Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Ср, 01.05.2024, 20:40
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Реферат [ Добавить материал ]

фев
Реферат | 27.10.2014, 14:09

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление
  С.
Введение..……………...………………………………………….………….…3

1. Государственный механизм в период с февраля по октябрь 1917 года.....4

Заключение…………………………………………………………………….13
Глоссарий……………………………………………………………………...14
Библиографический список………………………………..…………………16

 

 


Введение

Февральская революция имела буржуазно-демократический характер. Она решала задачи свержения самодержавия, открывала путь для развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, введения конституционного строя, обеспечения политических свобод граждан, уничтожения национального гнета. 
Революция представляла собой сложное взаимодействие стихийных и сознательных сил революционного процесса. Она поднялась стихийно на базе массового недовольства войной и была осуществлена главным образом силами рабочих и солдат. На фоне нарастания стихийности происходило усиление роли сознательных начал через участие в революции политических партий, профсоюзов, фабзавкомов, отрядов Красной гвардии. Русская буржуазия, получившая к тому времени определенный опыт политической борьбы (на периферии буржуазные общественные комитеты возникли раньше Советов), также была сопричастна к революции, что и привело ее к власти. 
В данной работе будет проводиться анализ наиболее значимых, на мой взгляд, аспектов и положений, касающихся февральской революции и формирования новой государственной системы в марте-октябре 1917 года.
Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, чтобы уяснить характер февральской революции 1917 года, ее причины и последствия. Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать особенности формирования новой государственной системы в указанный период.
К изучению и разработке выбранной мною темы реферата обращались ученые правоведы на протяжении многих лет. Значительное внимание исследованию февральской революции 1917 года уделили Емельянова И.А., Исаев А.И., Титов Ю.П., Керенский А.Ф., Макарейко Н.В., Рогов В.А., Стешенко Л.А., Шамба Т.М. и др.

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Государственный механизм в период с февраля по октябрь 1917 года

Февральская революция 1917 г. в Российской Империи произошла под лозунгами «мира, хлеба, свободы». Она началась в столице – Петрограде, но быстро распространилась на фронты, в другие города и села великой империи.
Причины февральской революции следующие:
1.    Продолжавшаяся уже третий год неудачная война, ненавистная всему народу, особенно солдатам, рабочим и крестьянам, а также небогатым горожанам (мещанам, служащим, студентам, гимназистам, ремесленникам).
2.    Кризис верховной власти:
a)    император Николай II – Верховный главнокомандующий потерял авторитет и доверие у офицеров и генералов армии, у командующих фронтами и флотами из – за неспособности успешно вести войну и управлять империей;
б) Государственный совет и Совет Министров также утратили способность управлять страной и потеряли доверие армии и народа, всех оппозиционных сил, левых и правых, особенно промышленников и банкиров;
в) Святейший синод и православная церковь в тяжелейших условиях войны и кризиса верховной власти не смогли оказать необходимое влияние на государственную власть и народ, чтобы избежать катастрофы. В результате распалась идейная основа Российской Империи – «православие, самодержавие и народность».
3. Кризис продовольственного снабжения городов. Сокращение поставок хлеба в Петроград и Москву было вызвано неспособностью правительства организовать закупку у крестьян сельскохозяйственных продуктов и их доставку в города. Причиной продовольственных трудностей и очередей за хлебом было нежелание крестьян продавать зерно за обесценивающиеся деньги, а также вследствие недостатка промышленных товаров в торговле. Недостаток хлеба, очереди за ним, рост цен, спекуляция продуктами вызвали недовольство населения столицы, которое было поддержано солдатами тылового Петроградского гарнизона.
4.    Кризис экономики государства: а) товарообмен был нарушен; б) финансы расстроены инфляцией; в) пути сообщения, главным образом железные дороги, не справлялись с перевозками продовольствия и военных грузов; г) резко упала производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве [4; с. 327].
Весь комплекс социально – политических причин вызвал стихийное возмущение населения столицы, поддержанное армией и оппозицией, что в условиях военного времени привело государство к катастрофе – народной революции по всей стране и свержению династии Романовых.
Таким образом, Российское государство сделало новый шаг на пути превращения из феодального в буржуазное.
В результате Февральской буржуазно-демократической революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего изменилась форма правления, в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны. На смену царской монархии пришла буржуазная республика, которая фактически установилась с первых дней после свержения самодержавия. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию. Правые партии еще надеялись при помощи Учредительного собрания восстановить монархическую форму правления. Об абсолютной монархии в условиях развития революции не могло быть и речи, саму буржуазию это тоже не устраивало. Однако надежды на установление в России конституционной монархии у лидеров буржуазных партий сохранялись на протяжении всего периода от февраля к октябрю [3; с. 345].
Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было окончательно определить конструкцию власти и государственного управления. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно временно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные), поскольку таковой после победы революции отсутствовал [2; с. 11].
Временное правительство первого состава считало себя преемником старой власти, хотя было создано незаконным путем - соглашением между временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 г. 7 марта на заседании Сената оно приняло присягу, подчеркнув тем самым, что как бы продолжало дело царского Совета министров. Возглавил Временное правительство князь Львов, назначенный на должность председателя Совета министров царем задним числом одновременно с подписанием акта об отречении [1; с. 65].
На роль временного главы претендовал Временный комитет Государственной думы, созданный руководством Думы 27 февраля 1917 г., когда царь распустил ее (вроде бы временно). Однако Временное правительство высшим органом государственной власти в стране считало Сенат. Оно установило правило, согласно которому каждый новый министр представлялся на утверждение Сенату. Правда, Временному комитету Государственной Думы удалось добиться того, что список нового состава при изменениях в правительстве давали ему на утверждение [4; с. 330].
Оформление членов правительства через Сенат представляло собой чистейшую формальность. Он не имел никакого значения в создании механизма новой власти и управления. Реальное влияние на оформление правительства оказывали Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов.
Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, что приводило к так называемой министерской чехарде, к невозможности последовательно проводить какую-либо определенную линию в государственном управлении. Все время шли поиски наиболее приемлемых форм приспособления правительства к продолжавшемуся революционному движению народных масс. Одной из форм такого реагирования являлись коалиционные составы правительства, когда в него входили министры-социалисты, представители умеренных социалистических партий - меньшевиков и эсеров.
Крайняя неустойчивость правительственных органов лишала буржуазию возможности проводить в жизнь то, что соответствовало ее интересам, революционная ситуация в стране вынуждала идти на компромиссы, буржуазии приходилось считаться с интересами и требованиями трудящихся классов. ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Петроградский Совет (до перехода его к большевикам) не доставляли буржуазии особых огорчений. С ними лидеры буржуазных партий легко договаривались. Буржуазия панически боялась большевиков и руководимого ими движения народных масс [6; с. 270].
Коалиционные составы правительства не могли обеспечить устойчивость Временного правительства. Такие правительства возникали потому, что под давлением революционного движения масс буржуазия не могла, хотя этого очень хотела, одна оставаться у власти, а мелкобуржуазные партии имели реальную возможность взять на себя ответственность за государство, но боялись властвовать одни, без буржуазии.
В советской литературе встречалось утверждение, что после Февральской революции в государственном аппарате ничего не изменилось. Подобное утверждение не имеет оснований. Движение народных масс стало мощным, и не было силы, которая могла бы остановить демократические преобразования. Это оказало влияние и на госаппарат. Временное правительство делало отчаянные усилия для сохранения в неприкосновенности царского государственного аппарата, который в основном устраивал буржуазию, поскольку в его организации нашел отражение многовековой опыт подавления эксплуатируемых масс. Революционный народ решал этот вопрос иначе. Он стал ломать наиболее ненавистные трудящимся учреждения царского режима, и в первую очередь полицию и жандармерию [2; с. 15].
Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновении старую государственную машину, вынуждено было санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате революционных действий народных масс. Последовало упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений. Кроме того, пришлось упразднить Особое присутствие Правительствующего сената, так как орган, который расправлялся с революционерами и демократическими деятелями, особенно ненавидели народные массы. К значительным достижениям относилась ликвидация в России старой системы политического сыска. Временное правительство не делало даже попытки вновь создать систему этих органов, так как понимало, что в условиях революционного подъема такое мероприятие привело бы к немедленному краху власти буржуазии. Были ликвидированы и другие органы. Временное правительство создало некоторые новые звенья центрального государственного аппарата – Министерство труда,  Министерство продовольствия и Министерство призрения, Экономический совет - для выработки общих планов организации народного хозяйства [3; с. 348].
В августе были упразднены Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен возникло Министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий. По существу, сохранялось прежнее учреждение, только под другим названием.
В марте 1917 г. при Министерстве юстиции образуется так называемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Результаты работы комиссии нашли отражение в опубликованном сборнике документов под названием «Падение царского режима». В нем помещались результаты допросов ряда высших чиновников, прежде всего бывших министров внутренних дел и бывших директоров Департамента полиции [5; с. 35.]
Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь. Однако усилившееся после корниловского мятежа требование ускорить созыв Учредительного собрания и готовящийся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов заставили Временное правительство применить отвлекающий маневр. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание. На нем присутствовали главным образом представители земских, буржуазных и мелкобуржуазных организаций. Представители партии большевиков, Советов и фабзавкомов были в явном меньшинстве. Совещание преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов; 2) отсрочить созыв Учредительного собрания до окончания войны, о чем втайне мечтали, по свидетельству управляющего делами Временного правительства В.Д. Набокова, его члены [4; с. 331].
Совещание оказало существенную помощь буржуазному правительству, высказавшись за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган - Временный Совет Республики, или Предпарламент, - для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. В незначительном числе в него вошли и большевики, подавляющее же большинство там представляли буржуазные и мелкобуржуазные партии. Этот орган не имел никакого значения. Буржуазия сформировала его с целью обмана масс, создания иллюзии участия широких слоев населения в государственных делах. В данном случае буржуазия и Временное правительство рассчитывали на веру масс в то, что если появился Предпарламент, то скоро будет и парламент.
В условиях нарастания революционного подъема ЦК партии большевиков счел ошибочным участие в Предпарламенте. На первом же заседании 7 октября 1917 г. большевистская фракция покинула этот орган.
Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары наделялись примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В действительности же их положение было крайне неустойчивым, ибо им приходилось преодолевать сопротивление органов местного самоуправления, Советов и других революционных организаций [7; с. 415].
После победы буржуазно-демократической революции на местах возрастает роль местных земских и городских органов самоуправления. Идет процесс их дальнейшей демократизации. Создаются волостные земские собрания и управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды. В городах с населением более 150 тыс. человек учреждались районные думы и управы, руководили ими советы дум этих городов.
В местные органы самоуправления входило много демократических деятелей, там были и большевики. В связи с тем что в местных органах милиции Временного правительства имелось много демократических элементов, она в большинстве случаев занимала нейтральную позицию либо сочувственно относилась к трудящимся.
Некоторые изменения произошли в судебной системе. Прежде всего последовало упразднение института земских начальников и суда с сословными представителями, но в целом судебная система оставалась почти прежней, в ее основе лежали Судебные уставы 1864 г.
Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и санкционировать создание революционных судов, возникших по инициативе трудящихся масс. Приказом министра юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде учреждались временные суды, которые действовали в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей от армии и рабочих. Все вопросы в суде решались большинством голосов, ибо все его члены имели равные процессуальные права. Судебное разбирательство было устным и гласным, приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали. Однако министр юстиции в порядке надзора мог отменить любой приговор временного суда. Просуществовали временные суды недолго, поскольку их деятельность противоречила интересам буржуазии [3, с. 349].
В связи с ростом массового движения крестьян, которые требовали решения аграрного вопроса, а во многих случаях самочинно захватывали помещичьи земли, в апреле 1917 г. Временное правительство сделало попытку утихомирить крестьян путем создания в стране разветвленной системы земельных комитетов. Их главная задача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который предполагалось предложить на рассмотрение Учредительного собрания. Создав видимость заботы о крестьянах, буржуазия и помещики надеялись их успокоить, отвлечь от самочинных действий. В главный, губернские и уездные земельные комитеты входили представители реакционного чиновничества и мелкой буржуазии, которые поддерживали Временное правительство. Однако в отношении низового, самого массового звена - волостных земельных комитетов - буржуазия и помещики просчитались. Низовые комитеты оказались в большинстве своем крестьянскими и возглавляли борьбу крестьян за землю. Большевики поддерживали эти комитеты [7; с. 417].
Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов, выдвигавших требования об улучшении продовольственного дела в стране, Временное правительство в мае 1917 г. создало широкую сеть продовольственных органов на местах (губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты), в которых преобладали представители буржуазии. Была введена хлебная монополия, имевшая цель ограничить спекулятивные возможности чиновников. Однако в комитетах сидели те же частники.
Несмотря на огромное число продовольственных органов, их полезная деятельность равнялась нулю. Функционировал разветвленный бюрократический аппарат, который погряз в бумажной волоките и не был способен к каким-либо полезным действиям. 

 

 

 

Заключение

В результате Февральской революции Россия сделала новый шаг на пути превращения в буржуазное государство, хотя многочисленные пережитки феодализма еще сохранялись и были попутно устранены лишь Октябрьской революцией.
Коренным образом изменилась форма правления. Россия стала сначала монархией без монарха, а затем была провозглашена республикой.
Переход власти от феодалов к буржуазии, как известно, не требует обязательного слома феодального государства. Поскольку задачи и функции феодального и буржуазного государств сходны, достаточно простого приспособления государства к новым условиям. Однако в России благодаря широкому размаху революции, активному участию в ней народных масс, руководящей роли рабочего класса были упразднены многие старые органы и целые их системы, особенно те, которые были связаны непосредственно с угнетением трудящихся.
Правовая система России после революции претерпела небольшие изменения. Особенно заметны они в сфере государственного права. Временному правительству пришлось санкционировать завоеванные народом в боях демократические права, свободы, которые теперь стали осуществляться без всяких ограничений. Издание избирательных законов для выборов в Учредительное собрание и органы местного самоуправления внесло принципиальные изменения в избирательное право, построенное теперь на основе наиболее передовых для своего времени принципов буржуазной демократии. Но исторические часы этой демократии в России были уже сочтены.

 

Глоссарий

Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Буржуазно- демократическая революция – общественный переворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии, проводятся широкие демократические преобразования. Победа революции укрепляет именно политические позиции буржуазии.
Земские собрания и управы  – земские учреждения (как на губернском, так и на уездном уровне) состояли из периодически собираемого выборного представительного органа – земского собрания и постоянно действующего исполнительного органа – земской управы. Этим выборным органам были подчинены все земские служащие и организации.
Временное правительство – правительство, создаваемое во время чрезвычайного положения после падения предыдущего режима. Временное правительство имеет полномочия до создания постоянного правительства. Временные правительства часто создаются во время войны или революции.
Временный комитет Государственной Думы – высшее чрезвычайное государственное учреждение в дни Февральской революции 1917 года, образованное 27 февраля 1917 года в ходе частного совещания членов Государственной думы Российской империи
Губернатор – стоял во главе губернии, объединял в своих руках всю административную, судебную и военную власть
Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству.
Присутствие – часть Сената, где выносились решения
Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.
Советы – избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Советской Республике.
Сенат – совещательный орган, часто верхняя палата, либо одна из палат законодательного собрания (парламента).
Святейший Синод – высший орган церковного управления
Учредительное собрание – временный представительный орган, созываемый с целью определить государственное устройство и основные законы страны в случае нарушения преемственности власти (революции, государственного переворота, гражданской войны, иностранной оккупации, политического кризиса, угрожающего целостности государства). После принятия соответствующих решений учредительное собрание должно самораспуститься и уступить место регулярным органам власти.
Февра́льская револю́ция – революция в Российской империи, итогом которой стало отречение императора Николая II и последующая передача верховной власти в стране Временному правительству.

 

 

 


Библиографический список

1.    Высшие и центральные государственные учреждения России 1801 - 1917 гг. Т. I. СПб., 2002. 
2.    Емельянова И.А. Высшие органы власти и управления России в дореформенный период. – Казань, 1965.
3.    Исаев А.И. История государства и права России. – М., 2003.
4.    История государства и права России. Учебник для вузов. / Ред. Ю.П. Титов. – М.: «Былина», 2001.
5.    Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990. N 12. 
6.    Макарейко Н.В. История отечественного государства и права. – М.: Юрайт, 2003.
7.    Рогов В.А. История государства и права России IX – нач. XX вв. – М., 1995 г.
8.    Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. Т. 1,2. – М.: «Норма», 2003.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 395
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba