СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СКАЧАТЬ
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ И ЕЁ ВИДЫ
1.1. Зачатки греческой драмы
Представители крайних буржуазных направлений ищут корни её в духе пессимизма, в духе музыки (Ф. Ницше), в религиозном чувстве и в культе мертвых (В. Риджевей), в половом чувстве (А. Винтерштейн) и т.д. Однако все эти объяснения оторваны от реальной действительности. Единственный верный метод – это тщательное изучение того материала, который содержится в сохранившихся произведениях и в исторических данных о театральных представлениях того времени. Многое имело только условное значение, в том числе некоторые термины. Они утратили свое прямое значение и сохранились как «пережитки», но по ним можно представить себе их первоначальный смысл. В этом направлении много сделала антропологическая школа (А.Н. Веселовский, Дж. Фрезер, А. Дитерих, С. Рейнак, М. Нильссон и др.)[1].
Зачатки драмы уже содержались в народном творчестве, в лирической поэзии, в которой были некоторые элементы мимической игры и диалога. Раскопки на местах городов Тиринфа и Спарты обнаружили применявшиеся там еще во времена крито-микенской культуры маски. Свадебные песни часто исполняли двумя хорами, певшими поочередно. Настоящие драматические элементы содержались в похоронных обрядах и сопровождавших их песнях. Во многих случаях из хора выделялся запевала, с которым хор и вел диалог. Даже в поэзии Гомера есть немало мест, где изображается действие и диалог, например, ссора царей в 1 песни «Илиады», посольство к Ахиллу в IX, свидание Гектора с Андромахой в VI и Приама с Ахиллом в XXIV песни. Но все эти сцены – рассказ самого автора, а не действие изображаемых лиц[2]. Сами же греки считали, что трагедия по своему происхождению гораздо древнее того времени, когда она получила государственное установление.
1.2. Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра
Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра связано, как видно по многим признакам, с культом бога Диониса. Драматические представления в Греции в Y и IY вв. до н.э. происходили только на праздниках Диониса - особенно на Великих Дионисиях в марте и на Ленеях в конце января, отчасти на Малых Дионисиях (в деревнях) в декабре – и составляли часть культа этого бога[3].
Дифирамбы – песнопения в честь Диониса исполнялись хором из пятидесяти человек. Из народных песен-импровизаций некоторые поэты, начиная с полумифического Ариона (VII – VI вв. до н.э.), постепенно превратили дифирамб в литературную форму. Отличительной особенностью дифирамбов было то, что при его исполнении из хора выделялся запевала, и пение исполнялось попеременно то хором, то запевалой. Это было уже началом диалога, который является необходимым элементом драмы. В дальнейшем эти особенности были перенесены и в культовые песни в честь героев, как это можно было видеть по сохранившемуся дифирамбу Бакхилида.
Фаталические песни исполнялись во многих местах ещё во времена Аристотеля и относились к магии оплодотворения земли. Обряды такого рода отличались веселым характером, шутками, насмешками и даже непристойностями. Все это и послужило основой для комического действия.
Культ Диониса отличался экстатическим характером и давал широкий простор для воображения. Живое воспроизведение этих чувств дает трагедия Эврипида «Вакханки». Греки считали культ Диониса принесенным из Фракии, а туда он будто бы пришел из Малой Азии – из Фригии. В Атике особенной известностью пользовался культ Диониса-Элевферея, принесенный из беотийского местечка Элевфер[4].
Культ Диониса по своему характеру принадлежит к категории культов «страдающего бога». Связанные с этим культом рассказы и мифы давали богатый материал для воспроизведения в живом «действии». На празднике Великих Дионисий, в марте, когда вся растительность, пробудившаяся после зимней «смерти», была в полном цвету, в торжественной процессии представлялось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был отослан на воспитание. Его изображал жрец, который с атрибутами бога (плющ и чаша с вином) восседал на ладье, поставленной на колеса. Аттическая вазовая живопись иногда воспроизводила эту сцену[5].
Трагическое представление было первоначально культовым обрядом, при котором приносили в жертву козла. Исходя из этого, становится понятным другой элемент религии Диониса, обоготворение животного – козла, плоти и крови которого «причащаются» верующие.
Спутниками Диониса мифы представляют обычно силенов и сатиров, которых древнее искусство ещё в VI веке, как показывают сохранившиеся памятники, изображало в козлиных шкурах, с рогами и копытами, но с конскими хвостами. В литературе сатиры нередко называются «козлами»[6].
Слово «трагедия», по-гречески «песнь козлов» («трагос» - козел и «оде» - песнь), свидетельствует о том, что оно первоначально относилось именно к обрядовым песням в честь Диониса, которые сопровождались переряживанием самих участников в козлиные шкуры. Эта обрядовая игра в несколько измененном виде сохранилась и впоследствии под названием «сатировской драмы».
Подобным же образом название «комедия» производится от слов «космос», что значит «шествие бражников», и «оде» - песнь. В общем это – песня шумной и веселой толпы гуляк, которые с шутками ходили по улицам, задевая насмешками прохожих и вступая с ними в перебранку[7].
1.3. Дальнейшее развитие драмы
Культ Диониса имел сходство с некоторыми другими культами, так что, вполне естественно, он в своем историческом развитии мог вобрать в себя немало элементов из них. Ученые исследователи предполагают, что в нем отразилось влияние «действ», разыгравшихся в таинствах Великих Элевсинских мистерий, с которыми имел сходство культ Диониса, а также сказалось влияние культа героев[8]. Включение в культ, а затем и в миф о Дионисе некоторых черт из героических культов обогащало его содержание, а вместе с тем приближало его к миру человеческих отношений.
Хотя уже со времени Ариона делались попытки литературной обработки дифирамба, он все ещё оставался лирическим песнопением, так как в нем не было драматического действия и настоящей игры. Решительным переворотом в этом деле было введение первого актера. Самый термин, которым греки стали называть актеров, раскрывает первоначальную сущность его. Слово hypocrites (актер) буквально значит «отвечающий». Это показывает, что с самого начала роль актера сводилась к тому, что он только «отвечал» хору. Однако вполне понятно, что эта функция очень легко могла измениться и расшириться. Введение первого актера греческая традиция приписывает поэту Феспиду, который поставил первую трагедию в Афинах при тиране Писистрате в 534 г. до н.э. С этого момента и надо считать возникновение драматического жанра[9].
В дальнейшем у первых же подражателей Феспида трагедия вышла из узкого круга сюжетов, связанных с Дионисом, и стала пользоваться неограниченным разнообразием греческих сказаний. Вместе с тем она обратилась к изображению жизни людей; хор сатиров сделался ненужным и вместо него появился хор, изображающий людей[10].
Однако с исключением веселой игры и забавных песен сатиров древнегреческая трагедия приобрела слишком серьезный характер, что вызвало недовольство в некоторых кругах населения, в частности среди крестьян: стали раздаваться жалобы на то, что такая трагедия «не имеет никакого отношения к Дионису». В результате этого в цикл представлений были включены пьесы с обязательным участием хора сатиров, хотя бы и без самого Диониса. Это не было восстановлением первобытного дифирамба, а явилось созданием нового жанра, так называемой «сатировской драмы» - нечто среднее между трагедией и комедией. Создателем этого нового жанра был поэт Пратин, писавший в конце VI и самом начале V века до н.э.
Так образовались три основных драматических жанра в Греции: трагедия, комедия и сатировская драма. Но обычно сатировские драмы самостоятельно не ставились, а присоединялись к трагической трилогии в качестве заключительной части. Вся эта группа из четырех произведений – трех трагедий и одной сатировской драмы – составляла так называемую «тетралогию». Тяжелое впечатление от серьезного действия трагедий смягчалось веселым фарсом сатировской драмы с шутливыми разговорами, песнями и забавными плясками.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Греческая драма выросла из господствующего культа; частью этого культа был и театр представления. В основных чертах порядок представлений установился в начале V века до н.э. Знаменитые драматурги – Эсхил, Софокл, Эврипид и Аристофан имели дело с этим установившимся порядком.
На великих Дионисиях (в марте) главное место отводилось трагедиям, которые в виде отдельных тетрологий распределялись на три дня: по-видимому, в эти же дни после тетрологий ставились комедии. На Ленеях (конец января) главное место отводилось комедиям. На малых Дионисиях – сельских (в декабре) – возобновлялись пьесы, поставленные ранее в городе[11].
Драматические представления на празднике Великих Дионисий вместе с многими мероприятиями религиозного характера находились в ведении первого архонта (Эпонима), председателя коллегии девяти архонтов; на празднике Леней – в ведении второго архонта (басилевса). К ним и должны были обращаться поэты, желавшие принять участие в драматическом состязании.
Трагические поэты должны были представить три трагедии и одну сатировскую драму, что вместе составляло тетрологию; комические поэты выступали с отдельными пьесами. Архонт самостоятельно или с помощью компетентных советников выбирал по своему усмотрению для соответствующих праздников три тетрологии и три комедии и давал согласие авторам[12].
После этого к каждому поэту архонт назначал по одному «хорегу». Так назывался богатый гражданин, которому поручалось в виде общественной повинности на свои средства осуществить постановку. Драматическое состязание называлось хор. Этот гражданин обязан был нанять хор, «учителя хора» и помещение для разучивания хоровых партий. Далее архонт назначал одного актера, так называемого «протагониста» - актера на 1-ые роли. А этот актер приводил двух других, т.е. второго и третьего, обычно своих приятелей, с которыми уже сыгрался.
Между этими тремя актерами и распределялись все роли. Участие четвертого актера допускалось лишь в исключительных случаях, и только при условии, если хорег принимал на себя расходы за это превышение нормы; введение добавочного актера называлось «парахорегема»[13].
Все театральные постановки, начиная с 508 г. до н.э., проводились в порядке состязаний – «агона». Круг театральных представлений открывался так называемым «проагоном» - предварительным состязанием, на котором после торжественного жертвоприношения в честь Диониса глашатай, обращаясь по очереди к каждому из названных поэтов, объявлял: «выводи свой хор». Тут зрители узнавали имена участников состязаний и названия произведений, с которыми они выступали[14].
Состязание происходило между тремя поэтами, тремя хорегами и тремя первыми актерами. Решение вопроса о качестве исполнения предоставлялось особому жюри – комиссии, вероятно, из десяти лиц, которые выбирались из граждан перед началом состязаний.
Все участники состязания получали награды в соответствии с оценкой их заслуг. Но только первая награда означала побуду; третья же была равносильна провалу. Постановление комиссии (протокол) публиковалось в виде надписи на мраморной плите. Эти протоколы назывались «дидаскалиями». В них указывалось год, имена поэтов, названия исполненных произведений, имена хорегов и первых актеров, а также присужденные им награды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы попытались проследить путь зарождения греческой драмы, который начинался с народного творчества, с лирической поэзии, в которой были некоторые элементы мимической игры и диалога. Свое продолжение это получило в драматических представлениях, которые происходили на праздниках Диониса.
С введением первого актера в 534 г. до н.э. начинает окончательно оформляться драматический жанр. Трагедия разрастается благодаря тому, что поэты усовершенствовали то, что в ней намечалось, И, наконец, после этих изменений, она остановилась в своем развитии, достигла выражения своей сущности.
В конце концов в Греции образуются три основных драматических жанра: трагедия, комедия и сатировская драма. Вся эта группа получила название - тетралогия.
Такая сложность состава нового жанра была не случайной, а отвечала назревшим запросам общественной жизни, наиболее полное выражение получившим в конце VI и в течение V века до н.э. в Афинах, которые в это время стали занимать руководящее место среди греческих государств. Здесь в процессе обостренной борьбы между разными общественными группами развился и упрочился строй рабовладельческой демократии, причем вначале ещё сохраняли влияние остатки старой родовой аристократии, затем управление перешло к представителям умеренной демократии (время Перикла) и, наконец, власть сосредоточилась в руках радикальной демократии.
Драматический жанр, всегда содержащий в основе столкновение между какими-нибудь противодействующими силами, как раз наиболее всех других был способен отражать эту напряженность общественных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- История всемирной литературы. ТТ. 1-3. – М.: Искусство, 1983.
2. Никитин П.В. К истории драматических состязаний в Афинах. – СПб, 1992.
3. Радциг С.И. Античная мифология. – М.-Л., 1939.
4. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Просвещение, 1987.
5. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Искусство, 1983.
[1] Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Просвещение, 1987. – С. 161.
[2] Там же. – С. 161-162.
[3] Радциг С.И. Указ. соч. – С. 162.
[4] Тронский И.М. История античной литературы. Т. 1 – М.: Искусство, 1983. – С. 78.
[5] Радциг С.И. Античная мифология. – М.-Л., 1939. – С. 59-61.
[8] История всемирной литературы. – М.: Искусство, 1983. Т. 1. – С. 91.
[9] Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Указ. соч. – С. 164.
[11] Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Указ. соч. – С. 168.
[13] Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Указ. соч. – С. 169.
[14] Никитин П.В. К истории драматических состязаний в Афинах. – СПб, 1992. – С. 111.
|