СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
икона. Так как тело «есть не только нераздельное от него [духа] вместилище и орудие духа, но оно есть и его образ». Таким образом, автор работы делает вывод о том, что про человеческий портрет можно сказать словами Ареопагита, что «икона есть видимое невидимого», ибо в ней изображается живущий в видимом теле невидимый дух.
Также С. Булгаков в своем исследовании делает два заключения: «Во-первых, каждый портрет есть изображение определенного индивида. Во-вторых, каждый портрет есть икона иконы, искусственное воспроизведение нерукотворного природного образа духа, каковым является тело».
Однако встает вопрос о том, насколько изобразим дух. Ведь даже тварный человеческий дух, имеющий Божественное происхождение, имеет неисчерпаемую глубину, которая развертывается во временной протяженности. Таким образом, получается, что невозможно изобразить всю глубину духа в одном мгновенном изображаемом временном отрезке, т.к. дух открывается в разных своих состояниях и изображение отсекает все прочие его проявления. И тут автор исследования вводит в помощь понятие «именования», «всякий портрет нуждается в именовании», поэтому автором делается вывод о необходимости именования иконы. И таким образом устраняется разрыв между частью и целым.
Далее С.Н. Булгаков переходит к анализу иконы Христа. Икона Христа, по его мнению, также является ничем иным как человеческим образом, в котором открывается живущий в нем дух, но с той лишь оговоркой, что Спаситель явил нам совершенный образ человечности. А как и всякий совершенный образ, он плохо поддается передаче через наше несовершенное естество, т.е. получается, что невозможно вполне адекватно передать Образ Христа при этом не исказив его. «Христос в человечности своей может быть изображаем , как Он видим человеком чрез разнообразные субъективные призмы, хотя Он и не изобразим в истине и славе Своей, ибо для этого изображающий должен быть не только подобен и сроден, но и равен изображенному… икона Христова есть не только изображение Его совершенной человечности, но и Его Божественного Духа, икона самого Божества».
Также в своём исследовании С.Н. Булгаков рассуждает о том, что истинный и полный постулат иконы Христовой состоит в том, чтобы дать не человеческий только образ Христа, но и образ, в котором отобразилось бы Божество Христово. В иконе изображается Богочеловек. Таким образом, считает автор статьи, возникает иконопись как церковное искусство, которое соединяет в себе все творческие задания искусства с церковным опытом.
Далее С.Н. Булгаков определяет ещё одну черту иконописи, которая заключается в том, что как церковное искусство, оно живет не только в общей традиции искусства с его школами и вообще художественным преданием, но и в церковном предании, которое выражается объективно в иконном каноне.
Также в своей статье автор размышляет о различном понимании канона иконописи. Так у старообрядцев имеет место слепое копирование уже имеющихся образов. Но такое понимание канона во-первых, неисполнимо, во-вторых, ложно. Так как всякое копирование – это искажение первообраза и в таком случае, строго говоря, старообрядцам следует оставить цветную фотографию для более точной передачи и копирования икон. А в православии не отвергается возможность творчества и его индивидуальности (пример, Троица Андрея Рублева). Поэтому вовсе не отвергается религиозно-художественное переосмысление накопленного иконографического материала.
Теперь перейдём к выводам, которые делает С.Н. Булгаков в итоге своих умозаключений. Наличие и оправданность канона, по мнению автора статьи, свидетельствует о том, что икона Христа (а также и другие иконы) есть не только творение искусства с индивидуальным его характером, но и «узрение» церковное. Поэтому можно в известном смысле сказать, что икона Христа, хотя она и пишется отдельным художником, собственно принадлежит Церкви. Эта принадлежность раскрывается с новой стороны в освящении иконы.
По нашему мнению, данная статья будет интересна людям, которые интересуются религией и религиозной философией. В ней достаточно логично обосновывается сущность иконы, иконы Христа, канона. В данной работе прослеживается достаточно много любопытных мыслей, которые могли бы стать основой для многих исследовательских работ. Также в данной статье присутствуют идеи, с которыми можно было бы поспорить. Но в целом статья достаточно аргументирована и любопытна, во многих вопросах мы придерживаемся мнению С.Н. Булгакова.
|