СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Эго (Я) возникает в процессе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внешним миром. Данный компонент психического аппарата ответственен за принятие решений.
Эго также стремится к удовольствию, но в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром исходя из принципа реальности. В качестве первостепенной функции Эго З. Фрейд выдвигал обеспечение безопасности и самосохранения. Эго осуществляет контроль за произвольными действиями и занимает промежуточную позиции между переживанием потребности и действием, направленным на реализацию данной потребности. Вместе с тем, Эго подчиняется принципу реальности и принимает решения в целях управления влечениями. Эти решения касаются определения времени и способа реализации влечений или подавления возбуждения, обусловленного возникшими требованиями. Данный принцип дает возможность конкретному индивидууму регулировать рамках имеющихся социальных ограничений и требований совести индивидуума выход энергии ид. Эго выступает в качестве «наездника» ид и способно направлять его энергию в нужное русло, что позволяет инстинктивным потребностям удовлетворяться безопасным как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей образом.
Фактически Эго занимает посредническую позицию между требованиями Ид и ограничениями реальности и этики. Оно включает в себя как сознательную («Собственное Я» (Самость), так и бессознательную составляющие («Оно»), в состав которой входят механизмы психологической защиты.
Суперэго (или Сверх-Я) – интернализованная версия общественных норм и стандартов поведения, которая формируется в ходе дальнейшего взросления индивидуума и выступает в виде морально-этической силы личности. По мнению З. Фрейда суперэго делится на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Возникновение совести осуществляется на базе опыта родительских наказаний, которые оказывают влияние на формирование способности к критической самооценке, способствуют возникновению моральных запретов и пробуждению чувства вины у ребенка в ситуации совершения того или иного действия, которое не должен был делать. Эго-идеал – формируется из того, что одобряется родителями или высоко ими оценивается и ведет к установлению индивидуумом для себя тех или иных стандартов, реализация которых вызывает чувство самоуважения и гордости.
В качестве главной функции Суперэго З. Фрейд видел подавление требований Ид с помощью такого инструмента влияния на Эго как мораль [20].
Согласно теории З. Фрейда инстинкты, которые по своей сути являются прообразами телесных потребностей, выраженных в виде желаний, выступают движущими силами поведения индивидуума. У человека имеется множество различных инстинктов (влечений), но все они могут быть разделены на две основные группы, которые антагонистически настроены по отношению друг к другу: инстинкты жизни и смерти. К первой группе относятся биологические инстинкты воспроизведения потомства и самосохранения, а также сексуальные инстинкты, энергия которых была названа «либидо». Согласно психоанализу существует не один, а несколько сексуальных инстинктов, каждый из которых связан с определенной зоной тела, называемой эрогенной. Особое внимание уделялось таким зонам как рот, анус и половые органы. Эрогенные зоны выступают потенциальными источниками напряжения, манипуляции с которыми вызывают приятные ощущения.
Инстинкты смерти – Танатос – вторая группа. Они лежат в основе всех проявлений негативных эмоций человека связанных с жестокостью, агрессией, самоубийствами и убийствами [17].
В рамках своей теории психического развития Фрейд разработал гипотезу о четырех тесно взаимосвязанных последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной.
Оральная стадия развития связана со ртом как первичным органом удовольствия, позволяющим младенцу осуществлять контакт со своим первым объектом желания, в качестве которого выступает материнская грудь. В случаях, когда грудь отнимается или является недоступной, ребенок вынужден прибегать к ее заменителям – суррогату (палец, кулак, любой другой доступный предмет).
Анальная стадия характеризуется тем, что маленькие дети получают значительное удовольствие от процесса задерживания и выталкивания фекалий. Постепенно они учатся усиливать ощущения удовольствия путем отсрочки опорожнения кишечника. Согласно мнению З. Фрейда способ, при помощи которого ребенка приучают к чистоплотности и туалету, оказывает огромное влияние на более позднее личностное развитие.
Фаллическая стадия характеризуется пристальным интересом детей к гениталиям, проявляемым в виде рассматривания и исследования половых органов, мастурбации и заинтересованности в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями.
Именно в этот период развития детей происходит дифференциация мужского и женского сексуального развития, что проявляется в разрешении эдипова комплекса для мальчиков и комплекса Электры для девочек [20].
Эдипов комплекс проявляется у мальчиков следующим образом. Первоначальный объект любви у мальчика - мать или замещающая ее фигура, выступающие главным источником удовлетворения. У ребенка преобладает желание обладания матерью. Постепенно у ребенка появляется желание избавиться от отца и занять его место рядом с матерью. Соперничество с отцом влечет за собой страх того, что отец лишит его пениса. Именно этот первородный страх заставляет мальчика отказываться от инцестуозных желаний и подавлять их. Разрешение эдипова комплекса состоит в подавлении ребенком своих сексуальных желаний в отношении материи и усилении его идентификации с отцом.
Комплекс Электры у девочек проявляется следующим образом. Так же как и для мальчика, у девочки мать является первым объектом любви, вызывающим максимальное количество эмоций. Основной эрогенной зоной на данной стадии психосексуального развития у девочки является клитор. Согласно предположениям З. Фрейда в ходе взросления девочки и превращения ее в женщину происходит изменение ее основной эрогенной зоны, которой должно стать влагалище. Также должен измениться пол объекта любви. Период, характеризующийся сильной привязанностью девочки к матери, заканчивается тогда, когда девочка начинает понимать, что ее клитор (биологический эквивалент пениса) имеет не такую уж большую ценность и что у нее нет пениса (девочка думает, что в этом «виновата» ее мать). Согласно классической психоаналитической теории, зависть, испытываемая к мальчикам, которые имеют пенис (зависть к пенису), и желание иметь пенис — очень важная женская черта. Желание получить пенис от отца заменяет потребность в пенисе, и именно на этом этапе у девочки развивается эдипов комплекс: она начинает стремиться к обладанию отцом и к избавлению от матери (важной особенностью здесь является то, что если мужской эдипов комплекс разрушается посредством комплекса кастрации, то женский, напротив, вызывается с его помощью) [14]
Генитальная фаза характеризуется бурными биохимическими и физиологическими изменениями в организме, которые способствуют наиболее полному удовлетворению сексуального инстинкта. В период половой зрелости у мальчиков осуществляется усиление либидо. Для девочек наоборот характерным является усиление подавления проявлений сексуальности. в том числе и клиторальной. Необходимо отметить, что адекватное предшествующее сексуальное развитие индивида позволяет на этой стадии устанавливать гетеросексуальные половые отношения. Если же в ходе психического развития индивида происходили какие-либо травмирующие ситуации, то начинают действовать различные защитные механизмы: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, сублимация и отрицание. Действие данных защитных механизмов помогает человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами и в подходящее время [8].
Выводы:
Основным предметом изучения психоанализа является сфера бессознательного, которой З. Фрейд отводил решающую роль в становлении личности. Согласно его теории психика является своеобразным «полем боя» между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания.
Согласно представлениям З. Фрейда структура личности включает в себя три основных компонента:
Оно (Ид) — содержит в себе примитивные инстинктивные влечения со всеми наследственными и конституционными элементами.
Эго (Я) - часть психического аппарата ответственная за принятие решений.
Суперэго (или Сверх-Я) – интернализованная версия общественных норм и стандартов поведения.
Взаимосвязь и взаимовлияние между этими составляющими структуры личности являются очень тесными. Наряду с компонентами структуры личности поведение индивидуума определяют инстинкты, выраженные в виде желаний. З. Фрейд все инстинкты разделял на две группы: инстинкты жизни и смерти. К первой группе относятся биологические инстинкты воспроизведения потомства и самосохранения, а также сексуальные инстинкты, энергия которых была названа «либидо». Вторая группа - инстинкты смерти. Они лежат в основе всех проявлений негативных эмоций человека связанных с жестокостью, агрессией, самоубийствами и убийствами.
В рамках своей теории психического развития Фрейд выделял четыре последовательные стадии развития личности: оральная, анальная, фаллическая и генитальная. В ходе прохождения каждой из данных стадий у индивидуума происходит становление различных личностных параметров, определяющих в дальнейшем его поведение.
Глава 2. Теория объектных отношений Д. Винникота как часть современной психоаналитической теории
Работы Дональда Винникота во многом опираются на теоретические постулаты, сформулированные З. Фрейдом, А. Фрейд, М. Кляйн и др. исследователями. Богатый опыт взаимодействия с детьми в рамках практической работы в области педиатрии позволил исследователю проводить систематические наблюдения за поведением матерей и их детей. Необходимо отметить, что фигуре отца в исследованиях Д. Винникота уделяется значительно меньше внимания, поскольку основную работу он проводил с пациентами, проблемы которых проистекали из ранних взаимоотношений с матерью [12].
По мнению Д. Винникота развитие человеческой психики с самого раннего детства возможно лишь в диадных отношениях субъект—объект, при этом объект важен не только как внутренний объект, имеющий специфические индивидуальные особенности, обусловленные жизненным опытом, но и как внешний объект, играющий важную роль при созревании [8].
Используя в своих работах такие конструкты, как «мать — окружающая среда», «первичная забота матери», «достаточно хорошая мать» (good enough mother) и т. д., Д. Винникот утверждал, что анализ развития должен опираться на сведения как первичный объект — мать входит в отношения с ребенком. Здесь имелось в виду способность матери выполнять свои обязанности, а также оценка того достаточно ли она хороша, способна ли удовлетворять все нужды ребенка, а также насколько данные возможности матери помогают росту ребенка или же затрудняют его.
Достаточно хорошая мать (good enough mother) — спокойная, заботливая, разумная и любя¬щая, обеспечивающая, наряду с безопасностью и ком¬фортом, возможность объектного удовлетворения. Эта естественная материнская способность формируется на основе специфической «одержимости» новорожденным ребенком. Первый месяц мать полностью поглощена своим младенцем и практически игнорирует окружающий мир. Это состояние называется «первичной материнской озабоченностью» и представля¬ет собой естественную адаптивную реакцию женщины [18, с. 64].
Д. Винникотт в своих работах особое акцентирует внимание на важности для ребенка в первые недели и месяцы жизни качества заботы матери. Причем данная забота со стороны матери должна быть направлена не только на своевременное удовлетворение физиологических нужд ребенка, но и должна быть окрашена любовью. Как и все представители психоанализа Д. Винникот утверждал, что первым объектом ребенка является материнская грудь. Иногда она легко кормит молоком, полностью удовлетворяя потребности ребенка, а порой дает его мало или не дает вовсе. Согласно утверждению Д. Винникотта: «кормление без любви — деструктивно». Вместе с тем грудное вскармливание не является абсолютно необходимым, поскольку у некоторых матерей возникают личные трудности с кормлением, способные повредить установлению эмоционального контакта с ребенком.
После рождения ребенка мать является для него «идеальной средой», поскольку у нее возникает особое психическое состояние, позволяющее ей интуитивно переживать состояния ребенка. Именно на базе этого состояния она может оптимально удовлетворять все потребности ребенка, одновременно переживая при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и сохранения своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный образ матери («материнский объект»). Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Это значение мира и соотношение его «хороших» и «плохих» свойств, а также их предсказуемость и управляемость со стороны ребенка (в плане удовлетворения его нужд) является основой построения всей модели мира и себя. По мнению Д. Винникота базовым элементом такой целостной картины мира выступает усвоение ребенком «хороших» качеств матери. Именно поэтому в данный период основной задачей матери является симбиоз с ребенком, в котором она не просто отдается своим эмоциям и некоторое время живет с ним единой жизнью, но и одновременно воспринимает себя с ним как единое целое [22, с. 42].
Удовлетворительная родительская забота проходит три перекрывающих друг друга этапа.
1. Удерживание (holding).
2. Проживание матери вместе с ребенком. На этом этапе ребенку ничего не известно о функции отца (по созданию условий для матери).
3. Отец, мать и ребенок живут все втроем
«Холдинг» - материнская забота и поддержка. По словам Д. Винникота, «холдинг — это все, что мать делает, и все то, чем она является для своего грудного ребенка» [7, с. 5]
Необходимо отметить, что выражение «holding the baby» в английском языке имеет несколько иное значение и обозначает совершенно определенное явление: кто-то делал с вами одно дело, а потом увильнул, оставив вас с ребенком на руках. Фактически самой природой у матери заложено чувство ответственности за ребенка, которое проявляется после его рождения. Вместе с тем далеко не каждый мужчина способен разделять это чувство и играть роль отца, радуясь отцовству [7, с. 7].
Изначально Д. Винникот говорил именно о физической составляющей холдинга, а именно том, как ребенка держать на руках. По его мнению, именно физический контакт обусловливает психологический холдинг, который может быть оценен как хороший или плохой. Естественно, что хороший холдинг и обращение способствуют облегчению процесса развития ребенка, в то время как плохой холдинг подразумевает не просто постоянное прерывание этого процесса, но и в целом его нарушение, поскольку ребенок будет отвлекаться от него, реагируя на неудовлетворительное приспособление к его потребностям.
Чтобы облегчить развитие ребенка со стороны взрослого (матери) требуется максимальное приспособление к его основным потребностям.
Такие характеристики поведения матери как ее забота и преданность, чуткое реагирование на все нужды ребенка, хорошее понимание его желаний и страхов, являются, по Д. Винникотту, ведущими факторами развития объектных отношений. Холдинг позволяет ребенку получить первый опыт ощущения собственного Я: «Все элементы, частицы ощущений и действий, формиру¬ющие конкретного ребенка, постепенно соединяются, и на¬ступает момент интеграции, когда младенец уже представляет собой целое, хотя, конечно же, в высшей степени зависимое целое. Скажем так: поддержка материнского Я облегчает ор¬ганизацию Я ребенка. В конечном счете, ребенок становится способным утверждать свою индивидуальность, у него даже появляется чувство идентичности... Первичная идентификация осуществляется за счет отождествления матери и ребенка. Мать в данном случае чувствует себя и «младенцем», и взрослым человеком. А ребенок в этих отношениях воспринимает мать как часть себя [15, с.13].
Выполнение функции обеспечения первичной поддержки со стороны, матери происходит очень естественно и просто, поскольку она, реализуя его потребности, осуществляет поддержку окружающего младенца пространства и заботится о том, чтобы мир «не обрушился» на него слишком рано или слишком сильно. Необходимо отметить, что формирование чувства незыблемости окружающего мира у ребенка возможно лишь благодаря таким качествам матери как уверенность в себе, спокойствие, устойчивость к депрессии и т.д. Отсутствие данных качеств у матери не позволяет ей обеспечить должную поддержку развития ребенка и может повлиять на его восприятие окружающего мира и дальнейшие отношения с близкими на протяжении всей жизни.
Д. Винникотт утверждал, что неразделение ребенком в субъективном переживании себя и окружающего мира (представленного в первую очередь матерью и ее грудью) позволяет ребенку формировать чувство омниопотенции, т.е. ощущение всемогущества и подчиненности себе всего мира [22, с. 70].
Взаимодействие между матерью и ребенком во многом определяют возможности формирования у него «истинного Я» или «ложного Я». «Истинное Я» — это то, проявление потенциала человека, обусловленное созданием оптимальных внешних условий развития. «Ложное Я» - формируется при неблагоприятных внешних условиях и деформирует изначально заложенный положительный потенциал. Примером ситуации формирования «ложного я» являются отношения, в которых ребенок получает похвалу и одобрение, а также любовь только при определенных условиях поставленных родителями. Необходимо отметить, что под влиянием неблагоприятных обстоятельств потенциал «истинного Я» может не развиться. Это озна¬чает, что разовьются нежелательные, но относящиеся к «истинному Я» потенциалы, такие, например, как любопытство, сопротивление, само¬стоятельное мышление. Результатом этого может стать потенциальное «истинное Я», редуцированное «ложным Я». [13].
Д. Винникот расширяя понимание понятий «истинного Я» и «ложного Я» утверждает, что для младенца настроенного на объект обычная старательная мать наверняка не оправдывает ожиданий. Ему приходится в силу неспособности матери полностью понимать его желания просто подчиняться ее желаниям. В результате происходит утрата ребенком части потенциала своего «истинного Я» и стимулируется образование «ложного Я». Вместе с тем мать как объект является основой для удовлетворения всех потенциальных потребностей ребенка, т.е. осуществляет его кормление, обеспечивает ему необходимый телесный контакт с собой, приспосабливается к его ритмам и нуждам, обеспечивает защитой и способствует формированию зрелости его психических процессов. Одновременно материнская позиция обеспечивает у ребенка создание иллюзий. Поведение матери допускает и даже пробуждает формирование у ребенка иллюзии о том, что он в своем всемогуществе творит объект-мать, что он соединен с матерью в некую всемогущую цельность. Лишь с помощью этих иллюзий, по мнению Винникотта, ребенок может защититься от ощущения собственного бессилия, способного разрушить его детскую психику. Такой иллюзией мать также создает у ребенка ощущение доверия к миру. Однако по мере созревания ребенка и укрепления его психики мать-объект должна постепенно удаляться и все меньше быть в распоряжении иллюзии их всемогущей цельности. «Истинное Я» способно развиваться и формироваться у ребенка только в доброжелательной атмосфере полного приятия ребенка достаточно хорошей матерью, способной понимать значение спонтанных жестов ребенка. Нарушение этого процесса приводит к отказу ребенка от аутентичности и спонтанности. Он отвечает на враждебный мир «ложным Я», которое превращается в действительное [6].
С постепенным ростом ребенка, совершенствованием его двигательных возможностей происходит переход на следующую стадию взаимодействия младенца и матери, когда ребенок начинает сильно захватывать сосок деснами, так что на нем могут появиться трещины, а некоторые дети, упорно не выпускают грудь и, причиняя матери боль, сдавливают ее деснами.
Особое внимание Д. Винникот уделяет эмоциональной реакции матери на агрессию со стороны ребенка. По его мнению, мать не должна в критический момент превращаться в мстительную и карающую. Она должна перетерпеть, подавляя инстинктивное движение наказать или ответить агрессивностью на агрессивность.
Задачей матери в данном случае является «выживание». «Если она уцелеет, ребенок узнает новое значение слова «любовь», в его мир войдет нечто новое — воображение. Теперь ребенок мог бы сказать матери: «Я люблю тебя, потому что ты уцелела, когда я тебя уничтожал. В моих снах и фантазиях я уничтожаю тебя каждый раз, когда вижу, — потому что люблю тебя». Именно так происходит объективация матери, именно так ребенок помещает мать в мир, не являющийся частью его самого, и делает мать полезной [7, с. 18]».
Формирование способностей у ребенка к самостоятельному, отделенному и отдельному от матери существованию объясняется Д.В.Винникоттом посредством поня¬тия «переходный объект». В его качестве выступает любой предмет или вещь, ко¬торую младенец ценит и любит, поскольку она помогает ему переживать ситуации, когда мать уходит, оставляя его в одиночестве. По мере созревания и укрепления психики ребенка в поведении матери-объекта происходят изменения, она должна постепенно удалиться и все меньше быть в распоряжении иллюзий их общей всемогущей цельности. Данный процесс является своеобразным «психическим отнятием от груди». Ребенок постепенно осознает самостоятельность матери, ее отдельность от себя, в результате чего разрушается его иллюзия всемогущей цельности. Благодаря достаточно хорошей матери ребёнок обретает способность понимать и принимать реальность [12].
Первоначально формирующийся у ребенка образ среды, которая одновременно является как внутренней, так и внешней реальностью, помогает ему все более и более осваиваться с тем, что существуют другие люди и объекты, полностью независимые от его креативности. Окружающая ребенка среда включает в себя разнообразные переходные объекты и предметы (мягкие игрушки, уголок пододеяльника и т.д). Объекты замещают мать в периоды ее отсутствия и дают первоначальные знания об объективном мире. Ребенок может их сосать, гладить, обнимать, но может сделать и объектами своей агрессии или творческих порывов. Эти вещи позволяют ребенку обучаться преодолевать свои негативные эмоции, в том числе ощущения одиночества и покинутости. Данные предметы репрезентируют внешнюю реальность; ребенок находит пути к обладанию объектами, с которыми не идентифицирует себя. Разнообразные переходные объекты в данном возрасте стимулируют формирование первичного творчества, а также лежат в основе фундамента фантазии, способствуют развитию мышления, и становлению символической деятельности.
Вместе с тем в качестве переходных предметов Д. Винникот видел достаточно широкий круг явлений окружающего мира, включающий не только различные игрушки, бытовые предметы и ни звуки (детский лепет или пение перед засыпанием). В более поздние периоды жизни подобные звуки, предметы и другие объекты смещаются с первичного объекта любви и, выступая в качестве пе¬реходных гиперкатектированных и сверх-символизированных, начинают функциони¬ровать как заместители материнского объекта.
Ребенок утверждает право собственности на промежуточный или замещающий объект и нежно прижимает его к груди. Такие объекты, согласно Винникоту, смягчают несоответствие между иллюзией всемогущества грудного ребенка и неизбежными фрустрациями роста и отнятия от груди. Замещающий объект поддерживает воображаемое присутствие реальной или идеальной матери; он может сохранять материнский запах и может представлять материнскую грудь. Материнская грудь, которая соответствует потребностям младенца, создает для младенца иллюзию, что он осуществляет некий творческий контроль над ситуацией; промежуточный объект пересоздает эту иллюзию.
Потребность ребенка иметь любимый пред¬мет (игрушку), за которым нужно ухаживать, является моментом, в котором чувство все¬могущества пересекается с влияниями внешней среды. Пытаясь создать идеаль¬ный объект, ребенок неизбежно сталкива¬ется с реальными объектами, существующи¬ми в конкретной среде. При этом точка пе¬ресечения внешнего и внутреннего стано¬вится отправным пунктом как для образо-вания чувства безопасности и комфорта, так и для выявления парадоксальности ок¬ружающего мира [18].
Когда младенец начинает издавать связные звуки («мам», «та», «да»), в его языке может появиться специальное «слово», обозначающее переходный объект. Название, которое дает ребенок этим ранним объектам, очень часто имеет большое значение, и в него обычно входит слово, используемое взрослыми (которые частично вводятся ребенком в этот объект). К примеру, звук «м» в названии «ма» может появиться из-за использования взрослыми слов «малыш» или «медведь».
Практическое взаимодействие с детьми и их матерями позволило Д. Винникоту проанализировать последовательность формирования «переходного объекта», который изначально выступает как предмет несущий оральное возбуждение и удовлетворение. Помимо данного показателя в этом аспекте оказываются важными и следующие характеристики:
1. Природа объекта.
2. Способность ребенка определить объект как «не Я».
3. Положение объекта – снаружи, внутри, на границе.
4. Способность ребенка создать, выдумать, изобрести, произвести, дать начало новому объекту.
5. Возникновение связи с объектом по принципу взаимоотношений [5, с. 13].
Необходимо отметить, что в процессе роста и взросления ребенка переходный объект постепенно теряет свою силу особенно с развитием культурных интересов ребенка.
По мнению Д. Винникота в процессе ухода за младен¬цем и общения с ним достаточно хорошей матерью создается потенциальное пространст¬во для развития его объектных отношений. Их взаимодействие позволяет знакомить малыша с новыми объектами (пищей, игрушками, живы¬ми существами), в соответствии с его желаниями и возмож¬ностями. Такое поведение матери позволяет устанавливать новые связи между ребенком и объектами. В нем осуществляется взаимодействие внеш¬него и внутреннего, происходит реализация и развитие способностей ребенка к символи¬ческой игре, а также совершенствуется творческое и эстетическое восприятие действительности.
Целостный анализ научных разработок Д. Винникота позволяет обобщить его предположения и на этом основании выделить его собственную модель развития ребенка, включающую следующие последовательные стадии:
1. Интеграция. Крайняя зависимость (период с рождения примерно до 5-ти месяцев);
2. Персонализация от относительной зависимости до относительной независимости (период с 6-го по 20-тый месяцы рождения);
3. Объектное отношение (период с 16-го по 36-й месяцы после рождения).
Необходимо обязательно отметить тот факт, что стадия персонализации от относительной зависимости до относительной независимости частично перекрывается стадией объектного отношения, т.е отделения ребенка от матери [3, с. 86].
Согласно представлениям Д. Винникота наиболее ран¬ними проявлениями и первичными источниками творческих способностей ребенка выступает первичная креативность, отражающая принципиаль¬ную возможность ребенка вос¬принимать мир творчески и играть.
Достаточно хорошая мать способствует формированию у ребенка переживаний объектного мира, которые выступают базисной моделью способности к твор¬ческому восприятию. Ребенок может испытывать чувство, что объект не помещен в этот мир, а сотворен им самим. Подобная примитивная детская иллюзия является предшественником последующих более сложных состояний, включа¬ющих в себя игру и использование субъек¬тивных способов переживания. Игра по мнению Д. Винникота выступает как творческий процесс. Свободная игра с исполь-зованием игрушек и игровых предметов, заменителей переходных объектов или фено¬менов, создаваемых в во¬ображаемом пространстве расширяет возможности диалога между матерью и ребенком. Игра способствует выражению «истинного Я» [4].
Выводы:
Д. Винникот является ярким представителем психоаналитической теории, который переработав теоретические постулаты, сформулированные З. Фрейдом, А. Фрейд, М. Кляйн и др. исследователями на основе богатого опыт взаимодействия с детьми в рамках практической работы внес существенные коррективы в оценку отношений между матерью и ребенком.
По мнению Д. Винникота развитие человеческой психики с самого раннего детства возможно лишь в диадных отношениях субъект—объект, в которых действующие лица выступают одновременно и как внутренние объекты, и как внешние объекты.
Д. Винникотом широко использовались такие конструкты, как «мать — окружающая среда», «первичная забота матери», «достаточно хорошая мать» (good enough mother) и т. д. Данные понятия позволяют оценить как первичный объект — мать входит в отношения с ребенком.
Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя.
В своих работах Д. Винникот подробно описывает понятие «холдинг», которое включает в себя материнскую заботу и поддержку.
Изначально Д. Винникот говорил именно о физической составляющей холдинга, а именно том, как ребенка держать на руках. По его мнению, именно физический контакт обусловливает психологический холдинг, который может быть оценен как хороший или плохой. Естественно, что хороший холдинг и обращение способствуют облегчению процесса развития ребенка, в то время как плохой холдинг подразумевает не просто постоянное прерывание этого процесса, но и в целом его нарушение, поскольку ребенок будет отвлекаться от него, реагируя на неудовлетворительное приспособление к его потребностям.
Взаимодействие между матерью и ребенком во многом определяют возможности формирования у него «истинного Я» или «ложного Я». «Истинное Я» — это то, во что превращается потенциал человека при оптимальных внешних условиях. К «ложному Я» относится то, что получается с потенциалом в неблагоприятных внешних условиях.
Формирование способностей у ребенка к самостоятельному, отделенному и отдельному от матери существованию объясняется Д.В.Винникоттом посредством поня¬тия «переходный объект». В его качестве выступает любой предмет или вещь, ко¬торую младенец ценит и любит, поскольку она помогает ему переживать ситуации, когда мать уходит, оставляя его в одиночестве.
По мнению Д. Винникота в процессе ухода за младен¬цем и общения с ним достаточно хорошей матерью создается потенциальное пространст-во для развития его объектных отношений. Их взаимодействие позволяет знакомить малыша с новыми объектами (пищей, игрушками, живыми существами), в соответствии с его желаниями и возможностями. Такое поведение матери позволяет устанавливать новые связи между ребенком и объектами. В нем осуществляется взаимодействие внеш¬него и внутреннего, происходит реализация и развитие способностей ребенка к символи¬ческой игре, а также совершенствуется творческое и эстетическое восприятие действительности
Целостный анализ научных разработок Д. Винникота позволяет обобщить его предположения и на этом основании выделить его собственную модель развития ребенка, включающую следующие последовательные стадии:
1. Интеграция. Крайняя зависимость (период с рождения примерно до 5-ти месяцев);
2. Персонализация от относительной зависимости до относительной независимости (период с 6-го по 20-тый месяцы рождения);
3. Объектное отношение (период с 16-го по 36-й месяцы после рождения).
Необходимо обязательно отметить тот факт, что стадия персонализации от относительной зависимости до относительной независимости частично перекрывается стадией объектного отношения, т.е отделения ребенка от матери.
Теоретические разработки Д. Винникота позволили произвести переоценку взаимодействия в диаде «мать и дитя» и более глубоко проанализировать влияние данных отношений на последующее развитие ребенка.
Заключение
Д. Винникот внес неоценимый вклад в развитие психоаналитической теории и как ее дочерней ветви – теории объектных отношений. Опираясь на многочисленные экспериментальные исследования и клинические наблюде¬ния в рамках данной теории были выделены и описаны характерные модели поведения матери и младенца, на основе ко¬торых складывается в дальнейшем стиль общения и пове¬дения взрослой личности. Пристальный интерес к изучению именно отношений между матерью и ребенком обусловлен тем фактом, что способность или неспособность матери налаживать отношения с ним является необходимым условиям психического здоровья ребенка. Хороший родитель, находящийся рядом с ребенком с первых дней жизни, является залогом психического здоровья.
Опираясь на теоретические постулаты, сформулированные З. Фрейдом, А. Фрейд, М. Кляйн и др. исследователями Д. Винникот исследовал природу и динамику инфантильности, роль и влияние игры в психотерапевтическом процессе, проблемы беспокойства, тревоги, небезопасности.
По мнению Д. Винникота начиная с самого раннего детства, человеческая психика может развиваться и укрепляться лишь в диадных отношениях субъект—объект, в которых действующие лица выступают одновременно и как внутренние объекты, и как внешние объекты.
Для оценки роли матери в развитии ребенка Д. Винникотом широко использовались такие конструкты, как «мать — окружающая среда», «первичная забота матери», «достаточно хорошая мать» (good enough mother) и т. д. Данные понятия позволяют оценить как первичный объект — мать входит в отношения с ребенком, способна ли она обеспечить ему необходимый уход. «Достаточно хорошая» материнская забота и поддержка в работах Д. Винникота получили название «холдинга», который обеспечивает не только физическую заботу о ребенке, способствует реализации его физиологических потребностей, но и оказывает существенное влияние на психологическое развитие младенца. Мать должна выступать не просто в качестве реализатора потребностей ребенка, но и воспринимать его потребности как свои собственные, при этом постепенно отдаляясь от ребенка и предоставляя ему определенную автономию.
Взаимодействие между матерью и ребенком во многом определяют возможности формирования у него «истинного Я» или «ложного Я». «Истинное Я» — это то, во что превращается потенциал человека при оптимальных внешних условиях. К «ложному Я» относится то, что получается с потенциалом в неблагоприятных внешних условиях.
В своих работах Д.В.Винникотт вводит понятие переходного объекта, который способствует формированию у ребенка способности к самостоятельному, отделенному и отдельному от матери существованию и выступает в качестве заместителя матери когда она уходит и оставляет его в одиночестве. В качестве переходного объекта могут выступать как предметы материального мира, так и звуки. Для гармоничного становления личности ребенка, по мнению Д. Винникота достаточно хорошая мать создает потенциальное пространство для развития его объектных отношений, в которое постепенно вводит новые объекты в соответствии с его желаниями и возможностями, что позволяет устанавливать новые связи между ребенком и окружающим миром.
Многочисленные собственные исследования и наблюдения позволили Д. Винникотту построить логичную и цельную теорию раннего детского развития и произвести переоценку взаимодействия в диаде «мать и дитя», на основе чего более глубоко проанализировать влияние данных отношений на последующее развитие ребенка.
Литература
1. Абдурахманов Р.А. История психологии: Идеи, концепции, направления: Учебное пособие для вузов М.: МПСИ, 2006
2. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.: REFL-book; Киев: Ваклер, 1997.
3. Бурлачук Л. Ф., Кочарян А. С., Жидко М. Е. Психотерапия: Учебник для вузов. Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: «Класс», 2001
4. Винникот Д. В. Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. М. 2007.
5. Винникот Д. Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
6. Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 2007.
7. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа М.: Из-во «Когито-Центр», 2003 г.
8. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. - М.: Фонд «Мир»; М.: Акад. проект, 2005.
9. Игумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.
10. История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.
11. Ключевые понятия психоанализа /Под редакцией В. Мертенса. — СПб.: Б&К, 2001.
12. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов СПб., 1997.
13. Логвинов И.Н. Сарычев С.В. История психологии в таблицах и схемах Серия: Психологический факультет. Издательство: Феникс, 2010 г.
14. Лучинин А.С. История психологии: Конспект лекций М.: Эксмо, 2008
15. Михалева А.Б. История психологии М.: Вузовская книга, 2008.
16. Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. М: Институт общегуманитарных исследований, 1993. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. – М., 1998.
17. Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
18. Решетников М. М. Элементарный психоанализ: Восточно Европейский Институт Психоанализа. – СПб., 2003.
19. Романов И. Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. М., Интерпракс, 1994
20. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. – М.: Лань, 1999.
21. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997
23. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. М., 1996
|