Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 22.11.2024, 05:56
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Реферат [ Добавить материал ]

ант
Реферат | 25.09.2014, 08:17

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание
Введение    3
1. Исторический аспект проблемы антропогенеза    4
2. Современное состояние проблемы    9
Заключение    10
Список литературы    11

 
Введение
Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом других более сложных систем — биологической и социальной. Это происходит потому, что он является существом и  биологическим,  и социальным. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. А в целом человек является предметом изучения различных наук. Человек рассматривается в аспекте естественно-научного познания человека.
Каким образом биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Перед наукой стоит действительно актуальная задача, которая требует решения. Мы не рассматриваем мистические и фантастические концепции объяснения происхождения  человека, мы будем опираться на  научное решение этого вопроса, которое базируется на концепциях современного естествознания, хотя  антропогенез в нынешней научной картине мира предстает как процесс со многими неизвестными.
Цель данной работы – изучить проблему антропогенеза. 
Структура работы – данная работа состоит из введения, двух глав, заключения  и списка литературы. 

 

 

 

 

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Исторический аспект проблемы антропогенеза

Проблема происхождения человека (антропогенез) — одна из сложнейших  проблем естествознания. У многих древних народов южной Азии и Африки  существовали предания о происхождении человека от обезьян (орангутанг по-малайски означает лесной человек). В западно-европейской культуре, основанной  на христианстве, человек рассматривается как созданное Богом разумное  существо.

Проблема естественного происхождения человека была поставлена как  научная проблема в западно-европейской культуре. К. Линей (1707—1778) в  десятом издании своего знаменитого труда «Система природы» объединил человека и обезьяну на основании их сходства в один род (род биологический  объединяет близкие по происхождению виды, К. Линей имел в виду лишь  сходство). В его систематике в род «Homo» (человек) включались его виды:  «человек лесной» и «человек пещерный». [3, с. 145]

Ж.-Б. Ламарк в начале XIX в. высказал предположение о родстве человека и орангутанга. Но данных описания отдельных  видов обезьян тогда не было: описание гориллы появилось лишь в 1874 г., бонобо  (карликовый орангутанг) — в 1933 г.

Трудности, с которыми столкнулись первые исследователи при изучении  антропогенеза, заключались, во-первых, в скудности находимых останков (в  основном находили зубы и отдельные кости) и, во-вторых в отсутствии  эффективных методов, позволяющих дать достоверное описание найденных  останков.

В XIX в. произошли очень важные события с точки зрения развития теории  антропогенеза. В 1823 г. в Уэльсе (Англия) было найдено погребение, в нем  находился обезглавленный скелет, украшенный раковинами и посыпанный красной охрой. Было высказано мнение, что это скелет женщины, которую назвали «Красной леди», но через сто лет установили, что этот скелет принадлежит особи мужского пола. В 1848 г. в Гибралтаре был найден череп существа, которого теперь называют человеком гибралтарским. Найденный череп был помещен в музей и пролежал там без всякого интереса к нему до 1864 г.

В 1856 г. в долине реки Неандерталь, вблизи г. Дюссельдорфа (Германия), был найден череп и другие останки существа, получившего название неандертальца.

Все существа, останки которых были обнаружены в указанные выше даты, уже не были, по существу, обезьянами и имели материальную культуру (производство орудий). В дальнейшем были найдены останки неандертальцев и в других местах, кроме Америки и Австралии. Объем головного мозга этих людей, которых называют общим названием «древние люди» (палеоантропы), достигал 1418 см3.

Эти люди имели средний рост, сильное атлетическое сложение, хоронили своих  близких, имели культуру захоронения, создавали различного рода скребки и  наконечники. По всем параметрам палеоантропы (включая неандертальца) были древними разумными людьми, поэтому их назвали Homo sapiens (человек разумный). [3, с. 151]

В 1868 г. в фоте Кро-Маньон (Франция) были найдены останки человека, получившего название кроманьонца, который по своим анатомическим данным не отличался от современного человека. Кроманьонец и современный человек образуют стадию неоантропов, на которой биологические механизмы антропогенеза перестали действовать. Представители неоантропов входят в общую группу, получившую название Homo sapiens sapiens (человек разумный разумный). В этом названии подчеркивается, что дальнейшее развитие этого существа связано исключительно с его разумом. Первоначально предполагалось, что древние люди (Homo sapiens) уступили свое место новым людям (Homo sapiens sapiens) приблизительно 38—40 тыс. лет тому назад. Однако сопоставление материальной культуры (производство орудий) древних людей (Homo sapiens) и ранних новых людей (Homo sapiens sapiens) приводит к выводу, что новые люди могли существовать значительно раньше: около 150 тыс. лет тому назад. Важным событием в XIX в. было нахождение останков дриопитека.

