Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 18:18
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ВОСПИТАНИЕ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
Реферат | 11.08.2014, 19:40

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                                            СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3
1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания с учетом
     возрастных характеристик………………………………………………5
    1.1. Теоретические положения проблемы воспитания с учетом
           возрастных характеристик в трудах известных педагогов……….5
    1.2. Взгляды известных психологов на проблему индивидуального
           подхода к детям с учетом возрастных характеристик……………8
2. Воспитание школьников с учетом возрастных характеристик………11
    2.1. Периодизация детей школьного возраста………………………...11
    2.2. Особенности воспитания детей младшего школьного
           возраста (6-10 лет)………………………………………………….13
    2.3. Воспитание детей среднего школьного возраста (10-15 лет) и
           старшего школьного возраста (15-18 лет)………………………..16
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

                                 ВВЕДЕНИЕ

Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Воспитание школьника – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Поэтому она интересует не только родителей и учителей отдельно взятого школьника, но и педагогов, психологов, социологов, как отечественных, так и зарубежных. От этого такое многообразие взглядов на воспитание.
Возрастной подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход с учетом возрастных характеристик нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Это требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания психических особенностей детей разных возрастов и условий жизни.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо¬бой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действи-тельностью. Понятие социальной ситуации развития может быть приме¬нено и к характеристике детской группы.
Актуальность выбранной темы очевидна, так как личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Исходя из актуальности выбранной темы, определяем цель реферата - теоретически обосновать и подтвердить влияние возрастных характеристик на воспитание и развитие ребенка.
Для решения этой цели необходимо  рассмотрение следующих задач:
- теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей школьного возраста с учетом возрастных характеристик;
-описать периодизацию детей школьного возраста;
- раскрыть возрастные и индивидуальные особенности учащихся младшего школьного возраста;
- охарактеризовать возрастные особенности  детей среднего и старшего школьного возраста.
В решении этих задач нам помогли работы следующих авторов: Б.Т. Лихачева, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Р.С. Немов, И.П. Подласый, В.А. Сухомлинский и др.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. Теоретические положения проблемы воспитания с учетом возрастных характеристик в трудах известных педагогов

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей с учетом возрастных характеристик уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
    Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода  к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы [1, с. 15].
    Критически используя наследие дореволюционной педагогики, Н.К. Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. Развивая принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, Н.К. Крупская обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность [3, с. 34]. 
    Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К. Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала. 
    Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода  в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. 
    В работах Н.К. Крупской раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.
    А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям с учетом их возрастных характеристик очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу [6, с. 83].
    Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и  индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания. 
    Огромная заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. 
    Развитие индивидуальности А.С. Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки. 
    Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.
    Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития  индивидуального своеобразия личности ребенка.
    Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А. Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей [13, с. 67]. 
     В.А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств. 
Таким образом, известные педагоги, вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании с учетом возрастных характеристик, установив его связь с жизнью, обосновали положение о том, что  методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.
    
1.2. Взгляды известных психологов на проблему индивидуального подхода к детям с учетом возрастных характеристик

Проблема  индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.
        Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного                                                                                                                                        поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.В. Суровцева, С.Л. Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.
          Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.
          В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов [10, с. 95].    
Л.С. Выготский, рассматривая своеобразие структуры детского сознания на конкретном возрастном этапе, называл его социальной ситуацией развития. В это понятие известный психолог вкладывал то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа. Это особое сочетание и обусловливает динамику психологического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования к его концу [3, с. 93]. 
По мнению другого классика психологии – С.А. Рубинштейна, возрастные характеристики заключаются в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода [12, с. 400-401]. 
Разработка основных принципов возрастного подхода в воспитании растущих людей явилась несомненным научным достижением Л. И. Божович. Она, в частности, полагала, что основные этапы, на которые обычно делят школьный возраст (младший, средний, старший), нельзя абсолютизировать, ибо возрастные границы подвижны, они могут сдвигаться в зависимости от конкретных обстоятельств жизни ребенка, условий обучения и воспитания. В то же время подвижность возрастных границ отнюдь не свидетельствует об отсутствии качественно своеобразных этапов детского развития.
Более того, каждый возрастной этап, подчеркивала Л. И. Божович, характеризуется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием определенной целостной структуры личности ребенка [2, с. 17].
Разрабатывая оригинальную концепцию возрастного подхода, Л. И. Божович опиралась на введенное Л. С. Выготским понятие социальной ситуации развития. Фундаментальным является сформулированный ею тезис о том, что подлинно возрастной подход предполагает не только учет тех свойств, которые ярко проявляются на данном возрастном этапе, но и опору на те особенности, которые еще не полностью проявились на данной стадии развития, но которым принадлежит будущее. Иначе говоря, возрастной подход — это воспитание ребенка с учетом перспектив его развития.
Таким образом, делаем вывод, что сформулированное Л. И. Божович положение о соотношении психолого-педагогической науки и педагогического опыта, актуально и сегодня: «Как бы ни был хорош педагогический опыт, — писала Лидия Ильинична, — как бы ни был удачен основанный на этом опыте воспитательный прием, он только тогда сможет стать достоянием педагогической науки и широкой педагогической практики, когда будет изучен и обобщен с учетом закономерностей психической деятельности ребенка» [2, с. 119]. 
Современные исследователи отмечают образование в различные периоды детства у ребенка своей внутренней позиции, своей системы личностных отношений к действительности и к самому себе, т.е. некоей модели мира. Каждый возрастной этап характеризуется специфической направленностью личности, сопровождается изменениями положения в школе, семье, изменением форм общения и воспитания, новыми формами и видами деятельности, особенностями созревания организма. 
Известно, что кардинальный вопрос педагогической теории и практики состоит в разработке проблемы целей воспитания. Но для того, чтобы цели воспитания были поставлены как педагогические, то есть, чтобы они могли стать руководством к практическому действию, необходима их специальная разработка, их конкретизация с учетом возрастных особенностей детей и тех средств, которые способны привести на том или ином этапе развития ребенка к желаемому педагогическому результату.


2. ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

2.1. Периодизации детского школьного возраста

Уже в глубокой древности понимали взаимосвязь возраста и физического, умственного развития. Эта истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень развития физического, психологического, социального.
    Для правильного управления процессами развития появилась необходимость классифицировать периоды человеческой жизни.
    Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные)- только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для нас наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. 
    В современной науке приняты следующие периодизации детского школьного возраста, которые представлены в таблице 1 [4, с. 23].
    Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает воспитание. 
Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям. С возрастом изменяются отношения растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, потому что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе.

                                                                                                              Таблица 1
                                Периодизация школьного возраста
Психологическая    Педагогическая
    
1.    Школьный возраст 
(6-11 лет).    1.    Младший школьный возраст (6-10 лет).
            
2.    Пубертатный период 
(11-15 лет).    2.    Средний школьный возраст (10-15 лет).
            
3.    Юношеский период 
(15-20 лет).    3.    Старший школьный возраст (15-18 лет).

Игнорирование или  отрицание природных ступеней развитие неизбежно приводит к ошибочному утверждению  возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. 
Нельзя не согласиться с Л.С. Выготским, который писал: «Только в школьном возрасте появляются у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо более индивидуализированным существом» [3, с. 165]. То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя сторонами одного и того процесса, и нельзя, думается нам, привести более веское доказательство в пользу одного из основополагающих принципов – учета возрастных особенностей. Тут будет уместно отметить проблему неравномерности развития, отклонений от физических и духовных закономерностей в ту или иную сторону. К ним же и относится акселерация – ускоренное физическое развитие в детском и подростковом возрасте. Среди основных причин акселерации можно назвать следующие: общие темпы ускорения жизни, улучшения условий жизни, повышения качества питания и медицинского обслуживания. Указываются и другие причины - радиоактивное загрязнение окружающей среды обитания, ведущие на первых порах к ускорению роста, а со временем к ослаблению генофонда и развитию различных патологий. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов. 
    И.П. Подласый отмечал: «Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Рассмотрение изолированно этих двух факторов не обеспечит достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания» [9, с. 122]. 
Опираясь на все перечисленные аспекты, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обуславливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. 

2.2. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет)

Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его прежние занятия.
В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Задачи школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. 
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения). 
В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер. 
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов.
Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованной, носильный для них производительный труд, значение которого формирования и социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.
Большую роль в воспитании детей младшего школьного возраста имеют игры, так как они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка [8, с. 436]. Элементы игр полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя  по её по правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 6-10 лет в начальных классах школы в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр.
Необходимо учитывать, что и в учебной деятельности происходит не только научение, но также и воспитание. Основное содержание воспитательной работы, выполняемой в начальный период учения, связано с формированием  у ребёнка в потребности в знаниях, широких и глубоких познавательных интересов, любви к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии.
Конец младшего школьного возраста связан обычно с окончательным закреплением в психологии ребенка потребности в достижении успехов или противоположной ей потребности избегания неудачи. Ребёнок в этом возрасте осознает жизненное значение данной потребности и динамику её функционирования. Дети, в частности, начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания [8, с. 440].
Большое влияние на осознание личностных и внеличностных факторов, от которых зависит успех, оказывают оценки, даваемые детям учителями. Установлено, например, что, чем легче задача, за успешное решение которой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим основанием он считает, что учитель низко оценивает его способности. И, напротив, чем труднее задача, после неудачного решения которой ученик получает от учителя порицание, тем скорее он сделает вывод о высокой оценке учителем его способностей. Иными словами, ученик вполне понимает, что дефицит способностей может быть компенсирован приложением усилий и, наоборот, недостаточность усилий может быть дополнена развитыми способностями [8, с. 440].
Таким образом, следует сделать вывод, что для полноценного воспитания детей младшего школьного возраста необходимо учитывать рекомендации, которые сводятся к следующему:
1) в выборе деятельности для ребёнка необходимо постепенно переходить от более к менее непосредственно привлекательным. При этом значимость – осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка – напротив, должна постепенно возрастать;
2) степень трудности деятельности также должна возрастать;
3) вначале деятельность должна предлагаться ребёнку взрослым, а затем он сам должен переходить к самостоятельному выбору деятельности;
4) включение ребёнка в совместную сюжетно-ролевую игру или в деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;
5) выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка таких людей и детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют различного межличностного поведения;
6) постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействие с людьми.

2.2. Воспитание детей среднего школьного возраста (10-15 лет) и детей старшего школьного возраста (15-18 лет)

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем  он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. 
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
В старшем школьном  возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.
Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. 
Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.     Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая из нынешних задач. 
Как мы уже отмечали выше, возрастная периодизация не является застывшей догмой. Она может изменяться под действием самых разных условий: акселерации, индивидуального воспитания, развития отдельного ребёнка и других. На наш взгляд последние две периодизации школьного возраста тесно переплетаются друг с другом, границы этих двух возрастных характеристик размыты, поэтому вопрос о воспитании школьников в рамках этих двух возрастных групп мы рассмотрим в одном параграфе.
В воспитании детей среднего и старшего школьного возраста большую роль играет педагогическая поддержка - оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем, связанных с успешной учебной деятельностью, с общением, с самоопределением. 
    Превентивная помощь реализуется рядом педагогических средств, в частности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение). Сюда же относится воспитание у детей положительных привычек. Привычки ребенка полностью обуславливаются личностью педагога, определенностью, постоянством и последовательностью его действий и личным примером. К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека [5, с. 112].
    Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей вопросах, обсуждение фильмов, книг, каких-либо жизненных коллизий. Большую роль в превентивной помощи играет творческая работа: выпуск литературных журналов, альманахов, школьных газет. 
    Оперативная помощь заключается в конфиденциальной беседе классного руководителя с учеником. При её проведении не надо ни на чем настаивать, лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, предложить ему подумать. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической метафоре». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование и бессознательное обучение адекватному поведению. Она показывает, ребенок сам может справиться со своими проблемами. Это пробуждает потребность в самовоспитании. Классный руководитель может попросить школьного психолога поработать с ребенком. Если в школе есть социальный педагог, то надо обратиться к нему с просьбой, поработать с семьей ученика [5, с. 113]. 
    Существует еще одна форма педагогической поддержки – превентивно-оперативная. К ней относятся обучение методам и приемам психической саморегуляции. К формам превентивно-оперативной помощи детям относятся ролевые игры. Они формируют соответствующий принятым нормам способ поведения. 
    Особое место в воспитательной работе преподавателя занимает работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми. Она имеет свою специфику. Социокультурная запущенность – недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентаций, потребностей, минимальный социальный опыт, низкий культурный уровень, как производное от низкого образовательного уровня родителей [7, С. 86]. 
    Педагогическая запущенность – это следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей алкоголем, влияния асоциального опыта родственников (совершивших преступления), а также следствие педагогических ошибок профессиональных педагогов, начиная с детского сада. Следствием этого является аберрация (отклонение) в поведении, общении, ведущих видах деятельности [7, с. 86-87].
    Жесткий педагогический прессинг, авторитарный стиль работы могут только усугубить ситуацию. Детям нужна помощь и поддержка. Надо дать почувствовать ребенку, что его уважают и признают его права. Надо предоставлять детям самостоятельность, конечно, в рамках допустимого. Тогда они сами откажутся от негативных и нелепых выходок, которыми пытались доказать свою значимость.
Таким образом, следует выделить основные моменты в воспитании детей этих возрастных групп:
1) переход от зависимости к самостоятельности, самообслуживанию и самообеспечению;
2) повышать в воспитании роль общения со сверстниками и со взрослыми в разных делах и ситуациях, помня, что роль межличностного общения повышается при совместном труде;
3) вырабатывать интерес у детей к чтению периодики, к социальным и политическим событиям, происходящим в мире и в стране. Учитывать влияние моды и массовой культуры на сознание детей этих возрастных групп;
4) поддерживать стремление подростков к самовоспитанию, учитывая, что начало самовоспитания это характерная черта старшего подросткового возраста.
В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы, Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретический материал, мы пришли к выводу, что учет возрастных особенностей, личностных характеристик, возможностей воспитанников - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Это отражает специфику процесса воспитания. 
Выявление психофизиологических характеристик учащихся различных возрастных групп и их сопоставительный анализ позволили сделать вывод о том, что каждому возрасту присущи свои специфические особенности, влияющие на приобретение учащимися знаний и умений в учебной деятельности.
Ведущей деятельностью для всех возрастов школьников является учение. Психологи определяют кроме этого и ведущую деятельность каждого школьного возраста в соответствии с тем, какие стороны действительности осваиваются школьниками в ходе учения. Так, младший школьный возраст – это возраст вхождения в учебную деятельность, овладение ее структурными элементами. В среднем школьном возрасте ученик осуществляет дальнейшее освоение структурной учебной деятельности, но важное значение имеет освоение социальной действительности межчеловеческих отношений, осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей. Но если ведущей деятельностью младших школьников является собственно учебная деятельность, то в среднем школьном возрасте ведущей деятельностью является взаимодействие и общение школьников в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником). 
Таким образом, именно тип учения (вид деятельности подростка и характер взаимодействия в ней с другим человеком) в этом возрасте определяет и подход к деятельности по овладению заниниями. В старшем школьном возрасте, учащиеся включаются в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональной. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего, а основным внутренним мотивом для большинства учащихся является ориентация на результат. Для этой возрастной группы характерным является заметное повышение интереса к учению. Учение приобретает для них непосредственно жизненный смысл в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жизни. Учебная деятельность старшеклассников включает элементы анализа, исследования, личностного самоопределения. Избирательность интересов связана с жизненными планами. Старшие школьники могут интересоваться двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Изменяется мотивация в основных видах деятельности: учения, общения, труда. На месте прежних (детских) мотивов возникают и закрепляются новые (взрослые) мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. 
Психологи отмечают, что уровень психического развития младших школьников является предпосылкой начала систематического планомерного и целенаправленного обучения. Используя огромные познавательные резервы каждого возраста, преподаватель может достичь значительных результатов в своей деятельности. Знание психофизиологических особенностей конкретных возрастных групп учащихся позволяет не только осуществлять дифференцированный подход к обучаемым, но и осознанно, профессионально грамотно выбрать наиболее эффективные формы и методы формирования обучения и воспитания, также зависящие от возрастных особенностей учащихся.

 

 


                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 1983.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Педагогика, 1995.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1996.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Прометей, 1992.
5. Лихтарников А.Л. Школьник: проблемы и ценности. // Кн.: Наш проблемный подросток: учебное пособие. – СПб: Питер, 1998.
6. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Педагогика, 1998.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Знание, 1998.
8. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. – М.: Владос, 1998.
9. Подласый И.П. Педагогика. Т. 1. – М.: ИНФРА-М, 1999.
10. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред. А. Коссаковски, К. Отто, И. Ломпшер и др. – М.: Педагогика, 1981.
11. Психология личности. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2000.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989.
13. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975.
14. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Педагогика, 1975.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 6357
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba