СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Балансовые статьи обобщаются в разделы. В настоящее время форма бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» состоит из пяти разделов: два раздела в активе баланса и три раздела в пассиве баланса:
Раздел 1. Внеоборотные активы.
Раздел 2. Оборотные активы.
Раздел 3. Капитал и резервы.
Раздел 4. Долгосрочные обязательства.
Раздел 5. Краткосрочные обязательства.
В бухгалтерском балансе содержит вся справочная информация о наличии материальных ценностей и обязательств организации, числящихся на забалансовых счетах [11; с.65].
Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи в регистрах бухгалтерского учета, подтвержденные оправдательными документами.
Баланс составляется по данным остатков по дебету и кредиту синтетических счетов на начало и на конец отчетного периода.
Бухгалтерский баланс показывает состояние хозяйственных средств и источников их образования на данный момент. Они постоянно изменяются и находятся в движении. Это движение отражается на счетах с помощью двойной записи.
Бухгалтерский счет – это специальный прием, который позволяет осуществлять группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета: вид хозяйственных средств или их источников, или хозяйственный процесс. Например: для учета наличности открывается специальный счет 50 «Касса», для учета материальных ценностей – счет 10 «Материалы», для учета товарных ценностей – счет 41 «Товары» и т.д.
Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Бухгалтерские счета открываются на основании статей бухгалтерского баланса.
Счета бухгалтерского учета по отношению к бухгалтерскому балансу подразделяются на:
активные счета – счета, открытые на основании статей актива баланса;
пассивные счета – счета, открытые на основании статей пассива баланса;
активно – пассивные счета – счета, которые в одних хозяйственных операциях работают как активные, а в других как пассивные.
По степени обобщения информации все счета подразделяются на:
синтетические счета – дают обобщенное отражение хозяйственных операций без детализации;
аналитические счета – это счета, уточняющие информацию по синтетическим счетам.
Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и по кредиту другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.
Например, из кассы предприятия наличные деньги в сумме 500 руб. сданы на расчетный счет в банк. Для учета движения наличности должен быть открыт счет 50 «Касса», а для учета средств, хранящихся в банке – 51 «Расчетные счета». Хозяйственную операцию необходимо зарегистрировать по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 50 «Касса» в сумме 500 руб., то есть общая сумма по дебету должна уравновешивать общую сумму по кредиту.
Существует четыре типа хозяйственных операций, которые оказывают влияние на бухгалтерскую отчетность:
Первый тип – операции затрагивают только актив баланса, одна статья в активе увеличивается, другая – уменьшается. Итог баланса остается неизменным.
Второй тип – операции затрагивают только пассив баланса, одна статья в пассиве увеличивается, другая статья – уменьшается. Итог баланса остается неизменным.
Третий тип – операции затрагивают и актив и пассив баланса в сторону увеличения. Итог баланса увеличивается на одну и ту же сумму, но равенство бухгалтерского баланса сохраняется.
Четвертый тип – операции затрагивают и актив и пассив баланса в сторону уменьшения. Итог баланса уменьшается на одну и ту же сумму, но равенство бухгалтерского баланса сохраняется.
Документация – это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу операций составляют документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах.
Согласно статье 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г. все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме и содержат следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дату составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц;
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие документы.
Путь, который, проходит документ от момента его составления до сдачи в архив называется документооборотом. В организации должен быть составлен график документооборота, который утверждается руководителем.
Инвентаризация – это способ проверки и контроля соответствия фактического наличия имущества и финансовых обязательств предприятия с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и их уточнения в случае выявления расхождений.
Инвентаризация проводится путем пересчета, перемеривания, взвешивания, а также путем сверки расчетов на основании документов. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета (естественная убыль товаров, ошибки при приемке и отпуске материалов, хищения и пр.).
Инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью всего имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации, и данными бухгалтерского учета, что в конечном итоге способствует повышению достоверности информации при формировании отчетных показателей о результатах деятельности организации.
Инвентаризация имущества предприятия обязательна:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при установлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Инвентаризация может проводиться и в иных случаях по решению собственника (учредителя).
Инвентаризация проводится в соответствии с планом, утвержденным руководителем организации на календарный год.
В плане указывается:
количество инвентаризаций;
дата проведения инвентаризаций;
перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации (за исключением случаев, когда она обязательна) (табл. 1).
Таблица 1
Порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств
№ п/п Наименование имущества и обязательств Количество инвентаризаций Сроки проведения инвентаризации
1. Кредиторская задолженность 4 20 марта, июня, сентября, декабря
2. Дебиторская задолженность 4 20 марта, июня, сентября, декабря
3. Основные средства 1 1 ноября
4. Материально-производственные запасы 1 1 октября
5. Расчеты с банками - 1 раз в неделю
6. Расчеты по платежам в бюджет 4 20 марта, июня, сентября, декабря
7. Расходы будущих периодов 4 20 марта, июня, сентября, декабря
Основными целями инвентаризации являются:
проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок;
отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций;
контроль сохранности имущества;
контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов;
выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров;
проверка соблюдения принципа материальной ответственности;
проверка состояния учета и организация движения товарных запасов;
проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете и т. д.
Оценка – это способ, при помощи которого активы организации получают денежное выражение (при помощи цен).
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Имущество предприятия оценивается и отражается в бухгалтерском учете и отчетности в валюте Российской Федерации – в рублях.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации – по стоимости его изготовления.
Например:
основные средства предприятия отражаются в бухгалтерском учете по полной первоначальной или восстановленной стоимости, а в отчетности – по остаточной стоимости;
сырье, материалы – по фактической себестоимости;
готовая продукция – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости;
товары на предприятиях торговли, снабжения и сбыта отражаются по розничным (продажным) или покупным ценам.
Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Позволяет учитывать затраты на производство и реализацию продукции в целом и по отдельным статьям, анализировать затраты на производство продукции (работ, услуг), обособленно устанавливать цены.
Для управления в бухгалтерском учете организуется учет рас¬ходов по статьям затрат, или калькуляционным статьям, ко¬торые характеризуют виды расходов, образующих себестоимость как отдельных разновидностей продукции, работ, услуг, так и всего товарного выпуска.
К статьям затрат типовой номенклатуры относятся:
сырье и материалы;
возвратные отходы (вычитаются);
покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций;
топливо и энергия (на технологические цели);
заработная плата основных производственных рабочих;
отчисления на социальные нужды;
потери от брака;
расходы на подготовку и освоение производства;
прочие производственные расходы;
Первые девять позиций формируют итоговую цеховую себестоимость.
При добавлении к ним общепроизводственных расходов формируется итоговая производственная себестоимость готовой продукции.
К производственной себестоимости прибавляются общехозяйственные расходы, что позволяет сформировать итоговую себестоимость готовой продукции.
Включение расходов на продажу в себестоимость готовой продукции формирует итоговую коммерческую себестоимость.
Необходимо отметить, что данный перечень статей не является фиксированным, и каждое предприятие может, учитывая особенности собственного производства, дополнять указанный перечень какими-либо статьями или сокращать его с целью обеспечения полноты и ясности отражения информации о направлении расходов предприятия на те или иные нужды.
Отчетность – это способ получения сводных показателей о деятельности организации, ее имущественном положении, платежеспособности и финансовой устойчивости за отчетный период [10; с.56].
Бухгалтерская отчетность являются завершающим этапом учетного процесса, составляется на основании первичных данных бухгалтерского учета.
Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Отчетным периодом бухгалтерской отчетности является период с 1 января по 31 декабря текущего года включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным периодом является период с момента государственной регистрации организации по 31 декабря текущего года включительно. Для организации созданных после 1 октября первым отчетным периодом будет являться период с момента государственной регистрации организации по 31 декабря следующего года включительно [2].
Бухгалтерская отчетность состоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
- форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
- форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
- бухгалтерский баланс – форма № 1;
- отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
- отчет об изменениях капитала – форма № 3;
- отчет о движении денежных средств – форма № 4;
- приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
- пояснительную записку;
- итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности [4].
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
наименование составляющей части;
указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;
наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;
формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Синтетические счета бухгалтерского учета
Основные средства (01)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 86400 -
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 86400
Нематериальные активы (04)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 11800 -
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 11800
Материалы (10)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 144100 3) 110000
4) 500
1) 22400
2) 2200
Оборот 24600 Оборот 110500
Сальдо 58200
Готовая продукция (43)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 10000 12) 152066
11) 151066
Оборот 151066 Оборот 152066
Сальдо 9000
Расходы на продажу (44)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо - 13) 8000
13) 8000
Оборот 8000 Оборот 8000
Сальдо -
Основное производство (20)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 11000 11) 151066
3) 110000
5) 17000
6) 4420
9) 16
10) 18630
Оборот 150066 Оборот 151066
Сальдо 10000
Общепроизводственные расходы (25)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо - 10) 9070
4) 500
5) 4500
6) 1170
7) 500
8) 2400
Оборот 9070 Оборот 9070
Сальдо -
Общехозяйственные расходы (26)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо - 10) 9560
5) 6000
6) 1560
7) 900
8) 1100
Оборот 9560 Оборот 9560
Сальдо -
Касса (50)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 100 -
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 100
Расчетные счета (51)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 13820 -
14) 203800
Оборот 203800 Оборот -
Сальдо 217620
Резерв по сомнительным долгам (63)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 1000 -
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 1000
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 4300 7) 1400
13) 8000
-
Оборот - Оборот 9400
Сальдо 5100
Расходы будущих периодов 97
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 700 -
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 700
Амортизация основных средств (02)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 24300
8) 3500
Оборот - Оборот 3500
Сальдо 27800
Амортизация нематериальных активов (05)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 2750
9) 16
Оборот - Оборот 16
Сальдо 2766
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 1300
1) 22400
2) 2200
Оборот - Оборот 24600
Сальдо 25900
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам (66)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 11800
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 11800
Расчеты по налогам и сборам (68)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 1100
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 1100
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 1200
6) 7150
Оборот - Оборот 7150
Сальдо 8350
Расчеты с персоналом по оплате труда (70)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 9970
5) 27500
Оборот - Оборот 27500
Сальдо 37470
Уставный капитал (80)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 207700
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 207700
Добавочный капитал (83)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 3100
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 3100
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (84)
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 20000
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 20000
Продажи (90)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо - Сальдо -
12) 152066
13) 8000
15) 43734 14) 203800
Оборот 203800 Оборот 203800
Сальдо - Сальдо -
Прибыли и убытки (99)
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо - Сальдо -
- 15) 43734
Оборот - Оборот 43734
Сальдо 43734
Аналитические счета бухгалтерского учета к счету 10 «Материалы»
Алюминий
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 40000 3) 40000
1) 10000
Оборот 10000 Оборот 40000
Сальдо 10000
Сталь легированная
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 64000 3) 60000
1) 12000
Оборот 12000 Оборот 60000
Сальдо 16000
Оргстекло
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 4000 -
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 4000
Краска разная
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 21600 3) 10000
4) 500
1) 400
Оборот 400 Оборот 10500
Сальдо 11500
Прочие материалы
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 5500 -
2) 2200
Оборот 2200 Оборот -
Сальдо 7700
Топливо
(наименование счета)
Дебет Кредит
Сальдо 9000 -
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 9000
Аналитические счета бухгалтерского учета к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Завод «Радуга»
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 330
1) 400
Оборот - Оборот 400
Сальдо 730
Комбинат «Прогресс»
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 850
1) 22000
Оборот - Оборот 22000
Сальдо 22850
Завод «Восход»
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо 120
-
Оборот - Оборот -
Сальдо 120
Автобаза
(наименование счета)
Дебет Кредит
- Сальдо -
2) 2200
Оборот - Оборот 2200
Сальдо 2200
Журнал регистрации операций за октябрь
№ операции Краткое содержание операции Сумма Корреспондирующие счета
Д К
1 2 3 4 5
1. Акцептованы счета поставщиков за поступившие от комбината «Прогресс»
а) стали легированной
б) алюминия
в) от завода «Радуга» краски
12000
10000
400 Материалы (10) Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60)
2. Начислено автобазе за доставку материалов
а) от комбината «Прогресс»
б) от завода «Радуга»
2000
200 Материалы (10) Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60)
3. Отпущено со склада в основное производство по себестоимости
а) алюминия
б) стали легированной
в) краски
40000
60000
10000 Основное производство (20) Материалы (10)
4. Отпущена со склада краска на общецеховые нужды 500 Общепроизводственные расходы (25) Материалы (10)
5. Начислена заработная плата:
а) рабочим основного производства
б) цеховому персоналу
в) общезаводскому персоналу
17000
4500
6000 Основное производство (20)
Общепроизводственные расходы (25)
Общехозяйственные расходы (26) Расчеты с персоналом по оплате труда (70)
6. Произведены начисления по ЕСН в размере 26% от заработной платы:
а) рабочих основного производства
б) цехового персонала
в) общезаводского персонала
4420
1170
1560
Основное производство (20)
Общепроизводственные расходы (25)
Общехозяйственные расходы (26) Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69)
7. Начислено разным кредиторам за работы и услуги:
а) цехового назначения
б) общезаводского характера
500
900 Общепроизводственные расходы (25)
Общехозяйственные расходы (26) Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76)
8. Начислен износ по основным средствам
а) цехового назначения
б) общезаводского назначения
2400
1100 Общепроизводственные расходы (25)
Общехозяйственные расходы (26) Амортизация основных средств (02)
9. Начислен износ по нематериальным активам 16 Основное производство (20) Амортизация нематериальных активов (05)
10. Закрыть счета:
а) общепроизводственные расходы
б) общехозяйственные расходы 9070
9560 Основное производство (20) Общепроизводственные расходы (25)
Общехозяйственные расходы (26)
11. Поступила на склад выпущенная из производства готовая продукция по фактической себестоимости (сальдо по незавершенному производству на конец месяца составило 10000) 151066 Готовая продукция (43) Основное производство (20)
12. Реализована покупателям готовая продукция по фактической себестоимости (сальдо на конец месяца составило 9000) 152066 Продажи (90) Готовая продукция (43)
13. Начислено разным кредиторам за работы и услуги по сбыту продукции 8000 Расходы на продажу (44)
Продажи (90) Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76)
Расходы на продажу (44)
14. Поступило на расчетный счет от покупателей за реализованную продукцию 203800 Расчетные счета (51) Продажи (90)
15. Определить и списать результат от реализации продукции 43734 Продажи (90) Прибыли и убытки (99)
Итого: 759962
|