Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Сб, 18.05.2024, 16:36
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Курсовая [ Добавить материал ]

Выход русских первопроходцев к Ледовитому и Тихому океанам
Контрольная | 12.08.2014, 19:55

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
I. Выход русских первопроходцев к Тихому океану……………………….4
II. Выход первых землепроходцев к Ледовитому океану………………….7
          Заключение…………………………………………………………………….9
         Список использованной литературы………………………………………..10

 

 

Введение

Землепроходцы в Русском государстве XVI-XVII веков, в результате походов в Сибирь и на Дальний Восток, сделали очень значимые географические открытия как на территории Сибири, Дальнего Востока, так и в Северно-Ледовитом и Тихом океанах. 
В большинстве это были служилые люди (казаки), купцы и «промышленные люди» (занимавшиеся промыслами, преимущественно пушными). Многие землепроходцы являлись одновременно и мореходами, путешествовали не только по суше и рекам, но и по морям (близ берегов). 
Исторические сведения о первых русских исследователях Тихого океана и дальневосточных морей России относятся к XVI-XVII векам в связи с попытками наиболее смелых русских служивых людей найти возможность перехода морским путем из северо-восточной Сибири в Азию, огибая районы нынешней Колымы и Чукотки. Сухопутный переход к берегам Тихого океана через всю Сибирь в те времена был практически невыполним из-за совокупности различных факторов.
Наиболее существенными из них были непостижимо дальний путь через необъятные лесные пространства, горы и каменистые перевалы, непроходимые болота, болезни и голод. Этот путь пересекался великими сибирскими реками, которые манили плыть по течению на север, откуда путь на восток был возможен только через северные моря ледовитого океана. Не менее опасным было наличие на юге Сибири многочисленных воинственных племен, образовавшихся после распада Золотой Орды. 
На территории нынешнего Приморья уже в XVI веке властвовали воинственные манчжурские племена дауров, гогулей, и дючерей, которые сменили исчезнувшие в X-XI веках племена бохайцев, славившихся своей дерзостью и силой, и джурдженей, славившихся хитростью и мудростью. На северо-востоке оказывали сопротивление русским первопроходцам воинственные племена гольдов, гиляков, коряков и чукчей.
Изучение истории выхода первых землепроходцев к Ледовитому и Тихому океану всегда актуально, как изучение всей истории своего народа.
Цель работы – изучение истории выхода русских первопроходцев к Ледовитому и Тихому океанам.
Задачи работы:
1) изучить выход русских первопроходцев к Тихому океану;
2) рассмотреть выход первых землепроходцев к Ледовитому океану;

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

СКАЧАТЬ

                   I. Выход русских первопроходцев к Тихому океану

 

 

В конце XVI - начале XVII в. основным путем в Сибирь была дорога, открытая дружиной Ермака, из города Соликамска до верховьев Туры. Здесь в 1598 г. был основан город Верхотурье, сыгравший огромную роль в продвижении русского населения в Сибирь и на Дальний Восток. Между этими городами была проложена мощеная дорога. В Верхотурье был построен склад, из запасов которого снабжались хлебом служилые люди и отпускались семена первым крестьянам для заведения пашни. Сибирские пространства осваивались быстро: в 1586 г. была основана Тюмень, в 1587 г. - Тобольск, в 1604 г. - Томск, в 1619 г. - Енисейск. Одним из важнейших пунктов дальнейшего продвижения русских в Прибайкалье стал Енисейский острог. Отсюда начались походы на Лену, Ангару и к Байкалу. В 1627 г. ушел на реку Ангару Максим Перфильев с отрядом в 40 человек. Они достигли бурятских жилищ. В следующем году на Лену ходили многочисленные отряды Василия Бугра и Василия Хрипунова. В 1631 г. казаки-первопроходцы основали Братский и Усть-Кутский остроги. Осенью 1632 г. отряд сотника Петра Бекетова основал на правом берегу реки Лены Ленский острог. В челобитной он писал, что весной, после ледохода, пришел с людьми в Якутскую землю и острог поставили. "А преж... меня на великой реке Лене... острогу никто нигде на Лене... не стонавливал...". В 1640 г. в острог прибыли воеводы Петр Головин и Матвей Глебов с целью создать Якутское воеводство. В 1643 г. острог был перенесен на более высокое и удобное место в 70 км от прежнего и стал именоваться Якутским. Он стал административным центром края. Отсюда началось продвижение русских людей к Ледовитому и Тихому океанам.

Достоверные сведения о первых русских землепроходцах, достигших нынешние дальневосточные моря России, относятся к первой половине XVII века. В 1639 году казачий атаман Дмитрий Копылов построил зимовье на реке Алдан, притоке реки Лены, откуда отправил отряд казаков во главе с Иваном Юрьевым Москвитиным "на большое море-окиян по тунгусскому языку на Ламу". Москвитин прошел вверх по реке Мая, перевалил через хребет Джугджур в верховье реки Улья и по ней спустился к берегу нынешнего Охотского моря. Иван Москвитин и его товарищи были первыми русскими людьми, достигшими Великого или Тихого океана сухопутным путем через непроходимые даже сегодня районы северо-востока России[1].

В июле 1643 года воевода Петр Головин отправил из Ленского острога письменного голову (чиновника) Василия Пояркова в поход для "прииска вновь неясашных людей" и сбора географических сведений о новых территориях. Отряд Пояркова достиг реки Амур и по ней спустился в Охотское море только летом 1645 года, испытав лишения и вооруженное противостояние многочисленных манчжурских племен – дауров и гогулей на Зее, дючерей на Амуре, гольдов и гиляков на Сунгари, В 1646 году берега Охотского моря достиг отряд казака Семена Шелковникова, который прошел путь от Якутска, ведомый проводником тунгусским князем Чюной. В марте 1650 года казачий десятник Михаил Стадухин отправился в путь с реки Колымы и за 10 лет почти непрерывных походов обошел всю северо-восточную Сибирь, пройдя по морю и по суше расстояние в несколько тысяч километров. Стадухин открыл острова в Пенжинском заливе и достиг Камчатки[2].

В 1648 году отряд казаков под руководством Семена Дежнева вместе с целовальником Федором Алексеевым, выйдя из устья реки Колымы в Северный ледовитый океан, обогнули на кочах Чукотский полуостров и вышли в Тихий океан, доказав тем самым существование пролива, отделяющего Азию от Америки.

Все эти сведения заинтересовали анадырского приказчика Владимира Атласова. На личные средства, взятые в долг под проценты, он организует экспедицию на Камчатку и вместе с Атласовым в поход на Камчатку опять пошел и Лука Морозко.

С реки Голыгиной Атласов видел и Курильские острова. Атласов сообщал, что против первой курильской реки на море он видел острова. Местное население сообщило ему, что на тех островах люди живут.

Походы В. Атласова и Л. Морозко (1696-1699 гг.) имели большое практическое значение. Они открыли и присоединили Камчатку к Русскому государству, положили начало ее освоению. Уже тогда Петр I понимал значение для России Камчатки и уделял большое внимание заселению и превращению Камчатки в главную базу русского флота на Тихом океане.

Геннадий Иванович Невельской (1813-1876 гг.) был одним из образованнейших офицеров своего времени. После окончания кадетского морского корпуса и офицерских классов он много плавал в Балтийском, Северном и Средиземном морях, в совершенстве изучил морское дело. Ему принадлежит большая заслуга в деле освоения богатейшего Приморского края, начатого Поярковым и Хабаровым и другими землепроходцами.

Сократив переход на два месяца, Невельской летом 1849 г. подошел на «Байкале» к Амурскому лиману. Он обследовал северо-восточный берег Сахалина, обогнул его северную оконечность и пошел вдоль западного берега Сахалина к югу. Во время плавания им был открыт судоходный пролив (ныне пролив Невельского), отделяющий остров от материка. Таким образом, Невельской подтвердил островное положение Сахалина[3].

Практическое значение исследований, проведенных участниками Амурской экспедиции, проявилось уже во время Крымской войны 1853-1856 гг. Для обороны Камчатки, Приамурья по Амуру было доставлено значительное число войск.

Вслед за присоединением к России Камчатки русские люди продвинулись и на ближайшие острова Тихого океана, и в первую очередь на Курилы.

В августе 1711 г. на Курильские острова отправились казацкий атаман Д.Я. Анциферов и есаул И.П. Козыревский с командой из 33 человек. Их экспедиция положила начало изучению Курильских островов.

Только через 80 лет после Дежнева в 1728 году проливом между Азии Америкой прошли суда русской экспедиции Витуса Беринга, и в дальнейшем в 1778 году по предложению Джеймса Кука пролив был назван именем Беринга.

А еще через 120 лет после этого в 1898 году крайний восточный мыс Азии был назван именем Дежнева по предложению Русского географического общества. Сообщение об открытии Семеном Дежневым пролива между Азией и Америкой (Берингов пролив) было опубликовано только через 110 лет в 1758 году. Семен Дежнев служил в Сибири до 1670 года, был произведен в казачьи атаманы и умер в Москве в 1673 году.

В августе 1689 года власть на Руси перешла к семнадцатилетнему Петру I, который провел ряд крупных преобразований в области экономики, военного дела, государственного устройства и культуры страны. Первые океанографические исследования русских владений на Тихом океане были произведены морскими экспедициями уже в начале царствования Петра I.

В начале 1697 года казачий пятидесятник из Анадырского острога Владимир Атласов, посланный с отрядом служивых и промышленных людей собирать ясак с коряков, достиг полуострова Камчатки по суше и далее вышел на берег Охотского моря. Царь Петр I высоко оценил значение похода Владимира Атласова и приказал организовать плавание русского судна на Камчатку Охотским морем, которое состоялось в 1713 году. К этому времени уже в 1711 году казацким атаманом Данилой Анциферовым и есаулом Иваном Козыревским, которые были посланы на Камчатку для разведывания пути из Камчатки в Японию, были открыты Курильские острова[4].

В 1719 году состоялась морская экспедиция геодезистов И.М.Евреинова и

Ф.Ф.Лужина на полуостров Камчатка и Курильские острова с целью исследования Курильских островов и поиска ближайших к Камчатке берегов Америки.

По результатам их плавания были составлены карты Камчатки, Курильских островов, а также каталог координат городов и отдельных пунктов Сибири, Камчатки и Курильских островов. Фактически это была первая целенаправленная научная морская экспедиция, имеющая огромное практическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

           II. Выход первых землепроходцев к Ледовитому океану

 

В декабре 1724 года Петр I подписал указ об организации 1-ой Камчатской экспедиции, которая состоялась под руководством датчанина на русской службе командора Витуса И.Беринга и лейтенанта А.И. Чирикова. Экспедиция длилась около пяти лет с января 1725 года до марта 1930 года. Общая численность участников экспедиции на начальном этапе была около четырехсот человек. Она преодолела протяженный путь из Петербурга в Тобольск и далее по суше достигла Охотского побережья. Только летом 1728 года был построен бот "Св. Гавриил", на котором была начата морская часть экспедиции. В этой экспедиции были составлены детальные карты восточных берегов Сибири, полуострова Камчатка, островов Ратманова и Святого Лаврентия. При этом 13-го августа 1728 года был официально открыт Берингов пролив, разделяющий северо-восточную Азию и Америку[5].

В апреле 1732 года императрицей Анной Иоанновной был подписан указ об организации и проведении 2-ой Камчатской экспедиции под руководством командора В.И.Беринга и капитана А.И. Чирикова. Экспедиция состояла из сухопутных отрядов, которые детально исследовали побережье Северного Ледовитого океана, и экипажей нескольких вновь построенных судов, из которых наиболее крупными были "Св. Петр" и "Св. Павел".

Экспедиция началась в 1733 году и длилась более 10 лет, получив в дальнейшем название Великой Северной экспедиции. В результате была произведена подробная опись побережья Северного Ледовитого океана, северо-западных берегов Северной Америки, Камчатки, Курильских островов, северного побережья Японии и побережья Охотского моря. В итоге были созданы географические карты, которые впервые показали действительные очертания северо-восточных берегов Азии.

В сентябре 1740 года во время захода в Авачинскую губу судов "Св. Петр" и "Св.Павел" был заложен порт, который в дальнейшем получил название Петропавловск. Во время этой экспедиции 8 декабря 1742 года скончался командор Витус Беринг. Это произошло на необитаемом острове, на берег которого сильным штормом было выброшено судно "Св. Петр", которым командовал Беринг. Этот остров был назван именем Беринга.

Кроме командора Витуса Беринга и капитана А.И. Чирикова в Великой Северной экспедиции в 1733-1743 годах участвовали морские лейтенанты С.Г.Малыгин, Д.Л.Овцын, В.В.Прончищев, П.Лассиниус, Ч.П.Лаптев, Д.Я.Лаптев, а также штурманы С.И.Челюскин, И.Елагин, М.Петров, Ф.А.Минин, Д.В.Стерлегов. Их отряды выполнили огромную работу по картографии побережья Северного Ледовитого океана, детальной съемке многих впадающих в океан рек. Были определены астрономические координаты наиболее важных пунктов на севере Европейской части России, Азии и Америки, проведены метеорологические наблюдения, геологические и этнографические исследования. По результатам этих исследований были составлены первые географические и навигационные карты восточного побережья Северного Ледовитого океана и нынешних дальневосточных морей Тихого океана[6].

Опираясь на результаты первых северных экспедиций Российской Академии наук М.В. Ломоносов выдвинул и обосновал идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Ф.П. Врангель и Ф.Ф. Матюшкин. В 1820—1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре не имевших ранее аналогов похода по дрейфующим льдам.

Еще с 1877 периодически осуществлялись Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно. Ими перевезено всего 55 тысяч тонн различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов.

В 1899 г. по инициативе адмирала С.О. Макарова в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Заключение

 

 

Таким образом, трудами русских полярных мореходов было:

—  установлено наличие и определена фактическая протяженность сквозного Пути из Атлантического в Тихий океан;

— доказано, что американский и азиатский континенты не соединяются между собой;

— опровергнуты беспочвенные представления о непроходимости ледовитых морей для судов;

—  открыт пролив, ведущий из Северного Ледовитого океана в Тихий.

И. Ю. Москвитин, возглавлявший отряд казаков, в 1639 г. первым из русских (европейцев) достиг Охотского моря. Он открыл его побережье и Сахалинский залив. Отряд под руководством В. Д. Пояркова в 1643 — 1646 гг. проник в бассейн Амура, открыв среднее и нижнее течение этой реки до устья. Им были также собраны ценнейшие сведения о природе и населении Приамурья. Научные изыскания в Приамурье были продолжены экспедициями 1649—1653 гг. Е.П.Хабарова, который «составил чертеж реке Амуру». Е. П. Хабаров в 30-е гг. исследовал бассейн реки Лены. Первые сведения о Камчатке и Курильских островах были получены в конце XVII в. благодаря изысканиям сибирского казака, земле­проходца В.В.Атласова, совершившего в 1697 — 1699 гг. походы по Камчатке.

 XVII в. был прославлен также именами таких русских землепроходцев, как Иван Юрьевич Москвитин, Василий Данилович Поярков, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и др. Благодаря их отваге и мужеству были открыты и исследованы огромные территории Восточной и Северо-Восточной Азии.

Ими были созданы предпосылки для достоверных и обоснованных представлений о Севере.

Трудно перечислить всех мореходов, причастных к географическим открытиям на севере Сибири. К тем, о которых мы рассказали, можно с полным правом причислить Ивана Ерастова, Елисея Бузу, Андрея Горелова, Василия Бурлака, Федора Чижичева, Юрия Селиверстова и многих других. Проведенное землепроходцами и мореходами в небывало короткие сроки — около 30 лет — обследование огромной территории от Енисея до устья Анадыря было своего рода рекордом даже для эпохи Великих географических открытий.

Лишь сто лет спустя курсами первых полярных мореходов прошли научные отряды Великой Северной экспедиции. Это был уже новый, очередной этап изучения Северного морского пути, ставшего в наши дни национальной транспортной магистралью Советского Союза.

 

 

 

 

 

 

 

                                  Список использованной литературы

 

1. Берг Л.С. Очерки по истории русских географических открытий. – М. – А., 1946.

2. История с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Пресс, 2008.

3. Кузнецова Ф.С. Походы за «заморские реки».// Ф. С. Кузнецова. История Сибири. – Новосибирск, 2000.

4. Курс истории России с древнейших времён до начала XXI века: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Арсланова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2009.

5. Никитин Н.И. Русские землепроходцы. - М.: ИНФРА-М, 2008.

6. Орлов А.С. История России с древнейших времён до наших дней. - М.: Владос,  2009.

 

[1] История с древнейших времён до 1861 года / Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Пресс, 2008. – С. 113.

[2] Курс истории России с древнейших времён до начала XXI века: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Арсланова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2009.

[3] Никитин Н.И. Русские землепроходцы. - М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 54.

 

[4] Орлов А.С. История России с древнейших времён до наших дней. - М.: Владос,  2009. – С. 267.

 

[5] Берг Л.С. Очерки по истории русских географических открытий. – М. – А., 1946. – С. 112.

 

[6] Кузнецова Ф.С. Походы за «заморские реки».// Ф. С. Кузнецова. История Сибири. – Новосибирск, 2000. – С. 132.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1137
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba