Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 19:27
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРАМЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Контрольная | 12.08.2014, 04:03

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                                   СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………..3
1. Происхождение греческой драмы и её виды……………………………4
1.1. Зачатки греческой драмы………………………………………………4
1.2. Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра……………5
1.3. Дальнейшее развитие драмы…………………………………………..7
2. Организация драматических представлений………………………….. 9
Заключение………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………….12


                                          ВВЕДЕНИЕ

Слово «драма» - греческое и буквально означает «действие». Этим определяется основное свойство всего жанра. Основные черты всякой драмы – действие и диалог, т.е. мимическая игра и разговор действующих лиц. Необходимым элементом её является хор, поющий под аккомпанемент музыки и исполняющий мимические танцы, что свидетельствует о развитии драмы из торжественной лирики.
Таким образом, в греческой драме совмещались элементы лирической поэзии с элементами эпоса. К этому присоединяется еще наглядность воспроизведения действием. Все это отличает драму от лирики и от эпоса.
Рассмотрение вопроса о происхождении греческой драмы актуально уже хотя бы потому, что он принадлежит к числу особенно спорных ввиду отсутствия прямых исторических сведений о начальном периоде её образования. К разрешению его подходят главным образом путем догадок и аналогий.
Чтобы рассмотреть наиболее полно этот вопрос в нашей контрольной работе, следует решить следующие задачи:
-раскрыть начальный этап зарождения греческой драмы;
-показать признаки, с которым связано оформление драмы в качестве самостоятельного жанра;
-охарактеризовать дальнейшее развитие греческой драмы;
-рассмотреть организацию драматических представлений в Древней Греции.
Большую помощь в разрешении этих задач оказала работа С.И. Радцига «История древнегреческой литературы», книга И.М. Тронского «История античной литературы» и книга «История всемирной литературы».

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ И ЕЁ ВИДЫ

 

1.1. Зачатки греческой драмы

 

Представители крайних буржуазных направлений ищут корни её в духе пессимизма, в духе музыки (Ф. Ницше), в религиозном чувстве и в культе мертвых (В. Риджевей), в половом чувстве (А. Винтерштейн) и т.д. Однако все эти объяснения оторваны от реальной действительности. Единственный верный метод – это тщательное изучение того материала, который содержится в сохранившихся произведениях и в исторических данных о театральных представлениях того времени. Многое имело только условное значение, в том числе некоторые термины. Они утратили свое прямое значение и сохранились как «пережитки», но по ним можно представить себе их первоначальный смысл.  В этом направлении много сделала антропологическая школа (А.Н. Веселовский, Дж. Фрезер, А. Дитерих, С. Рейнак, М. Нильссон и др.)[1].

Зачатки драмы уже содержались в народном творчестве, в лирической поэзии, в которой были некоторые элементы мимической игры и диалога. Раскопки на местах городов Тиринфа и Спарты обнаружили применявшиеся там еще во времена крито-микенской культуры маски. Свадебные песни часто исполняли двумя хорами, певшими поочередно. Настоящие драматические элементы содержались в похоронных обрядах и сопровождавших их песнях. Во многих случаях из хора выделялся запевала, с которым хор и вел диалог. Даже в поэзии Гомера есть немало мест, где изображается действие и диалог, например, ссора царей в 1 песни «Илиады», посольство к Ахиллу в IX, свидание Гектора с Андромахой в VI и Приама с Ахиллом в XXIV песни. Но все эти сцены – рассказ самого автора, а не действие изображаемых лиц[2]. Сами же греки считали, что трагедия по своему происхождению гораздо древнее того времени, когда она получила государственное установление.

1.2. Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра

 

Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра связано, как видно по многим признакам, с культом бога Диониса. Драматические представления в Греции в Y и IY вв. до н.э. происходили только на праздниках Диониса  - особенно на Великих Дионисиях в марте и на Ленеях в конце января, отчасти на Малых Дионисиях (в деревнях) в декабре – и составляли часть культа этого бога[3].

Дифирамбы – песнопения в честь Диониса исполнялись хором из пятидесяти человек. Из народных песен-импровизаций некоторые поэты, начиная с полумифического Ариона (VII – VI вв. до н.э.), постепенно превратили  дифирамб в литературную форму. Отличительной особенностью дифирамбов было то, что при его исполнении из хора выделялся запевала, и пение исполнялось попеременно то хором, то запевалой. Это было уже началом диалога, который является необходимым элементом драмы. В дальнейшем эти особенности были перенесены и в культовые песни в честь героев, как это можно было видеть по сохранившемуся дифирамбу Бакхилида.

Фаталические песни исполнялись во многих местах ещё во времена Аристотеля и относились к магии оплодотворения земли. Обряды такого рода отличались веселым характером, шутками, насмешками и даже непристойностями. Все это и послужило основой для комического действия.

Культ Диониса отличался экстатическим характером и давал широкий простор для воображения. Живое воспроизведение этих чувств дает трагедия Эврипида «Вакханки». Греки считали культ Диониса принесенным из Фракии, а туда он будто бы пришел из Малой Азии – из Фригии. В Атике особенной известностью пользовался культ Диониса-Элевферея, принесенный из беотийского местечка Элевфер[4].

Культ Диониса по своему характеру принадлежит к категории культов «страдающего бога». Связанные с этим культом рассказы и мифы давали богатый материал для воспроизведения в живом «действии». На празднике Великих Дионисий, в марте, когда вся растительность, пробудившаяся после зимней «смерти», была в полном цвету, в торжественной процессии представлялось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был отослан на воспитание. Его изображал жрец, который с атрибутами бога (плющ и чаша с вином) восседал на ладье, поставленной на колеса. Аттическая вазовая живопись иногда воспроизводила эту сцену[5].

Трагическое представление было первоначально культовым обрядом, при котором приносили в жертву козла. Исходя из этого, становится понятным другой элемент религии Диониса, обоготворение животного – козла, плоти и крови которого «причащаются» верующие.

Спутниками Диониса мифы представляют обычно силенов и сатиров, которых древнее искусство ещё в VI веке, как показывают сохранившиеся памятники, изображало в козлиных шкурах, с рогами и копытами, но с конскими хвостами. В литературе сатиры нередко называются «козлами»[6].

Слово «трагедия», по-гречески «песнь козлов» («трагос» - козел и «оде» - песнь), свидетельствует о том, что оно первоначально относилось именно к обрядовым песням в честь Диониса, которые сопровождались переряживанием самих участников в козлиные шкуры. Эта обрядовая игра в несколько измененном виде сохранилась и впоследствии под названием «сатировской драмы».

Подобным же образом название «комедия» производится от слов «космос», что значит «шествие бражников», и «оде» - песнь. В общем это – песня шумной и веселой толпы гуляк, которые с шутками ходили по улицам, задевая насмешками прохожих и вступая с ними в перебранку[7].

 

1.3. Дальнейшее развитие драмы

 

Культ Диониса имел сходство с некоторыми другими культами, так что, вполне естественно, он в своем историческом развитии мог вобрать в себя немало элементов из них. Ученые исследователи предполагают, что в нем отразилось влияние «действ», разыгравшихся в таинствах Великих Элевсинских мистерий, с которыми имел сходство культ Диониса, а также сказалось влияние культа героев[8]. Включение в культ, а затем и в миф о Дионисе некоторых черт из героических культов обогащало его содержание, а вместе с тем приближало его к миру человеческих отношений.

Хотя уже со времени Ариона делались попытки литературной обработки дифирамба, он все ещё оставался лирическим песнопением, так как в нем не было драматического действия и настоящей игры. Решительным переворотом в этом деле было введение первого актера. Самый термин, которым греки стали называть актеров, раскрывает первоначальную сущность его. Слово hypocrites (актер) буквально значит «отвечающий». Это показывает, что с самого начала роль актера сводилась к тому, что он только «отвечал» хору. Однако вполне понятно, что эта функция очень легко могла измениться и расшириться. Введение первого актера греческая традиция приписывает  поэту Феспиду, который поставил первую трагедию в Афинах при тиране Писистрате в 534 г. до н.э. С этого момента и надо считать возникновение драматического жанра[9].

В дальнейшем у первых же подражателей Феспида трагедия вышла из узкого круга сюжетов, связанных с Дионисом, и стала пользоваться неограниченным разнообразием греческих сказаний. Вместе с тем она обратилась к изображению жизни людей; хор сатиров сделался ненужным и вместо него появился хор, изображающий людей[10].

Однако с исключением веселой игры и забавных песен сатиров древнегреческая трагедия приобрела слишком серьезный характер, что вызвало недовольство в некоторых кругах населения, в частности среди крестьян: стали раздаваться жалобы на то, что такая трагедия «не имеет никакого отношения к Дионису». В результате этого в цикл представлений были включены пьесы с обязательным участием хора сатиров, хотя бы и без самого Диониса. Это не было восстановлением первобытного дифирамба, а явилось созданием нового жанра, так называемой «сатировской драмы» - нечто среднее между трагедией и комедией. Создателем этого нового жанра был поэт Пратин, писавший в конце VI и самом начале V века до н.э.

Так образовались три основных драматических жанра в Греции: трагедия, комедия и сатировская драма. Но обычно сатировские драмы самостоятельно не ставились, а присоединялись к трагической трилогии в качестве заключительной части. Вся эта группа из четырех произведений – трех трагедий и одной сатировской драмы – составляла так называемую «тетралогию». Тяжелое впечатление от серьезного действия трагедий смягчалось веселым фарсом сатировской драмы с шутливыми разговорами, песнями и забавными плясками.

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

Греческая драма выросла из господствующего культа; частью этого культа был и театр представления. В основных чертах порядок представлений установился в начале V века до н.э. Знаменитые драматурги – Эсхил, Софокл, Эврипид и Аристофан имели дело с этим установившимся порядком.

На великих Дионисиях (в марте) главное место отводилось трагедиям, которые в виде отдельных тетрологий распределялись на три дня: по-видимому, в эти же дни после тетрологий ставились комедии. На Ленеях (конец января) главное место отводилось комедиям. На малых Дионисиях – сельских (в декабре) – возобновлялись пьесы, поставленные ранее в городе[11].

Драматические представления на празднике Великих Дионисий вместе с многими мероприятиями религиозного характера находились в ведении первого  архонта (Эпонима), председателя коллегии девяти архонтов; на празднике Леней – в ведении второго архонта (басилевса). К ним и должны были обращаться поэты, желавшие принять участие в драматическом состязании.

Трагические поэты должны были представить три трагедии и одну сатировскую драму, что вместе составляло тетрологию; комические поэты выступали с отдельными пьесами. Архонт самостоятельно или с помощью компетентных советников выбирал по своему усмотрению для соответствующих праздников три тетрологии и три комедии и давал согласие авторам[12].

После этого к каждому поэту архонт назначал по одному «хорегу». Так назывался богатый гражданин, которому поручалось в виде общественной повинности на свои средства осуществить постановку. Драматическое состязание называлось хор. Этот гражданин обязан был нанять хор, «учителя хора» и помещение для разучивания хоровых партий. Далее архонт назначал одного актера, так называемого «протагониста» - актера на 1-ые роли. А этот актер приводил двух других, т.е. второго и третьего, обычно своих приятелей, с которыми уже сыгрался.

Между этими тремя актерами и распределялись все роли. Участие четвертого актера допускалось лишь в исключительных случаях, и только при условии, если хорег принимал на себя расходы за это превышение нормы; введение добавочного актера называлось «парахорегема»[13].

Все театральные постановки, начиная с 508 г. до н.э., проводились в порядке состязаний – «агона». Круг театральных представлений открывался так называемым «проагоном» - предварительным состязанием, на котором после торжественного жертвоприношения в честь Диониса глашатай, обращаясь по очереди к каждому из названных поэтов, объявлял: «выводи свой хор». Тут зрители узнавали имена участников состязаний и названия произведений, с которыми они выступали[14].

Состязание происходило между тремя поэтами, тремя хорегами и тремя первыми актерами. Решение вопроса о качестве исполнения предоставлялось особому жюри – комиссии, вероятно, из десяти лиц, которые выбирались из граждан перед началом состязаний.

Все участники состязания получали награды в соответствии с оценкой их заслуг. Но только первая награда означала побуду; третья же была равносильна провалу. Постановление комиссии (протокол) публиковалось в виде надписи на мраморной плите.  Эти протоколы назывались «дидаскалиями». В них указывалось год, имена поэтов, названия исполненных произведений, имена хорегов и первых актеров, а также присужденные им награды.

 

 

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы попытались проследить путь зарождения греческой драмы, который начинался с народного творчества, с лирической поэзии, в которой были некоторые элементы мимической игры и диалога. Свое продолжение это получило в драматических представлениях, которые происходили на праздниках Диониса.

С введением первого актера в 534 г. до н.э. начинает окончательно оформляться драматический жанр. Трагедия разрастается благодаря  тому, что поэты усовершенствовали то, что в ней намечалось, И, наконец, после этих изменений, она остановилась в своем развитии, достигла выражения своей сущности.

В конце концов в Греции образуются три основных драматических жанра: трагедия, комедия и сатировская драма. Вся эта группа получила название -  тетралогия.

Такая сложность состава нового жанра была  не случайной, а отвечала назревшим запросам общественной жизни, наиболее полное выражение получившим в конце VI и в течение V века до н.э. в Афинах, которые в это время стали занимать руководящее место среди греческих государств. Здесь в процессе обостренной борьбы между разными общественными группами развился и упрочился строй рабовладельческой демократии, причем вначале ещё сохраняли влияние остатки старой родовой аристократии, затем управление перешло к представителям умеренной демократии (время Перикла) и, наконец, власть сосредоточилась в руках радикальной демократии.

Драматический жанр, всегда содержащий в основе столкновение между какими-нибудь противодействующими силами, как раз наиболее всех других был способен отражать эту напряженность общественных отношений.

 

 

 

 

                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. История всемирной литературы. ТТ. 1-3. – М.: Искусство, 1983.

2. Никитин П.В. К истории драматических состязаний в Афинах. – СПб, 1992.

3. Радциг С.И. Античная мифология. – М.-Л., 1939.

4. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Просвещение, 1987.

5. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Искусство, 1983.

 

[1] Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Просвещение, 1987. – С. 161.

[2] Там же. – С. 161-162.

[3] Радциг С.И. Указ. соч. – С. 162.

[4] Тронский И.М. История античной литературы. Т. 1 – М.: Искусство, 1983. – С. 78.

[5] Радциг С.И. Античная мифология. – М.-Л., 1939. – С. 59-61.

[6] Там же. – С. 63.

[7] Там же. - С. 82.

[8] История всемирной литературы. – М.: Искусство, 1983. Т. 1. – С. 91.

[9] Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Указ. соч. – С. 164.

[10] Там же. – С. 165.

[11] Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Указ. соч. – С. 168.

[12] Там же. – С. 169.

[13] Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Указ. соч. – С. 169.

[14] Никитин П.В. К истории драматических состязаний в Афинах. – СПб, 1992. – С. 111.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1738
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba