроблению. Реформировав аппарат центральной власти, мобилизовав силы военной землевладель¬ческой знати и среднепоместных военных, как и ресурсы провинциаль¬ных городов, представители новой (военной) группировки господству¬ющего класса, овладевшие престолом, Комнины (1081-1185 гг.) вре¬менно преодолели глубокий кризис 2-й половины XI в., остановили наступление врагов и даже перешли в наступление .
Политика Византии в отношении Руси приобрела маневренный характер: она стала разной относительно разных русских княжеств, варь-ируя от тесного союза до полного разрыва в зависимости от перемен в соотношении сил на Руси и изменений во внешнеполитической обста¬новке. Угроза непосредственного нападения русских на империю прак¬тически исчезла уже в последней четверти XI в., и задача византийской дипломатии все более сводилась к попыткам привлечь Русь к борьбе с врагами империи в Центральной Европе и на севере Балкан и к удер¬жанию русских от участия во враждебных Византии коалициях. При этом одним из наиболее важных принципов византийской политики заключался в стремлении проводить, сколь возможно, постоянный курс на сохранение дружественных связей с Киевским княжеством как с са¬мым старшим в русской иерархии княжеств и на упрочение тесных союзных отношений с Галицкой Русью как самым близким территори¬ально и самым реальным военным союзником. Вторая задача (союз с Га¬личем) представлялась империи столь важной, что ради нее (и только ради нее) она могла пренебречь первой (дружественными связями с Ки¬евом), если достижение обеих целей одновременно оказывалось невозможным.
Крайняя скудость данных о русско-византийских отношениях в кон-це XI-первой половине XII в. и самый характер этих данных позволя¬ют думать о новом периоде неблагополучия в традиционных связях двух стран, что нелегко объяснить лишь чрезвычайными внутренними и внеш-ними трудностями, переживавшимися обеими сторонами. Вопреки крайней опасности, в которой империя оказалась в 80-90-х гг. XI в., Алексей I, обращаясь на Запад с просьбами оказать империи помощь практически на любых условиях, даже не попытался обратиться за нею к русским, с которыми на этот счет существовали специальные соглашения и которые неоднократно оказывали Византии экстраординарную военную поддержку (988-989, 1016 и 1047 гг.), не говоря уже о языческой эпохе и об обязательствах русских постоянно защищать византийские колонии в Крыму и присылать воинов для рус¬ских воинских соединений, служивших в самой империи.
Положение варяго-русов в империи во 2-й половине XI в. теряло былую стабильность: пользовавшиеся благоволением ближайших преемников Василия II Болгаробойцы, они впали (хотя и временно) в немилость при Константине IX Мономахе, затем оказавшиеся в фаворе при Константина X Дуке, они испытали недоброжелательство Романа IV Диогена .
Еще сложнее складывалась вокруг них ситуация в правление Миха-ила VII Дуки (1071-1078). Варяго-росы стали проявлять открытое не-довольство, вплоть до вооруженных антиправительственных выступле¬ний. С осени 1077 г. до лета 1079 г., во время междоусобий (за трон бо¬ролись сразу три узурпатора), варяго-русы оказались втянутыми в два мятежа против законной власти: сначала значительная часть варяго-русского корпуса, несшая службу вне столицы, в европейских провин¬циях империи, примкнула к войскам узурпатора Никифора Вриенния, пытавшегося отнять власть у Михаила VII Дуки. А через год, уже после воцарения нового удачливого узурпатора - Никифора III Вотаниата, другая часть стоявших на Балканах варяго-росов оказалась в составе войск еще одного претендента на престол империи - Никифора Васи-лаки. При этом гвардейская столичная часть варяго-русов, служившая во дворце императора и еще хранившая верность законному императо¬ру (им был тогда Михаил VII), безуспешно пыталась через своих тай¬ных посланцев в лагерь Никифора Вриенния вернуть своих соотечественников к послушанию высшей власти. (Их замирение произошло в начале правления Никифора III Вотаниата, 3 апреля 1078 г. вступив¬шего победителем в Константинополь).
Возможно, однако, что имперские политики на Босфоре сознавали также, что Русь в этот период изнемогала в борьбе с половцами, одновременно ослабляя и напор кочевников на балканские владения империи. Знаменательно, однако, что русские и византийцы ни разу не попытались согласовать свои удары по половцам. Создается впечатление, что русские иногда своими походами вынуждали половцев откатывать¬ся на юго-запад, в пределы империи, а византийцы гнали их обратно на Русь.
При всей сложности ситуации на Руси и при всей претенциозности мировосприятия византийских политиков и дипломатов внешнеполитический курс империи в отношении Руси был всегда сугубо практич¬ным. Поэтому причины ослабления традиционных связей следует искать в ущемлении вполне реальных интересов одной из сторон. Сопоставив известия письменных источников и результаты археологических изыс¬каний в Крыму и Приазовье, Литаврин  считает возможным предполагать, что одной из важных причин этого могло быть происшедшее в конце XI в. утверждение византийского господства в принадлежавшем до этого Руси Тмутараканском княжестве, обусловленное в конечном итоге ослаблением или даже разрывом коммуникаций, связывавших княже¬ство с Русью.
Захват Тмутаракани Византией ухудшил отношения Руси с импе-рией, скорее всего, на все правление Алексея I. Вплоть до воцарения Иоанна II Комнина нет известий о каких-либо обоюдных дружеских контактах властей, кроме церковных. Согласно описи имущества рус¬ского монастыря на Афоне Ксилургу от 14 декабря 1142 г., обитель, находившаяся под патронатом киевского князя, выполнявшая важные для властей Руси общественно-политические и культурные функции и некогда процветавшая, давно находилась в запустении: ее строения и меблировка были жалкими и пришедшими в упадок, запасы продоволь¬ствия мизерными, казна пустой, документы о правах и привилегиях утраченными.
Теряя свои позиции в Крыму и в Приазовье, Русь стала гораздо бо-лее настойчиво стремиться упрочить свое влияние в междуречье Днест¬ра и Серета и в нижнем Подунавье. Эта область - ворота между Карпа¬тами и морем, через которые в течение столетий кочевники (в XI-XII вв. это были печенеги и половцы) устремлялись на Балканы. Византия не имела сил вынести свои границы к северу от нижнего Дуная, и полити¬ческий вакуум в этом регионе могли тогда заполнить только русские - только они могли мешать кочевникам вторгаться на Балканы, не про¬пуская их к Дунаю или нанося им удары в спину. К тому же, поскольку упрочить здесь свои позиции старалась прежде всего Галицкая Русь - потенциальный союзник Византийской империи, она скорее благопри¬ятствовала этому, чем препятствовала. Столкновение русских и визан¬тийцев на Дунае в 1116 г. можно поэтому рассматривать не как след¬ствие обострения противоречий между Русью и Византией именно в нижнем Подунавье, а как закономерную реакцию русских на события в Тмутаракани.
Ответные военно-политические демарши обычно почти подобны тем, которыми они были вызваны. Если Алексей I освободил сосланного в Византию Олега - врага киевского князя, женил его на знатной гре¬чанке, помог вернуться к политической жизни и восстановить свои пра¬ва и в качестве вознаграждения занял уступленную ему Олегом Тмута¬ракань, то Владимир Мономах помог сосланному в крымские владения византийскому авантюристу Лжедиогену, выдал за него свою дочь, под-держал его поход против Алексея I на Балканы в 1116 г. и занял не¬сколько византийских городов на Дунае.
Эта акция - совсем не простой пограничный конфликт: брак Лже-диогена с дочерью великого князя свидетельствовал об отказе Влади¬мира признать законными права на императорский престол Алексея I Комнина - узурпатора, свергнувшего законного государя. Для подоб¬ной позиции полугрека Владимира Мономаха к византийскому двору нужно было иметь в то время достаточно веские основания.
Упрочение влияния Руси в нижнем Подунавье Литаврин связывает именно с походом на Дунай в 1116 г. Впоследствии это влияние осуществляла, по преимуществу Галицкая Русь. Оно не переросло в организационные формы политического господства, но было в XII в. временами опреде¬ляющим. Важную роль при этом сыграл тот решительный перевес, ко¬торый был достигнут русскими в борьбе с половцами в первой четверти XII в., когда наметилось новое потепление в русско-византийских от¬ношениях .
В области торговых связей двух стран в конце XI-XII в. произошли не менее крупные перемены, чем в сфере политической. Хотя и днеп-ровский и азово-донской пути продолжали служить важными торговы¬ми артериями, постепенно все большее значение приобретал более ко¬роткий и безопасный путь, развитие которого следует, видимо, тесно увязывать с попытками русских утвердиться на нижнем Дунае, о чем только что сказано, и с уплотнением половецкого барьера в низовьях Днепра и Северского Донца. Этот путь вел из Галиции к границам им¬перии и по морю и по суше, через болгарские земли. Торговых дорог с Руси через Болгарию было даже несколько, имелись и специальные подворья для русских купцов в Болгарии.
Некоторые изменения претерпел и состав вывозимых с Руси в импе-рию товаров - он стал более разнообразным и широким. Именно от XII в. имеются бесспорные данные о спросе в Византии не только на рус¬ское сырье, но и на ее ремесленные изделия, в том числе художествен¬ные. Напротив, удельный вес произведений византийского ремесла в спросе русских заметно упал - многие из изделий они научились про¬изводить сами с не меньшим успехом. Сравнительно с XI в. специфи¬кой русско-византийских торговых связей можно считать для этого вре¬мени также новое возрастание роли работорговли, стимулируемой оже¬сточенными русско-половецкими войнами, усилившимся спросом на рабов в странах мусульманского Востока и трезвым расчетом итальян¬ских купцов, взявших в свои руки торговые коммуникации в черномор¬ском бассейне и на востоке Средиземноморья. Половцы сбывали им русских пленников у портов Северного Причерноморья, русские же использовали с этой целью крупный рынок на нижнем Дунае и в самом Константинополе. Важной особенностью нового этапа торговых связей с Византией было вовлечение в них гораздо большего числа русских городов.
Но гораздо важнее установить степень взаимной заинтересованности Руси и Византии в торговле друг с другом. К середине XI в. такого рода интерес империи заметно упал, и свои торговые уступки русским она делала в основном из политических соображений. Напротив, для рус¬ской стороны вплоть до середины XII в. торговля с Византией имела по-прежнему серьезное экономическое, социальное и политическое значе¬ние, и обеспечение для нее выгодных условий оставалось одной из важ¬ных задач государственной власти.
С рубежа XI-XII вв. положение стало меняться для обеих сторон - и меняться в прямо противоположных направлениях. Внешние торго¬вые связи Руси приобрели значительно больший размах - она торго¬вала уже почти со всеми странами Европы; рынок империи перестал служить преимущественным источником высокосортных товаров и предметов роскоши. Кроме того, подъем на Руси городов и собственных ремесел необычайно расширил емкость внутреннего рынка и спрос на местное сырье. Его доля, предназначенная к экспорту, относительно объема валового продукта резко уменьшилась. Снизиласьи «византий¬ская доля» в общем объеме вывозимого Русью сырья. К тому же с кон¬ца XI в. в торговле в самой столице империи, а затем и во всем черно¬морском бассейне все более возрастало значение венецианцев и генуэз¬цев, суда которых встречались во всех черноморских портах. Условия русской торговли в Константинополе уже не могли быть прежними - привилегии империя предоставляла теперь, начиная с Алексея I, не рус¬ским, а итальянским купцам. Недаром теперь русские товары везли караванами не в столицу на Босфоре, а в Фессалонику. Наконец, сами русские князья уже не прилагали в новых условиях в своей внешней политике прежних усилий для защиты привилегий своих купцов. На¬против, потребности Византии в привозном продовольствии с Понта возросли в XII в., ибо империя утратила сначала в Азии, а затем и в Европе несколько важных ресурсопоставляющих провинций. Но русские все меньше и меньше снабжали византийцев сырьем и продуктами - эта роль почти целиком перешла к итальянцам. Иначе говоря, объективно потребность в торговле с русскими у империи росла, но ее правители, как и князья Руси, не могли обеспечить для этого необходимых усло¬вий. Такой стимул, как взаимовыгодная торговля, практически выпал из числа факторов, обусловливавших формирование и функциониро¬вание системы русско-византийских отношений. По выражению Кучеры, X «героический век» русско-византийской торговли канул в веч¬ность .
Иной характер стали приобретать и другие формы традиционных контактов двух стран, в частности - заключение брачных контрактов и присвоение почетных титулов, которыми империя награждала пра¬вителей вступающих с нею в сношения стран. Наибольшее количество браков между представителями правящей династии Руси и знатными византийцами приходилось, как полагают, именно на XII в. 
Среди средств политического воздействия на Русь в распоряжении Византии во 2-й половине XI-XII в. сохранилось лишь одно - русская церковь, официально зависимая от константинопольской патриархии. В последнее время в историографии все чаще ставится вопрос о крити¬ке старых, но весьма живучих концепций о роли в судьбах Руси ее цер¬ковных связей с Византией. В результате, все чаще высказываются вполне обоснованные возражения против традиционного преувеличе¬ния роли византийских иерархов в истории домонгольской Руси. Юри¬дические связи, которые привязывали Киев к Константинополю,  не гарантировали империи политической супрематии на Руси. Но ведь и сами византийские деятели не рассматривали их как такого рода гарантию. Лишь в условиях непосредственного соседства христианизация, осуществленная духовенством империи, и церковная зависимость от нее могли иногда подготовить почву для политической супрематии и даже аннексии. В отношениях же с русскими империя в лучшем случае стремилась к утверждению политического влияния, главной целью которого было добиться благожелательной позиции Руси к империи и отвлечь русских от союза с врагами Византии.
Самим византийским политическим деятелям было чуждо представление о верховенстве духовной власти над светской - возникавшие в империи идеи такого рода неизменно терпели поражение при попыт¬ках их воплощения. Ни в одном столетии за одиннадцативековую исто¬рию империи церковь не находилась в столь униженном положении, как в конце XI-XII в., когда сменилось более 20 ее патриархов. Васи¬леве нередко третировал главу церкви, о чем отлично знали на Руси. Невозможно поэтому допустить, чтобы греческий митрополит в дале¬кой стране мог навязывать свою волю киевскому или какому-либо ино¬му князю.
Византия в XII в. была в целом более заинтересована в единстве, чем в ослаблении распадающейся на уделы Руси, что подтверждается и фак-тами церковной истории. Империя никогда не имела иных политиче¬ских (и даже канонических) оснований отказывать сильнейшему среди русских князей Андрею Боголюбскому, князю Владимиро-Суздальскому, в учреждении новой митрополии, кроме одного - опасения со¬действовать своим согласием росту усобиц на Руси.
Сплошь и рядом феодальная раздробленность Руси не увеличи¬вала, а ослабляла возможности византийского влияния. Неустойчи¬вость внутренней ситуации на Руси дезориентировала византийских политиков: она в корне противоречила идеологии имперской автокра¬тии и сложившимся в империи традиционным представлениям о Руси. События здесь порой развивались столь стремительно, что имперский двор не успевал их учитывать при определении своего дипломатического курса. Рассчитывать на то, что влияние империи на Русское государ¬ство - «федерацию княжеств» - станет всеобщим, было невозможно: становясь союзником одного княжества, Византия неминуемо должна была придерживаться неблагоприятного курса к другому, враждебно¬му первому (стремясь избежать этого, империя попросту прерывала контакты).
Итак, вплоть до середины или даже последней трети XI в. система договорных отношений Византии и Руси охватывала все сферы внешних сношений обеих стран и была для них обязательной также в целом. К XII в. эта система ушла в прошлое. Она отмерла незаметно и для Руси, и для империи: жизнь исключила ее необходимость. Ранее в основе рус¬ско-византийских отношений лежала взаимная заинтересованность сто¬рон друг в друге. Византийцы остро нуждались в русской военной по¬мощи. В основе согласия Руси оплачивать кровью добрые отношения с Византией лежало стремление возвысить свой международный престиж дружбой с великой империей и получить исключительные торговые льготы на ее рынках, в особенности - в Константинополе. В XII в. Русь уже не имела возможности защищать северочерноморские колонии Византии, утратив там свои владения и будучи отрезана от юга полов¬цами.
Кроме того, Русь не была расположена в эпоху усобиц и половецкого натиска расточать свои воинские силы. Договоры о взаимопомощи уже не могли быть всеобщими для Руси, а значит, и для Византии они уже не могли гарантировать военную поддержку в прежних масштабах. Существовали также и факторы, ослаблявшие интерес самой империи к военной помощи Руси. Империя гораздо больше нуждалась в том, чего Русь не имела, - в военном флоте, которым рас¬полагали итальянские города-республики. Отряды иноземных наемни¬ков (в том числе русских, постепенно все более «разбавляемых» англо¬саксами) еще сохранялись в византийской армии, но их формирование осуществлялось уже без участия в этом деле правителей тех стран, из которых стекались наемники. На смену общерусским договорам с Ви¬зантией пришли союзы и соглашения с нею отдельных княжеств раздробленной Руси, подчиненные конкретным задачам, непрочные и кратковременные, зависящие от нестабильной и изменчивой международ¬ной и внутриполитической ситуации в обеих странах.
Итак, Византия и Русь в канун катастрофы, постигшей эти восточно-христианские государства в первой половине XIII в., связанные традиционными дружескими узами во всех сферах общественной жизни, в си¬лу конкретного хода исторических событий, ведших ко все большему затуханию политических контактов, даже не попытались объединить свои усилия для преодоления надвигающейся опасности. С середины XII в. Византия стремилась к осуществлению амбициозных планов в центре Европы. Забыв о действительно грозной и лишь временно дре¬мавшей угрозе с Востока, воюя за подчинение венгров, препятствуя осво¬бождению от ее власти южных славян и мешая упрочению их незави¬симых государств, Византийская империя получила смертельный удар оттуда, откуда не ожидала, - от крестоносных полчищ, явившихся с христианского Запада. Русь изнемогала в усобицах и в борьбе с поло¬вецкими нашествиями. Объективно она оказала Византии (и вообще всей Европе) неоценимую услугу, сковав один из мощных потоков агрес¬сии тюрок, устремившихся из глубин Азии по берегам Черного моря к горлу византийской столицы на Босфоре. Но за насущными повсед¬невными тревогами Русь, как и Византия, не успела заметить главного врага, неожиданно в 20-х гг. XIII в. выросшего за спиной врагов при¬вычных.

    2.2     Заимствование на Руси византийских культурных ценностей

Византия желала утвердить на Руси не только идеологи¬ческое, но и политическое влияние. В источниках, однако, нет прямых свидетельств о каких-либо особых, преследующих эту цель акциях пра¬вительства и церкви империи, которые были бы выгодны только визан¬тийцам и обременительны и невыгодны для Киева. От каких-либо опро¬метчивых попыток активного давления на Русь империю удерживали два фактора. Во-первых, опасение перед возможной попыткой реставра¬ции язычества на Руси (как это имело место в Киеве и в Болгарии столе¬тием раньше). Несомненно, по крайней мере, в течение всего правления Владимира имел место период чрезвычайной терпимости к далеким от христианского благочиния нормам поведения высшей знати Руси и са¬мого князя. Миссионерская практика империи считала такую снисхо¬дительность неизбежной и тактически оправданной. Во-вторых, вполне реалистически мыслящие византийские дипломаты понимали, что по¬пытки диктовать Киеву свою волю, не имея возможности подкрепить ее материальными средствами, абсолютно бесперспективны. Некоторые выгоды от союза с империей не могли заставить Русь поступиться свои¬ми интересами.
Но даже в ходе первых десятилетий после крещения, во время духовного «учительства» греков, достаточно явственно прослеживается избирательность в подходе русских к усвоению элементов византийской цивилизации. Наиболее точно, «адекватно» воспринимались те стороны византийской культуры, которые были неотъемлемыми атрибутами христианского вероучения, канонического права, организации церкви и отправления восточно-христианского культа. Именно в этом отноше¬нии осуществлялся двусторонний контроль высшей светской и духов¬ной власти.
В частности, при определении заимствуемых духовных приоритетов, помимо четко очерченного круга совершенно необходимой богослужеб-ной литературы, в числе проникавших на Русь в старославянском пере-воде или переводившихся на Руси богословских сочинений оказывались, как правило, только труды классиков религиозной ортодоксии раннехристианской эпохи. Труды теологов-современников (живших в IX-XII вв.) в целом оставались на Руси неизвестными. Возможно, по¬добный подход определялся сознательными целями русской духовной и светской власти: в эпоху далеко не идиллического процесса утверж¬дения новой религии среди широких масс языческого населения пра¬вящие круги считали целесообразным обращаться к апробированным временем богословским трудам, сыгравшим крупную роль в победе хри¬стианского вероучения в самой Восточноримской империи. К усвоению теологических тонкостей богословских сочинений Х-ХП вв. русское общество было совершенно не готово и впоследствии надолго оставалось равнодушно. Сам высший византийский клир воздерживался от реко¬мендаций неофитам новейших сочинений византийских богословов, так как их труды еще не были освящены церковной традицией и «источали» пыл неостывших дискуссий, опасных для нестойких в вере умов вчераш¬них язычников. Не исключено, что подобного рода селекция и «очищение» репертуара переведенных на старославянский книг были осуществлены греческим духовенством Болгарии во время византийского господства . 
Византийское влияние обнаруживалось тем ярче, чем слабее была развита та или иная отрасль русской культуры в дохристианскую эпо¬ху. Такой отраслью, например, было монументальное каменное зодче¬ство, которое Русь активно осваивала в XI в., следуя в целом нормам византийского столичного канона. Стала оформляться, по-видимому, к концу XI в. и собственная живописная школа на Руси.
Тесные связи с Византией стимулировали быстрый прогресс русско-го прикладного искусства. Византийские мастерские по производству смальты для мозаик и художественного стекла существовали в Киеве уже на рубеже X-XI вв., а через столетие русское стекло конкурировало с византийским.
Сколь ни велик был авторитет римско-византийской юриспруден¬ции, влияние детально разработанного светского права империи на древ-нерусское осталось в XI-XII вв. весьма поверхностным - оно не отве¬чало сложившимся на Руси нормам со¬циальной и общественной жизни. Ко времени организации церкви на Руси здесь уже сформировались все основные государственные струк¬туры управления, суда и фиска. Видимо, с этим связано и отсутствие на Руси после крещения официального церковного акта вокняжения. Со¬храняли силу также обычаи кровной мести и неучастия церковных вла¬дык в княжеских съездах. Система наказаний в новом церковном пра¬ве на Руси была заимствована из княжеского права. Отнюдь не визан¬тийской оказалась и структура епископий: их было мало, и они были необычайно велики территориально.
Знакомясь с церковным преданием об истории человечества, русские книжники переосмыслили место Руси в современном им христианском мире.  Историоописание, подобное созданному на Руси жанру летопи¬сей, не получило развития в Болгарии, а значит, не было заимствовано вместе со староболгарской литературой. Поэтому, следует полагать, что прототипом русской летописи могли послужить только соответствующие жанры византийской историографии, а это предполагает прямое (без болгарского посредства) знакомство с нею русских. На Руси, однако, этот жанр подвергся переработке и разви¬тию, сделавшим его ярким проявлением собственно русского творче¬ского гения. 
Византийцы стремились утвердить в мире (и иногда не без успеха) мысль о том, что существует единственная идеальная политическая система и только приобщение к ней способно дать полную легализацию власти государям других стран; в противном случае они оставались вне цивилизованной христианской ойкумены. Имперская доктрина предусматривала политическое верховенство над всеми странами ойкуме-ны, в особенности - над принявшими от нее христианство. Но эта по¬зиция с самого начала, уже в Болгарии, встретила отпор. Полагают, что и в отношениях с Древней Русью этот идейно-политический конфликт нашел яркое выражение в инциденте с назначением (или избранием) в 1051 г. Илариона митрополитом Киева и с последующим (едва через год) его отстранением от кафедры.
«Повесть временных лет» сообщает в связи с этим об Иларионе: «По-стави Ярославъ Лариона митрополитомъ русина въ святой Софьи, собравъ епископы» . Свидетельство это обычно толковали в том смысле, что князь по личной инициативе, незаконно с точки зрения каноничекого права, своей (светской) властью поставил главу русской церкви без волеизъявления константинопольского патриарха. В этой акции усмат-ривали отзвук оппозиционных империи настроений в окружении Яро-слава, «самовластца Русской земли» . Отстранение же Илариона от мит-рополичьей кафедры большинство ученых рассматривали как уступку Ярослава императору и возвращение к обычному порядку приема на киевский митрополичий престол греческого иерарха. 
В течение одного столетия Русь превратилась в одну из развитых цивилизованных стран Европы. Она располагала теперь собственным контингентом образованных людей не только в кругах духовенства, но и в светской среде. «Учительная» роль греков в основном закончилась. Официальные культурные связи по официальной линии приобрели преимущественно церковный аспект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Византийское наследство и Московская Русь

В течение нескольких веков отношения Византии и России были достаточно необычны.
Восточной Римской империи в истории выпала уникальная судьба. Арабские завоевания в считан¬ные годы покончили с Христианским Востоком, и Византия оказалась форпостом христианской (то есть отныне - западной, европейской по преимуще¬ству) культуры, выдвинутым далеко в исламское море. В таком качестве Византия была обречена: уже в начале тысячелетия она не имела сил сопротивлять¬ся врагам, спокойно подходившим к воротам Константинополя. И ромеи понимали ситуацию, это яс¬но хотя бы из сохранившихся церковных византий¬ских песнопений. Но обречённая Византия остава¬лась авторитетным и влиятельным в церковном, культурном, дипломатическом плане государством. Силы, чтобы хорошо «пристроить» напоследок глав¬ную свою ценность - Православие, у Византии ещё были (а влияние византийской Церкви оставалось весьма сильным и в XVII веке, когда самой Византии давно уже не существовало).
Византийское церковно-государственное миро¬воззрение сделало вопрос о православном наследст¬ве главной своей проблемой. Так сказать, «стратегической»: были и текущие дела, но к XIII веку, ко времени первого падения Константинополя, их преходящесть сомнений уже не вызывала. Крестонос¬цы, дважды с небольшим интервалом бравшие го¬род, ушли; но «прецедент» создан, даже прекрасно укреплённая столица более не неприступна. Вскоре после этого Русь попадает под власть Орды - но собственно у Византии безопасных земель уже не оста¬лось, а безграничные русские просторы окончатель¬но покорить нельзя.
И XIII-XIV века становятся временем борьбы Церкви за объединение Руси. Обычно говорят «Рус¬ской церкви»; но её тогда ещё не существовало, лишь со второй половины XV века можно говорить о са¬мостоятельной церковной политике Руси. Визан¬тийская церковь единила из метрополии - Константинополя одну из своих провинций - далёкую Русь .
Возникает вопрос: но неужели не было при этом своей роли и у Рос-сии? Была: ещё в 1380 году константинопольский патриарх Нил пообещал Москве, что митрополитов в будущем будут ставить только по представлению Великой Руси. Греки обещания не сдержали - Москва даже не добивалась его выполнения. Рус¬ская церковь стремилась к самостоятельности. Но она ограничивалась нажимом на греков снизу, не по¬мышляя при этом сломать иерархический церков¬ный строй Вселенского патриархата. Москва не воспользовалась столь удобным случаем порвать с Константинополем, как его участие в заключении Флорентийской унии. «Латинизация» церковной службы вернувшимся с Ферраро-Флорентийского собора митрополитом Исидором повергла москов¬ский народ в «трёхдневный столбняк молчания». Но верхи всячески старались смягчить положение. Поведение Исидора церковь и князь объяснили его личным отступничеством (хотя уже знали, что дело обстоит не так). Затем грекам была послана заведо¬мо бессмысленная жалоба на их ставленника, вы¬полнявшего их волю. Сам же арестованный Исидор получил возможность «бежать» из-под стражи на Запад через всю Русь. Обстоятельства побега и вся обстановка в стране свидетельствуют о том, что без, как минимум, прямого попустительства великого князя этот героический поступок вряд ли оказался бы возможен. «Документы этого периода отчётли¬во показывают, что в Москве не считали необходи¬мым совсем порывать с Константинополем и что ес¬ли бы постановления Флорентийского собора были в Византии отвергнуты, то прежний status quo мог быть восстановлен» . Русские просто тянули время, рассчитывая, что униатство Константинополя ока¬жется временным, полная же церковная независи¬мость будет получена Москвой канонически закон¬ным путём.
Так оно и произошло: полтора века спустя внача¬ле Вселенский патриарх Иеремия II, а затем и собор восточных иерархов утвердили русское патриарше¬ство. Следует остановиться кратко на этом эпизоде: он явля¬ется пиком, вершиной московской «борьбы за визан¬тийское наследство».
Суть эпизода проста: Борис Годунов, регент при малолетнем царе Феодоре Иоанновиче, попытался уговорить константинопольского патриарха Иере¬мию II остаться в России. Принятие патриархом это¬го предложения стало бы, без сомнения, серьёзной заявкой Москвы на первенство во вселенском пра¬вославии, то есть на византийское наследство. Но Иеремия остаться отказался, и дело свелось, в итоге, лишь к установлению Московского патриархата. Никаких претензий на вселенское первенство новый патриархат предъявлять не стал, и глава его занял пятое место среди православных патриархов. И это было большим прогрессом: за три века до этого обладавший уже огромной властью русский митро¬полит занимал по старшинству лишь семьдесят вто¬рое место в юрисдикции Константинопольского пат¬риархата.
Следует отметить, что официальная «Грамота об учреждении патриаршества» изобилует торжествен¬ными филофеевыми формулировками. Что и даёт нередко безусловное основание говорить об оконча¬тельном превращении в это время Московской Руси в Третий Рим.
«Это обдуманное идеологическое самоограниче¬ние русских можно объяснить самыми разными со¬ображениями. Во всяком случае, оно не помешало впечатляющему росту... национального государства. Но именно потому, что Московское царство носило характер национальный, некоторые глубоко укоре¬нившиеся представления не давали его правителям забыть, что «римская» (или византийская) полити¬ческая идеология исключает право какой бы то ни было нации, как нации, на монополию главенства в универсальном православном содружестве. По-скольку Московское государство всегда мыслило себя национальным, оно не могло претендовать на translatio imperii. Примером этой внутренней диа¬лектики может служить изгнанническое Никейское государство XIII века: не возрождение элли¬низма сделало его центром христианской ойкуме¬ны, а упорный акцент на своей «римскости» и на¬дежда восстановить свою власть в единственном настоящем «новом Риме» - Константинополе» .
Конечно, протоимперские тенденции в Москве существовали и крепли со временем. Но в главном с выводом исследователя трудно не согласиться: именно основной компоненты имперскости - ясного «вселенского» государственного сознания - у Руси ещё действительно не было. Не было вплоть до Пет¬ра. В вечных спорах о петровских реформах есть од¬но повторяющееся общее место: можно было бы без грандиозной ломки, ведь все преобразования вели¬кого царя были начаты уже его отцом. Действительно, почти все. Кроме главного: деяния Петра резко, скачком изменили самосознание страны.
И уже в ходе петровских реформ судьба идеи ви¬зантийского наследства вступила на Руси в новую, принципиально иную свою фазу.
Быстро мужавшее сознание новой империи сразу начало воспринимать наследие империи-предшест¬венницы как своё. Это произошло естественно и просто. Хорошо известна яркая статья Ю. Лотмана и Б. Успенского «Отзвуки концепции «Москва - Тре¬тий Рим» в идеологии Петра Первого». Сенсационная популярность этой работы основана, в значительной степени, на эффекте пара¬докса: «чистый западник» Пётр как наследник и продолжатель старомосковской традиции - это зву¬чит необычно. Это и неудивительно. Есть явления, настолько розные между собой уже на «ментальном», стилис¬тическом уровне, что попытка «приладить» их друг к другу, согласовать убедительной оказаться просто не может. Поясним сказанное примером. Авторы пи¬шут о перекрещенных якорях в гербе Петербурга, рассуждая о предыстории этого символа. 
Начиная с Петра, византийская идея в России с именами наиболее выдающихся европеистов-царей связана особенно тесно. Так, первый тщательно разра¬ботанный план грядущего возвращения наследства принадлежал великой Екатерине. В XIX веке идея Царьграда была уже органично вписана в русскую жизнь. Крах нашей страны в ходе Первой мировой отодвинул эту идею в разряд экзотических. Но ещё не¬давно она такой не была: вряд ли кто в России не по¬нимал, почему, с какими надеждами называют детей в императорской семье в честь великого Константина.
Однако в царствование Александра II - в послед¬ние имперские десятилетия страны - характер ви¬зантийской идеи начал быстро меняться: на горизон¬те опять замаячил старомосковский «Третий Рим». 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

С принятием христианства, с возникновением славянской письменности и расцветом на основе этой замечательной культуры славянские народы быстро вошли в число передовых в культурном отношении народов средневекового мира. Усвоение византийских образцов происходило не механически, но творчески перерабатывалось, принимало новые, своеобразные органические формы, поэтому многое из духовного наследия Византии продолжало жить и в культуре Московской Руси.
Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия - одной из важнейших основ византийской культуры.
Духовное лицо России складывались под воздействием Византии. Русский мыслитель К. Леонтьев постоянно напоминал, что именно Византия дала человечеству совершеннейший в мире религиозный закон христианство. Византия распространила христианство; она дала ему единство и силу. Современный исследователь идет еще дальше, говоря, что Русь заимствовала у Византии не только религию, но и универсальную культуру. Только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальные измерения... свое место в ряду, выходящем далеко за пределы житейской эмпирии; она стала культурой в полном значении этого слова. С Византией восточные славяне входили в огромный мир. Соприкасаясь с Россией в ХV в. и позднее, византизм находил еще бесцветность и простоту, бедность, неподготовленность. Поэтому он глубоко переродиться у нас не мог, как на Западе, он всосался у нас общими чертами и беспрепятственнее. И если на Западе византизм, преимущественно религиозный, растворился в латинской культуре, в рыцарстве, романтизме, готике, то Россия создала Москву, столь отличную от европейских городов именно как синтез византизма и славянского видения мира.
Влияние Византии на Русь трудно переоценить. Но оно заключалось не в переносе гигантского наследия умудренной, софистичной цивилизации в молодое государство-наследник - это было осуществлено лишь в ограниченной мере. Византия дала северному соседу нечто иное и большее. Она дала средство создать собственно Русь.
Именно благодаря Византии Москва, а не Вильно (или Тверь), стала столицей Российской империи. Это утверждение не уменьшает значения географических и экономических факторов (которые классически описал В. О. Ключевский), или роль татарского владычества, или личных усилий Ивана Калиты и его преемников, или любых других факторов, обусловивших возвышение Москвы. Однако религиозные и политические санкции патриархата и византийского государства существенно перетягивали чашу весов в пользу Москвы в яростном состязании между нею и Литвой (которая в XIV веке владела большей частью Руси, в том числе древней княжеской столицей Киевом, безусловно располагала большим населением, отождествлявшим себя с «Русью» и пользовавшимся большей независимостью от татар).

 

 

Список использованной литературы

1.    Бородина А.В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. - М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.
2.    Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов. - СПб.: Алетейя, 1998. - 512 с.
3.    Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. - СПб.: Алетейя, 1998. - 583 с. 
4.    Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX-начало XII в.) / РАН, Ин-т славяноведения. - Науч. изд. - СПб.: Алетейя, 2000. - 398 с.
5.    Литаврин Г.Г. Византия и славяне: (Сборник статей). 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 2001. - 606 с.
6.    Мейендорф И. Византия и Московская Русь / Пер. с англ., под ред. Н.Б. Артамоновой. - Париж: Ymca-Press, 1990. - 442 с.
7.    Носовский Г.В. Новая хронология Руси: Русь. Англия, Византия, Рим. - М.: РИМИС, 2004. - 432 с.
8.    Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц . - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Наука, 1999. – 668 с.
9.    Райс Дэвид Т. Византийцы. Наследники Рима / пер. с англ. Е.Ф. Левиной. - М.: Центрполиграф, 2003. - 204 с.
10.    Скржинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в Средневековье. - СПб.: Алетейя, 2001. - 288 с.
11.    Успенский Ф.И. История Византийской империи: Период Македонской династии (867-1057). - М.: Мысль, 1997. - 527 с.
12.    Успенский Ф.И. История Византийской империи VI-IX вв. - М.: Мысль, 1996. - 827 с.
13.    Успенский Ф.И. История Византийской империи XI-XV вв. Восточный вопрос. - М.: Мысль, 1997. - 831 с.
14.    Хвостова К.В. Особенности Византийской цивилизации / РАН, Ин-т всеобщей истории. - М.: Наука, 2005. - 197 с.
15.    Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия: Сборник ст. - Париж: Ymca-Press, 1989. - 296 с.
16.    Котляр Н. Тмуторокань - княжество, остров или город?: О противостоянии Руси и Византии в Крыму в XI в. // История: науч.-метод. газ. для учителей истории и обществоведения. - 2008. - № 2 (16-31 янв.). - С. 8-14.
17.    Сенде

Добавил: Демьян |
Просмотров: 2055
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba