СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
основанные на разделенной (долевой) собственности (товарищества, акционерные общества закрытого типа, сельскохозяйственные кооперативы, коллективно-долевые хозяйства).
Таких предприятий насчитывается около 44%. Мелкотоварные предприятия, основанные на частной собственности, представлены на рынке зерна крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Выбор тех или иных форм собственности и хозяйствования во многом обусловлен региональными условиями. Если ранее уделялось большое внимание развитию фермерских хозяйств, то в настоящее время процесс организации фермерских хозяйств замедлился из-за слабой финансовой поддержки и материально-технической базы, и часть фермеров отказалась от выделенных участков.
Последние десять лет идет устойчивый процесс восстановления национального агропромышленного производства. Благодаря последовательной государственной аграрной политике, активной бюджетной поддержке развития аграрного сектора активизировались процессы привлечения в сельское хозяйство частных инвестиций. Позитивное влияние на эти процессы оказало осуществление приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, система антикризисных мер, которые формируют предпосылки создания «инвестиционной платформы» развития производства и дальнейшего устойчивого развития аграрной сферы.
Россия демонстрирует устойчивый рост посевных площадей и объемов производства зерна, снижается зависимость производства от природно-климатических условий. Отмечается явная тенденция к увеличению урожайности зерновых культур, что указывает на происходящие глубокие процессы перехода на новые технологии производства и управления в сельском хозяйстве.
Российская Федерация из крупнейшего в прошлом импортера за последние годы стала одним из ведущих экспортеров зерна, и во многом благодаря поставкам российской пшеницы в ряде стран была обеспечена продовольственная стабильность, и снята острота продовольственного кризиса.
Наша страна, обладая значительным потенциалом для роста посевных площадей и существенными водными ресурсами, способна в кратчайшие сроки нарастить объемы производства и экспорта зерна до 120-125 и 30-40 млн тонн в год соответственно. Вместе с тем потенциал отечественного зернового производства реализован далеко не полностью - нынешняя доля России в мировом производстве зерна составляет около 5%, при этом на ее долю приходится 9% текущих посевов, в то время как ресурс России по посевным площадям оценивается не менее чем в 14%. Перспективы использования этого потенциала определяются конкурентоспособностью зерна и продуктов его переработки. Повышение внутренней и внешней конкурентоспособности требует снижения издержек (по всей цепочке от производства до реализации) и повышения качества продукции агропродовольственного комплекса при поддержании уровня рентабельности, обеспечивающем инвестиции для расширенного производства.
Необходимо признать, что длительное время отрасль характеризовалась низкими темпами структурно-технологической модернизации и обновления основных производственных фондов, особенно в сфере хранения и переработки зерна. Нарастает дефицит квалифицированных кадров, способных эффективно внедрять новые технологические решения.
В результате широкого использования упрощенных технологий возделывания почвы, пассивности в сфере внедрения инновационных технологий производства, переработки и использования зерновых ресурсов, несбалансированной структуры посевных площадей сохраняется существенный разрыв в урожайности по сравнению со странами с развитым аграрным сектором, далеко не всегда обеспечивается высокое качество производимого зерна, что не позволяет получать зернопроизводителям дополнительную премию за качество и повысить уровень своих доходов.
Дополнительным фактором, сдерживающим расширение производства зерна, является недостаточно эффективное государственное регулирование, в частности, сложившаяся уравнительная система доступа сельхозпроизводителей к средствам бюджетной поддержки, которая не увязана с требованиями расширения посевных площадей и роста урожайности.
Важнейшим фактором развития рынка зерна в последние годы стал его экспорт. Вместе с тем экспорт сталкивается с рядом инфраструктурных ограничений, например, отсутствие перевалочных мощностей на Дальнем Востоке резко ограничивает доступ на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, усиление административных и технических барьеров не только со стороны стран импортеров, но и со стороны национальных надзорных органов, чрезвычайно высокий уровнь трансакционных издержек, что является следствием неразвитости конкурентной среды в сфере оказания услуг компаниям-экспортерам.
В настоящее время эксперты отмечают усиление позиций России как экспортера зерна, а значит, все большую зависимость от процессов, происходящих на мировом рынке. В целом в последние годы на мировом рынке имеет место тенденция к росту цен на пшеницу в связи с увеличением спроса на зерно со стороны развивающихся стран на продовольственные, и в особенности, фуражные цели на фоне роста численности населения и доходов. В то же время, влияние внутренних потребителей на ситуацию постоянно уменьшалось из-за постоянного снижения производства и потребления муки и невысокого потенциала роста потребления на фуражные цели.
Все это привело к тому, что уровень экспортных цен на российское зерно подошел вплотную к ценам у основных стран экспортеров
Текущий финансовый кризис, по оценке экспертов, окажет значительное влияние на российский рынок зерна. На рынке готовой продукции многие производители из-за того, что рост производственных издержек превысил рост цен на готовую продукцию, оказались в крайне тяжелом положении. Финансовый кризис усугубил ситуацию и поставил ряд предприятий на грань банкротства. В ближайшее время высока вероятность слияний и поглощений. Зерноторговые компании и переработчики зерна будут испытывать дефицит ликвидности. В результате, торговые компании станут распродавать остатки, а дефицит оборотных средств у переработчики сократит платежеспособный спрос. Эти два фактора предопределят падение цен на зерно. В дальнейшем, сокращение финансирования у производителей зерна, вероятнее всего, заставит их уменьшить инвестиции в выращивание зерна в 2009 г. по сравнению с 2008 г., что автоматически приведет к сокращению предложения и, как следствие, росту цен.
В то же время, эксперты отмечают, что «мировой спрос и предложение зерна остаются сбалансированными и основными факторами повышения мировых цен стали непрогнозируемые неурожаи в некоторых основных странах-экспортерах зерна, за которыми последовали соответствующие меры на национальном уровне и спекулятивные действия».
2. Спрос и предложение на рынке зерна
Размер посевных площадей в России в 2005-2009 гг. колебался в диапазоне от 23,59 до 26,63 млн. га. Объем валового сбора пшеницы достиг минимального значения – 44,9 млн. т – в 2006 г, а максимального – 63,8 млн. т – в 2008 г. Среднегодовой объем производства пшеницы в период с 2005 по 2009 гг. составил 50,6 млн. т. В 2014 г.г производство пшеницы по сравнению с 2009 г вырастет на 0,9% с 49,8 до 50,24 млн. т.
В 2009 г предложение пшеницы в стране снизилось на 6,7% и составило 81,2 млн. т. В 2010-2011 гг., по нашим прогнозам, предложение пшеницы снизится до 74 млн. т и стабилизируется на этом уровне.
В 2005-2009 гг. динамика продаж пшеницы в России колебалась. Минимальное значение натурального объема продаж – 23,7 млн. т – было достигнуто в 2006 г, а максимальное – 29,3 млн. т – в 2008 г. В ближайшем будущем продажи пшеницы в России будут медленно расти и к 2014 г достигнут 30 млн. т.
Из общего объема зерна, собранного в стране, лидирующие позиции занимают регионы Южного ФО, в которых намолочено 23,9 млн. тонн зерна и Приволжского - 22,3 млн. тонн.
По данным Минсельхоза, по сравнению с прошлым годом производство зерна возросло в Центральном на 8,1% к уровню 2008 г., Приволжском - на 6,8%, Сибирском - на 25,2%, Дальневосточном - на 29,5% и Северо-Западном - на 13,2% федеральных округах.
По отдельным видам зерновых в сезоне 2009/2010 получены следующие показатели.
Производство пшеницы составило 48,1 млн. тонн, при внутреннем потреблении 38,4 млн. тонн (таблица 1).
Таблица 1
Баланс производства и потребления пшеницы
2007/2008 2008/2009 2009/2010
Площадь уборки, тыс. га 25400 23700 24500
Запасы на начало периода 3891 3809 2380
Производство, тыс. т 47700 44900 48100
Импорт за МГ, тыс. т 1282 861 1100
Экспорт за МГ, тыс. т 10664 10790 11000
Внутреннее потребление, всего, тыс. т 38400 36400 38400
в том числе на кормовые цели 14900 14100 15000
Конечные запасы, тыс. т 3809 2380 2180
Производство ячменя составило 16,4 млн. тонн, при внутреннем потреблении 16,2 млн. тонн (таблица 2).
Таблица 2
Баланс производства и потребления ячменя
2007/2008 2008/2009 2009/2010
Площадь пашни, тыс. га 9150 10000 9800
Запасы на начало периода 2110 873 1173
Производство, тыс. т 15800 18100 16400
Импорт за МГ, тыс. т 189 200 200
Экспорт за МГ, тыс. т 1726 1600 900
Внутреннее потребление, всего, тыс. т 15500 16400 16200
в том числе на кормовые цели 10900 11800 11700
Конечные запасы, тыс. т 873 1173 673
Производство кукурузы составило 3,7 млн. тонн, при внутреннем потреблении 3,85 млн. тонн (таблица 3).
По данным ИКАР, в 2009 г. на зерновом рынке России на десять крупнейших компаний приходилось 24% от работающих отраслевых активов. Последние три года были ознаменованы тем, что резко активизировался процесс скупки элеваторов международными транснациональными компаниями с целью усиления своих позиций в экспорте зерна из России. В составе 10-ти крупнейших холдингов, владеющих мощностями по хранению, доля иностранных компаний составляет 23%.
Таблица 3
Баланс производства и потребления кукурузы
2007/2008 2009/2009 2009/2010
Площадь пашни, тыс. га 850 1000 1400
Запасы на начало периода 241 144 194
Производство, тыс. т 3200 3600 3700
Импорт за МГ, тыс. т 306 150 200
Экспорт за МГ, тыс. т 53 100 100
Внутреннее потребление, всего, тыс. т 3550 3600 3850
в том числе на кормовые цели 3000 3100 3250
Конечные запасы, тыс. т 144 194 144
Доля десяти ведущих компаний по концентрации капитала в экспорте зерна с сезона 2002/03 по 2006/07 возросла с 50 до 70%. Лидирующие позиции занимают российские подразделения транснациональных компаний, таких как Международная зерновая компания (Glencore), Bunge, Cargill, Louis Dreyfus, W.J Grain, Nidera. Среди российских компаний значительные объемы экспортировали Югтранзит, Росинтерагросервис, Агрико, Разгуляй, Юг Руси, Астон (таблицы 4 и 5).
Таблица 4
Доли крупнейших экспортеров пшеницы на российском рынке
Экспортер тыс. т доля
ООО "МЗК" 1 635 15.31%
Югтранзитсервис 1 073 10.05%
ООО "Росинтерагросервис" 1 019 9.54%
Группа "Агромаркет" 861 8.06%
Дрейфус 598 5.60%
ООО "Каргилл ЮГ" 524 4.90%
Группа "Юг Руси" 520 4.87%
Бунге 505 4.73%
Группа "Астон" 309 2.89%
Интерагроэкспорт 298 2.79%
Прочие 3 338 31.25%
Всего: 10 680 100.00%
Таблица 5
Доли крупнейших экспортеров ячменя на российском рынке
Экспортер тыс. т доля
ООО "МЗК" 409 27.24%
Группа "Юг Руси" 145 9.64%
Югтранзитсервис 118 7.85%
Группа "Агромаркет" 114 7.56%
ООО "Росинтерагросервис" 109 7.24%
Каргилл 74 4.94%
Бунге 73 4.83%
"Южная Сырьевая Комп." 73 4.83%
Суффле 65 4.34%
Группа "Астон" 61 4.07%
Прочие 262 17.47%
Всего: 1 501 100.00%
С обострением конкуренции среди российских фирм лидирующие позиции занимают компании, владеющие сетью линейных и портовыми элеваторами на юге России, автотранспортными колонами, имеющие представительства за рубежом, т.е. способные контролировать всю цепочку прохождения зерна: от линейного элеватора до страны назначения.
Россия входит пятерку крупнейших поставщиков зерна на мировой рынок. В большей степени это касается условно-продовольственной пшеницы 4 класса и фуражной пшеницы, которая в том числе подмешивается в экспортные партии с пшеницей 4 кл.
Россия более конкурентоспособна по цене за счет низкой себестоимости (в частности, меньших затрат на ГСМ, средства защиты растений, оплату труда, аренду земли). Пшеница 4 класса на мировом рынке находится в нише, где представлена французская мукомольная пшеница и мягкая американская пшеница, однако имеет более высокий протеин, что является одной из основных качественных характеристик зерна.
Экспорт зерна с июля по сентябрь 2009 года составил 4,8 млн. т. По оценкам РЗС, в октябре Россия экспортировала 2,5 млн. т зерна, по оценкам МСХ РФ -2,3 млн. т.
По предварительным данным, экспорт пшеницы в 2009/10 году составил 10,68 млн. т (в прошлом сезоне - 10,2 млн. т), экспорта ячменя - 1,5 млн. т. (прошлый сезон - 1,72 млн. т). Таким образом, экспорт пшеницы в 2009/10 году превысил показатели прошлого сезона, несмотря на снижение производства пшеницы на 2,7 млн. т. Это, прежде всего, связано с благоприятной для экспорта мировой конъюнктурой - ростом цен на мировом рынке во второй половине сезона.
Объем вывоза ячменя с июля по октябрь 2009г оценивается в 750 тыс. т. Из-за недостаточных ресурсов на внутреннем рынке и 30%-ной экспортной пошлины в оставшиеся до конца сезона месяцы экспорт ячменя будет малоактивен.
Что касается импорта, то всего за период июль 2009-июнь 2010, по предварительной оценке, ввезено 1540 тыс. т зерна (без учета муки). В прошлом сезоне за тот же период - 2020 тыс. т, в позапрошлом сезоне за тот же период - 2264 тыс. т. За 12 месяцев сезона (июль-июнь) импорт пшеницы составил по предварительным данным 788 тыс. т, 99% - из Казахстана. В прошлом сезоне было ввезено 1,155 млн. т пшеницы, в позапрошлом - 1,037 млн т.
3. Государственное регулирование рынка зерна в России
Российский зерновой рынок в значительной степени подвергается государственному регулированию.
Наиболее значимыми условиями воздействия государства на рассматриваемый рынок является поддержка сельскохозяйственных производителей, закупки зерна для государственных нужд, формирование рыночных земельных отношений.
Степень государственного воздействия на рынок через систему закупок такова, что снижает положительные эффекты от гарантированных объемов и цен закупок, которые являются основными стимулами для поставщиков в рыночной системе.
Зависимость закупок для государственных нужд от исполнения обязательств по кредиту, а не от стимулов товарного рынка, обусловливает неэффективное расходование ресурсов на контролирующие функции и ограничение хозяйственной самостоятельности субъектов рынка, в том числе и государственного заказчика, за счет усиления административного вмешательства.
Для развития конкурентных отношений принципиальное значение имеет соблюдение сущности преобразования земельных отношений, прежде всего соблюдение прав собственников земельных долей и имущественных паев. Наметившиеся процессы объединения дольщиков столкнулось с преградами, которые чинят им руководители предприятий при выделении земельных паев. При выделении в самостоятельное хозяйствование дольщика наделяют, как правило, залежными или неорошаемыми (неосушенными) землями, которые требуют значительных материальных затрат для включения их в севооборот. Этот административный барьер для кооперации дольщиков препятствует интеграции собственников и эффективному хозяйствованию.
Системная проблема зернового рынка состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности отечественного зерна и продуктов его переработки возможности развития зерновой отрасли будут недостаточны для полного использования агроклиматического потенциала страны, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства.
Следовательно, аграрная политика, деятельность бизнес-сообщества должны быть направлены на преодоление этих тенденций и формирование развитых агропродовольственных рынков, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня продовольственной безопасности. Роль государства в решении данной системной проблемы определяется объективной необходимостью дальнейшего развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, смягчения негативных социально-экономических последствий текущего функционирования «незрелых» рынков, а также рационализации и оптимизации режимов природопользования. Государство должно обеспечить:
- формирование эффективной конкурентной среды;
- поддержание конъюнктуры зернового рынка, обеспечивающей устойчивую мотивацию производителей к росту масштабов и повышению эффективности хозяйственной деятельности;
- благоприятные условия доступа всех субъектов зернового бизнеса на рынки финансовых, материально- технических, трудовых, инновационных ресурсов.
Решение этих задач невозможно без постоянного и конструктивного диалога между властью и агробизнесом в лице Российского Зернового Союза, который представляет все группы участников зернового бизнеса и, в первую очередь, производителей зерна.
В этой ситуации миссией Российского Зернового Союза является:
Развитие и обеспечение стимулов для эффективного производства конкурентоспособных зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации, как материальной основы обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе, формирование благоприятной экономической среды и развитие конкуренции, повышение прозрачности и прогнозируемости рынка зерна и продуктов его переработки, обеспечение продовольственной безопасности страны и усиление позиций России на мировом агропродовольственном рынке.
Исходя из вышесказанного целевыми индикаторами состояния производства и рынка зерна России на среднесрочную перспективу являются:
- посевные площади под зерновыми культурами – не менее 50 млн. га;
- доля посевных площадей, на которых продукция производится по инновационным ресурсосберегающим технологиям – не менее 75%;
- урожайность зерновых культур (без кукурузы) – не менее 30 ц/га;
- среднегодовой валовой сбор зерна – 145-155 млн. тонн;
- реализация зерна хозяйствами всех категорий – не менее 75% от валового производства;
- объем залоговых операций с зерном – 15-30 млн. тонн (в зависимости от конъюнктуры рынка и потребности производителей в кредитных ресурсах);
- создание мощностей для глубокой переработки 15-20 млн. тонн зерна в год;
- экспорт зерна – 40-60 млн. тонн;
- экспорт муки и других продуктов переработки зерна (в пересчете на зерно) – не менее 4 млн. тонн.
Основными условиями достижения прогнозируемых показателей рынка зерна и продуктов его переработки являются:
- формирование инвестиционной платформы агропродовольственного сектора в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы;
- завершение формирования законодательной и нормативной правовой базы функционирования рынка зерна, включая принятие базовых для зернового рынка технических регламентов;
- создание условий для ускоренного перехода к современным технологиям производства и переработки зерна, внедрению достижений биотехнологии, введению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель и повышению урожайности зерновых культур;
- формирование субрегиональных производственных кластеров по производству зерна и продуктов его переработки, усиление, через рыночные механизмы, влияния государства на оптимизацию территориального размещения мощностей хранения и переработки зерна;
- реализация системы мер по повышению ликвидности зерна и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем рынках, включая государственную поддержку экспорта зерна, продуктов его переработки и продовольственных товаров;
- опережающее развитие рыночной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;
- оптимизация межотраслевых экономических отношений и тарифов на услуги естественных монополий, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в агропродовольственном секторе;
- поддержка внутреннего потребления, что требует закрепления нормы о приоритетности закупок отдельных видов отечественной продукции для государственных и муниципальных нужд, организации адресной продовольственной помощи малоимущим гражданам, реализации программ продовольственного обеспечения учреждений образовательной и социальной сфер, развития глубокой переработки зерна;
- снижение уровня административных и технических барьеров на рынке зерна и продуктов его переработки;
- обеспечение паритетных условий доступа отечественных агропродовольственных товаров на внешние рынки аналогичные уровню доступа импортного продовольствия на российский рынок.
Развитие законодательной и нормативно-правовой базы функционирования рынка зерна.
Динамичное развитие отрасли невозможно без полной и ясной нормативной правовой основы. В последние годы принят ряд законодательных актов, которые обеспечили создание благоприятных условий для развития аграрного сектора.
Однако до настоящего времени в ряде законов сохраняются явно устаревшие и неадекватные новым условиям хозяйствования и задачам развития агропродовольственного сектора нормы и положения, ограничивающие инициативу и возможности частных инвестиций в зерновую отрасль, в частности, требуется внесение изменений в Федеральные законы «О семеноводстве», «О карантине растений», «О мелиорации» и др. Не отменен Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», который содержит нормы, противоречащие Федеральным законам «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей» и ряду других.
Безусловно, на первом месте в области законодательного обеспечения аграрного производства стоит земельное законодательство. Сегодня сельскохозяйственные земли не имеют реальной цены складывающейся на рынке, сохраняется практика изъятия реальной стоимости земли из стоимости основных фондов производителей, ограничены возможности ипотеки земель сельхозназначения и привлечения долгосрочных инвестиций.
Требуется скорейшее завершение работ по формированию полноценной законодательной и нормативной правовой базы регулирования всего комплекса земельных отношений и оборота сельскохозяйственных земель. Явно недостаточно результативен контроль со стороны государства за рациональным использованием сельхозземель - должны быть установлены простые и ясные процедуры, предусматривающие жесткие меры ответственности за нецелевое, хищническое и бесхозяйственное использование земли, земельные спекуляции.
Из-за отсутствия ясного порядка исчисления и уплаты НДС в отношении сельхозпродукции, приобретаемой у плательщиков единого сельскохозяйственного налога, сельхозпроизводители вынуждены реализовывать свою продукции на 10% дешевле реальной рыночной цены, так как потребитель не может учесть у себя входящий НДС.
Существующий порядок закупок агропродовольственной продукции для государственных и муниципальных нужд ограничивает возможности сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства - необходимо законодательно закрепить преимущественное право на такие поставки для отечественных производителей. При этом одним из условий поставок для госнужд должно стать требование обязательного предъявления участником размещения заказа сертификата соответствия, удостоверяющего соответствие объекта (товара, работы, услуги) требованиям технических регламентов, что обеспечит поставки безопасной и качественной продукции.
В действующем законодательстве отсутствует понятие «агропромышленный комплекс», которое является базовым для анализа межотраслевых пропорций. Хотя в положении о Минсельхозе России указано, что оно «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса...», но в законодательстве такого объекта госрегулирования нет.
Аналогичная ситуация отмечается в отношении агрохолдингов, которые выступили как точки роста аграрного сектора, обеспечили санацию многих сельхозорганизаций, привнесли в сельское хозяйство новые технологии производства и управления, стали системообразующими звеньями аграрного сектора. Вместе с тем такое понятие как «агрохолдинг» не определено в российском законодательстве, что не позволяет им выступать в качестве субъекта бюджетной поддержки. Необходимо реализовать комплекс мер, стимулирующих создание и развитие крупных частных компаний, охватывающих всю цепочку движения сельскохозяйственных товаров и продуктов их переработки от производителя к потребителю, что предполагает отмену всех законодательных препятствий слиянию предприятий, работающих на агропродовольственном рынке, упрощенный механизм передачи разорившихся предприятий в хозяйственное ведение или собственность агрохолдингов, отмену налогов на средства новых владельцев предприятий, идущих на погашение долга приобретенного или полученного в хозяйственное ведение предприятия и перемещения капиталов внутри холдинга.
В институциональной сфере необходимо реформировать политику поддержки ЛПХ дополнив действующие кредитные продукты новыми, направленными на стимулирование преобразования наиболее эффективных ЛПХ в фермерские хозяйства (для того чтобы исключить конфликт экономических интересов для таких новых хозяйств на 5-10 лет необходимо сохранить режим налогообложения аналогичный для ЛПХ).
Требуется более рациональная налоговая политика в отношении инвестиций, полная отмена налогообложения средств, идущих на развитие производства, увеличение производственных мощностей, внедрение новых технологий и создание новых рабочих мест, предоставление налоговых каникул на период плановой окупаемости проекта для вновь создаваемых и производящих капитальную реконструкцию производственных мощностей предприятий.
Одним из вопросов, требующих законодательного разрешения, является оптимизация межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском хозяйстве. Диспаритет цен между промышленностью и сельском хозяйстве имеет объективную экономическую природу – уровень консолидации предприятий различных отраслей, скорость оборота капитала, продолжительность производственного цикла и т.п. Поэтому меры по смягчению его влияния являются одной из основных задач государства, однако современная политика в этом отношении носит характер единовременных акций по сглаживанию «горящих» проблем. В тоже время многие диспропорции закладываются собственно государственными решениями через систему льгот отраслям, производящим ресурсы для села (например, цена на газ для производства минудобрений, отнесение зерна к 2 тарифному классу при железнодорожных перевозках и т.п.).
Для создания механизма регулирования, который бы позволил при нарушении паритета цен на промышленную продукцию, услуги естественных монополий и сельскохозяйственную продукцию, автоматически включать механизмы компенсации, субсидирования, ограничения и т.п. необходимо разработать Федеральный закон «О регулировании межотраслевых пропорций в АПК».
Крайне важным является разработка и принятие закона «Об общих товарных зерновых складах» как основы формирования стройной системы их функционирования, позволяющей обеспечивать качественное хранение зерновых товаров, создания предпосылки для использования складских свидетельств на зерно, снижения рисков и расширение доступа участников рынка к кредитным ресурсам, создаст благоприятный инвестиционный климат, будет способствовать росту капитализации предприятий.
Заключение
Зерновое производство исторически является основой устойчивого функционирования национального агропродовольственного сектора, носит системообразующий характер для других отраслей экономики страны, определяет уровень продовольственной безопасности населения и служит своеобразным индикатором экономического благополучия государства.
Основными производителями пшеницы являются сельскохозяйственные предприятия. Среди зернопроизводителей преобладают предприятия, основанные на разделенной (долевой) собственности (товарищества, акционерные общества закрытого типа, сельскохозяйственные кооперативы, коллективно-долевые хозяйства). Мелкотоварные предприятия, основанные на частной собственности, представлены на рынке зерна крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Размер посевных площадей в России в 2005-2009 гг. колебался в диапазоне от 23,59 до 26,63 млн. га. Объем валового сбора пшеницы достиг минимального значения – 44,9 млн. т – в 2006 г, а максимального – 63,8 млн. т – в 2008 г. Среднегодовой объем производства пшеницы в период с 2005 по 2009 гг. составил 50,6 млн. т. В 2014 г.г производство пшеницы по сравнению с 2009 г вырастет на 0,9% с 49,8 до 50,24 млн. т.
В настоящее время Российская Федерация из крупнейшего в прошлом импортера за последние годы стала одним из ведущих экспортеров зерна, и во многом благодаря поставкам российской пшеницы в ряде стран была обеспечена продовольственная стабильность, и снята острота продовольственного кризиса.
Российский зерновой рынок в значительной степени подвергается государственному регулированию.
Наиболее значимыми условиями воздействия государства на рассматриваемый рынок является поддержка сельскохозяйственных производителей, закупки зерна для государственных нужд, формирование рыночных земельных отношений.
Вместе с тем потенциал отечественного зернового производства реализован далеко не полностью - нынешняя доля России в мировом производстве зерна составляет около 5%, при этом на ее долю приходится 9% текущих посевов, в то время как ресурс России по посевным площадям оценивается не менее чем в 14%.
Перспективы использования этого потенциала определяются конкурентоспособностью зерна и продуктов его переработки.
Список литературы
1. Виленский А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса на селе// Экономика и жизнь, 2007. - № 10. - С. 104 - 112.
2. Ломакин В.К Мировая экономика: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 727с.
3. Сильвестров С.Н. Мировое хозяйство: новые тенденции развития // Российский экономический журнал, № 8, 2007.
4. Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики, 2008. - №6. - С. 97 - 104.
5. Чечёткина О. В. Проблемы сельского хозяйства // Вопросы экономики, 2009. - №11. - С. 109 - 123.
6. http://www.apk-inform.com
7. http://www.zerno.ru
|