СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СКАЧАТЬ
ГЛАВА 1. СОСТАВ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
1.1. Объект и объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями
Ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предусматривается в главе 30 УК РФ (ст. 283-293 УК РФ). Данная группа преступлений с учётом особенностей их совершения, а также содержания объективных и субъективных признаков их составов значительно отличается от иных преступных посягательств и именуется в теории уголовного права должностными преступлениями.
В.А. Гончаров указывает на то, что закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства . Такого же мнения придерживаются и С.В. Векленко и В.Н. Борков .
Автор также обращает внимание на то, что в названии ст. 285 УК РФ говорится о злоупотреблении должностными полномочиями, а в её диспозиции – о злоупотреблении должностными лицами служебными полномочиями. В связи с этим некоторые авторы, например, Е.А. Нестеров , предлагают устранить это терминологическое различие и заменить в диспозиции слова «служебными полномочиями» на слова «должностными полномочиями» .
Б.В. Здравомыслов в учебнике «Уголовное право России», описывая объективную сторону злоупотребления должностными полномочиями, в примечании к данному параграфу пишет: введение в новом УК в текст статьи 285 признака «использование служебных полномочий» вместо признака «использование должностного положения» положило конец многолетним спорам специалистов об узкой и широкой трактовке понятия использования должностного положения. Закон однозначно решил эти споры в пользу узкого понимания данного признака анализируемого преступления. Обоснованно отказался новый закон и от двойного наименования этой статьи, исключив указание на злоупотребление властью, поскольку никаких принципиальных отличий между злоупотреблением властью или должностным положением нет» . В.А. Гончаров также на основе анализа понятий «служебные полномочия», «должностные полномочия» сделал вывод, что данные понятия представляются равнозначными .
С.В. Векленко и В.Н. Борков отмечают, что, если должностное лицо, совершившее действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, подлежит уголовной ответственности уже по ст. 286 УК РФ. Таким образом, для превышения должностными полномочиями законодатель определил материальную конструкцию состава .
УК РФ 1996 года с изменениями на 30 декабря 2008 года принципиально изменил и существовавшую в прежнем уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления. Следствием этого, как отмечает В.Т. Батычко, явилось появление в УК РФ 1996 года двух самостоятельных глав: «Преступления против интересов службы и коммерческих и иных организаций (глава 23) и «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (глава 30) .
В главу 30 УК РФ включены следующие преступления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ); нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ).
Так Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 318-ФЗ «О внесении изменений в уголовный кодекс РФ» внесены изменения в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ. В связи с внесенными дополнениями этот пункт звучит следующим образом: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации» .
Пункт 5 дополнительно включен в данное примечание с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ: «Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями настоящей главы, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации» .
Федеральным законом от 8 апреля 2008 года № 43-ФЗ внесены изменения в статьи 292, 293 УК РФ, а также введена новая статья «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации» .
А.И. Бастрыкин и А.В. Наумов под видовым объектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления («должностных преступлений») понимают «нормальное функционирование аппарата управления органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, а также авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления» .
Родовым объектом названных преступлений, по мнению Н.Г. Кидникова, является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления .
Первый (основной) непосредственный объект этой группы, как отмечают Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов, этой группы преступлений – «общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность конкретного органа государственной власти, конкретные интересы государственной службы и службы в конкретных органах местного самоуправления, направленные на защиту личности, общества и государства, а также их авторитет» .
Н.Г. Кидников непосредственным объектом данной группы преступлений называет общественные отношения, «обеспечивающие нормальное функционирование отдельных звеньев государственного аппарата, органов местного самоуправления» .
С.В. Векленко и В.Н. Борков отмечают, что непосредственным объектом данного преступления выступают отношения нормального функционирования органов власти или государственной службы, а также органов местного самоуправления .
П.П. Кругликов называет основной объект злоупотребления должностными полномочиями, характеризуя его, как нормальную деятельность «конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ» . Данное определение непосредственного или основного объекта злоупотребления должностными полномочиями по нашему мнению наиболее полно характеризует преступления данной группы. Непосредственный объект превышения должностных полномочий, в принципе, не отличается от объекта преступного злоупотребления должностными полномочиями.
Также следует признать справедливым то, на что указывают А.И. Бастрыкин и А.В. Наумов. Авторы отмечают, что в должностных преступлениях видовой объект совпадает с непосредственным основным объектом .
Следует отметить, что во многих должностных преступлениях непосредственным дополнительным объектом являются законные интересы граждан, организаций, общества и государства, которым всегда причиняется вред данным преступлением. В тоже время такие авторы, как С.В. Векленко, В.Н. Борков считают, что совершение посягательства, предусмотренного ст.ст. 285, 286 УК РФ, всегда связано с разрушительным воздействием на права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства, поэтому рассматривать эти интересы в качестве дополнительного объекта нельзя. Именно в обеспечении безопасности личности, соблюдения прав и свобод всех субъектов правоотношений состоит предназначение государственной власти. Поэтому о преступном посягательстве на интересы власти и службы можно говорить только в случае причинения существенного вреда личности, обществу, государству. Об этом свидетельствует диспозиция ч. 1 ст. 285 УК РФ .
В ряде квалифицирующих составов должностных преступлений факультативными объектами могут быть также собственность (ст. 286 УК РФ), здоровье и даже жизнь личности (ст.ст. 285 УК РФ, 286 УК РФ, 293 УК РФ).
Для некоторых преступлений обязательным признаком является предмет: документы (ст. 287, 292 УК РФ); имущество или выгоды имущественного характера (ст. 290, 291 УК РФ).
Злоупотребление должностными полномочиями является одним из наиболее распространенных должностных преступлений. Объективная сторона заключается в действиях вопреки интересам службы, а в отдельных случаях – в бездействии (например, попустительство совершению преступлений иными лицами) .
Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает:
-деяние в виде использования служебных полномочий вопреки интересам службы;
-общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов;
-причинную связь между использованием служебного положения и наступившими последствиями .
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) относится к материальному составу, преступными последствиями которого признаётся нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых интересов общества или государства либо причинение крупного ущерба. Обязательным признаком объективной стороны преступлений с материальным составом, как отмечает Н.Г. Кидников, является обязательное наличие причинной связи между действиями (бездействием) и наступлением указанных общественно опасных последствий .
Характерным признаком деяния, предусмотренного ст. 285 УК РФ, является использование должностным лицом своих служебных полномочий. Виновный действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям, но вопреки интересам службы по содержанию и направленности действий.
Чтобы установить злоупотребление должностными полномочиями, в каждом случае необходимо определить, какие именно полномочия и в каком объеме предоставлены данному должностному лицу. Для этого следует выяснить, какими законами и другими нормативными актами (приказы, инструкции, уставы) определён круг служебных полномочий должностного лица. Например, в определении по делу О, привлеченного к ответственности по ч. 1 ст. 285 УК РФ, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала: «Статья 285 УК ПФ предусматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление служебным положением, которое занимает должностное лицо в соответствующем государственном органе, органе местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях» .
Ни в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, ни в обвинительном заключении органы следствия не указали, злоупотребление какими правами и обязанностями допустил О. Не указывается об этом и в протесте. Поэтому суд правильно оправдал О., сославшись при этом на диспозицию ст. 285 УК РФ.
1.2. Субъект и субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями
Субъект злоупотребления должностными полномочиями, как подмечено В.А. Гончаровым, - специальный, т.е. физическое лицо, которое, кроме вменяемости и возраста уголовной ответственности, обладает иными дополнительными юридическими признаками, предусмотренными в уголовном законе. К таким юридическим признакам, прежде всего, следует относить специальные функции по характеру своей работы или занимаемой должности .
Понятие должностного лица является краеугольным камнем учения о должностных преступлениях. Учитывая значимые теоретические разработки, в настоящее время в примечании 1 под должностными лицами в статьях гл. 30 УК РФ понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Приведенное определение основано на трех критериях, образующих базовые признаки должностного лица: характере, месте и времени выполнения отмеченных функций.
В примечании 1 речь идёт о выполнении соответствующих функций в государственных и муниципальных учреждениях. Данное определение не следует путать с примечанием к ст. 2.4. КоАП России, где говорится о любых государственных и муниципальных организациях, например, государственном унитарном предприятии. Лицо, выполняющее управленческие функции в таком предприятии, считается субъектом преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ .
Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.
Действие статей главы 30 УК РФ согласно примечанию к ст. 285 УК РФ распространяется только на государственные учреждения, которые относятся к некоммерческим организациям, порядок их создания и деятельности регламентирован ст. 120 ГК РФ.
Итак, субъектом злоупотребления должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ является только должностное лицо, работающее в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах и других воинских формированиях РФ.
В.К. Дуюнов указывает на то, что к должностным лицам относятся две категории специальных субъектов:
а) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти;
б) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ» .
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» сказано: «Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)» .
Отличительной особенностью представителей власти является то, что они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от них в служебной зависимости, т.е. не подчинены им по службе. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)» .
К организационно-распорядительным относят функции, которые включают в себя руководство коллективом, участком работы, служебной или производственной деятельностью других работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и привлечение к ответственности и т.п.). Такие функции, в частности, осуществляют в пределах своих полномочий руководители министерств, ведомств, комитетов, департаментов, государственных учреждений, организаций их заместители, руководители различных структурных подразделений (начальники отделов, секторов, лабораторий, кафедр, их заместители и т.п.).
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п .
Согласно п. 5 примечания к ст. 285 УК РФ субъектами злоупотребления должностными полномочиями признаются также иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями 30 главы УК РФ, которые несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Все должностные лица, кроме специальных признаков, должны обладать и общими признаками субъекта: быть вменяемыми и достичь 16 лет. В отношении ряда должностей установлен повышенный возрастной ценз (например, на государственную должность назначаются лица не моложе 18 лет; судьёй, прокурором не могут стать лица моложе 25 лет).
Особенностью субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями наряду с умышленной формой вины является корыстная или иная личная заинтересованность при совершении этого преступления .
Умышленная форма вины характеризуется тем, что субъект должен осознавать, что использует служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения вреда законным интересам граждан, организаций, обществу или государству, и желать их наступлений либо, хотя и не желать, но сознательно допускать эти последствия или относиться к ним безразлично.
Уголовная ответственность законом предусмотрена только в случаях злоупотреблений должностными полномочиями, превышения должностных полномочий, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности. Эти признаки субъективной стороны преступления указывают и на форму вины. Корыстный мотив предполагает стремление получить материальную выгоду, деньги, материальные ценности либо желание освободиться от исполнения материальных обязательств. Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие путём запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности) . Если злоупотребление являлось способом хищения государственного или общественного имущества, содеянное должно рассматриваться как присвоение или растрата и квалифицироваться по ст. 160 УК РФ. Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, вызываться такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д .
Примечателен в связи с установлением личной заинтересованности должностного лица приговор районного суда г. Омска, по которому П. осужден по ст.ст.285 ч.1, 292, 69 ч. 2 УК РФ к 1 году лишения свободы с лишением права, занимать должности, связанные с выполнением функций представителя власти на 2 года. В соответствии со ст. 73 УК РФ наказание постановлено считать условным с испытательным сроком в 6 месяцев. П. признан виновным и осужден за то, что являясь участковым уполномоченным милиции УВД-1 ЦАО г. Омска, из личной заинтересованности злоупотребил своим служебным положением. Вопреки интересам службы, 29.01.2004 г. убедил потерпевшего от разбойного нападения Д. подписать составленное им и не соответствующее действительности объяснение, согласно которому Д. получил телесные повреждения в ходе обоюдной ссоры с неизвестным. 31.01.2004 г. П. уже на основании упомянутого объяснения и заявления Д. вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое является официальным документом, куда внес заведомо ложные сведения.
Кассационная инстанция приговор отменила, производство по делу прекратила в связи с отсутствием в действиях П. состава преступления. В обоснование принятого решения указала следующее. П. необоснованно осужден за преступление, предусмотренное ст. 292 УК РФ, поскольку составление им постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором неверно изложены фактические обстоятельства, является объективной стороной злоупотребления служебным положением и самостоятельного состава преступления не образует.
Не усматривает судебная коллегия в действиях осужденного и состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, так как уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ наступает лишь при условии, если эти действия совершаются из корыстной или иной личной заинтересованности. Каких-либо материальных или иных выгод неимущественного характера от своих действий по сокрытию преступления от учета П. не имел.
Совершение в данном конкретном случае на обслуживаемой территории уголовного преступления не может рассматриваться как негативный показатель в работе участкового уполномоченного милиции его руководством, поскольку оно не связано с основной обязанностью участкового уполномоченного по профилактике преступлений и правонарушений на участке, как, например, в случаях совершения бытовых преступлений. Более того, регистрация на участке нераскрытого преступления не может рассматриваться отрицательным показателем в работе участкового уполномоченного милиции, поскольку таким отрицательным показателем является неучастие участкового уполномоченного в работе по раскрытию преступления во взаимодействии с другими службами. В связи с отсутствием мотива, обязательного для состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, коллегия находит дело подлежащим прекращению, так как действия П. следовало квалифицировать как дисциплинарный проступок с привлечением к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу изложенного судебная коллегия по уголовным делам Омского областного суда приговор районного суда в отношении П. отменила, производство по делу прекратила в связи с отсутствием в действиях П. составов преступлений .
Таким образом, отсутствие мотива корыстной или иной личной заинтересованности исключает уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ.
Как отмечают С.В. Векленко, В.Н. Борков, «действительно, корыстный мотив характерен для специальных и расширенных видов превышения должностных полномочий. К ним можно отнести, например, такие очевидно корыстные преступления, как хищения с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 и ч. 3 ст. 160 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ), а также посягательства, применительно к которым корыстный мотив подразумевается: торговля людьми, совершенная лицом с использованием своего служебного полномочия (п «в» ч. 2 ст. 1271 УК РФ), организация занятия проституцией лицом с использованием своего служебного положения (п «в» ч. 2 ст. 241 УК РФ). Иной личный мотив может быть присущ вмешательству в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществления правосудия, совершенному лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 294 УК РФ)» .
Таким образом, обязательным субъективным признаком злоупотребления являются корыстная или иная личная заинтересованность. При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление. Ссылка на то, что должностное лицо в своём решении руководствовалось узковедомственными или ложно понимаемыми государственными или общественными интересами, не может считаться достаточной для обвинения в должностном злоупотреблении .
Исходя из выше изложенного, были сделаны следующие выводы:
1) под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать группу преступных деяний, посягающих на порядок осуществления государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемых должностными лицами в связи с занимаемым должностным положением, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами (ст. 291 УК РФ);
2) родовой объект преступных деяний, предусмотренных главой 30 УК РФ, - общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов публичной власти;
3) видовой объект – порядок осуществления государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
4) непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями являются различные стороны видового объекта, т.е. интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, либо иные элементы указанных видов службы;
5) злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) относится к материальному составу;
6) дополнительными объектами злоупотребления должностными полномочиями могут выступать здоровье, честь и достоинство личности, конституционные и иные права и свободы и другие интересы человека, общества и государства.
7) злоупотребление должностными полномочиями может быть совершено как действиями, так и бездействием;
8) субъект злоупотребления должностными полномочиями – специальный: должностное лицо, понятие которого даётся в примечании к главе 30 УК РФ. Это может быть представитель власти, который осуществляет свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Это лицо, выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ;
8) субъективная сторона преступлений по ст. 285 заключается в том, что эти деяние совершаются только умышленно и возможно с прямым и косвенным умыслом, так как должностное лицо, умышленно используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, не всегда желает причинения существенного вреда, очень часто относится к последствиям безразлично;
9) корыстная или иная личная заинтересованность – обязательные признаки субъективной стороны наряду с умышленной формой вины. Корыстный мотив предполагает стремление получить незаконную материальную выгоду, деньги, материальные ценности либо желание освободиться от исполнения материальных обязательств. Иная личная заинтересованность выражается в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера и вызывается такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность;
10) злоупотребление должностными полномочиями совершается как путём действия, так и бездействия;
11) виновный при злоупотреблении должностными полномочиями действует в пределах своих полномочий.
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
2.1. Характеристика объективных признаков превышения должностных полномочий
Превышение должностных полномочий законодатель определил в ст. 286 УК РФ, как «совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» (Ч. 1 ст. 286 УК РФ).
Состав превышения должностных полномочий материальный. Объективная сторона этого преступления включает: выполнение действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий; общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов; причинную связь между превышением должностных полномочий и наступившими общественно опасными последствиями.
Превышение должностных полномочий, как отмечает В.В. Мозяков, предполагает активную форму поведения . Это вытекает непосредственно из содержащегося в законе указания на совершение этого преступления путем действий, а также из самого понятия превышения, поскольку выйти за пределы предоставленных законом прав и полномочий путём бездействия невозможно.
С.В. Векленко и В.Н. Борков также отмечают, что в соответствии с. ч 1 ст. 286 УК РФ превышение должностных полномочий может быть совершено только действием. Эти действия виновного должны выходить за пределы полномочий должностного лица. Связь между совершенными лицом действиями и его обязанностями по службе является необходимым условием ответственности за превышение должностных полномочий .
С объективной стороны деяние, превышающее должностные полномочия, выражается в совершении действий, которые ни одно должностное лицо, ни при каких условиях не правомочно совершать; отнесены к компетенции другого должностного лица, должностного лица другого ведомства либо требуют коллегиального решения; могут быть совершены должностным лицом лишь при наличии установленных законом обстоятельств.
Объем прав и полномочий должностных лиц определяется законом либо иным нормативным правовым актом, должностными инструкциями, функциональными обязанностями, приказами руководителей учреждений, организаций, предприятий. Поэтому при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица состава данного преступления необходимо, по мнению В.В. Мозякова, устанавливать полномочия, закрепленные в законодательных и иных нормативных правовых актах (в уставах, положениях и т.д.), за пределы которых вышел виновный .
Поведение виновного, действующего как частное лицо, объективно не связанное с его должностным положением, не может быть квалифицировано по ст. 286 УК РФ. Как уже отмечалось, должна быть причинная связь между превышением должностными полномочиями и наступившими общественно опасными последствиями. Примечателен в связи с этим следующий пример из судебной практики.
Приговором Октябрьского районного суда г. Иваново от 10 ноября 2009 года К. осужден по ст. ст.290 ч.1 УК РФ, 286 ч.1 УК РФ, 286 ч.1 УК РФ, 286 ч.1 УК РФ к лишению свободы. В кассационной жалобе защитник просил приговор отменить, уголовное дело в отношении К. прекратить, в том числе по эпизоду организации К. незаконной выдачи водительского удостоверения У., так как в действиях подсудимого отсутствуют признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ.
Определением от 12 февраля 2010 года судебная коллегия приговор изменила и указала следующее. Н., являющийся знакомым К., обратился к последнему с просьбой оказать содействие в получении водительского удостоверения жителем города Москвы У. в РЭО ГИБДД ОВД по Родниковскому муниципальному району Ивановской области в связи с трудностями получения указанного документа в г. Москве. Из показаний свидетеля Ш. следует, что К. обратился к нему по телефону, сказав, что подъедет У. для сдачи экзаменов, ему нужно помочь при сдаче экзаменов, проконтролировать. Из показаний Н., исследованных в судебном заседании, видно, что К. сообщил, что У. будет сдавать экзамены в г. Родники, пусть готовится к экзаменам, а в случае чего он, то есть К., поможет, поддержит .
Таким образом, обращение К. к Ш. не носило формы устного приказа или распоряжения, не содержало указания на совершение действий, нарушающих требования закона. В деле отсутствуют доказательства того, что К. был осведомлен о слабой подготовке У. к экзаменам, что выяснилось в процессе их проведения, напротив, он предупреждал Н., чтобы У. готовился к экзаменам. Нет в деле и доказательств того, что, обращаясь с просьбой помочь У. при сдаче экзаменов, проконтролировать, К. имел в виду, что экзамены будут приниматься без предварительной проверки личности и факта проживания У. в Лухском районе Ивановской области. Таким образом, объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст.286 УК РФ по данному эпизоду обвинения отсутствует.
Одним из признаков превышения должностных полномочий выступает «явность». Явно противоправное поведение, несмотря на то что его «автором» выступает должностное лицо в отличие от злоупотребления, всегда представляющего собой противоречащее интересам службы управленческое решение, не может иметь иного, помимо уголовно-правового, юридического значения . Совершая преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ, виновный не задействует своих должностных полномочий, посягательство на соответствующий объект уголовно-правовой охраны становится возможным благодаря должностному положению.
2.2. Субъективные признаки превышения должностных полномочий
Субъект превышения должностными полномочиями - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения противоправного посягательства шестнадцатилетнего возраста. Субъект данного преступления специальный – должностное лицо. О понятии должностного лица, применительно к главе 30, сказано в примечании к ст. 285 УК РФ. Подробный анализ этого понятия дан в первой главе курсового исследования. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» сказано: «Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений - должностным лицом» .
Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Виновный сознаёт, что своими действиями выходит за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в законе последствий, желает наступления таких последствий или сознательно их допускает, относясь к ним безразлично .
Примечательно в этом отношении кассационное определение Верховного суда РФ от 20.09.2006 г, дело № 41-006-55. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: З. осужден за убийство из корыстных побуждений потерпевшего П. в августе 1999 года. Кроме этого З. признан виновным в том, что, работая участковым инспектором Кировского ОВД г. Ростова-на-Дону, 2 февраля 2000 года превысил должностные полномочия, ударив по лицу потерпевшего К.
Адвокат осужденного и сам осужденный просят приговор в части его осуждения по ст. 286 ч. 2 п. "а" УК РФ отменить и дело производством прекратить, снизить наказание, назначенное ему по ст. 105 ч. 2 п. "з" УК РФ, ссылаясь на то, что З. не превышал должностные полномочия, не наносил удары К Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Вина З. подтверждается показаниями осужденных, потерпевшего, свидетелей, актами судебно-медицинских экспертиз и другими доказательствами, анализ которым дан в приговоре. Суд всесторонне, полно, объективно исследовал все обстоятельства дела, обоснованно признал З. виновным в совершенных преступлениях и правильно квалифицировал его действия. Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не имеется. Наказание в виде лишения свободы и лишения права занимать должности в правоохранительных органах З. назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом содеянного, данных о личности и всех обстоятельств дела. При этом суд принял во внимание и доводы, указанные в кассационных жалобах .
Мотив и цель превышения должностных полномочий не входят в число обязательных признаков состава и не оказывают существенного влияния на факт наступления уголовной ответственности.
По делам о превышении должностных полномочий судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.
Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п .
Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).
Таким образом, субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
2.3. Квалифицированные виды превышения должностных полномочий
Квалифицирующие признаки превышения должностными полномочиями указаны в ч. 2 и 3 ст. 286 УК РФ. Часть 2 ст. 286 УК РФ указывает на совершение превышения должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 286 УК РФ, как отмечает С.В. Смелова, судам следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, - лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний) . Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 (в редакции от 1 декабря 2008 г.) .
Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения .
Применение средств воздействия на потерпевшего, указанных в п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, должно находиться в непосредственной связи с исполнением лицом своих должностных полномочий. Применение насилия означает любое физическое воздействие против воли потерпевшего, причинившее вред его жизни или здоровью. Под угрозой применения насилия следует понимать угрозу совершения указанных действий. Угроза убийством, причинением тяжкого вреда здоровью охватывается ч. 3 чт. 286 УК РФ и дополнительной квалификации не требует .
При исследовании признака «с применением оружия» отмечается неоднозначность его трактовки практическими работниками применительно к превышению должностных полномочий. Под применением оружия в данном случае следует понимать фактическое использование его боевых свойств для поражения живой или иной цели, то есть для причинения смерти или вреда здоровью человека или вреда объектам материального мира, а также попытку его использования по прямому назначению. Случаи использования огнестрельного оружия (пистолета, автомата) для нанесения ударов, как отмечает Смелова С.В. должны квалифицироваться по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Демонстрация оружия представляет собой действия, направленные на принудительное воздействие на психику потерпевшего и не связанные с использованием конструктивных поражающих свойств оружия .
Отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных действий должностных лиц, судам следует учитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» , Федеральном законе от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» , Федеральном законе от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» ).
К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др.
Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным пунктом "в" части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
Таким образом, резюмируя материалы второй главы курсового исследования, были сделаны следующие выводы:
1) видовой объект превышения должностных полномочий составляет совокупность общественных отношений, формирующихся в сфере основанной на законе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, аппарата управления в Вооруженных Силах РФ по осуществлению и обеспечению исполнения полномочий публичной власти, а также лиц, выполняющих функции публичной власти по специальному полномочию;
2) действиями, явно выходящими за пределы должностных полномочий, следует считать действия, относящиеся к полномочиям другого должностного лица или коллегиального органа, и действия, которые совершены без законных на то оснований;
3) превышение должностных полномочий может быть совершено только действием;
4) при превышении должностных полномочий установление корыстной и иной личной заинтересованности может иметь значение для отграничения общего и специальных видов данного посягательства;
5) виновный при превышении должностных полномочий выходит за пределы своих полномочий;
6) субъект превышения должностными полномочиями - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения противоправного посягательства шестнадцатилетнего возраста, которое согласно примечанию I к ст. 285 УК РФ обладает такими специальными юридическими признаками, как правовые основания наделения и характер выполняемых функций, место их осуществления;
7) субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется прямым или косвенным умыслом;
8) в ст. 286 УК РФ ответственность за превышение должностных полномочий необходимо дифференцировать в зависимости от степени опасности применяемого насилия или угрозы его применения для жизни и здоровья потерпевшего (насилие, опасное для жизни или здоровья, либо его угроза и насилие, не опасное для жизни или здоровья, либо его угроза);
9) под применением оружия при превышении должностных полномочий следует понимать фактическое использование его боевых свойств для поражения живой или иной цели, то есть для причинения смерти или вреда здоровью человека или вреда объектам материального мира, а также попытку его использования по прямому назначению, не приведшую к желаемому результату. Демонстрация оружия представляет собой действия, направленные на принудительное воздействие на психику потерпевшего и не связанные с использованием конструктивных поражающих свойств оружия;
10) тяжкие последствия при превышении должностных полномочий могут выражаться в виде причинения значительного материального ущерба, причинения смерти по неосторожности, самоубийство или покушении на самоубийство потерпевшего; крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив объект и объективную сторону злоупотребления должностными полномочиями и их превышение, был сделан вывод о том, что под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать группу преступных деяний, посягающих на порядок осуществления государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемых должностными лицами в связи с занимаемым должностным положением, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами.
К родовому объекту преступных деяний, предусмотренных главой 30 УК РФ, относятся общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов публичной власти, а к видовому объекту – порядок осуществления государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Непосредственным объектом являются различные стороны видового объекта, т.е. интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, либо иные элементы указанных видов службы.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышение полномочиями (ст. 286 УК РФ) относятся к материальному составу, обязательным признаком которого является наличие причинной связи между действиями (бездействием) и наступлением указанных общественно опасных последствий;
Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями и превышения полномочий является деятельность конкретного государственного органа, учреждения или предприятия, или органа местного самоуправления. Дополнительным объектом – права и законные интересы граждан, организаций, общества или государства.
Злоупотребление должностными полномочиями возможно путём действия, так и бездействия. Превышение должностных полномочий совершается только путём действия.
Анализ понятия субъект и субъективной стороны злоупотребления и превышения должностными полномочиями позволил сделать вывод, что субъект злоупотребления должностными полномочиями – специальный: должностное лицо, понятие которого даётся в примечании к главе 30 УК РФ. Это может быть представитель власти, который осуществляет свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Это лицо, выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями заключается в том, что деяние совершается только умышленно и злоупотребление возможно с прямым и косвенным умыслом, так как должностное лицо, умышленно используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, не всегда желает причинения существенного вреда, очень часто относится к последствиям безразлично. Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Виновный сознаёт, что своими действиями выходит за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в законе последствий, желает наступления таких последствий или сознательно их допускает, относясь к ним безразлично
Следует учитывать, что при злоупотреблении виновный действует в пределах своих должностных полномочий, а при превышении он выходит за эти пределы.
Также очень важно понимать то, что, если обязательным субъективным признаком злоупотребления являются корыстная или иная личная заинтересованность, то при превышении установление подобных мотивов может иметь значение для отграничения общего и специальных видов данного посягательства.
Квалифицирующие признаки превышения должностными полномочиями: деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ); Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Итак, злоупотребление должностными полномочиями – это действия или бездействие, которые входят в служебные полномочия виновного и представляют собой управленческое либо распорядительное решение, которое изменяет правоотношения, существующие в сфере компетенции должностного лица. При этом виновный может использовать маскировку своего общественно опасного поведения, делать попытки легализовать решения, противоречащие интересам службы.
При превышении должностных полномочий виновный действует явно противоправно. Его поведение не может иметь иного, помимо уголовно-правового, юридического значения. Оно не может, как злоупотребление, порождать, предоставлять кому-то права и освобождать от обязанностей. Единственное правовое последствие превышения – это возникновение оснований для привлечения виновного к уголовной ответственности.
Таким образом, если при злоупотреблении должностными полномочиями виновный маскирует свою деятельность под законную, то при превышении он действует очевидно противоправно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|