Открытия, сделанные в XIX в. в области антропогенеза, позволили исследователям конца этого века выстроить следующую линию антропогенеза: дриопитек — провал — древние люди — новые люди.

Эта схема не имела сведений об австралопитеках. Немецкий ученый Э. Геккель высказал идею, что между обезьянами и древними людьми должна быть стадия, когда возникло существо, у которого человеческие биологические и социальные черты преобладают над чертами, которые свойственны обезьянам.

В 1881 г. голландский врач и анатом Э. Дюбуа (1858—1940) обнаружил хорошо сохранившиеся останки существа, которого имел в виду Э. Геккель (черепная коробка, три зуба и бедренная кость). Это существо Э. Дюбуа назвал питекантропом (от соответствующих слов греческого языка: обезьяна и человек). [4, с. 112]

В дальнейшем были найдены останки синантропа (китайского человека). Останки питекантропа и синантропа были найдены в Венгрии, Алжире, Южной Африке и в других местах, кроме Америки и Австралии. Найденный на Яве питекантроп имел объем мозга 900 см3, рост 170 см. Он пользовался огнем, создавал колюще-режущие орудия, имел строение головного мозга с отделами, которые управляют процессом понимания звуковых сигналов, что необходимо для развития речи и языка. Предложенная в XIX в. схема антропогенеза существенно изменилась с открытием австралопитека.

Австралопитек (лат. australes — южный, греч. pitekos — обезьяна). В 1924 г. английский ученый Р. Дарт на территории бывшего государства ЮАР нашел хорошо сохранившийся череп шестилетнего существа-детеныша, которого он назвал южной обезьяной (австралопитек). Р. Дарт высказал гипотезу, что австралопитеки, занявшие нишу длиною в 5 млн лет в антропогенезе от дриопитека, приспособились к новым климатическим условиям: перешли на передвижение на двух ногах (о чем свидетельствует строение их найденных тазобедренных костей), сбросили шерстяной покров, жили стаями, пользовались огнем. Одну разновидность австралопитеков Г. Дарт назвал Прометеями (имя греческого титана, принесшего огонь людям). Гипотеза Г. Дарта была, по существу, высмеяна: уж очень умными были эти существа, по Г. Дарту.

Однако в 1962 г. английские ученые М. Ликки и Л. Ликки обнаружили в вулканическом ущелье Олдувай (или Олдовай) в Центральной Африке (Танзании) скелетные останки австралопитека с объемом головного мозга 642 см3 (объем головного мозга современного человека составляет в среднем от 1000 до 2000 см3). Затем стали находить останки австралопитека вместе со сверхпримитивными орудиями, предметами, форма которых была изменена другими естественными предметами. Этого австралопитека назвали (Homo habilis) человеком умелым.

Его орудия представляют собою расколотую под определенным углом гальку, слегка заостренную. В природе расколотые таким способом гальки и камни не встречаются.

«Олдовайская галечная культура», как назвали ее исследователи, имеет возраст около 2 млн лет. Элементы (гальки, камни) этой культуры найдены и в других местах (Прибайкалье, Африка, Ближний Восток), но кости скелета, другие останки австралопитека-умелого обнаружены только в Африке. Таким образом, гипотеза Г. Дарта, о которой он говорил в первой половине прошлого века, определенным образом подтвердилась. [3, с. 156]

Остается загадкой найденный череп австралопитека, жившего 2 млн лет тому  назад, объем головного мозга которого 777 см3. Это время человека умелого, но объем головного мозга этого австралопитека существенно больше, чем у человека умелого. Время становления австралопитека относят к периоду от 9 до 5 млн лет тому назад. Один миллион лет тому назад представители австралопитеков уступили место другой стадии в линии антропогенеза, но возникал вопрос: какой?

Этот вопрос был задан во второй половине прошлого века. В 1974 г. в Эфиопии нашли скелет австралопитека (сохранилось 40% костей), который жил 3 млн лет тому назад. Не совсем понятен переход от дриопитека к австралопитеку. Как это произошло, поскольку в самой своей заключительной стадии раз- вития линии австралопитеков появляется человек умелый (Homo habilis), которому дают возраст 1,75 млн лет?

Главным фактором появления человека умелого считается изменение климатических условий: замена тропических лесов на саванны и сухие степи.

Исследования в ХХ в. установили многообразие питекантропов и синантропов, поэтому эту стадию в антропогенезе называют архантропами (древнейшими людьми, близкими по биологическим, анатомическим и социальным поведенческим чертам к человеку). Архантропов называют общим названием  Homo erectus (человек прямостоящий, выпрямленный). Найденный в Венгрии архантроп имел объем головного мозга около 1400 см3. [1, с. 145]

Считается, что архантропы появились приблизительно 1,5 млн лет назад и лишь 500 тысяч лет назад были вытеснены более прогрессивными потомками.

Неясным остается вопрос об отношении архантропов к гигантопитекам и мегантропам, останки которых найдены в Юго-Восточной Азии. В основном найдены большие зубы: были ли эти существа раньше архантропов, поскольку у одной из ветвей австралопитеков были большие зубы, или они были современниками архантропов? В настоящее время линия антропогенеза выглядит следующим образом: дриопитек — австралопитек — человек умелый — человек прямостоящий (архантроп, или Homo erectus) — человек разумный (палеоантропы, включая неандертальца или Homo sapiens) — человек разумный разумный (неоантропы, или Homo sapiens sapiens).

 

2. Современное состояние проблемы

В настоящее время наиболее правдоподобной считается гипотеза, согласно которой самой древней родиной современного человека является Африка, где 200 тыс. лет тому назад появились первые представители человека разумного. В 2002 г. во многих газетах и журналах была помещена фотография черепа, найденного в пустыне Джураб в Чаде возрастом от 6 до 7 млн лет. Передняя часть этого черепа свидетельствует о том, что у этого существа черты «лица» были близки человеческим, а задняя часть черепа имеет сходство с тыльной стороной черепа обезьян. Обсуждение этого открытия интересно изложено в журнале «Ломоносов». [5, с. 124]

В феврале 2004 г. было интересное сообщение о сравнительном анализе 377 генетических признаков людей из 59 популяций (русские и другие), проведенном в Институте общей генетики Российской академии наук. В этом исследовании использовался факт, что ДНК разных людей одной популяции совпадает на 99,9%, то есть все различия приходятся на 0,1%. В этом 0,1% содержится 3 млн пар нуклеотидов. Оказалось, что все генетическое разнообразие ныне живущих людей сводится к одной небольшой группе, которая обитала на территории Африки порядка 100—150 тыс. лет назад и численностью около 2 тыс. человек.

 

Заключение

Сравнительная анатомия, биохимия, биофизика, генетика и другие науки уточнили некоторые стороны антропогенеза.

1. По своему генотипу человек близок к крупным человекообразным обезьянам. Имеется в виду сравнение последовательности нуклеотидов в одном и том же гене.

2. По генотипу к человеку ближе шимпанзе, чем горилла и орангутанг. Дриопитеки напоминают карликовых шимпанзе.

3. Эволюционная линия человека и шимпанзе разошлась, по-видимому, около 5 млн лет тому назад. Здесь учитывается скорость возникновения мутаций.

4. Данные анализа мт-ДНК (митохондрии) свидетельствуют, что мт-ДНК современного человека происходит от группы женщин численностью примерно 2 тыс. человек, жившей 100—150 тыс. лет тому назад. Представительницу этой группы называют митохондриальной Евой (гены мт-ДНК наследуются только через яйцеклетку).

5. По-видимому, для антропогенеза на всех его стадиях было характерно многообразие, которое мы наблюдаем сегодня в виде существования на Земле рас человека. Термин «раса» был введен французским ученым Ф. Беренье в 1684 г.

6. Более глубокое изучение генома человека и развитие современных методов биохимии позволит уточнить интервалы стадий антропогенеза, а также другие важные, относящиеся к нему вопросы (место происхождения человека, пути его распространения по Земле, эффект «бутылочного горлышка» и другие). Эффект «бутылочного горлышка» означает снижение уровня генетического разнообразия.

 

 

Список литературы

  1. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М., 2004.
  2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: ЮНВА, 2001.
  3. Зубов А.А. Антропогенез в масштабах эволюции биосферы и вселенной – М., 2005.
  4. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания.  - М.: Культура и спорт, 2004.
  5. Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. — Ростов на-Дону: Феникс, 2006.
  6. Концепция современного естествознания. / Под ред. Лавриенко В.Н. и Ратникова В.П. – М., 2004.
  7. Хороавина С.Г. Курс лекций Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 469
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba