СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Содержание
1. Хозяйство и трудовые традиции у башкир 3
2. Армяно-азербайджанский конфликт 6
3. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования 9
Список литературы 13
1. Хозяйство и трудовые традиции у башкир
Башкиры или башкирцы - народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах.
Все башкиры имеют дома, живут в деревнях, пользуются определенными земельными наделами, на которых занимаются хлебопашеством и др. промыслами и ремеслами, и в этом отношении отличаются от крестьян или других оседлых инородцев разве только степенью своего благосостояния. Одно, что могло бы дать повод к закреплению за башкирами названия полукочевого племени, это обычай с наступлением весны переселяться на так называемые коши, т.е. в войлочные кибитки, которые они, в виде лагеря, разбивают на своих полях или лугах.
Впрочем, эти летние переселения существуют даже не у всех башкир, а много если у половины, именно там, где осталось еще очень много лугов и где эти луга расположены далеко от деревни, и у населения имеется еще скот. И в этом случае так называемая перекочевка не служит проявлением прежних кочевых привычек, а просто обусловливается хозяйственными соображениями и удобствами. В многоземельных местностях не только башкиры, но и русские крестьяне нередко переселяются на отдаленные поля и покосы и живут там с детьми и скотом по целым неделям в особо устроенных избушках. это совершенно понятно, потому что крестьянину и башкиру неудобно и невыгодно каждый день возвращаться в деревню с отдаленного поля и с кочевым или полукочевым состоянием это ничего общего не имеет. Башкиры, живя в своих летних палатках и избушках, занимаются сенокосом, гонкой дегтя и смолы, рубкой дров, смотря по местности. Здесь же, поблизости, у них пасется скот. Скот у башкир составляет их главное богатство, но бунты прошлого столетия и последовавшие за ними аграрные неурядицы совершенно их разорили, и в |
СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
настоящее время у очень многих башкир не только нет табунов, которыми они некогда так славились, но нет даже и одной лошади, без которой не обходится в крае даже самый бедный крестьянин. Лошади же у башкир особой породы: они мелкого роста и некрасивой масти, но зато крепки и быстры; особенно хороши бывают у них иноходцы, с которыми не могут соперничать многие скакуны.
Кроме лошадей и рогатого скота у башкир водятся и верблюды, главным образом, у тех из них, которые живут по рекам Сакмаре, Деме, Белой, Исети и Узеню. Верблюды эти той же породы, что и у киргиз-кайсаков; шерсти они желто-бурой или белой; двугорбые и изредка одногорбые; последние превосходят первых по силе и крепости и ценятся дороже. Верблюдами башкиры пользуются как для перевозки вьюков, так и для упряжи. Особого ухода башкирский скот не требует: не только летом, но и зимою он большей частью довольствуется подножным кормом, что называется тебеневкою; одни лишь верблюды доставляют своим хозяевам некоторые заботы, так как они с трудом переносят холод. Кроме скотоводства и лесных промыслов, к числу которых следует отнести и бортничество, башкиры занимаются и земледелием. Даже отправляющиеся на кочевку обрабатывают ранней весной свои пашни.
Деревни башкир по наружной архитектуре ничем не отличаются от русских или татарских деревень. Тип избы тот же самый, равно как и расположение улиц, но при всем том опытный глаз с первого же раза отличит башкирскую деревню от русской, даже если не брать во внимание мечеть. Дома башкир всюду носят отпечаток какой-то недоконченности или полуразрушения; в них не видно той хозяйственной уютности и заботливости, как в русских домах. Это, с одной стороны, объясняется бедностью, плохим хозяйством, с другой - нерадивостью, отсутствием домовитости и той любви к своему жилищу, с которой обряжает его русский крестьянин.
Внутреннее устройство домов тоже представляет некоторые особенности. Первое, что здесь бросается в глаза, - это устройство печи или чувала, который напоминает собою камин, с прямой трубой и огромным отверстием для дров эти чувалы весьма часто служат причиною гибели детей. При зимней стуже ребенок близко подходит к большому огню, платье на нем загорается, или же он просто падает в чувал. Меблировку же избы составляют нары, расположенные вокруг стен и покрытые войлоками; здесь у более зажиточных, лежат перины и подушки. Если к этому присоединить один или несколько сундуков, да самовар с чайным прибором, то получится все убранство зажиточной башкирской избы; у большинства же бедняков не только самовара, но вообще никакой домашней утвари нет. В чувале находится котел, где приготовляют пищу, тут же и стирают белье, если этим словом можно назвать грязные и дырявые тряпки. При употреблении пищи башкир не знает ни ножей, ни вилок, которые заменяются пальцами. При таком образе жизни нельзя, конечно, и думать о чистоплотности, тем более, что употребление мыла и бани к башкирам до сих пор еще не привилось.
Положительные знания об окружающем мире, трудовые навыки и приемы ведения хозяйства у башкир основывались на многовековом практическом опыте. Они были направлены на использование свойств предметов и явлений в хозяйственных целях и на предотвращение разрушительного действия природной стихии. Сложившиеся веками представления о закономерностях смены времен года и связанных с нею изменений погодных условий способствовали формированию годичного цикла хозяйственной жизни с ритмичным чередованием весенне-летних, осенних и зимних работ, планомерным использованием пастбищ в зависимости от состояния трав и рельефа местности. Башкиры знали питательные, лечебные качества многих трав, различали ядовитые.
2. Армяно-азербайджанский конфликт
15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.
Нагорный Карабах – область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения – 138 тысяч человек, подавляющее большинство – армяне. Столица – город Степанакерт. Население – около 50 тысяч человек.
Армяно-азербайджанский конфликт (Карабахский конфликт, Карабахская война (1991—1994) — этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы советской «перестройки» (1987-1988), а в 1991—1994 годах привёл к масштабным вооружённым действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.
Предыстория конфликта. Территория Нагорного Карабаха в древности входила в пределы провинции Арцах. Нагорный Карабах, населенный преимущественно армянами, в начале ХХ века дважды (в 1905—1907 и 1918—1920 гг) становился ареной кровопролитного армяно-азербайджанского конфликта (подробно см. История Нагорного Карабаха). В 1921 г. постановлением Политбюро ЦК РКП он был включен в состав Азербайджанcкой ССР с созданием автономии (НКАО — Нагорно-Карабахская автономная область). Это вызвало недовольство армян, на протяжении многих десятилетий требовавших присоединения НКАО к Армении. До середины 1980-х годов такие требования, однако, редко становились достоянием гласности, а любые действия в этом направлении немедленно подавлялись.
Совсем другие возможности предоставила начатая М.Горбачёвым политика демократизации советской общественной жизни. Уже в начале октября 1987 года на митингах в Ереване, посвящённых экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армении, которые впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства. В 1987 — начале 1988 в регионе усиливается недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением, начинается сбор подписей под обращением в поддержку требования о передаче Карабаха Армении. Эти настроения подогреваются распространяющимися сообщениями о фактах пренебрежительного отношения к армянскому населению в Азербайджане и некоторых провокационных выходках со стороны азербайджанцев. Руководство Азербайджанской ССР и Компартии Азербайджана, со своей стороны, пытается задействовать привычные командно-бюрократические рычаги в надежде урегулировать ситуацию силовыми методами.
В августе 1987 г. карабахские армяне посылают в Москву подписанную десятками тысяч людей петицию с просьбой передать НКАО в состав Армянской ССР. В сентябре-октябре 1987 г. первый секретарь Шамхорского райкома Компартии Азербайджана М. Асадов вступает в конфликт с жителями армянского села Чардахлу Шамхорского района (северный Карабах, вне пределов НКАО) в связи с протестами жителей села против замены директора совхоза-армянина азербайджанцем;. В Ереване в связи с этим проходят демонстрации протеста. В ноябре 1987 г. в защиту идеи переподчинения Карабаха Армении выступает советник Михаила Горбачёва Абел Аганбегян. Зима 1987—1988 — ряд азербайджанских жителей Кафанского района Армянской ССР одновременно выехали в Азербайджан. Даты называются разные, от ноября 1987 до января 1988. Согласно азербайджанским данным, причиной этого было давления, которое оказывали на них армянские экстремисты с целью выдавливания азербайджанского населения из района. Другие источники утверждают, что первые межнациональные столкновения в Армении произошли лишь в ноябре 1988 года, в данном же случае бегство было вызвано распущенными с провокационными целями слухами; также отмечается, что в ряде случаев на митингах под видом беженцев из Кафана выступали явные провокаторы.
21 февраля Политбюро ЦК КПСС принимает постановление, согласно которому требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР представляется как принятое в результате действий «экстремистов» и «националистов» и противоречащее интересам Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Постановление ограничивается общими призывами к нормализации обстановки, выработке и осуществлению мер по дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию автономной области. Центральные органы власти и в дальнейшем, несмотря на обострение обстановки, будут руководствоваться этим постановлением, непрерывно заявляя, что «перекройки границ не будет».
22 февраля 1988 у армянского населённого пункта Аскеран происходит столкновение с использованием огнестрельного оружия между группами азербайджанцев из города Агдам, направляющимися в Степанакерт «для наведения порядка», и местным населением. Погибли 2 азербайджанца, по крайней мере один из них — от руки милиционера-азербайджанца. Это было начало войны, которая длилась до 1994 года.
Итогом военного противостояния стала победа армянской стороны. Несмотря на численное преимущество, превосходство в боевой технике и живой силе, при несравнимо больших ресурсах Азербайджан потерпел поражение.
3. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Этнос определяется как сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.
Этнический конфликт - конфликт между представителями разных народностей или этнических групп, возникающий в результате различий в быту, традициях, культуре, а также в результате социального неравенства.
Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций.
В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредотачивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией. Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы.
Причинами конфликта могут стать различия, обнаруживаемые на более глубоком уровне психологического анализа. При анализе причин толерантного-интолерантного межличностного общения в целом и в конфликтной ситуации в частности указывается, как люди разных культур судят о степени связанности себя с другими (истолкование «Я» как «независимого – взаимозависимого»). Это один из наиболее общих стереотипов. Он организуют более специфические стереотипы, в том числе – толерантного-интолерантного общения. Отмечается ряд параметров поведения, позволяющих определить, какой стереотип преобладает в данной этнокультурной группе. Для «взаимозависимого Я» чрезвычайно важно разграничение людей по линии «свой-чужой». Хотя нет точных сведений о том, какой тип поведения по этому критерию преобладает у народов, проживающих на территории России, но по ряду типичных социально-психологических характеристик постсоветсткого человека можно предположить, что преобладают способы поведения, характерные для стереотипа «взаимозависимого Я», например, поведение жителей Северного Кавказа. Наряду с преимуществами данного типа общения, у представителей такой общности высоко развита способность противостоять влиянию воздействий, разрушающих этническую идентичность. Вместе с тем у них высоко развиты интолерантные формы поведения в отношении «чужого». Если субъекты с этим стереотипом проявляют толерантность и конформизм, то в отношении человека из одной группы, что рассматривается как традиционная ценность.
В ситуациях взаимодействия представителей различных культур, в частности, с различным истолкованием «Я», чаще будут возникать противоречия и интолерантные формы общения. Исследователи приходят к выводу, что именно культурно-исторические факторы для представителей разных этносов сужают спектр допустимых способов общения. Сложившаяся система ценностей, социальные нормы и традиции ограничивают общение и тем самым становятся фактором возникновения интолерантного межличностного взаимодействия.
Во многих странах мира уже многие десятилетия существуют службы, нацеленные на разрешение этнических конфликтов.
Сферой приложения социальных психологов должна стать работа в междисциплинарных конфликтологических службах с целью выявления эффективности тех или иных стратегий при урегулировании конфликтов разной степени интенсивности и масштабности. Обычно выделяется три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне:
1) применение правовых механизмов;
2) переговоры;
3) информационный путь.
Что касается первой стратегии, то программой-максимум – трудно достижимой в реальности – должно стать изменение всего законодательства в полиэтнических государствах.
Основная форма участия психологов в конфликтологической службе – организация посредничества в ведении переговоров с субъектами конфликтов. В нашей стране работа в этом направлении начата лишь в последние годы.
Когда говорят об информационном пути разрешения конфликтов, имеется в виду взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации. Психологи должны участвовать в выборе способов подачи информации в средствах массовой коммуникации при освещении острых конфликтов, так как даже нейтральные с точки зрения стороннего наблюдателя сообщения могут привести к вспышке эмоций и эскалации напряженности.
При учете психологических моментов, во-первых, следует отказаться от подхода, согласно которому межэтнический конфликт лучше не обсуждать в средствах массовой коммуникации, чтобы не будоражить большинство населения. Во-вторых, необходимо признать ошибочной Популярную среди журналистов точку зрения, согласно которой конфликты достойны внимания лишь тогда, когда они разразились и стали материалом сенсационных репортажей. Подход в освещении конфликта должен быть ориентирован на информационное содержание, а не на сенсационность, «...на создание ясной и сбалансированной (по крайней мере многогранной) картины конфликта, его истоков, природы и возможных путей разрешения».
Список литературы
1. Амелин. В.В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности// Теоретический журнал СКЕОО. 2005. №1.
2. Башкиры: Историко-этнографические очерки. / Под ред. Мажитова Н.А. – М., 1998
3. Дробижева Л. М. Этнические конфликты //Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис. 2004. №2.
4. Жетписов Д. Армяно-азербайджанский конфликт: история, право, посредничество. – М., 2004.
5. Тишков В. А. О природе этнического конфликта. – СПб, 2004.
6. Янгузин Р.3. Этнография башкир (история изучения). — Уфа: Китап, 2002.
|