СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
СОСТАВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МАТЕРИАЛОВ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, ИХ НАПРАВЛЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ
Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основной задачей всех аудиторских служб является проверка законности финансово-хозяйственных операций, состояния бухгалтерского учета, достоверности отчетности и, прежде всего, баланса и отчета о финансовых результатах.
В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей.
Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.
Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов, в этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Инициативный аудит – это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей.
Основная цель инициативного аудита – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
Обязательный аудит – это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в федеральных законах.
Аудиторская проверка – мероприятие, заключающееся в сборе, оценке, анализе информации, касающейся финансового положения аудируемого лица.
Аудиторская проверка проводится в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и имеет своим результатом выражение в установленной форме мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской отчетности) и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Основными критериями деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, являются:
открытые акционерные общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;
банки и другие кредитные учреждения;
страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи;
инвестиционные фонды;
внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются обязательные отчисления юридических и физических лиц; благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
организации, у которых годовой объем выручки от реализации составляет более 500000 МРОТ или сумма активов баланса на конец года – более 200000 МРОТ (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий);
унитарные предприятия с годовым объемом выручки более 500000 МРОТ или суммой активов баланса на конец года более 200000 МРОТ (для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены).
Основными этапами аудиторской проверки являются:
планирование;
получение аудиторских доказательств;
документирование;
подготовка выводов;
формирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Как правило, продолжительность проверки ограничена сроком, указанным в договоре с экономическим субъектом. Ограниченность срока проверки требует определения её стратегии применительно к конкретному субъекту.
Стратегия основывается на выборе наиболее рациональных путей достижения целей проверки и зависит от профессионального уровня непосредственных исполнителей, длительности предшествующего сотрудничества субъекта и объекта аудиторской деятельности и иных обстоятельств.
Итак, целью аудиторских проверок является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:
общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации);
обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании);
оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);
классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана);
разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);
аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге);
раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним).
Любая аудиторская проверка обязательно сопровождается документированием, т. е. фиксированием получаемой информации в ходе аудита.
В конце аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, которое и представляет наибольший интерес для его потенциальных пользователей.
Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Аудиторское заключение включает в себя:
а) наименование;
б) адресат;
в) сведения об (аудиторской организации) аудиторе с указанием:
организационно-правовой формы и наименования; для индивидуального аудитора – фамилии, имени, отчества и указания на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;
места нахождения, номера и даты свидетельства о государственной регистрации;
номера и даты предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименования органа, предоставившего лицензию, а также срока действия лицензии;
г) сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;
д) вводную часть; часть, описывающую объем аудита; часть, содержащую мнение аудитора;
е) дату аудиторского заключения и подпись аудитора.
Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения.
Кроме того, большой объем во всем документообороте занимает аналитическая часть аудита.
Несмотря на то что аудиторская деятельность не является абсолютно закрытой, тем не менее существуют определенные ограничения в пользовании материалов аудиторских заключений и другой финансовой документацией, накопленной аудиторской организацией в ходе своей работы.
Необходимо учитывать следующие факты:
1) аудиторская организация вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону;
2) аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит;
3) аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ.
Пользователями материалов аудиторских заключений, в частности по итогам проведения налогового аудита, могут быть следующие государственные органы:
1) Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделение в РФ;
2) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;
3) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления;
4) министерство финансов РФ, министерства финансов субъектов РФ;
5) органы государственных внебюджетных фондов.
Пользователями материалов аудиторских заключений могут быть непосредственно и сами проверяемые экономические субъекты. Кроме того, результатами аудиторских проверок пользуются инвесторы и кредиторы, в поисках потенциальных клиентов или в целях собственной осведомленности перед работой с конкретной фирмой.
Результаты работ аудиторских фирм и аудиторов используют в своей работе менеджеры различных уровней управления, финансовые аналитики при составлении отчетов, различных информационных справочников, экономисты различных отраслей народного хозяйства.
Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы представляют свою финансовую отчетность Уполномоченному федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ.
Таким образом, круг пользователей материалов аудиторских заключений довольно широк, он не ограничивается бухгалтерскими службами и контрольными органами. Это объясняется полезностью сведений, содержащихся в аудиторских заключениях, их значимостью в работе многих государственных и финансовых структур. Этим во многом и объясняется огромная роль всей аудиторской деятельности и ее результатов во всей системе финансово-экономических отношений.
Пользователи материалов аудиторских заключений должны использовать информацию, соблюдая законодательство РФ.
Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности предприятия аудиторская компания должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме:
безусловно положительное заключение (бухгалтерская отчетность во всех существенных аспектах отражает активы и пассивы предприятия на отчетную дату и финансовые результаты деятельности за отчетный период);
условно положительное заключение (бухгалтерская отчетность за исключением определенных обстоятельств во всех существенных аспектах отражает активы и пассивы предприятия на отчетную дату и финансовые результаты деятельности за отчетный период);
отрицательное заключение (бухгалтерская отчетность во всех существенных аспектах не отражает активы и пассивы предприятия на отчетную дату и финансовые результаты деятельности за отчетный период);
заключение с отказом выражения своего мнения о достоверности отчетности (в результате определенных обстоятельств аудиторская компания не может выразить и не выражает мнение о бухгалтерской отчетности предприятия).
Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, содержать стоимостные показатели, выраженные в рублях, быть подписано руководителем аудиторской организации и аудиторами, принимавшими участие в аудите. К нему должна быть приложена бухгалтерская отчетность, в отношении которой проводится аудит. Исправления в аудиторском заключении не допускаются.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Акционерное общество открытого типа функционирует два года. Число его акционеров менее 100. Распространяется ли на него требование проведения обязательного аудита, если руководство не нуждается в услугах аудиторов?
1) Да.
2) Нет.
3) По усмотрению руководства акционерного общества.
2. Обязательный аудит – это:
1) Аудит по решению собрания акционеров.
2) Аудит по решению руководства экономического субъекта.
3) Аудиторская проверка, предусмотренная федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны для:
1) Аудиторских организаций.
2) Индивидуальных аудиторов.
3) Аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
4) Аудируемых организаций.
5) Аудиторских организаций и аудируемых лиц.
6) Аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц.
7) Индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц.
4. Аудиторская фирма, осуществляя аудиторскую проверку организации, решила пригласить в качестве эксперта специалиста по нематериальным активам. Руководство проверяемой организации категорически отказало в допуске постороннего человека на свою фирму. Оцените действия руководства организации.
1) Аудиторская фирма вправе привлекать других специалистов для участия в проверке и не обязана согласовывать их кандидатуры с руководством аудируемой организации.
2) Аудиторскую проверку могут осуществлять только аттестованные аудиторы и никакие эксперты к такой работе не допускаются.
3) Аудиторская организация обязана была согласовать привлечение эксперта с руководством аудируемой организации.
5. Какова сумма штрафа, налагаемого на должностное лицо организации, подлежащей обязательному аудиту, за непредставление в налоговый орган аудиторского заключения?
1) 3-5 МРОТ.
2) 50-100 МРОТ.
3) 200-300 МРОТ.
6. Что такое аудит?
1) Предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказанию иных аудиторских услуг.
2) Платная финансовая ревизия.
3) Проверка финансовой отчетности и выдача положительного аудиторского заключения.
7. Аудиторы независимы от:
1) Только аудируемой организации.
2) От аудируемой организации, от любой третьей стороны, от собственников и руководителей аудиторской организации, в которой они работают.
3) Законодательных актов РФ.
8. Может ли проводить аудиторскую проверку аудитор, который является учредителем проверяемого предприятия?
1) Может.
2) Может, по усмотрению руководителя аудиторской организации.
3) Не может.
9. Имеют ли право аудиторские фирмы заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской?
1) Да.
2) Нет.
3) Имеют, если это оговорено в Уставе аудиторской организации.
10. Аудиторские фирмы в соответствии с законодательством РФ могут иметь:
1) Любую организационно-правовую форму акционерного общества (закрытого и открытого типа).
2) Любую организационно-правовую форму, за исключением формы акционерного общества открытого типа.
3) Любую организационно-правовую форму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контроль – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта, осуществляемый компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение до приемлемого уровня информационного риска, то есть вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей.
Под внутренним контролем понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, которая:
организуется организацией;
регламентируется внутренними документами;
действует в интересах руководства организации и собственников.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
При средней степени уверенности необходимо применять выборочные методы контроля.
Аудиторская выборка представляет собой отобранные по определенным правилам элементы для формирования проверяемой совокупности в виде отдельных документов, записей.
Круг пользователей материалов аудиторских заключений довольно широк, он не ограничивается бухгалтерскими службами и контрольными органами. Это объясняется полезностью сведений, содержащихся в аудиторских заключениях, их значимостью в работе многих государственных и финансовых структур. Этим во многом и объясняется огромная роль всей аудиторской деятельности и ее результатов во всей системе финансово-экономических отношений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07.08.2001г. (изм. и доп. 30.12.2008г.) // СПС «Консультант плюс».
2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (изм. и доп. от 19.11.2008г.) // СПС «Консультант плюс».
3. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 210 с.
4. Ковалева О.В., Константинова Ю.П. Аудит: Учеб. пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2008. – 532 с.
5. Подольский В.И. Аудит: Учебник. – М.: «Академия», 2009. – 583с.
6. Чекин В.Д. Курс лекций по аудиту: учебное пособие для вузов. – М.: Финстатинформ, 2008. – 255 с.
|